Плавучая дача (38 фото) как вариант летнего отдыха. Французские плавдачи — Пенишеты


Дом на воде обычно строят возле берега. Если же предполагается строительство такого необычного дома в черте города, то будущему домовладельцу непременно потребуется заключение договора на аренду участка. После получения многочисленных необходимых разрешений можно смело разворачивать строительство дебаркадера. Сейчас мы попробуем разобраться, как построить дом на воде, поскольку это далеко не простое дело.

Проект является очень важным моментом строительства . Необходимо правильно выполнить все предварительные расчеты касательно размеров и грузоподъемности сооружения, поскольку дом должен быть безопасным жилищем для проживающих людей и ни в коем случае не быть помехой для судов и прочих плавучих средств. К разработке проекта помимо архитектора следует привлечь специалиста Управления судоходства, так как именно данное Управление ведет строгий контроль процесса строительства дебаркадера.

Фундамент

Фундамент в данном случае будет понятием условным. Плавучий дом, как правило, устанавливают на понтон. Понтон представляет собой некую плавучую платформу, изготовленную из стали, пластика, дерева или железобетона. Модульные пластиковые понтоны часто используют в качестве причала или для легкого сооружения небольших размеров, допустим, беседки.

Инженерные сети

До момента начала строительства, после разработки проекта, следует провести необходимые городские коммуникационные инженерные сети такие, как система канализации, трубопровод для воды, электричество и прочие.

Если строящийся дом будет расположен в отдалении от городской электросети, то вполне может выручить автономное энергообеспечение (дизельный генератор, энергия ветра, солнечная энергия). Установленные ветряки и гелиоколлекторы способны устранить проблемы с электричеством, а последние к тому же помогут решить вопросы с горячей водой.

Обеспечивать дебаркадер водой можно из пробуренной скважины, находящейся неподалеку от дома на берегу, тогда вам придется обратиться в Управление по охране окружающей среды за специальным разрешением. Данная проблема также прекрасно решается с помощью бортовой системы забора, очистки и подачи воды непосредственно из водоема.

С канализацией дела обстоят несколько сложнее. Помимо подключения дома к канализационному коллектору , находящемуся на берегу, еще можно дополнительно установить цистерну для накопления и хранения сточных вод либо подключиться к береговой ливневой системе канализации. Как вариант, возможно подключение дебаркадера к системе очистки и обеззараживания стоков с последующим орошением близлежащей территории или сбросом в водоем. Хорошо очищенная сточная вода используется для полива растений, а попадая в водоем, биологически очищенная и обогащенная кислородом вода прекрасным образом поспособствует естественному процессу доочистки водоема.

У системы биологической очистки есть один существенный недостаток – это дорогостоящий вариант, но зато экологически чистый и наиболее экономичный.

В качестве технической можно использовать воду из:

  • береговой скважины;
  • городской системы;
  • водоема (при условии наличия фильтров).

Для создания всех инженерных систем дома на воде потребуется серьезный профессиональный подход.

Строительство

Полностью оборудованный и безопасный для проживания дом на воде способны построить только профессиональные строительные компании, обладающие специальной лицензией.

Непосредственно сам дом на уже готовом фундаменте может быть построен из дерева либо из легкой металлической конструкции (желательно оцинкованной).

Для отделки фасада используются разнообразные строительные материалы:

  • искусственный камень;
  • дерево;
  • сайдинг (виниловый, деревянный, стальной).

На все строительные материалы должны быть в наличии сертификаты.

Если предполагается строительство деревянного дома, то древесину нужно обязательно обработать антипиреном и антисептиком.

Чтобы дом не кренило от порывов ветра, еще на стадии его проектирования очень важно выполнить расчеты усилению устойчивости сооружения.

По окончании строительства дебаркадера предстоит еще немало хлопот по его оформлению, ведь хозяин дома фактически становится судовладельцем. Счастливого обладателя дебаркадера ждут следующие дополнительные этапы:

  • получение документов на право собственности;
  • освидетельствование;
  • ввод в эксплуатацию (пожарная и санитарно-эпидемиологическая инспекция);
  • получение номера;
  • получение разрешения на швартовку;
  • страхование дома (желательно).

Прописаться в жилище владельцу не удастся, поскольку дом на воде будет документально значиться как плавучее средство.

Правда, это не останавливает всех желающих обладать столь необычным, экзотическим жилищем, не уступающим по комфорту стандартному жилью.

Видео

Если вы хотите построить дом на воде, вам наверняка будет интересен следующий сюжет.

