Развитие культуры в 1930 годы. Пособие по истории отечества


Данный урок посвящен культуре и искусству СССР в 1930-е гг. Несмотря на тоталитарный контроль государства над всеми сферами культурного развития общества, искусство СССР 1930-х гг. не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния с Запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино. В ходе сегодняшнего урока вы узнаете, какие факторы влияли на культуру СССР в 1930-х гг., что нового произошло в сфере образования, науки, живописи, архитектуры, литературы, музыки, театра и кино

Рис. 2. Цветаева М.И. ()

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг., так же как и в 20-е гг., требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям. С другой стороны, чтобы угодить этим массам населения, деятели культуры, искусства вынуждены снижать планку, делать искусство доступным и понятным народу. Искусство как метод воздействия на человека, как метод осмысления мира может быть очень важным и мощным союзником власти. Безусловно, искусство 1930-х гг. не столько противостояло власти, сколько помогало, было одним из средств утверждения сталинского режима, методом утверждения коммунистической идеологии, методом утверждения культа личности.

В 30-е гг. еще не прекращаются контакты с другими странами. Взаимный обмен культурными идеями, поездки, выставки происходят не так интенсивно, как в 1920-е гг., но, тем не менее, происходят. СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в конце 30-х гг. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

Рис. 3. Советский плакат ()

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20-30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. Можно сказать, что в 1920-х - начале 1930-х гг. истории просто не было, исторические факультеты в Московском и Ленинградском институтах были ликвидированы. С 1934 г. задачи меняются.

В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств.

Больших успехов в 30-е гг. добиваются, в частности, такие знаменитые советские физики и химики, как П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, которые работали в разных областях. С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука (см. Рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. П.Л. Капица ()

Рис. 5. А.Ф. Иоффе ()

Рис. 6. С.В. Лебедев ()

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, - это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон. Дискуссии были, дискуссии можно было проводить, но, когда дискуссия закачивалась, часто по указанию сверху, дальше спорить запрещалось и признавалась правильной лишь одна точка зрения. Живая научная жизнь стопорилась, ведь наука без дискуссий невозможна. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Д.С. Лихачев ()

Искусство и литература также развиваются в 1930-е гг. Надо сказать, что в сфере литературы и искусства происходят более значимые изменения, чем в сфере развития науки и образования. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей - союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация - Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

Рис. 8. Корней Чуковский ()

Рис. 9. Айболит. Корней Чуковский ()

Рис. 10. Агния Барто ()

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка - трудная сфера для восприятия. 30-е гг. - это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени - Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Искусство - это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм - теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. - начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства - утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего - их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины - архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль - советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир - лидирующее направление в советской архитектуре (1933-1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» ()

Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел ()

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина ()

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» - режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» - режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» - режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте процессы развития просвещения, науки и художественной культуры СССР в 1930-е гг.
  2. Как вы думаете, почему в 1930-е гг. особое внимание уделялось преподаванию истории?
  3. Раскройте сущность метода социалистического реализма в искусстве. Какие произведения соцреализма вы знаете?
  4. Кого из репрессированных в 1930-е гг. деятелей науки и культуры вы можете назвать? Подготовьте доклад или сообщение об их деятельности и творчестве.

Список литературы

  1. Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. История России,
  2. XX - начало XXI века, 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под. ред.
  3. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -
  4. 7-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 351 с.
  5. Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 304 с.
  6. Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации в 1917-1930-е годы. Вестник Саратовского государственного социально-экономического
  7. университета. - Выпуск № 3. - 2013. - УДК: 93/94.
  8. Брагинский Д.Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-1930-х годов. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. - Выпуск № 69. - 2008. - УДК: 7.
  1. Mobile.studme.org ().
  2. Nado5.ru ().
  3. Countries.ru ().
  4. Russia.rin.ru ().

Что такое культура? Существует много ответов на этот вопрос. В широком понимании культура - это всё, что создано разумом и руками человека. Есть культура материальная и духовная, культура труда, быта и т. д. Основной предмет нашего рассмотрения - «культура и время». Речь пойдёт в первую очередь о тех событиях, явлениях, людях культуры, которые ярко отразили свою эпоху в её идеях и ценностях, научных и технических достижениях, художественных памятниках.

В первые десятилетия XX в. в среде европейской интеллигенции возникли ощущения кризиса и распада окружающего мира, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. Тогда русский философ Н. А. Бердяев написал сочинение с примечательным названием «Конец Европы», а немец О. Шпенглер - книгу «Закат Европы» (в буквальном переводе - «Закат западного мира»), которая приобрела широкую известность после мировой войны. В этих работах развенчивались рациональнооптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур.

