Толкование деяния 13 глава. Толкование нового завета феофилактом болгарским


 1 Варнава и Савл отделены церковью в Антиохии на служение. 4 Их проповедь на Кипре. Сергий Павел. Елима волхв, его слепота. 13 Они следуют чрез Пергию в Антиохию Писидийскую. 16 Слово Павла в синагоге в Антиохии. 42 Толпы народа в следующую субботу. 46 Сопротивление иудеев Савлу, который «обращается к язычникам». Иудеи изгнали его.

1 В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;

5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,

7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,

10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нём прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из неё,

18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22 Отринув его, поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».

23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25 При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идёт за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,

28 и, не найдя в Нём никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нём, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мёртвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

33 как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».

34 А что воскресил Его из мёртвых, так что Он уже не обратится в тление, о сём сказал так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно».

35 Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление».

36 Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;

37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;

39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:

41 «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам».

42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.

45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.

46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.

47 Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».

48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

49 И слово Господне распространялось по всей стране.

50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.

13:1 Пришла пора Савлу и Варнаве, организовавшим собрание в Антиохии, покинуть его. Невозможно вовеки топтаться на месте возле одного и того же собрания или человека: наставил на путь, поводил за руку какое-то время и отпускать надо, самостоятельно идти к Богу – таки каждому однажды придётся.

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: .. …
и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника….
Как видим, не пошёл Манаил по стопам рода Иродов – убийц, христианином стал, хотя и был совоспитанником Ирода Антипы Галилейского

13:2- 5 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
В 1 веке Бог Сам в некоторых случаях заботился о том, куда и кого из христиан посылать для проповеди. Назначив святым духом Своим Варнаву и Савла, Он побудил их идти в Селевкию и на Кипр, но проповедовали они там в синагогах иудейских, своим, значит, в основном. Исходили немало, весь остров Кипр пешком прошли, не за день, надо полагать, долго ходили, может и несколько месяцев.

Представили, как такое возможно: ведь надо где-то ночевать, что-то есть, причём, никто не знает, впустит ли в дом кто на чужбине или поганой метлой погонит. Вот были христиане! Ни дома, ни тыла, одна только проповедь на сердце и неизвестность – впереди. Много ли таких христиан наберётся у Иеговы Бога за 2000 лет?

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. В ранней Церкви большое внимание уделялось посту и молитве: задания были серьёзные, работы - непочатый край, без сосредоточения исключительно на духовном - было не обойтись, пост помогал сосредоточиться на осознании важности исполнения воли Божьей, молитва подкрепляла посланников уверенностью в помощи Божьей.
Возложение рук в данном случае могло обозначать лишь подтверждение тому, что Варнаву и Павла на служение призвал Бог - для всех остальных членов Церкви, кто не слышал повеления Бога через слово святого духа.

5 Имели при себе и Иоанна для служения... - Иоанна - Марка, того самого, которого они взяли с собою из Иерусалима в Антиохию (12:25). Служение Марка могло быть разным, главное, что он помогал им справляться с выполнением их христианской миссии.

13:6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
Не всегда принадлежность к народу Иеговы и способность показывать чудеса говорят о том, что „чародей” – от Бога-Второз.13:1-3.
Ведь это Павел в Вариисусе лжепророка вычислил, а до этого все думали, что это пророк – настоящий, от Бога.

13:7,8 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.8 А Елима волхв ибо то значит имя его противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
Этот лжепророк пристроил седалище своё неплохо – у проконсула. Немало способов у сыновей дьявола, чтобы отвратить от веры, и даже люди разумные, каким был проконсул Сергий, попадаются на удочку их: либо чудесами и исцелениями уловляются, либо умными рассуждениями увлекаясь.

Ну пристроился удачно - и пристроился, и сидел бы себе тихо, когда проконсул решил слово Божье - от Павла и Варнавы послушать, глядишь - и отсиделся бы и дальше бы жил себе припеваючи, под Божьего прока маскируясь.
Так нет же – надо обязательно вмешаться и начать умничать в противостоянии Божьим словам: ну как же, ведь можно такую „крышу” в лице проконсула потерять, если он заинтересуется больше Павлом с Варнавой, чем им, ведь проконсул – муж РАЗУМНЫЙ, и ясно, что в состоянии ересь от разумных слов Божиих отличить.

