Металлическая теория денег ее преимущества и недостатки. Электронные деньги: преимущества и недостатки Какой недостаток имели металлические деньги почему


Товарные деньги — это один из нескольких видов денежных средств, которые представляют собой товар или вещь, использующихся непосредственно, выступающих эквивалентом стоимости иных товаров или вещей. Такие деньги называют не иначе как примитивными деньгами.

Простыми словами, это выражение конкретного товара в денежном выражении (стоимость товара).

Такой вид денег начали использовать в самых ранних стадиях развития общества, когда деньги заменялись товарами, имевшими достаточно большой спрос из-за высокой степени полезных качеств данной товара.

К таким товарам относили: меха, рыбу, мясо и прочие. При этом нужно было искать потребителей такого товара, тех, кто был готов приобретать его по выгодной цене для обеих сторон. Поэтому очень часто он производился для личного потребления.

Отсюда и появились различные направления ведения домашнего хозяйства: кто-то занимался исключительно выращиванием скота, другой – обработкой земли и выращиванием на ней необходимых фруктов и овощей, третий – занимался охотой.

Выбор настоящего товара, предпочитаемого как деньги, обусловлен признанием за ним необходимых для конкретной эпохи потребительских свойств.

Процесс становления денег привел к приобретению товарами специфических потребительных стоимостей. Лицо, которое принимало такие деньги, не планировало их употреблять, из-за этого возникает необходимость замены таких знаков на неполноценные.

Неполноценными признавались деньги, при обмене на которые их стоимость номинальная была гораздо завышена реальной. Такими деньгами были морды животных, использовавшихся средством платежа у людей, проживающих на лесных территориях.

Разновидности денег товарного характера

Принято различать следующие разновидности товарных денег:

  • анималистический - к нему относят животных и различное производство из их состава: домашний скот, раковины, кораллы, меховые шкурки и прочие;
  • гилоистический - к нему относят полезные ископаемые и металлические изделия и сделанные из них орудия труда: металлы, камни, янтарь, соль, и прочие;
  • вегетабилистический - к нему относят растения и плоды: плоды деревьев, табачная продукция, зерновая и прочие.

Полноценные денежные средства появились в период перехода общества из стадии первобытного.

Достоинства и недостатки товарных денег

Плюсы

  • Такие деньги несут в себе полезность обществу, так как средством платежа выступает товар.
  • Полностью отсутствует риск возникновения инфляции.
  • Никакие финансовые сложности или кризисы не могут повлиять на товарные деньги.
  • Появляется возможность самостоятельно создавать такие деньги (заняться земледелием, скотоводством и прочие);

Минусы

  • Сложности в хранении и накоплении таких денег, так как в основном такие товары относятся к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
  • Сложности в транспортировке больших заказов.
  • Различный курс обмена таких денег в зависимости от погодных условий и других факторов.

Стоит сказать о том, что понятие «товара» произошло от понятия «скота». В древности существовали скотники – люди, занимающиеся взиманием податей. В разных странах существовали свои товарные деньги: например, в Германии существовали коровьи, на севере преобладали меха, олени, на Руси – шкурки белок, куниц, в Никарагуа — какао, в Перу – чилийские перцы, в Америке – табачные листья, в Монголии – чай, в странах Африки – ром.

Каждый вид денег был присущ конкретной территории и не являлся общепризнанным. Такие деньги никогда не обесценивались и могли свободно обмениваться во всех странах мира. В процессе обмена выяснялось, что каждый товар должен быть качественным, износостойким, полезным, делимым, общепризнанным другими странами.

Позднее такими деньгами были признаны золотые изделия и другие драгоценные металлы. Они были признаны наиболее привлекательными и перспективными для использования их в качестве платежной валюты.

Впервые о подобных денежных знаках заговорили в Китае в 1 000 – 500 годах до нашей эры. Этими денежными знаками считались орудия, которые были сделаны из металла (плуг, нож, мотыга и прочие).

