Мир на Донбассе - миф или реальность? Народ на Донбассе – люди с сильным характером и твёрдой волей.


Мир на Донбассе - миф или реальность? Хочешь узнать ради чего задумывалось, посмотри к чему привело. Миром движут идеи. Но почему ради по сути не материального, не осязаемого должны умирать, страдать и покидать родные дома люди? Земли нашей родины - это центр, середина между Западным и Восточным мирами. И поэтому сам Бог велел гармонично сочетать в себе: 1) рациональное и иррациональное; 2) западные и восточные ценности, быт; 3) материальное и духовное... А когда начинается перекос в одну из сторон, то по закону равновесия всё возвращается в свою противоположность. И будут ли в нашем обществе "качели" или равновесие (следование своему пути) - зависит от нас с Вами. У нас хорошо привита модель поведения: "Моя хата с краю...". А благодаря телевизору и интернету - мы проживаем чьи угодно жизни, но только не свои. Работа - дом. А вечером и по выходным - зомбоящик и виртуальная ферма в интернете. Но в реальности все остается на месте, и меняются лишь декорации, мишура. Почему мы так дурно живём? А всё просто, если огонь не горит, то это не огонь. Так и мы с Вами. Мы слишком ушли в крайность материальной жизни, бездуховности. Мы забыли, что не вечно будем жить под Солнцем и Луной. Всему отведено своё время, свой час. Родные земляки, сейчас наша задача - осознать, понять всем своим сердцем, что каждый из нас является той самой Божественной искрой, частичкой Всевышнего. И вместе мы находимся в одной школе под названием Жизнь. И осознавая свою духовную природу - мы получаем огромный ресурс для творения нашего мира! У всех народов на нашей планете есть свой путь, свои знания для того чтобы выжить. Оставить свой след и продлить свой род. У евреев - Иудаизм, у китайцев - Дао, у арабов - Мусульманство и т.д. ... У самого многочисленного народа Европы, у славян так же есть своя родная Вера, свой путь, и своё предназначение. Это ведическое (природное) Православие. Почитание природы, стихий, небесных светил. Наши предки почитающие Солнце, видели в нём Бога. У которого есть Дух, Душа и явное Тело. Солнце - это любящий отец, кот. даёт всему человечеству свой свет и тепло. И постоянно даря нам, не требует ничего взамен. В этом проявляется его бескорыстная и безупречная любовь к нам. Отвечая на главный вопрос статьи - Мир на Донбассе - это очевидная реальность. К которой мы все с Вами направлены и готовы. Условия мировой глобализации мотивируют нас к объединению в сообщества, которых бы объединяли более высокие и тонкие ценности. Такие как духовный путь, совместная культура и традиции. Вы можете обратить внимание, как в мегаполисах например евреи или армяни объединяются в общины, строят храмы и синагоги. Поддерживают друг друга. Как говорится брат за брата. И в этом нам нужно брать пример. Сейчас ведется многоуровневая, "многоходовочная" игра. И будущее государств - это "корпоративно-общинный" строй, если его так можно назвать. Однозначно миру быть! Но каким он для нас будет, зависит в полной мере только от нас с Вами. Будем мы подчиняться, работать на более организованные системы, общины. Или сами станем тем стержнем, вокруг которого было б всем комфортно жить. Неустанно буду повторять, что славянская Вера, наша родная Вера. Это точка опоры, свет знаний для того, чтобы гармонично жить нам и нашим последующим поколениям. Посему, уже сейчас призываю всех славян не смотря ни на что поддерживайте друг друга. Находите точки соприкосновения, где бы Вы не находились. Взаимодействуйте на всех уровнях: духовном, общественном, деловом, трудовом, культурном и т.д. В этом и будет наш реальный мир! 12.02.2018 Мирослав Бутенко

Мы обратились к митрополиту Донецкому и Мариупольскому, Управляющему Горловской епархией Илариону с просьбой изложить своё видение процессов, протекающих в церковной и светской жизни современной Украины. Владыка Иларион любезно согласился и сегодня мы предлагаем читателям интервью с руководителем одной из крупнейших епархий Украины.

- Ваше Высокопреосвященство! Вы митрополит горняцкого края, какие проблемы сегодня у Вашей паствы?

Донецкая и Горловская епархии расположены в пределах Донецкой области, территория и история которой тесно связана с тяжелой промышленностью и шахтами. Поэтому сегодня, говоря о горняцком крае, нельзя не упоминать о его проблемах. А проблемы края – это и есть проблемы нашей паствы. Наблюдая за людьми, вижу, что они взволнованы, неспокойны. Беспокойство это вызвано неуверенностью в завтрашнем дне. Новшества в государстве и вне его пределов очень беспокоят людей. Проблемы рабочих мест, роста цен, квартплаты волнуют тружеников, а значит они актуальны и для верующих нашей епархии.
Вторая проблема специфична. С моим приходом на Донецкую кафедру мы исполнили программу-минимум – во всех крупных городах были построены небольшие типовые храмы. Возведенные за короткое время, они дали людям возможность приобщиться полноценной молитвенной и литургической жизни, причём приходы не увязли в масштабном долгострое. Результатом стал рост количества прихожан. Второй запланированный этап – это программа-максимум – строительство больших вместительных храмов, способных принять возросшее число прихожан. Например, в Донецке таким образом строится Свято-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкий собор при храме Блаженной Ксении Петербургской, далее на очереди храмы преподобного Агапита Печерского, Святителя Луки Крымского и так далее.
Конечно же, увеличились и требования прихожан к уровню пастырей и преподаванию в приходских школах. Так что, с Божией помощью, решаем и эти проблемы.

- Есть ли специфика пастырского служения в индустриальном регионе?

Специфика нашего региона такова, что большая часть населения проживает в городах. Наш регион также является многонациональным: русские, украинцы, греки – всего более 100 национальностей. Большую часть времени люди работают в тяжелейших условиях, да и экологическая обстановка в «крае труб и терриконов» тоже оставляет желать лучшего. Всё это подвигает нас открывать храмы и молитвенные комнаты на территории шахт и производственных предприятий. Священники молятся о тех 40 тысячах шахтеров, что ежедневно находятся под землёй. Это люди с сильным характером и твердой волей, поэтому общение с ними должно быть открытым и правдивым. Люди Донбасса специфические и, к сожалению, вопреки учению Церкви, очень трудно прощают обиды. Даже в среде верующих, и духовенства, и мирян, очень болезненно воспринимаются любые попытки вмешательства в дела Православия и каноничности Церкви.

Считается, что городская молодёжь, в отличие от сельской, с трудом приобщается к вере. Как помочь ей найти путь к храму?

