Конспект урока согласные звуки л. Конспект урока на тему: "Буквы Л, л, обозначающие согласные сонорные звуки л и л'."


Разделы: Начальная школа

  1. Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л и л*.
  2. Узнавать графический образ букв.
  3. Формировать чтения слогов, слов, предложений.
  4. Развивать речь, логическое мышление, память.

Форма урока: путешествие по осеннему лесу

Оборудование:

  • касса букв;
  • учебник “Русская Азбука”,
  • листочки для оценки качества работы на уроке.

Ход урока

I. Психологический настрой

:

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.

На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.

II. Введение в урок:

Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. В этом лесу находится множество различных животных, которых мы будем встречать. А путешествовать мы будем под музыку И.Чайковского “Октябрь” и “Ноябрь”. Итак, собираемся в путь.

III. Речевая разминка

.

Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой радиоприёмник. Давайте проверим, как работают наши приёмники. (Упражнение на увеличение и уменьшение громкости с отработкой чёткой дикции и скорости)

Клубок упал на пол. (проговаривают губами)
Кот катал клубок. (шёпотом)
Краб крабу сделал грабли. (добавляют звук)
Клала Клава лук на полку. (громко)
Чему учились во время речевой разминки?

Учитель подводит итог.

Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.

Итак, мы благополучно подготовились к путешествию. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какое - то животное. Открываем глаза.

IV. Знакомство с новой буквой.

А что же это за животное вы скажите мне сами, отгадав загадку:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? …. (Лиса)

Правильно лиса.

На доске буквы:

А И У Л О Ы

Какая буква лишняя? Почему?

А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Знакомство с буквой Л)

Давайте сделаем анализ слова лиса.

Сколько слогов в этом слове? (2)
- Назовите первый слог. (ли)
- Назовите второй слог. (СА)
- Ударение на какой слог падает? (2)
- С какого звука начинается слово лиса? (л*)
- Какой он согласный или гласный? (согласный)
- Почему? (звуку при произношении мешает язычок, не поётся)
- Как вы его произносите мягко или твёрдо? (мягко)

Произнесите слова, где звук л* мягкий? (люк, ель …)

Физминутка

Листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

Ветер принёс нам на урок листочки. Они необычные листочки-слоги. Давайте прочитаем их:

ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛУ, ЛИ

Как вы произнесли первые четыре слога мягко или твёрдо? (твёрдо)

А последний? (мягко)

Открываем тетради. Лиса вам приготовила своих лисят. Вы должны обвести шаблон лисёнка и напечатать букву Л.

А теперь цепочку слов с доски:

ЛА - ЛАК - ЛАКИ
ЛИ - ЛИК - ЛИКИ
КТО – КОТ – ТОК
ТУК – СТУК – СТУЛ

Какие слова спрятались в слове:

ЛИСТОК (лист, сито, ток, кот, тик, кости, косит, кит)

Физминутка

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

А за кустами нам показался это кто?

Давайте проанализируем слово лось?

Сколько слогов в слове? (1)
- Произнесите первый звук. (л)
- Он согласный или гласный? (согл.)
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

Назовите слова, где звук л – твёрдый. (Лук, галка, полка, ел)

V. Работа по учебнику с.62 – 63

Составление предложений по сюжетной картинке.

  1. Какую сказку вам напоминает? (“Краденое солнце” К.Чуковский)
  2. Кто изображен на картинке?
  3. Как одним словом назвать персонажей, изображенные на картинке. (дружные звери, цирк под небесами)
  4. Что делает слониха?
  5. Чем заняты мартышки?
  6. На кого упала луна?
  7. Кто поет песню по нотам?
  8. Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки л, л*. (слониха, слон, пальма, осел, луна, молоток)

Чтение текста под картинкой с. 62 – хорошо читающие дети.

Физминутка

  • ребята встанем в круг, играем в игру кидаю мяч, вы ловите и называете слово начинающую на букву Л.
  • Помоги слову найти последнюю букву
  • Театр букв

Учитель заранее готовит несколько учеников, которые будут показывать буквы с помощью своего тела,

Например:

А- два ученика, стоя лицом к классу, наклоняют туловище друг к другу, руки опускают вдоль туловища с внутренней стороны, а с внешней стороны руки сгибают в локтевом суставе и сцепляют пальцы согнутых рук. И т.д.

