Роль сми в современной политической жизни эссе. Роль СМИ в современной политической жизни


Влияние средств массовой информации и церкви на общество

1 Роль СМИ в политической жизни государства

Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ в политической жизни государства.

В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.

Особенно велика роль масс-медиа в демократическом государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, где важнейшие решения принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство - элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического господства правящей литы. В индустриально развитых странах без доступа к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной оппозиции. В современном мире СМИ все в большей степени выступают не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом.

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии...

Государство и личность государя в трудах Николло Макиавелли

макиавелли политический правитель государь Итак, мы ознакомились со взглядами на государство и личность государя Н. Макиавелли. И убедились, что основополагающим принципом политики его автор считал принцип цинизма или реализма...

Государство: основные теории и тенденции

Существующие концепции государственной власти так или иначе связаны и с вопросом о том, какую роль должно играть государство, какими должны быть его обязанности...

Демократический политический режим

Место и значение политики в жизни общества

Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права...

Место и роль государства в политической системе общества

Чем же определяется особое место государства в политической системе общества? Чем обусловливается в ней его особая роль? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то...

Молодежная субкультура и политика

Проблемы молодежи и политики - это постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессов. Молодежь занимает важное место в социальной структуре общества...

Общественное мнение и его место в политическом процессе

Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление...

Политика и власть, типы избирательных систем

В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно: - традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; - социологический...

Политика и экономика

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности...

Политическая система общества и государство

Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности»...

Политическая элита и лидерство

Основой жизнедеятельности любого общества являются интересы. Из этого следует, что социальная природа власти (какие силы она олицетворяет, кто за ней стоит...

Понятие политической системы общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ...

Роль органов власти в регулировании конфликтов

В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей...

Средства массовой информации в политической жизни современного общества

Само возникновение термина "политика", обычно связываемого с именем Аристотеля, имеет непосредственное отношение к общению, ибо именно Аристотель определял "политику" как вид общения...

Урок на тему

«Роль средств массовой информации в политической жизни»

Разработал:

Учитель истории и обществознания

МОУ «Старочурилинская СОШ»

Арского муниципального района

Республики Татарстан

Гарифуллин Рамиль Харисович

Тема урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни.

Урок 1 (тема изучается 2 урока)

Цели и задачи:

1) познакомить с ролью СМИ в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия.

2) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей.

4) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация, Всеобщей декларации прав человека, Конституция РФ, Закон РФ « О средствах массовой информации», УКРФ.

План урока:

I. Организационная часть

II.Изучение нового материала.

1.Понятие СМИ.

2.Оценки влияния СМИ на людей.

3.Функции СМИ.

4.Характер информации распространяемой СМИ

III. Закрепление нового материала.

IV.Подведение итогов урока.

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей (особенно среди молодежи, которая является едва ли не самой большой частью аудитории СМИ) В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимых знаний, опыта молодежь часто бездумно и некритично воспринимает информацию. А СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их все возрастающую роль в общественной жизни.

Тема сегодняшнего урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни. (Тему и план урока учащиеся записывают в тетради.)

Итак, что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации» (извлечения)

Задание:

  1. Прочтите извлечения из документа;
  2. Выпишите в тетрадь определение понятий: средства массовой информации, цензура массовой информации.

(После работы с документом, один ученик зачитывает определение и учитель дает краткое пояснение. На экране слайд)

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Под
сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
(абзац введен Федеральным
законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

А сейчас, прочитав два последних абзаца на странице 200, определите оценки исследователей о влиянии СМИ на людей. (После ответов учащихся на экране слайд)

Влияние СМИ на людей

От СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».

Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.

В определении СМИ ключевым словом является информация. Массовая информация имеет ряд особенностей. (Объяснение учителя по слайду.)

Особенности массовой информации:

  1. Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
  2. Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.
  3. Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.
  4. Регулярность распространения.
  5. Содержание открыто для всех.

Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника (последний абзац на стр 201) и выпишите их в тетради. (Подводится итог этой работе и на экране появляется слайд)

Функции СМИ:

  1. Информационная
  2. Политической социализации.
  3. Критики и контроля.
  4. Формирования общественного мнения.
  5. Мобилизационная.

А сейчас прочитайте высказывание Ф.Д.Рузвельта и И.Иванова и раскройте их смысл.

«Свободы совести, образования, слова, собраний составляют основу демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы»

Ф.Д.Рузвельт, президент США (1933-1945)

«Демократия - это не только собственные права, свободы и благоприятные условия их реализации, но это еще и права и свободы других людей, а также и огромная ответственность, обязанность соизмерять степень и меру своей свободы с интересами других людей и общества в целом»

И. Иванов

После высказывания учащихся, учитель дает понятие цензуры (учащиеся выписывают его при работе с законом «О СМИ») и объясняет роль цензуры в демократических и недемократических государствах. Зачитываются извлечения из Конституции РФ (ст. 29) и УКРФ (ст 137, 354)

(Слайды)

Цензура массовой информации , то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, -
не допускается.
(Примечание.
Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения)

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво бодное выражение их; это право включает свободу беспрепятствен но придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и незави симо от государственных границ» (из Всеобщей декларации прав человека, ст. 19).

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио нального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мне ний и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре щается»

(из Конституции РФ, ст. 29).

«Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном вы ступлении, публично демонстрирующемся произведении или сред ствах массовой информации, если эти деяния совершены из коры стной или иной личной заинтересованности и причинили вред пра вам и законным интересам граждан,

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот мини мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одно го года, либо арестом на срок до четырех месяцев...

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот мини мальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массо вой информации либо лицом, занимающим государственную долж ность Российской Федерации...

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (из Уголовного кодекса РФ, ст. 137, 354).

Характер информации распространяемой СМИ объясняется учителем. Внимание акцентируется на:

Ее разнообразии;

Общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач;

На особенностях радио, телевидения и прессы.

Слайд (При сообщении о политическом событии:

  1. Радио позволяет узнать что случилось.
  2. Телевидение показывает как случилось.
  3. Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)

Слайд (Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,
то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.)

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.(Дается определение и объясняется учителем).

Политическое манипулирование-это процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация. (Приводятся конкретные факты. Например: события в югославском крае Косово в 1998 г, война России и Грузии 2008 года или же недавние события в нашей стране (реакция на выборы в ГД), которые в некоторых зарубежных СМИ были представлены в очень искаженной форме).

Развитие новых информационных технологий, в частности Интернета, ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.

Закрепление нового материала проводится выполнением заданий.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию.

1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.

Ответ: _36__

2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

А)Информационная

Б)Политической социализации.

В)Критики и контроля.

Г)Формирования общественного мнения.

Д)Мобилизационная.

ОТВЕТ

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.

1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

Ответ: __3____

4. Верны ли следующие суждения о СМИ

А. Интернет относится к СМИ.

Б. Цензура СМИ в России законодательно запрещена.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответ: _3__

5. Раскрыть смысл высказывания.

  1. Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
  2. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)

Сегодня небывалым успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века.

Ответственность

Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали. Вспомнить примеры с оболганием деятельности практически всех покинувших свой пост генсеков.

Огромная масса неправды муссировалась относительно таких учреждений, как СМЕРШ, ГУЛАГ, а также относительно личностей Сталина и Берии. Бывали публичные развенчания и помельче, были разоблачения противоправной деятельности чиновников и политиков, художников и писателей. Такая информация всегда имела огромный успех у читателей и была воистину губительной для героев этих публикаций. И напротив - хвалебные очерки и передачи делали всевозможных активистов и передовиков буквально звёздами разного уровня, вплоть до государственного. Поэтому роль СМИ в политической жизни трудно преувеличить. И конечно, за предоставленную в общее пользование информацию каждый человек должен нести ответственность.

в политической деятельности

В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, в практически всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать.