Позвольте здесь не согласиться с Вами – как раз в условиях города молодёжь в поисках истины и справедливости становится более восприимчивой к евангельской проповеди. Именно в городских условиях возможно создание православных молодёжных обществ и гостиных. К примеру, уже не первый год у нас в Донецке действует студенческое общество «Пересвет», образованное на базе филологического факультета Донецкого национального университета. В городе также существует православная библиотека и организованная при ней православная гостиная. На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений социальной деятельности Донецкой епархии, как и всей Православной Церкви, как раз и является работа с молодёжью, которая реализуется благодаря развернутой деятельности духовных центров в таких городах региона, как Горловка, Красноармейск, Мариуполь, Макеевка, Краматорск и др. В этом направлении нам удалось достигнуть заметных результатов, во многом благодаря активной духовно-просветительской деятельности духовенства среди молодёжи Донбасса. Всевозможные встречи, празднования на площадях праздников Рождества, масленицы, Пасхи, профессиональных праздников – это своеобразный выход Церкви в народ. Миссия среди молодёжи, и не только неё, осуществляется и через проповедь на местных телеканалах, а особенно благодаря телеканалу «Киевская Русь». Строительство заводских и больничных храмов я также отнёс бы к миссии в молодёжной среде.

Ваша епархия известна своими возрожденческими программами. В прошлом статус Лавры получил возрождённый Свято-Успенский Святогорский монастырь. Воздвигается величественный кафедральный собор Донецка. Что в перспективных планах епархии?

- Действительно, в настоящее время в Донецкой и Горловской епархиях действует 500 православных храмов, более половины из которых типовые. Около 500 насельников несут свой молитвенный подвиг в 6 монастырях Донбасса, из которых особенно выделяется по своему значению Свято-Успенская Святогорская Лавра. Эта древнейшая обитель, одна из главных святынь Православной Украины, в настоящее время ведет широкую духовно-просветительскую, социальную и благотворительную деятельность и является центром духовной жизни Донбасса и востока Украины. В связи с тем, что ежемесячно Святогорскую Лавру посещают десятки тысяч паломников со всех концов Украины, России и Белоруссии, здесь уже создано специальное экскурсионное бюро. Планируется открытие специального центра для паломников, в котором для детей будут проводиться беседы по истории Церкви и родного края, а также будет православный видеолекторий.
Что касается наших дальнейших планов, то в перспективе – открытие духовного училища для подготовки достойных кандидатов в клир. В настоящее время ведется работа по созданию материальной базы для осуществления этого важнейшего дела. Интересна идея создания при Свято-Пантелеимоновском храме г. Донецка спортивного комплекса для занятий с детьми. Уже разработан проект, предусматривающий строительство спортзала, бассейна, корта. Думаю, с Божьей помощью, в скором времени дети Донецка смогут поправить своё телесное здоровье и приобщиться к вере.

Вы не раз говорили, что один из самых атеистических в прошлом регионов страны превратите в твердыню Православия. Удалось ли это осуществить?

- Безусловно, с Божией помощью нам удалось достигнуть многого. Несмотря на то, что семидесятилетие засилья атеистического режима не смогло пройти бесследно, в сердцах людей не угас пламень веры, и сегодня наши храмы полны молящихся прихожан, число которых с каждым годом увеличивается. Например, в период с 1996 года и по сегодняшний день количество зарегистрированных общин увеличилось более чем в 3 раза.
В отличие от других регионов, где Православная вера не испытывала такого яростного гонения, на Донбассе осуществлялось продуманное и планомерное уничтожение и храмов и верующих. В Донецке до 1996 года не было ни одного типового храма, а кафедральный собор располагался в молитвенном доме. Ныне областной центр украшается 30 типовыми православными храмами, а центр Донецка увенчан величественным Свято-Преображенским кафедральным собором.
Данные многочисленных социологических опросов ярко свидетельствуют, что 74% населения считают себя причастными к Православной Церкви, и 98% из них – к канонической Украинской Православной Церкви.

Однако известно, что раскольники не оставляют Вас в покое. Раскольничьи СМИ сообщили о чуть ли не триумфальном визите отлученного от Церкви Михаила Денисенко в Донецк. Соответствует ли это действительности?

На самом деле общины т. н. «Киевского патриархата» в регионе немногочисленны, однако они агрессивны и беззастенчиво используют символику и авторитет Украинской Православной Церкви, создают организации с параллельными названиями, внося путаницу и дисбаланс в общество. Например, раскольники зарегистрировали свой «Святогорский монастырь» в котором всего несколько человек заняты в основном тем, что рассылают письма с целью сбора пожертвований и т. п.
Приезд же Михаила Денисенко в Донецк был четко продуманной PR-акцией и широко рекламировался в СМИ. На деле же это было довольно жалкое зрелище. Духовенство и миряне, узнав о приезде лжепатриарха «Филарета», отнеслись к нему иначе, чем в 1999 году. В прошлый раз во время его приезда на Донбасс верующие подняли его на «высокую» волну, о которой узнал весь мир и если бы не наши люди, о визите «Филарета» никто бы не знал. В этот раз мы не стали создавать имидж лжепатриарху и призвали верующих никак не реагировать на визит незваного гостя. С нашей стороны прихожане и духовенство ограничились обращением к властям с призывом не встречаться с анафемой. Эффект получился лучше – Филарет, который просто не может жить без скандалов и интриг, оказался в информационной изоляции. А то, что сообщают раскольничьи и сектантские СМИ о приезде «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» – так за это они получают деньги и должны их отрабатывать.

Средства массовой информации сообщали о высказывании представителей Константинопольского Патриархата о притязаниях на территории, некогда входившие в состав Киевской Митрополии до 1686 года. Каково Ваше мнение по этому поводу?

О каких территориальных претензиях со ссылкой на документы XVII века может идти речь, если, например, Донецкая епархия – одна из ведущих епархий Украинской Православной Церкви – исторически сформировалась из трёх частей. Юг и восток некогда входили в состав Войска Донского, северная часть – в состав Курской, Белгородской и Харьковской епархий России. И лишь незначительная часть западной территории относилась к Екатеринославской епархии Киевской Митрополии. В связи с этим возникает резонный вопрос: на подчинение какой из частей нашей епархии претендуют «историки» из другой Поместной Церкви?
Думаю, что представителям Константинопольского Патриархата следует быть осторожнее в своих высказываниях и помнить о том, что историю не перепишешь. Мы знаем много примеров, когда перекраивание границ и вольное трактование исторических фактов не приводило ни к чему хорошему.

Известно, что подавляющее большинство жителей региона голосовали за кандидата в Президенты, который не победил. Отразилось ли это на церковно-государственных отношениях в регионе?

Ну, а как вы думаете, за кого должны были голосовать дончане, как не за своего земляка? Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и свободу выбора. Украина у нас одна и народ сделал свой выбор, и теперь, как и вся Украинская Православная Церковь, верующие Донбасса молятся за единство и спокойствие в государстве. К сожалению, нынешняя власть не всегда учитывает специфику донецкого региона, менталитет и самосознание его жителей. Что же касается церковно-государственных отношений, то в этом плане пока мы не чувствуем какого-либо ухудшения.

