Любимов, Исидор Евстигнеевич: биография. Внешняя торговля ссср Во главе внешней торговли


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. На основании ст. ст. 49 и 51 Основного Закона (Конституции) Союза С.С.Р. образуется Народный Комиссариат Внешней Торговли Союза С.С.Р. для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза на основе государственной монополии внешней торговли.

Глава II. ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

2. На Народный Комиссариат Внешней Торговли возлагается:

а) разработка и осуществление общих мероприятий, направленных к развитию торговых сношений Союза с иностранными государствами соответственно интересам Союза в целом и отдельных его частей;

б) составление экспортного и импортного плана Союза С.С.Р.;

в) осуществление импортно-экспортных планов и руководство связанными с внешней торговлей операциями, производимыми как через посредство центральных, местных и заграничных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, так и через акционерные и другие общества для внешней торговли;

г) разработка вопросов таможенной политики, а также заведывание таможенным делом Союза С.С.Р.;

д) участие в делегациях Союза С.С.Р. на международных съездах и конференциях по заключению торговых договоров и соглашений и по вопросам, касающимся внешней торговли, а также участие в разработке вопросов, подлежащих обсуждению на упомянутых съездах и конференциях;

е) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли, а также организация смешанных и иных обществ и учреждений по внешней торговле;

ж) дача заключений Главному Концессионному Комитету по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

з) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным и полным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

и) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

к) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли Союза С.С.Р.

Глава III. СТРУКТУРА НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

3. В состав Народного Комиссариата Внешней Торговли входят:

а) Народный Комиссар и коллегия при нем;

б) Секретариат;

в) Управление делами;

г) Управление торговыми предприятиями и учреждениями;

д) Управление регулирования и состоящая при нем Плановая комиссия (Внешторгплан );

е) Экономическо-правовое управление;

ж) Финансово-счетное управление;

з) Транспортное управление;

и) Главное таможенное управление.

Примечание. При Народном Комиссариате Внешней Торговли состоят: Таможенно-тарифный комитет и Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, действующие на основании особых положений о них, издаваемых Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р.

Глава IV. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

4. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по секретариату возлагается: ведение делопроизводства Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли по сношениям с высшими органами Союза С.С.Р.; наблюдение за исполнением управлениями и органами Народного Комиссариата Внешней Торговли поручений высших органов Союза С.С.Р., Народного Комиссара и коллегии Народного Комиссариата Внешней Торговли; организация секретарской части в заседаниях и совещаниях, созываемых Народным Комиссаром; заведывание секретной перепиской: прием, распределение и рассылка всей корреспонденции Народного Комиссариата Внешней Торговли.

5. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению делами возлагается:

а) делопроизводство по всем вопросам, не входящим в компетенцию других управлений;

б) учет личного состава Народного Комиссариата и его местных органов;

в) инспектирование и организация местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) обслуживание хозяйственных нужд Народного Комиссариата Внешней Торговли как учреждения;

д) издательская деятельность по вопросам внешней торговли.

6. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению торговыми предприятиями и учреждениями возлагается:

а) осуществление импортно-экспортных операций общесоюзного значения;

б) общее руководство деятельностью и согласованием оперативных планов всех учреждений и предприятий, работающих с государственными капиталами, полученными от Народного Комиссариата Внешней Торговли (государственных импортно-экспортных торговых контор при Народном Комиссариате Внешней Торговли, акционерных (смешанных) обществ и коммерческих частей торговых представительств);

в) распоряжение в пределах действующего законодательства капиталами Народного Комиссариата Внешней Торговли и его материальными фондами, выделенными для коммерческих целей;

г) контроль над поступлением доходов по договорам, подписанным Народным Комиссариатом Внешней Торговли, а также над поступлением прибылей от указанных в п. "б" настоящей статьи торговых предприятий и учреждений.

7. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Управлению регулирования возлагается:

а) дача органам Народного Комиссариата Внешней Торговли руководящих указаний по вопросам политики внешней торговли и регулирование ее;

б) разработка для внесения через Государственную Общеплановую Комиссию на утверждение Совета Труда и Обороны импортно-экспортного плана Союза С.С.Р. и наблюдение за выполнением утвержденного плана;

в) установление по соглашению с подлежащими ведомствами номенклатуры и стандартов экспортных и импортных товаров;

г) разработка и представление на утверждение Совета Труда и Обороны контингентов экспортных и импортных товаров, а равно распределение утвержденных Советом Труда и Обороны контингентов;

д) выдача лицензии и удостоверений на право ввоза и вывоза товаров;

е) дача руководящих указаний местным лицензионным отделам и рассмотрение жалоб на действия последних;

ж) регулирование экспортно-импортной деятельности всех учреждений, организаций и лиц, ведущих операции по внешней торговле; общий контроль и надзор за упомянутой деятельностью; наблюдение за точным исполнением всех законодательных постановлений и правил, относящихся к монополии внешней торговли;

з) организация участия Союза С.С.Р. на международных выставках и ярмарках.

8. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Экономическо-правовому управлению возлагается:

а) участие в разработке международных торговых договоров и соглашений;

б) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, импортных и экспортных возможностей Союза С.С.Р., а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспортных отраслей хозяйства;

в) разработка принципов таможенной политики;

г) разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

д) статистические работы, связанные с выполнением всех вышеуказанных заданий, а также объединение всех статистических работ, производимых в других управлениях по плану, предварительно согласованному с Центральным Статистическим Управлением;

е) информация и экономическая консультация по всем вопросам, связанным с системой монополии внешней торговли;

ж) составление периодических отчетов по Народному Комиссариату Внешней Торговли;

з) ведение предварительных переговоров о концессиях по внешней торговле;

и) составление заключений по вопросам регистрации иностранных фирм, ходатайствующих о допущении их к операциям на территории Союза С.С.Р.;

к) дача заключений по всем юридическим вопросам, в частности, по заключаемым договорам;

л) систематизация законодательства по внешней торговле;

м) ведение судебных дел, в частности, дел о нарушении монополии внешней торговли.

9. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Финансово-счетному управлению возлагается:

а) разработка общих вопросов финансовой политики Народного Комиссариата Внешней Торговли;

б) составление проектов доходных и расходных смет и исполнение смет утвержденных;

в) выполнение финансовых операций Народного Комиссариата Внешней Торговли;

г) бухгалтерский учет денежных и торговых операций всех органов Народного Комиссариата Внешней Торговли с составлением по всему Народному Комиссариату периодических отчетов;

д) руководство и надзор за правильной деятельностью всех центральных и местных органов Народного Комиссариата Внешней Торговли в области финансового и счетного дела;

е) обслуживание валютных нужд органов Народного Комиссариата Внешней Торговли и предприятий, организованных при его участии.

Примечание. Состоящая при Управлении регулирования Плановая комиссия (Внешторгплан ) действует на основании положения о ней, утверждаемого Народным Комиссаром Внешней Торговли и председателем Государственной Общеплановой Комиссии Союза С.С.Р.

10. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Транспортному управлению возлагается:

а) разработка вопросов о всех необходимых для обеспечения интересов внешней торговли мероприятиях в области морского, речного, железнодорожного и воздушного транспорта, страхования, складочных и варрантных операций и согласования их с подлежащими органами;

б) руководство деятельностью торговых портов, находящихся в ведении Народного Комиссариата Внешней Торговли;

в) участие в разработке и проведении международных конвенций и соглашений по транспортным вопросам.

11. На Народный Комиссариат Внешней Торговли по Главному таможенному управлению возлагается:

а) организация и управление таможенными учреждениями;

б) участие в разработке международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенного дела;

в) разработка таможенного тарифа;

г) наблюдение за осуществлением мероприятий по борьбе с контрабандой и организация борьбы с контрабандой через посредство таможенных учреждений за пределами зоны, в которой эта задача возложена на органы Объединенного Государственного Политического Управления;

д) наблюдение за выполнением всех законов и распоряжений по таможенной части;

е) ведение таможенной статистики.

Глава V. ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПРИ СОВЕТАХ НАРОДНЫХ

КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И О МЕСТНЫХ ОРГАНАХ

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

12. Органами Народного Комиссариата Внешней Торговли являются:

а) уполномоченные Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик;

б) торговые представительства Союза С.С.Р. и торговые агентства Союза С.С.Р. за границей;

в) таможенные округа или представители таможенных управлений.

Раздел 1. Уполномоченные Народного Комиссариата Внешней

Торговли при советах народных комиссаров союзных республик

13. Порядок назначения и отзыва уполномоченных, их права и обязанности определяются общим Положением о народных комиссариатах Союза С.С.Р.

14. Уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик подведомственны непосредственно все агенты и органы Народного Комиссариата Внешней Торговли на территории данной союзной республики.

15. Уполномоченный в пределах распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли ведает всеми находящимися на территории данной союзной республики денежными и материальными фондами, выделенными в его распоряжение как Народным Комиссариатом Внешней Торговли, так и правительством данной союзной республики для операций по внешней торговле. Экспортные фонды, выделенные союзными республиками и переданные уполномоченным Народного Комиссариата Внешней Торговли, остаются собственностью республик.

16. Для осуществления возложенных на уполномоченного при совете народных комиссаров союзной республики задач по регулированию внешней торговли при нем учреждается управление.

17. Для осуществления коммерческих операций на территории данной республики под непосредственным руководством и контролем уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров этой республики им может быть с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли организована Государственная импортно-экспортная контора (Госторг ) с правом юридического лица, действующая на основании положения о ней, утверждаемого Советом Труда и Обороны. Госторг действует под руководством Управления торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

18. Госторг при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики проводит свои коммерческие операции исключительно на территории данной союзной республики. В случае необходимости проведения каких-либо операций на территории других союзных республик таковые могут проводиться исключительно через Госторг , состоящий при уполномоченном Народного Комиссариата Внешней Торговля при совете народных комиссаров подлежащей союзной республики, а за границей - через коммерческие части соответствующих торговых представительств.

19. В задачи уполномоченного входят:

а) обследование и изучение внутренних и внешних рынков, экспортных и импортных возможностей, а также разработка мероприятий, способствующих развитию экспорта республики;

б) разработка экспортно-импортного плана по данной республике, согласование его с соответствующей союзной республикой и представление его в Народный Комиссариат Внешней Торговли, а также его осуществление по надлежащем утверждении;

в) надзор за операциями по внешней торговле всех учреждений, организаций и лиц на территории данной республики;

г) наблюдение за точным выполнением законов и распоряжений по внешней торговле и охрана монополии внешней торговли;

д) выдача лицензий и удостоверений на ввоз и вывоз товаров в пределах контингентов, предоставленных Народным Комиссариатом Внешней Торговли данному уполномоченному на основании утвержденного общесоюзного экспортно-импортного плана, а равно выдача лицензий и удостоверений на вывоз неконтингентированных товаров;

е) контроль над деятельностью смешанных обществ на территории данной союзной республики;

ж) предварительная разработка вопросов по концессионированию и акционированию отдельных отраслей внешней торговли;

з) экономическая консультация по вопросам внешней торговли;

и) исполнение всех поручений и распоряжений Народного Комиссариата Внешней Торговли.

