Окружающий мир. Развитие растения из семени


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

п. Синегорский

Проект

Руководитель проекта Лавочникова Г.Н.

2013 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Лавочникова Галина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить опытным путём какие условия необходимы для прорастания семян.

Задачи проекта:

    Выбрать участников проекта

    Подготовить необходимое оборудование для проекта

    Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

    Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

    Оформить свои наблюдения в дневник

    Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

    поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

    творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

    исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: семена огурцов, просо, фасоль, пшеница.

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 9 октября 2013 года –октября 2013 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся изъявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что и семена огурца, проса, пшеницы, фасоли можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

    Уточнить условия роста растений.

    Прорастить семена и поместить их в почву.

    Наблюдать за развитием ростков.

    Следить за соблюдением условий.

    Вести дневник наблюдения.

    Получить конечный результат.

    Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 3 «Б» класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 9 октября 2013 года по 21 октября 2013 года , можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали следующие учащиеся 3 класса.

Шилякина Дарья

Захаренко Максим

Бондарева Алина

Руководитель проекта :

Лавочникова Галина Николаевна

Э тапы реализации проекта :

    введение в проект (9 октября 2013 года )

    индивидуальная работа в проекте (9 октября 2013 года –20 октября 2013 года )

    оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (21 октября 2013 года )

    создание коллективного проекта (22 октября 2013 года )

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась с амостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Шилякиной Дарьи:

Я взяла блюдо, бинт и семена пшеницы. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

9.10.2013

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

11.10.2013

На следующий день после последнего полива семена дали росток, но он ещё очень маленькие. 15.10.2013

Ростки подросли и их уже опять пора поливать. Теперь они высотой 8 см!!!

20.10.2013

Дневник наблюдений Бондаревой Алины:

Я взяла семена фасоли и положила их на марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда диск с семечками, закрыла вторым диском и залила водой.

Прошло два дня. Я увидела, что семена разбухли. А ещё через 2 дня появились корешки.

Прошла ровно неделя. В моём горшочке проклюнулись маленькие росточки.

Сейчас мои росточки ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Захаренко Максима:

Я положил в блюдечко 4 семечки огурцов, накрыл мокрой марлей.

Семена в марле я продержал три дня, а затем высадил в почву. В маленьком горшочке я сделал 4 лунки по 1см, поместил в них семена и полил.

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

После того, как ростки проросли, я поставил их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следил за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см.

С каждым днём их длина увеличивается. Эти ростки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как фасоль, огурец, пшеница могут вырасти в искусственных условиях. Для прорастания семян разных растений необходимы одинаковые условия: влага, тепло, воздух.

Источники

Литература:

  1. Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И.Крупичева , 2004 .

  2. Настольная книга овощевода: справочник /Е.С.Каратаев, Б.Г.Русанов, А.В.Бешанов и др., Сост. Е.С.Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.

    «Окружающий мир» учебник 3 класса, программа «Начальная школа 21 века», 2013 год

Цели:

  1. Определить условия прорастания и развития растения из семени в результате практической работы.
  2. Научить учащихся различными методами решать проблему или получать новое знание (опыты, поиск информации, компьютер, энциклопедия и др. источники) и практически применять полученные знания и опыт в жизни.
  3. Развивать учебно-познавательный интерес; воспитывать любознательность, потребность в новых знаниях, пытливость ума.
  4. Воспитывать любовь к своей земле, ценностное отношение к жизни людей, растений, животных; воспитывать в себе успешного ученика, укреплять понятие образца «хорошего ученика».

Оборудование :

  1. Учебник, тетрадь.
  2. Схема-рисунок «Развитие растения из семени». (Смотри приложение к уроку)
  3. Тест «Развитие растения из семени».
  4. Оборудование для практической работы (семена фасоли, проросшие семена фасоли, салфетки, стаканчики для опытов и т. д.)
  5. Таблицы, карточки, рисунки с изображением поэтапного развития растения из семени.
  6. Видеофильм «Времена года», «Весна», «Апрель».
  7. Аудиозапись музыки для релаксации «Музыка дождя», «Звуки леса».

