Храм усекновения главы иоанна предтечи в дьяково. Храм усекновения главы иоанна предтечи в дьякове


Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г. Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается.

В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов. На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены.



Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково: история, архитектура, символика

Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены . Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III . Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.

Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены . Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам , хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами.

Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде . Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

Наиболее цельную группу в его композиции составляют центральный столп (значительно превосходящий по размерам придельные) и два восточных придела. На плане хорошо видно, что они примыкают к центральному столпу почти вплотную, тогда как западные приделы отделены от него проходами . Вероятно, их возводили несколько позже – вместе с притворами и первоначальной звонницей. Это подтверждают и данные реставрационно-исследовательских работ, выполненных в 1958 году . Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: звонница над западным притвором, сам притвор, завершения боковых столпов и форма главок претерпели некоторые изменения. Согласно заключению реставрационной комиссии: «…западная наружная стена притвора между башнями не везде имеет одинаковую толщину…пилястры в западной части приложены. Тимпан фальшивый» . Кроме того, основание звонницы выступает за плоскость стены и как бы «нависает» над западной галереей. Все это позволяет сделать вывод, что существующая сейчас звонница была перестроена в более позднее время, и западный притвор пытались несколько искусственно под нее приспособить. Среди исследователей и реставраторов даже существовала версия, что звонницу соорудили уже в XVIII столетии . Этот факт маловероятен, скорее, ее можно датировать концом XVI – началом XVII века. В любом случае, новая звонница, скорее всего, своей формой повторяла существовавшую ранее.

Сама форма многопролетной звонницы над сводами храма или галереи (в данном случае - приделом равноапостольных Константина и Елены) не была чем-то исключительным для русской архитектуры XVI века. Некоторые исследователи видели в ее облике доказательства влияния «псковско-новгородского зодчества» . Для подобных заключений нет оснований. Если сравнить сохранившиеся (а не восстановленные реставраторами) звонницы псковских церквей, близких по времени интересующему нас периоду, в частности, свт. Николая со Усохи (1535 год) или (надвратная) в Псково-Печерском монастыре (1564-1565 годы), мы увидим, что в архитектуре их звонниц и звонницы дьяковского храма практически нет ничего общего. Более того, последняя явно принадлежит к гораздо более позднему времени. Близкие аналоги ей можно найти не в псковской, а в московской архитектуре конца XVI - начала XVII века. Здесь можно вспомнить домовый храм во имя св. Ирины в усадьбе боярина Василия Ивановича Стрешнева (позже она принадлежала семье Нарышкиных) . Он запечатлен на рисунке А.А. Мартынова . Храм известен с 1629 года, но, скорее всего, существовал уже ранее. Кроме того, укажем на звонницу в селе Большие Вяземы (1590-е годы). Следует упомянуть и небольшую звонничку на сводах церкви прав. Анны, что в Углу в Китай-городе, остатки которой были найдены Л.А. Давидом во время реставрации (ок. 1547 года, звонница появилась, скорее всего, в конце столетия), хотя ее форма пока не реконструирована. Можно предположить, что существовали и другие подобные сооружения.

Облик барабанов и главок боковых столпов тоже находит аналоги в московской архитектуре конца XVI века. Как примеры, можно привести барабаны приделов собора Покрова на Рву (восстанавливались после пожара в 1594 году) и барабан над шатром Троицкой церкви (ныне Покрова) в Александровой слободе (начало 1570-х годов). В обоих случаях это форма расширяющейся к верху граненой чаши. Возможно, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково получил повреждения в 1571 году. Известно, что во время осады Москвы войском Девлет-Гирея, государев двор в Коломенском («потешный дворец») был полностью сожжен. В этом случае, все упомянутые изменения (главки, звонница, западный притвор) могли быть следствием ремонта. Кроме того, они носили второстепенный характер и не внесли существенных изменений в необычную композицию храма.

Вернемся к основной композиции дьяковской церкви. Она не была обычной для русского зодчества того времени. Для ее объяснения существует несколько версий. Некоторые исследователи считают, что истоки подобной архитектурной формы нужно искать во взаимодействии каменного и деревянного зодчества . Действительно, уже в 1490 году в Великом Устюге горожане отстаивали свое право ставить деревянную церковь «по старине», т.е. «круглу о двадцати стенах». Речь, вероятно, шла о восьмигранном храме с четырьмя прирубами. Тем не менее, сохранившиеся деревянные храмы с такой композицией (Спасо-Преображенский храм в Кижах 1714 года и Покровская церковь близ города Вытегры 1708 года), не имеют выделенных объемов-приделов и, таким образом, их композиция строится по другим принципам, нежели у церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи .

Первые столпообразные деревянные храмы, увенчанные шатром, датированы концом XVI – началом XVII века (Никольская церковь в Лявле 1584 года, а также Ильинский храм Выйского погоста и Никольский храм в селе Панилово Архангельской области 1600 года ), а имеющие завершение из пяти шатров (по данным Писцовых книг) - 1619-1631 годами (это, например, Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Все они не были многопридельными . Исходя из этого, можно заключить, что «аналоги» для дьяковского храма среди деревянных церквей были уже откликом на процессы, происходящие в каменном зодчестве. Еще одна версия – о влиянии архитектурной школы Северной Италии (проекты Леонардо да Винчи, Антонио Аверлино Филарете, Браманте ) справедливо признана умозрительной .

Мотив композиции храма в виде столпа в русском искусстве существовал гораздо ранее XVI столетия. Уже в 1329 году на Соборной площади Московского Кремля в качестве поминальной церкви великого князя Иоанна I Калиты возвели восьмигранный храм «иже под колоколы» святого Иоанна Лествичника. В 1445 году в Хутынском монастыре «поставили» церковь такого же типа во имя Григория Армянского «круглую яко столп». В 1499 году подобные церкви строят в Иосифо-Волоколамском монастыре и Иван-городе.