20. Для наблюдения и содействия при проведении за границей операций по внешней торговле, связанных с обслуживанием нужд данной союзной республики, уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров данной республики может с разрешения Народного Комиссариата Внешней Торговли назначить своего представителя, действующего в составе соответствующего торгового представительства Союза С.С.Р., на основании положения, утверждаемого Советом Труда и Обороны, по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли.

21. В случае необходимости по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли с правительством данной союзной республики на территории последней под непосредственным руководством и надзором уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли могут быть учреждаемы специальные акционерные общества по импорту и экспорту.

22. Уполномоченный Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики организует в случае надобности на территории данной республики с утверждения Народного Комиссариата Внешней Торговли областные управления или отделения Народного Комиссариата Внешней Торговли, во главе которых стоят начальники, непосредственно подчиненные уполномоченному.

Раздел 2. Торговые представительства и торговые агентства

Союза С.С.Р. за границей

23. Торговые представительства Союза С.С.Р. за границей являются органами Народного Комиссариата Внешней Торговли, составляют в то же время часть соответствующих полномочных представительств Союза С.С.Р. за границей и входят в состав последних.

24. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей назначаются и отзываются постановлением Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли, согласованному с Народным Комиссариатом Иностранных Дел.

25. В торговые представительства за границей в пунктах, представляющих особый интерес для той или иной союзной республики, по соглашению Народного Комиссариата Внешней Торговли и совета народных комиссаров союзной республики вводится представитель союзной республики, а в представительства, при которых имеются советы, представитель союзной республики входит в качестве члена этих советов.

26. Торговые представители Союза С.С.Р. за границей для выполнения возложенных на них задач имеют при себе аппарат, который разделяется на части регулирующую и коммерческую.

27. В задачи торговых представительств по регулирующей части входит:

а) выяснение общей экономической обстановки страны их пребывания;

б) изучение условий местного рынка и информация;

в) контроль над деятельностью смешанных обществ за границей;

г) наблюдение за исполнением существующих между Союзом С.С.Р. и данным государством торговых договоров и соглашений и участие в выработке новых договоров и соглашений;

д) надзор за торговой деятельностью в данной стране всех органов, учреждений и граждан Союза С.С.Р., в том числе и коммерческой части торговых представительств.

28. В задачи коммерческой части торгового представительства Союза С.С.Р. за границей по регулирующей части входит выполнение плановых заданий Народного Комиссариата Внешней Торговли и других органов Союза С.С.Р., а также торгово-комиссионных операций по поручениям коммерческих органов Народного Комиссариата Внешней Торговли, государственных учреждений и предприятий, кооперативных, общественных и частных предприятий и лиц, коим разрешено совершение экспортно-импортных операций. Коммерческая часть торгового представительства в своей коммерческой работе подчинена через торговые представительства Управлению торговыми предприятиями и учреждениями Народного Комиссариата Внешней Торговли.

29. Торговые агентства Союза С.С.Р. за границей учреждаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли и подчиняются Народному Комиссариату Внешней Торговли либо непосредственно, либо через торговые представительства Народного Комиссариата Внешней Торговли по распоряжению последнего.

Торговые агенты назначаются и отзываются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Функции торговых агентств в к аждом отдельном случае определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Раздел 3. Таможенные округа

30. Во главе таможенных округов стоят начальники, назначаемые и отзываемые Народным Комиссаром Внешней Торговли по соглашению с советами народных комиссаров союзных республик.

31. Районы таможенных округов, перечень входящих в состав каждого из них учреждений, а также местонахождения окружных управлений устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики. Состав таможенных округов, входящих в них учреждений, их права и обязанности определяются Народным Комиссариатом Внешней Торговли в установленном порядке.

32. В таможенные округа входят таможни I, II и III разрядов и таможенные посты.

Примечание 1. Открытие и упразднение таможенных учреждений, а также изменение места их расположения, установление разрядов таможни, переименование таможенных постов в таможни и таможен в таможенные посты производится Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза С.С.Р. и советом народных комиссаров соответствующей союзной республики.

Примечание 2. Народному Комиссариату Внешней Торговли по соглашению с советом народных комиссаров соответствующей союзной республики предоставляется право выделять таможни и таможенные инспекторские участки из ведения округа с непосредственным подчинением Главному таможенному управлению.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ

] как систему, используемую для уклона от принятых на себя Наркомвнешторгом обязательств, являются глупой и злостной клеветой. Монополия внешней торговли заключает в себе принципы строжайшего исполнения Наркомвнешторгом заключенных обязательств и договоров, и во всей торговой деятельности органов Внешторга с момента возобновления внешней торговли Советской республики в 1920 г. не может быть указано ни одного случая неисполнения торгпредствами каких-либо из заключенных ими обязательств. Конечно, монополия внешней торговли является достаточно могучим орудием в руках советского государства для того, чтобы успешнее бороться с тем, кто стремится подорвать экономические интересы нашей страны или повредить нашей торговле. Но даже в тех случаях, когда советское правительство вынуждено ввиду агрессивных поступков со стороны какой-либо организации предпринять то или иное изменение в направлении своих товаров или в выдаче заказов, точное исполнение заключенных обязательств по договорам всегда остается непоколебимым условием; даже тогда, когда наше торгпредство в Германии в мае текущего года подверглось неслыханному нападению со стороны прусской полиции , осуществившей этот акт беззакония, даже в тайне от собственного Министерства иностранных дел, даже и тогда Наркомвнешторг, ограничив и сократив торговые сношения с Германией, ни на один день не приостановил исполнение текущих договоров или расчетов по заключенным договорам и сделкам. Когда год тому назад советское правительство вынуждено было вследствие враждебного акта , мешавшего нашей торговле, прекратить выдачу заказов на Францию, осуществлявшее эти поручения советского правительства английское общество Аркос назначило для ликвидации начатых уже сделок специального доверенного, и нам неизвестны какие-либо жалобы со стороны французских фирм, имевших с Аркосом торговые сделки. Будет очень жаль, если хорошие деловые сношения, установившиеся у советских хозяйственных организаций с Амторгом или через него и с другими американскими фирмами, будут испорчены клеветнической кампанией, но все фирмы и лица, заключившие соглашения или сделки с советскими организациями, имеющие на это достаточные полномочия Наркомвнешторга или его органов, могут быть вполне уверены в точном и своевременном выполнении обязательств; и именно система монополии внешней торговли, обеспечивающая строжайший правительственный контроль за всеми этими сделками, дает наилучшую гарантию точного выполнения всех обязательств.

Наркомвнешторг Красин

Примечания :

Амторг (American Trading Corporation) образован в Нью-Йорке 27 мая 1924 г. путем объединения обществ Продэкско и Аркос-Америка. НКИД высказался за то, чтобы новое общество носило характер частного учреждения. «Лицам, кои будут назначены руководителями общества, - писал М. М. Литвинов Л. Б. Красину 31 января 1924 г., - должно быть строжайшим образом внушено, чтобы они ни в коем случае не выступали в Соединенных Штатах в роли агентов Советской власти». И. Я. Хургин предложил несколько вариантов названия общества: Торговое общество Союза Советских Республик (ТО СССР), Советско-американское торговое общество (САТОР), Американское торговое общество (Амторг). В результате обсуждения решено было остановиться на последнем названии.

Основные функции и способы деятельности общества определялись на основании соглашения последнего с НКВТ от 28 ноября 1924 г. НКВТ брал на себя обязательство предоставлять Амторгу лицензии на экспорт сырого материала всех видов, допущенных к вывозу для продажи в Северной и Южной Америке, лицензии на ввоз в СССР из Северной и Южной Америки для продажи на внутреннем рынке Союза всех сортов сырого материала, полуфабрикатов, промышленных товаров, допущенных к ввозу в СССР. В свою очередь Амторг брал на себя обязательство выплачивать НКВТ ежегодное “вознаграждение” в размере 50% от чистой прибыли. Но это условие практически не соблюдалось. В 1931 г. Управление по налоговым жалобам в США констатировало, что, вопреки соглашению между Амторгом и НКВТ от 28 ноября 1924 г., Амторг передавал НКВТ всю сумму прибыли. Связь Амторга и НКВТ была чрезвычайно тесной. Но в советских партийно-государственных кругах настоятельно подчеркивалась полная независимость Амторга от НКВТ и его положение как независимого русско-американского общества. Стремление отрицать государственный характер Амторга было обусловлено как политическими, так и экономическими факторами. С экономической точки зрения это было связано с проблемой налогообложения Амторга. В качестве негосударственного торгового общества Амторг пользовался некоторыми налоговыми льготами. Весной 1931 г. сборщик внутригосударственных налогов США установил дополнительный налог на Амторг, исходя из того, что Амторг - общество, управляемое советским правительством. Этот налог был значительно выше суммы, которую Амторг платил в качестве торгового общества. Руководство Амторга обратилось в Отдел налоговых жалоб США, мотивируя свою позицию тем, что акции Амторга являлись собственностью ряда частных лиц и кооперативных организаций. С политической точки зрения, афишировать государственный характер Амторга было крайне не желательно, чтобы не акцентировать внимание американских деловых и политических кругов на том моменте, что Амторг помимо коммерческих, выполняет и политические задачи (РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Д. 96. Л. 30, ЗЗ об., 52‑52 об., 72; Оп. 17. Д. 521. Л. 25; Оп. 22. Д. 80. Л. 329).