Ход урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)

Вопросы учителя:

Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)

– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

III. Постановка проблемы

ВЕСНА – это солнце,
ВЕСНА – это радость,
Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И ВЕСНА идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
(Г. Ладонщикова)

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».

Дышит, растёт,
А ходить не может.
(Растение)

IV. «Отрытие детьми нового знания»

1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • «Условия прорастания растения из семени»,
  • «Условия развития растения из семени»

Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

  1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
  2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
  3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
  4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)

Таблица №77. Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.

  1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
  2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
  3. Растение сбрасывает оболочку семени.
  4. На новом растении появляются первые листочки.
  5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

3) Фиксирование нового алгоритма понятия («открытие» нового знания)

Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

ЗАГАДКИ

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос. (Росток)

    Он без рук,
    Он без ног,
    Из земли пробиться смог. (Росток)

    Раскололся тесный домик на две половинки,
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
    (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

«Я – исследователь».

  1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
  2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –

(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

VI. Создание ситуации успеха

Дополнительно:

Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)

1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Самопроверка.

2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

Самооценка. Дети довольны работой.

– Что понравилось больше всего?

– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

VII. Итог занятия

  1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
  2. Кто какие темы проектов защищал?

Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

– Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

– На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Урок добра.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА: «Значение растений и животных в жизни человека»

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Цели:

  1. Определить условия прорастания и развития растения из семени в результате практической работы.
  2. Научить учащихся различными методами решать проблему или получать новое знание (опыты, поиск информации, компьютер, энциклопедия и др. источники) и практически применять полученные знания и опыт в жизни.
  3. Развивать учебно-познавательный интерес; воспитывать любознательность, потребность в новых знаниях, пытливость ума.
  4. Воспитывать любовь к своей земле, ценностное отношение к жизни людей, растений, животных; воспитывать в себе успешного ученика, укреплять понятие образца «хорошего ученика».

Оборудование :

  1. Учебник, тетрадь.
  2. Схема-рисунок «Развитие растения из семени». (Смотри приложение к уроку)
  3. Тест «Развитие растения из семени».
  4. Оборудование для практической работы (семена фасоли, проросшие семена фасоли, салфетки, стаканчики для опытов и т. д.)
  5. Таблицы, карточки, рисунки с изображением поэтапного развития растения из семени.
  6. Видеофильм «Времена года», «Весна», «Апрель».
  7. Аудиозапись музыки для релаксации «Музыка дождя», «Звуки леса».

Ход урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. Организация самоопределения ученика относительно известной нормы деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний

1) актуализация ЗУН, достаточных для «открытия нового знания»

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)

Вопросы учителя:

Почему на Земле есть жизнь? (Сложились особые условия: вода, почва, воздух.)

– Что произошло бы на Земле, если бы она летела вокруг Солнца на другой орбите? (Более удалённые от Солнца небесные тела получают слишком мало солнечного тепла, они сильно охлаждены, а на тех, которые ближе к Солнцу – слишком жарко для живых существ.)

– Какое главное условие возникновения и развития жизни на Земле? (У Земли есть воздушная и водная оболочки. Воздух и вода стали главными условиями возникновения и развития жизни на Земле.)

– В чём нуждается всё живое на Земле? (В тепле, свете, воде и воздухе.)

– Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология – «БИОС» – жизнь, «ЛОГОС» – учение.)

– Как появилась наука о растениях – ботаника? (Древние люди, собирая растения, накапливали знания о них.)

III. Постановка проблемы

ВЕСНА – это солнце,
ВЕСНА – это радость,
Весна – это жизнь.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели.
И ВЕСНА идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
(Г. Ладонщикова)

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «Пробуждение природы от зимнего сна», «Проталины».