С конца XIV – XV веков известны изображения пяти- или семистолпных храмов с шатровыми завершениями столпов. Примерами этому являются: резная деревянная фигура святителя Николая с храмом в руке, принесенная выходцами из Белоруссии во Псков в 1480 году , резные каменные иконки «Жены-мироносицы у Гроба Господня» (XV век, Новгород, ГИМ) и обрамления керамид декоративного пояса в верхней части барабана церкви святителя Николая в Застенье города Остров близ Пскова (1543 год) . Примерно в середине XVI века в церковном обиходе появляется такой предмет, как слюдяной выносной фонарь с многошатровым завершением (такие фонари упоминаются среди вкладов семьи Строгановых в Благовещенский собор Сольвычегодска, и в описи 1579 годы они уже названы «ветхими») . Таким образом, почва для восприятия и развития необычных форм в русской архитектуре была хорошо подготовлена. Показательно, что подобный образ храма в церковном обиходе получил название Иерусалима.

Время, когда московскую митрополичью кафедру занимал митрополит Макарий (1542-1563 годы), до этого бывший архиепископом Новгорода и Пскова (1526-1542 годы), стало периодом расцвета книжности и русской богословской мысли. Именно тогда появляются иконы, глубокий богословский смысл иконографии которых был доступен только небольшому кругу образованных людей. Следует отметить большую роль «западных» тенденций в появлении сложных композиций и иконографий в русском зодчестве и иконописи этого времени, источником которых были польско-литовские и псково-новгородские культурные связи в искусстве Московской Руси начала-середины XVI века. Это взаимодействие находило мощную поддержку в кругах царицы Елены Глинской, а позже - митрополита Макария.

Как в предметах прикладного искусства, так и в архитектуре, значение композиции многопридельного столпообразного храма складывалось из символики восьмигранного столпа, плана в виде четырехконечного «греческого» креста и количества столпов. Число восемь символизировало пребывание Спасителя в мире и являлось числом вечного спасения . Кроме этого, оно олицетворяло вечность, Царствие Небесное и жизнь вечную. Восьмигранную форму в христианской архитектуре первоначально имели поминальные храмы - мортирии и крещальные – баптистерии . В русском зодчестве первым примером восьмигранного сооружения стал упомянутый храм святого Иоанна Лествичника (1329 год). В 1505-1508 годы его сменила церковь-колокольня с тем же посвящением. Итальянский зодчий Бон Фрязин возвел ее в виде столпа из трех постепенно уменьшавшихся восьмигранников. Архитектура и декор колокольни впоследствии оказали значительное влияние на русских мастеров.

На резных иконах, в керамике, форме фонарей и в церковном зодчестве той эпохи чаще всего фигурировала пяти, семи и девятистолпная храмовая композиция (часто в сочетании с шатровыми завершениями). Число семь в применении к понятию столпа как основания церкви, воспринимался как непременная деталь иконографии Святой Софии Премудрости Божией, и символизировало Церковь: «Премудрость созда себе храм и утверди столбов семь» (Притч.: 9, 1). Если вспомнить, что это число в православной культуре обозначало полноту Божественной благодати (семь даров Святого Духа, семь церковных таинств, семь богослужений дневного цикла и т.д.) , то становится очевидным, что количество столпов на резной иконе-скульптуре святителя Николая не могло быть случайным.

Можно допустить, что храм-город в руке святителя послужил в качестве своеобразной модели для небывалого по своему облику собора Покрова на Рву. Необходимость перенесения престолов деревянных храмов, уже существовавших на этом месте ранее, и законы архитектурной эстетики внесли коррективы в эту модель, и была построена девятистолпная церковь, получившая свое толкование. Число девять символизировало гармонически устроенную структуру, завершенность и совершенство (девять чинов ангельских, девять песен православного канона и т.д.). Оно было связано с символикой христианской модели мира и, в конечном итоге, воспринималось как образ Новой Церкви с ее Главой – Спасителем . Такое восприятие органично дополнил шатер, венчавший центральный столп (шатровая форма издревле обозначала Божественную благодать). Неслучайно, многие иноземные путешественники именовали собор Покрова Иерусалимом .

Третьим вариантом композиции, символизировавшей Новозаветную Церковь, стал пятистолпный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Число пять в православной иконографии толковалось как «мистическое единение земной церкви, поврежденного человечества со Спасителем», евангельскую проповедь во все концы мира . Здесь легко можно заметить логическую связь с числом четыре (по числу концов греческого креста, положенного в основу плана), обозначавшим Небесный Иерусалим и числом восемь (восьмигранная форма столпов) – символом вечной жизни. Еще одна немаловажная деталь символики Иоанновского храма – его не совсем обычный план. Он представляет собой четырехконечный крест, но не прямой, как это было принято традиционно. Его концы, на которых расположены столпы приделов, ориентированы не строго по сторонам света, а в промежуточных направлениях: северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Можно сказать, что план имеет форму, напоминающую крест св. апостола Андрея Первозванного. Такое расположение приделов было, по всей вероятности, не случайным.

Крест аналогичной формы мы встречаем на двух иконах редкой иконографии конца XVI – начала XVII века. Возможно, есть и другие, более ранние примеры, но они на данный момент не выявлены. Одна из икон – «Преполовение Пятидесятницы» конца XVI века - находится в собрании Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Отрок Иисус, беседующий с мудрецами, изображен на фоне Иерусалимского храма, показанного не виде ротонды, как обычно, а в виде срезанного стопа, имеющего план в виде «косого» креста также как и план дьяковской церкви.

Вторая икона – «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» начала XVII века Строгановской школы в Сольвычегодске. На первом плане ее мы видим источник, к которому припадают страждущие. Начало она берет из кладезя, имеющего ту же форму, что и Иерусалимский храм на первой иконе. В песнопении в праздник Пятидесятницы есть следующий текст: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Здесь можно отметить явное родство в богословском толковании обоих сюжетов.

Таким образом, необычная форма плана дьяковского храма имеет двоякую символику. Во-первых, это аллюзия на храм не земного, а Небесного Иерусалима, дома Премудрости Божией – Спасителя, о чем уже шла речь выше. А во-вторых, в нем можно увидеть изображение «кладезя», источника жизни вечной, в основании которого стоит Крестная Жертва Спасителя, открывающая верующим путь к вечной жизни и Небесному Иерусалиму. Немаловажна и связь этой символики с иконографией Иоанна Предтечи, во имя которого освящен дьяковский храм. На многих иконах рядом с пророком мы тоже видим кладезь: либо восьмигранный, либо в виде четырехконечного креста, что символизирует его проповедь о покаянии и крещении и имеет многогранную богословскую трактовку.