Современная политология ничуть не умаляет этой роли, наделяя СМИ такими громкими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи не так уж и не правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

История, полная трагизма

Особенно опасен разгул когда в стране отсутствуют значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?

Воистину, тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.

Тем временем в Америке

В Соединённых Штатах роль СМИ в политической жизни общества начала плотно изучаться и анализироваться ещё в самом начале 60-х. К чему может привести неконтролируемая прямая связь с общественностью, без участия таких институтов, как школы, церковь, семья, партийные организации и так далее? А что получится, если этот процесс поставить на контроль? Это же незаменимое подспорье в массовой поддержке определённой программы. Пока СМИ не заполучили в свой арсенал телевидение и радио, обходясь только печатными органами, всё было не так страшно, хотя многие газеты и журналы изначально открывались как органы тех или иных политических партий и очень немногие из них оставались вне политического процесса.

Главный инструмент любого издания - многомерность информации. Даже привязанные к определённой политической платформе газеты всегда подавали и материалы нейтрального характера, развлекательные или новостные, то есть людей с самого начала приучали видеть себя частью широкого мира и определённым образом реагировать на события в нём. Но когда пришло телевидение... Первое освещение избирательной кампании в США датируется 1952 годом. С тех пор созданы целые школы, обучающие журналистов влиять на массы в том ключе, который выгоден. В 80-х телевидение стало поистине доминировать среди всех средств массовой информации.

Дебаты

Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор.

Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между им и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок.

Имидж

Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко. Множество его органов и элементов реализуют задачи слишком многообразные даже по просто информированию людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ.

Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически. А вот так не бывает.

Профессия

В индустриально развитых странах средства массовой информации являются частным предпринимательским институтом или отраслью экономики, которая задействует сотни тысяч человек. Экономическая деятельность СМИ основана на сборе, обработке, хранении и последующей продаже информации. То есть функции СМИ вполне подчиняются рыночной экономике. Все противоречия в обществе, все интересы разнообразных слоёв его и групп воспроизведены в публикациях и программах. Растет экономическая мощь и социокультурное влияние - уменьшается контроль со стороны государства и корпораций (рекламодателей).

Случается даже и так, что мнения по отдельным вопросам не совпадают у правящей верхушки и руководства того или иного издания. СМИ превратились в огромные конгломераты, у них самостоятельная и достаточно прибыльная отрасль в бизнесе, однако это коммерческое начало и не позволяет обходиться без рыночного использования имеющейся информации. И здесь может сурово измениться не только характер деятельности, но и вся роль СМИ в политической жизни. Примеры весьма многочисленны. Даже Рейгана, действующего на тот момент президента страны, в 1988 году все три главные телекомпании США в эфир не выпустили по причине отсутствия коммерческого интереса. В итоге 1989 год стал последним годом его правления.

Другие примеры

Публикации, репортажи и комментарии должны проливать свет на тайные пружины, действующие на политику правящих кругов, обращать внимание всей общественности на самые одиозные характеристики этой деятельности. Иногда так и происходит. Например, в "Нью-Йорк Таймс" была публикация такого плана, когда были раскрыты некоторые документы Пентагона, газета "Вашингтон пост" разоблачила уотергейтский скандал, а телекорпорации устроили трансляции из Конгресса, где проводились разоблачительные слушания. Также было мобилизовано на протест общественное мнение относительно войны во Вьетнаме, и в этом процессе участвовали весьма многие СМИ мира, в том числе и США.

Президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон вынуждены были покинуть политическую арену, поскольку велика роль СМИ в политической жизни. Кратко говоря, средства массовой информации могут ограничивать и власть, и конкретные действия правящих кругов. Однако это происходит чаще всего в тех случаях, когда СМИ это выгодно. Большая часть журналов и газет, радио- и телевещательных станций, даже самых известных, держатся на плаву только благодаря сенсациям. Вскрывать скандалы, разоблачать махинации, выискивать секреты, выставлять всё это на всеобщее обозрение - вот основная роль СМИ в политической жизни. 11 класс в российских школах уже изучает механизмы такого влияния.

