Календарно тематический план кружковой работе. Календарно-тематическое планирование кружковой работы


Кайбицкий муниципальный район Республики Татарстан

УТВЕРЖДЕНО:

На методич. совете ЦВР

__________________

«_____» _________2010

Образовательная программа

дополнительного образования детей

Творческое объединение «Умелые руки»

художественно-эстетического направления

на 2010-2011 год обучения

МОУ Бурундуковская СОШ

Возраст детей 7 – 13лет

Срок реализации - 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  1. закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  2. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  3. раскрыть истоки народного творчества;
  4. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  5. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  6. приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  1. пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  2. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  3. формирование творческих способностей, духовной культуры;
  4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  1. осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  2. воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  3. добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на двухгодичное обучение. Объединение комплектуется из учащихся 2-4 класса 8, из 6 класса-1 девочка, из 7 класса - 3девочки, 3 девочки из 8 класса. Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Ниточная страна
  3. Остров ненужных вещей
  4. Роспись
  5. Лепка
  6. Работа с тканью
  7. Работа с бисером
  8. Работа с природным материалом.
  9. Вязание крючком.
  10. Творческий проект
  11. Выставки, экскурсии, праздники.
  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете технологии.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  1. о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  2. о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  3. о видах декоративно- прикладного искусства(лепка, роспись, резьба и.т.п.);
  4. о татарских народных промыслах;
  5. в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  6. о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
  7. об особенностях лепных игрушек;
  8. о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
  9. о вышивке лентами;
  10. о проектной деятельности.

У мения:

  1. работать нужными инструментами и приспособлениями;
  2. последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  3. лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  4. вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  5. работать в программе Power Point.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

Н. Майоров.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

кружка «Умелые руки» (4 часа в неделю)

п/п

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата проведен

Теоретич. часы

Практич.

часы

1-й год обучения

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Рисование Страны Мастеров.

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом

10-19

«Бумажный город»

A) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

б). Узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами

20-30

«Ниточная страна»

а).Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

в). ниткопись (изонить)

19,5

31-37

Остров ненужных вещей

Беседа.

а). карандашница;

б). модели нарядов

в). цветы

38-40

«Лебединое озеро»

Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

41-53

Лоскутной город

a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;

22,5

54-57

Вышивка лентами

Панно ЦВЕТЫ

58-59

Лепка. Глина.Пластилин

A)Дымковская игрушки

60-64

Работа с соленым тестом

Произведения Г.Тукая

65-68

Вязание крючком

А). вязание столбиков с накидами и без накидов.

69-71

Творческий проект

Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

Проект «Подарок»

Выставка, экскурсия.

Игра-путешествие по стране Мастеров.

Экскурсия в школьный музей.

ИТОГО:

2-й год обучения

Вводное занятие

Повторение материалов 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения.

Рисование Страны Мастеров.

«В чудесном лесу»

Поделки из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты)

«Бумажный город»

a) Объемные композиции из бумаги. Аппликация;

б). узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами

«Ниточная страна»

а).повторение видов ниток, техники аппликации.

б). аппликация из нитяной крошки;

в). ниткопись (изонить)

19,5

Остров ненужных вещей

Поделки из бросовых материалов:

Фантиков

Открыток,

Спичечных коробков.

«Пуховая фантазия»

Изготовление картины из перьев.

Лоскутной город

a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;

22,5

Вышивка лентами

Сувенир «Цветы в корзине», мини картины

«Дворец бисера»

История бисера. «Я создам свое дерево и дам ему имя»

«Замок вязания»

А). вязание подставки под чайник

Творческий проект

Проект «Творческие люди моего села»

Итоговое занятие

Выставка работ. защита проекта.

ИТОГО:

Методическое обеспечение к образовательной программе .

Раздел

Вводное занятие

Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»

«В чудесном лесу»

1. Способ изготовления декор. дерева.

2. Компьютерная презентация «Розы из кленовых листьев»

«Бумажный город»

1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой»

2. Компьютерная презентация «Квиллинг»

3. Компьютерная презентация «Оригами»

4. Методическая разработка по технике оригами.

«Ниточная страна»

1.«Беседа о народной игрушке»

2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. (мет. подборка)

3. Методическая подборка «Оригами»

Остров ненужных вещей

1. Комп. презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.»

Лебединое озеро

Пуховая фантазия

«Подборка материала о поделках из яичной скорлупы Удивительное из необычного»

Технология выполнения картин из перьев

Лоскутной город

Метод. подборка «Из старых курток и ношеных сапог»

Вышивка лентами

Материал «Вышивание лентами»

Лепка.