22 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК РСФСР о национализации внешней торговли. В нем говорилось: «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки... для вывоза и ввоза воспрещаются (Сборник действующих декретов и постановлений по внешней торговле. М., 1924. Стр. 11). Органом, ведущим внешнюю торговлю, был Народный комиссариат торговли и промышленности. С введением нэпа ситуация изменилась. В наказе СНК РСФСР от 11 марта 1921 г. было сказано, что «для развития торговых отношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заграничных сделках и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах НКВТ». Предоставление некоторой свободы на внешнем рынке было обусловлено стремлением государства активизировать внешнеэкономическую деятельность. Права НКВТ в области внешней торговли были определены декретом от 9 августа 1921 г., согласно которому он стал основным заготовителем экспортного сырья. Государство передало НКВТ республиканский экспортный фонд, что должно было обеспечить его устойчивое положение в условиях возможной конкуренции с госучреждениями и кооперацией. Постановлением Президиума ВЦИК от 13 марта 1922 г. на НКВТ была возложена функция по контролю и руководству за внешней торговлей РСФСР и фактически за деятельностью всех учреждений, действовавших в этой сфере. Активным сторонником усиления роли НКВТ в сфере внешней торговли являлся Л. Б. Красин. Он выступил против осуществления НКВТ только контрольных функций, считая, что «сколько-нибудь действенный контроль над организациями, непосредственно осуществляющими внешнюю торговлю, возможен будет лишь тогда, когда... количество этих организаций не будет превышать некоторого предела» (цит. по: Кауфман М. Я. Организация и регулирование внешней торговли России. М., 1925. Стр. 58). Стремление возникших за первый год нэпа хозрасчетных торгово-промышленных объединений к активным внешнеторговым операциям побудило их требовать дальнейшего смягчения монополии внешней торговли. В конце 1922 г. в партийно-государственных кругах начались дискуссии по этому вопросу, где победу одержали сторонники сохранения монополии внешней торговли и ранее объявленного принципа допущения некоторых организаций к участию во внешнеэкономической деятельности. Позиция Л. Б. Красина нашла поддержку в высших партийно-государственных кругах, и 13 апреля 1923 г. специальным декретом был ограничен круг учреждений, имеющих право на ведение самостоятельных внешнеторговых операций. Их стало 25. Остальные должны были получать разрешение на заключение внешнеторговых сделок в НКВТ в каждом отдельном случае. IX съезд Советов в резолюции о новой экономической политике отметил, что «дальнейшее развитие торговых сношений с заграницей требует более прямых и непосредственных связей промышленности с заграничным рынком. Находя, что охранение народного достояния и интересы наиболее выгодной реализации на заграничных рынках тех продуктов, которые разрешаются к вывозу, требуют сохранения за государством монополии внешней торговли, IX съезд Советов считает, что всероссийским и областным кооперативным объединениям всех видов, государственным и промышленным объединениям должно быть разрешено непосредственное производство экспортных и импортных операций (на основании особых соглашений их с НКВТ о допущении или ограничении вывоза или ввоза определенных видов товаров и под его контролем). В тех же целях должно быть разрешено образование при обязательном участии НКВТ - смешанных обществ для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в Советскую Россию необходимых ей продуктов, с установлением таможенных пошлин - ввозных и вывозных» (Там же. Стр. 68).

Некоторая свобода внешнеэкономической деятельности сохранялась за Аркосом, Амторгом, смешанными акционерными обществами. На втором совещании уполномоченных НКВТ 6 января 1924 г. было решено считать допустимым наличие вышеназванных организаций как структур НКВТ, обладающих значительной свободой внешнеэкономической деятельности. Попытки нарушить фактически монопольное положение НКВТ и его структур на внешнем рынке были предприняты в 1925 г. рядом сотрудников Наркомзема (Н. Д. Кондратьев, Суханов, В. Г. Громан), считавших, что аппарат НКВТ слишком громоздкий, снижает оперативность внешнеторговой деятельности. В частности, Н. Д. Кондратьев отмечал, что «протекционизм в отношении промышленности СССР должен проводиться так, чтобы не препятствовать ввозу орудий и средств сельскохозяйственного производства» (Плановое хозяйство. 1925. № 8. Стр. 111). Но успеха эти попытки не имели. И к середине 20‑х годов государство в лице НКВТ стало фактическим монополистом во внешней торговле СССР, что трактовалось партийно-государственными кругами как одно из крупнейших достижений социалистического строительства.

Имеется в виду вторжение германской полиции 3 мая 1924 г. в торгпредство СССР в Берлине (Шишкин В. А. Цена признания. Спб., 1991. Стр. 130).

Имеется в виду прекращение выдачи въездных виз во Францию торговым работникам из СССР в апреле 1923 г.

РГАЭ. Ф. 413. Оп. 2. Д. 1258. Л. 6-7. Копия

ВКонтакте Facebook Одноклассники

ГМВТ устояла до 80-х годов, потому что все споры по внешнеторговым сделкам решались по законам СССР

Вторая половина 1920-х годов - время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриализации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли. Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП(б) в 1925 году. Он наметил следующую линию в этой области: «...сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов... Мероприятия должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы монополии внешней торговли; б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата...».

Одним из мероприятий по обеспечению единства работы заготовительных, закупочных и внешнеторговых органов в этот период было создание в 1925 году объединенного Наркомата внутренней и внешней торговли.

Было принято решение создать специализированные внешнеторговые акционерные общества , которые должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров: хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и так далее. Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте, хотя они не являлись, как правило, монопольными экспортерами или импортерами данного товара. Хотя они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экспортхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Госторг РСФСР, «Укргосторг», «Льноцентр», АРКОС, «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вукоспилка», «Масложирсиндикат». Акционерный капитал общества составлял 5 миллионов рублей. Государственные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.

Синдикаты . Право самостоятельного выступления на внешнем рынке получили также синдикаты - организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрасли. Наиболее известные из них - «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».

С развитием внешнеторговых операций государственных акционерных обществ и синдикатов снизилась роль других государственных и кооперативных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 годы снизилась (%): по экспорту - с 47,3 до 34; по импорту - с 86,8 до 54,1. За это же время доля государственных акционерных обществ выросла (%) по экспорту с 31,6 до 59,9, а по импорту - с 6,3 до 34.

ГМВТ с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х годов

В конце 1920-х годов в СССР сложилась система централизованного управления экономикой на плановой основе, многоукладный характер экономики стал уходить в прошлое. Возникла необходимость новой реорганизации системы внешней торговли СССР.

