25 июня анна кашинская. После революции и до наших дней


Святая благоверная великая княгиня Анна - дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы - дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси... - так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),- которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,- отмечает летописец,- како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание-«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание - были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606-1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674-1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

Значение имени Анна

Анна – это древнееврейское имя знакомо и любимо на всем земном шаре. Ведь во всем христианском мире почитается святая Анна, мать Богородицы. В оригинале оно звучит как חַנָּה (Ханна) и переводится как «милость» или «благодать». С принятием христианства это имя пришло на Русь в греческой транскрипции «Анна». В то время как в Европе оно имело распространение и в древнееврейском варианте - Ханна. Анна, Ханна, Аннетта, Анита, Анинья, Энни, Нэнси, Хэн, Нетхе, Нанни и Аннуш. Всё это имя Анна на английском, французском, немецком, португальском, венгерском и многих других европейских языках. В России это имя было всесословным. Дворянки и крестьянки носили его с одинаковым достоинством. Оно появлялось в литературных произведениях, чего стоит один роман графа Толстого «Анна Каренина», или бытовало в фольклоре. Здесь невозможно не вспомнить популярную комическую сценку про услужливую прислугу Анюту, у которой всегда наготове ответ: «Что барыня, я тута». Это имя звучало в пословицах, поговорка, присказках, шуточных рифмах, да что говорить, даже в ботанических названиях растений: Анютины глазки. Это имя так часто упоминалось в святцах - 12 раз в год, что имя стало широко распространено.

И хотя интерес к этому имени в России не ослабевает уже много веков, пик популярности его зафиксирован в 1920 году. Каждую тринадцатую новорожденную девочку в тот год родители назвали Анной. Казалось, что имя это будто звучит в воздухе. Во многом такая популярность была связана с редким в истории Церкви событием - повторной канонизацией святой благоверной княгини Анны, пришедшейся как раз на десятые годы ХХ века. Это событие вызвало большой интерес, в честь святой княгини возводились новые храмы в Петербурге и Москве, например, на новом Донском кладбище. Даже пущенный в Москве по бульварному кольцу («кольцо А») в 1911 году электрический трамвай с буквенным обозначением «А» москвичи прозвали «Аннушкой».

Память святой Анны Кашинской Русская Православная Церковь отмечает трижды в год, в том числе 15 октября (2 октября).

Сегодня имя Анна входит в десятку самых популярных имен среди россиян.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

Терпение, смирение, кротость - вот те добродетели, которые предстояло стяжать в замужестве молодой ростовской княгине Анне, принявшей предложение от тверского князя Михаила Ярославича. Она была просватана за него в 1294 году. Это было неспокойное время татаро-монгольского ига, время междоусобных распрей, предательств, борьбы за великокняжеский ярлык, но брак ростовской княгини и тверского князя был счастливым. У них родилось пятеро детей. Дмитрий, Александр, Константин, Василий и Феодора (она умерла во младенчестве) воспитывались в доброте, благочестии, христианской любви и страхе Божием. Примерами для подражания были для детей и сама княгиня Анна, и князь Михаил Ярославич - оба крепкие в вере.

Уже в 1305 году Михаил получил великокняжеский ярлык и всеми силами старался не только объединить князей и разоренные земли, но и хоть как-то сократить набеги татар на Русь. В дом князя беда пришла откуда не ждали. Московский князь Юрий перекупил у татар ярлык и начал сам разорять Тверское княжество. Потерпев поражение от Михаила Ярославича, Юрий оклеветал его перед татарами. Вскоре тверского князя вызвали на суд в Орду. Прощаясь с мужем, княгиня Анна понимала, что последний раз видит, слышит и может благословить любимого. Она не пыталась его остановить, но как верная жена и христианка смиренно укрепляла в вере. «Если уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…»,- с истинно христианским смирением говорил князь, покидая родные пределы. Его ждала жестокая расправа, Анну – вдовство. Но узнала княгиня о случившимся лишь год спустя, в 1319 году, когда выкупала нетленные останки супруга у московского князя Юрия Даниловича. Гроб с телом был перенесен в Тверь и погребен в Преображенском соборе, где вскоре начали совершаться чудеса.

