Дифференциация ц т на письме упражнения. Конспект группового логопедического занятия на тему "звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц») и «Т», «т» («Т», «т»)"


Урок 1
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`]изолированно и в слогах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] изолированно и в слогах
Задачи:
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- продолжать работу по совершенствованию слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать понятия «слово» и «слог»;
- совершенствовать навыки словообразования.
Оборудование: Приложение на каждого ученика, зеркала.
***
Орг.момент
- Рассмотрите картинки – что общего между ними? (На них нарисованы солнце, лестница, птица)
- Какой общий звук мы слышим во всех этих словах? (Звук [ц])
- Найди отличие в картинах (Задание 1) (На одной из картинок нет цветка)
- Узнайте название цветка по первым буквам слов, написанных на его лепестках (Задание 2)
- Начните со слова, написанного с большой буквы. (Дети отвечают: тюльпан)
- Какой первый звук в слове тюльпан? (Звук [т`])
Сообщение темы занятия
- Какие звуки в прозвучавших словах можно спутать? (Звуки [ц] и [т`])
- Тема занятия сегодня – звуки [ц] и [т`].

Характеристика звука [т`]
Назови первый звук в словах: тёплый, тигр, телефон;
Назови последний звук в словах: петь, гулять, шить
Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий.)
Повторите его несколько раз так, как тикают часы: «ть-ть-ть»
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т`]”:
Ть, и, мь, а, пь, кь, сь,ть; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь
Какой буквой мы обозначим звук [т`]? (Буквой «тэ»)
- Отгадай загадки, запиши только первую букву слова-отгадки.

Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди –
Будет бежать впереди. (Тень)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки)

Договори последний слог в словах:
ТЯ: ВИ, Ка, Ми, Нас;
ТИ: пус, мес, вез, пас

Характеристика звука [ц]. Работа перед зеркалом.
- Вспомните - как образуется звук [ц]. Описание артикуляции звука [Ц].
- Как получается звук [Ц]? (Если очень быстро произнести два звука - [т] и [с])
Логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребёнку артикуляцию звука [Ц]:
губы в улыбке;
зубы сближены, но не сомкнуты;
передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними – за нижними зубами;
Фонетическое упражнение: кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦ..
Логопед просит дать характеристику звука - согласный, всегда твёрдый, глухой.
При необходимости логопед может предложить дополнительную опору:
Т - И.п. руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы, сильно сжаты в кулаки;
- воспроизводим движение руками вниз и первоначально произносим резко, громко межзубное Т, тогда язык под сильным напряжением самостоятельно отходит вглубь ротовой полости;
- динамика очень сильная, при убыстрении темпа вначале ступня полностью отрывается от пола, затем носок не отрывается, работают только пятки, далее ступня не отрывается, работают колени, и, наконец, при очень быстром темпе колени ровные, мышцы бёдер напряжены, кисти на уровне диафрагмы;
С - руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладонями от себя, пальцы разомкнуты;
- “Накачай насос” : ладошки выводятся вперёд, слегка вверх и, работая плечевым поясом, с напряжением опускаются вниз, в конце воспроизведения кисти сжимаются в кулаки, ударяются о бёдра, колени подгибаются, расслабление;
- динамика сильная.
Ц - И.п. как на Т, сжатые кулаки поднимаются над головой, резко разжимаются, произносится т и без интервала в движении и произношении переходим на движение и произнесение долгого С. Сокращая время движения и произнесения до минимума, получаем Ц. На автоматизацию остаётся краткое движение “Брызгалочка” (вверх).Мышечная динамика двойная.

Что общего между звуками [ц] и [т`]? (оба – согласные, глухие)
- Есть ли разница между звуками [ц] и [т`]? (Да, в твёрдости – мягкости)
ВЫВОД: Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий.

Различение [Ц] - [Т`] в слогах
- Прочитай слоги (Задание 3) по цепочке.

Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц – птиц
- Закончите цепочку слогов по образцу (Задание 4). Прочитайте вслух.
- Вспомните названия лесных жителей. Заполните строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА (Задание 5).
Логопед задаёт детям наводящие вопросы типа: «Как мы назовём маму тигрёнка?»
Слова для справок: тигрица, медведица, волчица, львица, лисица.
- Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова. (Задание 6)
Дети записывают на доске: котенок, цыплёнок, курица, телёнок.
- Как мы подчёркиваем твёрдые и мягкие согласные? (По программе «Гармония» твёрдые - одной, а мягкие - двумя чертами).
- Подчеркните буквы Ц и Т в словах соответственно.