- Как складываются отношения епархии с руководителями местной власти?

У нас сложились хорошие отношения с нынешним губернатором Донеччины Вадимом Прокофьевичем Чупруном. Он любезно принял меня и представителей епархиального совета, состоялся конструктивный диалог. Посетил он и Святогорскую Лавру, и Свято-Васильевский монастырь в с. Никольское, постоянно интересуется жизнью Церкви, мы обмениваемся взаимными приветствиями.
По сути, в Донбассе как таковая местная власть не изменилась. В связи с преобладанием городского населения, мэры городов и депутаты местных советов – всё те же. Даже среди глав райгосадминистраций всего несколько перемен, а так все знакомые лица – профессионалы своего дела, с которыми у нас добрые отношения.

Президент Украины и премьер-министр выступили с призывом к Церкви помочь в решении проблемы беспризорных детей. Что реально делает и может делать Церковь в этом направлении?

Мы не ждали указаний светской власти – у нас есть заповедь Божия о любви к ближним. Украинская Православная Церковь вносит весомый вклад в развитие духовной жизни жителей Донбасса: строятся шахтёрские и больничные храмы, работают воскресные школы, организован досуг детей и молодёжи. Налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с медицинскими и исправительными учреждениями – при больницах и тюрьмах устроены храмы и молитвенные комнаты, ведется активная социальная и благотворительная деятельность. В каждом приходе, по мере сил, на праздники собирают подарки, одежду для нуждающихся. Например, в Свято-Серафимовском храме г. Макеевки еженедельно организовывается около 200 благотворительных обедов.
На сегодняшний день, благодаря усилиям благотворительного фонда «Витязь» в г. Горловке идёт попечение о беспризорниках. Благотворительный фонд «Надежда» г. Красноармейска привлекает детей к занятиям в Центре православного просвещения. В с. Никольское при Свято-Васильевском монастыре открыт приют для стариков и бездомных, здесь находят заботу и внимание дети-беспризорники. В прошлом году воспитанники воскресных школ отдыхали в православном детском лагере. В этом году организовывается отдых 200 детей в лагере «Спутник» пос. Криничное и ещё 200 ребят отдохнут в ДОЗ «Весна» пос. Новопетровка (на Азовском море). Строительство спортивного комплекса, о котором уже говорилось, также даст возможность организовать досуг детей.
А в общем проблема беспризорников комплексная и требует особого подхода. Думаю, следует создавать специальные комиссии, в которые кроме педагогов и воспитателей, входили бы и представители Православной Церкви.

Президент выступил с инициативой с 1 сентября ввести в общеобразовательных школах новый предмет «Этика веры». Что, на Ваш взгляд, должен представлять этот курс, и кто его должен читать?

Название предмета довольно неопределённое и этой неопределённостью смущены не только представители Церкви, но и сами учителя. В районных отделах образования толком не знают, что за стандарт предлагает киевское руководство.
Считаю, что любой учебный предмет, ставящий целью приобщение молодёжи к религиозным ценностям, обязан учитывать те традиции, тот культурный субстрат, на котором сформировался народ. Для Украины такой культурообразующей силой стало Православие. Игнорировать этот момент ни в коем случае нельзя. Спешка и попытки на скорую руку создать какой-то абстрактный универсально-синкретический предмет, в котором бы детям рассказывалось «обо всём и ни о чем конкретно» приведут к нарушению всяких моральных норм. Думаю, чтобы избежать неразберихи, светской школе и Церкви следует совместно готовить и программу и самих преподавателей предмета «Христианской этики». В прошлом году в Донецком национальном университете мы открыли «Отделение духовной культуры», которое как раз и готовит специалистов подобного профиля с дипломами государственного образца. Преподаватели приходских школ также имеют положительные наработки в этой области.

Вы редактор православного журнала «Живой родник», который был признан лучшим церковным журналом Украинской Православной Церкви. Над какими проблемами сегодня работают православные журналисты, какие издательские проекты осуществляются?

В нашей епархии удалось создать и развить несколько издательских проектов, как печатных так и Интернет-изданий, которые дают возможность учитывать возраст и степень воцерковленности читательской аудитории. Для православных детей Донбасса выходят красочные журналы «Радость моя» и «Голубка». Новости и историю епархии отражает официальная газета «Донбасс Православный». Православный собеседник «Живой родник» обращен к интеллигенции и всем, стоящим на пути в храм. В этом издании особое место уделено жизни подвижников благочестия – наших современников, подвигом веры явившим нам возможность жизни во Христе в тяжёлые годы тотального безбожия. Редакция ведёт определённую поисковую работу по созданию книги памяти репрессированных православных священнослужителей Донбасса. Сейчас готовится к изданию буклет о православных храмах Донеччины.

- Что интересного в последнее время происходило в жизни Православной Церкви на Донбассе?

В мае особо замечательными событиями стали проведение Донецкой епархией совместно с государственными структурами и общественными организациями IV Фестиваля славянской культуры и письменности, а также Первого детского фестиваля «Пасха красная» и выставки «Православная Украина». Сейчас в Донецком доме работников культуры проходит фотовыставка работ нашего клирика протоиерея Николая Катальникова.

Мы были свидетелями, как несколько сот тысяч людей приветствовали победителя чемпионата Украины по футболу донецкий «Шахтер». Другой донецкий клуб - «Металлург» занял третье место. Донецк стал футбольной столицей страны. Как должна относиться Церковь и к спорту, и к болельщикам?

Конец весны – начало лета стали своеобразным праздником для любителей футбола. И «Шахтёр», и «Металлург» защищают спортивную честь Донбасса, и мне лично радостно за победу наших футболистов в чемпионате Украины. Смотреть хороший футбол приятно, хорошо и вести здоровый, спортивный образ жизни, борясь с вредными привычками.
Я лично смотрел по телевизору чествования «Шахтера» и был даже тронут, увидев сотни тысяч собравшихся на площадях. Это свидетельствует о единении жителей Донецкого региона. Подумал – нас тоже «багато – и нас не подолати!» В спортивном смысле, конечно.

- Опекаете ли спортивные клубы, соревнования, существуют спортивные секции при приходах?

Донецк – город сильных людей. Здесь спорт любят и уделяют ему особое внимание. Среди прихожан наших храмов есть и спортсмены. Перед соревнованиями в храм приходят целыми делегациями и служат молебны. Не чужд Церкви и нынешний председатель Олимпийского комитета Сергей Бубка. А на открытии Святогорской Лавры были многие именитые спортсмены, например гимнастка Лилия Подкопаева. В прошлом году в Донецком институте физической культуры и спорта прошла совместная конференция с участием Православной Церкви.