Дышит, растёт,
А ходить не может.
(Растение)

IV. «Отрытие детьми нового знания»

1) включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Мы решили, что будет понятнее, если самим понаблюдать, что происходит с семенем в разных условиях, и определить все условия прорастания и развития растения из семени. (Метод – практическая исследовательская работа).

2) Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • «Условия прорастания растения из семени»,
  • «Условия развития растения из семени»

Цель: определить, при каких условиях семя прорастает, а при каких – нет. (Рабочая тетрадь, с. 34, №76, 77.)

Таблица №76. Наблюдения велись в течение 5 дней. Таблица заполнялась ежедневно.

  1. Семя в сухой салфетке – не проросло, без изменений.
  2. Семена во влажной салфетке и в тепле – набухли, появился корешок.
  3. Семена в стакане с водой – набухли, не проросли.
  4. Семена в холодильнике во влажной тряпочке (немного набухли, не проросли)

Таблица №77. Наблюдения велись больше 2 недель. Таблица заполнялась на уроках «Окружающий мир», наблюдения велись ежедневно.

  1. Семя с корешком посадили в почву в стаканчики. Почва всегда влажная.
  2. Появился росток на 3 день, росток пробивается сквозь оболочку и растёт вверх.
  3. Растение сбрасывает оболочку семени.
  4. На новом растении появляются первые листочки.
  5. Выросшее растение в шкафу – жёлтое, хилое.

Учащиеся рассказывают о личных опытах, наблюдениях, показывают рисунки, фотографии, проросшие растения.

3) Фиксирование нового алгоритма понятия («открытие» нового знания)

Заполнение схемы – рисунка учащимися индивидуально и учителем на доске.

ВЫВОД: Для прорастания и развития растения из семени необходимы ВЛАГА, ТЕПЛО, ВОЗДУХ,СВЕТ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

ЗАГАДКИ

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос. (Росток)

    Он без рук,
    Он без ног,
    Из земли пробиться смог. (Росток)

    Раскололся тесный домик на две половинки,
    И посыпались в ладони бусинки – дробинки.
    (Семена гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы …)

КАК ПРОРАСТАЮТ СЕМЕНА

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится крошечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для прорастания зародыша, – это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семени, и он набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и начинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того, как росток пробьётся к поверхности почвы, на нём появляются зелёные листочки.

V. Первичное закрепление. КЛУБ Почемучек

«Я – исследователь».

  1. Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
  2. Проговаривание способа решения проблемы в громкой речи.

1) Защита исследовательской работы «Как растут растения и почему растут вверх?» –

ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (КНИГА, КОМПЬЮТЕР, ВЗРОСЛЫЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЯ И ДР.)

2) Защита исследовательской работы «Помело. Что это за растение? Как его вырастить?» –

(Растение выращено из семени помело, плод цитрусовых растений – помело).

VI. Создание ситуации успеха

Дополнительно:

Тест «Развитие растения из семени» (Возможно провести тестирование на след. уроке)

1) Самостоятельное решение детьми типовых заданий.

Самопроверка.

2) Создание ситуации (У девочки погиб побег мандарина, забыла поливать);

Самооценка. Дети довольны работой.

– Что понравилось больше всего?

– Теперь дети смогут правильно посадить рассаду цветов на уроке технологии для школьной клумбы.

VII. Итог занятия

  1. Сегодня мы были исследователями, добились успеха, правильно сделали выводы. (Необходимые условия для прорастания и развития растения – вода, тепло, свет, кислород, минеральные вещества).
  2. Кто какие темы проектов защищал?

Как решали проблему поиска информации? Какие методы исследования использовали? Кто помогал? (Радость успеха, удовольствие от проделанной работы)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

– Рассказать родителям о проделанной работе; о выводах на уроке по теме; о том, что понравилось, что ты теперь сможешь сам посадить любое растение.

– На следующем уроке мы снова поговорим о растениях – о раннецветущих растениях. Поищите материал к этому уроку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Урок добра.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА: «Значение растений и животных в жизни человека»

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена могут различаться по форме, размерам, весу и окраске, однако принципы строения всех семян одинаковы. Для развития любого растения необходимы питательные вещества.