Самостоятельная работа. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги запиши.(Задание 7)
Проверка: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.

Итог
- О каких звуках мы говорили сегодня?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание. Придумайте как можно больше слов, оканчивающихся на –ец. (Подсказка логопеду: ранец, огурец, пловец, танец, колодец, перец, дворец, удалец, кузнец, глупец, беглец, леденец, продавец, мизинец, братец, палец.) (Задание 8)

Различение Ц – Т` в слогах
13 EMBED PBrush 1415
1. Найди отличие в картинах.
2. Игра «Как называется цветок?» аист нос
Узнай название цветка по первым
буквам слов, написанных на его пчела Тигр
лепестках.
___________________________ ь лиса юла
Прочитай слоги.
Ца - цо - цу - ци тя - тё - тю - ти цать – тец
Ац - оц - уц - иц ать - оть - уть - ить цыц - птиц
4.Закончи цепочку слогов по образцу.
Ца - тя - тя тя - ца - тя ца - тя - тя - ца
Цо - тё - ____ тё - цо - ____ цо - тё - ____- ____
Цу - тю - ____ тю - цу - ____ цу - тю - ____ - ____
Цы - ти - ____ ти - цы - ____ цы - ти - ____ - ____
5.Вспомни названия лесных жителей. Заполни строчки так, чтобы в каждом слове был слог -ЦА.

_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________

6. Восстанови правильный порядок слогов и запиши слова, подчёркивая буквы Ц, Т
тё – ко – нок _________________
плё – цы – нок _________________

ку – ца – ри _________________
те – нок – лё _________________ 7. Прочитай. Слова подчеркни карандашом, а слоги выпиши: пти, цирк, цепь, ца, тяп, тёк, цвет, теп, пте, тюк, тень, тёр, цер, цель, оц, реть.
_________________________________________________________________
8. Придумай как можно больше слов, оканчивающихся на –ец
__________
Примечание. Данное задание можно использовать при дифференциации [т] и [т`]
-Посмотри на картинку. Чем отличаются пары слов? Составь с каждым из слов предложение (устно).Какой одинаковый звук встречается в словах тяпки и шесть?

Урок 2
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в словах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в словах.


- расширять представления об окружающем мире;
- развивать мышление

***
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- Посмотрите на картинки. (Задание 1)Прочитайте.
- Каких слов не хватает в предложениях (сцену – стену).
- Одинаково ли звучат эти слова? (Нет).
- Чем они отличаются? (В слове «сцена» мы слышим звук [ц], а в слове «стена» - звук [т`]

Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [ц] - [т`] в словах.
- Чем похожи звуки [ц] - [т`]? (Оба согласные, глухие)
- Чем отличаются? ((Звук [ц] – всегда твёрдый, а звук [т`] – мягкий)

Различение звуков [ц] и [т`] в словах
- Впишите подходящие по смыслу слова.
Тима вышел на сцену. Тёма красит стену.

Прочитайте слова (Задание 2) . Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т`, 3 - с Ц, Т`.(Дети читают слова и объясняют по цепочке)
Слова: Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, милиционер, интерес, птица.

Прослушайте загадки (Задание 3) . Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.
Например: __ __ ц_ - «курица»,Клохчет, квохчет
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик.
(Ножницы)

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(овца)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь – в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Чудо –ящик. В нём окно.
В том окошечке – кино.
(телевизор)

Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(телефон)

Гладит всё,
Чего касается,
А дотронешься –
Кусается.
(утюг)

Что летом вырастает,
А осенью опадает?
(листья)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(огурец)
- Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т` (Задание 4). Подчеркни «лишнее» слово (теплица)

Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. (Задание 5).
- Подчеркни их соответственно: твёрдый [ц]– одной чертой, мягкий согласный [т`] – двумя. (По программе «Гармония»)
Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
Итог
- Какие виды работ вам понравились?
- Оценка работы учащихся.
- Дом. задание (Задание 9). Придумай слова со звуками [Ц],[Т `] : в начале, в середине и в конце слова.


- в конце слова: ________________________________________________

Различение Ц – Т` в словах
_______________________
_______________________
Посмотрите на картинки. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Тима вышел на ________. Тёма красит _________.

2.Прочитай слова. Запиши их в три столбика: 1- с Ц, 2 – с Т, 3 - с Ц, Т.
Цифра, солнце, тепло, аптека, птенец, теплица, интерес, птица.
Ц Т` Ц, Т`
_________________ __
·___________________ _______________________

___________________ _____________________ _______________________
3. Запиши отгадки в виде слоговых схем, вписывая буквы Ц, Т.

