День насекомых в средней группе. В мире насекомых конспект занятия в средней группе


Лариса Тренина
Конспект занятия в средней группе «Насекомые»

Неорганизованная образовательная деятельность :

для детей среднего дошкольного возраста

Тема : «Насекомые »

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое» , «Социально-личностное» .

Задачи :

1. Познавательное развитие : расширять знания и представления детей об особенностях насекомых .

2. Коммуникативное развитие : развивать связную речь, логическое мышление, учить отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный состав детей, формировать у детей умение слушать и отгадывать загадки. Развивать память, внимание.

3. Социально-личностное развитие : развивать умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнера.

4. Художественно-эстетическое развитие : формировать умение слушать музыку, развивать творческие способности.

Методы и приемы : наглядный, словесный, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование :

Оборудованная поляна с цветами на фланелеграфе

Ободки с изображением насекомых

Модели насекомых

Иллюстрации насекомых

Кассета с записью «Времена года» , пение птиц.

Волшебная палочка.

1. Организационный момент

Я буду говорить волшебные слова, а вы делать движения, о которых я буду говорить :

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем, наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес :

Мы попали с вами в лес!

(Выставляется фланелеграф с цветами, включить пение птиц)

Остановимся мы на полянке, где много цветов и ласково поют птицы. Назовите цветы, которые вам известны (колокольчики, ромашки, васильки, мать-и-мачеха) .

Как, вы думаете, кого они привлекают? (насекомых )

2. Отгадывание загадок.

Угадайте, о каких насекомых я буду говорить .

(Отгадывая загадку, ребенок выходит и прикрепляет нужное насекомое на фланелеграф )

1. У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза

Называем ее (стрекоза)

2. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь (жук)

3. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

4. Она легка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка)

5. Всех жуков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

3. Беседа :

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Наша полянка стала еще красивее и ярче.

У нас остались еще насекомые , посмотрите на них внимательно, у каждого насекомого есть усики , три пары ног.

Как вы думаете, где живут они? (У водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи)

Как насекомые спасаются от зимних холодов? (они прячутся в коре деревьев, в куче сухих листьев, всю зиму они спят)

Ребята, пчелки с бабочками не только собирают нектар, но и опыляют растения. Опылится цветок и у него появляются семена. А как вы считаете, где живут пчелы, осы, шмели? (они строят свои гнезда в дупле дерева)

А что вы можете рассказать о муравьях? (они великие и неутомимые труженики, целый день они добывают корм и таскают веточки. Это самое сильное насекомое – они могут переносить тяжести в десять раз больше своего веса)

Мухи, оказывается, очень вредные насекомые . Как вы думаете, почему? Они летают по свалкам и переносят на своих лапках микробы и бактерии.

Кто питается мухами? (лягушки, жабы, пауки)

4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Ребята, чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными , мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

1. Заяц, шмель, еж, лиса

2. пчела, муха, енот, стрекоза

3. лягушка, комар, жук, бабочка

4. паук, мотылек, шмель, воробей

6. дятел, муравей, пчела, шмель

5. Физкультминутка

Мы находимся на сказочной полянке и мне захотелось поколдовать : «Раз, два – вот и фея теперь я»

А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых . Вы будете летать, прыгать и издавать разные звуки, характерные этим насекомым - «з-з-з» , «ж-ж-ж» (одеваю на детей маски)

У нас есть сказочные цветы на полянке и к каждому цветочку должно прилететь по три насекомых . Будьте внимательны! Молодцы!

Раз, два повернись и в ребяток превратись!

6. Описание выполнения.

Мы отдохнули на полянке, поиграли. А у нас есть еще одна полянка, давайте ее украсим. Я вам предлагаю сделать бабочек из цветной бумаги. (Дети делают бабочек под музыку П. И. Чайковского «Времена года» )

Вы сделали очень красивых бабочек, давайте посадим их на цветы.

7. Рефлексия :

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о жизни насекомых; уточнять представления о пользе насекомых.

Активизировать словарь детей (брюшко, усики).

Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь и логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы:

Аудиозапись звуков природы; картинки с изображением насекомых. Цветные карандаши, листы бумаги с изображением части насекомого.

Ход занятия.

Дети, скажите, какое сейчас время года?

Уже конец весны. Очень тепло. В это время всё оживает, пробуждается от спячки.

Звучит аудиозапись звуков природы.