Подборка рисунков о игрушках из глины.

Низание бисером

Компьютерная презентация «Его величество бисер»

Вязание крючком

Видео - фильм « Вязание крючком»

Проект

Папка-копилка «Проектная деятельность»

Материальное обеспечение

  1. Природный материал
  2. Глина
  3. Соломка
  4. Ткани разных цветов
  5. Перья птиц
  6. Нитки разных цветов
  7. Капрон, шёлк
  8. Опил
  9. Полиэтиленовые мешки
  10. Картон
  11. Спичечные коробки
  12. Мочало
  13. Яичная скорлупа
  14. Стружки
  15. Газетная бумага
  16. Мука
  17. Бумага цветная
  18. Ножницы, клей
  19. Коряга-ветка для декоративного здоровья

Литература (для руководителя кружка)

Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль,

2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24

6. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12

7. Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.

8. М. Федотова Цветы из ткани.

9. Бисероплетение


Кружковая работа не только в школах, но и в детских садах давно уже вошла в норму деятельности педагогического коллектива. Разнообразие кружков, их содержания поражает воображение. Тем не менее, какими бы разными они ни были, в вопросах планирования и непосредственной организации работы кружки подчиняются общим закономерностям. Мы создаём эти объединения дополнительного образования, исходя, прежде всего, из интересов и потребностей детей. И составляем планы их деятельности, также руководствуясь этими соображениями.

МААМ постарается помочь Вам в работе, предлагая Вашему вниманию образцы планов работы кружков различной направленности. В частности, познавательной, творческой, духовно-нравственной, патриотической, фольклорной, спортивной и оздоровительной. Здесь представлены готовые планы работы кружка на весь учебный год или на более ограниченный период.

Планируйте мероприятия по дополнительному образованию вместе с нами.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1064 .
Все разделы | Кружковая работа. Планирование работы кружка: календарные, тематические и перспективные планы

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель : развитие творческого воображения, дать детям представление о том что старые вещи могут ожить. (Работа с родителями ) 23 занятие «Волшебница вода – свойства» Цель. Познакомить...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11-учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека : оздоровительном, эстетическом хозяйственном. 19 занятие «Пищевые цепочки в лесу» Цель. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных,...

Кружковая работа. Планирование работы кружка: календарные, тематические и перспективные планы - План кружковой работы «Юный книголюб» в старшей группе

Публикация «План кружковой работы «Юный книголюб» в старшей...» План дополнительного образования старшей группы «Сказка» . «Юный книголюб». Воспитатель: Сергеева А.Н. 2019-2020 год. План дополнительного образования «Юный книголюб» Цель: Развитие литературного интереса и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10-учебно - тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений, о его частях (корень, стебель, лист, цветок, плод. Уточнить знания детей о значении каждой части для роста и развития растений. 16 занятие...

План работы кружка «Умелые ручки» во второй младшей группе Проблема: Низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 9. Учебно-тематический план на ноябрь-декабрь Ноябрь Раздел: Многообразие растительного и животного мира 8 занятие «Животные Земли» Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы. 9 занятие «Где могут жить животные» Цель. Способствовать установлению причинно –...

Кружковая работа. Планирование работы кружка: календарные, тематические и перспективные планы - Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 8-учебно-тематический план на сентябрь - октябрь

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Сентябрь Раздел «Наш дом – Природа» 1 занятие «Дом под крышей голубой» Цель. Дать понятие, что природа – наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. 2 занятие «Экскурсия на метеостанцию – знакомство с...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №19

г.о. Коломна Московской области»

в 7«А»,7 «Б» классах

Разработала воспитатель:

Фоменко С.Г., I КК

2016-2017 учебный год

Программа кружка декоративно - прикладного творчества «Мир фантазии».

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой, пластиковыми бутылками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка «Мир фантазии» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 12-14лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические представляет широкие возможности работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок.

Программа кружка для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности. Позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы : Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно - прикладному творчеству.

Формы контроля:

Наблюдение

Беседа, объяснения учащихся.

Практический контроль.

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения. Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию .

Программа рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц) и предусматривает теоретическую часть и практическую

Тематический план кружка декоративно - прикладного творчества «Мир фантазии»

на 2016-2017 учебный год в 7 «А»,7 Б» классах

п/п

Наименование темы

Форма

Дата

«Краски осени»

Работа с природным материалом, пластилином.

Презентация с последующей творческой работой.

06.09.16г.

«Открытка педагогу». Аппликация

Ручной труд

27.09.16г.