* помоги животным

На одной стороне написаны буквы, а на другой картинки животных, надо найти картинку и букву с какой начинается название животного.

* Кто больше запомнит слов

Летний лес. Лепечут ласковые листья липы. Дучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лягушка ловит легкокрылых летуний. Лениво лает лисица.

Лучший лес – летний!

VІ. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что вам особенно запомнилось?
Понравилось?
Кому было трудно?
Интересно?

А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Возьмите листочек того цвета, который подходит вашему настроению, и прикрепите его к дереву. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т.к. вы очень много знаете и умеете.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Конспект урока обучения грамоте в 1 первом классе

на тему « Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л »

Подготовил учитель начальных классов

Дугина Валентина Михайловна

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ л ] , [ л’ ] , буквами Л, л, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Л , чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов

Личностные результаты

Овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – осуществляют классификацию согласных звуков (звонкие и глухие).

Коммуникативные : оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [ л ] , [ л’ ] , твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Л, л; речевой этикет, многозначные слова, слого-звуковой анализ слова

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Картинки с изображением стула и велосипеда

Сценарий урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Звенит звонок веселый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы в школу,

Чтоб буквы изучать

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

Как поют песенку?

Ля-ля-ля…

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

[ л’ ] .

Будем знакомиться со звуками [л], [ л’ ] и буквой, обозначающей их на письме

Формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л ] и [ л ’] (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

На доске – предметные картинки с изображением стула и руля.

Выполните слого-звуковой анализ слов стул и руль .

Выделите начальный звук
в словах, обозначающих изображенные предметы. Звуки
[л] и [л’] согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л’] губы не сжаты, язычок поднялся вверх

Рассматривают схемы-модели слов стул, руль ; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов.

На схеме определяется, что в слове руль мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука

Выполняют слого-звуковой анализ слов
с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [ л ] , [ л’ ] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки соглас-ные, сравнивают их

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Игра «Кто больше?»

Групповая. Словесный. Игра

Назовите предметы классной комнаты, где встречаются звуки [л] и [л’].

Называют окружающие предметы и игрушки,

Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах. Определяют твёрдость

Групповой. Устные ответы

Продолжение табл.

Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л], [л’].

Придумайте слова, оканчивающиеся на ль

где встречаются звуки
[л] и [л’].

Соль, моль, даль, пыль, быль, щель, цель, роль, мель и т. д.

и мягкость согласных в словах

3. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

Произнесите звук [л] мягко
в словах:
л у к (л ю к), га л ка (га ль ка), по л ка (по ль ка), е л ль ).

Произносят слова, звуки

Выделяют новые звуки из слов, слышат
и различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Игра

4. Работа с «лентой букв». Знакомство
со звонкими и глухими согласными (учебник, с. 59)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Рассмотрите «ленту букв».

Буквы н и л обозначают звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; буквы к, т, с обозначают звуки, при произнесении которых нет голоса, а есть только шум; согласные звуки бывают глухие и звонкие

Работают с «лентой букв».

Слушают объяснение учителя

Наблюдают над произнесением звуков, которые они обозначают. Делают под руководством учителя вывод о делении звуков на звонкие и глухие. Классифицируют звуки по заданным критериям

Фронтальный. Наблюдение учителя

5. Знакомство с буквой Л

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

Звуки [л ] и [ л ’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Л (эль).

На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Выложите букву Л из счетных палочек

Находят букву Л на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из палочек выкладывают букву Л

Находят букву Л
на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Лесник сажает деревья». Дерево растет (тянут руки вверх – напряжение), ураган сломал дерево (расслабление)

Выполняют движения согласно тексту

Осуществляют профилактику утомления

6. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 59)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

Прочитайте слоги. Как они образовались?

В слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и .

Прочитайте слова.

Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?

Хором читают слоги.

Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.

Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами

Коллективный.

Чтение слогов
и слов, устные ответы

7. Работа с текстом (учебник, с. 59)

Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

Озаглавьте текст.

У кого куклы?

Что делала Оля?

Что сделали куклы?

Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Понимают смысл читаемого, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Соотносят текст с иллюстрацией

Продолжение табл.

8. Развитие связной речи.

Работа с иллюстрацией (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Беседа

Рассмотрите картинку. К какому произведению К. Чуковского она подходит?

Кто изображен на картинке?

Как одним словом назвать персонажей, изображенные
на картинке?

Что делает слониха?

Чем заняты мартышки?

На кого упала луна?

Кто поет песню по нотам?

Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки
[л], [л’]

К. Чуковский «Тараканище».

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя

Называют животных, изображённых на иллюстрации, составляют о них предложения, обобщают персонажи. Различают звуки [ л ] , [ л’ ] в словах

Фронтальный. Устные ответы

9. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Чуковского «Тараканище».

Прочитайте слова, которые изображают слониху. Почему автор так ее называет?

Знаете ли вы, что такое кубарем ? Посмотрите в словаре?

Найдите в тексте буквы Л.

В каких частях слова они находятся?

Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку.

Находят буквы Л.

Буква Л стоит в начале и в середине слов

Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Находят в тексте описание персонажа. Наблюдают над значением слов, определяют значение слова в контексте. Распознают букву Л в словах текста

Фронтальный. Выразительное чтение, устные ответы

Продолжение табл.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «Назови слово» (учебник, с. 60)

Парная. Словесный. Игра

Кто больше придумает слов на выбранную букву? Называем только животных, рыб и птиц.

Называют животных, рыб и птиц на букву Л

Привлекают имеющиеся знания о животных, рыбах и птицах

Парный. Устные ответы, чтение

2. Работа с многозначными словами (учебник, с. 60)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, чтение

Прочитайте предложения.

Объясните значение слова лук в разных предложениях

Читают предложения, отвечают на вопросы.

Лук – предмет стрельбы. Лук – овощ

Наблюдают над значением слов. Определяют значение слова в контексте

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник, с. 60)

Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Кого видите на картинке?

Как зовут мальчика?

Как зовут девочек?

Кого искал Алик?

Где стоит Алла?

А где Нина?

Читают слова и текст вслух.

Отвечают на вопросы учителя. Придумывают продолжение рассказа

Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного, продолжают рассказ по его началу

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы, рассказ

4. Разгадывание ребусов и анаграмм (учебник, с. 61)

Парная. Словесный, практический. Разгадывание ребусов и анаграмм

Соотнесите схемы и рисунки. Найдите ошибки.

Переставьте буквы в слове колос .

Разгадайте ребус

Соотносят рисунки
и схемы, находят ошибки. Разгадывают ребусы и анаграммы

Работают в группе: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга

Групповой. Устные ответы, анаграмма, ребус

5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Чтение слов и текста
(учебник, с. 62)

Групповая, индивидуальная, практический. Чтение, беседа, рассказ

Прочитайте слова.

Прочитайте текст.

Расскажите о своем дне рождения. Кого ты пригласил? Чем угощал гостей? Что тебе подарили?

Как следует вести себя в гостях?

Читают слова и текст вслух. Рассматривают картинку. Отвечают
на вопросы по тексту и иллюстрации.Составляют рассказ

Соотносят текст и иллюстрацию. Определяют основную мысль текста. Составляют небольшие рассказы повествовательного времени. Обсуждают вопрос: «Как следует себя вести в гостях?» Описывают случаи из своей жизни, свои наблюдения и переживания. Разыгрывают диалоги

Групповой. Игра, устные ответы

6. Имена детей (учебник, с. 62–63)

Коллективная. Словесный, практический. Чтение, рассказ

Прочитайте имена детей.
С какой буквы они пишутся?

Прочитайте текст про девочек. Озаглавьте его. Придумайте текст про мальчиков

С большой буквы.