Всем привет, задумался я тут как то (да и темы комрада ар натолкнули) и решил придумать да нарисовать плавдачу))))
Это пока только мои мечты, но именно такую модификацию я бы себе с удовольствием сделал бы.
Дачу придумывал с расчетом на 4-х человек, и что бы было вполне комфортно путешествовать в таком доме на воде. Насчет понтона я конечно еще думаю, то ли трубы большого диаметра использовать, то ли пластиковые баки, поэтому пока остановился на трубах диаметром 800 мм. Размер самой платформы ширина 4000 мм длина 10000 мм. Хочу большую, так как охота ходить вокруг мобильного здания (закидывать удочку), который стоит в центре платформы. Размер мобильного здания 2400*7000*2500 мм. На крыше мобильного здания сделать площадку для принятия солнечных ванн и танцев)))

Габаритные размеры вид сбоку

Габаритные размеры вид спереди

Ну а теперь самое приятное, внутреннее обустройство здания.

Само здание разделить на две части. В одной спальные места, в другой мини кухня и бооооольшой обеденный стол. В спальне сделать пару 2-х ярусных кроватей + комод + шкаф для одежды, что бы запас одежды был на всякий неожиданый случай. (Такое расположение кроватей мне понравилось, этим летом отдыхал на японском море и на пляже жили в похожем кубрике размером 2*2 м с таким расположением кроватей + стол + мини холодильник, 4 человека вполне комфортно чувствуют себя в таком помещении)
Теперь по остальной части моего придуманного зданий. Обязательно я думаю должен быть мини кухонный гарнитур для удобного приготовления ухи и хранения кухонной утвари. Небольшая газовая печка. Холодильник, я думаю он все равно должен быть так как на таком здании можно выходить на воду несколько дней и продукты все равно нужно где то хранить. И «печенюшки» тоже охлаждать где то надо)))). Так же умывальник с подогревом воды и бак для чистой воды и думаю этого вполне хватит. С другой стороны здания решил установить мягкий уголок, и большой обеденный стол, что бы 4-6 человек могли вполне свободно кушать печенюшки с ухой и вести свои беседы на тему самой большой пойманной рыбы. В этой же части зданий установить пульт управления мотором. Окна с 3-х сторон для большего обзора капитана.

Пару картинок внутреннего обустройство здания в цвете.

Вид снаружи в 3D

По отоплению можно и печку поставить в здание, но я подумал раз есть дизельгенератор то и можно пару теплофончиков по 0,7 кВт. и вполне хватит нагреть такое небольшое помещение.
Еще конечно много надо продумывать, я например так и не решил куда воткнуть биотуалет.
И пару фоток как это может выглядеть в реале в мобильном исполнении.

Почти как у меня кухня))

Двух ярусные кровати

И как может выглядеть остекление в моем придуманном мобильном здании

Фото взяты с архива фирмы где я работаю. Ни телефон не названий фирмы не указываю, дабы не посчитали мою статью рекламной.
Этот проект я все же когда-нибудь превращу в реальность и сделаю статью с поэтапной постройкой.

Использование материалов этой статьи только с разрешения автора или администрации сайта сайт

С Уважением Рамиль.

Плавучие дома известны давно. Еще больше ста лет назад в столице индийского штата Кашмир городе Шринагар появился целый плавучий город на воде. Местный махараджа запретил продавать землю иностранцам под строительство домов. Тогда англичане (Индия была британской колонией), любившие отдыхать в этих местах, стали строить плавучие дома на живописном озере Дал. Сегодня на озере Дал расположены тысячи плавучих домов: храмы, дворцы, гостиницы, магазины, особняки. Плавучие дома также распространены в Канаде, США, Финляндии, Швеции, Германии, Великобритании, Франции и, конечно, в Голландии. Всего в Голландии около десяти тысяч плавучих домов. Только в плавучих домах на каналах Амстердама проживает более двух с половиной тысяч семей. Неподалеку от Амстердама известен современный район плавучих домов Ибург. Около Санкт-Петербурга плавучие дома-дачи сдаются в аренду в Токсово (озеро Хепоярви, Орлиная гора).

Плавучие дома де-юре являются плавсредствами и позволяют своим владельцам экономить на налогах на недвижимость, не требуют разрешения на строительство и при получении соотвествующего разрешения (аренды стоянки) могут размещаться хоть в историческом центре старинного города. В российских условиях плавучий дом скорее можно использовать как дачу или коммерческий объект - часть кемпинга или базу отдыха. Индивидуальную дачу в виде плавучего дома в России будет безопасно использовать, пожалуй, только на небольших закрытых водоемах - озерах, откуда вашу плавучую дачу будет невозможно украсть, отбуксировав ее. Также плавучий дом можно безопасно разместить на яхтенных стоянках-маринах.