«Мои фантазии».

Работа с пластилином, бросовым материалом.

Беседа с последующим ручным трудом.

11.10.16г.

Изготовление макета машины из картона

Выполнение чертежей с последующей творческой работой

01.11.16г.

«Подарок маме»

Аппликация

22.11.16г.

«Новогодний вернисаж» Работа над праздничными украшениями в комнатах.

Коллективная творческая работа

13.12.16г.

20.12.16г.

Продолжение работы над макетом машины

Коллективная творческая работа

10.01.17г.

Декоративное панно «Природные пейзажи» Работа с бросовым материалом

Презентация. Индивидуальный ручной труд.

24.01.17г.

Панно: «Наши защитники».

Аппликация

Индивидуальный ручной труд.

07.02.17г.

Панно: «Наши защитники».(завершение)

Индивидуальный ручной труд.

14.02.17г.

Картина: «Зимушка - зима».

Индивидуальный ручной труд.

28.02.17г.

Панно: «Весеннее вдохновение». пластилинография

Индивидуальный ручной труд.

07.03.17г.

«Коломенские колокола» конкурсная зарисовка

Коллективная работа

21.03.17г.

Панно: «Весеннее вдохновение». пластилинография(завершение)

Индивидуальный ручной труд.

04.04.17г.

«Береги здоровье»

конкурсная зарисовка

18.04.17г.

Коллаж: «Мы дети твои земля».

Конкурсная коллективная работа

25.04.17г.

«Не играй с огнем»

зарисовка

Коллективная конкурсная работа

16.05.17г.

Итоговое занятие. Оформление выставки работ «Мир фантазии»

Творческое занятие.

23.05.16г.

Итого:

18 часов

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами

· Инструменты и приспособления.

· Технологию выполнения изделий в технике аппликации, пластилинографии.

· Приемы оформления работы в рамку.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград? Учитель, 2008 - 250 с.3. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.4. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги» , М.Просвещение, 1983г, с132.

3. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

4. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М.Просвещение,1983г,191с.

ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Кружок «Рукодельница»

Руководитель: ,

высшая квалификационная

Пояснительная записка

Цель кружковой работы – создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития его таланта.

Задачи кружковой работы :

1. Ознакомление учащихся с различными традиционными ремеслами, современными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии; повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.

3. Обучение учащихся знаниям, умениям и навыкам по заготовке и работе с различными материалами.

4. Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.

5. Содействие формированию у учащихся способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества, как части культуры народа.

6. Предоставление учащимся возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.

7. Создание условий для формирования и развития у учащихся интереса и любви к народному творчеству.

8. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.


9. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом.

Тематическое планирование кружка «Рукодельница» рассчитано на 3 часа работы в неделю. Планирование имеет блочный принцип построения, что позволяет варьировать учебный материал.

Во время учебы учащиеся будут заниматься различными видами декоративно-прикладного искусства, в том числе вышивкой, лоскутной пластикой и изготовлением игрушек. Теоретическая часть призвана решать воспитательные задачи кружковой работы, прививать любовь к творчеству, развивать эстетический вкус, любовь к Родине. Практическая часть призвана развивать усидчивость, трудолюбие, усердие и самостоятельность. Материально-техническое оснащение кружковой работы обеспечено наличием в школе необходимых инструментов, материалов и приспособлений. Для усиления заинтересованности учащихся в своей работе предполагается участие в районных и областных выставках декоративно-прикладного творчества. Занятия призваны способствовать развитию у учащихся художественного вкуса, как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образного языка декоративно-прикладного искусства.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок.

Календарно-тематическое планирование

Практическая работа

Вышивка 28

Изонить 10

Заполнение угла, окружности, дуги разными способами

Изготовление картин в технике изонить на картоне

Вышивка лентами 10

Из истории вышивки. Инструменты, материалы, приспособления.

Изготовление мешочка для рукоделия с вышивкой лентами

Изготовление панно в технике вышивки лентами

Ручная художественная вышивка 8

Из истории вышивки. Инструменты, материалы, приспособления.

Выполнение различных видов швов

Изготовление сумки-косметички с элементами ручной вышивки

Игрушки 30

Из истории игрушек

Русская народная кукла 9

Кукла - зернушка

Технология изготовления куклы

Изготовление куклы

Современная кукла 30

Современные виды игрушек

Технология изготовления игрушки-ангела

Изготовление игрушки-ангела

Технология изготовления игрушки-куклы

Изготовление игрушки-куклы

Технология изготовления игрушки-подушки

Изготовление игрушки-подушки

Лоскутная пластика 12

Из истории лоскутной пластики. Инструменты, материалы, приспособления

Изготовление игрушки в технике лоскутной пластики

Изготовление подушки в технике лоскутной пластики

Итоговое занятие

Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей. В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет. Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Кружковой работы

В Токаревской сельской школе №22

Руководитель кружковой работы

Панина Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов

ПЛАН

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебный план.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программных тем.
  5. Прогнозируемый результат.
  6. Список литературы.