"Бомбы"

Зачастую падкие на сенсации издания, стремясь "взорвать бомбу", расследуют коррупцию или другие должностные преступления, рассказывают о падении морали среди высокопоставленных чиновников или обман избирателей со стороны кандидатов в президенты. Таким образом задаётся тон публичных дискуссий. До общественности доводят все скандалы и аферы в коридорах власти. И бывают случаи, когда СМИ одерживают блестящие победы.

Например, после уолтергейтского скандала последовала первая в истории США отставка президента. А когда "Шпигель" поделился с читателями информацией о тайном проникновении сотрудников, охраняющих конституцию, в частный дом простого инженера и об установке там всевозможной подслушивающей техники, подал в отставку министр внутренних дел Германии.

"Утки"

Но бывает и иначе. Журналистка из "Интерфакса" присутствовала на заседании суда, где должны были вынести приговор Ходорковскому. Она заготовила два сообщения в редакцию до вынесения вердикта. А потом ошиблась с отправкой. В ленте новостей появилась информация, что М. Ходорковский уже на свободе. Опровержение - дело не быстрое, пока его оформили, рынок вырос на много процентов. Это далеко не единственный случай. Слухи об отставке В. Черномырдина тоже покатились после подобной "утки" в "Новой газете", где и Б. Громова "сняли" с должности губернатора Московской области, чтобы отправить в посольство Украины.

Вот какую роль в политической жизни играют СМИ в погоне за сенсациями. В таких случаях диалог власти и населения просто невозможен, поскольку общение это весьма похоже на детскую игру под названием "глухой телефон". Важнейшим правилом манипуляции общественным смознанием является то, при котором удаётся изолировать адресата, лишить его посторонних влияний. Когда нет альтернативных, умных и никем не контролируемых мнений. Диалог и дебаты в таких условиях невозможны. К сожалению, в данный момент метод манипулирования информацией является частью политики практически в любом государстве. После очередной "утки" пострадавшего публика помнит как лицо, связанное с каким-то скандалом: то ли у него кошелёк украли, то ли он украл. Да это никому уже и не важно, поскольку информация в наши дни очень быстро перестаёт быть актуальной.

Министерство общего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет: Экономики и Права.

По предмету " Политология "

Тема: Роль средств массовой информации в

политической жизни.

Выполнил:

Руководитель:

Челябинск 2002.

План:

1.Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества.

2.Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества.

1 . Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на «распоясавшуюся печать», на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции «подручного», но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Какие же основные направления деятельности СМИ?

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. «Всеобщая декларация прав человека», другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира.

В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.

В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами.

Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров.

Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации.

Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.

В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной «четвёртой властью», властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

2 . Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в политической жизни и политической системе нашего общества, обратимся к истории создания и развития печати и других СМИ в послеоктябрьский период. В тоталитарном государстве, с одной стороны, СМИ становятся жертвой тоталитарного режима, утрачивая все положительные качества свободной трибуны, средства информирования населения, с другой - они средство тоталитарного режима. Интенсивное использование СМИ, по мнению многих исследователей, важнейшая особенность этого режима. Сталинская модель социализма была невозможна не только без разветвлённого репрессивного аппарата, доведённого до абсурда централизма, насилия над человеком, его правами и природой, но и без лжи. Называть чёрное - белым, рабство - высшей свободой, деспота и тирана - отцом всех времён и народов стало правилом в период сталинизма. В каком-то смысле тотальная ложь была даже страшнее тотального террора, ибо последний именно ею маскировался, создавая видимость благополучия, вводя в заблуждение даже проницательных мыслителей и писателей мира в отношении того, что происходило в нашей стране. Как известно нам из истории, в Декрете о печати, подписанном В.И.Ленином 27 октября 1917 года, отмечалось, что, поскольку новая власть только укрепляется, невозможно оставлять в руках буржуазии печать, которая в данный момент не менее опасна, чем бомбы и пулемёты. Согласно этому Декрету закрытию подлежали те органы печати, которые призывают к открытому сопротивлению новой власти, сеющие смуту путём кливетнического извращения фактов, призывающие к приступным действиям. Подчёркивалось, что это положение имеет временный характер и будет упразднено, как только наступят нормальные условия общественной жизни. В постепенном процессе закрепощения СМИ свою роль сыграла неправильно истолкованная мысль В.И.Ленина о бесприкословном подчинении печати жёсткому партийному контролю, высказанная им в статье «Партийная организация и партийная литература», написаной ещё в 1905 году. В тех конкретных условиях, когда неокрепшая ещё партия только выходила из подполья, когда Ленин считал, что печать должна стать частью общепартийного дела.