В те времена было принято, чтобы овдовевшие княгини уходили в монастырь. Княгиня Анна не спешила. Ее поддержка, помощь, мудрость нужна была взрослеющим сыновьям. Княживший в Твери после гибели отца Дмитрий Михайлович, пылкий, воинственный и отчаянный, уже в 1325 году в Золотой Орде насмерть зарубил виновника гибели отца – князя Юрия Даниилович. За это он сам лишился жизни от рук татарского хана. Эта уже вторая смерть людей, близких княгине, увы, была не последней. Вслед за Дмитрием княжить в Твери стал его брат Александр Михайлович. В 1327 году в Твери с молчаливого согласия князя произошло восстание против ханского посла Щелкана. Последний собирался уничтожить тверских князей, стать правителем, а заодно обратить людей в ислам. Народная расправа была быстрой и жестокой. Понятно, что татары не оставили бы безнаказанным этот инцидент. Князь бежал, долго скитался, жил в Пскове, потом в Литве. Но понимая, что если умрет на чужбине, то лишит детей наследства и принадлежавших им земель, князь решил вернуться и просить прощения у татарского хана Узбека. Получить-то он его получил, но тут же и лишился. Хана убедили, что не стоит прощать мятежного князя. Второй сын княгини Анны шел на верную смерть, исповедовавшись и причастившись. Татары жестоко расправились не только с князем Александром, но и с его сыном (внуком княгини Анны) Федором.

Вскоре от болезни умер третий сын Анны – Константин. Все эти смерти пришлись на 1339 год. Для пожилой княгини они были новой незаживающей раной. Чем могла помочь княгиня своему ушедшему мужу, дочери, трем сыновьям, внуку? Чем могла она помочь тем, кто остался рядом? Чем могла помочь родной земле, истерзанной и разоренной? Лишь своей непрестанной молитвой. Княгиня Анна приняла постриг в одном из монастырей Твери с именем Ефросиния, где подвязалась в строгом посте и молитве. Чуть позже, по просьбе младшего сына Василия она переехала в Успенский монастырь, специально отстроенный для нее в Кашине. Здесь незадолго до смерти приняла схиму с именем Анна. Преставилась святая княгиня в 1368 году и была погребена в Успенской монастыре.

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей).

Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай.

Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз

Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

Почти сто лет понадобилось для подготовки повторной канонизации святой Анны. Решающую роль в ней сыграл император Николай II, давший ход делу. В апреле 1909 года Святейший Синод установил днем ее памяти 25 июня (12 июня по старому стилю) (день перенесения мощей). В Кашине в этот день в честь восстановления почитания святой Анны Кашинской прошли большие торжества, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Еще год спустя в Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь.

Тропарь великой княгини Анны Кашинской

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак великой княгини Анны Кашинской

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

На анонсе памятник святой Анне Кашинской в городе Кашине в Тверской области

С вятая Анна Кашинская — живой символ кашинской земли, ее небесная защитница и ходатаица. Ей выпала труднейшая судьба, но все беды и горести она переносила с истинно христианским смирением, ни в чем не уступив сомнениям и соблазнам «мира сего».

Чтобы увидеть, как любима и почитаемая святая Анна Кашинская, стоит побывать в Кашине 25 июня (по новому стилю) - в день перенесения, когда по городу идет многотысячный крестный ход. Впрочем, в какое бы время вы ни оказались в Кашине, здесь всегда чувствуется особое участливое присутствие небесной покровительницы города. Ее молитвенным заступничеством многие объясняют то, что в годы Великой Отечественной войны захватившие Тверь немецкие войска так и не овладели Кашином. И по сей день в речи кашинцев то и дело слышится: «Ну, как Матушка управит», «Помолимся Матушке», «Матушкиными молитвами все устроится».

Земная жизнь святой Анны Кашинской (память ее празднуется 25 июня и 15 октября по новому стилю) вполне объясняет определение, данное подвижнице летописцем, — «многоскорбная». Святая благоверная великая княгиня родилась около 1278 года в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. Она была праправнучкой святого князя Михаила Черниговского и правнучкой святого князя Василька Ростовского, дед же ее, князь Борис Василькович, твердо отстаивавший интересы родного народа и родной земли во время своих неоднократных поездок в Орду, известен как «печальник земли Русской».