Пояснительная записка.

Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Ребенка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций.

В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет.

Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

На занятиях ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива.

Главное, что дети постоянно видят пользу своего труда. Их поделками украшают к праздникам класс, музыкальный зал…Дети дарят подарки, сделанными своими руками.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачей кружка так же является организация выставок работ участников кружка, умения оформлять работы.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

На занятиях используются формы индивидуальной и коллективной работы.

Педагог использует методы объяснения и демонстрации приемов художественной выразительности, просмотр открыток, альбомов, журналов, иллюстрированных книг, готовых работ и др.

Учебный план.

п\п

Название основных тем.

1-й год обучения

Вводное занятие.

Бумага и картон.

Работа с пластилином.

Текстильные материалы.

Массовые мероприятия.

Беседы, лекции.

Итоговые занятия по темам.

Всего часов.

Учебно-тематический план .

Название темы.

Кол-во часов.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Наглядные пособия.

теория

практика

Вводное занятие.

Ознакомление с планом занятий.

Инструменты и материалы.

Оформление рабочей папки.

Работы учеников прошлых лет.

Работа с природным материалом.

а) Экскурсия в лес.

б) Аппликация из засушенных листьев.

в) Аппликация из оболочек лука и чеснока.

г) «Рисуем» тонкими веточками.

д) Работа с берестой.

е) Работа с крашеным песком.

Итоговое занятие.

Наблюдение за природным материалом.

Наблюдение за формой листьев.

Понятие ритма движения в композиции.

Подготовка материала к работе.

Техника вышивания шнурком вприкреп.

Обработка бересты.

Фон картины.

Закон перспективы.

Техника покраски песка.

Оформление рамки из ниток.

Составление справочника.

Подготовка природного материала к работе.

Выполнение аппликации «Листопад».

Линейная композиция.

Выполнение аппликации «Жар-птица».

Аппликация «Кошка», «Девушка с длинными волосами».

Выполнение осеннего пейзажа.

Коллективная работа.

Творческие работы ребят.

Оформление выставки работ по теме «Краски осени».

Образцы работ.

Объяснение с демонстрацией приема.

Показ работ педагога.

Бумага и картон.

а) Художественное моделирование путем складывания.

б) Оригами- мир безграничных возможностей.

в) Орнаменты.

Приемы построения

Бордюр. орнаментов.

Зооморфные мотивы в орнаменте.

Гербы и геральдика.

Итоговое занятие.

г) Художественное конструирование из бумаги.

Бумагопластика.

Конструирование объемных форм.

- «Волшебные полоски».

- «Бумажный мир».

Итоговое занятие.

Оригами. Чтение схем оригами.

Складывание с применением надрезов.

Спиральные конструкции.

Составление справочника.

Ритмическое повторение.

Зеркальное отображение.

Понятие меандр. Геометрическая строгость.

Составление справочника.

Лекала. Приемы работы.

Выкраивание бумаги для создания образа и настроения.

Понятие «Трансформация»

Ритм в композиции.

Симметричные и ассиметричные вырезки из бумаги.

Театрализованная деятельность.

Творческое задание на рационально-логическое мышление.

Новые материалы в тематической композиции.

Составление и заполнение справочника.

Маски животных.

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум».

Конкурс оригамистов.

Изготовление рамок для аппликаций.

Изготовление медальонов для игр.

Оформление альбома с помощью орнаментов.

Оформление аппликаций.

Коллективное панно «Замок».

Аппликация «Букет в вазе».

Раскладная картина «Домик хитрого гнома».

Аппликация «Котенок».

Аппликация-задача «Птица».

Коллаж «Весна идет».

Оформление выставки.

Схематические таблицы.

Альбомы детских работ прошлых лет.

Алгоритм выполнения работы в таблицах.

Объяснение с демонстрацией приемов.

Декорация.

Работы педагога и старших ребят.

Альбомы, работы детей.

Пластилин.

Многоплановый рельеф.

Оригами из пластилина.

Итоговое занятие.

Силуэты.

Прием выбирания пластилина.

Игра «Узнай – кто я?».