- Владыко! Что больше всего сегодня волнует православного архиерея?

Самое большее, что волнует меня, как православного архиерея – это какая-то нездоровая тенденция – каждый раз при смене Президентов, каждый старается вмешаться в дела Церкви, начиная мирить конфессии. Это не самая главная задача руководителя государства. Для улаживания церковных дел есть иерархия, каноны и церковная дисциплина. Начинается ненужная возня: «Кто-то кого-то признаёт, кто-то кого-то не признаёт. А если нас признают, вот тогда мы остальным покажем». Если декларируют уважение и невмешательство во внутренние дела Церкви – пусть и не вмешиваются. Знаете, за многие годы народ и на Западе, и на Востоке уже определился со своей конфессиональной принадлежностью. В этом вопросе наступила какая-то стабильность. Церковь всегда остаётся стержнем жизни общества и каждого человека в отдельности. Необходимо понять, что если материальные трудности, неудачные реформы или смену начальства труженик как-то переживёт, то расшатывание внутреннего спокойствия и посягательство на его вероисповедование – самое дорогое, что есть у человека, воспринимается очень болезненно. Непродуманная политика в отношении Церкви только раздражает и может привести к непредсказуемым последствиям.


Придет время, если Богу будет угодно, будет и Поместная Церковь и единство, а сейчас пусть власть даст возможность людям спокойно трудиться на благо Церкви и Украины.

Беседу вел Василий Анисимов

Духовный Донбасс

Иногда в жизни человека наступает такой момент, когда хочется сбросить с себя груз суеты и соприкоснуться с чем-то неподвластным мирской мишуре. В такие моменты раньше отправлялись в паломничества. В годы Советской власти всякое проявление духовности старательно вытравливалось апологетами «единственно верного учения Маркса-Ленина». Еще живы люди, помнящие обещания Хрущева показать «последнего попа». Да только забыли картавые товарищи революционеры, что Бог поругаем не бывает! И вот мы видим, как в небытие уходят богоборцы, а над Русью вновь плывет колокольный благовест. И опять потянулся народ в храмы, осознав, что не хлебом единым мы живы. Хорошо, когда есть возможность отправиться в паломничество в такие святые места, как Афон или Дивеево, но все же не всем это по силам. У кого времени не хватает или сил, кому финансы пока не позволяют… Но есть и у нас в Донбассе настоящие жемчужины, которые доступны каждому. О Святогорской Лавре долго говорить не надо, а вот о монастыре в селе Никольское знают, наверное, не все. А ведь всего за час-полтора автобус может перенести любого дончанина из удушающих объятий городской суеты в настоящий рай. Для удобства верующих по воскресеньям от железнодорожного вокзала в половине шестого утра прямо в монастырь отправляется автобус. Именно на нем я и отправился в путь. По дороге мы несколько раз останавливаемся и в заранее оговоренных местах подбираем небольшие группки паломников, так что на выезде из города автобус уже переполнен. Примерно за два часа мы добираемся до Никольского.

Река делит село на две части. До революции на противоположных берегах стояли два села, основанных выходцами из центральной России. Впоследствии они слились воедино. В 1912-1913 годах крестьяне возвели два каменных храма, посвященные святым Василию и Николаю Чудотворцу. Соответственно, и села носили названия Васильевка и Никольское. Как и повсюду на Руси, на украшение храмов крестьяне не поскупились. Но годы большевистской власти поставили шедевры зодчества на грань уничтожения. Фаянсовый иконостас был разбит комсомольцами в 1934 году, все ценное разграблено. Когда в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году в Никольское прибыл служить отец Зосима, его встретило полное запустение. Вокруг Свято-Васильевского храма был замусоренный пустырь. Крыша зияла дырами, а в зимние месяцы внутренние стены покрывались ледяной коркой в палец толщиной. Всё то великолепие, которое мы сегодня наблюдаем, создано буквально за считанные годы стараниями схиархимандрита Зосимы. С его прибытием храм получил новую жизнь. И не только собор в Никольском был возрожден стараниями батюшки. При его участии и помощи было построено или возрождено в Донбассе около десятка храмов. Старец всегда стремился к возрождению древних традиций православной культуры. Так, по его инициативе и при личном участии в 1997 году возрождена традиция освящения водохранилища на Карловке на праздник Крещения Господня с массовым купанием в проруби.

Старец всегда находил нужные слова, умел говорить с каждым, будь то ребенок или старик, простой работяга или профессор, на «его языке». И поэтому в Никольское за советом приезжали люди со всей страны. Многие получали от отца Зосимы ответы на волнующие их вопросы, по его молитве отступали болезни. В смутное время истории нашего отечества старец из Никольского стал нравственной опорой для тысяч дончан. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправлялись в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели.

Ведущая в монастырь дорожка приводит нас к Святым вратам, которые и не ворота в нашем понимании, а целый двухэтажный комплекс, где нашлось место даже церкви с колокольней. Такие надвратные храмы встречали путников еще во времена Киевской Руси. Чуть дальше стоит поклонный крест, установленный в память о посещении монастыря святейшим Патриархом Кириллом.

Древнейшей постройкой монастыря является Васильевский храм. Благодатной стариной веет от его камней. Словно оказываешься в овеянных легендами городах Золотого кольца, а не на донецкой земле. В храме находится значительное количество святынь. Это и частицы мощей святых, и чудотворные иконы, и дивной красоты настенная роспись. Не зря говорят, что стоя в храме, одной ногой находишься на небесах. Но в Васильевском храме и для земной истории нашлось место. Входя в него и идя к алтарю, молящийся словно заново переживает историю мира. Святые и мученики первого века, встречающие у дверей, будто бы готовят к вступлению в наш кровавый двадцатый век. Перед глазами разворачивается более чем вековая история родной страны. Вот в окружении семьи стоит последний император. Вот, словно желая благословить пришедших, с иконы смотрят живые глаза праведного Иоанна Кронштадтского. Судьба царя-мученика известна всем, а вот об иконе Иоанна Кронштадтского стоит сказать пару слов. Она была написана на холсте еще до революции, а в советское время, когда её хозяйку-монахиню расстреливали, одна из пуль попала в образ, окропив его кровью.

Стоит более подробно остановиться на нескольких иконах монастыря, имеющих особую историю. Например, чудотворная икона Богородицы Скоропослушница при большевиках была превращена в карточный столик. Сейчас же она, отреставрированная братией, занимает почетное место в церкви. С ней связан такой случай: после молебна перед этой иконой прекратилась засуха. Есть и икона Иоанна Кронштадтского, написанная еще при жизни святого. Затем взгляд падает на лики русских святителей, замученных богоборческим режимом. Тут же находится и камень с Соловецких островов, ставших Голгофой для тысяч русских людей. Но не только столетия назад совершались подвиги мученичества за веру. Примером может послужить вставленная в икону Иоанна Воина по благословению отца Зосимы фотография Евгения Родионова, принявшего смерть от рук боевиков в Чечне за отказ снять крест.