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитай слова, вставляя пропущенные буквы Ц, Т. Подчеркни «лишнее» слово

Певи____а, писа____ельни____а, ____епли____а, воспита____ельни____а.

5. Из данных слов выпиши те слова, которые обозначают части тела человека. Пальцы, плети, лицо, картина, тело, сердце, полотенце.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Придумай слова со звуками [Ц],[Т ] : в начале, в середине и в конце слова. Запиши эти слова, подчёркивая Ц, Т`.
- в начале слова: _______________________________________________

В середине слова: _____________________________________________

В конце слова: ________________________________________________ Урок 3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] во фразах
Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] во фразах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза;
- учить выделять на слух звуки [ц] и [т`] в словах, различать их между собой;
- развивать умение интонационно оформить предложение, обозначить на письме;
- развивать грамматический строй речи (согласование);
- учить составлять предложение.
Оборудование: Приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Проверка домашнего задания.
- Что нарисовано на картинке? (Шатёр, цирк)
- Прочитайте стихотворение о цирке про себя.(Задание1)
На большой арене ирка
Выступает клоун имка.
В ентр арены вышли игры,
Мы от страха все приихли.
- Какие буквы пропущены в словах?(Буквы Ц и Т).
- Впишите пропущенные буквы.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – чем отличаются звуки [ц] и [т`]?
- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различить звуки [ц] и [т`] во фразах.

Упражнения на различение звуков [ц] и [т`]во фразах
- Прочитайте (на доске) по-разному следующую фразу: «П_и_ы приле_ели» (Задание 3)
- Какие буквы пропущены в словах? («ц» и «т»)
- радостно:
- с вопросом:
- как сообщение:
- Запишите предложения, вставив буквы и нужный знак препинания. (Птицы прилетели! Птицы прилетели? Птицы прилетели.)

Вставьте пропущенные буквы Ц или Т (Задание 4)
- Составьте словосочетания, подбирая подходящие слова из разных столбиков. Соедини их стрелками. (По цепочке дети выходят к доске, остальные – в тетради)
____яжёлая мо_____ив
тан___евальный с____екло
____елое ____епь
разно___ветное рукави____ы
____ёмная поло___ен___е
____ёплые пугови____а
Проверка: тяжёлая цепь, танцевальный мотив, целое стекло, разноцветное полотенце, тёмная пуговица, тёплые рукавицы.

Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.(Задание 5)
- Напиши, кто и что умеет делать по образцу.

Игра «Путаница» (Задание 6)
- Составьте и запишите предложения по схеме:

КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Болото, по, цапля, ходить.
Жить, скворечник, в, скворец.
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.
Деревце, дятел, сидеть, на.
Коллективная проверка: Цапля ходит по болоту. Скворец живёт в скворечнике. Красавец-тетерев прячется на поляне. Дятел сидит на деревце.
Итог
- Какие виды заданий вам понравились?
Оценивание деятельности учащихся.
Дом. задание.
- Придумай и запиши фразы так, чтобы в каждом слове была бы буква Ц. Например: целился в цель, оцарапал лицо, целое яйцо, сахар в сахарнице, синица с гусеницей.

Различение Ц – Т` во фразах

1. Игра «Буква потерялась» - вставь потерявшуюся букву Ц или Т`13 EMBED PBrush 1415
- радостно: ___________________________________
- с вопросом: _________________________________
- как сообщение: ______________________________
4. Вставь пропущенные буквы Ц или Т. Составь словосочетания, подбирая слова из разных столбиков. Соедини их стрелками.
____яжёлая
тан___евальный
____елое
разно___ветное
____ёмная
____ёплые
мо_____ив
с____екло
____епь
рукави____ы
поло___ен___е
пугови____а
5. Прочитай слова: мяукать, летать, мечтать, мычать, ползать, прыгать, кудахтать, рычать.
Напиши, кто и что умеет делать по образцу.
О б р а з е ц: Собака умеет тявкать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: тигр, скворец, ученица, котёнок, заяц, телёнок, гусеница, курица.
6. Игра «Путаница» - составь и запиши предложения.
Болото, на, цапля, ходить. ___________________________________________________
Жить, скворечник, в, скворец. ________________________________________________
__________________________________________________________________________
Прятаться, на, поляне, красавец - тетерев.______________________________________
__________________________________________________________________________
Деревце, дятел, сидеть, на. __________________________________________________
Урок 4
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ц]-[Т`] в текстах

Цель: учить различать звуки [ц] и [т`] в текстах.
Задачи: - продолжить работу по формированию звуко-буквенного анализа;
- учить выделять и оформлять предложения:
- учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;
- учить определять последовательность предложений в тексте;
- учить дифференцировать понятия «предложение» - «текст»;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: приложение на каждого ученика.