В разработке композиции и символики дьяковского храма деятельное участие принимал сам государь Иоанн IV Грозный, по указу которого и велось новое строительство. Поэтому, кроме богословских аспектов, большое значение имела и политическая трактовка некоторых мотивов. Так, пятикупольный храм считался знаком преемственности власти русских государей и аллюзией на Успенские соборы в Киево-Печерской Лавре (1073 – 1078 годы), во Владимире (1185-1189 годы) и на Соборной площади в Московском Кремле (1475-1479 годы), по церковному преданию имевшие своим образцом церковь Успения Пресвятой Богородицы во Влахерне. Таким образом, здесь можно отметь пересечение двух идей: Новозаветной церкви – Горнего Иерусалима и освященного православной церковью земного царства. Русь в то время воспринималась как последнее (четвертое) православное государство - прообраз Царствия Небесного, к которому Иоанн IV считал себя обязанным подготовить своих подданных. Этот аспект раскрывается посвящением основного престола храма – Усекновения главы Иоанна Предтечи, главным мотивом проповеди которого было покаяние в ожидании скорого Страшного Суда. Определенную роль сыграли и личные мотивы царственного заказчика.

Посвящения боковых приделов имели строго определенный смысл. Как было упомянуто выше, восточные приделы (Зачатия Праведной Анны и Зачатия Иоанна Предтечи) являлись «наследием» более древнего деревянного храма, престолы которого перенесли в каменный . Во время возведения нового храма их посвящения получили дополнительное толкование. Так, богословы часто сравнивают праздник Зачатия Пресвятой Богородицы с чудом созидания храма нерукотворного, Церкви Новой. Дева Мария здесь олицетворяет «одушевленный храме, раю словесный», что хорошо подходит к значению перечисленных выше аспектов.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи в Великих Минеях Четьях (составленных по инициативе митрополита Макария) имеет сходное значение. Он толкуется как окончание времени старого завета и начала эпохи Новой Церкви: «Знамение есмь Божественного прихода, труба есмь Божия воплощения словесе» . Прославление апостола Фомы, как просветителя душ светом веры, созидателя «внутреннего храма», тоже согласуется с темой приуготовления к Царствию Небесному, объединяющей престолы дьяковского храма В текстах Миней на празднование апостола Фомы читаем: «…в небесных селениях давшему созидает палату светозарным и живым камением… их же великий апостол порождает не от семени истления, а банею нетления, и священные церкве тем вставе» .

Юго-западный придел первоначально был освящен в честь перенесения мощей Петра митрополита Московского. Тот факт, что из двух празднеств, посвященных святителю, было выбрано событие перенесения мощей, празднуемое 24 августа, свидетельствует о личной заинтересованности государя, так он родился в ночь с 24 на 25 августа, и, таким образом, митрополит Петр был его святым покровителем. Личность митрополита Петра была важна для первого русского царя еще и потому, что святитель перенес митрополичью кафедру в Москву и благословил возведение в столице Русского государства Успенского собора. Праздник Успения, почитавшийся и как праздник рождения соборной православной церкви , имел особое значение для последнего православного царства, которым считалась Русь – наследница славы Византии и Рима. Наконец, согласно преданиям, Иоанн IV Грозный получил от своего отца – великого князя московского Василия III крест, которым святитель Петр благословил великого князя Иоанна I Калиту и весь род московских правителей .

Последний – шестой престол Иоанно-Предтеченского храма освящен во имя равноапостольных Константина и Елены. Несомненно, в таком посвящении была дань памяти рано умершей матери Иоанна IV Васильевича – Елены Глинской (здесь вполне уместно вспомнить значение восьмигранного столпа, издревле предназначавшегося для мортирия – поминального храма). Нельзя забывать и о втором значении: Иоанн IV считал себя, после падения Византии, защитником не только русской, но и всей христианской церкви. Таким образом, святые правители были его «прародителями». Не случайно, уже с 1492 года (в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы) великий князь Иоанн III Васильевич, а за ним и его преемники, провозглашались «новым царем Константином». Так именовался и его царственный внук. Часть мощей равноапостольного Константина хранилась в золотой панагии Иоанна Грозного (XVI век, Оружейная палата) с резным по сардониксу изображением Иоанна Предтечи . Для таких аспектов символики дьяковского храма, как образ Небесного Иерусалима и Новой Церкви, было очень важным и почитание святых Константина и Елены как созидателей храма Воскресения Господня над Гробом Господним в Иерусалиме.

Можно сказать, что многообразие символики храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково было объединено одной главной темой – темой симфонии государственной и церковной власти, о которой мечтал святитель Макарий, и которая могла бы подготовить русское государство – последнее православное государство в мире к переходу в Царствие Небесное, Небесный Иерусалим.

Борисоглебский собор в Старице (по всей вероятности, возведенный Владимиром Андреевичем Старицким «в противовес» дьяковской церкви), храм Воскресения в селе Городня и Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря во многом наследовали архитектурные особенности предтеченской церкви, что побудило некоторых исследователей относить их к творчеству одного мастера (руководившего и строительством собора Покрова на Рву) . Это вряд ли возможно, но вполне допустимо существование нескольких артелей внутри одной школы, а так же наличие помощников у ведущих мастеров. Что же касается символической программы и особенностей посвящений престолов каждого храма, то эта тема выходит за рамки данного исследования.

Насыщенному символическому содержанию архитектуры храма Усекновения главы Иоанна Предтечи отвечала совершенная конструкция его столпов. Устройство центрального столпа потребовало очень сложного инженерного решения. Он состоит из четырех восьмериков, и восьмигранного барабана. Нижний восьмерик по высоте составляет почти половину столпа. Северную, южную и западную грани прорезают длинные узкие окна с закругленным верхом. Они составляют нижний ряд освещения. Далее, при помощи последовательного напуска в рядах кладки, архитектор смог осуществить плавный переход к трем восьмигранным ярусам небольшой высоты . Такой прием позволил достичь эффекта идеально гармоничного и устойчивого основания для массивного барабана, грани которого украшены полукруглыми экседрами. Загадка их происхождения и назначения не решена до настоящего времени. Возможно, этот декор до некоторой степени повторял первоначальное решение центрального столпа собора Покрова на Рву и имел дополнительную символическую нагрузку (если только выявленные следы восьми ложных главок у основания шатра являются достаточно достоверными) . Тем не менее, домыслы о изначально якобы «шатровом» завершении представляются надуманными.