Для каждой страны были присущи металлы, которые добывались на этой территории. В целом, деньгами из металла признавали первоначально орудия труда из медных сплавов. Затем стали делать и различные украшения, как из сплавов меди, так и других драгоценных металлов и только потом появилось средство платежа, такое как золото.

Свойства

Выделяют следующие свойства денежных средств как товара:

  • они имеют потребительную стоимость;
  • они имеют стоимость, так как для их производства применяется человеческий труд.

Различия денежных средств и товара:

  • денежные средства способны удовлетворять все потребности людей, благодаря способности свободно обмениваться;
  • стоимостное выражение денежных знаков проявляется до начала самого процесса обмена их на товар.

Денежные знаки разрешают противоречия товарных производств: потребительной стоимостью и простой стоимостью.

С того времени, как денежные знаки вошли в привычный повседневный обиход, мировое сообщество поделилось на 2 стороны, где, с одной стороны, товаром выступают денежные знаки, с другой – прочий товар.

Понятие «потребительной стоимости» в основном применяется исключительно к товару, а вот понятие «стоимости» — к денежным знакам. Таким образом, денежные знаки являются выражением потребительной стоимости товара благодаря своей стоимости.

Денежные знаки – стихийный товар, возникший из всех остальных товаров, обладающий специфическими свойствами, являющийся всеобщим эквивалентом.

Виды денег

Все деньги можно поделить на виды:

  • Товарный вид денежных знаков (натуральные, действительные, вещественные денежные знаки) – в роли денег выступает товар. Вообще товарными деньгами признают все средства оплаты, которые существовали до вхождения в обиход бумажных денежных знаков. В современном мире товарными деньгами признают и монеты из различных сплавов металлов. Мы же, в настоящее время, используем понятие товарных денег к объектам коллекций или как средств хранений или сбережений.
  • Обеспеченный вид денежных знаков (представительские, разменные денежные знаки) – в роли денег выступают сертификаты. Была возможность обмена данных сертификатов на товарные деньги или на товар. В древности обеспеченными деньгами считали глиняные фигуры овец или коз, которые обменивались на живых коз или овец, и только позже за них стали принимать бумажные знаки.
  • Фиатные денежные знаки (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие). Такие денежные знаки как самостоятельная единица не несут в себе никакой стоимости и ценности. Их ценность заключается в том, что они признавались средством платежа в стране. Они представляют собой обычные денежные купюры или банкноты, а также денежные средства, находящиеся на банковских картах и виртуальные деньги.
  • Кредитный вид денежных знаков – обязательства долгового характера. К ним относят ценные бумаги, электронные денежные средства. Такие ценные бумаги могут являться средством платежей, как и обычные деньги.
  • Современные денежные знаки , как и прежде, считают обособившейся формой связи контрагентов на рынке.

Понятие денежные знаки

Современные денежные знаки рассматриваются с различных сторон, в том числе:

  • прагматичное понятие денежных знаков – из-за того, что бумажно-кредитные денежные знаки являются неразменными на золото, они являются измерителем стоимостей и являются реальной стоимостью товаров;
  • понятие стоимости собственной – все денежные валюты, которые не размениваются на золото, считаются владельцами своей внутренней стоимости;
  • понятие стоимости представительной – кредитные денежные знаки в современном прочтении являются суммой всех товаров, находящихся на рынках, и показывает всю степень приложенных на его производство трудовых ресурсов.

В целом, на современном этапе, бумажная валюта не отвечает всем необходимым требованиям, которым соответствовало золото.

Продуктом трудовых затрат признается произведенный для обмена товар. Нынешняя валюта является лишь посредником в сделках по обмену, не имеющая единства, она лишь является так называемым всеобщим эквивалентом и во многом не сохранила тех свойств, которые были присущи деньгам товарного характера.

В прошлой статье я рассказывал о том, что представляют собой , как функционируют электронные платежные системы, а теперь хочу отдельно рассмотреть основные преимущества и недостатки электронных денег , что даст возможность обеспечить более грамотный и выгодный подход к их использованию.

Традиционно начнем с преимуществ.

Преимущества электронных денег.

