Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Сирены. Что собой представляли сирены


Прекрасны сирены, приятно их слышать. Но как же коварны эти жительницы морского острова. Как и многие образы древней Греции, девушки с птичьими крыльями и рыбьими хвостами пережили свой век. Но что вы действительно знаете о сиренах?

Сирены и Одиссей

Впервые про сирен говориться в «Одиссее». Там описывается всего две сирены, которые жили на острове в море. Им было предсказано, что они непременно умрут, если мимо них пройдет хоть одной судно, и его экипаж останется живым. Поэтому сестры-сирены исправно топили все, что проплывало мимо. Но прошел мимо корабль Одиссея, который залил команде уши воском, а себя приказал привязать к мачте, и прекрасные существа погибли. Они бросились в море и обратились в утесы. Более поздние авторы поселили сирен вблизи Сицилии. Правда каждый из них выбирал свой остров. Так же часто менялось число сирен. Иногда их описывалось три, иногда семь.

Образ сирены в мифологии

Поначалу сирены в мифах описывались как дикие хтонические существа. Но постепенно, когда наступил период классической античности, их стали описывать как сладкоголосых красавиц. Как часто бывает с древностью, было несколько вариантов, почему именно так выглядят сирены, а не иначе. По одной версии они были спутницами Персифоны, но когда её похитил Аид, стали бесцельно блуждать, пока не явились в земли Апполона. Там Дементра, мать Персифоны, превратила их в таких существ, за то, что они не помогли её дочери. По второй версии она так сделала, что бы сирены смогли найти пропавшую. А в третьей версии замешана сама Афродита, которая придала им такой вид, что бы сирены не могли выйти замуж. Внешность сирен это всегда зооантропоморфность. Вторая часть тела у них либо рыбий хвост, либо лапы как у птиц, либо с рыбьим хвостом и крыльями на спине. Однажды по совету хитроумной Геры сирены и музы устроили соревнование в пении. Музы выиграли, после чего ощипали проигравших, и сделали себе венки из их перьев.

Сирены не только в мифах

Образ сирен не остался только в древних сказаниях. В средние века он часто смешивался с образом русалок. В эпоху романтизма сладкоголосые красавицы наполняются утонченной красотой, их часто пишут художники, они нередко попадают в стихотворения поэтов. Появилось и имя – Сирена. В 2014 году вышла на экраны драма «Сирена», где главную роль исполнила Огненная Китнис из «Голодных игр». Конечно же, в наши дни сирены часто оказываются персонажами компьютерных игр жанра фэнтези. Так в игре «Ведьмак 3, Дикая охота» есть забавный момент. Прибыв на острова Скеллиге, кто-то рассказывает главному герою Геральду про моряка, который захотел услышать сирен. И как Одиссей, залил уши команды воском. Поэтому весь корабль разбился о скалы, ведь никто не услышал его крика об опасности. В игре сирены имеют вид миловидных девиц до поры, потом обретают свой истинный облик.

По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались . — мифические существа женского пола, женщины-птицы или , которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. живи на одном из неуютных безжизненных островков Анфемоэссе близ Сицилии. Они были порождением одного из морских богов — то ли Форкиса, то ли Ахелоя (что вероятнее) — и одной из муз, которая, вероятно, скрывала свое материнство из-за характера дочерей.

Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. По еще одной версии, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Когда же их госпожу похитил себе в жены властелин загробного мира Аид, ее разгневанная мать, богиня плодородия Деметра, придала прекрасным девам птичий вид. Наконец, еще в одном варианте они сами захотели превратиться в птиц, чтобы отыскать Персефону, а когда люди не стали им помогать, они в отчаянии переселились на пустынный остров и стали мстить всему роду человеческому. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв.

В глубокой древности сирены воспринимались так же, как музы иного мира. Их часто высекали на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. В Средневековье сирены пользовались большой популярностью в качестве символов, они получили широкое распространение в гербах дворянских родов. Их изображали не только с птичьими чертами, но и с рыбьим хвостом и даже с телом четвероногого животного.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по-латыни). Ясон и аргонавты в "Аргонавтике", написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире. Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких-либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две.

Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин-колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в "Одиссее". Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В "Библиотеке" Аполлодора (I — II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена — Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая — на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана ("De natura animalium"), Овидия ("Метаморфозы"), Хигинуса ("Фабулы"), Евстафия ("По поводу "Одиссеи" Гомера") и Павсания ("Описание Эллады"). В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать — Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.


Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в "Описании Эллады" Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, "так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них". Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: "девушек-колдуний" в наказание за их "высокомерие" в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге "Предание о гомеровской "Одиссее" высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам. Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.


Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом "сирена" и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде "Жена сирены" сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в "Лигее" Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе "Профессор и русалка") имеет классическое имя; у "маленькой сирены" Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа "Каникулы Зефира" также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.


В шестом веке в Северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен. Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и не была женщиной, ибо могла жить в воде.

В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие божества в свите Посейдона.

В десятой книге «Республики» Платона восемь сирен управляют движением восьми концентрических небесных сфер.

Существуют ли сирены на самом деле? Вряд ли кто-то сможет дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. В мифах народов мира сирены имеют различный облик. Иногда сирену называли «змеей мягкой воды», феей Мелюзиной или озерной сиреной.

Сирен в эпоху Ренессанса называли и кокетливыми наядами — нимфами рек, ручьев и озер. Образ этих сирен стал встречаться в балетных спектаклях, а художники предпочитали их «раздевать».

Видимо, они действительно все-таки были прекрасны. А может быть, и есть?

Статьи на тему:


  • Сами по себе мумии - уже одна большая загадка. Каким образом, при отсутствии нынешних технологий, люди умудрялись консервировать тела, а главное - зачем им это было нужно? Но находятся мумии, происхож...

  • Древние меднорудные выработки на Каргалах были описаны еще в 1762 г. первым членом — корреспондентом Петербургской АН, оренбургским краеведом П.И. Рычковым. Но по иронии судьбы с начала ХХ в. ...

  • Существование высокоразвитой цивилизации в Антарктиде стало привлекать интерес профессиональных историков после Второй мировой войны. Гипотезу подтверждают средневековые карты, исследования западных...

  • В Индии 82-летний йог утверждает, что в течение 70 лет обходился без пищи и воды, питаясь божественным эликсиром. Пралад Джани уже шесть дней находится в изоляции в больнице города Ахмедабад (штат Г...

Сирены - одни из самых известных чудовищ из греческой мифологии. О сиренах в современном мире знают также благодаря многочисленным фильмам, книгам, комиксам, играм, обращающимся к древнегреческой истории в мифологическом ключе. Посмотрим на них через увеличительное стекло.

В статье:

Сирены - происхождение и характерные черты

Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря - мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам - их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают .

В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и . Старшую звали Персинойей, среднюю - Аглаофой, а младшую - Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.

Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно - это мог быть Форкий , или хтоническая богиня Кето , или божество Ахелой . Иногда их матерью легенды называют одну из муз - Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу . Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа , а также Гея .

Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.

Кадр из фильма «Пираты карибского моря»

Различные облики принимал и Форкий - таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.

В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.

Существует иная версия этой легенды - боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.

Сирены в легендах

«Орфей и сирены», Герберт Драпер, 1909

Одна из легенд описывает соревнование сирен и муз в искусстве пения в городе Аптер. Гера посоветовала морским девам вызвать муз на поединок - цель ее неизвестна, но, возможно, кто-то из сирен приглянулся Зевсу, и богиня брака разгневалась. Так или иначе, победа осталась за музами. Они ощипали соперниц, сделав из перьев победные венки. Униженным сиренам Зевс подарил остров Анфемоэссу.

Послегомеровские легенды описывали их как обладательниц невероятно прекрасных голосов. Пением они завлекали моряков, а когда их корабль разбивало об острые прибрежные скалы, отыскивали выброшенных на берег людей, чтобы разорвать на куски и съесть. Аргонавтам удалось спастись - вместе с ними плыл Орфей, способный своей музыкой заглушить песню сирен. Все время, пока корабль плыл мимо гибельного острова, Орфей играл на форминге (лире) и пел. Одному из членов экипажа, Буту, все же довелось услышать голоса сирен - он бросился с корабля в морские волны, стремясь доплыть до острова, но его спасла Афродита. Остаток своих дней Бут провел в Лилибее.

Самым древним источником с упоминаниями об этих созданиях является гомеровская «Одиссея» . Гомер описывал расположение острова сирен - он находился между владениями Цирцеи и обиталищем Сциллы. Остров усеян иссохшей кожей и побелевшими костями жертв. Команде Одиссея удалось спастись благодаря предупреждению Цирцеи и хитрости - они залепили уши пчелиным воском, потому не услышали песен. Сам же Одиссей, желая понять губительную тайну волшебных песен, велел привязать его к мачте. Как бы он ни буйствовал, желая отправиться к источнику звука, моряки не отвязали его, и корабль благополучно миновал смертельный остров.