Остальной декор центрального столпа достаточно сдержан. Нижний ярус отделен от остальных широким выносным «тройным» карнизом сложного профиля, а его грани украшены филенками. Два из трех верхних восьмериков скрыты под тремя рядами кокошников. Нижний ряд образован полукруглыми «закомарами» глубокого рельефа. Дополнительную пластику им придает «составной» рисунок многократно повторенных и уходящих вглубь кокошника арок. Четыре из восьми «закомар» прорезаны круглыми окнами, составляющими второй световой пояс столпа. Второй ряд, идущий «в перебежку» с первым, образуют кокошники схожие по рисунку, но существенно меньшего размера. Третий ряд представляет собой фриз из треугольных фронтонов. Верхний восьмерик оформлен глубокий ширинками – по две на грань.

Если прием расположения нескольких рядов полукруглых кокошников разного размера «вперебежку» уже использовался русскими зодчими (в основании шатра, венчающего центральный столп собора Покрова на Рву, 1555-1561 годы), то треугольные фронтоны сложного профиля в то время еще не получили распространения. Полукруглые закомары впервые на Руси были использованы в декоре Архангельского собора Московского Кремля (1505-1508 годы, архитектор – Алевиз Новый), но особенно часто они встречаются во второй половине - конце XVI века (собор Покрова на Рву 1555-1561 годы, Троицкий и Распятский храмы в Александровой слободе 1565-1570-е годы, церкви Святой Троицы в Хорошеве и Больших Вяземах 1590-х годов). Тоже можно сказать и о круглых окнах, вписанных в кокошники. Итальянский архитектор украсил композицией из четырех круглых окон центральный кокошник над западной стеной Архангельского собора. Русские зодчие предпочитали одно окно, (большего или меньшего размера) в кокошниках над гранями столпов. Именно такие окна видны в кокошниках нижнего ряда, на центральном столпе собора Покрова на Рву (1555-1561 годы). Тот же мотив использован в декоре столпов Распятской церкви-колокольни (перестроена в 1565-1570 году) и храма Покрова в Александровой слободе (нач. 1570-х годов), а также надвратного храма Происхождения честных древ Креста Господня Симонова монастыря (1591-1593 годы). Нетрудно заметить, что все перечисленные храмы входили в круг деятельности мастеров, работавших по заказам царской фамилии.

Архитектура боковых столпов храма Усекновения главы Иоанна Предтечи не столь сложна. Все они состоят из четырех восьмигранников. Нижний ярус, как и у центрального столпа, имеет наибольшую высоту. Зрительно он разделен многопрофильными карнизами на три части, каждая грань всех трех «ярусов» украшена филенками. Переход к восьмигранному барабану выполнен из трех последовательно уменьшающихся восьмигранников небольшой высоты. Оформление этой части столпов весьма необычно для своего времени: ее «маскируют» три ряда фронтонов, скрывающих малые «призмы» (невольно напрашивается сопоставление с «горками» кокошников, которыми лишь немного позже будут покрывать сомкнутые своды бесстолпных храмов).

Использование столь сложных и необычных для русского зодчества конструкций и многопрофильных элементов декора дало основание нескольким исследователям приписать возведение дьяковского храма артели итальянских или каких-либо иных иноземных мастеров. На данный момент эта точка зрения не доказана .

Редкая гармония и пластика архитектурных масс является главным украшением храма. Его древние росписи не сохранились. Единственный орнаментальный элемент уцелел на купольном своде центрального столпа – это изображение девятиконечной спирали, выложенной из кирпича. Значение этого рисунка - одна из загадок дьяковского храма. По одной из наиболее распространенных версий – это символ вечной жизни. Согласно другой точке зрения, – это христианский вариант древнего солярного знака, который, в данном случае, ассоциируется с Солнцем Правды – то есть самим Спасителем. Единственный аналог этому декору – такая же спираль в своде одного из столпов-приделов собора Покрова на Рву – во имя св. Александра Свирского. В XIX столетии (1829, 1834 и 1856 годы) храм «украсили» внешней стенной росписью, которую в ходе реставрационных работ признали не соответствующей его историческому облику. Во всем остальном его архитектура практически не претерпела существенных изменений. В течении XIX века из-за ветхости разобрали малые главки над западным притвором (их восстановили во время реставрации, проведенной в 1920-е годы Петром Дмитриевичем Барановским ). Кроме этого, для удобства клира, значительно перестроили северную и южную галереи, а с западной стороны пристроили паперть и крыльцо. Все эти новшества тоже были убраны во время реставрации 1920-х годов .

Специального внимания заслуживает звонница храма. Ее первоначальный облик – одна из загадок этой церкви. Тем не менее, очевидно, что после ее ремонта (или повторного возведения) она не использовалась для очепного способа звона (под очепным способом понимается раскачивание самого колокола во время звона). Снизу к ней (через Константино-Еленинский придел) ведет лестница, проходящая в толще юго-западной стены центрального столпа. В XIX столетии на звоннице обустроили удобную звонарскую площадку со всеми необходимыми приспособлениями. На ней устроили и новые перекладины с боков для подвеса тяжелых колоколов.

На фотографиях И.Э. Грабаря , И.Ф. Барщевского , П.Д. Барановского хорошо видны и устройство площадки, и развеска колоколов. Петр Дмитриевич Барановский оставил описание этого сооружения: «...Из помещения, обозначенного выше как "первая верхняя палатка" по деревянной лестнице можно попасть на звонницу. Эта лестница проходит через бывшую когда-то на юг от звонницы каменную небольшую главу... лестница из главы выводит на чердак, откуда через тесный и крайне неудобный пролаз попадают на звонницу. Пол звонницы деревянный, покрыт железом, между каменной с пролетами звонницей и стеной храма устроена крыша в более позднее время. На столбах висят колокола... Бывшие ранее по бокам звонницы полукруглые закомары срублены, и остались только начала их профилированных тяг у основания звонницы...» (позже закомары восстановили реставраторы) .

