Управление качеством. Шпаргалка (М


ГОСТ Р 56470-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОКУМЕНТАЦИЯ КОНСТРУКТОРСКАЯ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Организация и порядок проведения экспертизы на соответствие требованиям стандартизации, унификации и каталогизации

Design documentation of space-rocket technics. Organization and procedures for examination of compliance with the requirements of standardization, unification and cataloging


ОКС 49.020

Дата введения 2016-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП ЦНИИмаш)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 321 "Ракетно-космическая техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 708-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2016 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на конструкторскую документацию изделий ракетно-космической техники научного и социально-экономического назначения, а также их составных частей и устанавливает общие требования к организации и порядку проведения экспертизы на соответствие требованиям стандартизации, унификации и каталогизации, определенным в техническом задании на разработку и модернизацию изделий.

Экспертизу конструкторской документации унифицированных или заимствованных составных частей изделия на соответствие требованиям настоящего стандарта не проводят.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 стандартизация: Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

3.2 техническая экспертиза конструкторской документации: Комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке соответствия проектной и рабочей конструкторской документации разрабатываемого изделия требованиям, установленным в техническом задании на выполнение работы, действующим документам по стандартизации, современному уровню развития науки и техники, по определению целесообразности и реализуемости проекта, риска в достижении требуемой эффективности в выполнении заданных сроков создания и обоснованности технико-экономических показателей изделия.

3.3 унификация: Приведение к единообразию технических характеристик изделий, технологических процессов, методов и средств испытаний, услуг и т.д. на основе установления рационального числа их разновидностей.

3.4 внутрипроектная унификация: Унификация, проводимая в пределах одного проекта.

Примечание - Проект - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо изделия, в данном случае - при создании изделия в соответствии с техническим заданием.

3.5 межпроектная унификация: Унификация, проводимая в пределах двух и более проектов.

3.6 заимствованная составная часть изделия: Составная часть, ранее разработанная как оригинальная для конкретного принятого к производству (эксплуатации) изделия и примененная в разрабатываемом изделии.

3.7 оригинальная составная часть изделия: Составная часть, разработанная впервые для данного изделия.

3.8 унифицированная составная часть: Составная часть, применяемая в двух и более изделиях.

3.9 типоразмер: Совокупность габаритных и установочных размеров, характерных для данного типа изделий.

3.10 продукция для федеральных государственных нужд: Продукция, необходимая для решения задач жизнеобеспечения, безопасности и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.

3.11 каталогизация продукции (для федеральных государственных нужд): Совокупность процессов, обеспечивающих создание и применение Федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

Примечание - К процессам относят: единообразное представление, сбор, классификацию, идентификацию, кодирование, регистрацию, обработку, хранение и распространение информации о продукции для федеральных государственных нужд.

3.12 федеральная система каталогизации продукции (для федеральных государственных нужд); ФСКП: Упорядоченная совокупность организационной структуры, документов и информационных технологий по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

3.13 Федеральный каталог продукции (для федеральных государственных нужд); ФКП: Нормативный документ федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, содержащий систематизированные сведения о номенклатуре продукции для федеральных государственных нужд и ее характеристиках.

3.14 предмет снабжения; ПС: Продукция (изделие, комплектующее изделие, комплект, вещество или материал), являющаяся предметом самостоятельной поставки государственным заказчикам.

3.15 номенклатурный перечень предметов снабжения; НП ПС: Документ системы каталогизации, содержащий сведения о номенклатуре предметов снабжения, включенных в Федеральный каталог продукции.

3.16 каталожное описание предмета снабжения; КО ПС: Документ федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, содержащий сведения о характеристиках конкретного предмета снабжения, заполняемый согласно требованиям соответствующего стандартного формата описания предметов снабжения.

3.17 федеральный номенклатурный номер предмета снабжения; ФНН ПС: Учетный номер, присвоенный предмету снабжения, включенному в Федеральный каталог продукции.

4 Обозначения и сокращения

4.1 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

К - коэффициент межпроектной унификации;

К - коэффициент повторяемости;

К - коэффициент применяемости.

4.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЕСКД - Единая система конструкторской документации;

КД - конструкторская документация;

НД - нормативный документ;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

ПЗ - пояснительная записка;

РКД - рабочая конструкторская документация;

СЧ - составная часть;

ТЗ - техническое задание;

ТП - технический проект;

ЭП - эскизный проект.

5 Общие положения

5.1 Под экспертизой КД изделия и СЧ изделия (далее - экспертиза) на соответствие требованиям стандартизации, унификации и каталогизации понимается проверка КД ЭП (ТП) и РКД опытного образца изделия на соответствие требованиям ТЗ и действующим НД.

5.2 В ТЗ на разработку изделия в общем случае указывают:

а) стадии ОКР, на которых следует проводить экспертизу ;

б) цели и задачи проведения экспертизы;

в) виды проводимых экспертиз на соответствие требованиям НД:

1) по стандартизации и унификации,

2) по каталогизации;

г) головную организацию, осуществляющую проведение экспертизы;

д) организации (предприятия), участвующие в проведении экспертизы.

5.3 Экспертизу КД проводят по документации, выполненной как в бумажном виде, так и в электронной форме.

5.4 Необходимость проведения экспертизы КД и ее финансирование должны быть предусмотрены в контракте (договоре) на создание изделия или его СЧ.

5.5 Экспертизу КД ЭП (ТП) проводит головная организация по стандартизации, унификации и каталогизации при проведении технической экспертизы головной научно-исследовательской организацией ракетно-космической промышленности, определенной заказчиком, если иное не оговорено ТЗ, контрактом (договором), заключенным с заказчиком.

5.6 Экспертизу РКД опытного образца изделия проводит головная организация по стандартизации, унификации и каталогизации после окончания разработки РКД до присвоения литеры "О". Возможно проведение экспертизы РКД в составе работ, предусмотренных требованиями подготовки документации для присвоения литеры "О".

5.7 Допускается проведение экспертизы РКД изделия подразделениями предприятия-разработчика КД.

5.8 Основными задачами экспертизы КД изделия в части стандартизации и унификации являются:

- оценка соответствия количественных показателей и качественных требований стандартизации и унификации установленным в ТЗ на разработку изделия и действующим НД;



- проверка обоснованности применения оригинальных СЧ в изделии;



- проверка применения в КД требований и положений действующих НД, распространяющихся на данное изделие, согласно перечню, заполненному по форме, приведенной в приложении А;

- разработка предложений о возможности проведения внутрипроектной и межпроектной унификации СЧ изделия;

- оценка полноты комплектности КД для организации производства;

- подготовка предложений по стандартизации и унификации СЧ изделия;

- разработка предложений о создании новых и/или переработке действующих НД.

5.9 Основными задачами экспертизы КД изделия в части каталогизации являются:

- проверка полноты выполнения требований каталогизации, установленных в ТЗ;

- оценка обоснованности разработки и применения ПС, не учтенных в ФКП;

- проверка полноты и правильности оформления КО ПС;

- проверка правильности составления перечня каталогизированных ПС, планируемых к применению в изделии;

- выявление аналогов разрабатываемого изделия и его основных СЧ в ФКП и анализ возможности их использования в новой разработке;

- разработка предложений по уточнению НП ПС.