Задолго до этих событий сиренам было предсказано, что гибель придет к ним вместе с кораблем, прошедшим мимо их острова без жертв. Когда корабль Одиссея невредимым прошел мимо, они обезумели. Большая часть из них бросилась в море и превратилась в утесы, а оставшиеся вырвали свои перья и утопились. Но зачастую в качестве смертельного корабля называют судно Ясона и Аргонавтов .

Софокл утверждал, что встречал уцелевших сирен, что открыли ему закон Аида. Поклонник классической античности, Софокл представлял их благими умудренными девами, обитающими каждая на своей небесной сфере на мировом веретене богини-всематери Ананке. Своим пением они порождают величественную космическую гармонию. Обиталище классических сирен - Аид. Поздние легенды связывают их с Дельфийским Оракулом и мировой гармонией.

С течением времени эти существа стали близки к и . Изображения сирен можно встретить на надгробиях позднегреческого периода. Никомон и Феопомп создали одноименные комедии об этих существах. Южноиталийский город Сурренте некогда обладал великолепным храмом в честь сирен, а рядом с Неаполем имеется гробница старшей сирены.

Сирены в Средние века

С началом средневековья в античное виденье мироздания и его чудовищ вмешалось христианское видение. Гомеровские мифы стали восприниматься с точки зрения католиков, видевших во всем библейские каноны и трактовки. Изменилось восприятие и каноничного мифа об Одиссее.

В «Физиологе» , самом первом труде, с которого после писались позднейшие бестиарии, из гомеровского текста заимствован эпизод с сиренами. Автор переписал его по-своему:

Нравоописателем сказано, что сирены несут смерть. Обиталище их - море, а песни их завораживают. Услыхавшие сирен моряки лишаются сознания, падают в морские волны и там гибнут. До пупка тела у них женские, а от пупка - птичьи.

Таким образом, автор сделал вывод, что двоедушные люди коварны во всём. И те, что пришли к церкви, но не удалились от своих грехов, подобны сиренам. Ласковыми словами грешники обманывают легковерных и ведут их на гибель.

Одиссея средневековые авторы сравнили с Христом, а мачту, к которой он был привязан, с крестом. Корабль стал аллегорией церкви, сирены - плотских желаний. Их сладкие песни выражали мирские блага, губительные для души. Лишь веревки, символизирующие веру, смогли удержать Одиссея от впадения в грех и вечных мук в посмертии. Три сестры-сирены стали выражением алчности, гордыни и распутства. Игнорируя описания Плиния и Овидия, средневековые монахи лишили сирен крыльев и птичьих лап, наградив рыбьими хвостами. «Небесное» прошлое дев оказалось забыто.

Сирены в современной культуре

В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.

Название сирен просиходит от сирен из греческой мифологии, так как издали их легко спутать с купающимися людьми. Однако пение легендарных сирен никак не подходит к этим животным. Христофор Колумб был хоть и не первым человеком, увидевшим сирен, но известно о том, что он упомянул их в своём дневнике в 1493. Сире́ны (лат. Sirenia ) - травоядные морские млекопитающие, существа кроткие, абсолютно безопасные и к тому же практически безмолвные.


Дюгонь

Морские, или стеллеровы, коровы (Hydrodamalis), ламантины (Trichechidae) и дюгони (Dugongidae) — представители трех семейств животных, объединяющихся в малочисленный отряд сирен (Sirenia). Произошли они от хоботных животных, их самым далеким предком считается эотерий (наземное ископаемое животное). Еще одно подтверждение тому, что сирены существовали много миллионов лет назад и вели наземный образ жизни, недавно получили американские палеонтологи, нашедшие на Ямайке останки предка стеллеровой коровы, возраст которых насчитывает не менее 50 миллионов лет. Эта находка помогла восстановить эволюционную цепочку трансформации обитателей суши в морских жителей. Скелет ископаемого животного имел длину более 2 метров, тело же его, по расчетам ученых, должно было весить не менее 100 кг и иметь мощные, хорошо развитые конечности. При этом анатомические особенности позволяли ему жить в воде. По одной из научных гипотез, морские коровы устремились с суши в воду за новым источником питания — морской травой и постепенно стали проводить там большую часть жизни. Со временем у ламантинов развились плавники, а их задние ноги заменились хвостом.