1. Простота и низкая стоимость эмиссии. Электронные деньги не нужно печатать, задействуя для этого огромные производственные мощности, рабочую силу, сырье, что связано с большими капиталозатратами.

2. Простота хранения. Средства электронных платежных систем хранятся в электронном виде, им не нужна упаковка, денежные хранилища, транспортировка, охрана и другие факторы, требуемые для обеспечения хождения бумажных денег.

3. Независимость от банков. Электронные деньги не могут пропасть, как средства на банковских счетах в случае банкротства финансового учреждения.

4. Высокая портативность. Электронные деньги, независимо от сумм, не обладают габаритами (объемом, весом и т.д.) в отличие от традиционных банкнот и монет.

5. Отсутствие деления на номиналы. Благодаря электронному характеру средств ЭПС отсутствует проблема подбора нужной суммы, сдачи при осуществления платежей и т.п.

6. Отсутствие необходимости пересчета. Электронные деньги не нужно считать и пересчитывать – эту функцию осуществляют алгоритмы платежных систем, которые практически не ошибаются.

7. Отсутствие потери качества со временем. Средства на электронных кошельках, ввиду отсутствия их физической формы, не изнашиваются, не рвутся, не царапаются и т.д.

8. Удобство проведения расчетов. Электронными деньгами легко рассчитываться за товары и услуги в интернете или отправлять их в качестве частных переводов. Операция перечисления занимает считанные минуты, а средства поступают к получателю практически мгновенно. В том числе и между странами.

9. Отсутствие персонификации. Электронные деньги можно перевести, не зная имени, фамилии, паспортных данных и номеров банковских счетов получателя, достаточно знать номер электронного кошелька.

10. Система безопасности. Электронные платежные системы применяют различные современные способы защиты проведения платежей и сохранности средств на электронных кошельках. Исключаются все возможные преступления, которые могут быть связаны с обращением наличных денег (грабежи, кражи и т.д.).

Это были основные преимущества электронных денег, а теперь давайте рассмотрим их недостатки.

Недостатки электронных денег.

1. Отсутствие совершенной законодательной базы. В большинстве стран, в т.ч. в странах СНГ отсутствуют действенные методы правового регулирования обращения электронных денег. Благодаря этому электронные платежные системы часто используются как средство для ведения теневого бизнеса, уклонения от налогов и т.п.

2. Необходимость подключения к интернету для проведения расчетов. Электронные деньги можно перечислять только посредством всемирной сети. Во многих случаях для этого требуется еще специальное программное обеспечение (т.е. при его отсутствии, например, на другом компьютере невозможно осуществить платеж).

3. Необходимость достаточного уровня подготовки в качестве интернет-пользователя. Создание электронного кошелька, ввод/вывод электронных денег, проведение платежей – все это требует определенного уровня знаний. Человек, который слабо владеет интернетом или не владеет им вообще, может допустить определенные ошибки, а они, в свою очередь, могут обернуться потерей денежных средств.

4. Средства на электронных кошельках могут быть заблокированы. Многие ЭПС оставляют за собой такую возможность, с которой пользователь соглашается при подписании оферты. В случае блокировки, даже если она произошла не по вине пользователя, вернуть деньги с электронного кошелька очень сложно, иногда – невозможно.

5. Необходимость хранить пароли, использовать мобильный телефон. В большинстве случаев с целью безопасности проведения расчетов аккаунт участника ЭПС привязывается к его номеру мобильного телефона, подтверждение всех операций осуществляется через СМС. Кроме того, необходимо помнить и хранить пароли доступа, иногда их может быть несколько. При утере пароля или номера мобильного телефона восстановление доступа может быть проблематичным.

6. Персонализация данных для проведения крупных расчетов. Для возможности осуществлять операции с электронными деньгами в более крупных суммах (иногда это уже, например, от 100 долларов) необходимо проходить процедуру персонализации, то есть, предоставлять в платежную систему сканкопию паспорта и при необходимости других документов. Особенно, если речь идет о выводе средств.