6 Номенклатура и содержание основных требований стандартизации, унификации и каталогизации

6.1 Требования стандартизации, унификации и каталогизации задают в ТЗ на разработку изделия и его СЧ.

6.2 Требования стандартизации и унификации могут быть количественными и качественными.

6.2.1 Количественные требования унификации задают в общем случае в виде следующих показателей:

- К;

- К;

- К.

Формулы расчета показателей унификации изделий приведены в приложении Б.

6.2.1.1 К характеризует уровень конструктивной преемственности СЧ в разрабатываемом изделии и рассчитывается в процессе разработки КД изделия для оценки степени использования в нем стандартных, покупных, заимствованных и унифицированных СЧ.

К задают в процентном выражении. В зависимости от специфики изделий и наличия необходимых исходных данных К допускается рассчитывать по числу типоразмеров, числу СЧ, их массе, стоимости, трудоемкости изготовления.

6.2.1.2 К характеризует уровень внутрипроектной унификации изделия, а также взаимозаменяемость СЧ внутри данного изделия.

К задают в натуральном или процентном выражении.

6.2.1.3 К характеризует уровень взаимной унификации группы изделий, а также сокращения номенклатуры СЧ в изделиях группы.

К определяют:

- при разработке семейства изделий на основе базового изделия или типоразмерного ряда изделий;

- при разработке (модернизации) сложных изделий, в которых исходя из условий эксплуатации или производства, в целях обеспечения технической совместимости и взаимозаменяемости, необходимо осуществить взаимную унификацию входящих в них СЧ, а также унификацию этих СЧ с аналогичными СЧ других изделий, находящихся в эксплуатации;

- при разработке изделия, СЧ которого необходимо унифицировать с СЧ других изделий исходя из условий их совместной эксплуатации или производства.

К задают в процентном выражении и рассчитывают в зависимости от специфики изделий по числу типоразмеров или их стоимости, массе, трудоемкости изготовления.

6.2.2 Качественные требования стандартизации и унификации, устанавливаемые в ТЗ, должны предусматривать:

- применение (заимствование) при разработке изделия ранее спроектированных, освоенных в производстве и проверенных в эксплуатации СЧ;

- использование параметрических и типоразмерных рядов, стандартизованных конструкций и размеров;

- разработку СЧ в качестве унифицированных в целях обеспечения межпроектной унификации;

- обоснование разработки оригинальных СЧ;

- применение методов агрегатирования и блочно-модульного построения изделий;

- обеспечение условий совместимости;

- применение ограничительных перечней;

- использование стандартных СЧ и материалов общего применения;

- применение типовых технологических процессов, стандартных и унифицированных средств технологического оснащения, методов и средств испытаний, контроля и измерений;

- применение стандартных и унифицированных средств и методов упаковки, транспортирования, хранения, технического обслуживания и ремонта.

6.2.3 Номенклатуру количественных и качественных требований стандартизации и унификации, подлежащих включению в ТЗ, определяют в зависимости от стадий разработки и специфики разрабатываемого изделия и относят к изделию в целом или к отдельным наиболее важным СЧ изделия.

6.3 Требования к мероприятиям по каталогизации, в общем случае, включают в себя:

- разработку плана мероприятий по каталогизации ПС, подлежащих включению в ФКП;

- анализ готовых КО ПС с целью определения необходимости их разработки для новых ПС;

- формирование, согласование и утверждение перечня ПС, подлежащих каталогизации;

- разработку КО для новых ПС;

- разработку в ПЗ раздела, отражающего выполнение требований каталогизации в соответствии с ТЗ (при отсутствии необходимых сведений по каталогизации в других разделах ПЗ).

7 Порядок представления конструкторской документации на экспертизу

7.1 На экспертизу представляют:

- КД в комплектности, установленной стандартами ЕСКД для соответствующей стадии разработки изделия;

- НП ПС и КО ПС;

- другие документы по требованию экспертной комиссии, необходимые для оценки выполнения заданных требований по стандартизации, унификации и каталогизации в соответствии с задачами экспертизы.

7.2 На экспертизу следует представлять документацию, прошедшую нормоконтроль.

7.3 На стадиях разработки КД ЭП (ТП) на экспертизу представляют раздел или отдельную ПЗ (книгу) "Требования стандартизации, унификации и каталогизации".

7.4 Материалы для стадий ЭП (ТП) должны содержать:

- ожидаемые количественные показатели унификации (включая предварительные расчеты) и выполнение качественных требований по стандартизации и унификации;

- сведения об использованных базовых изделиях (конструкциях), заимствованных, унифицированных и стандартных деталях, сборочных единицах с обоснованием применения оригинальных СЧ и перспективности их применения;

- перечень НД, использованных при разработке изделия и влияющих на уровень стандартизации, унификации, и ограничительные перечни изделий и материалов, разрешенных к применению;

- сведения о выполнении требований по каталогизации (при наличии их в ТЗ);

- предварительный перечень СЧ изделий, подлежащих каталогизации в процессе их создания.

7.5 На стадии разработки РКД опытного образца изделия на экспертизу представляют материалы по стандартизации, унификации и каталогизации в виде самостоятельного документа, содержащего исходные данные и расчет количественных показателей унификации, а также данные о выполнении качественных требований по стандартизации, унификации и требований по каталогизации (при их наличии в ТЗ).

8 Организация и порядок проведения экспертизы на соответствие требованиям стандартизации, унификации и каталогизации

8.1 Для проведения экспертизы КД изделия по стандартизации, унификации и каталогизации на стадиях ЭП (ТП) головная организация формирует подкомиссию по вопросам стандартизации, унификации и каталогизации, входящую в состав комиссии по технической экспертизе ЭП (ТП) изделия.

8.2 Допускается, если это предусмотрено ТЗ, проведение экспертизы КД в части оценки выполнения требований по стандартизации и унификации отдельно от экспертизы по вопросам каталогизации.

8.3 В случае отсутствия в ТЗ на разработку изделия требований по стандартизации, унификации и каталогизации необходимость проведения экспертизы КД определяет главный конструктор проекта предприятия - разработчика изделия.

8.4 Заключение по результатам экспертизы КД ЭП (ТП) изделия в части стандартизации, унификации и каталогизации следует включать в состав общего заключения по технической экспертизе изделия отдельным разделом.

8.5 О проведении экспертизы РКД опытного образца изделия головное предприятие - разработчик изделия должно оповестить головную организацию по стандартизации, унификации и каталогизации не позднее чем за месяц до начала экспертизы, заключить контракт (договор) на проведение экспертизы, а также представить в головную организацию по стандартизации, унификации и каталогизации справку (форма произвольная), в которой необходимо указать:

- наименование опытного образца изделия и его назначение;

- перечень основных СЧ опытного образца изделия;

- наименование и индекс опытного образца изделия, взятого за прототип или базовую модель, при наличии указания изделия прототипа в ТЗ;

- объем документации, предоставляемой на экспертизу, в форматах А4 и ее комплектность.

8.6 Для проведения экспертизы РКД опытного образца изделия головная организация по стандартизации, унификации и каталогизации по заявке разработчика РКД формирует экспертную комиссию. При необходимости к участию в экспертизе можно привлекать (на договорной основе) экспертов, представителей других предприятий и организаций, а также структурных подразделений предприятия - разработчика опытного образца изделия.

Эксперты должны обладать определенными знаниями и навыками, обеспечивающими выполнение работ на высоком научно-техническом уровне.