Тропарион

Тропарь святой благоверной княгине-инокине Анне Кашинской, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподоб-ная мати, великая княгине ино-кине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела есй во граде Кашине твоими добродетель- ми, всех удивила еси чудным твоим житием, тёмже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребывавши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

О детстве и юности святой точных сведений не сохранилось. В 1294 году скончался отец Анны, и тогда же ее выдали замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе Твери (в годы советской власти этот храм разрушили, но сейчас собираются восстанавливать). Летописи сообщают о рождении у супругов детей: в 1298 году родился сын Дмитрий, в 1299-м — дочь Феодора (умерла в младенчестве), а затем еще три сына: в 1300 году — Александр, в 1306 году — Константин, в 1309 году — Василий. После кончины великого князя Владимирского Андрея в 1305 году Михаил Тверской по старшинству стал его наследником.

Именно в годы правления Михаила Ярославича начался спор между Тверью и Москвой за великокняжеский престол. Московский князь Юрий Данилович оклеветал Михаила Тверского перед ханом, и того вызвали в Орду. Княгиня Анна проводила мужа до устья реки Нерли и, простившись с ним, с великой скорбью вернулась в Тверь. 22 ноября 1318 года святой благоверный князь Михаил был убит в Орде, но в Твери узнали об этом только спустя два года, когда вернулся в Москву князь Юрий, привезший его святые останки.

Получив страшную весть, княгиня Анна плакала горько и неутешно много дней. 6 сентября 1320 года тело князя-мученика доставили в Тверь. Анна выехала навстречу ему с детьми и боярами. Гроб с пением понесли в Спасо-Преображенский собор. Несмотря на то, что тело везли в жару, а до того оно два года оставалось непогребенным, тление совершенно не коснулось его.

Много тяжкого пришлось перенести княгине Анне после кончины супруга. В 1325 году ее старший сын, князь Дмитрий, встретил в Орде князя Юрия Даниловича и в присутствии хана убил его, за что и был тут же казнен. Через два года в Твери вспыхнуло крупное восстание против татар, не имевшее успеха — город был взят татарами и страшно разорен. Тогда княгине Анне пришлось скрываться. Сын ее, тверской князь Александр, бежал сначала в Псков, а позже — «в Литву и немцы». Но затем, чтобы дети его не лишились, по тогдашнему закону, права на престол, он вернулся на родину и вынужден был ехать в Орду с повинной. Провожали его мать княгиня Анна с семьей и весь город. В Орде князя Александра и старшего его сына, Феодора, по приказанию хана убили. Тела их привезли в Тверь и погребли в соборе. Княгиня Анна с детьми долго оплакивала своих сына и внука.

Перенеся все эти скорби, княгиня Анна приняла монашеский постриг — по преданию, в тверском Софийском монастыре — с наречением имени Софья. Но и в обители ее находили печальные известия о все новых и новых напастях. Княгине-инокине пришлось пережить междоусобия младшего сына Василия с внуками Всеволодом и Михаилом, а также смерть восьми членов княжеской семьи во время чумы 1365 года. В конце жизни она переехала в Кашин, которым правил князь Василий, и с именем, по одним сведениям, Анна, а по другим, Евфросиния, приняла схиму в кашинском Успенском монастыре. Предстала пред Господом великая княгиня-инокиня в 1368 году.

Уникальный случай: Анну Кашинскую канонизировали дважды (а между этими канонизациями произошла ее деканонизация). В первый раз она была прославлена в 1650 году; тогда же ее честные мощи, обретенные еще в 1611 году (о чем рассказывает «Чудо о пономаре именем Герасиме»), перенесли, при участии молодого царя Алексея Михайловича, из Успенской церкви в Воскресенский собор. Но спустя без малого тридцать лет, после проведения нового исследования случаев исцеления от мощей святой, ее имя исключили из святцев. И лишь в 1908 году Святейший Синод, с согласия императора Николая II, восстановил общецерковное почитание благоверной княгини.

Анна Кашинская - дочь князя из города Ростова, Дмитрия Борисовича. Жена великого князя города Твери Михаила Ярославовича.

С молодости вынесла все горести, которые могут выпасть на долю женщине. Она рано лишилась отца, через несколько лет лишилась и родного дома в результате страшного пожара, уничтожившего все имущество княжеской семьи.

Главной добродетелью православных святых – было терпение и смирение, коими в полной мере обладала Святая Анна, покровительница города Кашина.