Так что не оскудевает земля Русская героями. Когда после молитвы человек уже собирается покинуть храм, его взгляд падает на картину страшного суда, написанную более чем реалистично и расположенную над выходом. Изображение отрезвляет, заставляет задуматься. Тем более, что изображения некоторых из грешников знакомы гражданам Украины. Речь идет о преданном анафеме раскольнике Денисенко, более известном как Филарет. Согласно канонам православной церкви, такой грех, какой совершил этот лжепастырь, не смывается, поэтому и закончит он свои дни как Иуда Искариот. Сейчас почти никто не помнит, что отец Зосима в самый разгар церковной смуты, спровоцированной тогдашним предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Филаретом (Денисенко), был одним из немногих, кто твердо и бескомпромиссно отстаивал единство Церкви и обличал Филарета. Батюшка открыто заявлял, что Филарету захотелось стать Патриархом - именно поэтому он и пошел на раскол. Нередко во время своих проповедей отец Зосима обличал тех, кого считал врагами Церкви. Особенно доставалось от него филаретовцам, автокефалистам и сектантам. Случалось, батюшка ругал и нерадивых православных попов. Он вообще был достаточно прямолинейным, поэтому и нажил себе немало недоброжелателей. Многие взгляды старца расценивали как «неполиткорректные», не вписывающиеся в современные политические реалии.

Первоначально схиархимандрит Зосима направлял всех желавших принять постриг, в уже существующие монастыри. В 1998 году батюшка с острой почечной недостаточностью попал в реанимацию. В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть «клинической смертью». Как вспоминал сам старец, он видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение. После возвращения из потустороннего мира отец Зосима принялся за создание монастыря.

Монастырь постоянно строится, и недавно в нем был возведен Успенский собор, по архитектуре повторяющий одноименный храм Московского Кремля. Храм потрясает своими размерами: его высота почти шестьдесят метров, а золотые купола словно маяк в хорошую погоду видны почти за тридцать километров. Как и во многих русских соборах в здании Успенского действуют два храма: верхний, где сейчас идет роспись стен, и нижний, в котором идут богослужения. Для удобства прихожан вокруг собора сделана крытая галерея с лавочками, где можно посидеть в ожидании богослужения. Рядом с собором расположена усыпальница старца. Глядя, как к ней цепочкой подходят люди, понимаешь, что к отцу Зосиме народная тропа не зарастает. Каждый год 29 августа, в годовщину его кончины, в обитель съезжаются тысячи духовных чад батюшки. Трудно поверить, что отца Зосимы нет с нами. Многие духовные чада старца видели его во сне. Как и при жизни, он наставляет, вразумляет, утешает. Самый главный урок, который батюшка преподал своей пастве, это то, что наибольшая ра-дость – это радость жить с Богом, радость, которую не отнимут ни скорби, ни страдания, ни смерть. Он учил этому и своей жизнью, учил и своей смертью.

Отец Зосима оставил своим чадам духовное завещание, в котором говориться: «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

И по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.

В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руковод-ством, держитесь святой обители – братья и сестры помогут вам и наста-вят на путь спасения…

Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, мир, любовь и благословение Божие.

Схиархимандрит Зосима».

Шахтерская общеобразовательная школа I-ІІІ ступеней №1 управления образования администрации города Шахтерска

Макросфера 1 «Донбасс - моя Родина»

Микросфера «Я-житель Донбасса»

Материал подготовила Сывак О.В.

Тема 1. Отражение духовных ценностей народа в культуре Донбасса.

Цели: углубить знания старшеклассников о литературном наследии писателей нашего края.

  • 1) приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия Донетчины;
  • 2) развивать умения делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
  • 3) интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Форма организации образовательного процесса: защита мини-проектов.

Ожидаемые результаты: закрепление морально-нравственных позиций старшеклассников.

На уроке и на ходе подготовки к уроку у учащихся формируется самостоятельность, ответственность, навык поиска информации и определение из них главного.

Целесообразно организовать с учащимися за 1-2 недели подготовительную работу исследовательского характера.

Формы работы на уроке - выступления учащихся с сообщениями по индивидуальным темам, беседа, выразительное чтение (наизусть) произведений, анализ стихотворений, ответы на вопросы, творческая работа.

Этапы подготовительной работы для проведения урока:

1. Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести урок.

После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций. Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы.

  • 2. В каждой группе отбирались и обсуждались источники информации, обсуждался план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.
  • 3. Проходила исследовательская работа в группах (самостоятельно и коллективно), отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация, художественные произведения, краеведческий материал.
  • 4. В группах готовились защитить свои проекты, работали над презентациями.
  • 5. Итоговый результат работы - урок проводится в форме защиты мини -проектов (исследование биографии, краткий анализ произведений, отзыв).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. МОТИВАЦИЯ.

«Живет Донбасс! Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбы благовест стальной.

Донбасс никто не ставил на колени

И никому поставить не дано.

П. Беспощадный»

Работа с эпиграфом к уроку: учащиеся слушают, определяют тему, идею - выход на тему урока.

2. Организационное начало урока:

совместное формулирование ожидаемых результатов

Постановка проблемы:

Что мы узнали о жизни и творчестве писателей Донбасса? Как духовные ценности в художественных произведениях связаны с жизнью народа?

Вступительное слово учителя: Естественно, что такой регион, как Донбасс, не мог не найти отражение в литературе. Грозный и могучий край привлекал внимание многих писателей. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков. Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работы. Константин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания». Однако все эти авторы были людьми пришлыми, гостями шахтерского края.

Собственные писатели в регионе появились сравнительно поздно, ведь молодость региона и его индустриальный характер вовсе не способствовали появлению и развитию тут литературных талантов. Донбассовцам девятнадцатого века было не до гуманитарных проблем, так что по большому счету донбасская литература зародилась лишь в прошлом веке, хотя уже в 1923 году тут стал выходить литературный журнал «Забой», первоначально бывший приложением к газете «Всероссийская кочегарка».

В 1937 году в свет вышла «Старая Юзовка» - первая книга, посвященная истории региона, написанная Ильей Горошем (Гонимовым). Автор под одной обложкой собрал литературно обработанные рассказы и байки старых юзовских рабочих, исторические сведения, и в итоге вышло неплохое повествование о рождении индустриального центра.

В первые советские пятилетки регион получил первого собственного настоящего писателя - уроженца Петромарьевского рудника (Первомайска) Бориса Горбатова. Его первый рассказ «Сытые и голодные» увидел свет в 1922 году, затем последовали еще несколько повестей и романов. Через десятилетие Борис Леонтьевич уже считался одним из лучших писателей и сценаристов Советского Союза. По сценариям Горбатова были сняты такие популярные фильмы, как «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950). Дважды он становился лауреатом Сталинской премии.