Мы не располагаем точными сведениями о колоколах, составлявших подбор звонницы к началу ХХ века. Достоверно известно, что в него входили восемь колоколов. В описании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, сделанном П.Д. Барановским (оно хранится в музее архитектуры им. А.В. Щусева), упомянут только колокол 1784 года, весом в 98 пудов . По свидетельству прихожан, до последней реставрации в подборе был колокол западноевропейского литья - довольно старинный и украшен надписью на латинском языке. Два вкладных колокола из дьяковского храма в 1923 году были перемещены на колокольню церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в музее-усадьбе «Коломенское». Надписи на них дают дополнительную информацию о времени и месте их отливки. Колокол, упомянутый Петром Дмитриевичем Барановским, был отлит на московском заводе Ассона Петровича Струговщикова, второй – меньший – тоже в Москве, на заводе братьев Самгиных. Оба колокола повреждены. Первый из них имеет большую Т-образную трещину, что делает его непригодным для звона, а второй – сквозное отверстие от выстрела . Сейчас все колокола подбора – современные.

Судьба храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково в ХХ столетии была не столь трагичной, как судьба многих других церквей, хотя ее состояние к 1923 году считалось аварийным. Именно в этом году, из-за необходимости неотложной реставрации (в стенах образовались сквозные трещины, грозившие обрушением храма), по настоянию Петра Дмитриевича Барановского в ней прекратилось богослужение. В этом же году церковь перешла в ведение музея . Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы . Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали (см. выше). Богослужения в дьяковском храме возобновились в 1992 году, и сейчас он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Библиография:

Кавельмахер В.В. К истории постройки именной церкви Иоанна Грозного в селе Дьякове. М., 1990. С.:27

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 132, 142, 172, 202, 205, 209, 210, 213, 242, 248; Он же . О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»: Материалы и исследования. М., 1998. Вып. 9. С.: 220- 239

Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1852. С.: 98; Рихтер Ф.Ф. Памятники древнего русского зодчества. М., 1850. Вып. 2. С.: 6; Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980. С.: 57; Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т. II. С.:34; Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII веков. М., 1936. С.: 256-258; Новиков И.И. Выдающиеся произведение русской архитектуры – церковь в селе Дьякове // Ежегодник ГИМ. М., 1962. С.: 162-163

Павлович Г.А. Храмы средневековой Москвы по записям Ладанных книг (опыт справочника-указателя) // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. Т.1. С.: 170

Зимин А.А. Краткие летописцы XV-XVI веков // Исторический архив. М.-Л., 1950. Т.5. С.: 30

Азарова О.В. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково: Архитектурные особенности и символика // Мир музея. 2001. №4. С.: 58-63

Архив музея-заповедника «Коломенское». Оп.1. Д. №331. Научно-технический отчет о ремонтных и реставрационных работах, проведенных по памятнику архитектуры XVI века – церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково за май 1959-1960 год. С. 7

Романов К.К. Псков, Новгород, Москва // ИРАМК. Л., 1925. Т. IV. С.: 209-241

Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.: 222

Мартынов А.А., Снегирев И.М. - Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, 1852. С.: 36-37

Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала ХХ веков. Принципы художественного единства. М., 1997. С.: 75

Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. Записка П. Савваитова // Памятники древней письменности и искусства. Спб.,1862. Вып. 61. С.: 78

Шередега В.И. К вопросу о взаимодействии каменной и деревянной архитектуры в русском зодчестве XVI века // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970. С.: 460

Carona G. Ritratto di Bramante. Rim, 1986

Pedretti C. Leonardo architetto. Milan, 1978

Кириллин В.М. Символика чисел в литературе Древней Руси (XI-XVI века). Спб., 2000. С.: 30, 119, 120, 230

Иоаннесян О.М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалимы в русской культуре. М., 1994. С.: 100-148

Этингоф О.Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI-XII внков. М., 1990. С.: 215

Два сватовства иноземных принцев к русским великим княжнам в XVII веке // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. № 4. М. 1867; Пьер Ламартиньер. Путешествия в северные страны. М., 1911. С: 136

Баталов А.Л. Традиция строительства Успенских храмов в XVI веке // Русское искусство позднего средневековья. XVI век. Спб., 2000. С.: 3-4

Лифшиц Л. Что Тя наречем! София Премудрость Божия в русской иконе // Наше наследие. 65/2003. С.28

Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 14-24. Спб., 1869. С.: 1358, 1367; Там же. Октябрь. Дни 4-18. Спб., 1814. С.: 830

ПСРЛ. Спб., 1914. Т. 20, часть 2. Львовская летопись (свод 1518 года). С.: 419-420

Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Каталог выставки. М., 2003. С.: 286-287

Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008

Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С.: 98 -109

Паспорт на памятник «Усадьба Коломенское. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове, середина XVI века». Архив музея-заповедника «Коломенское». Оп.2,дело № 183. Л. 11

Барановский П.Д. Описание церкви Ивана Предтечи 1529 года в Дьяковском приселке села Коломенское. 1 мая 1923 года. ГНИМА им. А.И. Щусева. Фонд П.Д. Барановского

ГНИМА им. А.В. Щусева. Фототека. Раздел «Уникальные фото», коллекция И.Ф. Барщевского; Негативы: № МРА 0245, № МРА 0246, № МРА 0248

Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2

Ильина М.Н. Деятельность Петра Дмитриевича Барановского по созданию и становлению музея в Коломенском // Коломенское: Материалы и исследования. М., 2002. Вып. 7. С.: 60-102

Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 26-31; 70, 71

Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 168, 169; Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942

Орфинский В.П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. С.: 64-65, 79 // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С.: 47-85

Соболев Н. Проекты реконструкции памятника архитектуры – храм Василия Блаженного в Москве // Архитектура СССР. 1977. №2. С.: 44



Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.



Село Дьяково в XVI ст. было приселком села Коломенского и находилось Московского уезда в дворцовом ведомстве. В нем исстари была церковь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Царь Иоанн Васильевич каждый год езжал в село Дьяково праздновать свои именины на 29 августа, слушал обедню в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, а потом пировал с духовенством и боярами в коломенских хоромах.