Инструкция

Семя состоит из зародыша, кожуры и запаса питательных веществ. Зачатком будущего растения является зародыш. В нем различают зародышевые корешок, стебелек, почечку и семядоли. Запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша, находится в эндосперме – особой запасающей ткани внутри семени.

Растения могут быть двудольными и однодольными. Зародыши первых имеют две семядоли, вторых – одну. Объемное соотношение зародыша и эндосперма также может различаться: у некоторых растений (ясени, пшеницы, лука) зародыш маленький, а весь объем семени занимает запасающая ткань, тогда как у других, напротив, по мере созревания и разрастания зародыш вытесняет эндосперм (у яблони и миндаля). У ряда растений (фасоли, тыквы, стрелолиста, частухи) семя может состоять только из зародыша и семенной кожуры, а запас питательных веществ у них сосредоточен в семядолях и других клетках зародыша.

Итак, семя – это зачаток будущего растения и «резерв» питательных веществ для его будущего роста. Когда оно покоится, процессы жизнедеятельности в нем протекают вяло и незаметно, но стоит ему попасть в благоприятную среду, эти процессы активизируются. В это время семя прорастает.

Начало новому растению дают только семена с живым зародышем. По ряду причин зародыш может погибнуть. Сделать семя невсхожим могут болезни, вредители, ненадлежащее хранение и т.д. Порой зародыши могут погибнуть от слишком долгого хранения семян. При попадании воды внутрь семени все семена набухают, но прорастают из них только всхожие, а невсхожие загнивают.

Для прорастания семян нужны благоприятствующие этому условия, главные из которых – наличие воды, воздуха и тепла. Зародыш потребляет питательные вещества исключительно в виде раствора, однако для разных семян необходимо разное количество воды. То же самое можно сказать по поводу тепла и воздуха.

Первым из семени растения прорастает корешок: разорвав кожуру и выйдя наружу семени, он быстро растет и укрепляется в почве, поглощая из нее воду и минеральные вещества. Далее начинает расти стебелек, поднимающий над поверхностью почвы почечку и семядоли (будущие листья). У части растений семядоли остаются в почве, а надземный побег развивается из почечки.

Органические вещества, запасенные в семени, используются для питания будущего растения, пока проросток не достигнет поверхности почвы. Но если они израсходуются до того, как начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнуть.

Рост и развитие - одни из основных свойств живых организмов, в том числе растений. Для каждой систематической группы эти процессы имеют свои особенности. Из нашей статьи вы узнаете о типах роста и циклах развития растений. Что означают эти понятия? Давайте разбираться вместе.

Рост и развитие: отличие понятий

Эти два биологических процесса тесно взаимосвязаны. Рост и развитие растений - это изменения, которые происходят с ними. В чем их отличие? Ростом называют количественное увеличение всего живого организма или его отдельных частей. Происходит этот процесс в течение всей жизни. Такой тип роста называется неограниченным. Развитие растений - это качественные изменения. С течением времени происходит усложнение в строении организмов. В многоклеточном организме это происходит путем дифференциации, которая проявляется в увеличении разнообразия органоидов.

Процессы роста тесно взаимосвязаны. Дело в том, что некоторые этапы циклов развития растений и сопровождающие их процессы жизнедеятельности могут наступать только при определенных размерах органов.

В ходе полового размножения новый организм развивается из зиготы - оплодотворенной яйцеклетки. Эта структура не является специализированной. Она многократно делится с образованием новых клеток, которые называются бластомерами. Первоначально они имеют одинаковое строение. Но когда количество бластомеров достигает 32, их структура начинает видоизменяться в зависимости от местоположения.

Понятие о фитогормонах

Рост и развитие растений определяются не только размерами организма. Эти процессы регулируются особыми химическими веществами - фитогормонами. В зависимости от состава и строения они могут оказывать на растения влияние различного характера. К примеру, абсцизины способствуют началу листопада, ауксины стимулируют рост корневой системы. Под воздействием цитокининов начинают делиться клетки, а появление цветков связано с выделением гиббереллинов.