8.7 Председателем экспертной комиссии, как правило, назначают представителя головной организации по стандартизации, унификации и каталогизации.

8.8 Порядок работы экспертной комиссии устанавливает ее председатель в соответствии с задачами, изложенными в разделе 5, и заданием на проведение экспертизы РКД опытного образца изделия, составленным по форме, приведенной в приложении В.

Задание разрабатывает председатель комиссии и утверждает по стандартизации, унификации и каталогизации.

8.9 По результатам экспертизы РКД опытного образца изделия комиссия составляет заключение о выполнении требований по стандартизации, унификации и каталогизации, разрабатывает предложения, направленные на повышение показателей унификации изделия и его СЧ и проведение мероприятий по каталогизации.

Увеличение количественных показателей унификации не должно быть достигнуто за счет снижения установленных технических и эксплуатационных характеристик опытного образца изделия.

Заключение по результатам экспертизы РКД опытного образца изделия следует оформлять по образцу, приведенному в приложении Г.

8.10 Заключение экспертной комиссии по результатам экспертизы РКД опытного образца изделия подписывают председатель и члены комиссии и утверждает руководитель головной организации по стандартизации, унификации и каталогизации.

8.11 Если имеются существенные разногласия между разработчиком РКД опытного образца изделия и комиссией, то заключение перед утверждением рассматривают совместно с главным конструктором опытного образца изделия.

8.12 Головная организация по стандартизации, унификации и каталогизации в недельный срок после утверждения высылает заключение по экспертизе РКД опытного образца предприятию-разработчику изделия.

8.13 Экспертизе по каталогизации подвергают следующие проекты документов:

- НП ПС;

- КО ПС.

8.14 Для проведения экспертизы могут быть привлечены специалисты заинтересованных организаций промышленности и Центра каталогизации предметов снабжения по закрепленным группам однородной продукции, а также эксперты по отдельным вопросам КО ПС, связанным с практической деятельностью в области каталогизации.

8.15 Экспертизу проектов НП ПС проводят в целях установления правильности выбора новых ПС, подлежащих учету в ФКП.

8.16 Экспертизу проектов КО ПС проводят в целях установления правильности классификации ПС и соответствия КО ПС требованиям НД системы каталогизации, включая решение задач формирования КО ПС разрабатываемых изделий, предлагаемых к включению в ФКП.

Перечень

нормативных документов, подлежащих обязательной проверке при применении в

конструкторской документации изделия

индекс изделия

Таблица А.1

Обозначение и наименование нормативных документов

Требование, подлежащее проверке

Председатель

экспертной комиссии

расшифровка подписи

Б.1 Коэффициент применяемости К характеризует уровень конструктивной преемственности СЧ в разрабатываемом изделии, и его рассчитывают по формуле

где n - общее количество типоразмеров СЧ в изделии;

Количество типоразмеров оригинальных СЧ.

Допускается по требованию заказчика рассчитывать К отдельно по стандартным, заимствованным или покупным СЧ. В этом случае в числитель формулы (Б.1) вместо подставляют общее число типоразмеров стандартных, заимствованных или покупных СЧ.

При расчете К по числу СЧ, шт., а также по стоимости, массе, трудоемкости изготовления в формулу для расчета К вместо количества типоразмеров подставляют соответственно количество СЧ, шт., их стоимость, массу, трудоемкость изготовления.

При расчете К по стоимости в качестве стоимости СЧ, изготовляемых на данном предприятии, учитывают заводскую себестоимость, а для покупных СЧ - цену.

Б.2 Коэффициент повторяемости СЧ изделия К в натуральном выражении вычисляют по формуле

где N - общее количество СЧ в изделии.

Коэффициент повторяемости СЧ изделия К, %, вычисляют по формуле

Б.3 Коэффициент межпроектной унификации К характеризует уровень взаимной унификации группы изделий, а также степень сокращения номенклатуры СЧ в изделиях группы и рассчитывают по формуле

где - количество типоразмеров СЧ в i -м проекте (изделии);

Максимальное количество типоразмеров СЧ одного проекта (изделия);

Н - общее количество рассматриваемых проектов (изделий);

Q - общее количество неповторяющихся типоразмеров СЧ, применяемых в группе из Н проектов (изделий).

Численное значение Q вычисляют по формуле

где m - общее количество наименований СЧ рассматриваемых проектов (изделий);

q - количество неповторяющихся типоразмеров СЧ j -го наименования.

Примечания

1 Расчет показателей обозначают и выполняют по правилам, установленным стандартами ЕСКД .

2 При определении показателей унификации в расчет не включают: крепежные детали; пробки и заглушки; детали соединения трубопроводов и арматуры; электромонтажные детали, наконечники проводов, перемычки, лампочки; прокладки, накладки, планки, крючки, пломбы; подкладные и другие детали, - исходя из специфики разрабатываемого изделия и целесообразности их унификации.

3 Покупные элементы электрорадиоизделий при расчете показателей унификации учитывают как детали.

Приложение В (рекомендуемое). Форма задания на проведение экспертизы рабочей конструкторской документации опытного образца изделия

В.1 Форма первой страницы типового задания

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель головной организации
по стандартизации, унификации и каталогизации

расшифровка подписи

на проведение экспертизы рабочей конструкторской документации опытного образца изделия

на соответствие требованиям стандартизации, унификации и катаголизации

индекс изделия

В.2 Форма второй и последующих страниц задания

Экспертизу РКД опытного образца изделия

проводят на предприятии

индекс изделия

наименование предприятия

на основании договора N

экспертной комиссией в составе:

B.3 Задачами экспертизы РКД опытного образца изделия являются:

- проверка комплектности КД опытного образца изделия;

- проверка реализации предложений и устранения недостатков по результатам экспертизы, проведенной на предыдущей стадии разработки КД изделия;

- наличие материалов по стандартизации, унификации и каталогизации;

- оценка выполнения требований по стандартизации, унификации и каталогизации, заданных в ТЗ на разработку опытного образца изделия;

- проверка правильности расчета количественных показателей унификации;

- проверка обоснованности применения в опытном образце изделия оригинальных СЧ;

- выявление возможности сокращения номенклатуры и количества типоразмеров СЧ изделия, конструктивных элементов деталей и сборочных единиц, применяемых сортаментов и марок материалов;

- проверка применения в КД изделия требований и положений действующих НД, распространяющихся на данное изделие, согласно перечню, заполненному по форме, приведенной в приложении А;

- проверка применения материалов, защитных покрытий, смазок и масел в соответствии с требованиями ограничительных перечней и разрешений;

- оценка соответствия НД, использованных при разработке опытного образца изделия, указателю НД по стандартизации изделий;

- разработка предложений о возможности проведения дальнейшей внутрипроектной и межпроектной унификации СЧ опытного образца изделия;

- проверка правильности оформления документации в части отступления от стандартов ЕСКД ;

- оценка обоснованности разработки и применения предметов снабжения, не учтенных в ФКП;

- проверка правильности разработки и оформления и каталожных описаний предметов снабжения;

- проверка правильности формирования перечня составных частей создаваемого опытного образца изделия и комплектующих изделий межотраслевого применения, подлежащих каталогизации;

- проверка правильности классификации предметов снабжения для присвоения федерального номенклатурного номера предметов снабжения;

- разработка предложений по уточнению номенклатурных перечней ПС и каталожных описаний ПС.

B.4 По результатам экспертизы следует составить заключение по форме, приведенной в приложении Г.

B.5 Форма распределения обязанностей между членами экспертной комиссии приведена в приложении Д.

расшифровка подписи

Члены комиссии

расшифровка подписи

Приложение Г (рекомендуемое). Форма заключения по результатам экспертизы рабочей конструкторской документации опытного образца изделия

Г.1 Форма первой страницы заключения

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель головной организации
по стандартизации, унификации и каталогизации

расшифровка подписи

Заключение

по результатам экспертизы на соответствие требованиям стандартизации, унификации и каталогизации

рабочей конструкторской документации опытного образца изделия

индекс изделия

разработанного предприятием

наименование предприятия

Г.2 Форма второй и последующих страниц заключения

Вводная часть

основание для проведения экспертизы, даты начала и окончания экспертизы,

перечень организаций, участвующих в экспертизе

На рассмотрение представлены материалы

перечень документации, представленной на экспертизу

Результаты экспертизы

изложение результатов экспертизы и перечень замечаний по выполнению заданных требований

стандартизации, унификации и каталогизации*

* Раздел может иметь подразделы с результатами экспертизы применительно к отдельным задачам экспертизы (по стандартизации, унификации и каталогизации).

оценка соответствия документации заданным требованиям по стандартизации, унификации и

каталогизации и действующим НД

Предложения и мероприятия по каталогизации

перечень предложений по устранению замечаний и недостатков, выявленных при экспертизе

Председатель экспертной комиссии

расшифровка подписи

Члены комиссии

расшифровка подписей

С заключением ознакомлен

Руководитель предприятия-разработчика

(главный конструктор)

расшифровка подписи

Распределение обязанностей между членами экспертной комиссии по экспертизе изделия

индекс изделия

Таблица Д.1

Состав комиссии (инициалы, фамилия)

Перечень задач по заданию на проведение экспертизы, поручаемых членам комиссии

Председатель комиссии

Члены комиссии

Председатель экспертной

комиссии

расшифровка подписи

УДК 629.7:006.354

Ключевые слова: документация конструкторская, техническая экспертиза, требования стандартизации, унификации и каталогизации, показатели унификации, экспертная комиссия



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

П од уровнем унификации изделий понимается насыщенность их унифицированными составными элементами; деталями, модулями, узлами.

Основными количественными показателями уровня унификации изделий являются:


    коэффициент унификации Ку;


    коэффициент применяемости Кпр;


    коэффициент повторяемости Кп;


    коэффициент межпроектной (взаимной) унификации Кму.


Основными исходными документами при расчете уровня унификации являются: спецификация, а также ведомости стандартных, заимствованных и покупных деталей. Полученные в результате расчетов значения коэффициентов сравнивают со значениями коэффициентов для конструктивно подобных изделий, а также с плановыми показателями. Желательно брать показатели с базового изделия.

Плановые показатели уровня унификации устанавливают на основании технико-экономических расчетов с учетом новизны и масштаба выпуска изделий. Для изделий массового производства устанавливаются более высокие коэффициенты унификации по сравнению с изделиями мелкосерийного и единичного производства.

Более высоким значениям коэффициентов унификации не всегда соответствует максимальный экономический эффект от унификации.

Это объясняется тем, что при повышении коэффициента унификации, с одной стороны, снижаются затраты на изготовление изделия (укрупняются партии одинаковых деталей), а с другой стороны - растут затраты, связанные с некоторым увеличением материалоемкости изделий в связи с применением одинаковых деталей для машин и приборов различных типоразмеров.

Определение показателя уровня унификации и коэффициента межпроектной унификации

Оценка уровня унификации базируется на исправлении следующей формулы:
Ку=(1-(Н-1)/(N-1))*100, %. (8.7)

Для удобства эту формулу можно преобразовать к виду:
, (8.8)
где N - общее число деталей в изделии;
Н - количество наименований типоразмеров детали;
Ку=0 при отсутствии унификации;
Ку=100% при полной унификации.

Проверим это утверждение:
при N=H отсутствие;
при Н=1 полная унификация.

Во всех реальных случаях 0

Часто расчёт показателя Ку делают не в физических единицах, а в стоимостном выражении. Тогда формула приобретает следующий вид:
% (8.9)

При этом должно выполнятся условие:
, (8.10)
где - стоимость детали j-го наименование по отношению к стоимости всего изделия (удельная стоимость);
n j - количество деталей j-ого наименования.

Коэффициент межпроектной унификации.

Основным показателем уровня взаимной унификации является коэффициент межпроектной (межвидовой) унификации.

А грегатирование (от лат. aggrego - присоединяю) - принцип создания машин, приборов, оборудования из унифицированных стандартных агрегатов (автономных сборочных единиц), устанавливаемых в изделии в различном числе и комбинациях. Агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационным показателям и присоединительным размерам.

Таким образом, с точки зрения инженерной системогенетики, агрегатирование - это совокупность приемов, позволяющих объединять функционально связанные составные части изделия в единые элементы (агрегаты), В результате агрегатирования происходит качественное изменение признаков отдельных составных частей. Степень уменьшения числа элементно-нового исполнения при агрегатировании оценивается коэффициентом агрегатирования:
Ka=1-J/M, (8.3)
где J - число элементов в агрегатированном состоянии;
M - общее число элементов в исполнении.

Выделение агрегатов выполняют на основе кинематического анализа машин и их составных частей с учетом применения их и в других машинах. При этом стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров автономных агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования.

Таким образом, агрегатирование это создание объектов на базе универсальных структурных составляющих. Агрегатирование является дальнейшим развитием метода унификации.

Важнейшими признаками агрегатированного оборудования являются:


    функциональная законченность составных частей;


    конструктивная обратимость, т.е. возможность повторного использования составных частей;


    изменение функциональных свойств агрегатированного изделия при перестановке составных частей.


Большое распространение метод агрегатирования получил в станкостроении. Агрегатные станки при смене объекта производства можно легко разобрать и из тех же агрегатов собрать новые станки для обработки других деталей. Метод агрегативности получил дальнейшее развитие в станколиниях и в ГАП (гибких автоматизированных производствах).

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что при частой сменяемости или модернизации изготовляемых изделий агрегатирование является наиболее прогрессивным методом конструирования. Принцип унификации и агрегатирования является обязательным при разработке стандартов на все новое оборудование.

Применительно к РЭС агрегатирование реализуется как функционально-узловой метод (ФУМ) проектирования РЭС из модулей, микросхем и других унифицированных функциональных узлов (УФУ). Ряды УФУ имеют строго стандартизованные электрические параметры и присоединительные размеры, что позволяет компоновать практически неограниченное число устройств.

Расширенное понятие модуля.

Следует отметить, что понятие "модуль" в различных отраслях промышленности получило несколько различные определения. Так, в станкостроении под модулем понимается переналаживаемый станок, оснащенный устройствами программного управления. Унифицированные модули в станкостроении предназначены как для автономной работы, так и для встраивания в систему более высокого ранга - гибкую переналаживаемую линию.

В общем понимании модуль понимается как понятие проектировочное. Например, модуль зубчатого зацепления в сочетании с принципом пропорциональности позволяет однозначно определять все геометрические размеры зубчатого зацепления и зуборезного инструмента.

Модульные стратегии одно из основных направлений государственной политики при создании новых видов РЭС.

Международная организация по стандартизации (ИСО)

Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ УНИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ИСО

ЛЕКЦИЯ 2

План лекции:

Унификация согласно определению, данному комитетом ИСО/СТАКО, – это форма стандартизации, заключающаяся в объединении одного, двух и более документов (технических условий) в одном с таким расчетом, чтобы регламентируемые этим документом изделия можно было взаимозаменять при употреблении.

Унификация (от лат. unio – единство и facare – делать, т. е. приведение чего – либо к единообразию, к единой форме или системе) – это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию (например, к оптимальной конструкции) по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости.

В основе унификации рядов деталей, узлов, агрегатов, машин и

приборов лежит их конструктивное подобие, которое определяется

общностью рабочего процесса, условий работы изделий, т. е. общностью эксплуатационных требований.

Различают следующие виды унификации: типоразмерную, внутриразмерную и межтиповую.

Типоразмерная унификация применяется в изделиях одинакового функционального назначения, отличающихся друг от друга числовым значением главного параметра.

Внутритиповая унификация осуществляется в изделиях одного и того же функционального назначения, имеющих одинаковое числовое значение главного параметра, но отличающихся конструктивным исполнением составных частей.

Межтиповая унификация проводится в изделиях различного типа и различного конструктивного исполнения (например, унификация продольно-фрезерных, строгальных, шлифовальных станков между собой).

Работы по унификации могут проводиться на следующих уровнях: заводском, отраслевом, межотраслевом и международном.

Уровень унификации изделий или их составных частей определяется с помощью системы показателей, из которых обязательным является коэффициент применяемости на уровне типоразмеров, рассчитываемый в процентах:

где n – общее количество типоразмеров изделий;

n о – количество оригинальных типоразмеров.

Применение унификации позволяет заметно уменьшить объем конструкторских работ и сократить сроки проектирования; уменьшить время на подготовку производства и освоения выпуска новой продукции; повысить объем выпуска продукции за счет специализации, а также качество выпускаемой продукции.

Однако проведение унификации, сопровождающейся определенными затратами, требует экономического обоснования. Неоправданно осуществленная унификация может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится использовать ближайшие большие унифицированные детали, вызывающие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение массы, габаритов и трудоемкости изготовления машин.



Оптимизировать унификацию – это значит стандартизировать такие конструкции и их размерные ряды, при которых суммарная эффективность в сфере производства и эксплуатации была бы наибольшей.

На рисунке 3 представлена зависимость экономического эффекта от типа производства. Кривая 1 характеризует изменение экономического эффекта в зависимости от сокращения типоразмеров изделий и, следовательно, увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. специализации производства. Кривая 2 характеризует затраты, связанные с унификацией.

Важнейшим фактором технического прогресса в мире является международная стандартизация, позволяющая увязать и систематизировать требования мировой торговли и интересы потребителей, способствовать наиболее полному использованию производительных сил.

Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация, поскольку различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.

Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации.

В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.


Рисунок 3 – Зависимость экономического эффекта от типа производства

Кривая 3 характеризует суммарный экономический эффект, полученный за счет улучшения качества изделий и экономичности их производства. На участке АБ эффективность невысокая, и затраты, связанные с унификацией очень низки. На участке БВ резко растет суммарная эффективность и достигает максимума в точке В. Дальнейшее сокращение типажа и повышение серий-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Метрология, стандартизация, сертификация

1. Характеристика, определяющая точность измерения СИ- класс точности СИ

2. Представление результатов измерений

3. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

4. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования

5. Методология обеспечения качества программных средств

6. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений

7. Стандартизация обеспечения качества программных продуктов

8. Задачи, решаемые при метрологическом обеспечении испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

9. Метрологические службы. Структура и функции метрологических служб предприятия, организации, учреждения, являющимися юридическими лицами

1. Х арактеристика , определяющая точность измерения СИ - класс точности СИ

Класс точности средств измерений - характеристика, выражаемая пределами допускаемых погрешностей. Класс точности позволяет судить о том, в каких пределах находится погрешность измерений этого класса.

Классы точности присваиваются средствам измерений при их разработке с учетом результатов государственных приемочных испытаний.

Класс точности хотя и характеризует совокупность метрологических свойств данного средства измерений, однако не определяет однозначно точность измерений, так как последняя зависит от метода измерений и условий их выполнения. Средствам измерений с двумя или более диапазонами измерений одной и той же физической величины допускается присваивать два или более класса точности.

Средствам измерений, предназначенным для измерений двух или более физических величин, допускается присваивать различные классы точности для каждой измеряемой величины. С целью ограничения номенклатуры средств измерений по точности для СИ конкретного вида устанавливают ограниченное число классов точности, определяемое технико-экономическими обоснованиями.

Классы точности цифровых измерительных приборов со встроенными вычислительными устройствами для дополнительной обработки результатов измерений устанавливают без учета режима обработки.

2. Представление результатов измерений

Результат измерений представляют именованным или неименованным числом. Пример - 100 кВт; 20 °С - именованные числа; 0,44; 2,765 - неименованные числа.

Совместно с результатом измерений представляют характеристики его погрешности или их статистические оценки. Если результат измерений или определенная группа результатов измерений получены по аттестованной МВИ, то их можно сопровождать вместо характеристик погрешности измерений ссылкой на свидетельство об аттестации МВИ, удостоверяющее характеристики погрешности получаемых при использовании данной МВИ результатов измерений и условия ее применимости.

Если результат измерений получен по такой МВИ, когда характеристики погрешности измерений оценены в процессе самих измерений или непосредственно после или перед ними, результат сопровождают статистическими оценками характеристик погрешности измерений.

Допускается представление результата измерений доверительным интервалом, покрывающим с известной (указываемой) доверительной вероятностью истинное значение измеряемой величины. В этом случае статистические оценки характеристик погрешности измерений отдельно не указывают. (Такая форма представления результатов измерений допускается в случаях, когда характеристики погрешности измерений заранее не установлены и погрешность измерений оценивают в процессе самих измерений или непосредственно после или перед ними).

Совместно с результатом измерений при необходимости приводят дополнительные данные.

Представление результатов измерений изменяющейся во времени измеряемой величины при необходимости сопровождают указаниями моментов времени, соответствующих каждому из представленных результатов измерений. При этом началом шкалы времени может служить любой момент времени, принятый для данного эксперимента в качестве начального. Представление результатов измерений, полученных как среднее арифметическое значение результатов многократных наблюдений, сопровождают указанием числа наблюдений и интервала времени, в течение которого они проведены. Если измерения, при которых получены данные результаты, проводят по МВИ, установленной в каком-либо документе, вместо указания числа наблюдений и интервала, допускается ссылка на этот документ.

При необходимости для правильной интерпретации результатов и погрешности измерений указывают, для данной МВИ модель объекта измерений и ее параметры, принятые в качестве измеряемых величин. Если измеряемую величину выражают функционалом, последний также указывают. При необходимости результат измерений и характеристики погрешности измерений сопровождают указанием соответствия (или несоответствия) характеристик погрешности нормам точности измерений, если они заданы.