В писцовых книгах Московского уезда 1631 - 33 гг. говорится: «села Коломенского приселок село Дьяковское, а в нем церковь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи каменная, около церкви на папертях четыре придела, да над папертью придел Царя Константина; на церковной земле во дворе поп вдовый Тимофей Андреев, во дворе поп Петр Козмин, во дворе дьякон вдовый Федор Нефедьев, во дворе пономарь Левка Иванов, во дворе просвирница Авдотьица; на церковной земле бобылей 2 двора, да место попово, да 14 мест келейных нищих, пашни церковные, вместо государева годового денежного жалования, в пустоши, что было сельцо Острединское - поместье князя П. И. Шуйского, пашни паханные 10 чети…».

В 1633 г. в приходе церкви Иоанна Предтечи было 47 дворов; церковной дани платилось 4 руб. 31 алтын, десятильничих и заезда 3 алтына 2 деньги. В переписных книгах 1646 г. записано: «в селе Дьяковском церковь Иоанна Предтечи, да в приделе Зачатия Пречистой Богородицы каменное строение, да в церкви Давыда и Константина, да Зачатие Иоанна Предтечи; у церкви во дворе поп Евтифий Федоров, во дворе поп Петр Козмин, во дворе дьякон Изот Михайлов, во дворе пономарь Пименко Максимов, во дворе просвирница Авдотья Никитина; в селе крестьян 21 двор и церковных бобылей 3 двора».

1722 года: церковь Иоанна Предтечи каменная с приделами: Зачатия Св. Анны, Двунадесять Апостол, Трех Святителей и Царя Константина. Выходы царя Алексея Михайловича в село Дьяково, в день праздника 29 августа: «1661 г. - слушал государь всеношного в селе Коломенском, в церкви Иоанна Предтечи; обедни слушал в той же церкви; в 1664 г. - слушал великий государь всеношного в селе Коломенском, в хоромах, в комнатном платье, того ж дня слушал великий государь обедни у праздника Иоанна Предтечи в селе Дьякове; 1665, 1667, 1671 гг. слушал обедни в той же церкви; 1679 г. - слушал великий государь Федор Алексеевич всеношного бдения и божественной литургии в церкви Иоанна Предтечи в селе Дьякове».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III неподалеку от Коломенского в селе Дьякове с молением о даровании великому князю наследника престола.

В пользу этой версии свидетельствуют многие факты. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что указывает на желание государя иметь наследника, тезоименитого родоначальнику московских князей Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении бокового придела святой Анне - матери Пресвятой Богородицы. Один из приделов посвящен апостолу Фоме, не поверившему сначала в Воскресение Христа, что символизирует осознание государем греховности неверия и сомнений. Посвящение еще одного придела святителю митрополиту Петру, покровителю рода Калиты, выражает молитву о ниспослании чуда. Еще один престол был освящен в честь святых царя Константина Великого и его матери Елены, что указывает на обращение к небесной покровительнице Елены Глинской.

Этот храм также явился предтечей собора Василия Блаженного - и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах этот знак пламеневидной спиральной свастики в XVI веке иногда заменяет образ Христа на своде главы и символизирует духовное открытие человеческой души к небу и вечное движение к Богу.

В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове, (между Волхонкой и Знаменкой), который был упразднен задолго до революции.

А вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Прекрасный вид на его величественные башни открывается из Старосадского переулка. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, и отсюда повелось московское название обители: "Ивановский монастырь, что на Кулишках, под Бором".

Он был основан еще в XV веке, и возможно, ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рождества Иоанна Предтечи (стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца) - отсюда и сохранилось в названии "под бором".

А здесь, на крутой возвышенности близ Кулишков, позднее прозванной Ивановской горкой, монастырь основала, вероятно, мать Ивана Грозного Елена Глинская в честь дня тезоименитства своего сына. Возможно, это сделал и он сам, взойдя на русский престол. Иногда основание монастыря приписывают великому князю Иоанну III, который разбил в этой местности великолепные Государевы сады, увековеченные в названии близлежащего Старосадского переулка. Приблизительно в то же время здесь появилась стройная белая церковь во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых садех. Одна из древнейших в Москве, она была построена в начале XVI века итальянским зодчим Алевизом Новым, архитектором Архангельского собора в Кремле. Заказ на эту церковь и в этой местности был высочайшим.

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где даже случайные прохожие не нарушали уединение инокинь. И только раз в году здесь было шумно, многолюдно и даже весело.

В свободное от богослужений время монахини занимались прядением и мотанием шерсти, вязали шерстяные чулки, пряли кружева. В монастырский праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 29 августа по старому стилю, или, по-простонародному, в день Ивана Постного, в старину около монастыря бывала "бабья" ярмарка, где торговали шерcтью и нитками. На нее стекались крестьянки со всей Москвы.

По одному из последних указов императрицы Елизаветы Ивановский монастырь предназначался для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей. И сюда, за неприступные монастырские стены, под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили, иногда под видом сумасшедших, прямо из Сыскного приказа или Тайной Канцелярии.

Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского, царица Марья, насильно постриженная в монахини; вторая жена старшего сына Ивана Грозного, царевича Иоанна, Пелагия, умершая только в 1620 году. Возможно, что именно здесь провела свои последние 15 лет жизни княжна Августа Тараканова, которую скрывали под именем инокини Досифеи. Как известно, Тараканову считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского, и Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне.

Таинственная инокиня Досифея томилась в заточении в Ивановском монастыре с 1785 года. Привезли ее ночью, в карете, закутанную в черное, в сопровождении конных офицеров. Для нее соорудили кирпичный домик рядом с жильем игуменьи и на ее содержание поступали крупные переводы. Она жила в полном одиночестве, в церковь ее водили по ночам, и богослужение тогда совершалось только для нее одной, в запертом храме. В 1810 году Досифея умерла в возрасте 64 лет, и ее с необычной для простой монахини торжественностью похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых. Это только подтверждает догадки о высочайшем происхождении инокини. Хотя по другой версии княжна Тараканова была заточена в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости, где и скончалась от чахотки.

Здесь же, в сыром монастырском склепе под соборным храмом, а потом в тесной келье, под охраной 33 года провела "мучительница и душегубица" помещица Дарья Салтыкова, заключенная сюда пожизненно по указу той же Екатерины Великой. Она долго сидела в земляном подвале монастыря, полностью лишенная света. Несколько раз в день специально назначенная монахиня приносила ей еду и свечу, которую забирала вместе с посудой. Длительное заточение совсем не изменило характера бывшей помещицы-"людоедки": сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Свою тюрьму она покинула только в гробу. В 1800 году Дарья Салтыкова умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на кладбище Донского монастыря.