В художественной культуре стали всё заметнее ослабевать позиции реализма, являвшегося высшим достижением XIX столетия. Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств.

Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн (обратите внимание на различие понятий «модерн» и «модернизм») , который распространился во многих странах Европы (во Франции - под названием «ар-нуво», в Германии - «югендштиль» и т. д.). Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Мастера модерна широко использовали также сочетания элементов разных стилей: европейских и восточных, современных и традиционных. Особенно значительными оказались достижения модерна в архитектуре, где были созданы необычные по внешнему облику, изысканные, а иногда и вычурные здания с удобной внутренней планировкой. Однако при всей своей художественной выразительности модерн оставался стилем для избранных и вскоре уступил место другим течениям.


Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские (французское слово «авангард» означает «передовой») течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха (можно вспомнить, например, раннее творчество В. В. Маяковского), художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Известными в этот период модернистскими течениями стали фовизм (в переводе с французского - «дикий»), примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм. На протяжении двух-трёх десятилетий они видоизменялись, перерастали в другие течения. Многие крупные мастера, чьи имена были связаны с отдельными течениями (например, А. Матисс - с фовизмом, М. Шагал - с примитивизмом, П. Пикассо - с кубизмом), на самом деле «не умещались» в эти тесные и довольно условные рамки. Они не подчинялись канонам того или иного течения, совершенствовали собственный стиль и манеру живописи, которые потом становились образцами. Заметным явлением в модернистских течениях начала XX в. стало творчество В. Кандинского, К. Малевича, Н. Гончаровой, Л. Поповой и других российских художников.



Художественная культура 1920–1930-х годов

Мировая война и последовавшие за ней события принесли миллионам людей тяжёлые испытания и потери, потрясли основы общественного устройства, дали толчок попыткам его революционного преобразования. В этот период выявились и противоречия, разделявшие людей, и общие для многих устремления к свободе и справедливости. Это не могло не отразиться в культуре последующих десятилетий.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война. Об этом написал ещё в годы войны английский поэт Р. Брук: «И если я умру, подумай лишь о том, что где-то есть чужой земли частица, что стала Англией». Антивоенная направленность произведений писателей «потерянного поколения» вызывала разное отношение - поддержку со стороны одних людей и раздражение других. Так, нацисты использовали роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» как повод для лишения писателя германского гражданства.


В отличие от писателей «потерянного поколения», у которых преобладало чувство сожаления об утраченных идеалах и ценностях, многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.


В литературе и искусстве данного направления заметно проявились характерные для новейшего времени черты - идеологизация и политизация культуры. Многие из принадлежавших к нему художников вступили в коммунистические партии, занимались политической и общественной деятельностью. Представители революционного искусства в разных странах объединялись в союзы и ассоциации, такие как «Рабочий совет по делам искусств» в Германии (1918-1919), «Левый фронт» в Чехословакии (с 1929 г.), «Союз пролетарского искусства» в Японии (1929-1934) и др.

Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт.


Бертольт Брехт (1898–1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах. В зрелые годы Брехт занялся изучением марксистской литературы. События 1929 - начала 1930-х годов в Германии, свидетелем которых он стал, укрепили его в неприятии существовавшего общественного порядка. В 1933 г., после прихода нацистов к власти, он покинул Германию. Широкую известность принесли Брехту постановки его пьес «Трёхгрошовая опера», «Мать» и др. В них он отчасти использовал сюжеты произведений других авторов (пьесы английского драматурга XVIII в. Д. Гэя «Опера нищих» и романа М. Горького «Мать»), но создал оригинальные произведения с собственной идеей, стилем, языком. Они отличались динамичным действием, острыми диалогами, включали стихи-притчи, песни, лозунги и высказывания на злобу дня. Так, один из персонажей «Трёхгрошовой оперы», грабитель-налётчик, заявляет в своё оправдание: «Что такое отмычка по сравнению с акцией? Что такое налёт на банк по сравнению с основанием банка?» За парадоксом и насмешкой, к которым часто прибегал автор, скрывались «вечные вопросы» о жизни и смерти человека, его падениях и взлётах, мечтах и неудачах. Рядом с художником-смутьяном стоял художник-гуманист. Эта последняя черта особенно ярко проявилась в созданных Брехтом в конце 1930-х - начале 1940-х годов пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Мамаша Кураж и её дети».