А вот как Павлу удалось до такой важной персоны с проповедью христианской добраться - остаётся загадкой, недаром, как видно, именно ему выпало свидетельствовать пред царями и высокопоставленными вельможами: всё же высшее образование и обучение при ногах Гамалиила даром для него не прошло (22:3):

Проконсул Сергий Павел . Возможно, это был Луций Сергий Павел - должностное лицо в царствование Клавдия; он затем стал проконсулом (главой сенатской провинции) в Пафосе на Кипре (ср. 18,12). Палестина, напротив, была императорской провинцией, во главе которой стоял прокуратор, подотчетный непосредственно императору, а не сенату. (Женевская)

13:9-11 Павел вынужден был защитить слово Божье и разоблачил во всеуслышание лжепророка, разъяснив, что лжепророки – это сыны дьявола и враги всякой правды:

сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
Пути Господни - прямы, и предлагающие уклониться от них вправо или влево, сознательно, или нет - этим служат дьяволу независимо от того, осознают они это или нет.
И для того, чтобы показать превосходство силы Божьей – Павел при помощи святого духа ослепил волхва на время, для вразумления:

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

Иногда, кроме как отрезвляющим «ударом в темечко»- вразумить противящихся или хотя бы остановить извержение ереси - иного способа просто нет. Сейчас конечно такого не происходит, но есть верное мнение, что те, кто будут пытаться противостоять помазанникам Божьим в распространении слова Божьего - непременно совсем ослепнут духовно и не смогут принять слово Божье для своего спасения.

У современных христиан, понятно, нет силы так эффектно противостоять сегодня противникам и доказывать свою правоту, поэтому зачастую бывает, что говорящим ложь -верят охотнее, ибо лжецы больше обещают и при этом ещё и дорогу в рай шире предлагают, да и усилий меньше у лжецов прилагать обещается. Но если благоразумно говорить и поступать будем, то те, кто не удобств личных, а именно Бога ищут - непременно смогут различить правду Божью, ибо об этом Дух Божий позаботится.

13:12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню
Проконсул был впечатлён, но, как оказалось, вовсе не чудом ослепления, а УЧЕНИЕМ Господним и уверовал в Христа, на что и возлагались надежды Павла.
Как видим, кто на что обращает внимание, тот тем и впечатляется.

Вот и выходит, что проповедовать слово Божье в присутствии противоречащих и любящих поспорить (лжепророков или просто из вредности противоречащих) - сложнее и может оказаться мало эффективно. Сначала от спорщиков полезно было бы избавиться приемлемым способом (поскольку ослепить нынче не удастся), и лишь затем появится шанс, что учение Господне в спокойной обстановке сможет проникнуть в сердца слушающих.
Вот почему самая эффективная проповедь - это проповедь в виде индивидуальной беседы.

13:13-15 Павел не задержался надолго у проконсула: дело сделано, проконсул обращён в веру, надо двигаться дальше, в Антиохию Писидийскую. Марк в этом путешествии их оставил, вернувшись в Иерусалим:
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую ...
Эту Антиохию, расположенную в ста шестидесяти километрах к северу от Пергии, близ границы Фригии с Писидией, обычно называли Антиохией Писидийской, чтобы отличать ее от другой Антиохии, Сирийской. (Женевская)

Для начала они с Варнавой нашли там синагогу и присели послушать местных учителей:
14...и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

Что интересно, система обучения в синагогах позволяла говорить каждому, у кого было что сказать народу по слову Божьему (современным христианам так не жить):
Им просто предложили говорить и они воспользовались случаем: не стали чинить раздрай, вырываясь на сцену без приглашения:
15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

Опять таки: во враждебной обстановке сеять слово Божье намного тяжелее, а воспринимать - ещё более тяжелее, ибо если и в мирной – дьявол выклёвывать семена истины умудряется, тем более для этого благоприятны ему раздоры и распри.

13:16-26 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.....
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

Прежде, чем Павел перешёл к кульминации проповеди о Христе, он подробно и от начала призвания Моисея напомнил Израилю хорошо знакомые истины, читаемые каждую субботу в синагогах, показав, что прекрасно ориентируется в законе Иеговы и истории Израиля, не чужак своим, значит, и не дилетант - настроил ухо слушателей на нужную волну.
Кроме того, он показал, что не на новом и не на чуждом Израилю основании строит, а на Моисее и пророках - на том, что им очень хорошо знакомо.