Техника многослойного процарапывания.

Новый инструмент- резак.

Новые свойства и новые возможности. Сообщения детей.

Конкурс поделок.

Составление и заполнение словаря.

Изображение «Бегущий олень по лесу».

Панно с цветами.

Скатерть-самобранка.

Лепка-оригами «Детские фантазии».

Аппликация «Сказочный лес».

Оформление выставки.

Работы учеников прошлых лет.

Фотографии детских работ.

Текстильные материалы.

Лоскутная аппликация.

Лоскутная аппликация на клею.

Виды ткани.

Способы закрепления лоскутков.

Техника соединения.

Изображение цветов.

Изображение зверей.

Работы педагога.

Итоговое занятие за год.

Подведение итогов.

Обсуждение планов будущего года.

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -10 лет, на 2 года обучения: 5 часов в неделю.

На вводном занятии педагог знакомится с детьми. Дети смотрят выставку работ прошлых лет, обмениваются мнениями.

Педагог рассказывает о планах на год и, в связи с этим, объясняет какие инструменты и материалы понадобятся.

Весь учебный материал разделен на четыре части, посвященные основным группам материалов, и тематические разделы.

  1. «Природные материалы».

Этот раздел предполагает новые приемы работы с доступными детям материалами: луковой шелухой, гибкими ветками, берестой, засушенными растениями… Темы, связанные с заготовкой материалов, целесообразно соотносим с временем года.

  1. «Бумага и картон».

В разделе «Художественное моделирование» из бумаги путем складывания знакомимся с тем, как складывание бумаги превратить в активный творческий процесс. Далее происходит поиск новых конструктивных решений, используется бумага разных форматов и качеств – и появляются открытия.

В разделе «Вырезание и аппликация» дети должны стать исследователями. Тема исследования – орнамент. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания.

Раздел «Художественное конструирование из бумаги» ставит новую творческую задачу – выполнить предложенный образ, используя самые разнообразные приемы работы с бумагой (сминание, скручивание, гофрирование, навивку на карандаш…)

  1. «Пластилин».

Этот блок посвящен знакомству с видами рельефного изображения и систематизации знаний о видах скульптуры.

Пластилин обладает большими возможностями для развития фантазии.

  1. «Текстильные материалы».

В этом разделе учащимся предлагается новая форма работы – творческий проект. Каждая тема отражает небольшой этап выполнения задуманного объекта, какой-либо несложной его части. Однако в целом должно получится полноценное декоративное или практически используемое изделие.

После завершения работы с каждой группой материалов проводятся занятия по обобщению и систематизации полученных знаний, умений, навыков (одна из форм этой деятельности – составление справочника).

В справочнике представлены следующие разделы:

1) Бумага и картон.

Стандартные форматы (размеры бумажного листа).

Приемы обработки бумаги

Способы получения изображения

Способы соединения деталей

Виды изделий из бумаги или картона

2) Природные материалы.

Подготовительная работа

Сбор материала и т. д.

Р абота с родителями . На протяжении всего года проходит работа в форме инструкций, консультаций, а также привлечения сил родителей в помощь детям в изготовлении и оформлении детских работ.

Прогнозируемый результат .

Предлагаемые темы занятий, способы подачи учебного материала, формы организации работы помогут каждому учащемуся пройти путь созидателя: от художественно-образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения- до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Итогом этого пути должно стать усвоение учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной творческой деятельности.

Список литературы .

И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Поделки из фольги»

Творческий Центр Сфера

Москва 2003

Т.Баева «Чудесное превращение перчаток в …» 1990

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество;

Учебно-метод. пос./ Под ред.

Т.Я. Шпикаловой Москва 2000

Е. Данкевич «Пластилиновый мир» Санкт-Петербург «Кристалл»

1998

А.В.Двинцев «Мастерим из бумаги» Изд. «Дельта» 1997

Н.М.Конышев Технология. Изд. Ассоциация 21 век 2003

И.Р.Макарова «Секреты бумажного листа» Москва 2003

И.М.Петрова «Волшебные полоски» Санкт-Петербург 2002

Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская» Изд. «Учебная

Литература»2000

Т. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва. Айрис Пресс

2004

Ж. Ховорт «Классные безделушки и украшения» ЭКСМО-ПРЕСС

2000

Н.А. Цирулик «Умные руки» Изд. «Учебная литература» 2003

И.В.Черныш «Забавные поделки к праздникам» Москва Айрис

Пресс 2004

Эйлин О Брайн. Кейт Нидхем « Оригами» Москва « РОСМЕН»