Если раньше главной задачей внешнеторговых организаций была мобилизация экспортных ресурсов, то теперь их главной задачей стала реализация товаров на внешнем рынке. Коренная реформа кредитной системы потребовала отмены некоторых устаревших форм мобилизации денежных средств - например, акционерных обществ.

В связи с этим в 1930 году основные реформы в области организации внешней торговли были проведены по следующим линиям:

Создание монопольных экспортно-импортных объединений;
- разграничение функций по заготовке товаров и по их экспорту;
- разделение Наркомата торговли на два самостоятельных ведомства: Наркомат снабжения СССР и Наркомат внешней торговли СССР.

С тех пор на протяжении более половины столетия система внешней торговли СССР продолжала базироваться на государственной монополии и никаких принципиальных перестроек не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торговли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 году два союзных министерства - внешней и внутренней торговли - слились в министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 годах). Однако через пять лет, в 1958 году, опять произошло разделение на два министерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 года. Можно еще добавить, что после войны появилась государственная система внешнеэкономических связей, которая вобрала в себя и государственную систему внешней торговли. Был создан Государственный комитет по внешним экономическим связям , который вместе с министерством внешней торговли осуществлял управление системой внешних экономических связей СССР.

Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года

В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 года стала состоять из следующих основных элементов:

Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР,
- торговые представительства СССР за границей,
- всесоюзные экспортно-импортные объединения,
- Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодексу 1964 года).

Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная торговая палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус общественной организации, но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (министерством) внешней торговли, оказывая содействие расширению внешней торговли СССР. В частности, ВТП организовывала советские выставки за рубежом и иностранные выставки в СССР.

Что касается Наркомата (министерства) внешней торговли СССР , то ведомство имело центральный аппарат и уполномоченных в различных районах СССР. К основным его функциям относились:

1) разработка и осуществление мероприятий по развитию экономических связей и улучшению торговли Советского Союза с иностранными государствами;
2) составление планов внешней торговли и обеспечение их выполнения;
3) разработка проектов торговых соглашений с иностранными государствами и контроль за выполнением этих соглашений;
4) руководство деятельностью и контроль за операциями подведомственных министерству внешнеторговых и хозяйственных предприятий;
5) разработка вопросов валютной и таможенной политики и выдача лицензий на ввоз и вывоз товаров;
6) руководство работой по внешнеторговому транспорту, фрахтованию судов и транспортно-экспедиторскому делу;
7) заведование таможенным делом.

Для выполнения возложенных на него функций Наркомат (министерство) внешней торговли находился в тесном взаимодействии с Госпланом СССР (планирование внешней торговли), Министерством иностранных дел СССР (разработка мер по улучшению внешней торговли с отдельными странами), «Внешторгбанком» и Госбанком СССР (расчеты по внешней торговле и разработка валютной политики), подведомственными всесоюзными экспортно-импортными объединениями.

Всесоюзные экспортно-импортные объединения были основным «рабочим» звеном системы внешней торговли СССР. К началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений, которые специализировались на тех или иных видах товаров. Что это за объединения? В области торговли машинами, оборудованием, транспортными средствами: «Техноэкспорт», «Машиноэкспорт», «Машиноимпорт», «Станкоимпорт», «Технопромимпорт», «Автоэкспорт», «Судоимпорт», «Авиаэкспорт», «Тракторэкспорт» и некоторые другие. В области торговли промышленным сырьем: «Промсырьеимпорт», «Разноимпорт», «Союзпромэкспорт», «Экспортлес» и другие. В области торговли продовольствием: «Экспортхлеб», «Плодинторг», «Плодоимпорт» и др. Три объединения специализировалось на оказании транспортных услуг: «Софрахт», «Союзвнештранс», «Автовнештранс». Были и некоторые специфические объединения, которые были связаны с торговлей предметами культурного назначения: «Международная книга», «Совэкспортфильм».

Объединения действовали на принципах хозрасчета. В соответствии с планами экспорта и импорта объединения получали от советских хозяйственных организаций товары по государственным оптовым ценам (без налога с оборота) и передавали им импортные товары по установленным ценам. Объединения обладали уставным капиталом, в пределах которого они могли нести ответственность. Объединения обладали ограниченной ответственностью в том смысле, что они не отвечали по требованиям нерезидентов, предъявлявшихся к Советскому государству, и, наоборот, государство не отвечало по требованиям иностранных фирм к объединениям. В первые годы своей деятельности объединения совершали экспортно-импортные операции почти исключительно через торгпредства. Сделки, как правило, заключались за границей, что создавало множество неудобств. После того как были достигнуты решающие успехи в социалистической индустриализации страны и укреплена технико-экономическая независимость СССР от капиталистических стран, торговая практика объединений была перестроена. Заключение сделок было перенесено в Советский Союз. Так, если в 1934 году в Москве было заключено лишь 8,1% всех импортных сделок, то в 1935 году их доля возросла до 76,3%. Это мероприятие позволило сократить расходы в иностранной валюте на содержание аппарата за границей, повысить международное значение Госбанка и «Внешторгбанка». Но, самое главное, согласно сложившейся практике все споры по внешнеторговым сделкам должны решаться по законам страны, в которой было подписано соглашение. Стало быть, споры решались по законам СССР.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Внешняя торговля СССР

Розенгольц А. П. , нарком внешней торговли СССР. При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 мая 1936 г., образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

Барит Я. М. , главный бухгалтер комиссариата внешней торговли

Гендин Я. М. , начальник управления импорта Внешторга

Тайц М. И. , начальник планового сектора Внешторга

Рабинович Ф. Я. , начальник экспортного управления Внешторга

Иевин М. И. , начальник сектора торгпредства при Внешторге .