Дети, как вы думаете, что это за звуки?

Жужжат пчёлы, шмели, жуки, стрекочут кузнечики…

Как их назвать одним словом?

Насекомые.

Посмотрите, какие бывают насекомые (появляются картинки с изображением насекомых на экране).

Стихи о насекомых.

Жук качался на травинке,

Крылья гладкие на спинке.

Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу!

Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва –

Он зелёный, как трава.

Вот две бабочки летят.

Рассказать они хотят,

Что вчера ещё в траве

Жили гусеницы две.

Вот трудяга муравей –

Всех сильней и здоровей!

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

Рядом с речкой – стрекоза:

Непоседа, егоза.

Как весёлый вертолёт,

Отправляется в полёт.

Добродушно спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку тёплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

Как у божьей у коровки

Крылья – пёстрые обновки.

Гладкие, атласные,

Яркие, да красные.

Беседа об особенностях насекомых.

У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья (показывают на картинке части тела насекомых).

Пальчиковая игра «Бабочка»

Утром солнце засияет –

Бабочка с цветка взлетает.

Попорхает – утомится,

Отдохнёт – опять кружится.

Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Живут бабочки там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых из бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Например, гусеницы Капустницы питаются капустными листьями, Крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету и по размеру.

Комары, как и другие насекомые издают жужжащие звуки. Жужжание комара – это взмахивание крылыщками несколько сотен раз в секунду

Подвижная игра «Раз, два, три, прилетели комары».

Выбираем двоих детей считалочкой которые будут «играющими ребятами».

Комар, комар, комаруха.

Кусай, кусай возле уха

Комар, комар не кусай

Беги быстрей удирай!

Они встают в оной части зала, а остальные игроки – «комары» бегают по залу врассыпную. «Играющие ребята» проговаривают слова:

Раз, два, три, прилетели комары.

Стали комары пищать,

Не дают нам поиграть.

Раз, два, три, надоели комары.

Надоели комары. Комара скорей лови!

С окончанием слов «играющие ребята» начинают бег с ловлей и увёртыванием. Выбывает из игры, тот кого запятнали.

Все знают муравьёв. Это очень трудолюбивые насекомые. Муравьи много трудятся для своей большой муравьиной семьи. Их дом – муравейник. Там тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьи питаются другими насекомыми, соками растительных плодов. Известно много видов муравьёв, которые отличаются по цвету, размеру и месту обитания.

Пальчиковая игра «Жучок».

На спине жучок лежит

И жужжит, жужжит, жужжит:

«Помогите мне жуку,

Встать на лапки не могу!» -

Он кричит прохожим.

Мы ему поможем.

Жук усами шевелит –

Нам «спасибо» говорит.

Существует много видов жуков. Они живут почти во всех странах, отличаются друг от друга внешним видом, особенностями жизни. Жуки питаются растениями или другими насекомыми. Расскажите каких жуков вы видели, знаете?

Физкультминутка.

Поднимаем плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Скрываясь в густой траве это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком и издаёт стрекочущие звуки. Кузнечики отлично прыгают. Питаются исключительно животной пищей.

Пальчиковая игра «Пчёлки»

Ай – яй – яй, ой – ой – ой –

В улье пчёлок целый рой!

Стали пчёлы вылетать –

Раз, два, три, четыре, пять.

«Ж – ж – ж», - жужжат над головой.

Побежим скорей домой!

Вы знаете откуда берётся мёд? Его делают пчёлы. Они живут в домиках, которые называют ульями и постоянно работают. У пчелы яркий наряд – жёлтая шубка с чёрными полосками. Почему люди берегут пчёл и разводят их?

Физкультминутка «Стрекоза»

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

Вниз – вверх, взад – вперёд

Как прозрачный самолёт.

Влево –вправо, назад – вперёд.

Стрекоза – грозный хищник в мире насекомых. Это самое быстролетающее насекомое. Обитает она у воды. А питается мелкими насекомыми, например комарами.

Пальчиковая игра «Божья коровка»

По цветку ползёт букашка.

На ней красная рубашка.

Маленькая крошка,

На спине горошки.

Этот маленький, симпатичный жучок самый настоящий хищник. Они поедают полчища вредных для растений тлей, тем самым помогая людям в садах и огородах.

Игра «Кого не стало?»

На доске перед детьми картинки всех насекомых. Сначала дети внимательно смотрят на картинки. Затем закрывают глаза. А в это время одну картинку воспитатель убирает. Дети открывают глаза и угадывают, кого не стало.