13:27-30 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
Указав пророчества на Мессию, он показал и КАК они исполнились на Христе, но даже после упоминания о том, что свои же начальники из иудеев его убили - народ продолжал слушать, ибо Павел смягчил обвинение: они просто НЕ УЗНАЛИ его, не разглядели в нём царя Господня, потому такой вот конфуз с ними и вышел. Но всё хорошо, так и должно было быть по Писанию, Иисус снова жив, ибо воскрешён Богом, потому и послано всем слушающим - слово Божье о возможности спастись

13:31,32 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Павел обратил внимание на то, что после воскресения Иисус являлся далеко не всем подряд, а только тем ученикам, кто был с ним от начала и до конца, ибо они имели возможность поверить воскресшему Христу, остальные – просто бы не верили и могли бы считать, что это не Христос воскресший, а просто духи развлекаются.
Теперь те, кто видел его как до, так и после воскресения – являются верными свидетелями его воскресения, готовыми всему народу подтвердить, что Христос жив. И, собственно, это основная благая весть для всего Израиля, ибо Бог благоволил исполнить обещанное для Своих детей в первую очередь.

13:33 ,34 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно.
Милости, обещанные Давиду - это обетование вечного престола (2Цар.7:16; Ис.9:7). То есть, после воскресения Иисус больше никогда не умрёт, как умирают люди в веке правления дьявола (не обратится в тление ). О том, что Бог позаботился об Иисусе, не давая ему увидеть тления, говорит и другое место Писания:

13:3 5-41 35 Посему и в другом [месте] говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
Павел подытоживает проповедь, разъясняя ещё и суть событий по убийству и воскресению Христа: благодаря этому произошло искупление и прощение грехов всем, верующим слову Божьему о Христе.

39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. Иудеи при помощи закона Моисеева не имели возможности достичь той степени праведности, которая может дать жизнь вечную. Теперь же у всех, кто принимает Иисуса Христа как Мессию, эта возможность появилась.

40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:41 смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.
Даже после этих слов на удивление проповедь прошла мирно, Павел очень деликатно показал не очень приятные для слуха иудеев стороны, и слово Божье удалось посеять в них и в язычниках с Божьей помощью.

Как строилась проповедь апостола Павла? Цитата из Писания плюс толкование, разъясняющее отрывок от пророков. Такой же самый подход можно применять и для сегодняшней проповеди. Зачем изобретать велосипед?

13:42-44 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители [Бога], обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. 44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
на проповедь Павла отреагировали многие и сами просили прийти ещё раз в субботу с проповедью. И Павел пришёл, почему - нет, если просят? Весь город собрался послушать Павла, слово Божье, которое говорил Павел, разнеслось слушателями за неделю так активно, что и Павлу необязательно было проповедовать, приглашая на следующую субботу.

Как видим, за алчущим и жаждущим узнать что-либо из Слова Божьего - не надо гоняться и уговаривать его на исследование Писания. Он САМ ищет возможность узнать, сам находит и время и силы, несмотря на заботы и проблемы.
Лукавят все те, кто говорят, что сегодня не хватает времени для чтения и исследования Писания, дескать, работа, семья, проблемы и прочие отговорки. Но на самом деле - не хватает всего лишь ЖЕЛАНИЯ.
Не думаем, что у язычников Антиохи Писидийской не было ни работы, ни семей, ни проблем житейских. Возжелали услышать слово Божье от Павла - и сразу время для этого нашли.

13:45 Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
Ну и понятно, зависть заела почтенных иудеев: на их проповеди столько народа никогда не собиралось.
Теперь они стали сопротивляться и противоречить Павлу, роняя авторитет слова Божьего и Павла заодно – противоречиями своими.
Распространённый метод сеять сомнения в слушателях, подрывая авторитет говорящего.

13:46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Павлу не оставалось ничего, как разъяснить иудеям дальнейшее исполнение пророчеств на Христа: хотя они – первые, к кому благоволил Бог послать Христа, но Бог не будет сильно и долго их уговаривать: если не цените Его и сына Его вы, родные дети – то у Бога найдётся к кому обратиться, к язычникам: они с благодарностью оценят всё, что сделает для них Бог. Если заботу Отца не ценят родные – ну что ж, отныне родными Ему станут те, кто оценит Его заботу.
Это принцип преимущества детей по духу, ценящих заботу отца - пред детьми по плоти, пренебрегающими отцом.