С точки зрения российского законодательства плавучий дом - это маломерное несамоходное судно, если его длина не превышает 20 метров и пассажировместимость (по количеству спасльных мест) не превышает 12 человек. Маломерное судно - плавучий дом придется зарегестрировать в ГИМС (государственной инспекции маломерных судов) и регулярно проходить техосмотр (вы, наверно, догадываетесь, как обычно проходят техосмотр). Для регистрации плавучего дома потребуется договор купли-продажи, технический паспорт, удостоверение личности владельца, ИНН, и квитанция за уплату госпошлины пропорциональной типу судна. После регистрации плавучего дома в ГИМС вам придеся получить судовой билет. Судовой билет удостоверяет право плавучего дома поднимать Государственный флаг Российской Федерации, удостоверяет принадлежность плавучего дома на праве собственности указанному в нем судовладельцу и вместимость плавучего дома. На борту вашего плавучего дома должна находиться нотариально заверенная копия судового билета.

Поскольку ваш плавучий дом является маломерным судном, то вы можете причалить на нем в любом месте, где не запрещена стоянка и ваш плавучий дом не будет мешать судоходству. Но вскоре, ваш плавучий дом, безусловно, заинтересует местных чиновников и всевозможных контролеров и проверяльщиков, коими в превеликом множестве изобилует наша Великая Родина. Чтобы кажый раз не объяснять нежданным визитерам основы морского и речного права, вам, возможно, будет проще заключить с местной администрацией договор о водопользовании на 20 лет на основании главы 3 Водного кодекса РФ (ФЗ №74 от 03.06.2006). Статьи 11.1 и 11.2 главы 3 Водного кодекса допускает предоставление акватории в пользование для рекреационных целей, в частности для создания стационарных и (или) плавучих платформ на землях, покрытых поверхностными водами. Также вам придется платить транспортный налог, который будет исчисляться исходя из объема вашего плавучего дома (1 рег. т = 2,83 куб. метров).

Трудовая биография водолаза Павла Жемерова началась в акватории рыбинского шлюза, когда перстройка уже шла ко дну. На долю выпускника воронежской школы водолазов выпала честь блюсти чистоту и порядок в водах здешней ГЭС, занимаясь подводно-техническим обслуживанием механизмов элетростанции. Работа, как говорится, непыльная, но скучноватая. Единственное, что нарушало мерное течение подводных будней, это любители зимней рыбалки и автолюбители, ныряющие с барж и паромов при переправке. Всего на счету Павла около сорока траспортых средств, выловленных на глубине.

Более всего памятен инцидент, когда водитель «Ситроена», переправлявшийся из Мышкина на сухогрузе, вдруг зачем-то влез в кабину и включил заднюю передачу – машина одним прыжком бухнулась в воду и пошла ко дну. От удара водитель потерял сознание... Там – на пятнадцатиметровой глубине, пытаясь прицепить машину к троссу подъемного крана, Жемерову долго не удавалось примотать скочем голову лихача к рулю, чтобы тот во время подъема иномарки с глубины случайно не торпедировался из кабины... Вскоре после этой мутной истории Павел бросил работу водолаза и ушел, как говорится, на берег...

Павел Жемеров: «Был катер у меня. С каютой. Хороший, быстрый. Все Рыбинское водохранилище от Мышкина до Углича за час пролетишь. Класс! Но комфорта нет. Весь какой-то сырой, всегда грязный и озабоченный... Спокойно выпить чашку кофе, поесть культурно с вилкой и ножом – целая история. А уж о том, чтобы нормально телевизор и холодильник установить, и мыслей не возникало. И ладно, будь я еще зеленым и холостым. А то ведь уже сорокалетние надвигалось. Все больше времени хочется проводить с семьей, детьми. А как же катер? Продать и забыть?... Впрочем, по старым импортным фильмам я помнил сценки, как какой-нибудь Бельмондо или Пьер Ришар сидит и красиво пьет «Божоле» в кресле на палубе своего кораблика, пришвартованного на берегу Сены у подножья Нотр-Дам или у стен Лувра. Ну, или где-нибудь на каналах Амстердама... Не важно. Короче, захотелось построить нечто, что было бы вроде и кораблем, но по комфорту не уступало любой городской квартире. А, возможно, и превосходило...».

Комфорт, который иные корабелы пытаются организовать на воде, изначально ограничен возможностями основы, потенциалом того судна, которому они пытаются сделать своего рода абгрейд. Но обустраивая конкретное плавсредство под свои милые и вполне уместные, так сказать, капризы, приходится все время помнать, что имеешь дело с ржавым танкером «Дербент» или шхуной «Беда», спущенными со стапелей еще во времена Цусимы. И, хочешь – не хочешь, но если ты начал усовершенствовать какую-то баржу, тебе всегда придется, грубо говоря, танцевать от ее конструктивных особенностей. Как только начнешь решать вопрос – сколько кроватей, джакузи и теннисных столов будет на плубе и в каютах твоего судна – всегда придется сначала вспоминать, как оно изначально сконструировано и спланировано.