В эволюционном ряду современные млекопитающие находятся между китообразными и ластоногими. В память о своих наземных предках ламантины сохранили легкие, конечности, преобразовавшиеся в ласты, и плоский округлый хвост. Примечательно, что на кончиках их ласт сохранились три плоских ноготка, однако на суше эти животные не могут передвигаться даже ползком.


Ламантины — убежденные вегетарианцы. Благодаря очень тяжелому скелету они легко опускаются на дно, где питаются водорослями и травами, поедая огромное их количество. Перемалывают пищу ламантины с помощью 20 зубов. Резцы утрачиваются рано, но на их месте развиваются роговые пластины, которыми животные ловко захватывают и перетирают пищу. Во время кормления они ластами подтягивают к себе водоросли и, прижав охапку к телу, с неизменным аппетитом поглощают длинные зеленые стебли. Порой ламантины общипывают даже некоторые прибрежные растения. Однако, как ни велико их желание полакомиться свежей веточкой, выбраться на сушу они не могут. После еды наступает время отдыха. Ламантины спят на мелководье, выставив спину над водой и положив хвост на дно, или же, используя как гамак густо переплетенные водоросли, висят в воде. Спящими или дремлющими их можно видеть в любое время суток, но только в самых укромных и тихих местах.

Обычно у самки ламантина каждые 3—5 лет появляется один детеныш, очень редко — близнецы. После спаривания самец не покидает самку до рождения малыша. Беременность длится около 9 месяцев. Пик рождаемости приходится на апрель—май. Роды проходят под водой. Только что родившийся ламантиненок имеет длину около 1 метра, а весит 20—30 кг. Сразу после рождения мать поднимает детеныша на своей спине к поверхности воды, чтобы тот сделал свой первый вдох. Еще около 45 минут малыш обычно остается лежать на спине матери, постепенно приходя в себя, а затем они снова погружаются в воду.

Морская корова выкармливает свое чадо молоком под водой. Хорошо развитые соски, расположенные на груди, зачастую вводили в заблуждение многих моряков, которые принимали их за русалок. В начальном воспитании детеныша принимают участие оба родителя, ласково обнимая его ластами и катая на спине, когда он устает. Дальше же, в течение двух лет, малыш остается под бдительной опекой самки. Половая зрелость у ламантинов наступает в 3—4-летнем возрасте.


Семейство ламантинов насчитывает три вида: американский (Trichechus manatus), обитающий вдоль берегов от Флориды до Бразилии, африканский (T. senegalensis), живущий близ берегов рек Экваториальной Африки, и амазонский (T. inunguis), облюбовавший Амазонку, Ориноко и их притоки.

Длина тела ламантинов достигает 4 метров, весят они около 400 килограмм, хотя отдельные самцы могут достигать и 700. Тело животных веретеновидное, заканчивающееся горизонтальным хвостовым плавником округлой формы. Передние конечности превращены в гибкие грудные плавники, а на месте задних имеются лишь рудименты бедренных и тазовых костей. Спинного плавника тоже нет. Голова небольшая, очень подвижная, без ушных раковин, с маленькими глазами, покрытыми студенистой массой. Исследования показали, что зрение у ламантинов слабое. Зато они обладают чутким слухом и, судя по большим обонятельным долям мозга, хорошим обонянием. Ламантины обладают двумя отличительными особенностями. Во-первых, они имеют 6 шейных позвонков, тогда как у других млекопитающих их 7. А во-вторых, сердце у ламантинов в соотношении с весом их тела самое маленькое среди всех представителей животного мира — оно в 1 000 раз легче их веса.

Ламантины очень теплолюбивые создания. Если температура воды опустится ниже +8 градусов, они обречены на гибель. Поэтому зимой они греются в теплых течениях, сбиваясь в более крупные стаи. У этих крайне миролюбивых животных есть и враги. В тропических реках — это кайманы, в море — акулы. Обычно медлительные, ламантины, защищаясь, проявляют редкую для них активность.

Но наибольшую угрозу для жизни этих, уже довольно редко встречающихся, животных представляет все-таки человек, постепенно вытесняющий их из экологической ниши, лишая тем самым жизненного пространства. Ламантинов нередко уничтожают ради вкусного мяса и ценного жира, идущего на приготовление лекарственных мазей и косметических препаратов, и это, несмотря на законы о запрете их отстрела и отлова, принятые в США еще в 1893 году, а в Гайане — в 1926-м.