Читают текст. Озаглавливают его. Составляют рассказ

Объясняют правописание заглавной буквы. Определяют основную мысль текста. Составляют рассказ, соблюдая логику изложения

Коллективный. Устные ответы, Рассказ

7. Дидактическая игра «Дополни предложения» (учебник, с. 63)

Групповая. Словесный, практический. Чтение, игра, беседа

Дополните предложения.

Cоставьте новые предложения.

Где живут лисы и лоси?

Читают предложения, дополняют недостающие слова. Отвечают на вопросы

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков и классификацию по заданным критериям

Групповой. Устные ответы

8. Дидактическое упражнение. Работа со слого-звуковой схемой (учебник, с. 63)

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение

Какое слово соответствует схеме? Придумайте свои слова к схеме

Рассматривают схему, подбирают слово
(лис)

Анализируют слого-звуковую схему, осуществляют подбор слов к ней

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Урок 33. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [л],[л"], БУКВА Лл

30.04.2013 14117 0

Урок 33. согласные звуки [л],[л"], БУКВА Лл

Цели: познакомить со звуками [л], [л′], буквой Л л ; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование : учебник, картинки с изображением стула и велосипеда.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и зада ч урока.

Фонетическая зарядка.

– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′].

Работа со словами стол и руль (велосипеда). (Предметные рисунки и схемы к данным словам – на доске.)

в ыделяются звуки [л] и [л′], устанавливается, что эти звуки согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л′] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.

На схеме определяется, что в слове руль , мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука.

Игра «Кто больше?» (по командам).

– Назовите предметы классной комнаты, где встречаются звуки [л], [л′].

– Назовите игрушки, в названии которых есть звуки [л], [л′].

– Придумайте слова, оканчивающиеся на ль . (Соль, моль, даль, пыль, быль, щель, цель, роль, мель и т. д.)

Игра «Твердый – мягкий».

– Произнесите звук [л] мягко в словах: лу к (лю к), гал ка (галь ка), пол ка (поль ка), ел ль ).

Учитель сообщает, что звуки [л] и [л′] на письме обозначаются буквой Л л (эл).

На доске вывешивается карточка с буквой Л л .

Физкультминутка

2. На что похожа буква Л ?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

– На что похожа буква Л ? (Ответы детей.)

3. Печатание буквы Л л в тетрадях.

4. Распознавание звуков [л], [л′].

& Работа по учебнику: с. 63.

По слоговой таблице осознается структура слогов-слияний. Слоги прочитываются. Отмечается, что в слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и .

Чтение предложений и ответы на вопросы :

– У кого куклы?

– Что делала Оля?

– Что сделали куклы?

Развитие связной речи учащихся.

& Работа по учебнику: с. 62–63.

Составление предложений по сюжетной картинке.

Вопрос ы:

– Кто изображен на картинке?

– Как одним словом назвать персонажи, изображенные на картинке?

– Что делает слониха?

– Чем заняты мартышки?

– На кого упала луна?

– Кто поет песню по нотам?

– Найдите на картинке слова, в которых встречаются звуки [л], [л′].

Физкультминутка

Чтение текста под картинкой, с. 62.

Вопрос ы:

– К какому произведению нарисована эта иллюстрация?

III. Итог урока.

в 1 А классе.

Программа: «Школа России»

Тема: Согласные звуки [л] [л, ]. Буквы Л,л.

Цель: познакомить с согласными звуками [л] [л, ], буквами Л, л.

Задачи:

1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, познакомить

с буквами т, Т, формировать навык чтения слогов, слов, предложений.

2. Работать над развитием речи, памяти, фонематического слуха.

3. Воспитывать культуру учебного труда, любовь к природе .

Оборудование:

Мультимедииный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, CD -диск приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» для 1 класса, карточки с буквами.

Учебно-методическое обеспечение:

В. Г. Горецкий. Азбука. Учебник для 1 класса четырёхлетней нач. школы, 1 часть, М., Просвещение, 2014.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Тип урока: открытие нового знания.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

Если спросят, надо встать,

Чётко, громко отвечать.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Усвоение правил поведения на уроке.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона.