«В наше время, когда со всех сторон слышатся обвинения нас, русских, в том, что мы во все времена и при всех режимах „угнетали и притесняли“ евреев, живших на русской земле, - одним только этим списком можно опровергнуть все эти обвинения, а обвиняющих назвать клеветниками, имея для этого полное основание. Опровергнуть же и оспорить точность этого списка никто не сможет» .

Именно из этих советских сановников в конце 1930-х сформировался некий специфический «набор» узников ГУЛАГа. «Набор 1937 года», очень говорливый, имеющий доступ к печати и радио, создал «легенду 37-го года», легенду из двух пунктов:

1) если когда при советской власти сажали, то только в 37-м, и только о 37-м надо говорить и возмущаться;

2) сажали в 37-м - только их .

С этим мнением «говорливого набора» охотно соглашается и Соломон Шварц, который хотя и послужил в свое время в Красной армии, но как будто «перековался» еще раз и даже вот уехал в США: «Достаточно рационального обоснования советская антиеврейская политика вообще не имеет, рационального, конечно, с точки зрения коммунистической диктатуры. В основном объяснять эту политику приходится инерцией скрытого антисемитизма, корни которого живут в советском обществе, и инерцией антисемитской административной практики, прочно вошедшей в быт в сталинский период советской истории» .

«…Скрытый, ползучий антисемитизм советской бюрократии, как он начал отчетливо вырисовываться во второй половине тридцатых годов, тот, назовем его условно, новый антисемитизм, который находит свое выражение в оттеснении евреев на задний план во всех областях жизни Советского Союза» .

Шварц, похоже, даже самому себе не задает элементарного вопроса: а почему, собственно, евреи обязательно должны находиться на переднем плане? А у него ведь так и получается: антисемитизм состоит в том, что евреи не на первом плане. Все проговорено очень отчетливо.

Заместитель Сталина - * Лазарь Моисеевич Каганович
Министр иностранных дел - * Финкельштейн (Литвинов)
Внутренние дела - ГПУ - Янкель Ягода
Его заместитель - * Агранов Яков Саулович
Заместитель Верховного прокурора СССР и Верховный прокурор Красной Армии - * Розовский

Главное Управление Государственной Безопасности

Начальник Отдела Хозяйства - * Миронов Л. Г. Начальник Особого Отдела - * Гай М. И.
Начальник Заграничного Отдела - Слуцкий А. А.
Начальник Транспортного Отдела - * Шанин А. М.
Начальник Антирелигиозного Отдела - * Иоффе И. Л .
Начальник Главного Управления Милиции - * Вельский Л. Н.
Начальник Главного Управления Внутренней Безопасности - Могилевский Б. И.

Главное Управление концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД

Начальник Главного Управления - * Берман Яков Моисеевич
Его заместитель - * Фирин Самуил Яковлевич
Начальник концлагерей в Карелии - * Коган Самуил Львович
Начальник ГНУ Советской Украины - * Кациельсон С. Б.
Начальник концлагерей Северной области - * Финкельштейн
Начальник лагерей.Соловецких островов - * Серпуховский
Начальники областей в Московском районе: * Раппопорт, * Абрампольский, * Файвилович, * Зелегман, * Шкляр

Комиссариат внутренней торговли

* Венцер Израиль Н. И., заместитель наркома внутренней торговли СССР
* Левинсон Н. Н., заместитель наркома внутренней торговли
* Аронштам Григорий Наумович, начальник государственной торговой инспекции
* Беддеский Самуил В., начальник государственной торговли учебными пособиями
* Вешиер Лазарь Абрамович, начальник государственной торговли галантереей
* Гапелнн Израиль Е., начальник Свинтреста и московских столовых
* Гиттис Израиль Абрамович, начальник объединения московских столовых
* Гольдмая Давид М., начальник объединения столовых Донской области
* Гордон Лазарь Г., директор торговли промтоварами Московской области
* Гуревнч Н. Г., нарком внутренней торговли Белоруссии
* Гухман Соломон Исаакович, директор Мосторга
* Давидсон Вениамин А., начальник главного управления аукционами
* Зеленский Исаи Абрамович, председатель потребительской кооперации СССР и РСФСР
* Зюсман Г. А., начальник внутренней торговли Одесской области
* Каганович Л. Н., начальник Киевского отделения Союзпродмаг
* Каплан София, директор треста столовых в Москве
* Кремин Л. И., директор Белорусского треста торговли съестными припасами
* Нодель Вольф Абрамович, редактор газеты «Советская торговля»
* Сморгонский Ефим Моисеевич, начальник внутренней торгован в Баку
* Шалямэйзер X. Л., директор городской торговли в Ростове-на-Дону
* Шинкаревский Н. И., директор государственной торговли колониальными товарами
* Эпштейн Мейер Самуил., начальник Московского отделения внутренней торговли
* Рухимович А. Д., начальник главного управления металлургия
* Гуревич А. Д., начальник главного управления металлургической промышленности
* Каган И. Б., начальник главного управления угольной промышленности
* Израилович А. И., начальник главного управления газовой промышленности
* Гинсбург С. С. начальник главного управления строительной промышленности
* Гальперин Э, И., главный инженер азотной промышленности
* Биткер Г. С, начальник главного управления резиновой промышленности
* Бускин Д. А., директор Челябинского тракторного завода
* Шман А. М., начальник главного управления вагоностроения
* Альперовнч А. Н., начальник главного управления станкостроения
* Фигатнер И. Г., начальник рабочего сектора тяжелой промышленности
* Файнберг В. Г., начальник главного управления строительства горнорабочих машин
* Каган Б. Д., начальник треста «Продмашина»
* Фрумкин М. Л., начальник химического треста «Союзхимиластмасс»
* Биренцвейг М. Д., начальник заграничного треста наркомата тяжелой промышленности
* Израилович, главный инженер строительства сельскохозяйственных машин
* Слуцкий С. Б., начальник Азербайджанского нефтекомбината
* Розеноер С. Л., начальник нефтяного треста и газовой промышленности в Грозном
* Фалькович С. И., начальник машиностроительного завода в Краматорске
* Левенберг М. Г., главный инженер завода Орджоникидзе
* Шейман И. Б., директор паровозостроительного завода в Ворошиловграде
* Ицкахен И. И., директор турбогенераторного завода в Харькове
* Френкель А. М, директор алюминиевого комбината в Днепропетровске
* Злотчевский И. Е., директор Макеевского металлургического завода
* Гранберг Л. И., начальник мастерских завода им. Дзержинского
* Равякович Е. М., начальник мастерских Тульского оружейного
* Брускин А., второй заместитель наркома тяжелой промышленности