При этом, конечно, и мысли нет подвергать сомнению изыски строителей супряхт, стоимостью в миллионы долларов, где, как у некоторых, может быть и вертолетная площадка, и поле для гольфа, и бассеин, и тренажерный зал. Речь идет о том бизнес-классе, который уместен в России...

Павел Жемеров: Одним словом, стало понятно: то нечто, которое я хочу построить, надо начинать не с проектировки днища, а с внутреннего дизайна. Взялся за карандаш. А когда в итоге скалькулировались две тонны комфорта, я сказал себе – можно начинать.

Всю ночь не спал. И ни свет ни заря поехал в офис. Сидел и ждал, когда кто-нибудь из мужиков наконец на работу придет. Чтобы поговорить...

Живучий тримаран

- Расскажи, пожалуйста, как устроено все это сооружение. Что в нем главн ое?

Модули... Другими словами, это такие баллоны, которые изготовлены из полиэтилена методом центробежного литья. Они закреплены в три своего рода ленты. Две боковых – по двадцать шесть модулей. И одна центральная – из восьми, где наряду с ними запитаны все коммуникации. Крепятся они к периметру, к сварной металлической платфоме обычыми гайками, влитыми в модули. То есть здесь база тримарана.

- А из чего сделана платформа?

Квадратная профильная труба. А поскольку на воде любой металл все равно будет «гулять», была задача, чтобы вся эта сварка была крепкой.

- А что вперед чего делается? Сначала платформа сваривается?

Сначала надо выяснить общие размеры сооружения. А потом уже варить платформу. Ее длина – 16,5 метров. Включая крепеж для двух силовых установок. Вес металической платформы – 650 кило. 60 модулей (по 40 кило) – 2400.

- Можно подробнее про модули.

Изобретение это не новое. На таких же модулях стоят все речные причалы. Но прежде их никто не использовал для передвижения. Использовали пантонные технологии, которые в отличии от модульных в основе своей имеют железные плавучие емкости. У них внутри воздух, а снаружи – ребра жесткости. Чтобы сдвинуть сооружение, имеющее под собой так много металла, нужно двигателей пять–шесть. Не мой случай...

К тому же полиэтилен дешев и пластичен. Даже если при движении судна снизу случаются какие-то удары, он просто сживается и разжимается. А если пробиваешь модуль из железа, надо подниматься в док. Это дорого, стоит около восьмисот тысяч рублей. Плюс сварка. А тут все модули независимые. Даже если пробьешь один или два, ничего не случится. Дом все равно остается на плаву. Может, конечно, появиться крен, допустим, на нос. В этом случае мы просто подходим к берегу, откручиваем нижний киль, снимаем пробитый, а вместо него ставим другой, заполненный воздухом. Заменили и пошли дальше. То есть живучесть у судна очень большая.

Толщина стенки модуля – один сантиметр. Диаметр модуля – 87 сантиметров. Объем – 500 литров. Вес – 40 кило. Длинна всей этой своеобразной гирлянды, в которую собраны модули, – 14 метров 70 сантиметров. Снизу по всей своей длинне они скреплены металлическим швеллером, который сам по себе создает дополнительное ребро жесткости, защищая модули, например, при попадани на мель. В итоге никакая волна не оторвет никогда модули от платформы.

- Но ведь всегда надо иметь несколько «прозапас»...

За две навигации ни одного не потребовалось. Но вообще-то четыре запасных лежат.

Две тонны комфорта и живого веса

- Как расчитывался общий вес «объекта»?

Достаточно просто. Каждый модуль – по пятьсот литров. Их всего шестьдесят... Далее расчитываем тоннаж, который может вынести сама платформа с периметром 16,5 на 6 метров. Потом минусуем вес надстройки. Остаются две тонны полезной нагрузки. Это значит, мы можем взять на борт двадцать человек весом в сто кэгэ. Но для большей безопасности берем пятнадцать, так как есть еще бензин в баке каждого двигателя, канализация, которая тоже, между прочим, на 500 кило расчитана.

- Мебель, сантехника, вещи...

Нет, это расчитывается заранее... У нас дело доходило до того, что мы сначала в магазине взвешивали диван, и только потом завозили. Была четкая общая установка – загрузить, примерно, две с половиной тонны. Не больше. Ведь сама идея строить дачу была продиктована отсутствием желаемого комфорта на любых других плавсредствах. Соответственно, сначала человек должен заранее представить и спланировать себе этот комфорт, а уже только потом приступать к строительству.