Житие Анны Кашинской

Родилась Анна около 1280г в городе Ростове. В ноябре 1294г вышла замуж. Она лишилась и своего первого ребенка – дочери Феодоры и рано стала вдовой. Ее мужа замучили в Золотой Орде в 1318 году за выказанное непочтение к татарскому хану и за отказ отречься от своей православной веры и поклониться идолам.

Оставшись одна после смерти возлюбленного супруга и будучи страстно верующей христианкой, Анна удалилась в Софийский монастырь города Твери и приняла постриг, получила при этом новое имя – Ефросиния. Вскоре после этого, уступив горячим просьбам сына своего князя Василия, новоизбранная монахиня перешла на жительство в Успенский монастырь, где после принятия схимы вернула свое крещеное имя – Анна.

В миру у святой Анны остались четыре взрослых сына – князь Василий, Дмитрий, Александр и Константин, все они были глубоко и истово верующие люди, готовые пострадать за свои убеждения. Святая Анна при жизни испытала все скорби, возможные для женщины и матери.

В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде князя Юрия Московского, которого все обвиняли в смерти князя Михаила, убил его, после чего был казнен ханом за неповиновение. В 1339 году младший сын Александр и внук Анны - Федор, так же были казнены: их четвертовали, а части тел были разбросаны по степи.

Явление Святой Анны

Не выдержав всех этих потерь, Анна скоропостижно скончалась (октябрь 1368г) и была погребена в Кашинском монастыре на кладбище при Успенской церкви. Имя ее было надолго и несправедливо забыто вплоть до 1611 года. Только после явления Святой Анны царю Алексею Михайловичу – тишайшему, благочестивому и справедливому царю, жители города Кашин вспомнили о всех благодеяниях Анны, многократно спасавшей их город от разорения и эпидемий.

Святая Анна Кашинская фото

Существует легенда, что в 1611 году Анна явилась страждущему канонику и исцелила его, а после сказала, что в год страшных испытаний (в это время Кашин осаждали литовские войска) она молит Иисуса Христа и Пречистую Деву Марию о спасении своих сограждан. Слухи о великих чудесах, совершаемых мощами Святой Анны, дошли до Патриарха Всея Руси Никона и он совместно с царем решил канонизировать святую и представить ее останки для поклонения.

Процедура эта произошла 12 июня 1650 года и ни одна святая, ни до, ни после не удостаивалась столь пышных празднеств и поклонения. При вскрытии гроба святой было обнаружено, что тела ее не коснулось тление, лишь только чуть-чуть на ступнях ног, а правая рука лежит у груди со сложенными двумя перстами, словно для благословения.

Символ Старой веры

Скорее всего, именно поэтому Святая Анна стала символом старой веры – раскольничьего движения и невольно послужила к спору между старообрядцами и новообрядцами. В 1665 году приверженцев старой веры, которые продолжали совершать крещение двумя перстами, назвали еретиками и предали анафеме.

В ответ на это приверженцы старой веры указывали на персты Святой Анны, сложенные для крещения, и многие шли в церковь, чтобы убедиться в правоте приверженцев старой церкви. Поэтому в 1677 году была отменена канонизация святой, поскольку новообрядцы не хотели усиления аргументов в пользу раскольников. Таким образом, Святая Анна вновь была забыта на долгие годы.

Обращения к святой Анне

Власти надолго забыли о благодеяниях Святой Анны, но простые христиане постоянно шли к ней на поклон с молитвами о помощи. Святая никому не отказывала в своих добрых делах. Ей молились о детях, о здоровье, о браке, в ее честь называли своих дочерей. В 1908 году о ней вспомнили, и в 1910 году был открыт первый храм, посвященный самой смиренной и долго терпеливой из всей православных святых.

Поскольку Святая Анна сама очень много вытерпела при жизни и знает, что такое- сиротская доля, и доля горькой вдовы, знает, что такое терять детей, то она продолжает помогать людям, пришедшим к ней с чистым сердцем, в их горестях. В годы войн и революций, православные продолжали обращаться к Святой Анне со своими мольбами, и она всегда слышала эти моления.

И в наши дни в ХХ1 веке Святая Анна слышит молитвы, обращенные к ней, и остается защитницей вдов и сирот, и всех недужных и страждущих телом и душой.