История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии (опубликован за рубежом в 1924 г.). Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949).

В романе «Мы» действие происходит в «математически совершенном Едином государстве». Жизнь героев, обозначаемых вместо имён «нумерами», жёстко регламентирована на производстве и в быту, в личных отношениях и развлечениях. Художественное творчество рассматривается в этом обществе как «государственная служба», а индивидуальное сознание считают болезнью. Герой Д-503 мечется между жёсткими правилами системы и человеческой потребностью в дружбе и любви. В финале он сообщает Благодетелю (верховному руководителю этого общества) о тех, кто не хочет подчиняться существующему порядку, о «врагах счастья», в том числе о любимой им женщине. Тем самым он обрекает их на пытки и смерть, но остаётся верен системе. В романе как будто предсказаны черты складывавшихся тогда тоталитарных обществ.

Ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К. Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатление усиливалось тем, что часть повествования построена в форме газетных репортажей, близких по содержанию к публикациям прессы тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал. В связи с этим нельзя не вспомнить слова А. П. Чехова: «Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди».

В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов , так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Это сформировало их отношение к жизни, к своему народу, идейные позиции. Д. Сикейрос подчёркивал: «Наш путь был иным, совсем иным, чем у художников европейского авангарда...» Начиная творческую деятельность, он и его товарищи так определяли свою главную задачу: «Создать монументальное и героическое искусство, гуманистическое и народное, ориентированное на наших великих мастеров прошлого и необычайную культуру доиспанской Америки!» Осуществлению этих намерений способствовала культурная политика первых послереволюционных правительств, которые придавали большое значение монументальной пропаганде идей и завоеваний освободительной борьбы народов Мексики. Молодые художники получали заказы на оформление административных и общественных зданий. На стенах и фасадах этих зданий появились монументальные росписи - фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.



Активная художественная позиция дополнялась у представителей этой школы политической деятельностью. В начале 1920-х годов был создан Синдикат революционных живописцев, скульпторов и гравёров, провозгласивший главной задачей искусства служение делу революции. Руководители Синдиката Д. Сикейрос, Д. Ривера, X. Герреро были избраны членами ЦК Мексиканской коммунистической партии. Издававшаяся Синдикатом иллюстрированная газета «Мачете» вскоре стала официальным органом компартии.

Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Более того, искусство иррационально (не подчиняется разуму). Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма(«надреализма»). Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника.


Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Отрицание красоты и гармонии, антиэстетичность были характерными чертами данного стиля. В нём как будто завершился переход от разума к подсознанию, от поиска новых форм к хаосу. Сюрреалисты стремились потрясти, шокировать публику не С. Дали. Сон. 1937 г. только своим творчеством, но и эксцентрическим, антиобщественным поведением. Их идеолог А. Бретон заявлял: «Простейшее сюрреалистическое действие состоит в том, чтобы выйти на улицу с револьвером в руках и, сколько хватит сил, стрелять куда попало в толпу». Один из наиболее известных художников-сюрреалистов С. Дали во всеуслышание называл свой метод «критически-параноическим» (тем не менее в середине 1930-х годов сюрреалисты исключили Дали из своего кружка за «излишне академический» характер его живописи).

Культура в массовом обществе

Формирование в индустриальных странах в 1920–1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

Возникновение новых течений имело как технологические, так и социальные предпосылки. В технике строительства оно было связано с применением железобетонных конструкций, сплошного остекления стен и т. д. Социальный заказ состоял в потребности в широкой, массовой застройке городов. Если в довоенные годы архитекторы уделяли основное внимание проектированию административных зданий, банков, роскошных особняков, то теперь этот перечень пополнился проектами многоквартирных жилых домов, университетских и школьных городков, промышленных сооружений, стадионов.

Многие архитекторы занялись созданием жилых комплексов, в которых наряду с типовыми жилыми домами располагались объекты общественного и бытового назначения. В одних случаях это были окружённые парковыми зонами городки для представителей так называемого среднего класса, в других - кварталы для рабочих. Проекты жилых комплексов получили особую поддержку в Советском Союзе, где им придавалось идейное обоснование: подчёркивалось, что это «возможность создания единого могучего коллектива, объединяющего большинство общественных функций коммунальным путём». По таким проектам строились дома-коммуны, показательные жилые комплексы с магазинами, детскими садами, прачечными и т. д.

В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом - это машина для жилья». Постройки Корбюзье приподнимались над землёй на специальных опорных столбах, имели правильную геометрическую форму, продуманную планировку, «ленточные» окна, плоскую крышу, предназначенную для разбивки сада.