Во время войны Горбатов работал военным корреспондентом, и его «Письма к товарищу» Константин Симонов назвал вершиной публицистики военных лет. В 1951 году вышел первый том задуманного Горбатовым масштабного романа «Донбасс», посвященного событиям тридцатых годов в Донбассе. К сожалению, в 1954 году Борис Горбатов скончался, и «Донбасс» так и остался незавершенным.

Наряду с Горбатовым, на лавры первого донецкого писателя может претендовать уроженец Юзовки Леонид Жариков, прославившийся благодаря трилогии «Повесть о суровом друге»-«Червонные сабли»-«Судьба Илюши Барабанова», действие которой разворачивается в Донбассе в годы революции и Гражданской войны.

Затем Донбасс дал стране еще нескольких писателей, которые, однако, не смогли превзойти Бориса Горбатова по известности. Впрочем, вспомним и их имена. Это были Виктор Шутов, Леонид Лиходеев, Павел Байдебура, Вадим Пеунов, Александр Чепижный…

Первым действительно известным донбасским поэтом стал Павел Беспощадный (Иванов). До революции он десять лет отработал на шахтах, затем активно участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. В 1924 году в горловской газете «Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского барда нашло отклик у читателей, и бывший шахтер активно занялся литературной деятельностью. В результате появились целые книги его стихов, многие из которых были посвящены Донбассу и его людям.

Сегодня даже тем, кто не интересуется поэзией, известны его строчки «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано», ставшие квинтэссенцией донбасского менталитета.

Еще одним известным поэтом из Донбасса стал родившийся в Дебальцево Владимир Сосюра. Как и Беспощадный, он был участником Гражданской войны, но успел повоевать и за унровцев, и за красных, что не помешало ему в 1920 году вступить в Коммунистическую партию. Вскоре поэт покинул Донбасс, переехав в столицу советской Украины город Харьков. Для своего творчества Сосюра выбрал украинский язык, что, по сути, превратило его из донбасского поэта в украинского. Однако нужно особенно акцентировать внимание, что он не был националистом, и любовь к Украине у него органично сочеталась с советскими идеями.

К сожалению, творчество этого талантливого лирика сегодня «приватизировали» украинские националисты, выкинувшие из наследия поэта огромное количество стихов, посвященных Коммунистической партии и лично товарищу Сталину. Зато в обязательную программу школ постсоветской Украины входит стихотворение «Любить Украину!», из-за которого сейчас коммунист, лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина Владимир Сосюра воспринимается как националист.

Упомянем и еще одного некогда прославленного поэта-донбассовца, Николая Анциферова, который из родной Макеевки отправился покорять Москву, в чем и преуспел. Несмотря на обретенный столичный статус, он не забывал малую родину и создал немало стихотворений о шахтёрах. К сожалению, он умер в 1964 году, прожив всего 34 года, так до конца и не раскрыв свой талант.

Массово же писатели и поэты в нашем крае стали появляться лишь к исходу ХХ века, когда вступило во взрослую жизнь второе-третье поколение жителей региона. Как правило, это были представители технической интеллигенции или работники развитой системы образования, люди с широким кругозором и большим объемом знаний.

Правда, большинство из них не стали знаменитыми, так как само общество с появлением телевизоров и компьютеров стало менее читающим. Теперь нереально прожить на гонорары от изданий стихотворных сборников, так что многие перспективные авторы, которые в советское время стали бы звездами, превращают литературные занятия в простое хобби, время на которое выкраивается по остаточному принципу.

Хотя родись Мирослав Руденко, Максим Газизов или Артем Ольхин лет на тридцать раньше, их книги могли бы быть бестселлерами. Однако в начале двадцать первого века поэзия уже совсем не так востребована, как еще столетие назад.

Зато сейчас по всему СНГ верхние позиции в рейтингах лучших авторов уверенно занимают донецкие фантасты. Книги Федора Березина, Глеба Гусакова и Владислава Русанова активно издаются и переиздаются, и их можно встретить в магазинах от Минска до Владивостока.

Далеко за пределами родной Луганской области стал известен Глеб Бобров, автор нашумевшего романа «Эпоха мертворожденных». Пронзительная книга была издана в 2008 году и была посвящена будущей гражданской войне на Украине. Прошло пять лет, и выяснилось, что эта антиутопия оказалась настоящим пророчеством.

  • 3. Основная часть урока(примерные темы мини-проектов)
  • 1. МИНИ-ПРОЕКТ Писатели и другие деятели культуры и наш край.

Пребывание известных писателей и поэтов в нашем регионе. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства их пребывания здесь. Литературные произведения, посвященные Донбассу, их тематика и художественное своеобразие. И.А. Бунин, В.М. Гаршин, Ильф и Петров, А.В. Кольцов, В.Г. Короленко, А. И. Куприн, В.В. Маяковский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, А.М. Горький, К.Г. Паустовский, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский о Донбассе.

Задание классу: прослушать выступление. Экспертная группа даёт оценку авторам мини-проекта.

2. МИНИ-ПРОЕКТ Литературная карта Донбасса.

Литературная жизнь нашего края. Литературные объединения, кружки. «Екатеринославские губернские ведомости» - первое печатное издание на Донбассе. Издания первой донецкой прессы: «Донецкое слово», «Донецкая истина», «Северный Донец», «Бахмутский курьер», «Вестник Мариуполя», «Гудок», «Забой», «Макеевский рабочий», «Донбасс», «Кочегарка». Первый вседонецкий съезд писателей и литкружковцев (1933). «Литературные страницы» в современных местных газетах. Местные литературные музеи, их деятельность.

Задание классу: посмотреть, послушать, обсудить в группах, задать 2-3 вопроса докладчику.

Экспертная группа по плану даёт оценку мини-проекту, заданным вопросам и ответам.

3. МИНИ-ПРОЕКТ Современные донецкие поэты и писатели о шахтерском труде.

Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство. Павел Беспощадный о шахтерском труде. Леонид Жариков и его «Повесть о суровом друге». Борис Горбатов «Юность отцов». Илья Гонимов «Старая Юзовка». Василий Горяйнов «Утро шахтера». Литературное наследие Вадима Пеунова. Иван Костыря «Думы о Донбассе». Виктор Шутов «Шахтерская лирическая». Николай Анцифиров «Вельможа». Современные донецкие поэты о шахтерском труде (С. Фесенко «У ствола», Н. Ковалев «Шахтерский характер», Н. Бугир «Шахта», О. Егорцева «Смена», И. Нечипорук «Горючий камень» и др.)

Выразительное чтение наизусть стихотворений, отрывков прозы. Задание классу: составить на основе прослушанного синквейн.

Экспертная группа дает оценку выступающей группе и полученным синквейнам.

4. МИНИ-ПРОЕКТ Писатели и поэты Донбасса о Великой Отечетсвенной войне

Поэты-земляки - участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Тема добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо». Жизнь и творчество Николая Рыбалко. Лариса Черкашина и ее повесть «В нашем городе».

5. МИНИ-ПРОЕКТ Тема природы Донбасса в произведениях поэтов и писателей.

Родной Донбасс в поэзии Бориса Белаша. Лирика Натальи Хаткиной. Михаил Ртищев и его поэтические картины родного края. Василий Горяйнов о природе Донбасса. Поэзия Станислава Жуковского. Михаил Фролов «Донецкое приморье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов».

6. МИНИ-ПРОЕКТ Чем живет Донбасс сегодня?

Творцы параллельных реальностей: Донецкий клуб любителей фантастики. Федор Березин и его фантастический роман «Пепел». Виталий Забирко и его научно-фантастический рассказ «Сторожевой пес корпорации». Владислав Русанов «Победитель драконов».

Творчество Ирен Роздобудько. Экранизации по произведениям И. Роздобудько.

Современные поэты Донбасса. Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала…». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной.

  • 4. Заключение
  • 5. РЕФЛЕКСИЯ

Муниципальное образовательное учреждение
«Школа № 30 г.Донецка»
Разработка системно-обобщающего модуля «Духовные ценности народов Донбасса в произведениях донецких писателей и поэтов»
(Программа «Уроки гражданственности Донбасса»)
Матвеенко Анна Борисовна
учитель биологии высшей категории
учитель-методист
Донецк 2016г.
Цели занятия:
Образовательные: познакомить старшеклассников с литературным наследием писателей и поэтов нашего края, на примере произведений, относящихся к жанру гражданской лирики.Развивающие: развивать социальную, коммуникативную и поликультурную компетентности учащихся.
Воспитательные: способствовать утверждению морально – нравственных позиций старшеклассников, воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбы своей страны.
Задачи занятия: рассмотреть произведения писателей и поэтов Донетчины, найти в их творчестве мотивы любви к природе родного края, воспевание его красоты, уважения к истории народа, выражение высших духовных ценностей, призыв защищать свою Родину.
В ходе занятия используются: сообщения (мини-проекты) учащихся и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, с помощью которых демонстрируются видеофайлы и ИКТ-презентация « Поэты и писатели Донбасса».
Содержание.
1.Организационный момент, в ходе которого учащимся сообщаются цели и задачи занятия и дается установка на плодотворную творческую работу. В ходе собеседования-диалога учащиеся вспоминают, какие темы рассматривались ими в ходе изучения материалов Макросферы 1 «Донбасс- моя Родина».
2.Учитель просит учащихся вспомнить, сколько национальностей проживает на территории Донбасса (правильный ответ – 133). Отмечается, что выразителем чаяний, идей, ценностей народа в любые времена были творцы слова – писатели и поэты. Земля Донбасса всегда была щедра на литературные таланты. Перечисляются писатели и поэты, прославившие Донбасс в ХХ веке: Павел Иванов (псевдоним – Беспощадный»), автор знаменитых строк: «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано!»; поэт-песенник, уроженец Енакиево, Михаил Пляцковский. Он – автор стихов, на которые написаны популярнейшие в Советском Союзе песни: «Мамины глаза», «Лада», «Под крышей дома твоего». Эти песни поют и в наши дни. Иван Сергеевич Костыря создал знаменитые «Думы о Донбассе», где переплелись легенды, шахтерские сказы, были и реальные факты. Поэт и прозаик Виктор Шутов, защитник Ленинграда и почетный гражданин Донецка, создал тексты многих песен о Донецке и Донбассе: «Город синих терриконов», «Шахтерская лирическая», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Он писал о донецких подпольщиках. Этому посвящены книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья». Как вы считаете, о каких духовных ценностях говориться в произведениях всех этих авторов?
К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассказать о всех писателях и поэтах донецкой земли. С книгами некоторых из них вы можете познакомиться в нашей библиотеке, они представлены на выставке. Но об одном советском поэте, уроженце Донбасса, хотелось бы рассказать подробнее. Это человек нелегкой судьбы и большого мужества – Николай Рыбалко.
Заслушивается мини – сообщение о биографии Николая Рыбалко и его стихотворение:
КРАЙ ДОНЕЦКИЙ
Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают,
как закат.
Край донецкий смуглолицый -
Звезды вышли на наряд,
И, как солнце, золотится
Твой земной,
твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый -
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится,
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый -
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый -
С золотинкою глаза.
Не легко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.
Обсуждается стихотворение Николая Рыбалко.
3.Есть прекрасные поэты на донецкой земле и в наши дни. Одна из них – поэтесса Анна Ревякина. Вашему вниманию предлагается ее краткая биография.
Познакомиться с творчеством Анны Ревякиной мы сможем, виртуально присутствуя на ее творческом вечере, где стихи читает сама автор.
АННА РЕВЯКИНА
Город мойГород мой. Тот, где с детства отсутствует море, и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём, словно вечный рассвет, как картинка на мониторе, словно юность отца, упакованная в альбом. Не сдержаться, когда прикасаешься к камню, когда трогаешь тёмную землю, что на крови. Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли. И до взморья отсюда добраться две сотни гривен по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь? Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен, эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж. Под обветренной кожей, под веками, в подреберье море плещется, как живое, – искрит янтарь. Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег, оберег твой, твоя история и печаль. Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно из окна наблюдать, как морем вскипает степь, и плывут облака – вон одно, словно ключ скрипичный, и так хочется каждое облако рассмотреть… Каждый камень под ярким солнцем играет светом, преломляет луч, так хлеб преломляешь ты с самым близким, твоим, проверенным человеком, с тем, кто знает тебя до точек и запятых… С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей, на безморье иные смыслы, иные ветры, иное дно. Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен. Мой степной чёрнокаменный Город До.
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=uQno2B1pyds; после просмотра видеофрагмента обсуждается содержание стихотворения).
4.Еще одна прекрасная донецкая поэтесса – Лиана Мусатова. У нее есть такие строки:
ЛИАНА МУСАТОВА