Растения не имеют специальных органов, которые выделяют фитогормоны. Просто одни из них более насыщены веществами по сравнению с другими. Так, высокая концентрация цитокининов наблюдается в корнях и семенах, а гиббереллинов - в листьях. Но влияние гормонов одинаково для всех частей органов. Синтезируясь в одном из них, они транспортируются в другие.

Образовательная ткань

Рост, а следовательно, и развитие растений обеспечиваются деятельностью образовательной ткани, или меристемы. Ее клетки имеют многоугольную форму, крупное ядро, многочисленные поры в оболочке и рибосомы в цитоплазме.

В зависимости от происхождения различают общие и специальные образовательные ткани. Первые развиваются из зародыша семени. Их клетки постоянно делятся и дают начало апикальным или верхушечным меристемам. А уже из него развиваются эпидерма, паренхима и прокамбий.

Кроме верхушечных, в зависимости от расположения меристемы, бывают боковые (латеральные), краевые (маргинальные) и интеркалярные. Последние обеспечивают вставочный рост. При делении клеток интеркалярной образовательной ткани происходит удлинение междоузлий стебля и развитие черешков листьев.

Стадии развития растений

Каждый растительный организм, как и все живое, зарождается, растет и погибает. Такое развитие называют индивидуальным. В нем различают несколько фаз:

  • семя в состоянии покоя;
  • от прорастания семени до наступления первого цветения;
  • от первого до последнего цветения;
  • от последнего цветения до отмирания.

У представителей разных систематических единиц продолжительность стадий развития растений значительно отличается. К примеру, секвойя живет 3 тысячи лет, а молочная вика - 3 года.

Историческое развитие растений связано с эволюционными процессами, происходящими на планете. Первыми растениями, появившимися на Земле, были водоросли. С течением времени климат существенно изменился. Результатом этого был "выход" растений на сушу. Так появились высшие споровые растения - мхи, плауны, хвощи и папоротники. От них произошли современные семенные растения.

От семени к цветению

У многолетних растений рост происходит ритмично. Это связано с сезонными изменениями в природе. Зимой или во время засухи растения находятся в состоянии покоя. Это касается не только листопадных видов, но и вечнозеленых. Развитие цветковых растений начинается с прорастания семени, которое может находиться в состоянии покоя даже несколько лет. Их развитие связано с наступлением благоприятных условий. Чтобы семя проросло, необходимы влага, тепло и воздух. Сначала оно впитывает воду и набухает. Далее начинает появляться корень, который закрепляет будущее растение в почве. Потом прорастает побег. Необходимое количество тепла и влаги зависит от вида растения. К примеру, семена моркови прорастают при 5 градусах, а огурцов и томатов - при 15 градусах тепла. Озимым видам требуется отрицательная температура.

Жизненный цикл

Для споровых растений характерно повторение этапов развития. Рассмотрим этот процесс на примере мхов. В жизненном цикле развития растений этого отдела преобладает гаметофит - половое поколение. Он представлен зеленым листостебельным растением, которое прикрепляется к субстрату с помощью ризоидов. С течением времени на гаметофите формируется спорофит. Он состоит из коробочки со спорами на ножке. Такая структура недолговечна и существует только в течение вегетационного периода. Так называют время года, благоприятное для роста и развития растений.

Когда споры созревают, они высыпаются в почву. Из них вновь развивается гаметофит. На нем формируются гаметангии с половыми клетками. Далее при помощи воды происходит оплодотворение, результатом которого является спорофит. Цикл развития повторяется снова.

Итак, рост и развитие - это взаимосвязанные процессы. Они являются характерными для всех живых организмов. Ростом называют количественные изменения, которые проявляются в увеличении размеров и объема растения в целом и его отдельных частей. Развитием называют качественные изменения. Это свойство проявляется в специализации и дифференциации клеточных структур.