Насекомые – это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Все они не могут существовать друг без друга. Их нужно беречь и охранять, но ни в коем случае не убивать.

Посмотрите, перед вами лежат рисунки. Что с ними не так? Что забыл дорисовать художник? Исправьте ошибки. (Дети дорисовывают не достающие части насекомых и раскрашивают их).

Егорова Татьяна Анатольевна
Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»

Конспект открытого занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .

Итог занятия .

Литература :

1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002

2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005

3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

Публикации по теме:

Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.

Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

Тема «Насекомые»

Программные задачи:

  1. Расширить представление детей о жизни насекомых;
  2. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  3. Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
  4. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  5. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.

Ход занятия

Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.

Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Надежда Леонидовна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбирая …Катю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

Вот мы и проехали целый круг, теперь Катя выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.

(и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

Ой, а что это такое лежит на полянке?

Это конверт с письмом.

Кто-то нам оставил письмо, давай те его прочитаем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка)

5.Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)

Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

Какие вы молодцы!

А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

Давайте сядем на стульчики.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

(показываю схему развития бабочки)

Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать кого же я убрала, кого не стало?

Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Но я вам еще приготовила сюрприз, вот такие красивые бабочки.

До свидания!

Конспект занятия в средней группе «В мире насекомых»

Цель:1. Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материал к занятию : картинки из серии «Насекомые», разрезные картинки, полянка с цветами, Сорока.

Предварительная работа : Чтение произведений о насекомых, наблюдение в природе за насекомыми, заучивание пальчиковой гимнастики.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

Развивающие: развитие внимания.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Со рока: Была сегодня на полянке, что-то там случилось, что-то произошло, что-то не так ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня на полянке, там что-то случилось ничего не пойму.

Воспитатель: Уважаемая Сорока мы ничего не можем понять. Ребята, давайте вместе отправимся на полянку и поможем Сороке разобраться.

Дети : Давайте.

Воспитатель : А на чем мы туда доберемся? Давайте на волшебном паровозике отправимся в путешествие!

Игра «Паровозик с именем».

Воспитатель : Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Алла Ивановна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбирая …Катю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

Воспитатель: Вот мы и проехали целый круг, теперь Катя выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.

( так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы приехали на нашем паровозике на лесную полянку. оспитат ель с детьми подходит к столу, похожему на поляну с цветами)

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

Сорока: А я вам говорила, что что-то случилось! Ой, а что это такое тут лежит?

Воспитатель: Это конверт с письмом. Кто-то для нас оставил письмо, давайте его прочтем.

Письмо.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

Воспитатель: Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да) Тогда слушаем внимательно.

Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки. (Божья коровка)

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз. (Муравей)

Разбойник садовый,

Поясок медовый. (Шмель)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(Стрекоза)

Дети отгадывают загадки и находят картинки с изображением насекомых.

Воспитатель: Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

Сорока : Какие вы молодцы! Какие вы молодцы!

Воспитатель: А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте мы сядем на стульчики, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотреть.

Воспитатель: Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья? (чтобы летать с одного места на другое.) (Работа с мнемотаблицами. Дети по очереди ищут обозначения и выставляют на доску.) А что еще есть у бабочки? (усики, голова, брюшко, лапки.)

Воспитатель: Посмотрите на наш рисунок – это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Кого не стало?» , а я проверю, кто самый внимательный?

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне назвать кого я убрала, кого не стало?

Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья… (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладони, – одна, указательным и большим – две и т. д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол) Все насекомые пропали. Кого не стало?

Воспитатель: А сейчас мы с вами должны выполнить задание, которое для нас приготовили насекомые. (Раздать детям конвертики с разрезными картинками «Насекомые» и одна картинка с изображением Осени, которая выставляется на доску.)

Воспитатель: Молодцы ребята. Какие красивые у вас картинки получились.

Сорока: Кто это? Что это такое?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, кто это изображен? (Осень.) Правильно. Теперь мне все понятно. Уважаемая Сорока, ваш шум и ваши переживания были напрасны. Осенью все насекомые ложатся спать, прячутся в пнях, под корой деревьев, а вы столько шуму навели! Ребята, давайте с вами всех наших насекомых спрячем на полянке под цветочки, им пора спать. И ты, Сорока, лети домой, а мы на нашем паровозике будем возвращаться домой.

Игра «Паровозик с именем».