Народный комиссариат продовольствия

* Беленький М. Н, заместитель наркома продовольствия
* Дукор Г И., начальник финансового отдела
* Шаган, начальник планово-хозяйственного отдела
* Стрнковский Л. С, начальник главного управления мясной промышленности
* Гибер Б. В., начальник главного управления маслопромышленности
* Бронштейн Г. А., начальник главного управления молочной промышленности
* Марголин Г. С, начальник главного управления производства маргарина
* Глинский А. Л., начальник винокуренной промышленности
* Заводник И. С, начальник главного управления макаронной промышленности
* Кисин А. А., начальник главного управления по выделке дрожжей
* Зимин М. И., уполномоченный комиссариата продовольствия для Ленинграда
* Николаевский Л. С, уполномоченный комиссариата продовольствия на Украине
* Брейтман А. С, управляющий Украинским консервным трестом

Народный комиссариат обороны

* Гамарник Янкель, глава политического контроля Вооруженных Сил
* Шифрис А. Л., начальник Военно-интендантской академии
* Штерн Г. И., особоуполномоченный военного комиссариата
* Гекеер С. А., начальник отдела иностранных сношений в военном комиссариате
* Казанский Е. С, начальник главного управления мобилизации РККА
* Фишмар Я. М., начальник химического управления РККА
* Ашлей П. М., начальник финансового управления НКК

* Роговскян Н. И., начальник Военно-хозяйственного управления РККА
* Лайда М. М., главный редактор газеты «Красная заезда»
* Туровский С. Я., начальник политуправления Воздушны! Сил
* Германович М. Я., заместитель начальника политчасти Се». Кавказского военного округа
* Урицкий С. Б., начальник политотдела Закавказского военного округа
* Таиров Г. А., начальник политчасти (Сибирского военного округа.
* Аронштам Л. Н.. начальник политчасти Дальневосточной армии.
* Рабинович (Гришин) А. С, начальник политчасти Балтийского флота.

Внешняя торговля СССР

* Розелгольц А. П., нарком внешней торговли СССР
При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 май 1936 года. образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

* Барит Я. М.. главные бухгалтер комиссариата внешней торговля
* Геидин Я. М.. начальник управления импорта Внешторга
* Танц М. И., начальник планового сектора Внешторга
* Рабинович Ф. Я., начальник экспортного управления Внешторга
* Иевин М. И., начальник сектора торгпредств при Внешторге

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ОГПУ /НКВД/

Нарком внутренних дел СССР - Ягода Генрих Григорьевич
Первый заместитель - Агранов /Сорензон/Яков Саулович

Главное управление лагерей и поселений НКВД

Начальник - Берман Яков Матвеевич
Начальник и заместитель вольнопоселенческого управления НКВД - Ферин Самуил Яковлевич
Начальник лагерей и поселений на территории Карельской АССР, одновременно начальник беломорского политического лагеря - Коган Самуил Леонидович
Начальник лагерей и поселений Свердловской области - Погребинский
Начальник лагерей и поселений Северного края - Финкельштейн
Начальник лагерей и поселений Западной Сибири - Сабо
Начальник лагерей и поселений Казахстана - Волин Начальник СЛОН /Соловецкого лагеря особого назначения/ - Серпуховский
Начальник Верхне-Уральского политического изолятора особого назначения - Мезнер
Начальник лагеря в Ленинградской области - Ваковский
Начальник лагеря в Аэово-Черноморском районе - Фридберг
Начальник лагеря в Саратовской области - Пиляр
Начальник лагеря в Сталинградской области - Райский
Начальник лагеря в Горьковской области - Абрампольский
Начальник лагеря на Северном Кавказе - Айвилович
Начальник лагеря в Башкирии - Зелигман
Начальник лагеря в Восточно-Сибирской области - Троицкий
Начальник лагеря в Средне-Азиатском районе - Круковский
Начальник лагеря на Украине - Белицкий
Начальник лагеря в Белоруссии - Леплевский