Надо заранее осознать, что если ты хочшь поставить там камин, а тут, допустим, славянский шкаф, то тебе нужно не 60 этих модулей, а, грубо говоря, сто. Необходимо детально продумать, что будет наверху, как будет организована площадка для танцев, каким ты хочешь видеть жилое помещении, и уже потом расчитывать основание. Сначала надо спланировать комфорт, а потом переходить к расчетам основной конструкции. Если ты хочешь, чтобы там была стиральная или посудомоечная машина, джакузи, тренажерный зал, это надо делать заране. То есть все в джанном случае зависит от дизайна!..

Можно, конечно, и наоборот. Но если так, то, построив плавдачу, и постепенно добавляя нагрузки в виде предметов интерьера, придется пропорционально убавлять людей.

Все уже сразу должно быть сбалансированным. И впоследстви, грубо говоря, вот этот диван уже нельзя будут перетащить поближе к камину...

Если мы нагрузим один угол, соответственно плавсредство в его сторону и «клюнет»... Надо расчитывать всю обстановку вцелом. Самое тяжелое на плавдаче – четыре аккумулятора по 60 кило. Вопрос: где его поставить... Выбрали место поближе к корме.

То есть мы понимаем, что это не просто домак, а плавдача. И это вносит определенные обязательства по конструкции. По фундаменту, так сказать.

На корабле – то же самое. И на подводной лодке. Любое судно должно иметь балланс. Если мы на одну сторону сделам большую нагрзку, чем на дргую, то получится крен. Если нос загрузим больше, чем корму, получим дифферент. В этом случает судно потеряет свою водную устойчивость. На воде. Если есть дисбаланс в нагрузке, судно может превернуться и утонуть.

Основное в этом случае главное требование – комфорт. Грубо говоря, в подлодке этого нет или, скажем так, – в последнюю очередь. А здесь все ради него и делается. И чтобы при этом судно еще плавало по морям – по волнам, держало волну.

Когда строим обычный дом, начинаем с фундамента. Не особенно задумываясь о том комфорте, который хотим впоследствии создать. Когда возводим стены дома, мы только-только начинаем задумываться о планировке. Тут иначе. Сперва надо думать о том, что внутри, что будет главным – о двуспальной кровати, которая будет стоять около левой стенки. И о хозяине, который весит 130 кило. В нашем случае мы имеем две тонны комфорта, которые мы должны аккрутно, разумно распределить, и две тонны людей, этого «живого веса». Мебель надо расставить так, чтобы когда гости рассядутся, не было крена на один борт. Видел, как диваны расставлены?

- Только сейчас вспоминаю и начинаю задумываться...

Если придут пятеро – одно дело. Если придут пятнадцать, то надо уже рассаживать. Но не так: «ну ка, иди садись там, а не здесь». Все должно располагаться разумно, чтобы всем было удобно самим расположиться.

А с другой стороны – люди взяли плавдачу в аренду, капитан вывез их на остров, лег спать, а они выпили и стали заниматься перестановкой. Их надо каждый раз предупреждать об этих правилах поведения? Или, выходит, всю мебель надо намертво закрепить к полу.

Конечно, если плавдача сдается в аренду на неделю, то вместе с капитаном. И уж он беспорядка не допустит. Но вообще-то там все настолько основательно все расставлено, что уже ничего не передвинешь.

Самое главное, с чем мы столкнулись, это энергообеспечение судна. Хотелось иметь на борту 220 и 12 вольт. Добиться этого удалось с помощью аккумуляторов и инверторов. Было при этом особое требование и к генератору – чтобы он урчал не круглые сутки, а только четыре часа. Потому что хочется спать в тишине.

Малому кораблю – малое плавание

- Из какого материала сделан пол?

Лиственница с вакуумной пропиткой.

- А почему не пластик?

По идее он дешевле и имеет более положительную плавучесть, чем доска, но – смешно сказать – в нужный момент его не оказалось под рукой, а терять время не хотелось. Но сдругой стороны – по дереву босыми ногами ходить приятнее. И не так скользко.

- До какого времени года умстно продолжать «дачный сезон»? До глубокой осени?

Пока столбик термометра не упадет до нуля. Там же простое одинарное стекло. витражная пластиковая конструкция. Пластик и стекло, как при остеклении балконов. Если прохладно, можно растопить камин. Но если на улице – «минус», элементарно начинают запотевать стекла, в помещении становится очень влажно и не так комфортно.

- А почему не поставить ПВХ?

Я тебя умоляю... Общий вес дачи – семь тонн. Зачем утяжелять?

- Были в процессе строительства первой переделки. Ну, знаешь: сделали, сварили, свинтили, глядь – ошибка...

Постоянно. Впрочем, конкретно в сварке ошибок не было. Но были в электрике. Начинаем запускать – не идет. Вынимаем блок, выкидываем его, ставим новый... А это же опять на себестоимость ложится. Самая дорогая машина первая, которая собрана на коленях. А та, которая собрана на конвейере, она уже дешевле в несколько раз.