13:47-49 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.48 Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.49 И слово Господне распространялось по всей стране.
Язычники, понятное дело – несказанно обрадовались слову Божьему о них, и было чему радоваться: наконец, они - не второсортные люди в глазах Бога, как приучили их думать о себе иудеи.
Приняли слово Божье все, предуставленные к вечной жизни. То есть - это все, кто на тот момент был готов и морально и физически воспринять то, что говорил Павел о будущих замыслах Бога в отношении вечной жизни для человечества.

Но означает ли это, что все остальные - не предуставлены к вечной жизни? Нет, разумеется, ведь у каждого до смерти есть верная возможность сделать правильный выбор. Кто-то его раньше делает, а кто-то позже.

13:50 Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов
Однако иудеи мало обрадовались такому повороту событий: как же, их славу и исключительность - только что развенчал какой-то там Павел! Самое интересное, что мужи иудейские спрятались за хрупкие дамские плечики в желании наказать апостола за такую дерзость.
Наверное, женщины обладают особым умением затевать качественные скандалы и подстрекать к бунту, если для того, чтобы противостать Павлу и Варнаве – иудеи прибегли к их помощи.
Там, где мужчина не справляется с поднятием бунта на корабле - и женщина сойдёт. «Шерше ля фам» - искать женщину не помешает во многих светопреставлениях и местного и мирового масштабов, начиная от ссор между друзьями из-за женщины и заканчивая войнами на смерть - по той же причине.

13:51,52 Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию
Павлу с Варнавой пришлось убраться по добру по здорову из тех пределов, но дело сделано: язычники призваны словом Божьим ко Христу, исполнились святого духа и радости от того, что их призвал Бог на служение, переживать не о чем и надо держать путь Христов дальше.
Не стали они пытаться оправдываться и доказывать, что иудеи, к примеру, неправы. Нет смысла вразумлять тех, кто настроен НЕ вразумляться. И н ет смысла топтаться на одном месте, когда ждут другие места. Тем более, если в этом месте, где топчешься - жить не дают.

Думаем, конечно, надо повторно в таких случаях возвращаться и через какое-то время снова людей навещать: как, собственно, сами апостолы и поступали в надежде на то, что со временем многие меняют свои личные религиозные убеждения по разным причинам и в следующий раз могут прислушаться к благой вести –Деян.14:21

52 А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.
Однако оставляя после себя учеников Христа, которых Бог укреплял при помощи духа святого, можно было без особых беспокойств продвигаться дальше, что апостолы и делали.

1. Бяху же нецыи во церкви сущей во Антиохии пророцы и учителие, Варнава же и Симеон нарицаемый Нигер, и Лукий киринеанин, и Манаил со Иродом четверовластником воспитаный, и Савл.

Еще об Варнаве упоминает прежде; так как Павел еще не прославился, - не совершил еще никакого знамения. Но следует заметить, что и Павел и Варнава причтены были к лику апостолов. Манаил со Иродом четверовластником воспитаный. Вот что значит характер каждого; и воспитание не оказывает влияния: посмотри, каким нечестивцем остался Ирод; а его совоспитанник Манаил так изменился, что удостоился даже дара пророчества.

2. Служащым же им Господеви и постящымся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. 3. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. 4. Сия убо послана бывша от Духа Свята, снидоста в Селевкию, оттуду же отплыша в Кипр. 5. И бывше в Саламине, возвещаста слово Божие в сонмищах иудейских: иместа же и Иоанна слугу. 6. Прошедше же остров даже до Пафа, обретоста некоего мужа волхва лжепророка иудеанина, емуже имя Вариисус, 7. Иже бе со Анфипатом Сергием Павлом, мужем разумным: сей призвав Варнаву и Савла взыска услышати слово Божие. 8. Сопротивляшеся же има Еллима волхв тако бо сказуется имя его, иский развратити Анфипата от веры.