***
Орг.момент
- Составьте новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица. (Цапля)
- Какое из названных слов - лишнее? (Ящерица – она не птица)
- Обобщи оставшиеся слова. (Птицы)
- Посчитай в слове «П Т И Ц Ы» - количество букв, звуков, слогов.

Сообщение темы занятия
- Вспомните – о чём мы говорили на предыдущих занятиях.
- Чем отличаются [ц] и [т`]?
- Сегодня мы продолжим учиться различать эти звуки в текстах.

Упражнения на различение [ц] и [т`] в текстах
- Прочитайте рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание 2)
- Впишите слова в текст.
Птица помогла.
У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мосту через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала дорогое кольцо.

Прочитайте рассказ. Понятен ли он вам? (нет) (Задание 3)
- Почему нам не понятен смысл в этом тексте? (потому что нарушена последовательность предложений).
- Расставьте в пустых клеточках цифры, показывающие правильную последовательность предложений.

Коллективная проверка.
Птицы
5. Птицы стали клевать корм. 1. У дома росло деревце. 4. Петя и Катя насыпали им крошки хлеба. 2. На ветки деревца сели птицы. 3. Это были галки.

Итоговая контрольная работа. Диктант.
Зимние постельки
Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спаленке. Лисица улеглась в тёплой постельке в своей норке. Белочка в моховом гнёздышке уснула. Медведица в берлоге лежит. Бобёр спит в хате из брёвен. Обмазал стены илом, крышу землёю завалил.
Синица устроилась на ночлег под кустиком. Мороз там послабей. Тетерев уснул в снежной перине. Там ветер не задувает. Старый воробей решил подремать в скворечнике. (76 слов) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: тетерев, берлога.

Итог
- Оценивание деятельности учащихся
- Дом. задание.(Задание 4). Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»

Различение Ц – Т` в текстах

1. Составь новое слово по первым буквам слов: цыплёнок, аист, попугай, ласточка, ящерица: ______________________________
Какое слово лишнее? _____________________________
Обобщи оставшиеся слова: ________________________
Обозначь количество: в слове П Т И Ц Ы - ____букв
________________звуков
_________________слога
2. Прочитай рассказ, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни буквы Ц и Т.
Птица помогла.
У тёти Тани на ________________ было золотое ________________. Проходила раз

Таня по мосту через ___________________ и уронила в воду _________________.

Очень расстроилась она. И вдруг видит: идет по ______________________ большая

Подошла ___________________ поближе, сунула длинный клюв в воду

и достала дорогое ________________.

Слова для справок: кольцо, тётя, палец, болотце, цапля.

3. Прочитайте. Установите правильную последовательность предложений, указав их порядок в пустых клеточках.
Птицы
Птицы стали клевать корм. У дома росло деревце. Петя и Катя насыпали

им крошки хлеба. На ветки деревца сели птицы. Это были галки.

4. Прочитай, вставляя пропущенные Ц, Т. Подчеркни их. Выучи наизусть.
Гордо блеяла ов____а:
«Я похожа на от____а.
И горжусь, что мой о____е___
Молоде____ среди ове____»!

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

Этот странный дом без окон
Дети лежат на спине
У людей зовется «кокон».
ногами в центр круга.
Свив на ветке этот дом,
Переворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём.
подкладывают ладони под щёку.
Спит без просыпа всю зиму.
Переворачиваются на правый бок, ладони - под щёку.
Но зима промчалась мимо
Переворачиваются на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна...
медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка!
- Потягиваются, сидя.
Под весенним ярким солнышком
Встают, потягиваются.
Гусеннице не до сна,
Бегут по кругу,
Стала бабочкой она!
взмахивая руками.
(В.Егоров)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т"]

Произносить слоги, различая звуки [Т"], [Ц].

Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т"].

Тётя Таня - телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.

Елена Разенкова
Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса с диагнозом ФФНР «Дифференциация звуков [т’ ] - [ц ] и букв т-ц»

Логопедическое занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз ФФНР

Тема: Дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц»

Цель: дифференциация звуков [ть ] - [ц ] и букв «т-ц» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1) - уточнить сравнение артикуляции звуков[ ть - ц ];

Развивать фонематическую дифференциацию звуков[ ть - ц ] в изолированной позиции; в слогах, словах и предложениях;

Уточнить написание букв, обозначающих звуки[ ть - ц ]

2) развивать звуковой анализ слов

3) совершенствовать навыки словоизменения

4) развивать зрительный гнозис учашихся.