Уже на производстве первой плавдачи наверное регулярно возникало отметить завершение каждого технологического этпа, приближающего у финалу.

Нет. До спуска на воду за плавдачу никто не выпивал... Я вообще очень волновался, когда ее спускали. Думал: сейчас пустим, а выяснится, что неправильно рассчитали нагрузку, и она утонет. Какой будет позор перед рабочими!.. А портовики они же все моряки. Скажут: депутат-придурок, а еще мэром Мышкина хотел стать... Но она повела себя молодцом.

- Позади полторы навигации. И сколько ты уже прошел?

У движка счетчика нет. Есть моточасы. Как говорится, «все дороги ведут, а все реки текут»... Короче, с нашей скоростью, час работы двигателя обеспечивает десять километров. Выходит, что всего триста – триста пятьдесят километров прошел...

- А какие поломки случались?

ЧП не случалось. Но вот неполадки бывали. Например, первоначально установленные рулевые колонки, котрыми разворачивались двигатели, были сделаны из подручного материала – из обычных электрических стеклоподъемников от «Жигулей», девятой модели. Там ведь устройство нехитрое: рейки с зубцом и моторчик, который крепился к двигателю. Первую навигацию они хорошо отработли, но стеклоподъемники боятся сырости и стали залипать Короче, решили, что безопаснее и надежнее поставить нормальные рулевые колонки для яхты. Но это была даже не поломка, а недоработка..

- А что еще?

В газовой плите газ кончался, туалетная бумага быстро расходовалась, запасов питьевой воды не хватало...

- Ясно. А что в этих краях с заправками?

Их две. Одна в бухте «Коприно», другая – на рыбинской судоверфи.

- Дизель?

92-й. Но я, чтобы поберечь двигатели, заливаю 95-й. Других заправок здесь больше нет. Впрочем,при постройке следующих плавсредств в целях безопасности буду применять не бенизиновые, а дизельные двигатели... Солярка не так взрывоопасна.

- А что касается сертификациии...

Все это строилось под надзором – Государсвенной инспекции маломерных судов (ГИМС – авт.). Я привозил ребят из ГИМС на объект на всех этапах строительства. Они контролировали все. А когда я закончил, то сообщил, что иду испытывать. По закону повесил на борт табличку «идут испытания» и имел право плавать целую навигацию. А по ее завершении снова пришел в ГИМС и сказал: «Ничего не утонуло, оформите, пожалуйста».

- Они охотно пошли на это?

Вообще проблем не было. Это же их прямая обязанность – регистрация маломерных самодельных и заводских судов. Если плавсредство не превышает двадцати метров в длину, подходят те же права, что и на моторную лодку. Если свыше двадцати, требуются документы профессиональные капитана.

- Аптечку, огнетушители гимсовцы проверяли?

Обязательно... А также плавсредства, жилеты, круги, работу габаритных огней.

- ...звуковой сигнал?

Гуднули!...

Записал Юрий Панков

В. Н. Аладьин, Е. С. Журавлев, В. К. Лапин

Журнал КиЯ №2 1964г


Проект плавучей дачи «Березка» (премированный на конкурсе НТО судостроительной промышленности под девизом «Плес») разработан на основе пожеланий читателей сборника - туристов, интересующихся постройкой удобной и простой по конструкции плавучей дачи для индивидуального и коллективного пользования.

Конструкция и технология постройки «Березки» рассчитаны на людей, уже имеющих некоторый опыт в судостроении. В настоящее время, когда большое внимание уделяется организации полноценного отдыха трудящихся, было бы целесообразным в зонах отдыха организовать станции проката таких плавучих дач, где за небольшую плату можно было бы брать дачу на прокат на тот или иной срок. Стоимость постройки плавучей дачи данного типа невысока, а спрос на нее, конечно, будет велик, и за короткий срок станции проката окупят себя полностью.

ОБЩЕЕ расположение и основные элементы.

«Березка» -это современная плавучая дача, предназначенная для отдьха и туристских походов по рекам и водохранилищам.

Дача разделена четырьмя поперечными переборками на пять отсеков: форпик, носовой кокпит (5,3 м2), кают-компанию (6,24 м2), кубрик (3,86 м2) и кормовой кокпит (2 м2).

Форпик отделен от носового кокпита водонепроницаемой переборкой на 1 шп.; доступ в форпик осуществляется через люк, расположенный на палубе.

Носовой кокпит сверху закрыт жестким тентом. В хорошую погоду в нем можно установить банкетки, взятые из кают-компании, или два-три легких кресла, которые следует захватить с собой в поход. В случае пребывания на плавучей даче 7-8 человек-в кокпите можно установить легкие раскладные койки.