Во время нашествия Наполеона Ивановский монастырь был сожжен дотла - так что его даже упразднили. Бывшая соборная церковь стала обыкновенной приходской, а в монашеских кельях расположились служащие Синодальной типографии, расположенной неподалеку на Никольской улице. Тогда же были сломаны старые кельи, в их числе и та, где жила Досифея.

Только по ходатайству митрополита Филарета император Александр II разрешил вновь восстановить Ивановский монастырь. В своем современном виде он был выстроен в 1861-1878 году архитектором М.Д.Быковским и в 1879 году освящен. Между тем, уже в 1877 году на территории строящейся обители разместили единственный в Москве лазарет для раненых русско-турецкой войны.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучшив момент, изредка могли бросить из окна записку, где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на случайных и совестливых прохожих...

(Черниговский переулок, № 2/4)

Напротив доходного дома И.Ф. Нейштадта находятся сразу две старинные церкви – Святых Великомучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи, которые связаны друг с другом не только месторасположением. Последняя освящена в честь праздника Усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, царь Иудейский Ирод имел преступную связь с женой своего брата Иродиадой. Иоанн Креститель обличил тирана и высказал ему горький укор. Под влиянием Иродиады Ирод заключил Иоанна в темницу. Далее Евангелие повествует: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу».

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

День Усекновения главы Иоанна Предтечи почитался еще учениками Иоанна Крестителя. На Руси в день его памяти поминали всех православных воинов, «за веру, Отечество и народ живот свой положивших и силою креста победивших смерть». Иванов день назывался «Иван Постный», потому что на него соблюдался строгий пост. В народе даже бытовала пословица: «Не соблюдешь Иван-пост – прищемят в аду хвост».

Добавление «под Бором» свидетельствует о том, что раньше вокруг монастыря и даже на холме, где была сооружена древняя московская крепость, шумел сосновый бор. Аналогичные добавления часто встречаются в топонимике московских церквей: храм Илии Пророка, что под Сосенками, собор Спаса Преображения на Бору и т. д. Интересно, что по указу царя Алексея Михайловича в 1658 году Боровицкая башня Кремля была переименована в Предтеченскую в честь расположенной рядом церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. Но старое название башни сохранилось и дошло до наших дней.

Вот что говорится в Симеоновской летописи: «В лето 6923 (1415), в великое говение, Марта десятый родися великому князю Василью Дмитриевичу сын Василий. Сице же бяше о рожении его: егда прииде день тои, в онже родитися ему, начать мать его велми изнемогати, яко и к смерти приближитеся еи, князю же в сем велице в скорби сущу; бе же в то время некий старец свят в манастыри святого Иоанна Предтечи под бором за рекою Москвою, знаем же бе и великим князем, к немуже и посла, да помолится о княгини его, он же отвеща к сланному к нему рек: «шед рцы великому князю, да молится Богу и пречистеи Матери Его и великому мученику Логину сотнику, понеже тои дань бысть помощник от Бога всему роду нашему о всех ихже требуете благых, а о княгини своеи не скорби, здрава будет и родить тебе сына в вечер сеи, наследника тебе», еже и бысть».

Благодаря этому летописному рассказу мы знаем, что в Черниговском переулке уже в начале XV века существовал Ивановский монастырь, что под Бором. С тех пор в этом монастыре стали молиться о благополучной беременности и родах и просить Бога благословить супругов мирным, благодатным рождением чад. Хоть монастырь и был за рекой – за чертой города, но находился всегда под особым покровительством московских князей. На то было две причины: расположение монастыря на пересечении ведущих торговых дорог и чудо, случившееся при рождении Василия II. До конца XIV века в Замоскворечье не было монастырей, поэтому появление Ивановского монастыря почти у самой дороги, ведущей в Орду, в самой небезопасной части города, довольно удивительно.

В 1514 году обветшавшая деревянная монастырская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была перестроена в камне «по особому благоволению» князя Василия III известным итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым (Альвизо Ламберти да Монтаньяно). Вероятнее всего, это был первый каменный храм в Замоскворечье. В 1530 году у Василия III родился долгожданный наследник – будущий царь Иван Грозный. Князь решает перенести столь почитаемый монастырь ближе к Кремлю и государеву двору – на Солянку, на холм, получивший впоследствии название Ивановская горка. Иоанно-Предтеченский монастырь в Ивановском переулке существует и поныне. По другой версии, монастырь был перенесен по распоряжению князей Глинских и супруги Василия III Елены Глинской. Третьи источники приписывают это деяние самому Ивану Грозному, который праздновал свое тезоименитство в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Словом, в XVI веке Ивановский монастырь, что под Бором был упразднен, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи стала приходской. В 1578 году царь Иван IV, митрополит Московский Антоний, бояре и весь честной народ встречали у церкви святые мощи князя Михаила Черниговского и его верного боярина Феодора, перенесенные из Чернигова крестным ходом. В память об этом на противоположной стороне переулка был построен деревянный храм, освященный во имя черниговских чудотворцев. Возле него мы еще остановимся.

Во время Смуты и борьбы русских воинов с польскими интервентами храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был основательно поврежден. В некоторых документах того времени церковь упоминается как деревянная. Возможно, после изгнания поляков возле разрушенного храма поставили временную деревянную церквушку. До наших дней от церкви XVI века сохранились лишь белокаменный подклет и фрагменты кладки в апсиде. Существующий теперь храм построен в 1658 году. В XVII веке он был устроен в виде продолговатого «корабля»: четверика, соединенного с расположенными с ним на одной оси трапезной и колокольней. В 1675 году артель каменщиков, которая занималась строительством каменного храма Черниговских чудотворцев, провела небольшую переделку Иоанно-Предтеченской церкви.