Ребята, прежде чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы вспомнили притчу о добром и злом гномике. Какому из гномиков вы сегодня решили помогать?

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь и подарите хорошее настроение соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками друг к другу.

Ребята, а сейчас я попрошу вас закрыть глазки, навострить ушки и прислушаться.

Какие картины нарисовал в вашем воображении Мастер Изображения?

Какое время года изобразил Мастер на своих картинах?

Что услышали? Кого увидели?

Какое теперь у вас настроение?

Сегодня мы с вами будем путешествовать по осеннему лесу.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где - то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто - розовый кленовый.

О каких приметах осени говорится в стихотворении?

Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.

Закрывают глаза и слушают мелодию «Осень. Вальс дождя»

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Называют приметы осени.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Повторение изученного

Повторение изученных букв, закрепление понятий «гласные» и «согласные» буквы.

Ребята, пока я шла к вам на урок, у меня буквы рассыпались. Помогите их разобрать.

Давайте поиграем.

Игра «Буква заблудилась».

Жили-были буквы…

Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик, и буквы побежали прятаться в домики.

Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Какая буква заблудилась? Почему?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

Дети берут буквы.

Дети называют буквы а, о, у, ы, и, н, с, к, т.

Прикрепляют магнитные буквы в домики.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.

Учебно-познавательный интерес к материалу урока.

Контроль и оценка результата деятельности.

Фиксирование понятий «гласные» и «согласные» буквы.

Актуализация знаний

Актуализация и закрепление знаний детей о звуках речи

А чем различаются звуки и буквы?

Какие бывают звуки?

Что вы можете сказать про буквы?

Ребята, как вы думаете, а гласные и согласные буквы могут дружить между собой?

А почему в Буквограде есть домики с зелеными крышами?

Попробуем подружить буквы.

Что при этом образуется?

Как на схеме показать слог ТА?

А слог ТИ?

Почему выбрали разные карточки?

Что мы знаем о звуках?

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Буквы бывают гласные и согласные, печатные и письменные.

Чтение слогов.

Слог-слияние.

Дети выбирают карточки.

На схеме твёрдый согласный обозначаем синим цветом, а мягкий – зелёным.

Вывод: звуки бывают гласные и согласные. Согласные – мягкие и твердые.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Ребята, кто помнит, в чем осень промочила ножки?

Посмотрите на доску и назовите предметы. Что объединяет эти картинки?

Сравните первые звуки в словах.

Назовите предметы на этом слайде. Что общего?

Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

Позже вы мне скажете, в каком из домиков будет жить новая буква.

Звуки [ л ], [ л, ]

С буквами Л, л.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Открытие нового

Развитие фонематического слуха внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Познакомить с образом печатной буквы Т.

В нашем осеннем лесу не пасмурно. Солнышко хоть и не такое яркое, а все же светит, улыбается нам и всем лесным обитателям.

Кого мы встретили в нашем лесу? Отгадайте загадки.

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это... (Лось)

В нашем лесу живут два лося.

Посмотрите на схему этого слова.

Что вы можете рассказать о слове по его схеме?

Назовите первый звук в слове.

Как мы его произносим?

Значит, какой это звук?

Каким цветом в схеме обозначается твёрдый согласный звук?

Убегайте поскорей!

Ходит, рыщет царь зверей.

Рычащий, жёлтый сыщик,

С хвостом и гривой хищник.

Все сидят, присмирев,

Потому что бродит …(Лев)

Вот схема этого слова.

Назовите первый звук в слове.

Как мы его произносим?

При произнесении [л, ] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается нёба. Воздух встречает преграду. Голос не участвует, только шум.

Это значит, что [л, ] – согласный, звонкий, мягкий.

Как в схеме обозначают мягкий согласный звук?

Вот мы и познакомились с двумя новыми звуками.

Что вы можете о них рассказать?

Согласные звуки [л] и [л, ] на письме обозначаются одной буквой – Л.

На что похожа буква Л?

Клоун с бантом

Стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.

В какой домик мы поселим новую букву? Почему?

Отгадывают загадки.

Слого-звуковой анализ слов: лоси, лев.