Носовой кокпит отделен от помещений надстройки переборкой на 4 шп., имеющей двустворчатую дверь. В носовой части надстройки расположена кают-компания, оборудованная двухспальным диваном, тумбочкой, тремя банкетками и столом. Стол крепится к бортовой зашивке на петлях. Для устройства пятого спального места стол необходимо откинуть вверх, а на его место установить три составленные вместе банкетки. В кают-компании можно устроить и шестое спальное место, установив в проходе легкую раскладную койку или кормовой съемный диван (из кормового кокпита). По бортам и на носовой переборке кают-компании расположены большие окна.

За кают-компанией (переборка на шп. 7) расположен кубрик, по правому борту которого имеются кухня с газовой плиткой, мойкой и умывальником, а по левому борту - двухспальная койка - рундук.

Помещения надстройки отделяются от кормового кокпита переборкой (9 шп.), имеющей одностворчатую дверь. Кормовой кокпит оборудован съемным диваном. По левому борту кокпита на капе, являющемся продолжением кубрика, расположены сиденье для водителя и пульт дистанционного управления подвесными моторами.

Для защиты водителя от ветра на крыше надстройки установлено ветровое стекло.

На крь[шу надстройки, используемую как солярий, можно попасть из кормового кокпита по скоб-трапу на переборке (шп. 9).

По бортам носового и кормового кокпитов, а также на крыше надстройки установлено леерное ограждение.

Для безопасности плавания в ночных условиях дача оборудована одним белым огнем, установленным на мачте-у ветрового стекла водителя и видимым на 360, а также двумя световыми сигналами-отмашками, питание которых осуществляется от аккумулятора, батарей или источника тока на моторах.


Основные элементы и характеристики плавучей дачи

Длина наибольшая, м

8,0

Длина расчетная, м

7,84

Ширина по палубе наибольшая, м

3,2

Ширина по скуле на миделе, м

3,0

Высота борта на форштевне, м

0,85

Высота борта у транца, м

0,78

Водоизмещение полное, кг

2700

Водоизмещение порожнем, кг

1850

Осадка средняя при полном водоизмещении, м

0,15

Осадка габаритная, м

0,40

Вместимость нормальная, чел

5-6

Скорость хода с двумя моторами «Москва», км/час

15-17

Запас топлива, л

100


Высокая остойчивость и удовлетворительная мореходность позволяют совершать плавания по большим рекам и прибрежным районам водохранилищ.

Изготовление поперечного набора. Постройка плавучей дачи, как и всякого другого судна, начинается с разбивки шпангоутов и форштевня на плазе в натуральную величину. При разбивке шпангоутов следует обратить внимание на то, что бимсы имеют погибь 1/40, а днищевые ветви шпангоутов имеют выпуклость, стрелка погиби которой указана на каждом конструктивном чертеже шпангоута.

Выпуклость днищевой ветви шпангоута строится по трем точкам: точка киля соединяется с точкой скулы тонкой линией, а из середины этой линии восставляется перпендикуляр, на котором откладывается величина погиби. Все три точки соединяют плавной кривой.

Ввиду того, что корпус дачи имеет упрощенные обводы, на плазе следует разбить только шесть шпангоутов: носовой транец, шп. 1, 2, 3, 4 и транец. Шпангоуты 5, 6, 7, 8, 9 имеют те же размеры, что и шп. 4.

Все шпангоуты изготовляются (см. спецификацию) из качественной сосны или ели 1-2-го сорта толщиной 30 мм, за исключением носового и кормового транцев, толщина бортовых и днищевых ветвей которых 50 мм.

Соединение бортовых и днищевых ветвей шпангоутов производится с помощью скуловых книц из фанеры толщиной 8-10 мм, между которь1Ми ставится заполнитель из сосны или ели. На шп. 1 и 2, а также на носовом транце, где флортимберсы разрезные, ставятся флоры из фанеры толщиной 8-10 мм.

Форштевень трехслойный: снаружи два слоя фанеры толщиной 10 мм, внутри бруски из дуба или ясеня толщиной 40 мм.
Сборка поперечного набора и форштевня производится на смоляных клеях марки ВИАМ Б-3 или КБ-3 и оцинкованных шурупах А5Х35. В случае отсутствия смоляных клеев можно использовать казеиновый клей или густотертую масляную краску.

Сборка корпуса на стапеле.

Сборку корпуса следует производить вверх килем на стапеле. Выставленные на стапеле шпангоуты выверяются отвесом и шланговым уровнем и надежно крепятся к нему. После этого ставят форштевень и приступают к установке продольного набора.

Днищевые и бортовые стрингеры крепят к шпангоутам шурупами А5 X100. В оконечностях все стрингеры обязательно связывают с транцами деревянными или металлическими брештуками.