Фабрика в Роттердаме Арх. И. А. Бринкман и др. 1928-1930 гг.

Известную школу рационализма «Баухауз» создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль «Баухауз» быстро приобрёл интернациональный характер.

В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина.

Чарльз Спенсер Чаплин (1889–1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию «Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). Их герой - маленький человек в шляпе-котелке, больших не по росту ботинках и с тросточкой. В нём удивительно уживались внешняя комичность, эксцентрические трюки и печаль одинокого человека, ищущего тепла и сочувствия. Наблюдая за его приключениями, зрители и смеялись, и плакали. Наверное, это и принесло Чаплину всемирное признание.


Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898-1948). Его фильм «Броненосец “Потёмкин”» включён киноведами в число десяти лучших фильмов всех времён и народов.

В конце 1920-х годов «Великий немой», как называли кино, заговорил (первый звуковой фильм вышел в США в 1927 г.). Звёзды немого кино, не обладавшие нужной актёрской техникой и голосовыми данными, уступили место новому поколению актёров, многие из которых пришли из театра. Игра актёров стала более естественной, понятной зрителям. Вместо прежнего музыкального сопровождения в фильмах зазвучала музыка, помогавшая раскрыть художественный замысел и подчеркнуть динамику действия. Музыку к звуковым фильмам писали многие известные композиторы. Одним из высоких образцов в этой области, получивших международное признание, стала музыка С. С. Прокофьева к кинофильму «Александр Невский» (1938).

Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920-1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями. Сюда приезжали актёры и режиссёры из многих стран. Но почти неограниченные материальные возможности не давали абсолютной творческой свободы. Работа создателей фильмов жёстко регламентировалась договорами с киностудиями. Хозяева «фабрики грёз» (так называли Голливуд) хорошо знали, какой продукт они хотят получить.

В 1930 г. в Голливуде был принят обязательный для всех студий «Производственный кодекс». В нём говорилось:

«Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединённых Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост своё счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку тёмные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей».

Примечательной чертой культуры этого периода стало широкое распространение музыки. Она звучала по радио, в граммофонных записях. Отчасти это была классическая музыка - оперные и симфонические записи (в числе первых были сделаны уникальные записи великих оперных певцов Э. Карузо и Ф. И. Шаляпина). Появились симфонические оркестры на радио. Но особой популярностью пользовалась эстрадная, танцевальная музыка. Это было время расцвета джаза, возникшего в США, а затем распространившегося во многих странах. Основу его составляли ритмы негритянской народной музыки и импровизации. В эти же годы родился мюзикл - особый вид представления, в котором сочетались речь, пение и танцы.

Тоталитаризм и культура

Особое положение сложилось в 1920-1930-е годы в культуре стран, в которых утвердились тоталитарные режимы. Б. Муссолини, выступая в 1925 г. на съезде фашистской партии, заявил: «Мы хотим фашизировать нацию... Фашизм должен стать образом жизни. Должны быть итальянцы эпохи фашизма, как были, например, итальянцы эпохи Возрождения». Культура, так же как и другие сферы жизни общества, подпадала под контроль государства. В Италии были созданы государственная Академия и Национальный синдикат фашистского изобразительного искусства.

В Германии министерство народного просвещения и пропаганды, возглавляемое Й. Геббельсом, организовало Имперскую палату культуры, куда вошло семь секций (пресса, радио, кино, литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство). Лица, не являвшиеся членами палаты, по существу, лишались права заниматься художественной деятельностью.


Нацисты вели «битву за культуру» с помощью самых жёстких методов. Уже с 1933 г. стали устраиваться выставки под римской цивилизации весьма выразительными названиями: «Признаки разложения в искусстве», «Выставка 1938 г. дегенеративного искусства», на которых произведения художников-модернистов объявляли «вырожденческими». Из германских музеев были изъяты почти 16 тыс. произведений иностранных мастеров: В. Ван Гога, А. Матисса, П. Пикассо, В. Кандинского, М. Шагала и других, а также немецких художников, чья манера не отвечала вкусам нацистов. Уничтожались скульптурные памятники, например работы Э. Барлаха, посвящённые павшим на войне. Их объявили «оскорбительными для национальных чувств немцев». В архитектуре под огонь критики попали рационалистские течения, была закрыта всемирно известная школа «Баухауз». По расовым соображениям запрещалась джазовая музыка (в СССР её не принимали по другой причине - как проявление чуждой буржуазной культуры).