К сожалению, жёсткая привязка и подчинение партийной журналистики, публицистики интересам общепартийного дела были истолкованы потом, как слепой подчинение и беспрекословное повиновение не только СМИ, но и всей литературы, всего искусства партийно- административному аппарату. Было гальванизировано и высказанное В.И.Лениным ещё в 1901 году определение газеты как коллективного пропагандиста, организатора. Речь шла о нелегальной газете «Искра» как об инструменте, способном в условиях подполья создать политическую партию, которая со временем могла бы захватить власть. Игнорировалось главное назначение печати - информировать обо всём, что происходит в мире. Печать рассматривалась как инструмент создания партии и взятия власти. Такой она и оставалась на протяжении более 70 лет. Её работники превратились в «подручных партии», покорных исполнителей указаний партийных вождей. Пресса не должна была информировать обо всём. Перечень запретов составлял, как мы знаем сегодня, целые тома. Зато ей разрешалось пропагандировать, агитировать, организовывать сев, подготовку к зиме, соревнование, передовые методы плавки стали и т.д. Результаты известны.

К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика. Кратковременная оттепель на переломе 50-60 годов внесла много изменений в систему СМИ. Газеты, журналы, телевидение и радиовещание стали живее, многобразнее, интерес и надежда на их работу окрепла. Но глубинное существо журналистики как части тоталитарной системы не изменилось. Она являлась порождением и продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, догматизмом и угодничеством. Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.

Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся «единственно правильное» учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом.

Но и в этих нелёгких условиях на страницах газет и журналов, на телевидении и радио стали появляться смелые, принципиальные выступления, будоражившие общественную мысль. Литература, СМИ готовили общество к переменам. Некоторые публицисты отстаивали новые идеи. С середины 80-х годов появилось слово «гласность».

Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Ее надо понимать и как право на собственное мнение, инакомыслие, как залог социального прогресса.

Правда, гласность, как и политический плюрализм долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать.

Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов. Находятся люди, готовые на практике реализовать контроль над гласностью. Некоторые консервативно мыслящие деятели считают, что либеральные иллюзии относительно абсолютной гласности беспочвенны.

Да, рамки гласности действительно должны быть, и в качестве таковых выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации.

Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица.

Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации «белых пятен» в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

Формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы так называемые неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации. Созданы независимые национальные союзы журналистов. В новых условиях усложняются взаимоотношения политической системы, политической жизни общества и журналистики. Если при тоталитарном режиме таковые сводились к безоговорочному подчинению журналистики политике по формуле «Журналистика - вид политической деятельности; журналисты - продолжение партийного аппарата, подручные партии» и т.п., то сегодня отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием. Однако всё ещё нередко бывает, что авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага, а полемика переходит в открытую брань. Да, без политической борьбы демократическое общество не мыслимо, но и не допустимо запугивание народа своим политическим оппонентом, копание в его биографии, поиски столь знакомого по прошлому компромата. Обновление общества, очищение мысли от заскорузлых схем, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности - процесс длительный, сложный, и роль в нём СМИ весьма значительна.

Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:

1.информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о «загнивающем» капитализме уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; - затухание длившейся десятилетиями «холодной» войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;

2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами, какими изображала нас их массовая пропаганда.

Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.