Что значит: служащым? Это значит: «проповедующим». А выражение: отделите ми на дело вместо: «на апостольство». Кем же рукополагается Павел? Лукием и Манаилом, а вернее - Духом Святым. Хиротонисуется же он, чтобы проповедовать со властию. Как же сам Павел говорит: «ни от человек, ни человеком» (Гал. 1:1)? Это - в том отношении, что не человек призвал его и обратил. Рукополагали не так, как диаконов; но возложиша на ня руки после предварительного поста и молитвы, так что из этого можно заключить, что Варнава и Павел чрез такое рукоположение получили высшую иерархическую степень, чем диаконская. В Селевкии они не останавливаются, зная, что жители ее могли стяжать много пользы от соседнего с нею города; а спешат исполнить неотложное. Сей анфипат-проконсул призвав Варнаву и Савла взыска услышати слово Божие. Удивительно в проконсуле то, что он, быв ранее увлечем уже магией волхва, пожелал послушать апостолов. Но обрати внимание и на волхва: когда апостолы проповедовали прочим людям, он не очень негодовал; вознегодовал же особенно тогда, когда они пришли к проконсулу.

9. Савл же иже и Павел, исполнися Духа Свята, и воззрев нань, 10. Рече: о исполненне всякия льсти, и всякия злобы, сыне диавол, враже всякия правды, не престанеши ли развращая пути Господни правыя? 11. И ныне се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене, внезапу же нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вожда. 12. Тогда видев Анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни.

Савл же иже и Павел. Здесь вместе с рукоположением Савла меняется и имя его. Переименован же он для того, чтобы и с этой стороны быть не ниже апостолов. А что касается преимущества, какое имел корифей учеников Христовых Петр, так и Павел, кажется, пользовался таким же уважением и имел случай снискать даже большее расположение. Исполненне всякия льсти. Никакого рода лести, говорит, не оставалось, которого бы ты не имел. Верно сказал: всякия льсти; потому что волхв был льстец и лжец. А сыном диавола называет его потому, что он делал дьявольское дело. Не с нами, говорит, воюешь и сражаешься, но развращаешь пути Господни правые. И будеши слеп, не видя солнца до времене. Тем же средством, каким был обращен сам, хотел и его обратить. Итак это было не наказание, но врачевание; потому что Павел почти что говорил: не я творю это, но рука Божия. А выражение: до времене, очевидно было словом не наказывающего, а обращающего; потому что, если бы оно было словом наказывающего, то Павел сделал бы его слепым навсегда; а здесь не то, но - до времене. Говорит: до времене, чтобы подействовать на проконсула; так как дает этим знать, что от самого волхва зависит получить снова зрение: нужно изменить образ жизни на лучший. И осязая искаше вожда. Искание вожака - доказательство слепоты. Нужно было посредством такого именно наказания вразумить того, кто прежде был увлечен магией. Таким образом наказания как бы вразумляли и волхвов.

13. Отвезшеся же от Пафа Павел и сущии с ним, приидоша в Пергию Памфилийскую: Иоанн же отлучився от них, возвратися во Иерусалим. 14. Они же прошедше от Пергии, приидоша во Антиохию Писидийскую, и вшедше в сонмище в день субботный, седоша. 15. По чтении же закона и пророк, послаша началницы сонмища к ним, глаголюще: мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите.

Иоанн же... Иоанн, нарицаемый Марк, сопутствовал им в евангельском шествии от Палестины до Пергии памфилийской. Потом, когда апостолы ускорили свое шествие и с твердым, непреклонным духом стали вооружаться на подвиги, Марк, как человек слабый и не решавшийся на такое путешествие и на те подвиги, опасности и борьбу, какие представлялись в каждом городе, отстав от апостолов, возвратился в Палестину, не отрицаясь Христа, но отказываясь от дальнейшего путешествия, так как оно было трудно для него. Павел и Варнава возвратились в Иерусалим с обильными плодами веры и благовествовали находившейся в Иерусалиме церкви об обращении и покаянии язычников; и когда все стали воздавать Павлу и Варнаве хвалу за их полные успеха подвиги, Марк опечалился, смутился душою и, быть может, подумал: если бы и я был с апостолами, то и я сделался бы участником в их славе, и снова пожелал выступить вместе с апостолами на проповедь. И приидоша в Пергию Памфилийскую. Снова приходят в Пергию; потому что спешили в антиохийскую митрополию. И вшедше в сонмище в день субботный, седоша. В синагоги они входили в одежде иудейской, чтобы не встретить сопротивления и не быть выгнанными, и достигали таким образом во всем своей цели.