Киль крепится к шпангоутам металлическими кницами 150X150X150 на болтах М6; с обратной стороны шпангоута под болты ставится металлическая подкладка. С кормовым транцем киль связывают с помощью наклонной металлической кницы 150Х150 X150, которая также крепится болтами М6.

Форштевень соединяют с килем болтами М8. Носовой транец соединяется с форштевнем металлическим брештуком сверху и металлическими угольниками сбоку.

Крепление брештука к форштевню производится шурупами А5Х50, а к носовому транцу - болтами М6; крепление угольников - болтами М6.

Собранный набор корпуса перед установкой обшивки малкуют рубанком по рейке.

В качестве материала наружной обшивки применена фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Соединение листов обшивки производится путем склеивания на ус либо на стыковой планке шириной 200 мм (той же толщины, что и обшивка). Стыковые планки ставятся на густотертую масляную краску с прокладкой из мешковины и стягиваются потайными винтами М6 двухрядным шахматным швом с шагом 70 мм. Стыковать обшивку на наборе не рекомендуется, так как это в конечном итоге приводит к разрушению набора и появлению течи.



В первую очередь ставят обшивку на борта, а затем на днище. Листы ставят на масляную густотертую краску и крепят шурупами А5Х35.

На зашитый корпус ставят: по линии киля -фальшкиль; по линии скулы - отбойный брус; по борту на высоте первого от скулы бортового стрингера - нижний привальный брус длиной 3500 мм. Брусья окантовывают полосами из стали. Теперь корпус можно снять со стапеля, перевернуть и установить на выверенные кильблоки (с тем, чтобы избежать искривления корпуса как в продольном, так и в поперечном направлениях). После этого укладывают палубный настил из фанеры ФСФ толщиной 8-10 мм.

Установка надстройки.

Шпангоуты надстройки по конструкции и размерам одинаковы. Бимсы изготовляются склеенными из реек 10X30. Погибь бимсов -1/40. Соединение бортовых ветвей шпангоутов с бимсами осуществляется с помощью книц. Перед установкой обшивки - стенок надстройки- выставляют продольный набор и набор переборок. В качестве обшивки принята фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Стыкование обшивки стенок надстройки производится на ус либо на стыковой планке, как и обшивка корпуса. Стыкование листов крыши производится на карленгсе по ДП.

Обшивку и настил крыши надстройки ставят на густотертую масляную краску и крепят шурупами А5Х35.

Внутри помещений надстройки выставляется обрешетник, к которому затем крепят зашивку.

Установка зашивки.

Перед установкой зашивки помещений всю дачу внутри и снаружи пропитывают за два раза кипящей олифой с небольшим добавлением свинцового сурика. Пропитка кипящей олифой обязательна, так как это предохраняет набор и обшивку от гниения и способствует надежной адгезии краски с обшивкой.

После пропитки следует мягкой ветошью снять с набора и обшивки корпуса и надстройки все подтеки олифы и дать двух-трехдневную выдержку.

В качестве зашивки можно использовать обычную березовую фанеру 1-го сорта толщиной 3 мм. Крепится зашивка шурупами АЗХ16.


Вид дачи со снятой крышей.

1 - трапик; 2 - стойка тента; 3 - тент носового кокпита; 4 - диван; 5 - стол-тумбочка; 6 - камбуз; 7 - газовая плита; 8 - умывальник; 9 - полка; 10 - диван в кормовом кокпите; 11 - подвесной мотор; 12 - кресло водителя; 13 - кубрик; 14 - банкетки; 15 - откидной столик.


Конструктивный продольный разрез

1- сварной носовой брештук; 2 - фальшкиль; 3 - водонепроницаемая переборка; 4 - скуловой стрингер; 5 - карленгс; 6 - раскладка; 7 - трубчатый леер; 8 - стойка тента; 9 - тент; 10 - сварная кница крепления шпангоута к килю; 11 - фанерная бракета; 12 - киль.

Оконные рамы изготовляют из дуба или ясеня, а двери кают-компании и кубрика - щитовыми из сосны, дуба и фанеры толщиной 5 мм. Пайолы дачи делают отдельными секциями из любой фанеры толщиной 8-10 мм.

Окраска дачи. По завершении всех столярных и сборочных работ корпус и надстройку дачи следует прошпаклевать за 2-3 раза и ошкурить перед окраской. Крышу надстройки и палубу следует оклеить миткалем на клее ВИАМ Б-3 или шпаклевке, во избежание водотечности и разрушения этих поверхностей под действием влаги и солнечной радиации.

Способы шпаклевки и окраски достаточно подробно описаны в литературе по постройке любительских судов.

Мебель для дачи изготовляется облегченной - щитовой


Комплект мебели для ллавучей дачи

А - банкетка; б - лолка; в- кресло водителя; г - диван-кровать; д - кухонный столик; е - кровать; ж-стол.