Что предлагалось взамен изгонявшейся неугодной культуры? Прежде всего то, что отвечало господствовавшей идеологии. В искусстве воцарился монументализм, который должен был отразить величие нового общества и порождённого им «сверхчеловека».

Показательным сооружением стал архитектурный комплекс в Нюрнберге (площадью 30 кв. км), предназначенный для проведения нацистских съездов и празднований. Он включал Дворец конгрессов, стадион на 405 тыс. мест с высотой трибун свыше 80 м и др. Масштабам зданий соответствовали монументальные скульптуры героев германской истории, атлетов с «нордическими чертами».



В немецкой живописи, вытеснив модернистские поиски и «потоки подсознания», утвердился национально-романтический стиль. Предпочтение отдавалось темам «немецкая земля», «немецкий труд», «немецкая мать», «немецкий солдат - защитник Родины». Особое место в живописи и скульптуре заняли портреты и сюжетные картины, изображавшие вождей. Идеологи тоталитаризма не хуже американских кинодельцов представляли, какие возможности воздействия на людей таит в себе кино. Здесь также устанавливались каноны для пропагандистского документального кино и художественных фильмов, не исключая и предназначенные для массового зрителя развлекательные ленты.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Образование

30-е годы - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государ­ства. В области образования продолжалась борьба с неграмотно­стью. Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного воз­раста. Однако скудное финансирование, слабая материальная база, отсутствие достаточного количества учителей и учебников не позволили осуществить всеобуч в намеченный срок. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было введе­но к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирова­ние позволило в 1930-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учеб­ников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное сред­нее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко все­общему среднему образованию (десятилетке). Обучение в стар­ших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Большинст­во городской молодежи после общеобразовательной школы шло в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х годы была отвергнута господствовавшая в 20-е годы теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьез­ной реформой начальной и средней школы, поворотом к тради­циям дореволюционной школы. В школах ввели строго опреде­ленное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместе "рассыпных книг" вво­дились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е годы, обучение стремились приблизить к производству. Боль­шинство школьников вели общественную работу в рамках пио­нерской и комсомольской организаций.

В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было вос­становлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факульте­ты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В 1930-е годы крупные изменения произошли и в высшем об­разовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную подготов­ку специалистов, сокращенный курс обучения, узкую специали­зацию, снизивший качество учебы, то с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Бы­ли восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивиду­альной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и, наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учеб­ном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания. Увеличение расходов на высшую школу позволило не только улучшить качество подготовки специалистов, но и существенно расширить географию высшей школы. К концу 1930-х годов бо­лее 100 городов всех республик СССР имели университеты и ин­ституты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из ко­торых около 60 % составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту советской интеллигенции. К началу 1940-х годов ее чис­ленность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное образование (17 %). Значитель­ным оставался удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования, занимавшихся преимущественно ум­ственным трудом. В целом, интеллигенция СССР стала однотип­ной в социально-экономическом и идейно-политическом отно шении. Конституция 1936 г. провозгласила ее трудовой и полн правкой частью общества. Однако партийно-государственное руководство СССР отказывало ей в самостоятельной роли в жиз­ни общества, рассматривая ее в качестве "прослойки", стоящей на третьем месте после рабочего класса и колхозного крестьянства.

Наука

В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономиче­ского развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. стали созда­ваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных нар­коматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х годов на основе разработок советских хими­ков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено произ­водство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные "Вторым Баку". Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Ландау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу вхо­дили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия ("Катюши") А.Г.Костиков и будущий главный конструктор кос­мических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится на­чало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. пер­вый советский стратостат "СССР" поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали ис­следователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле "Челюскин", который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали "лагерь Шмидта". Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героя Советского Союза лет­чикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане бо­лее, чем 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опор­ные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х годов многие уче­ные и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некото­рые из них продолжили свои работы в заключении в специаль­ных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось но­вому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вы­шел "Краткий курс истории ВКП(б)", который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследова­ний. Возведенный в догму, "Краткий курс" стал, по сути, истори­ческим оправданием режима личной власти.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ воз­главил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы. Идеологизация и политизация науки губительно сказывалась на развитии научных исследований в СССР.

Литература и искусство

Деятели литературы и искусства в 1930-е годы должны были руководствоваться постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Все объединения творче­ской интеллигенции были ликвидированы, начался процесс созда­ния новых единых "отраслевых" организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состо­явшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Он требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся "в духе социализма". И.В.Сталин рассматривал соцреализм в качестве важнейшего средства создания советской культуры - "национальной по форме, социалистической по содержанию".