16. Востав же Павел, и помаав рукою, рече: мужие исраилтяне, и боящиися Бога, услышите. 17. Бог людей сих избра отцы наши, и люди вознесе в пришелствии в земли Египетстей, и мышцею высокою изведе их из нея: 18. И до четыредесяти лет препита их в пустыни: 19. И низложив язык седмь в земли Ханаанстей, даде им в наследие землю их. 20. И по сих, яко лет четыреста и пятдесят, даде им судии до Самуила пророка. 21. И оттуду просиша царя, и даде им Бог Саула сына Кисова, мужа от колена Вениаминова, лет четыредесять. 22. И преставль его, воздвиже им Давида в царя, емуже и рече свидетельствовав: обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу моему, иже сотворит вся хотения моя. 23. От сего Семене Бог по обетованию воздвиже Исраилю спасение Иисуса. 24. Проповедавшу Иоанну пред лицем внития его крещение покаяния всем людем исраилевым.

Востав же Павел... Павел проповедует здесь в первый раз, и посмотри, с каким благоразумием: те места, где идет речь о Боге Слове, обходит и останавливается на местах, не упоминавших о семени Давида, как сам он говорит, когда пишет римлянам: «сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос» (Рим. 15:20). Посмотри: и Варнава уступает Павлу, как и Иоанн уступает везде Петру. Хотя Варнава пользовался большим уважением; но он поступал так, имея в виду общую пользу. Бог людей сих избра отцы наши. Напомнив о древних событиях, указывает, как и Стефан, на бывшие тогда великие благодеяния Божии. Обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу моему. Нужно заметить, что слова эти в книге Царств находятся не в том виде, как здесь; там только пророчески сказано Самуилом Саулу: «изыщет Господь себе человека по сердцу своему, и повелит ему Господь властелину быти над людми своими, яко не сохранил еси, елика заповеда тебе Господь» (1 Царств. 13:14). Из этих слов Павел составил такое положение: обретох Давида, сына Иессеова, мужа по сердцу моему. Что же касается слов: «мужие братие, аще есть слово в вас утешения к людем, глаголите» (выше ст. 15), - так они сказаны были потому, что у иудеев был обычай читать в субботу закон Моисеев и пророков и после чтения обращаться с речью к народу и объяснять прочитанное. Поэтому начальники синагоги и предлагают бывшим с Павлом говорить в синагоге. От сего Семене Бог по обетованию воздвиже Исраилю спасение Иисуса. Имя Давида было особенно любимым иудеями именем; поэтому говорится, что воцаряется царь от его племени. Проповедавшу Иоанну пред лицем внития его. Под внитием разумеет воплощение.

25. И якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти? несмь аз, но се грядет по мне, емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу его. 26. Мужие братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас боящиися Бога, вам слово спасения сего послася. 27. Живущии бо во Иерусалиме и князи их, сего не разумевше, и гласы пророческия по вся субботы чтомыя, осудивше его исполниша: 28. И ниединыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити его. 29. Якоже скончаша вся, яже о нем писана, снемше с древа, положиша во гробе. 30. Бог же воскреси его от мертвых. 31. Иже являшеся во дни многи, совозшедшым с ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем. 32. И мы вам благовествуем обетование бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам чадом их, воздвиг Иисуса: 33. Якоже и во псалме втором писано есть: Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя. 34. А якоже воскреси его от мертвых, не ктому хотяща возвратитися во истление, сице рече: яко дам вам преподобная Давидова верная. 35. Темже и в другом глаголет: не даси преподобному твоему видети истления. 36. Давид бо своему роду послужив Божиим советом, успе, и приложися ко отцем своим и виде истление: 37.