В этом слове два слога. Звук [ л ].

Твёрдый согласный, звонкий.

Звук [ л, ].

Зелёным цветом.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Вывод: буква Л согласная, потому что она обозначает два согласных звука [л] и [л, ].

Знакомство со звуками.

Умение определять местоположение звуков в слове, давать им характеристику с опорой на схему.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Знакомство с буквой.

Первичное закрепление

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

Игра «Твёрдый - мягкий»

Сейчас мы разделимся на две команды. Мальчики называют слова, в которых слышится твердый согласный звук [л], а девочки – мягкий согласный звук [л, ]..

Внимание на доску!

Слова: ландыш, коляска, лук, карусель, кукла, лейка, клоун, лиса, стул, малина, лягушка, лапти.

Физминутка.

Музыкальная физминутка.

Индивидуальная работа.

Пока вы делали зарядку, в нашем лесу еще объявились обитатели.

Отгадайте, кто это:

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая… (Лиса)

Сидит на ветке, а не птица..

Есть рыжий хвост, а не лисица...

(Белка)

Составьте схемы этих слов.

Учитель шепчет на ухо каждому ученику своё слово.

Ребята, к какому слову составил схему…?

Почему?

А эта схема какого слова?

Почему вы так думаете?

Ребята, заскучала наша буква. Давайте попробуем её подружить с другими буквами.

Дифференцируют звуки [л] и [л, ].

Дети слушают песенку и выполняют упражнения.

Два ученика выполняют задание самостоятельно у доски.

Составляют схемы слов: ЛИСА, БЕЛКА.

Взаимопроверка.

Соотнесение схемы и слова.

Чтение слогов: ал, ол, ул, ыл, ил, ла, ло, лу, лы, ли.

Умение действовать согласно инструкции, сравнивать звуки, делать выводы.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

Самоопределение. Умение выполнять звуковой анализ слова.

Чтение слогов

Применение нового знания

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

Откройте учебник на стр.59.

Прочитаем слова с новой буквой.

Разделим слова на слоги.

Назовите ударный слог в каждом слове.

Прочитаем текст.

Рассмотрите рисунок на стр. 58.

К какому произведению К.И. Чуковского он подходит?

Прочитаем отрывок из произведения.

А сейчас проверим, кто из вас лучше запомнил букву Лл.

Возьмите простой карандаш и подчеркните в прочитанном тексте букву Лл.

Сколько раз вы подчеркнули букву Лл?

Проверим?!

Почему буквы выделены разным цветом?

А какие буквы мы с вами уже знаем? Назовите.

Ребята, а зачем нужны две буквы Лл: маленькая и большая?

А какие слова надо писать с большой буквы?

Игра «Собери слово».

Чтение слов: КУКЛА, КУКЛЫ, КАТАЛА, КАТАЛ, УСНУЛИ, УСНУЛ, СТОЛ, СТУЛ.

Деление слов на слоги.

Читающие дети читают текст по предложению.

Работа в «Азбуке» на стр. 58.

Читающий ученик читает стих.

Дети находят в тексте и выделяют букву Лл.

В одном случае буква Лл дает твердый согласный звук [л], а в другом - [л, ].

Работа с интерактивной доской.

Успешное применение новых знаний. Чтение слов, предложений с новой буквой.

Запоминание образа печатной буквы Лл.

Создание ситуации успеха.

Правило написания имен собственных.

Итог урока

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Мини-проект «Веселые буквы».

Ребята, у К.И. Чуковского есть произведение «Путаница». Так вот в моей голове тоже путаница. Мне кажется, что буквы надо мной смеются. Они так развеселились, что я не могу с ними справиться. Они меня не слушаются и постоянно разбегаются. Вот и на этот раз сбежали из книжек.

Вы их узнаёте?

Давайте сделаем портреты озорных букв, чтобы они остались в нашей памяти навсегда.

Рамки для портретов уже готовы, осталось рассадить буквы. Как это сделать?

Что нового узнали на уроке?

С какой буквой познакомились?

Какие звуки обозначает буква Л?