В 1722 году освятили северный придел Святого Николая Чудотворца. В 1757 году были сломаны обветшавшие колокольня и трапезная. На их месте, на средства купцов Федора Федоровича и Косьмы Максимовича Замятниных, возвели новую, несколько удлиненную трапезную с двумя приделами – Никольским и Космодамианским (освященным по просьбе одного из жертвователей). Одновременно началось строительство колокольни, расположившейся на углу с Пятницкой улицей – к востоку, а не к западу от церкви, как это делалось обычно. Четверик храма лишился Никольского придела и получил типичное барочное оформление XVIII века. В 1772 году появился новый купол на главной церкви и были прорублены большие окна, а в 1780-х годах была полностью достроена колокольня и возведена ограда вокруг храма. В конце XVIII века торцом к Черниговскому переулку была выстроена одноэтажная каменная богадельня.

В XIX веке построили притвор и паперть с характерным крыльцом. В 1896 – 1904 годах под руководством прославленного архитектора Ф.О. Шехтеля были произведены оформительские работы и обновление храма. В церкви появились роспись и мраморный иконостас. После революции 1917 года церковь была закрыта и со временем пришла в запустение. М.Л. Богоявленский – крупный специалист по истории московских храмов – так описывает вид церкви Иоанна Предтечи в одном из своих альбомов в 1969 году: «Церковь в настоящее время обезглавлена, штукатурка местами отвалилась, колокольня покрашена, позолоты нет. Внутри помещается «Управление продовольственными товарами. Райторготдел Советского района».

В конце 1970-х годов в связи с предстоящими Олимпийскими играми 1980 года была произведена реставрация, в результате которой восстановили главу, крест и фасады церкви и часть колокольни. Не обошлось и без невосполнимых потерь: стены храма оштукатурили и побелили. С 1990 года в храме Иоанна Предтечи помещался демонстрационно-выставочный зал ГИС «Художественное стекло» Министерства промышленности стройматериалов СССР. Только в 1997 году в церкви возобновились богослужения.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезной, колокольней и церковным домом составляют комплекс с элементами разных архитектурных стилей. Сам храм имеет архаичные черты XVII века. Он украшен наличниками и броским фризом из поребрика и бегунца. Во время реконструкции церкви по уцелевшим фрагментам был восстановлен декор того времени. От XVII века уцелели венчающий карниз и оформление южного портала. Купол, над которым поднимается восьмигранный световой барабан, и все завершение храма от фриза появились в конце XVIII века. Каменный церковный дом (богадельня) находится как раз на том месте, где Черниговский переулок «сгибается в колене». В XIX веке он был надстроен вторым этажом, но в целом сохранил планировку конца XVIII века.

Вытянутая вдоль красной линии Черниговского переулка трапезная воспринимается как отдельное здание из-за множества нетипичных для церкви окон и колокольни не на традиционном месте. Фасад трапезной украшен рядом пилястр и оконными наличниками с «ушками» и маленькими фронтонами, типичными для московского барокко. Особую нарядность ей придают ложные и настоящие окна цокольного этажа. Ограда от трапезной до колокольни, восстановленная в 1980-х годах в соответствии со старинной планировкой, отличается любопытными круглыми нишами, стилизованными под барочное оформление трапезной. Внутри церкви Иоанна Предтечи также видно сочетание разных эпох: фрагменты орнаментальной росписи XVII века и живопись XIX века, к сожалению скрытая под побелкой.

Ничего страшного не произойдет, если мы дойдем прямо до Пятницкой улицы и полюбуемся на колокольню церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи – самую знаменательную часть архитектурного ансамбля. Ее не случайно выдвинули так далеко. На Пятницкой улице самые высокие здания всегда выходили на красную линию. Чтобы высокая колокольня не отступала в глубь квартала, архитекторы были вынуждены нарушить одно из правил церковного строительства. Колокольня состоит из трех уменьшающихся кверху четвериков. Она выполнена в стиле зрелого классицизма: в нижнем ярусе применен дорический ордер, в среднем – ионический, в верхнем – коринфский. Нижний четверик, утяжеленный угловыми спаренными колоннами, как будто держит на себе всю пластичную конструкцию колокольни. Средний ярус украшен пилястрами, фронтонами и окнами с архивольтами, повторяющими арочные проемы нижнего четверика. Верхний барочный ярус звона увенчан граненым куполом с завершением в виде восьмигранника с главкой и шпилем. Таким образом, колокольня сочетает в себе и классицистические и барочные черты. Например, вазы, украшающие парапет первого яруса, стилизованы под раннюю классику, а бледно-зеленый цвет колокольни связывает ее архитектуру со стилем середины XVIII века.

Сейчас оба храма Черниговского переулка принадлежат Патриаршему подворью. В июне 2010 года Святейшим Патриархом Кириллом они переданы для размещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ректор – митрополит Волоколамский Илларион – одновременно является председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, доктором философии Оксфордского университета, доктором богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, почетным доктором Российского государственного социального университета и почетным профессором Русской христианской гуманитарной академии.

8 июня 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в дар церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором была передана частица мощей святителя Николая Мирликийского. Силами подворья был изготовлен специальный ковчег, в котором мощи и будут постоянно храниться. Справа от Царских врат в иконостасе храма Иоанна Предтечи находится икона покровителя храма, святого Иоанна Крестителя, перед которой горит неугасимая лампада. Икона выполнена в манере старого византийского письма греческими монахами. В настоящее время регулярных богослужений в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи не ведется, и попасть в храм можно только на праздничные службы.

Из книги Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи автора Горалик Линор

Из книги Космические тайны курганов автора Шилов Юрий Алексеевич

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Блаженные похабы автора Иванов Сергей Аркадьевич

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы автора Терещенко Александр Власьевич

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Чудо второе. Дьяковский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи На краю села Дьяково возвышается мощный пятиглавый богатырь – символ нового государства, царства Московского. Оказывается, что это не один, а пять столопо-образных храмов, тесно прижавшихся друг к другу и

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Из книги Москвичи и москвички. Истории старого города автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Иуда: предатель или жертва? автора Грубар Сьюзан

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, Черниговских чудотворцев (Черниговский переулок, № 3) Князь Михаил Черниговский – сын Всеволода Ольговича Чермного – с юности был благочестивым и смиренным. Он страдал тяжелой болезнью (случи же ся ему

Из книги автора

Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26) Усадьба Долговых располагалась на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, в который выходили южные корпуса. Переулок получил свое название в честь храма Священномученика Климента.

Из книги автора

Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 - декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"