7. Ввод/вывод средств достаточно дорогой. Чтобы перевести традиционные деньги в электронные и наоборот, потребуется заплатить определенные комиссии: банкам, обменным пунктам, платежным терминалам и самим платежным системам. Размер комиссий в совокупности может достигать 5% и более, что достаточно много в сравнении, например, с безналичными расчетами в банках или получением/отправкой .

8. Нет широкого применения. Хоть обороты электронных платежных систем стабильно растут, электронные деньги еще не нашли повсеместного широкого применения. Их принимают к оплате даже не все интернет-магазины. То есть, далеко не факт, что вы всегда сможете оплатить нужный вам товар или услугу электронными деньгами.

9. Возможные проблемы с платежными системами. Электронные платежные системы могут испытывать всевозможные трудности, которые отразятся на всех их участниках. К примеру, в 2013 году по решению правоохранительных органов были заблокированы счета посредника Webmoney в Украине, в связи с чем курс виртуальной гривны резко упал, а все операции с ней стали дорогими и трудно осуществимыми.

10. Возможные случаи мошенничества. В сфере электронного денежного обращения действует немало мошенников, которые стараются взломать электронные кошельки или обманным путем заставить владельца самого перевести им деньги. Причем, поймать такого мошенника очень сложно, практически нереально.

Я рассмотрел основные преимущества и недостатки электронных денег. Надеюсь, вы сделаете правильные выводы, будете осторожны и внимательны в использовании средств ЭПС. До новых встреч на !

Функции денег

Кредит,его функции и виды.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция

5. Стимулирующая функция

3.

Коммерческий банк

особенности.

1. Банк

2. Банк

3. Банк

4. Банк

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

Ценные бумаги и их виды.

Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Чтобы дать полную характеристику такой категории, как ценная бумага, необходимо рассмотреть основные присущие свойства:

– ценная бумага свидетельствует о праве собственности на капитал (акция);

– ценная бумага отражает отношения займа между инвестором и эмитентом (облигация, вексель);

– ценная бумага дает право на получение определенного дохода от эмитента;

– ценные бумаги в виде акций дают право на участие в управлении акционерным обществом;

– ценные бумаги дают право на получение доли в имуществе предприятия-эмитента при его ликвидации.

Одним из существенных свойств ценной бумаги является ее способность служить предметом купли-продажи на фондовом рынке.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам.

Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. К эмиссионным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи. Их выпуск(в отличие от неэмиссионных) в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в финансовых органах. Еще одна их особенность – они размещаются выпусками; имеют равные сроки и объемы реализации прав внутри одного выпуска.

В зависимости от того, в какой форме инвестор предоставляет капитал эмитенту и как эти средства отражаются в имущественном комплексе предприятия, различают долевые и долговые ценные бумаги.

Долевая ценная бумага закрепляет права владельца на часть имущества предприятия при его ликвидации, подтверждает участие владельца в формировании уставного капитала, дает право на получение части прибыли и на участие в управлении предприятием.

К долевым ценным бумагам относятся акции, сертификаты акций, инвестиционные паи. Долговая ценная бумага отражает отношения займа между ее владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный процент. Примером долговых ценных бумаг являются облигации.

Классификация видов ценных бумаг по важнейшим эмитентам следующая:

– государственные ценные бумаги, которые выпускаются федеральным правительством;

– муниципальные ценные бумаги, которые выпускаются местными органами власти;

– корпоративные ценные бумаги, выпускаемые частным бизнесом (в основном акционерными обществами). В зависимости от того, каким образом осуществляется реализация прав, закрепленных ценной бумагой, различают:

– предъявительские ценные бумаги – права по этой бумаге принадлежат лицу, которое ее предоставляет;

– именные ценные бумаги предусматривают однозначную идентификацию владельца;

– ордерные ценные бумаги – права по ним могут принадлежать названному в ценной бумаге лицу, которое само осуществляет эти права или назначает своим распоряжением другое правомочное лицо (вексель и чек). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной подписи – индоссамента. Особый вид ценных бумаг – бумажные деньги (банкноты). Это своеобразные долговые обязательства Центрального банка страны.

Сравните основные виды денег,покажите их преимущества и недостатки при выполнении деньгами различных функций.

Функции денег - средство обращения, средство сохранения богатства (накопления), мера стоимости (масштаб цен), средство платежа, мировые деньги.

Кредит,его функции и виды.

Кредит - это предоставление кредитодателем в денежной или товарной форме на условиях возвратности заемщику в долг денег или товаров.

Он возникает из функции денег как средства платежа при продаже товара не за наличные деньги, а рассрочкой платежа.

Функции кредита:

1.Аккумулирующая функция – кредит способствует мобилизации (сосредоточению) временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и бюджетов.

2. Перераспределительная функция – кредит перемещает временно свободные денежные ресурсы из одной хозяйственной деятельности в другую, обеспечивая банку получение прибыли. Благодаря ему, частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства. Кредит является стихийным регулятором экономики.

3. Функция содействия экономии издержек обращения – кредит позволяет восполнить временный недостаток собственных оборотных средств хозяйствующим субъектам. Он замещает движение в сфере обращения наличных денег, и тем самым обеспечивает экономию общих издержек обращения.

4. Функция ускорения концентрации и централизации капитала – кредит позволяет расширить масштабы производства или торговые операции и тем самым обеспечить дополнительную массу прибыли, способствует укреплению денежного обращения, он обслуживает денежный оборот, вытесняя из него наличные деньги.

5. Стимулирующая функция – кредит позволяет заемщику осуществлять инновации в форме внедрения в производства научных разработок и новых технологий.

3.Коммерческие банки и их операции

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отношений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные

особенности.

1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производства.

2. Банк - в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

3. Банк - это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

4. Банк -не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно современной теории их три:

1.аккумуляция средств;

2.трансформация ресурсов;

3.регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка - банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма-банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы. На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Характеристика товарных, бумажных и кредитных денег. Понятие настоящих, действительных денег. Развитие бумажно-денежного обращения. Недостатки и преимущества оборота бумажных денег. Понятие и виды кредитных денег.

Исходя из особенностей материально-вещественной стороны всеобщего эквивалента, четко классифицируются виды денег и их характеристика дает разделение на полноценные и неполноценные.

Полноценные (действительные) деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (стоимость обозначенная на них) равна реальной стоимости этих денег, то есть стоимости затрат на их производство. К ним относятся товарные и металлические деньги.

Товарные (вещественные, натуральные) деньги - деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Именно такими деньгами являются все виды товаров, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, жемчужины, ракушки и т. п.).

Металлические деньги - медные, бронзовые, серебряные, золотые, платиновые полновесные монеты.

Неполноценные деньги - деньги, номинальная стоимость которых больше реальной. Их покупательная способность превышает затраты на их производство. К ним относятся бумажные и кредитные деньги.

Бумажные (символические, фиатные) деньги- деньги, не имеющие самостоятельной стоимости или она несоразмерна с номиналом. Фиатные деньги не имеют ценности, но способны выполнять функции денег, поскольку государство принимает их в качестве уплаты налогов, а также объявляет законным платёжным средством на своей территории.

На сегодня основной формой фиатных денег являются банкноты и безналичные деньги, находящиеся на счёте в банке. При этом понятие «безналичные деньги» условно, так как речь идёт по существу о безналичных (безденежных) расчётах, то есть о расчётах должников с кредиторами без использования наличных денег

Бумажные деньги обладают важнейшим недостатком – они находятся в обороте без нужной увязки с тем, какова реальная потребность в денежных знаках (которые нужны для того, чтобы оплачивать товары, услуги, другие потребности). Так как бумажные деньги выпускают для того, чтобы были средства, с помощью которых покрываются расходы государства, то вполне возможен чрезмерный выпуск данных денег, попадающих в обращение. Часто выпуск денег выше, чем это необходимо для оборота, в связи с чем деньги обесцениваются, а их покупательская способность уменьшается.

Недостатки, которые есть у бумажных денег, устраняют, применяя кредитные деньги.

