Конспект урока по русскому языку на тему "синонимы". Перечень используемых на данном уроке эор


Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»

Тема урока : « Синонимы».

Тип урока : изучение нового материала.

Цели :

1. Общеобразовательные : сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

2 . Развивающие : развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы ;

3 . Воспитательные : воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог .

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, на доске написана тема урока: МЫНОСИНИ.

Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.

А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите, пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».

(Хорошей, продуктивной и др.)

Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

(Синонимы)

А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.

(МЫНОСИНИ - синонимы, в слове поменяли местами слоги)

Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами

Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?

(Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?

3.Изучение нового материала.

Кто сможет дать более точное определение синонимам?

Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то, что вам уже известно, «галочкой» (\/), а новое - восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то, что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

Ребята, посмотрите на слова (на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать . Скажите, можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

А можно ли эти слова назвать синонимами: грохот, шумный, трещать ? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)

Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый . Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты, тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)

Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов) .

(Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .

4.Закрепление изученного материала.

Словарная работа .

- Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:

большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.

Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак

проявляется в большей степени, в каком - в меньшей.

Игра «Подскажи словечко».

Предлагаю поиграть. Я называю слова -вы подбираете синонимы.

Идти - шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

брести (разг.); спешить - торопиться, поспешать (разг.); отвага - решимость,

мужество, смелость, храбрость; жара - зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

большой - огромный, здоровенный (разг.), солнце - светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

Работа в малых группах .

Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

забавный, нескучный, увлекательный, интересный; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.

Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний (хлеб, диван, материал).

Работа с текстом .

Прочитайте данный текст.

Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью . (Текст на слайде )

Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами . (Взбираться, влезать ). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

5.Итоги урока .

Итак, подведем итоги.

Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)

Что нового вы узнали на уроке?

6. Рефлексия .

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:

Называю паузу я так:

Промежуток, интервал, антракт.

Ну а в школе непременно

Я бываю …(перемена).

Спасибо за работу на уроке.

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли,что опоздали.)

Не сердитесь на нас.

Не обижайтесь.

Не дуйтесь.

Где вы были?-спрашивает учитель.

В школе, тут близко.

Совсем недалеко.

Рядом.

Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.

Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Какими ещё словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся).

Одинаковое или разное значение у этих слов?

Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.

Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый рассеянный

Невнимательный молчаливый

Неправильный простой

Неудачный безуспешный

Несложный легкомысленный

несерьезный ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …(антракт).

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно).

Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

(В.Крупин)

О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов(добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими, трудными? Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники, запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомить с понятием “синонимы”,
  • учить находить сходство и различие слов - синонимов,
  • развивать речь учащихся,
  • формировать навыки работы в парах и группах,
  • воспитывать положительное отношение к учебе.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами,
  • предметные рисунки,
  • карточки со словами синонимами,
  • карточки с тестовыми заданиями,
  • учебники, тетради.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете ему хорошего настроения и доброй работы. Сегодня у нас новая тема, а это значит, что вы получите новые знания.

II. Каллиграфическая минутка.

С чего мы обычно начинаем урок? Буква, над написанием которой мы будем работать, обозначает непарный согласный твёрдый звук в словах, которые вы сейчас записали.

На что надо обратить внимание при написании строчной буквы эр ?

На второй строчке напишите сочетание букв –оро- ? На что посоветуете обратить внимание здесь? (Соединительный штрих.) В каких словах встречается сочетание -оро-?

III. Словарная работа.

1. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

Какую букву надо запомнить?

Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

2. Закончите стихотворение:

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”)

Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал?

Запишите слово ребята.

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему?

3. Посмотрите на рисунок и скажите, как то, что здесь изображено, назвать одним словом? (Одежда)

На какую букву падает ударение?

Какую букву надо запомнить? Почему? (Непроверяемая согласная)

Запишите это слово.

Составьте предложение с этими словами.

(Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде.

Тёплая одежда спасает ребят от мороза.)

Одно предложение запишите в тетрадь.

Кто хочет написать предложение с комментированием на доске?

IV. Ведение в новую тему.

Что вы сейчас записали? (Предложение)

Чему учились вчера на уроке? (Составлять текст.)

Чем текст отличается от предложения?

Прочитайте то, что записано на доске.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Можно ли назвать прочитанное текстами? Докажите.

V. Работа над новой темой.

Поработайте в парах над вопросами:

Чем отличаются тексты? Какой интереснее?

(Ответы учащихся.)

Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются.

Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.

Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

Откройте учебники (стр.40), прочитайте

О чём вы узнали? Как называется тема урока? Синонимы.

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

VI. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40.

Рассмотрите вначале рисунки. (см. рисунки 1-4)

Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова

Работа в группах. Проверка.

(На доске рисунки 1-4 и карточки со словами погасить, потушить, выключить, задуть.

От каждой группы выходит один ученик, подбирает к рисунку карточку).

Что объединяет эти слова и чем они различаются? (В каждой группе приведены

слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия.)

VII. Физминутка.

Дует ветер, ветки гнёт,
А потом затихнет.
Вдруг деревья шевельнёт
И совсем утихнет.

VIII. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами.

Упр. №2, стр. 41, часть 1.

Прочитайте задание.

Расскажите, что будете делать.

Как называются слова, записанные в скобках?

Что значит изменить форму слова?

Самостоятельная письменная работа.

Взаимопроверка.

IХ. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой слово с непроверяемой орфограммой.

Холод
стужа
мороз

2. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.

Дети
ребята
малыши

3. Отметь галочкой синоним к слову друг. Х. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке? Свой ответ начните со слов: Сегодня на уроке я...

Задайте вопросы по теме урока классу.

ХI. Д. з.: правило на стр. 40-41.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Разделы: Преподавание русского языка

Цели урока:

    Образовательная : создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.

    Развивающая: создать условия для развития умения употребления синонимов в речи.

    Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Тип урока: урок-практикум

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома ).

Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов.

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Л.Кассиль)

Приду*майте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известныйнейтральный стилистический оттенок, популярный разговор, знаменитыйофиц, прославленный, славный разговорный, знатный торжественный, именитыйвозвышен-поэтич, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - гре ческий!

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры - очертания!

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

3. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

    Мы знакомы домами. 3) Родина - наш общий дом.

2)В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

    жизненный – житейский 2) высокомерие – надменность 3)высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) чахнуть, угасать, таять

б)одобрять, хвалить, хвастаться

в)хитрить, лукавить, лицемерить

г)устать, измучиться, изнемочь

6. Какая пара слов не является антонимами?

а) густой, редкий

б)радоваться, горевать

в)ускорение, замедление

г)цветок, дерево

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

    Я увидел явные очертания гор.

    Это была явная ложь.

    Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

    Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

    реальное направление в живописи

    реальная действительность

    проводить реальную политику

    добиться реальных успехов

4. Рефлексия.

Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.

Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению.
Тип урока : Открытие нового знания.
Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)
Цель урока: расширение представлений о синонимах.
Задачи:
Предметные:
- умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
- работать со словарём;
- подбирать родственные слова, определять части речи;
- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
- умения принимать и сохранять учебную задачу;
- умения определять общую цель и пути её достижения;
- навыков работы с учебной книгой;
- навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
- готовности слушать собеседника и вести диалог;
- умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.
Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.
Примечание: ЛУУД – личностные УУД
РУУД – регулятивные УУД
КУУД – коммуникативный УУД

Ход урока:

I Организационный момент
Включение в деловой ритм урока.
- Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.
II. Актуализация знаний
На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.
- Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
- Распределите слова на три грамматические группы.
- Что можно сказать о группах слов?
(Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи).
III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.
- Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?
1. Работа по учебнику
- Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.
(На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу.
_ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?
На доске:
Имена сущ. Имена прилаг. Глагол
труд смелый плакать
дело отважный рыдать
работа храбрый реветь
- Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?
На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи.


- Сделайте вывод, используя опорные слова.
- Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника.
- Что ещё нового узнали из статьи.
- Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…
- Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?
IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321
- Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.
- Определите основную мысль стихотворения.
- О чём оно?
-Что рассказывается об осинке?
- Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.
- Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.
- Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы.
- Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные?
- В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».
- Как вы думаете, зачем столько много синонимов?
- Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание.
Запишите их и разберите.
V. Физминутка
Покажем действиями стихотворение.
V. Применение новых знаний
- Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили?
Текст на карточках в таблице слева:
Мальчик упал с дерева.
Кот перекатился через себя и упал на землю.
Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
- Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».
Слова на карточке в таблице справа:
чебурахнуться
свалиться
рухнуть
шмякнуться
- Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.
- Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
- Почему? Зачем нужны слова – синонимы?
- Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.
VI. Рефлексия
- Какое открытие вы сделали?
- Всем ли было комфортно на уроке?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
VII. Итог
- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
Д./з. упр. 325

Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы