Многоуровневая система высшего образования. Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги Во многих странах многоуровневая система образования


Цель многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации - расширить возможности высшей школы по удовлетворению многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повысить гибкость общекультурной, на­ручной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.

Многоуровневая структура высшего образования в Российской; Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

Основу - базовое высшее образование - составляют образова­тельно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре; полу­чить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональны­ми знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения по программам базового высшего обра­зования не менее 4 лет на основе общего среднего образования.

Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается ди­плом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмот­ренном для специалистов со средним профессиональным (специ­альным) образованием. Общая продолжительность обучения по этим программам 3-3,5 года.

Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по про­грамме бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем об­разовании, а освоившим всю программу первого уровня выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования.

Цель образовательно-профессиональных программ третьего уров­ня - подготовка специалистов к самостоятельной творческой про­фессиональной деятельности.

Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:

1) па основе общего среднего образования - за счет сущест­вующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, объединенных в единую программу по спе­циальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5-6 лет.

2) на основе базового высшего образования - за счет дальнейше­го развития дифференциаций образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.

Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Завершившим программу подготовки дипломированного спе­циалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации та­кой программы, в зависимости от квалификации, получаемой спе­циалистом, от одного до трех лет.

Степени дипломов о высшем образовании. Установлены три сте­пени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов: диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специ­альным положением.

Аспирантура. Лица, завершившие любую образовательно-профес­сиональную программу третьего уровня, могут поступать в аспирантуру.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане Россий­ской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование.

Обучение в аспирантуре при указанных учреждениях и органи­зациях может осуществляться в очной или заочной формах. Обуче­ние в аспирантуре государственных и муниципальных высших учеб­ных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заоч­ной форме четырех лет.

В докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане Рос­сийской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.

Срок пребывания в докторантуре указанных учреждений или
организаций не может превышать трех лет. _

(Подробнее об экономическом образовании в зарубежных стра­нах см. - Приложение 3, е. 253.)

Таким образом, цель многоуровневой структуры высшего образова­ния в Российской Федерации - расширить возможности высшей школы по удовлетворению многообразных культурно-образователь­ных запросов личности и общества, повышению гибкости общекуль­турной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Струк­тура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.

Существующая система образовательно-профессиональных про­грамм высшего образования по экономическим специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.


Глава 4

Образовательные программы и учебные планы подготовки экономиста

Основные образовательные программы подготовки экономистов различных специальностей при кажущемся их однообразии весьма существенно отличаются друг от друга и по отдельным специально­стям. Причины этих различий заключаются в:

Разнообразии квалификационных характеристик должностей
служащих (сегодня их насчитывается всего более 240);

Унификации нормативов регламентации труда работников
для обеспечения единого подхода к подбору персонала соот­
ветствующей квалификации и соблюдения единых принци­
пов тарификации работ, основанных на их сложности;

Необходимости учета новейших законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;

Разнообразии образовательных стандартов различных экономических специальностей.

Основная образовательная программа подготовки экономистов разрабатывается каждым вузом на основании государственного об­разовательного стандарта и включает в себя три составных части: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Дадим общую и сравнительную характеристику «Примерных учебных планов» по отдельным специальностям экономистов (они представлены в Интернете на сервере Министерства высшего обра­зования России www\\informika.ru. и свободно доступны преподава­телям и студентам), проанализируем программы учебных дисцип­лин и практик.

Но, прежде напомним перечень основных специальностей эко­номистов:

1. 060100 - «Экономическая теория»;

2. 060200 - «Экономика труда»;

3. 060400 - «Финансы и кредит»;

4. 060500 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

5. 060600 - «Мировая экономика»;

6. 060700 - «Национальная экономика»;

7. 061700 - «Статистика».

Рассмотрим, в чем состоят различия их примерных учебных планов и образовательных программ этих специальностей. Для это­го вновь обратимся к государственным стандартам высшего про­фессионального образования

Требования к учебным планам специальностей определяются Федеральным законом Российской Федерации «Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образовании» от 27 марта 2001 г. В статье 8 «Учебные планы» этого закона зафиксировано, что: «Базисные учебные планы определяют продолжительность обу­чения и примерное распределение учебного времени между ступе­нями обучения, классами, образовательными областями и профи­лями обучения».

Установленная государственным образовательным стандартом структура базового содержания образования и общие нормативы учеб­ной нагрузки обучающихся являются основой для разработки вариа­тивных федеральных и региональных базисных учебных планов, а также для рабочих учебных планов, разрабатываемых общеобразо­вательными учреждениями.

Система образования университета «Дубна»

Университет выпускает бакалавров, специалистов и магистров по следующим направлениям и специальностям:

НАПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Информатика и вычислительная техника»

«Автоматизированные системы обработки информации и управления» «Программное обеспечение вычислительной техники автоматизированных систем» [Учебный план]

«Лингвистика»

«Лингвистика и межкультурная коммуникация» [Учебный план]

«Менеджмент»

«Менеджмент организации»

«Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии»

«Прикладная информатика (по областям)»

«Проектирование и технология электронных средств»

«Проектирование и технология электронных средств» «Персональная электроника»

«Психология»

«Психология»

«Радиационная безопасность человека и окружающей среды»

«Социология»

«Социология» [Учебный план]

«Социальная работа»

«Экология и природопользование»

«Геоэкология» «Экология»

«Экономика»

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Учебный план] «Финансы и кредит» [Учебный план]

«Юриспруденция»

Задача университета - подготовка специалистов, способных воспринять и реализовать в своей дальнейшей деятельности идеи о целостности природы, общества и человека, их взаимосвязи и взаимозависимости. Университет готовит разносторонне образованных специалистов, прежде всего для Московской области, сочетающих глубокие энциклопедические знания в области гуманитарных и естественных наук с углубленной подготовкой по выбранной специальности.

Для формирования современного системного мышления студентов, соответствующего этим представлениям, в программу всех направлений (специальностей) включены такие разработанные в университете курсы, как «Основы современного естествознания», «Биология человека», «Введение в экологию», «Информатика». Для ускорения адаптации студентов к потребностям сегодняшней жизни введены дополнительные образовательные услуги (на платной основе) по информатике (практические занятия на компьютере) и английскому языку.

В университете отсутствуют факультеты, базовой единицей являются кафедры: выпускающие и обучающие. Это облегчает организацию междисциплинарных курсов, компьютеризацию процесса обучения.

В университете введена многоуровневая система высшего образования, соответствующая мировым стандартам. Она предусматривает получение высшего базового и высшего специального образования.

Важнейшей особенностью базового высшего образования является обучение не по одной специальности, а по направлению, включающему в себя ряд связанных между собой специальностей.

Многоуровневая структура высшего образования реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

Первый уровень (общее высшее образование) предусматривает получение обучающимися фундаментальных естественно-научных и гуманитарных знаний без элементов профессионализации. Он имеет своей целью подготовить обучающегося к продолжению образования, ведущего к получению академических степеней и профессиональных квалификаций. Нормативный срок освоения программы - 2 года. После двух лет обучения студент также должен свободно владеть английским языком и компьютером.

Второй уровень реализуется программой базового высшего образования, которая предусматривает получение обучающимися фундаментальных профессионально-ориентированных знаний по выбранному направлению, что может явиться основой для последующего обучения по программам третьего уровня высшего образования. Нормативный срок освоения этой ступени - 2 года. Получившим базовое высшее образование присваивается академическая степень «бакалавр» и выдается диплом о высшем образовании с указанием направления обучения.

Образовательно-профессиональные программы третьего уровня направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - не менее двух лет. По окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «магистр наук».

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы - не менее одного года и зависит от квалификации, получаемой специалистом.

Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. С 1996 г. в университете открыта аспирантура по специальностям: «Радиобиология», «Экологическая геология», «Экономика и управление», «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (по отраслям науки)». В аспирантуре имеются очная и заочная формы обучения.

В 1991 году Новосибирский государственный технический университет одним из первых вузов России перешел на многоуровневую систему образования. Сейчас она распространяется на дневную форму обучения. Достоинства подобной подготовки неоспоримы. Многоуровневая подготовки делает систему образования более гибкой, предлагая студентам возможность выбора цели и характера дальнейшего обучения на различных его стадиях. Кроме того, такой переход способствует вхождению отечественной высшей школы в мировую систему образования, поскольку многоуровневая система образования распространена во многих странах мира.

Сущность многоуровневой системы подготовки заключается в том, что ведется ступенчатая подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров. При этом студент, желающий получить квалификацию бакалавра по избранному направлению, обучается в течение четырех лет и по завершении обучения становится обладателем диплома бакалавра наук по направлению (II уровень). После двух лет обучения в бакалавриате студент также может получить диплом о неполном высшем образовании (I уровень).

Выпускники бакалавриата могут либо покинуть вуз и приступить к практической деятельности, либо участвовать в конкурсе, чтобы продолжить обучение и получить высшее образование III уровня по программам подготовки магистров или по программам подготовки дипломированных специалистов. Магистерская подготовка продолжается 2 года, предполагает в значительной степени индивидуализированную программу обучения и ориентирована на студентов, проявляющих склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической работе. Те, кого привлекает решение инженерных задач, обучаются 1 или 1,5 года по программе подготовке дипломированных специалистов.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования.

Он, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников.

С одной стороны, это открыло новые возможности вузам и студентам, с другой стороны, внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора образовательной системы.

Федеральный Закон "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

    первая ступень:

неполное высшее со сроком обучения 2 года,

    вторая ступень:

базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

    третья ступень:

"дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

БАКАЛАВР - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).

Проще сказать так: бакалавр – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования (п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона).

А как же специализация? Как ее можно обеспечить?

Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста.

А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (во многих регионах весьма ощутим "голод" по высококвалифицированным специалистам в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям). Конечно, можно продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно. Если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но это не лучший вариант.

Эффективнее это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. |Из чего следует второй вариант обеспечения специализации - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. При этом у Вас есть выбор одной из следующих ступеней высшего образования.

ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ. Если решили получить квалификацию “дипломированный специалист”, то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование).

МАГИСТРАТУРА - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, что предпочесть?

Каждый должен сам выбрать личную образовательную траекторию, исходя из собственной жизненной ситуации (интеллектуальных и финансовых возможностей, профессиональных интересов). При этом необходимо сказать, что выбор бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки имеет следующие достоинства:

    Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире).

    Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. В соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий (Для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года).

    Всего через 4 года после поступления можно приступить к профессиональной деятельности и обрести финансовую независимость.

    В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля, продолжает образование по программе третьего уровня, т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

    О трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Вас это удивляет? Между тем, ничего удивительного в этом нет, так как для так называемой офиссной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Система образования в России. Бакалавр, магистр, специалист - кто это?

Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона "Об образовании". Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников. Это, дав и вузам и студентам новые возможности внесло и некоторую сложность, связанную с необходимостью выбора. (Раньше было проще - выбирали из одного).

Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас принятым в 1996 г. федеральным Законом "О высшем профессиональном и послевузовском образовании". В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:

    первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года,

    вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

    третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет и новая - "магистр" со сроком подготовки 6 лет.

А теперь - подробнее о бакалавре - кто он. В действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии ГОС, образование по некоторому выбранному направлению). Звучит замысловато, но означает очень простую вещь - он получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации - ведь учился-то всего 4 года. А чем тогда заниматься выпускнику? Ответ дает п.7 ст. 6 вышеупомянутого Закона - занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. А как же специализация? Давайте посмотрим, откуда она берется. Во-первых, специализироваться можно работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (А именно так зачастую обстоит во многих регионах со специалистами в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям, "голод" по которым еще долго не будет утолен). В худшем случае, продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно - если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но, конечно лучше это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая.

Во-вторых - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. Тут у Вас есть выбор - если решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год (при условии совпадения программ фактически обучение "за партой" длится 1 семестр, далее идет самостоятельная работа - дипломирование). Но лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации - магистратура. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра.

Что же дает это многообразие возможностей, на чем остановиться? Это вопрос о выборе личной образовательной траектории. А здесь только отметим достоинства выбора бакалавриата в качестве уровня профессиональной подготовки:

    Этот вид квалификации (в отличие от "дипломированного специалиста" принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире),

    Фундаментальность подготовки, изначальная "несуженность" ее позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС, программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий.(для сравнения: выпускнику, обучавшемуся по жесткой 5-летней программе "специалиста" придется получать новую профессию по программе второго высшего образования за 2 - 2,5 года.

    Всего через 4 года после поступления можно приступить к професиональной деятельности, т.е. обрести экономическую независимость.

И еще: в случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией "специалист" получает именно второе высшее, а оно, по закону, всегда только платное. Бакалавр же, поступая в магистратуру иного профиля продолжает образование по программе третьего уровня - т.е. бесплатно (разумеется, если пройдет по конкурсу на бюджетные места).

И, наконец, о трудоустройстве за рубежом. На большое число рабочих мест зарубежный работодатель приглашает просто бакалавров, не оговаривая даже направления подготовки. Парадокс? - Нет, просто для т.наз. офиссной работы ему нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный подготавливать всевозможные документы и просто-напросто неглупый. Всем этим требованиям и удовлетворяет человек со степенью бакалавра.

Многоуровневая система подготовки специалистов как средство сохранения единого образовательного пространства.

Ерусалимский Я.М.

Многоуровневая система подготовки специалистов, появившаяся в России в связи с необходимостью приведения в соответствие Российской системы высшего образования с общемировой, может рассматриваться и как средство к сохранению единого образовательного пространства. Для этого необходимо последовательное внедрение системы бакалавр-магистр с одновременным отказом от одноступенчатой подготовки специалистов.

Механико-математический факультет РГУ первым в России в 1991 году приступил к реализации многоуровневой системы высшего образования. Восьмилетний опыт нашего факультета показал, что:

    выпускники-бакалавры являются вполне востребованными и их подготовка может осуществляться всеми высшими учебными заведениями

    магистерская подготовка может и должна осуществляться только в ведущих университетах, при этом естественным образом возникнут региональные ассоциации вузов-партнеров, учебно-научная деятельность которых должна быть четко скоординирована. Для студентов (особенно "сильных") это будет означать резкое повышение академической мобильности.

Уровень подготовки магистров более соответствует требованиям, предъявляемым к преподавателям высшей школы, чем тот которым обладают выпускники с квалификацией специалист, а значит переход на многоуровневую систему подготовки "бакалавр-магистр" обеспечит и повышение уровня преподавателей вузов, особенно "ассистентского корпуса".

Одновременно с повсеместным внедрением многоуровневой системы подготовки следует подумать об изменении подхода к понятию образовательный стандарт. Действующие ныне стандарты определяют требования по максимуму, а не по минимуму, поэтому в большинстве случаев нереализуемы как в ведущих университетах в силу безликости стандартов так и в остальных - в силу завышенности требований, заложенных в них.

Повышению академической мобильности студентов при переходе на магистерский уровень будет способствовать и разрешение смены направления подготовки (например "математика" - "прикладная математика", "теоретическая физика" - "математика" и т.п.).

Последовательное и повсеместное внедрение многоуровневой системы подготовки специалистов (а этот термин следует заменить на многоуровневая система высшего образования) не может быть осуществлено без отказа от прежней (одноуровневой) системы на законодательном уровне. Параллельное существование старой и новой систем высшего образования создало ситуацию, которая хорошо описывается выражением "Ни два, ни полтора", и должно быть прекращено для основных университетских направлений подготовки.


История вопроса 1992 г. Постановление Комитета по высшей школе 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» (три уровня ВПО) 1992 г. Постановление Комитета по высшей школе 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» (три уровня ВПО) 1996 г. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (ступени)ВПО» 1996 г. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (ступени)ВПО»


Что такое Болонская декларация? - это документ, принятый на совещании министров образования 29 стран Европы 19 июля 1999 года в г. Болонья (Италия, Болонский университет): «Зона европейского высшего образования» - это документ, принятый на совещании министров образования 29 стран Европы 19 июля 1999 года в г. Болонья (Италия, Болонский университет): «Зона европейского высшего образования»


Почему Россия приняла участие в БП? Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году добровольно, благодаря политической поддержке высшего руководства страны Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году добровольно, благодаря политической поддержке высшего руководства страны Подписав Болонскую Декларацию, Россия заведомо согласилась с канонами Болонского процесса Подписав Болонскую Декларацию, Россия заведомо согласилась с канонами Болонского процесса Зачем это России? Зачем это России?


Интересы России: - интеграция в общеевропейское образовательное, экономическое и политическое пространство; - интеграция в общеевропейское образовательное, экономическое и политическое пространство; -конвертируемость Российских дипломов за рубежом; -конвертируемость Российских дипломов за рубежом; -расширение возможностей академической мобильности для преподавателей и студентов; -расширение возможностей академической мобильности для преподавателей и студентов; -укрепление России на мировом рынке образовательных услуг и т.д. -укрепление России на мировом рынке образовательных услуг и т.д.


Каноны Болонского процесса Бакалавр – магистр – доктор Бакалавр – магистр – доктор Европейские кредиты ECTS (European Credit Transfer System = Европейская система взаимозачёта кредитов) Европейские кредиты ECTS (European Credit Transfer System = Европейская система взаимозачёта кредитов) Академическая мобильность Академическая мобильность Европейское качество Европейское качество Европейское приложение к диплому Европейское приложение к диплому Европейские оценки Европейские оценки


Многоуровневое образование в России 1992 – постановление Комитета по ВШ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ» 1992 – постановление Комитета по ВШ «О введении многоуровневой структуры высшего образования в РФ» 1996 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», вводится понятие «ступени ВПО» 1996 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», вводится понятие «ступени ВПО» 1993 г. открытие магистратуры В ИвГУ на математическом факультете 1993 г. открытие магистратуры В ИвГУ на математическом факультете 2009 г. в ИвГУ 1 действующая и 1 лицензированная магистратуры г. в ИвГУ 1 действующая и 1 лицензированная магистратуры г. В ИвГУ 6 действующих, 17 лицензированных программ магистратур 2010 г. В ИвГУ 6 действующих, 17 лицензированных программ магистратур


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования).


Статья 4 Федерального закона от г. 232-ФЗ: 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 сентября 2009 года обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО осуществляется по решению ученого совета образовательного учреждения ВПО в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами ВПО. 3. Прием в образовательные учреждения ВПО для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года. Обучение по указанным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения. О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты.




Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура. Уровни высшего профессионального образования:


Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации




Прием в высшее учебное заведение Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.


Освоение образовательных программ ВПО в сокращенные сроки Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза). Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза). Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.


Второе высшее профессиональное образование Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: - по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; - по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.






Сроки обучения по основным образовательным программам ВПО Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры - на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО требуется Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров. Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО для подготовки специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки (специальностям) бакалавров, магистров и специалистов. Примерные основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и специалистов.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуются: Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов. Лицензии вузов на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. Свидетельства о государственной аккредитации основных образовательных программ вузов по направления подготовки (специальностям) бакалавров, магистров, специалистов. П одготовлены: П одготовлены: Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Приказ Минобрнауки России о соответствии направлений подготовки (специальностей) ВПО действующего Перечня направлений подготовки (специальностей) и нового Перечня. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов. Уточненные критерии, используемые при лицензирования вузов, на право ведение образовательной деятельности по программам магистров и программам специалистов.


Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Для организации образовательного процесса в вузе: Должны быть разработаны и утверждены: Основные образовательные программы, включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


Актуальные документы Решение коллегии Рособразования от г. «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО» Решение коллегии Рособразования от г. «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО» Приказ Рособразования от «О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего образования» Приказ Рособразования от «О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего образования» Комплексный план мероприятий Рообразования по обеспечению перехода на уровневую систему ВПО на период г. Комплексный план мероприятий Рообразования по обеспечению перехода на уровневую систему ВПО на период г.


Актуальные документы Закон «Об образовании». Проект Закон «Об образовании». Проект Гл. 15. Высшее образование Гл. 15. Высшее образование Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования Ст Виды образовательных организаций высшего образования Ст Виды образовательных организаций высшего образования


Ст.131. Образовательные программы и квалификации (степени) высшего образования 3. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке: 3. Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования определенного уровня и направленности и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются соответствующие квалификации (академические степени) высшего образования в следующем порядке: по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программ бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы подготовки научно- педагогических кадров – «Преподаватель высшей школы», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук. по результатам освоения программы подготовки научно- педагогических кадров – «Преподаватель высшей школы», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук.


Сроки перехода г. - заканчивается прием на направления и специальности по стандартам второго поколения г. - заканчивается прием на направления и специальности по стандартам второго поколения – переход всех вузов России на уровневую систему на основе ФГОС – переход всех вузов России на уровневую систему на основе ФГОС – Министерство образования и науки – Министерство образования и науки



Одним из направлений реформирования европейской системы образования, провозглашенных министрами европейских стран в 1999 г. в Болонье, является переход к многоуровневой образовательной системе (бакалавр -- магистр -- доктор).

На первый взгляд, реализация данного принципа в российской системе образования кажется нецелесообразной, т.к. противоречит действовавшему до недавнего прошлого единственному принципу подготовки кадров в системе высшего образования по узким специальностям. В действительности, с начала 90-х гг. (после принятия Федерального Закона «Об образовании» в 1992 г., задолго до принятия Болонской декларации) в российской системе образования регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки. Причем первоначально предполагалось, что многоуровневая система «бакалавр -- магистр» и система подготовки дипломированных специалистов могут и должны существовать параллельно, но именно параллельно, т.к. эти две системы имеют изначально разную идеологию подготовки. Многоуровневая система подготовки, предусматривает движение от общего к частному, т.е. сначала человек должен получить широкое образование по какому-либо направлению, а затем постепенно переходить к более узкой подготовке через программы и специализации. Подготовка по специальности сразу предполагает ориентацию на узкую конкретную сферу профессиональной деятельности.

На практике ситуация, как всегда, складывалась иначе. Предложенные Министерством общего и профессионального образования Методические рекомендации по разработке проекта Перечня направлений подготовки (специальностей), макеты Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (образцов 1992-93 гг. и 2000 г.) в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов воспроизводили так называемый метод «матрешки». Разработанный Классификатор направлений подготовки (специальностей) не только не дал четкого объективного критерия определения, в чем состоят различия между направлениями, между направлениями и специальностями, а также между различными специальностями, но и «уравнял» понятия «специализация» и «магистерская программа», отнеся их к одному структурному подразделению. Разработанные Государственные образовательные стандарты, как первого, так и второго поколений, не смогли определить, чем отличаются друг от друга бакалавры, магистры и дипломированные специалисты, с точки зрения получаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков. Соответственно и вузы при разработке учебных планов стали использовать все тот же метод «матрешки», т. е. механическое, арифметическое соединение в одно целое двух принципиально разных подходов к подготовке бакалавров, магистров и дипломированных специалистов: 4+1+2.

Для того чтобы не повторить уже сделанных ошибок, целесообразно еще раз вспомнить о тех возможностях, которые мы получаем при переходе к многоуровневой системе образования, и в дальнейшем попытаться максимально использовать их в нашей повседневной деятельности.

Такая система, с точки зрения методики и идеологии обучения, позволяет на студенческой скамье развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни, приобретать навыки межличностного общения. Она обеспечивает достаточно четкое эшелонирование получаемых знаний, способствует диверсификации методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров.

Многоуровневая система соответствует характеру именно университетского образования, основная цель которого состоит в подготовке широкообразованных людей, готовых работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения. Легче решается и проблема подготовки специалистов на стыке наук, позволяя комбинировать общее и специализированное образование различного профиля (например, бакалаврская подготовка экономиста может сочетаться с магистерской подготовкой юриста или политолога, или бакалаврская подготовка математика может сочетаться с магистерской подготовкой экономиста и т.д.).

Это, в свою очередь, обеспечивает селекцию студентов, давая за сравнительно короткий срок тем, кто не желает продолжения образования, и хотел бы поскорее применить свои знания на практике, достаточный уровень подготовки, который позволяет осуществлять полноценную профессиональную деятельность. Дополнительное преимущество -- возможность индивидуализации обучения, расширение возможности студентов в самостоятельном и ответственном определении своего жизненного пути.

При практическом переходе на многоуровневую систему в российских вузах необходимо, прежде всего, четко сформулировать в терминах получаемых знаний, умений и навыков основные задачи подготовки бакалавров, магистров и кандидатов наук. Если основная цель подготовки бакалавров состоит в получении определенного объема знаний по широкому профилю подготовки и приобретении минимальных навыков их использования на практике, то обучение в магистратуре в большей степени ориентировано на получение специализированных знаний, максимально возможных навыков и определенных умений профессиональной деятельности. Соответственно, кандидат наук наряду с глубокими специализированными знаниями должен обладать умениями не только трансформировать уже имеющиеся, созданные до него знания, но и генерировать, формулировать и реализовывать новые идеи и знания.

Вторая достаточно сложная задача, которая требует решения, -- это проблема эшелонирования получаемых знаний. Не секрет, что каждый преподаватель, с одной стороны, считает преподаваемую им дисциплину самой важной и необходимой в подготовке специалиста, с другой стороны, пытается довести до студента все знания, которыми владеет сам на данный момент по данной дисциплине, в-третьих, создает новые курсы. Естественно, что в условиях ограниченности времени, способности усвоения одним студентом всего многообразия материала, разной заинтересованности студентов в конкретной дисциплине, эти задачи даже чисто теоретически не могут быть достижимы. Следовательно, необходимо использовать методику преподавания, которая предполагает постепенное, многоступенчатое погружение в изучаемую область или дисциплину.

Достаточно сложным и в определенной степени спорным является вопрос об уровне специализации бакалаврской образовательной программы и магистерской образовательной программы. Минимальная специализация подготовки бакалавров естественно обеспечивается написанием курсовых работ и подготовкой выпускной квалификационной работы, а также наличием курсов по выбору студентов. Нельзя забывать о том, что обладатель степени бакалавра должен обладать и определенной квалификацией.

Магистерская программа изначально представляет собой подготовку не по широкому направлению, а по более узкому сегменту в рамках широкого направления. Причем, перечень магистерских программ, реализуемых вузом, может меняться достаточно часто. В рамках магистерских программ существует возможность выделения еще более узких областей специализации. Однако здесь также возникает опасность превратить магистерские программы в программы обучения конкретному ремеслу.

Принципы формирования магистерских программ по различным направлениям подготовки могут быть различными.

При формировании перечня магистерских программ нельзя ориентироваться только на существующую кафедральную структуру факультета, т.к. это может привести к развитию отрицательных сторон специализации -- местничества, ведомственности, снижения качества. Кафедры будут стараться только своими силами реализовывать программу, что в условиях объективной ограниченности (штатное расписание, квалификация профессорско-преподавательского состава) трудовых ресурсов, а также при постоянном появлении новых междисциплинарных сфер научных исследований является тупиковым вариантом для развития факультета в целом.

В системе многоуровневой подготовки магистратура занимает золотую серединку между бакалавриатом и аспирантурой. Исходя из этого, в подготовке магистров целесообразно выделять две равноценные составляющие: теоретическое обучение и научно-исследовательская работа. Причем на долю последней, согласно действующим Государственным образовательным стандартам, отводится 50% времени обучения. Кроме того, госстандарт определяет и основные организационные формы научно-исследовательской работы студентов в магистратуре:

  • -- научно-исследовательская работа в семестре;
  • -- научно-исследовательская практика;
  • -- научно-педагогическая практика;
  • -- магистерская диссертация.

В отличие от подготовки бакалавров, магистерская подготовка значительное внимание уделяет организации и прохождению студентом различных практик. При этом их содержание и формы во многом должны определяться соответствующим направлением подготовки.

Необходимо продумать вопрос и об итоговой оценке результатов прохождения практики. Она может быть гласной и не ограничиваться оценкой только научного руководителя, возможно создание специальной комиссии в составе представителей, как факультета, так и организаций, где студенты проходили практику. Кроме того, результаты прохождения практики на 1-м году обучения и преддипломной практики могут быть обязательной составной частью соответственно курсовой работы и магистерской диссертации.

Решить эти проблемы силами только руководителей программ и специализаций невозможно, т.к. здесь необходимо продумать вопросы не только мотивации (моральной и материальной) профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных организаций-партнеров.

В связи со специфическим «промежуточным» положением магистратуры в рамках многоуровневой системы подготовки естественно возникают вопросы о взаимосвязи магистратуры с бакалавриатом и магистратуры с аспирантурой. Взаимосвязь следует рассматривать как с точки зрения содержания программ обучения, так и условий и правил приема в магистратуру и аспирантуру.

  • а) критерии определения различных уровней изучения основных базовых фундаментальных курсов, которые изучают в бакалавриате и магистратуре;
  • б) взаимосвязь специализаций бакалавриата и магистерских программ с точки зрения предлагаемых курсов (могут встречаться повторы);
  • в) взаимосвязь магистерских программ/специализаций и специальностей подготовки аспирантов;
  • г) магистерская диссертация как итог научно-исследовательской работы магистра и научно-исследовательская работа в аспирантуре;
  • д) возможность сдачи экзаменов кандидатского минимума.

Условия и правила приема:

  • а) при приеме в магистратуру основное внимание следует уделять успеваемости, поэтому основной критерий отбора -- это итоги конкурсных вступительных экзаменов. Программы вступительных экзаменов требуют постоянного совершенствования, т.к. они должны отражать все изменения программы подготовки бакалавров по соответствующим направлениям;
  • б) при приеме в аспирантуру больше внимания целесообразно уделять оценке научного потенциала абитуриента, следовательно, одним из основных критериев рекомендации в аспирантуру должны стать итоги научно-исследовательской работы студентов в магистратуре, поэтому необходимо разрабатывать критерии рекомендации.

Особого внимания заслуживает и определение места и роли аспирантуры в системе многоуровневой подготовки. В настоящее время подготовка кандидатов наук относится к системе послевузовского профессионального образования. В связи с этим, если подготовку бакалавров и магистров хотя бы пытаются каким-то образом координировать как по содержанию, так и по направлениям подготовки, то аспирантура до сегодняшнего дня находится в определенном обособлении. Прежде всего, это относится к перечню направлений подготовки бакалавров и магистров и перечню научных специальностей, особенно в отношении такой области, как экономика и управление.

Мировой опыт показывает, что магистратура рассматривается как часть, причем обязательная, при обучении на докторских программах, поэтому ни у кого не возникает вопрос о возможности получения докторской степени сразу после получения степени бакалавра. Правда, существуют разные варианты: либо сначала поступать и обучаться по магистерской программе, а затем поступать на докторскую программу, либо сразу поступать на докторскую программу, но с обязательным обучением по магистерской программе.

В отечественной практике, однако, существуют прецеденты защиты кандидатских диссертаций на основе квалификационной степени бакалавра.

При переходе на многоуровневую систему подготовки острыми и злободневными становятся вопросы методики и технологии обучения на каждой ступени. Методика преподавания и обучения является одним из основных факторов, определяющих качество как бакалаврских, так и магистерских образовательных программ. Разработка учебных планов и даже программ учебных дисциплин составляет не более половины успеха преподавательской деятельности. Самое главное и сложное заключается в том, насколько умело, квалифицированно, профессионально преподаватель сможет обеспечить изучение данной дисциплины не только в аудитории, но и в рамках самостоятельной работы студентов. Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к активным формам обучения, переноса акцентов на самостоятельную работу студентов.

Одно из основных отличий магистерской подготовки от подготовки бакалавров заключается в том, что в магистратуре обучение в большей степени должно быть ориентировано на удовлетворение индивидуальных учебных и научных интересов студентов. Обучение проходит в малых группах, что, естественно, предполагает более тесные контакты преподавателя с каждым студентом и предоставляет студентам возможность открыто выражать свои требования к преподавателю. В магистратуре студенты, как правило, уже более мотивированы, в большинстве случаев они уже связаны с практической (коммерческой или некоммерческой) или научно-исследовательской деятельностью. Учитывая вышесказанное и исходя из той миссии (обеспечить студентам получение специальных знаний и овладение определенными навыками и умениями для осуществления аналитических исследований и разработок), которая выпала на долю магистратуры в рамках многоуровневой подготовки, необходимо предъявлять повышенные требования к профессорско-преподавательскому составу -- как с точки зрения их знаний, так и умений.

Преподаватели должны постоянно не только обновлять свои курсы, но и разрабатывать новые, для этого должна существовать четко продуманная система (финансовая и организационная) повышения квалификации, которая позволяла бы участвовать и проводить научные исследования в конкретных областях науки и практики.

Кроме того, актуальной является и организация системы повышения квалификации преподавательского мастерства, где преподаватели могли бы обмениваться опытом, осваивать новые методики и технологии обучения.

Внедрение многоуровневой системы подготовки предполагает переход на программно-целевой принцип организации и управления учебным процессом в вузе, что, в свою очередь, приводит к появлению новых организационно-институциональных форм -- магистерских программ -- и изменению роли и места уже существующих кафедр. Эти изменения целесообразно фиксировать в соответствующих учредительных документах: Устава высшего учебного заведения, Положение о факультете.

Магистерская программа должна стать новым институциональным образованием, статус которой необходимо четко регламентировать соответствующим Положением. В Положении о магистерской программе целесообразно закрепить:

  • -- основные принципы формирования магистерских программ;
  • -- порядок открытия и ликвидации магистерской программы;
  • -- права и обязанности руководителя магистерской программы;
  • -- требования и порядок назначения и снятия руководителя программы;
  • -- статус специализаций в рамках магистерской программы;
  • -- права и обязанности руководителей специализаций;
  • -- требования и порядок назначения и снятия руководителей специализаций.

Актуальным является вопрос кадрового обеспечения управленческого звена магистерских программ. Прежде всего, это относится к взаимоотношениям между руководителями программ и специализаций и заведующими кафедрами. Причем здесь следует выделять проблемы «внутреннего», кафедрального взаимодействия и проблемы «внешнего» взаимодействия, т.е. когда руководители программ, выполняя свои обязанности кадрового обеспечения учебных планов магистерских программ, не всегда находят общий язык с руководителями кафедр.

Практика показывает, что нередко заведующие кафедрами строят свои взаимоотношения с руководителями магистерских программ на принципах прямого подчинения и обязательного выполнения всех указаний. Такой подход является попыткой превратить магистерскую программу из межкафедральной в кафедральную, сужает возможность использования высококвалифицированных специалистов различных кафедр и организаций.

В вузе встает вопрос об эффективности менеджмента, т.е. об эффективном общественном разделении труда между кафедрами и появляющимися новыми организационными формами и структурами. В определенной степени монопольное положение кафедр, сложившееся в высших учебных заведениях, может стать тормозом для дальнейшего развития.

При этом не следует рассматривать переход на программно-целевой метод управления как угрозу для кафедр, необходимо говорить об изменении и усложнении функциональной роли кафедр, т.к. их деятельность должна стать более диверсифицированной.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.

Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку специалиста, функционера, к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.

В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое “периодически возобновляющееся образование”.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования.

Основным принципом планирования и организации непрерывного образования должен быть принцип учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой независимо от времени и места предъявления и восприятия: в системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки, следовательно, малопродуктивной.

Элементы системы образования имеют как общие, так и отличительные черты. Все они решают единую задачу подготовки обучаемых к трудовой и общественной деятельности на основе типовых учебных планов, решая при этом близкие проблемы структурирования и отбора учебного материала. Отличительные признаки очевидны: различные объемы, сроки, уровни обучения. К числу существенных недостатков системы следует отнести слабое взаимодействие ее элементов в реализации сквозного учебно-воспитательного процесса.

Основными преимуществами многоуровневой структуры образования являются следующие:

Реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

Значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

Повышение образованности выпускников, подготовленных к “образованию через всю жизнь” в отличие от “образования на всю жизнь”;

Свобода выбора “траектории обучения” и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

Возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

Стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

Широкие возможности для последипломного образования;

Возможность интеграции в мировую образовательную систему.

В России многоуровневая система образования существует в двух аспектах:

Организационном - создание комплексов или интегрированных структур с единым центром (деканат-директорат) при постоянстве ведущего преподавательского состава.

Таким образом, решение важной проблемы современного образования в России - формирование у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом - совершается переход к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.