Иоанн не просто свидетельствует, но отрицает от себя самую славу, которую все приписывали ему. Не одно и то же - отказываться от чести, когда никто не оказывает ее, и - тогда, когда ее предоставляют все. Мужие братие, сынове рода Авраамля. Указывает здесь на именитое происхождение иудеев. Сего не разумевше. Некоторым образом извиняет их: распяли, говорит, не зная, кто - Он; потому что злодеяние совершено вследствие неведения. И ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити его. Говорит, что смертная казнь была желательна им. Выводят на сцену Пилата, чтобы с одной стороны сделать общеизвестным страдание, с другой - подвергнуть себя большему обвинению, как предавших Христа мужу иноплеменному. И не сказал: «потребовали», но: просиша. Испросили, говорит, позволение на убиение, хотя Пилат как бы не желал этого. Об этом яснее говорит Петр: суждшу ему пустити. - Бог же воскреси его от мертвых. Да не смущает тебя то, что об Иисусе говорится, что Он воскрешен Богом; потому что если Иисус есть не иной кто, как воплотившееся Слово, а Слово, по свидетельству Писания: Христос, Божия сила и Божия премудрость, есть сила Отца, которою Он совершает все, то следует разуметь, что Иисус сам воскресил Себя. И если говорится, что Он воскрешен Отцом, так говорится в том смысле, что Отцу, как такому началу и такой причине, которые - вне времени, приписывается все. Да и сам Иисус говорит: раззорите церковь сию, и треми денми созижду ю - Иже являшеся во дни многи совозшедшым с ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие его к людем. Чем они никак не могли бы быть, если бы не подкрепляла их сила Божия. Нам чадом их, воздвиг Иисуса: Имя Иисус братья богоубийц принимают за имя человека. Итак, сказав выше, что Слово положено было во гробе, Павел, - чтобы кто не подумал, что он назвал Слово бесплотным, - снова называет Его Иисусом и ни на один момент не допускает в воплотившемся Слове разделения, по соединении двух естеств. Сын мой еси ты, Аз днесь родих тя. Слова эти понимай по отношению к вочеловечению Христа, бывшему во времени; так как выражения: сегодня и завтра, заключают в себе значение дней. А от Отца Сын рождается, как признают это даже еретики, безвременно. Не даси преподобному твоему видети истления. Тело Господа и Спасителя Христа называется нетленным и бессмертным; потому что ясно, что оно обладало свойством нетления со времени самого воплощения, так как Христос был безгрешен. А егоже Бог воздвиже, не виде истления. А Тот, кого воздвиг Бог, не видел истления, но место гроба соделал местом нетления; потому что восставший собственною силою Христос поистине воссиял, как начальник нетления, дабы и мы восстали из гробов и вышли в сретение Ему, когда, в день ожидаемого воскресения, Он приидет во второй раз со славою, на облацех.

38. Ведомо убо да будет вам мужие братие, яко его ради вам оставление грехов проповедается. 39. И от всех, от нихже не возмогосте в законе Моисеове оправдитися, о сем всяк веруяй оправдается. 40. Блюдите убо да не приидет на вас реченное во пророцех: 41. Видите нерадивии и чудитеся, и узрите и исчезнете: яко дело аз соделаю во дни вашя, емуже не имате веровати, аще кто повесть вам.

Смотри, как не договаривает о сущности дела, об обетованном семени. Не привел свидетельства, на которое они могли бы полагаться в том, что отпущение грехов совершается чрез Иисуса; а это не подлежало сомнению. Пророк Аввакум восклицает видите нерадивии и чудитеся; а Бог отвечает людям беззакония, что им угрожают несчастия и теперь и в будущем. И великого удивления достойно было то, как Израиль, зачисленный в сонм детей Божиих и наименованный первородным, - тот Израиль, ради которого погиб Египет, - предается вавилонянам, предается не только мечу их, но даже и плену и рабству и всевозможным страданиям. Не имате веровати... Дело так и столь величественно, что покажется даже невероятным, если кто сообщит вам об нем.

42. Исходящым же им от сонмища иудейска, моляху языцы в другую собботу глаголатися им глаголом сим. 43. Разшедшуся же собору, последоваша мнози от иудей и честивых пришлец Павлу и Варнаве: иже глаголюще им увещаху их пребывати в благодати Божией. 44. Во грядущую же субботу мало не весь град собрася послушати слова Божия. 45. Видевше же иудеи народы, исполнишася зависти, и вопреки глаголаху глаголемым от Павла, сопротив глаголюще и хуляще. 46. Дерзнувше же Павел и Варнава рекоста: вам бе лепо первее глаголати слово Божие: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сами себе вечному животу, се обращаемся во языки. 47. Тако бо заповеда нам Господь: положих тя во свет языком, еже быти тебе во спасение даже до последних земли. 48. Слышаще же языцы радовахуся, и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную.