Примеры к 2.4:

Пример 1 - Запись в протоколе результата измерений расхода жидкости, полученного по аттестованной МВИ:

а) Результат измерений 10,75м3/с; |Дl| |Дh | = 0,15 м3/с; Р=0,95. Условия измерений: температура жидкости 20 °С, кинематическая вязкость 1,5·10-6 м2/с;

б) Результат измерений 10,75м3/с. Характеристики погрешности и условия измерений - в соответствии со свидетельством об аттестации МВИ № 17 от 05.07.2003 г.

3. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации

Унификация - это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения.

Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации параметров качества и ограничения количества типоразмеров выпускаемых изделий и их составных частей. При этом унификация воздействует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспечивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

Основные виды унификации: конструкторская и технологическая.

Конструкторская унификация - это унификация изделий в целом и их составных частей (деталей, узлов, комплектующих изделий и т.п.).

Технологическая унификация - унификацию нормативно-технической документации (стандартов, технических условий, инструкций, методик, руководящих документов, конструкторско-технологической документации и др.). Результатом работ по унификации могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций, деталей, узлов, сборочных единиц и т.д.

В зависимости от области проведения унификации изделий унификация может быть межотраслевой, отраслевой и заводской.

Степень унификации характеризуется уровнем насыщенности изделия унифицированными деталями, узлами и сборочными единицами.

Показателем уровня унификации является коэффициент применимости:

Кп = п - п 100%

п - общее число деталей в изделии, шт.;

п о - число оригинальных деталей, шт.

4. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования

Метрологическое обеспечение - это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности проводимых измерений. Это утверждение и применение метрологических норм правил, и методик выполнения измерений (МВИ), а также разработка, изготовление и применение технических средств для обеспечения единства и требуемой точности измерений.

Основными целями МО являются:

· повышение качества продукции, эффективности управления производством и уровня эксплуатации производственных процессов;

· обеспечение взаимозаменяемости деталей, узлов и агрегатов, создание необходимых условий для кооперирования производства и развития специализации;

· повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментов и испытаний;

· обеспечение достоверности учета и повышение эффективности использования материальных ценностей и энергетических ресурсов;

· повышение уровня автоматизации управления транспортом и безопасности его движения;

· обеспечение высокого качества и надежности связи;

· защита потребителя.

Организационные, научные и методологические основы метрологического исследования.

Организационной основой метрологического обеспечения является метрологическая служба, состоящая из государственной метрологической службы и метрологических служб предприятий.

Технической основой метрологического обеспечения являются системы:

· государственных эталонов единиц физических величин;

· передачи размеров единиц физических величин от эталонов всем СИ с помощью образцовых СИ и других средств поверки;

· разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений;

· обязательных государственных испытаний и метрологической аттестации средств измерений;

· обязательной государственной и ведомственной поверки средств измерений;

· стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

· стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Нормативно-правовой основой МО - является Закон РК "Об обеспечении единства измерений", нормативные документы Государственной системы обеспечения единства измерений.

5. Методология обеспечения качества программных средств

стандартизация метрологический служба унификация

Одной из важнейших проблем обеспечения качества программных средств является методология их оценки. Методологии и стандартизации оценки характеристик качества готовых программных средств и их компонентов на различных этапах жизненного цикла посвящен международный стандарт ISO 14598, состоящий из шести частей.

В современных автоматизированных технологиях создания и развития сложных ПС с позиции обеспечения их необходимой и заданной надежности можно выделить методы и средства, комплексное применение которых позволяет исключать некоторые виды угроз или значительно ослаблять их влияние. Тем самым уровень достигаемой надежности ПС становится предсказуемым и управляемым, непосредственно зависящим от ресурсов, выделяемых на его достижение, а главное от качества и эффективности технологии, используемой на всех этапах жизненного цикла ПС.

Методы обеспечения надежности ПС:

Предупреждение ошибок

К этой группе относятся принципы и методы, цель которых -- не допустить появления ошибок в готовой программе. Большинство методов концентрируется на отдельных процессах перевода и направлено на предупреждение ошибок в этих процессах. Их можно разбить на следующие категории:

Методы, позволяющие справиться со сложностью, свести ее к минимуму, так как это -- главная причина ошибок перевода;

Методы достижения большей точности при переводе;

Методы улучшения обмена информацией;

Методы немедленного обнаружения и устранения ошибок. Эти методы направлены на обнаружение ошибок на каждом шаге перевода, не откладывая до тестирования программы после ее написания.

Обнаружение ошибок

Большинство методов направлено по возможности на незамедлительное обнаружение сбоев. Меры по обнаружению ошибок можно разбить на две подгруппы: пассивные попытки обнаружить симптомы ошибки в процессе "обычной" работы программного обеспечения и активные попытки программной системы периодически обследовать свое состояние в поисках признаков ошибок.

Пассивное обнаружение. Меры по обнаружению ошибок могут быть приняты на нескольких структурных уровнях программной системы.

Активное обнаружение ошибок. Не все ошибки можно выявить пассивными методами, поскольку эти методы обнаруживают ошибку лишь тогда, когда ее симптомы подвергаются соответствующей проверке. Можно делать и дополнительные проверки, если спроектировать специальные программные средства для активного поиска признаков ошибок в системе. Такие средства называются средствами активного обнаружения ошибок.

Активные средства обнаружения ошибок обычно объединяются в диагностический монитор: параллельный процесс, который периодически анализирует состояние системы с целью обнаружить ошибку.

Исправление ошибок

Следующий шаг -- методы исправления ошибок; после того как ошибка обнаружена, либо она сама, либо ее последствия должны быть исправлены программным обеспечением. Исправление ошибок самой системой -- плодотворный метод проектирования надежных систем аппаратного обеспечения.

Обеспечение устойчивости к ошибкам

Методы этой группы ставят своей целью обеспечить функционирование программной системы при наличии в ней ошибок. Они разбиваются на три подгруппы: динамическая избыточность, методы отступления и методы изоляции ошибок.

1. Один из подходов к динамической избыточности -- метод голосования. Данные обрабатываются независимо несколькими идентичными устройствами, и результаты сравниваются. Если большинство устройств выработало одинаковый результат, этот результат и считается правильным.

2. Вторая подгруппа методов обеспечения устойчивости к ошибкам называется методами отступления или сокращенного обслуживания. Эти методы приемлемы обычно лишь тогда, когда для системы программного обеспечения существенно важно корректно закончить работу.

3. Последняя подгруппа -- методы изоляции ошибок. Основная их идея -- не дать последствиям ошибки выйти за пределы как можно меньшей части системы программного обеспечения, так чтобы, если ошибка возникнет, то не вся система оказалась неработоспособной; отключаются лишь отдельные функции в системе либо некоторые ее пользователи.

6. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (1993 г.). Закон регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Положения закона РФ "Об обеспечении единства измерений":

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью;

средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений;

эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины;

государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

нормативные документы по обеспечению единства измерений - государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации;

метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений;

метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм;

поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору;

сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;

аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;

лицензия на изготовление (ремонт, продажу, прокат) средств измерений - документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности, выдаваемый юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы;

сертификат о калибровке - документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средства измерений, который выдается организацией, осуществляющей калибровку.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений

Регулирование отношений, связанных с обеспечением единства измерений в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Государственное управление обеспечением единства измерений

1. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

2. К компетенции Госстандарта России относятся:

межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации;

представление Правительству Российской Федерации предложений по единицам величин, допускаемым к применению;

установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

осуществление государственного метрологического контроля и надзора;

осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров Российской Федерации о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений.