Кредитные деньги - это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц, специальным образом оформленный долг, обычно в форме передаваемой ценной бумаги, которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или оплаты собственных долгов. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя есть варианты, когда оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования.


Различают три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота, чек.

Вексель – это письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении определенного срока требовать от должника или акцептанта уплаты обозначенной денежной суммы.

Банкнота (банковский билет) - первоначально - ценная бумага, удостоверяющая приказ банка-эмитента самому себе уплатить ее предъявителю немедленно по предъявлении денежную сумму находящейся в обращении монетой; в настоящее время - заменитель бумажных денежных знаков, выпускаемый центральным эмиссионным банком.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банка уплатить наличными или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму банкнот. В основе чека лежит банкнотное обеспечение. Чек служит средством получения наличных денег с текущего счета банка, средством обращения и платежа за купленные товары и в погашение долга, а также безналичных расчетов. Чековое обращение возникло и развивается на базе расширения кредитных операций, централизации банковской системы и превращения центрального банка в основу кредитной системы.

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

«Обществознание.

Глава «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Ангарск 2017

протокол № ______

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

личностных :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных :

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных :

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экономика. Наука и хозяйство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экономический рост и развитие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Собственность

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Производство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Рынок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Государство и экономика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 7 Экономика потребителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Мировая экономика

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО»

Найди соответствия

Какие проблемы экономики являются универсальными?

    Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

Дополните схему:

производство

……………..

потребление


О

    Заполните таблицу:

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже

Снижение уровня инфляции на 3 %

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

    Заполните таблицу

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

5. Заполните таблицу

Национальные модели экономики

Характерные черты

Американская

Шведская

Японская

Российская

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ »

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

3

Экстенсивный рост

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

резкое падение производства

7

Экономический цикл

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

    1. Открытые задания с кратким ответом

    Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

    Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста

ТРУД

……..

полезные ископаемые, энергетические ресурсы, сельское хозяйство

    Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

роста

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

    1. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

    национальный доход

    валовый внутренний продукт

    производительность труда

    валовый оборот

    Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    1. Открытые задания с развернутым ответом

    Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

    Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности».

    Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые?

    Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку».

    Задачи

    Рассчитайте экономический рост страны

А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей;

Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей;

Каков экономический рост страны в 2006 г.?

    Рассчитайте экономический рост страны.

А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей;

цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз;

цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза;

Каков экономический рост страны в 2004 г.?

Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей;

цены в 2004 г. выросли в 3 раза;

цены в 2005 г. выросли в 2 раза;

Каков экономический рост страны в 2005 г.?

3. Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

4. Вычислите индекс человеческого развития.

А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.

Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73 , индекс

5. Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП.

А) 1990 г. 100

1991 г. 103

1992 г. 103,1

1993 г. 102,9

Б) 1995 г. 103,7

1996 г. 103,1

1997 г. 102,6

1998 г. 99,6

1999 г. 104,1

2000 г. 102,0

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«СОБСТВЕННОСТЬ»

1. Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

    Содержание права собственности.

    Субъекты права собственности.

    Формы собственности

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совер­шать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом... осуществляются их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собст­венности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридиче­ского лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муни­ципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юриди­ческих лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц мо­жет находиться любое имущество, за исключением от­дельных видов имущества, которое в соответствии с за­коном не может принадлежать гражданам или юриди­ческим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящего­ся в собственности граждан и юридических лиц, не ог­раничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федера­ции - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находя­щиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью...

3. Имущество, находящееся в государственной соб­ственности, закрепляется за государственными пред­приятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

4. Средства соответствующего бюджета и иное государ­ственное имущество, не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляют го­сударственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, ус­тановленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собст­венности, закрепляется за муниципальными предприя­тиями и учреждениями во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными пред­приятиями и учреждениями, составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского по­селения или другого муниципального образования....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муници­пальных образований - органы местного самоуправле­ния.

2. Работа с текстом.

    Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

    Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

    О каких формах собственности идет речь в ситуации?

    Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозри­тельно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

3. Заполните таблицу с помощью учебника

Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Находка

Сбор общедоступных вещей

Обнаружение клада

Приобретательная давность

4. Прочитайте выдержки из Конституции РФ

Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«ПРОИЗВОДСТВО»

    На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    К факторам производства относятся:

___________________;

капитал;

___________________.

    Инвестиции принято делить на три вида:

___________________;

___________________;

инвестиции в основной капитал.

    Свойствами ресурсов являются:

мобильность;

__________________.

    К показателям эффективности производства относятся:

__________________;

материалоемкость;

__________________.

    Чтобы стать предпринимателем, нужны такие качества, как:

____________________;

ответственность за реализацию решений;

____________________.

2. Заполните таблицу:

Сектора экономики

Содержание

Первичный

Вторичный

Третичный

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал, реальный капитал.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«РЫНОК»

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

Конкуренция

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому

Кредитная карточка

Металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью

Обмен

Выпуск новых партий бумажных денег

Эмиссия

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска

Монеты

Именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг

Товар

Ж

Форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Инфляция

З

Денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена

И

Продукт труда, удовлетворяющий какую либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Предложение

К

Соперничество между участниками рынка

Рынок

Л

Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене

Спрос

М

Намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Способами обмена являются:

__________________;

денежный.

    В истории и современности выделяют типы денег:

________________;

________________;

________________.

    По темпам инфляции может быть:

________________;

галопирующая;

    Признаками денег являются:

портативность;

_______________;

стабильность;

_______________.

    Деньги выполняют три функции:

средство обращения;

_________________;

_________________.

    Цены бывают нескольких видов:

__________________;

розничные;

__________________;

3. Заполните таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

4. Заполните таблицу.

Виды конкуренции

Отличительные черты

Совершенная

Несовершенная

Монополистическая

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА»

1. Установите соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

Профицит бюджета

А

Воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы

Государственное регулирование экономики

Б

Средства связанные с формированием и использованием государственного бюджета

Налог

В

Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства

Дефицит бюджета

Г

Ситуация, когда расходы бюджета равны доходам

Сбалансированный бюджет

Д

Превышение доходной части бюджета над расходной

Налоговая система

Ж

Превышение расходной части бюджета над доходной

Обслуживание долга

З

Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета

Бюджет

К

Выплаты процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы

Государственные финансы

Л

Обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами

Секвестр

М

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Целями государственного регулирования экономики являются:

_______________;

_______________;

сокращение безработицы;

________________.

    Средствами государственного регулирования экономики являются:

________________;

административные средства;

________________.

    По структуре бюджет состоит из:

_______________.

    Способами покрытия дефицита бюджета являются:

_________________;

_________________.

    Налоги бывают двух видов:

косвенные.

3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», средства регулирования экономики, правовые средства, административные средства, финансовые средства, бюджет, структура бюджета, доходы, расходы, способы покрытия дефицита бюджета, секвестр, эмиссия, дополнительные источники доходов, государственный долг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

1. Заполните таблицу.

Форма оплаты труда

Описание

Сдельная форма

Премиальная форма

2. Заполните таблицу.

Доходы

Описание

Денежные доходы

Натуральные доходы

Совокупные доходы

Номинальные доходы

Располагаемые доходы

3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Безработица, причины безработицы, виды безработицы, служба занятости, структурная, фрикционная, циклическая, частная, скрытая, застойная, технологическая безработица, направления деятельности службы занятости.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

1. На основе материала учебника охарактеризуйте понятия, заполнив пропуски текста.

    Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

____________________.

    Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

_________________________;

_________________________;

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

_________________________;

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

_________________________;

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

    Различают два вида либерализации экономической деятельности:

_________________________;

внешнеэкономическую либерализацию.

2. Заполните таблицу.

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина ХХ в.

50-70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в.-начало ХХI в.

3. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

Демографическая

Экономическая отсталость развивающихся стран

Экологическая

СЛОВАРЬ

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

    номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    . Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

    Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

    Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

    Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Экономическая школа. Вып. 2. 1992.