Ты видел мудрую сообразительность Павла. Чтобы привязать и расположить к себе язычников, а также чтобы сообщением им всего вдруг не рассеять их внимания, он высказал сначала несколько намеков и не разрешил их, и этим вызвал в язычниках желание послушать его в другой раз. Сказал, что возвещается вам оставление грехов; а как совершится это оставление, не объяснил. Не крестил же их тотчас, потому что это было не благовременно. В другую субботу - вместо: в будущую, как явствует это ниже. Видевше же иудеи народы, исполнишася зависти. Столь велика нетерпимость зависти! Многие совершенно изнемогают и умирают от того, что видят других в чести. А такого рода люди способны противиться не только человеку, но и воле Божией. А понеже отвергосте. Чтобы слов: недостойны творите сами себе вечному животу, не истолковал кто-нибудь в пользу их смирения, Павел сказал сначала: понеже отвергосте е. Потом прибавил: обращаемся во языки. Не говорит: оставляем вас, но выражается так, что допускает возможность своего возвращения в Антиохию. Положих тя во свет языком, то есть, в познание язычниками спасения, и не только язычниками, но и всеми. Елицы учинени бяху в жизнь вечную. Учинени не по насилию; потому что говорится: ихже предуведе, тех и предустави. Итак род Господень в сущности есть весь вообще род человеческий; но Израиль есть особенно близкий род Его. И так как Он пришел к Израилю, а прочие народы просветил чрез апостолов; то и говорится: израильтянам дах Тя по обетованию, бывшему отцам их, а язычников озарю чрез Тебя просвещением и дарую всем спасение (потому что это именно означается словами: до последних земли), и положу конец договорам, сделанным отцам их. Слово объясняется многими, как договор, условие. И вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную. Хотя они предназначены или предопределены были в жизнь вечную по предведению, но уверовали по собственному желанию, по собственной воле. Предведение же Божие не уничтожает свободы нашей воли. До сложения мира предназначенный, по предведению Божиему, быть избранным сосудом - Павел стал им не вдруг по рождении и не в юности, но спустя довольно времени, когда у него составилось понятие о своем значении и своих доблестях.

49. Проношашеся же слово Господне по всей стране. 50. Иудеи же наустиша честивыя жены и благообразныя, и старейшины града, и воздвигоша гонение на Павла и Варнаву, и изгнаша я от предел своих. 51. Она же отрясше прах от ног своих на них, приидоста во Иконию. 52. Ученицы же исполняхуся радости и Духа Свята.

Проношашеся же слово, то есть, распространялось. Иудеи же... не ограничились чувством зависти, но прибегнули и к действиям. Под честивыми женами разумеет не верующих женщин, но иудейских, или эллинских, а под благообразными - богатых. Видишь, на какой гнусный поступок склонили женщин? Стараются преградить людям путь ко спасению при содействии женщин, в подражание древнему обольстителю - дьяволу, который орудием для преграждения людям входа в рай избрал Еву. Она же отрясше прах от ног своих на них. Не без причины поступили так, но потому, что были изгнаны иудеями. Ученицы же исполняхуся радости и Духа Свята. Учителей гнали, а они радовались: такова сила Евангелия. Страдание учителя не отнимает дерзновения у ученика, но делает его более бодрым.

Глава 13.

1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.

2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; 5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, 7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.

8 А Елима волхв (ибо то" значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.

9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, 10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?

11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.

12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.

13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, 18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.

25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.

26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.

27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.

29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, 33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.

35 Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; 39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

40 Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков: 41 смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.

42 При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.

43 Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. В Антиохии , в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5. и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских ; имели же при себе и Иоанна для служения.
6. Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина , именем Вариисуса,
7. который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8. А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,
10. сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11. И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим .
14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
15. После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
16. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
17. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской , и мышцею вознесенною вывел их из нее,
18. и около сорока лет времени питал их в пустыне.
19. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
20. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
21. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
22. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
23. Из его‐то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
24. Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
25. При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах».
26. Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28. и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30. Но Бог воскресил Его из мертвых.
31. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
33. как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
34. А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно».
35. Посему и в другом месте говорит: «не дашь Святому Твоему увидеть тление».
36. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление;
37. а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
38. Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
39. и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
40. Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:
41. «смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам».
42. При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
43. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
45. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
46. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47. Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
48. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
49. И слово Господне распространялось по всей стране.
50. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
52. А ученики исполнялись радости и Духа Святого.