Статья 5. Нормативные документы по обеспечению единства измерений

1. В соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации Госстандарт России утверждает нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории Российской Федерации.

2. Допускается утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений Госстандартом России и заинтересованными государственными органами управления Российской Федерации, несущими ответственность за применение указанных документов в порученных им сферах управления.

7. Стандартизация обеспечения качества программных продуктов

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократною использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Стандарты имеют большое значение - они обеспечивают возможность разработчикам программного обеспечения использовать данные и программы других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных. Такие стандарты регламентируют взаимодействие между различными программами. Для этого предназначены стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding - связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы "закрытыми" друг для друга.

Все компании-разработчики должны обеспечить приемлемый уровень качества выпускаемого программного обеспечения (ПО). Для этих целей предназначены стандарты качества программного обеспечения или отдельные разделы в стандартах разработки программного обеспечения, посвященные требованиям к качеству программного обеспечения.

В зависимости от возникновения: "де-юре" и "де-факто". Стандарт "де-факто"- термин, обозначающий продукт какого-либо поставщика, который захватил большую долю рынка и который другие поставщики стремятся эмулировать, копировать или использовать для того, чтобы захватить свою часть рынка. Стандарт "де-юре" создается формально признанной стандартизующей организацией. Он разрабатывается при соблюдении правил консенсуса в процессе открытой дискуссии, в которой каждый имеет шанс принять участие. Ни одна группа не может действовать независимо, создавая стандарты для промышленности. Если какая-либо группа поставщиков создаст стандарт, не учитывающий требования пользователей, она потерпит неудачу.

Стандарты документирования программных средств.

Создание программной документации - важный этап, так как пользователь начинает свое знакомство с программным продуктом именно с документации. Программная документация должна отвечать на вопросы: для чего предназначен программный продукт, как установить программный продукт, как начать с ним работать. Основу отечественной нормативной базы в области документирования ПС составляет комплекс стандартов Единой системы программной документации (ЕСПД). Сейчас это система межгосударственных стандартов стран СНГ (ГОСТ), действующих на территории Российской Федерации на основе межгосударственного соглашения по стандартизации.

Единая система программной документации - это комплекс государственных стандартов, устанавливающих взаимоувязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации. Стандарты ЕСПД в основном охватывают ту часть документации, которая создается в процессе разработки ПС, и связаны, по большей части, с документированием функциональных характеристик ПС. В состав ЕСПД входят:

основополагающие и организационно-методические стандарты;

стандарты, определяющие формы и содержание программных документов, применяемых при обработке данных;

стандарты, обеспечивающие автоматизацию разработки программных документов.

В Российской Федерации действует ряд стандартов в части документирования программных средств, разработанных на основе прямого применения международных стандартов ИСО:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная технология. Руководство по управлению документированием программного обеспечения. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9294:1990 и устанавливает рекомендации по эффективному управлению документированием ПС для руководителей, отвечающих за их создание. Целью стандарта является оказание помощи в определении стратегии документирования ПС; выборе стандартов по документированию; выборе процедур документирования; определении необходимых ресурсов; составлении планов документирования.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО/МЭК 9126:1991. В его контексте под характеристикой качества понимается "набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым ее качество описывается и оценивается". Стандарт определяет шесть комплексных характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество ПС (ПО, программной продукции):

функциональные возможности;

надежность;

практичность;

эффективность;

сопровождаемость;

мобильность.

Эти характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества ПС.

ГОСТ Р ИСО 9127-94. Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке для потребительских программных пакетов. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 9127:1989. В контексте настоящего стандарта под потребительским программным пакетом (ПП) понимается "программная продукция, спроектированная и продаваемая для выполнения определенных функций; программа и соответствующая ей документация, упакованные для продажи как единое целое". Под документацией пользователя понимается документация, которая обеспечивает конечного пользователя информацией по установке и эксплуатации ПП. Под информацией на упаковке понимают информацию, воспроизводимую на внешней упаковке ПП. Ее целью является предоставление потенциальным покупателям первичных сведений о ПП.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 8631-94. Информационная технология. Программные конструктивы и условные обозначения для их представления. Описывает представление процедурных алгоритмов.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119:1994. Информационная технология. Пакеты программных средств. Требования к качеству и испытания. В этом стандарте установлены требования к качеству пакетов программ и инструкции по их испытаниям на соответствие заданным требованиям. Понятие "пакет программных средств" фактически отождествляется с более общим понятием "программный продукт", рассматриваемым как совокупность программ, процедур и правил, поставляемых нескольким пользователям для общего применения или функционирования. Каждый пакет программ должен иметь описание продукта и пользовательскую документацию.

8. Задачи, решаемые при метрологическом обеспечении испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

Основная цель метрологического обеспечения испытаний - получение достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции.

Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:

а) создать необходимые условия для получения достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции при испытаниях;

б) разработать методики испытаний, обеспечивающие получение результатов испытаний с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящими за пределы установленных норм;

в) разработать программы испытаний, обеспечивающие получение достоверной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции и их соответствии установленным требованиям;

г) провести метрологическую экспертизу программ и методик испытаний;

д) обеспечить поверку экземпляров средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора и калибровку средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору;

е) обеспечить аттестацию испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97;

ж) обеспечить периодическую проверку технического состояния технологического, лабораторного и вспомогательного оборудования, применяемого при проведении испытаний;

з) обеспечить аттестацию методик выполнения измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 и аттестацию методик испытаний с учетом Рекомендации ВНИИС и раздела 5 настоящего пособия;

и) обеспечить подготовку персонала испытательных подразделений к выполнению измерений и испытаний, техническому обслуживанию и аттестации испытательного оборудования.

В соответствии с задачами метрологического обеспечения испытаний функционирующие на предприятиях и в организациях (в том числе в составе испытательных подразделений) метрологические службы или иные организационные структуры по обеспечению единства измерений должны выполнять свои функции, определенные Положением о метрологической службе предприятия (организации), в том числе регламентированные в п. 5.13 ГОСТ Р 51672.

Специалисты метрологической службы предприятия или иной структуры по обеспечению единства измерений должны обеспечивать выполнение задач по п.п. г), д), з) и принимать участие в решении всех остальных вышеперечисленных задач метрологического обеспечения совместно со специалистами других технических служб.

9. Метрологические службы. Структура и функции метрологических служб предприятия, о рганизации, учреждения, являющими ся юридическими лицами

Метрологическая служба предприятий, организаций и учреждений включает:

Отдел главного метролога,

Поверочные и измерительные лаборатории,

Группу ремонта средств измерений,

Бюро проката и др.

Метрологическая служба создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.