Всегда ли буква Л обозначает мягкие согласные звуки?

Какой еще звук обозначает буква Л?

Какой цветом на схеме обозначим твердый согласный звук?

В каком случае буква Л обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

Какой цветом обозначим мягкий согласный звук?

Высказывания детей.

Дети распределяют буквы на портретах: «Гласные», «Согласные»

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Рефлексия

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Ребята, а сегодня на уроке мы с вами выучили десятую букву. Это событие!

Как вы думаете, буква Л осталась довольна сегодняшним уроком? Что ей больше всего запомнилось? А что вам показалось трудным?

В честь юбилея буква Л испекла торт и пригласила на чай своих подруг.

К сожалению, мы не сможем к ним присоединиться, а вот наши гномики смогут. Как вы думаете, каких гномиков будет на чаепитии больше добрых или злых? А почему?

А с каким настроением вы заканчиваете урок?

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Конспект урока по обучению грамоте

Учитель ГБОУ СОШ № 69 им. Б.Ш. Окуджавы Потешнова Н.Б.

Тема: Согласные звуки [ л ], [ л" ]. Буквы Л, л.

ЦЕЛЬ : - научить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [ л ],

[ л" ] ;

Узнавать графический образ букв;

Формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;

Научить правильно писать строчную букву - л -;

Развивать внимание, речь, логическое мышление;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное оборудование, ноутбук;

Лента букв;

Слова и слоги с буквой – л -;

Выставка книг К. И. Чуковского;

ХОД УРОКА:

    ОРГМОМЕНТ .

Какая сегодня на дворе погода?

В такую погоду люди простужаются и начинают болеть.

Как надо беречь своё здоровье?

Кто нас лечит?

Сегодня на урок я пригласила зверушек, но по пути к нам они простудились и заболели. И поэтому к нам пришёл доктор. (слайд 1)

Кто это?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И зайчишка и волчица…

Из какого произведения строки?

Вспомните, кто всегда мешал Айболиту? (слайд 2)

Бармалей пришёл с заданиями. Чтобы доктор быстрее вылечил зверей, надо правильно выполнять задания.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Работа с лентой букв. (слайд 3)

Сильно зайка загрустил

Ушки зайка опустил…

Не грусти, не печалься, зайка, мы поможем тебя вылечить.

Чтобы вылечить зайку, надо поработать по ленте букв.

Сколько знаем букв? Сколько из них гласных? Согласных? В чём отличие? Что образуют гласные?

Чтение слогов:

на со та ка

но са то ки

ну си ти ко

ни сы ты ку

ны су ту

Молодцы, помогли вылечить зайку. Теперь он здоров и говорит нам и доктору « спасибо».

Работа со словами.

А у нашего доктора снова больной. (слайд 4)

И пришёл к Айболиту медведь

Да как начал, как начал реветь.

Не плачь, не реви, медведь, мы поможем тебя вылечить.

На этот раз Бармалей приготовил нам слова. Прочитайте их.

СОН КИТ

СОК КОТ

Чем похожи слова?

В чём отличие?

Звуковой анализ слова КИТ.

Сколько звуков?

Что представляет слог –ки-?

Какой первый звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он гласный или согласный? Ударный или безударный? Какую роль в слове играет?

Какой третий звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Молодцы, ребята, медведю вы тоже помогли.

    ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Выделение звуков [ л ], [ л "] .

А теперь Бармалей решил загадать загадки, проверить, умеете ли вы их разгадывать.

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун а …(лук) (слайд 5)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …(лиса) (слайд 6)

1.Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.

Вывод: воздух задерживается - звук согласный, произносится с голосом – звонкий, может быть твёрдым и мягким.

2.Звуковой анализ слова –лук.

Сколько в слове слогов? Почему?

Какой 1-й? Он согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Что образует слог?

Какой третий звук? Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Сколько всего звуков? Из них гласных? Согласных?

3.Звуковой анализ слова – лиса. Сравнение слов по звукам и буквам.

Чем похожи? В чём отличие?

Отгадав загадки, мы познакомились с новыми звуками и выполнили задание Бармалея.