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литера­туре и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном ис­кусстве осуждалось; развитие жанров сатиры, любовной лирики, современной драмы не поощрялось; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. Это объяснялось необходимостью "морального вооружения" народа накануне неизбежной и близкой войны. Откло­няться от генеральной линии партии в литературе и искусстве было нелегко, критиковать ее - опасно.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х годов относятся романы "Жизнь Клима Самгина" А.М.Горького, "Поднятая целина" М.А.Шолохова, "Как закалялась сталь" Н.А.Островского, "Петр Первый" А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара, К.И.Чуковского и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произве­дения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму "Александр Невский"), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму "Маскарад"), Д.Д.Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", запрещена в 1936 г. "за формализм"). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы "Чапаев" С. и Г.Васильевых, "Депутат Балтики" И.Хейфица и А.Зархи, "Александр Невский" С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова "Веселые ребята" и "Цирк").

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика ("Смерть комиссара" К.Петрова-Водкина, "Оборона Петрограда" А.Дейнеки, "Трубачи Первой конной армии" М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х годов стал монумент В.Мухиной "Рабочий и колхозница".

Список литературы

1. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

2. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

3. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.

4. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

5. История русского и советского искусства. Под ред.Д.В.Сарабьянова. Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – М.,1995.

6. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

7. Кондаков И.В. История русской культуры. – М.,1994.

8. Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

9. Кравченко А. И. Культурология. – М.,2001.

10.Кузнецова Т.Ф., Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры. 2 изд. – М., 2006.

11.Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

13.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.,1997.

14.Энциклопедия. Мир русской культуры. – М.,2000.

15.Энциклопедия. Русской живописи (Х1У-ХХ в.). – М., 2001.


После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. Для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Было создано общество «Долой неграмотность», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И. Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обучали навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.

К середине 1930-х гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему - в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 году.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв был сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.

Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу - П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева и др. Многие из оставшихся ученых (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственно приемлемым становится метод социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих сквозь эту призму окружающую действительность.

В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др.

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»).

Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др.

В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн).

Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятельность значительно возросло. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).



В 30-х годах в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".

Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными. Они порождали, в сущности, "полукультуру" или даже квазикультуру, замешенную на причудливой духовной маргинальности миллионов и миллионов людей. Но это не ошибка и не вина советской власти тех лет - иначе и быть не могло: грандиозность масштабов и молниеностность темпов высокого качества культурности не обеспечивают. Во-вторых, культура "навязывалась" народу: жестким регулированием сельской жизни - колхозной системой, а городской - "мобилизационными возможностями" заводских ударных строек, организационным и пропагандистским натиском государственных планов "охвата", комсомольских кампаний, профсоюзных соревнований. Тем самым проращивание потребности в культуре подменялось, по существу, диктатом общественных структур и давлением общественной атмосферы. Это уже была историческая ошибка, порожденная уверенностью во всесилии "революционного натиска".

Рвение, с которым гиперполитизированный революцией строй стремился к созданию в нашей стране "культуры нового типа", уже в 30-е годы получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены" эти "основные черты"; коммунистическая идейность и партийность, коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство КПСС и советского государства планомерным развитием культуры. Именно это и объявлялось "новым шагом в духовном развитии человечества", его "вершиной".

В нашей стране произошел насильственный разрыв с культурно-исторической традицией. Борьба с "пороками старой культуры" привела к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой традиции.

1. Реформирование в области образования и науки

Планомерные усилия советского государства, привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С.И. Вавилов основал Физический институт АН им. П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов, селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. В частности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики (О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивного движения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Как было сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР.

В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина. В стране утверждался культ личности Сталина.

Особенности развития литературы

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в «формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму. В число «чуждых» попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. В прессе появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах». По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905-1984). Выдающимся произведением является его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии.

М.А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя. Произведение это было издано только в 1966 г. Трагична судьба Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). Поэт необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.

В 30-е гг. за «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России (Бунин сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии).

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1930 гг.

Появляются новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека.

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром».

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. Характерное для его искусства в начале 1930-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского; игра велась в шутовской, балаганной манере.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский». ("Веселые ребята", 1934, "Цирк" 1936, "Волга-Волга" 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева ("Трактористы", 1939, "Свинарка и пастух") создают атмосферу ожидания "счастливой жизни". Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г.).