К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:

Обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение метрологического обеспечения производства;

Внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции;

Организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации и своевременное представление средств измерений на поверку;

Проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;

Проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;

Проведение работ по метрологическому обеспечению производства;

Участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и систем качества;

Осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических норм и правил, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикрепленных предприятиях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Государственная метрологическая служба РФ. Порядок разработки технических регламентов. Участники сертификации, их функции. Организационная основа метрологического обеспечения. Основные задачи метрологического обеспечения. Орган по сертификации.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Структура органов национальных служб стандартизации и метрологии. Порядок применения технических регламентов. Эффективность работ по стандартизации. Порядок сертификации продукции. Сроки действия сертификата соответствия и принципы их продления.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Задачи метрологических служб по обеспечению медицинских учреждений. Организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности медицинских изделий. Проблемы метрологического обеспечения в области здравоохранения и его сертификация.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2010

    Определение понятия класса точности средств измерения. Содержание основных нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации. Сущность, цели и порядок проведения сертификации систем качества. Функциональное назначение технического контроля.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие и определение метрологии. Классификация измерений и основы сертификации. Стандартизация, категории и виды стандартов. Основные виды нормативных документов по стандартизации. Определение подлинности товара по штрих-коду международного стандарта.

    контрольная работа , добавлен 05.05.2009

    Цель, задачи и содержание дисциплины "Метрология, стандартизация, сертификация и аккредитация". Основные термины и определения. Качество продукции и методы ее оценки. Научно-методологические и правовые основы стандартизации. Система стандартизации.

    курс лекций , добавлен 21.07.2008

    Основные функции служб стандартизации и метрологии предприятий. Порядок разработки, правила и принципы сертификации продукции. Особенности признания иностранных сертификатов на товары. Государственная гигиеническая регламентация и регистрации продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Характеристика стандартизации: цели, задачи, принципы и функции. Упорядочение объектов стандартизации. Параметрическая стандартизация. Унификация. Нормативно-правовые основы метрологии. Единицы измерения физических величин. Методы обработки результатов.

    презентация , добавлен 09.02.2017

    Теоретические основы и главные понятия метрологии. Методы нормирования метрологических характеристик средств измерений, оценки погрешностей средств и результатов измерений. Основы обеспечения единства измерений. Структура и функции метрологических служб.

    учебное пособие , добавлен 30.11.2010

    Стандартизация, метрология и сертификация как инструменты обеспечения качества продукции. Цели и задачи стандартизации. Категории и виды стандартов, порядок их разработки. Органы и службы по стандартизации. Единые государственные системы стандартов.

Сокращение числа объектов одного и того же или подобного назначения, стандартизации, взаимозаменяемости этого объекта, дальнейшего применения в аналогичных конструкциях и в создании новых изделий.

Эффективность работ по унификации характеризуется уровнем унификации .

Под уровнем унификации и стандартизации понимают насыщенность изделий унифицированными и стандартными составными частями (деталями, узлами, механизмами) и для их расчета используют коэффициенты применяемости и повторяемости.

Коэффициент применяемости К пр показывает уровень использования во вновь разрабатываемых конструкциях составных частей, применявшихся ранее в аналогичных конструкциях.

N – общее число деталей в изделии, шт. В общее число деталей входят стандартные, унифицированные, заимствованные из других конструкций, покупные детали;

N 0 - число деталей, которые разработаны впервые при создании данного изделия, шт. (оригинальные).

К пр рассчитывают по количеству типоразмеров, по составным частям изделия (общее число деталей) или в стоимостном выражении.

1. Показатель уровня стандартизации и унификации по числу типоразмеров:

К пр.т = 100%

n – общее число типоразмеров;

n 0 – число оригинальных типоразмеров (разработаны впервые для данного изделия).

Типоразмером называют такой предмет производства (деталь, узел, машину, прибор), который имеет определенную конструкцию (присущую только данному предмету), конкретные параметры и размеры.

2. Показатель уровня стандартизации и унификации по составным частям изделия (все детали):

К пр.ч = 100%

N – общее число составных частей изделия (общее число деталей);

N 0 – число оригинальных составных частей изделия (число деталей. Которые разработаны впервые при создании данного изделия).

3. Показатель уровня стандартизации и унификации по стоимостному выражению:

К пр.с = 100%

С- стоимость общего числа составных частей изделия (всех деталей);

С 0 – стоимость числа оригинальных составных частей изделия.

Коэффициент повторяемости составных частей в общем, числе составных частей данного изделия К п характеризует уровень унификации и взаимозаменяемость составных частей изделий определенного типа.

N – общее число составных частей изделий;

n – общее число оригинальных типоразмеров (разработаны впервые для данного изделия).

Средняя повторяемость составных частей в изделии характеризуется коэффициентом повторяемости:

Пример: Определить уровень стандартизации и унификации продольнообрабатывающего станка по коэффициенту применяемости (по числу типоразмеров, по составным частям изделия и в стоимостном выражении), а также уровень унификации и взаимозаменяемости по коэффициенту повторяемости составных частей и среднюю повторяемость составных частей данного изделия.

Общее число типоразмеров n=1657;

Число оригинальных типоразмеров n 0 =203;

Общее число деталей N=5402;

Оригинальных деталей N 0 =620;

Стоимость всех деталей С=85000грн.;

Оригинальных С 0 =27200грн..

К пр.т. =

К пр.ч. =

К пр.с. =

К п. =

Задача для самостоятельной работы:

Определить коэффициент применяемости по типоразмерам деталей в автомобиле n=3473; n 0 =196.

4. Экономический эффект от стандартизации в сфере производства и эксплуатации оказывает влияние на снижение себестоимости изготавливаемых изделий. Рассмотрим экономический эффект от стандартизации при производстве продукции.

Себестоимость изделия S (гр/шт.) можно определить по формуле:

S = S П + S У.П /N Г

Все текущие расходы при производстве можно разделить на переменные:

S П (постоянная) – стоимость основных материалов, заработная плата производственных рабочих по сдельным системам и т.д.

S У.П (условно-постоянная)- амортизационные отчисления по специальным статьям, заработная плата производственных рабочих по повременным системам и др..

N Г –годовая программа выпуска.

С увеличением выпуска изделий в результате стандартизации, унификации, сокращается доля условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

Пример: Пусть проводится унификация (стандартизация) сборочной единицы четырех машин, входящих в унифицированное семейство. Исходные данные, характеризующие каждую машину таковы:

S П1 = 200; S П2 = 250; S П3 = 300; S П4 = 350;

S У.П1 = 20000; S У.П2 = 25000; S У.П3 = 30000; S У.П4 = 35000

N Г1 = 100; N Г2 = 250; N Г3 = 500; N Г4 = 1000шт.

За базовую примем четвертую модель. Себестоимость изделия:

S 1 = 200+ =400 S 2 = 250+ =350

S 3 = 300+ =360 S 4 = 350+ =385

После проведения унификации на базе сборочной единицы четвертой модели ее годовой объем выпуска возрастет с 1000 до 1850шт.

Т.к. 1000+100+250+500 = 1850шт.

Тогда себестоимость четвертой модели:

S 4 = 350+ =369гр.

Средняя себестоимость выпуска изделий:

S ср = =374 гр.

Следовательно, при унификации обеспечивается снижение себестоимости по сравнению с себестоимостью базового изделия S 4 = 385гр

И по сравнению со средней себестоимостью выпуска изделий S ср =374 гр.

Расчет экономической эффективности от стандартизации может быть проведен по формуле:

Э = (С 1 – С 2)×П 2 × ×q,

где: Э – экономическая эффективность от стандартизации одного типоразмера изделия;

С 1, C 2 - себестоимость изготовления изделия до и после стандартизации;