Сегодня вы познакомитесь и с буквой, которая обозначает эти звуки, научитесь читать и писать новые слова.

Показ буквы. Название.

На что похожа буква?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

А теперь Бармалей хочет послушать, как мы прочитаем слоги с новой буквой.

ЛА ЛО ЛИ ЛЫ ЛУ

В каком слоге согласный мягкий? Почему?

4. Работа с учебником. Чтение слогов и слов на стр. 59.

А теперь отдохнём.

5.Физкультминутка:

Буквой Л расставив ноги,

Словно в пляске, руки в боки.

Наклонились вправо, влево,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Наклонились и присели,

Встали и тихонько сели.

6.Работа в прописи. Письмо строчной буквы л .

У нашего доктора снова больной. (слайд 7)

Что случилось? Что стряслось?

Но молчит красавец-лось.

Заболело у лося горлышко.

Не беспокойся, милый лось, мы поможем тебе. А чтобы помочь лосю, нам надо научиться правильно писать букву л.

Сравнивание печатной и прописной буквы.

Объяснение написания.

Посадка. Положение прописи.

Письмо элементов.Письмо буквы в прописи.

Но лечение нелёгкое, поэтому надо помочь зверю долечиться.

Надо красиво и правильно написать слоги.

7. Письмо слогов с объяснением.

8.Пальчиковая физкультминутка:

9. Работа с учебником (стр. 58-59)

Снова к Айболиту пришёл больной. (слайд 8)

Волк по лесу тихо шёл,

Лапу волк там наколол.

Надо помочь волку. А для этого надо правильно прочитать слова в учебнике.

Чтение слов. Сравнивание (чем похожи и в чём отличие).

Чтение текста. (шёпотом)

Что прочитали? Почему это предложения?

Какие предложения по интонации?

Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?

Молодцы, ребята, помогли и волчишку вылечить.

10. Беседа о животных.

Сколько сегодня животных мы помогли вылечить Айболиту?

Все они живут в лесах нашего края. (картина с животными Тамбовской области)

Каких ещё животных наших лесов вы знаете?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1 .- Горе, горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

На небе теперь луна

Ходит жёлтая одна!

Из какого произведения эти строки? (« Краденое солнце»)

Выставка книг К.И.Чуковского.

А без солнца жить нельзя,

Очень трудно всем, друзья.

И снова на помощь спешит Айболит. Чего больше всего бояться дети?

И Бармалей тоже очень боиться уколов. (слайд 9)

Испугался крокодил,

Солнце в небо отпустил!

А о том, почему крокодил отпустил солнце в небо, вы прочитаете дома с мамами в стихотворении К.И.Чуковского « Краденое солнце».

2.Работа по иллюстрации (стр.58)

Рады, рады, рады,звери,

Рады солнышку!

Рассмотрите иллюстрацию и назовите все слова с буквой –л-.

3.Чтение текста.(выразительно) (стр. 59)

4.Игры. Ребусы.

Работа с учебником (стр.61) Ребусы. Многозначность слова –лук-.

    ИТОГ УРОКА.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их.

Что больше всего вызвало затруднение? А понравилось?

Работу с буквой мы продолжим на следующих уроках, а сейчас…

Айболиту пора собираться в дорогу на гору Лимпопо. Там тоже его ждут. Он благодарит нас за хорошую работу, желает, чтобы мы с вами не болели, и нам и зверушкам, которые были у нас на уроке для укрепления здоровья он выписал рецепт.

РЕЦЕПТ

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит (печать)

Подпись.

    ОЦЕНИВАНИЕ.

За отличную работу на уроке вы сегодня получаете призы.

(детям раздаются вырезанные овощи и фрукты из цветного картона)

Ну а что же Бармалей?

Бармалей стал веселей,веселее и добрей,

Потому что Бармалей любит умненьких детей.

А мы его сегодня порадовали своей работой.

За хорошие задания на уроке мы дарим ему морковку!

Кушай, кушай, Бармалей, на здоровье!

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

___________________________________________________________

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

Литература:

    В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Москва «Просвещение» 2001.