Некогда спокойные воды тамошних рек, озер и морей теперь рассекают катера и моторные лодки, и зачастую под их винты попадают мирно пасущиеся ламантины. Многие гибнут от ран, а спины выживших пересекают страшные шрамы. Рыболовные крючки и сети тоже доставляют этим животным большие неприятности. Сравнительно недавно на побережьях появились специальные предупреждающие знаки: «Осторожно! Зона обитания ламантинов! Пересекать очень внимательно!»

Видимо, люди все же способны учиться на своих ошибках, а значит, есть надежда на то, что эти доверчивые и совершенно безобидные создания Природы останутся жить на нашей планете.

Ксения Черкашина

Древний человек «населил» мир не только бессмертными богами, которые вершили судьбы, но и фантастическими существами. Одни из них хорошо относились к людям, помогали им, другие же, наоборот, таили в себе опасность. Такими существами, которые могли навредить человеку, были сирены. Мифология наделила их прекрасным голосом, удивительной внешностью и жестоким нравом. А жертвами их становились моряки, проплывающие мимо.

Исторические сведения

Сегодня сирена считается мифическим, то есть вымышленным персонажем. Раньше люди верили в их существование. Древние эллины описывали их как женщин-птиц, но уже в пятом веке некий автор утверждал, что эти существа были до пояса женщинами, а ниже пупка - птицами. В шестнадцатом столетии сирены считались полулюдьми-полурыбами. Альберт Великий утверждал, что лица их безобразны, зато голос был изумителен. Именно последний образ существ стал самым популярным, поэтому их именем назвали целый отряд млекопитающих, обитающих в море. Но был еще один образ, который ненадолго прижился в мире: деворыбоптичий.

Мифы древних греков

Итак, мы выяснили, как выглядят сирены. Мифология считала их существами, имеющими голову женщины, а тело птицы. Они приходились дочерями речному богу Ахелою и одной из муз (то ли Мельпомене, то ли Терпсихоре). Отец наградил их крутым нравом, а мать - изумительным голосом.

Но вначале были людьми все сирены. Мифология рассказывает, что это были прекрасные девушки, которые прогневили богов, за что и потеряли красивое обличье. По одной легенде, их наказала Афродита за высокомерие и гордыню, по другой - это сделали музы за то, что сирены вызвали их на певческое состязание.

Также вероятно, что эти дивные существа ранее были нимфами в свите Персефоны. Когда она вышла замуж за бога подземного царства и отправилась за ним в Аид, Деметра (мать Персефоны) превратила девушек в птиц. А может, они сами захотели превратиться, чтобы отыскать свою госпожу, ведь изначально Аид выкрал юную богиню. Люди отказались им помогать, тогда они в отчаянии удалились на остров и начали мстить.

Месть сирен

Изощренно мстили людям сирены. Мифология утверждает, что существа завлекали своими голосами моряков, а когда те приближались, то их корабли разбивались о рифы. Никто не мог устоять, поэтому они шли на верную смерть. Весь остров был усеян человеческими костями, а сирены продолжали петь, завлекая новых жертв.

Ни один корабль не мог проскочить мимо острова и остаться невредимым. которым удалось избежать злой участи, были аргонавты. Сладкая песня сирен была заглушена пением человека. Это легендарный Орфей, играя на своей кифаре, исполнял свою песню. Вторым мимо злосчастного острова сумел проплыть Одиссей. О существовании этих опасных дев царь Итаки знал, поскольку его отец Лаэрт был на борту «Арго», когда тот направлялся в Колхиду.

Одиссей хотел послушать песню сирен, но не имел права подвергать опасности свой корабль. Тогда он воспользовался хитростью: залепил друзьям уши воском, а себя велел крепко привязать к мачте. Товарищи не поддавались на просьбы Одиссея отвязать его - они не слышали ни царя, ни пения. Сами сирены, увидев, что их чары больше не действуют на людей, бросились в море и стали скалами.

Влияние на культуру

Читатель уже знает, как выглядела и что делала сирена. также рассказала о гибели этих дивных существ. В дальнейшем люди начали считать сирен музами ангелами смерти, исполняющими скорбные песни. В было модным изображать их на дворянских гербах, наделяя новыми чертами. А сегодня это красивый образ, который часто используется авторами жанра фэнтези.