5) развивать связную речь учащихся.

1 Организационный момент

Приветствие.

«Грамматическая зарядка».

Реб. каждому из вас Почтальон Печкин принёс конверт. Откройте и посмотрите что вам прислали (3 предметных картинки)

Назовите, что нарисовано на картинках.

(учащиеся по очереди называют свои предметы).

А теперь произведём словоизменения.

1. Назовём ласково. (карандаш- карандашик)

2. Один- много (карандаш-карандащи)

3.»Жадина» (Это мой карандаш)

4. У меня нет (У меня нет карандаша)

5. Я тебе подарю (Я Мише дарю карандаш)

2 Введение в тему.

На доске появляются наложенные изображения

(цифра, цыплёнок, телефон, овца, цветок)

Посмотрите на доску, назовите предметы, которые здесь спрятались.

Найдите лишнее слово (телефон, т. к все слова начинаются со звука [ц], а это слово со звука [ть]

Итак сегодня наша тема занятия «Дифференциация звуков [ть-ц].»

Скажите какими буквами обозначаются эти звуки (т-ц)

Запишем в тетрадях т-ц.

Давайте произнесём и послушаем эти звуки.

Похожи ли эти звуки? Чем?

Но нам надо научиться их различать. Давайте дадим характеристику звукам.

[ть]- согл., глух. ,мяг., (взрывной переднеязычный)короткий

[ц]-согл., глух. ,твердый. (Свистящий)долгий

3 Дифференциация [ ть - ц ] в слогах (устно)

Реб., я буду вам называть слоги со звуками[ть-ц], если вы услышите звук [ть] поднимите букву «т», если слышите звук[ц]-, то поднимаете букву «ц»

(Логопед называет слоги: тя- тё, ти-ци, атя-аца, отя-оца, ци, ти, ать, оц, уть, ить)

Запишем несколько слогов в тетрадях.

(тя- ца, цо-тё, цу-тю, цы- ти) Подчеркнём букву «т»- зелёным карандашом, а букву «ц»- синим.

4 Дифференциация [ ть - ц ]в словах

(учащиеся записывают слова схемами в тетрадях)

Цыплёнок- ц___,

(Слова: цыплёнок, теперь, телефон, телевизор, царь, царица, куница, птица, птенец, целый,терпеть,тень)

5 Физкультминутка.

Игра «Гномики и великаны»

Дети делятся на 2 команды, 3 чел- команда звука «ть», 3 человека команда звука «ц». У каждого ребёнка таблица с соответствующей буквой.

У-логопед читает стихотворный текст или называет слова, а учащиеся «вырастают» ,поднимая соотв. букву или приседают, что говорит о том, что звука нет в слове.

6 Звуковой анализ + дифференциация [ ть - ц ]

На доске появляются картинки, дети выкладывают звуковую схему слова.

7 Посм., на доску и вставьте пропущенные буквы «т» или «ц»(устно)

больни. а.

Посм. на доску в левом столбике написано начало предложения, а в правом- конец. Вам надо составить правильные предложения, подобрав подходящую по смыслу концовку.

Врачи делают операцию темнице

Овощи созревают больнице

Узник сидит в цирке

Клоун выступает в театре

Певец поёт в темнице

(Учащиеся записывают предложения в тетрадь)

Подведение итогов.

Над какими звуками мы сегодня работали?

Назовите основные отличия звука ть от звука ц.

Выставление оценок

Публикации по теме:

Конспект фронтальной коррекционной деятельности для детей с ФФНР «Дифференциация звуков [Д]-[Д’], буква Д» Конспект фронтальной коррекционной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР Автор-составитель: Людмила Владимировна.

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР. Тема занятия: «Дифференциация звуков Ж-Ш». Цель занятия: закрепление.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Логопедическое индивидуальное занятие «Моя дружная семья. Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: Закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Задачи: Автоматизировать у.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Л], [Р]» Групповое занятие в подготовительной группе для детей с фонетическим недоразвитием речи. Тема:Дифференциация звуков:л-р, ль-рь, ль-рь.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки , и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов - альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган - это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов - местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача - укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное - не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком - заключительная часть логопедической работы по автоматизации.


Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].





Дифференциация звуков [ч]-[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в слогах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в текстах Дифференциация звуков [ч]-[ш’] в стихах