*** Я путешествую во времениПо землям прадедов славян.От их языческого племениВзошли мы к вере христиан.От них - любовь к бескрайним пахотам,К настоям терпким южных трав,К вечерним зорям шитым яхонтомИ к пенью птиц среди дубрав.От них – геройство в нас и мужество,И стойкость в праведном бою,Любовь и верное супружествоИ жест у бездны на краю.
Какие духовные ценности мы можем почерпнуть из этого стихотворения?
(Вариант – рассматривается биография и декламируется стихотворение макеевской поэтессы Ирины Горбань: ИРИНА ГОРБАНЬ
Не спит окраина Донбасса...
Я к Тебе не обращусь, Боже правый. Будь, что будет и под вечер, и в полночь. Пусть тоскуют по слезам Твоим травы, Не придёт, как ни моли, Твоя помощь. Сверху могут грохотать только «грады», - В межсезонье им открыта дорога. Только я такой дороге не рада: Ни проехать, ни рукою потрогать. Я бреду по тротуарам немытым, Сердце рвется из груди, словно птица. То ли души, то ль дороги изрыты… Только в памяти молитва хранится. Боже правый, этот город – мой ангел, Терриконы – безупречные нэцке. Почтой адресной летят бумеранги, Возвращаясь с территорий Донецких. 2016г.)4.Очень интересно творчество донецкого поэта Владимира Скобцова.
Рассказываются краткие факты биографии, декламируется стихотворение:
ВЛАДИМИР СКОБЦОВ
Мой рай
Мой рай, мой край. Об этот край суровыйЛомают копья, расшибают лбы.Я создан из его любви и крови,Труда и воли, слова и судьбы.Его судьба - нелёгкая дорога,По ней он шёл, не полз и не петлял.В лицо он видел дьявола и Бога,Пред ними не скулил и не вилял.Был столько раз оболган, продан, предан...Лицом к беде, у смерти на краю,Он никогда не называл соседомРодную мать и Родину свою.Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,Он бил всегда за подлость по зубам,Он никого не ставил на колени,Поскольку никогда не станет сам.
Известнейшая русская поэтесса Юнна Мориц, безошибочно чувствующая стих, назвала Владимира Скобцова легендарным Орфеем Донбасса. Как и другие поэты и писатели Донецкой Народной Республики, он всегда четко выражает свою гражданскую позицию. И много в своем творчестве говорит о дружбе и взаимовыручке, о чувстве товарищества, о международной солидарности. Об этом поется в одной из известнейших его песен - «Апостол». Там есть строки, посвященные братской помощи русского народа нашей республике: «Гуманитарные конвои везут усталые волхвы». Являются ли эти чувства – товарищество, братская взаимовыручка – духовными ценностями?
5.Юные жители Донбасса тоже могут внести свой вклад в его поэтическую копилку, выразить в поэтических строках свое видение жизни, свои мысли и чувства. Это доказывает пример ученика 8-го класса В нашей школы Никиты Флигилинского. В прошлом году Никита занял второе место в республиканском конкурсе «С любовью к Донецкой Республике». Мы пригласили Никиту на наш урок. Давайте попросим его прочитать свои стихи:
Люди, обернитесь в вере к Богу!
Помолитесь о моей душе
И о детях, что идут в сад, школу,
Чтоб все жили в мире и добре!
Чтоб не знали дети слез и страха
И не слышали слов «смерть» или «война»…
Донесутся пусть молитвы ваши,
Чтоб с небес защита нам пришла!
Помолитесь, матери, о детях,
Мы же – о родителях своих,
Потому что больше всех на свете
Мы друг другом с вами дорожим!
Пусть Господь нас всех оберегает
И дает нам долгие года
Только пусть свеча не догорает,
Чтобы все услышали меня!
(Вариант – заслушивается биография донецкого писателя-фантаста, поэта Владислава Русанова и демонстрируется видеоклип, где он читает свое стихотворение «Нет ни эллина, ни иудея». ***Нет ни эллина, ни иудея, а дороги к храму отмощены черепами. Воскликнешь «Где я?!» пред ощеренной пастью площади. Свет фальшфайера. Вонью тленною растекается ненависть-сукровица. С перебитыми вдрызг коленами, ты опять не поспеешь к заутренней. Перерезанным воешь горлом ты, хрипло булькаешь чёрными сгустками, нет дороги тропою торною, только стёжкой кривой да узкою. Ныне судьбы чертой означены и осколком навылет ранены. То ли тёткою, то ли мачехой крест пропившая мне Украина. Лебезит кнутом, лупит пряником, дланью щедрой дарует отметины. То ли пасынки, то ли племянники, заслоняемся тыном плетенным из упрямства да из отчаяния, круг рисуем со странными знаками. Пропоют ли мне величальнуюили в яму кинут собакою? 2015Произведение непросто для понимания, с несколькими смысловыми уровнями и сложным ассоциативным рядом. Но в нем провозглашается приоритет духовного начала, отсутствие национальной розни, равенство всех перед выбором пути, а также личная ответственность за результаты этого выбора.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=C_ofbg25m7o).
7.Несомненно, жизнь человека и мир – эти ценности является высшими в иерархии духовных ценностей! И я предлагаю перечислить сейчас еще раз все те духовные ценности, которые вы нашли сегодня в произведениях писателей и поэтов Донбасса. А какие самые главные чувства выражали авторы в своих произведениях? (Ответ – любовь к Родине – земле Донбасса и чувство глубокого патриотизма).
Все поэтические произведения, с которыми вы познакомились сегодня, относятся к одному жанру – гражданская лирика. Вопросам гражданственности будет посвящена наша новая тема. Поэтому запишите домашнее задание: найти определение понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданская позиция».
Варианты окончания урока
1).И в конце урока я хочу вам напомнить: история развивается по спирали. Поэтому я хочу, чтобы, завершая наше занятие, вы прослушали песню на стихи поэта, о творчестве которого мы говорили в начале занятия. Эта песня впервые прозвучала более 40 лет назад, но сейчас приобретает особую актуальность:
Я ЖИЛ В ТАКИЕ ВРЕМЕНА
Я жил в такие времена,В такие дни, в такие даты!..Меня, безусого, войнаДо срока призвала в солдаты,И в краснозвездного меняСто пушек целилось, наверно.Москву собою заслоня,Весь мир прикрыл я в сорок первом.Я жил в такие времена –Горели руки от работы,Земля мне золотом зернаПлатила за соленость пота.Припав к динамику щекой,Я слушал, как, свершая чудо.На крыльях зрелости людскойВ глубины проникали люди.Я жил в такие времена,Что голова ходила кругом:Моя планета и войнаСтояли в шаге друг от друга.Мне вся земля была виднаИ зорким днем,И ночью звездной.И был я ласковый и грозный - Я жил в такие времена.
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=5diagWO_NHY)Я хочу вам пожелать, чтобы через много лет вы, как и Николай Рыбалко, смогли с гордостью сказать своим детям, внукам и правнукам: «Я жил в такие времена!»
2).Просмотр видеоряда о Донецке. Цель - показать красоту родного города, достойного чувства любви и восхищения.
(Ссылка: . https://www.youtube.com/watch?v=NzSbybBkbFM)3).Прослушивание аудио либо видеофайла с песней на стихи Михаила Пляцковского «Улыбка». Цель – создание позитивного настроения и осознание чувства товарищества при хоровом исполнении песни на стихи донецкого поэта. (Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NBLssEOTEr8).