«Листопад, листопад - листья жёлтые летят» материал (младшая группа) на тему. Конспект занятия "Листопад, листопад, листья желтые летят" план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему И бурсов листопад


Муниципального учереждение

«Управление дошкольного образование»

Исполнительного комитета Нижнекамского района

И Города Нижнекамска

Республики Татарстан

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

На тему: « Листопад, листопад, листья желтые летят»

(Первая младшая группа.)

Составила:

Мирзафатихова Гулия Равилевна.

Нижнекамск 2013 г

Программные задачи:

Образовательные:- давать элементарные представления об осенних изменениях в природе;

Формировать умения определять погоду по внешним признаками, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку.

Развивающие: - учить выделить ствол, ветки, и листья деревьяв;

Закрипить умение узнавать и называть цвета;

Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Словарная работа:

Форма проведения: Ситуация- упражнение.

Материалы и оборудование: -дерево

Листочки желтого красного, красного цвета.

Магнитофон.

Звуки осенного леса.

Предварительная раблта с детьми.

Коммуникация: Беседы об осенних изменениях.

Познания:

Чтения художественной литературы:

Социализация:

Труд:

Художественная творчиства:

Физическое развития:

Техническое сопровождение:

Взаимодействие со специлистами:

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня день? На улице тепло или холодно? Солнышко светит или спряталось за тучками?

Дети: Холодно.

Воспитатель: На улице стало холодно. Дует ветер. Какое время наступило?

Дети: Осень.

Воспитатаель: Правильно, наступила осень. Осенью часто бывает пасмурная погода, на небе облака и тучки, льет дождь. Ребята, явас сегодня приглашаю в лес. Хотите прогуляться в осеннем лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для этого на нужно потеплее одеваться. Ведь на улице холодно. Сперва мы что оденем?

Дети: Штанишки.

Воспитатель: Еще что оденем? На себя…?

Куртку.

А на ножки?

Ботинки, сапожки.

А на голову…?

Шапку.

Воспитатель: Вот мы и оделись. А почему нужно тепло одеваться?

Дети: На улице холодно.

Воспитатель: Правильно, на улице уже холодно. Если мы не оденемся, то замерзнем и заболеем. Чтобы не заболеть нужно одеваться. Но теперь построились и пошагали:

Едут. Едут по дорожке,

Наши маленькие ношки.

Мы шагаем понемношку.

Протоптали мы дорожку.

Шли мы. Шли.

В лес пришли.

(Включается музыка «Звуки осеннего леса». На полу лежит разноцветные листья.)

Воспитатель: Вот мы пришли в лес. Ребята, а вы знаете какие звери живут в лесу? Белый, пушистый, под кустом сидит. Хвостик у него дрожит. Кто это, ребята? (Заяц). В дупле живет да орешки грызет. Кто это? (белка). Зимой спит, летом улья ворошит. А это кто? (Медьведь). Правильно.

Медьведь: Кто это про меня вспоминает? (Видит детей и здоровается).

Воспитатель: Здраствуйте, Миша. А мы пришли к тебе в гсти. Как красиво у тебя в лесу. А листочков сколько? Ребята, сколько здесь листочков?.

Дети: Много.

Медьведь: Ребята, листочков здесь много, но я знаю какого они цвета.

Воспитатель: Ребята, медьведь не знает какого они цвета. Давайте ему поможеи! Кристина, покажи красный листочек. Ребята, это красный листочек? Правильно, молодец! А где зеленый листочек? Гриша, покажи? Это больой листочек или маленький?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Правильно, а еще какого цвета листочки есть?

Дети: Желтые.

Воспитатель: Маша, покажи желтый листочек. Какой он большой или маленький?

Дети: Большой.

ВоспитателЬ: Правильно, молодцы ребята. Медьведь, ты заполнил йвета?

Медведь: Заполнил. Ой, спасибо вам ребята. Много у меня разноцветных листочков, красных, зеленых, желтых. Я их собираю в свою берлогу, чтобы зимой теплее было спать. А еще с листочками я люблю играть.

Воспитатель: наши дети тоже любят играть. Хочешь с нами поиграть?

Медведь: Да.

Воспитатель: Вставайте все в кружочек и берите листочек.

Много листьев и красных!

Собираем листочки,

Встанем все в кружочек!

(дети берут по листочку, становятся в круг)

Руки вверх мы поднимаем,

Как деревья подрастаем.

(Дети по показу поднимают руки и опускают вниз.)

Дует ветер с севера,

Закачалось дерево.

(Качают руками над головой)

Дует ветер задувает,

Листья с дерева срывает!

(Дети опускают листочки на пол поднимаются с пола)

Листья по ветру летят,

Кружит, кружит листопад!

(Дети круатся вправо и влево)

Воспитатель: когда много-много листочков падает, это называется «листопад».

Побежали наши ножки,

И садимся на пенечки.

(Дети садятся на стульчики)

Медьведь: спасибо вам, ребята, за игру. Что-то я притомился, пойду посижу.

Воспитатель: Отдохни, Миша. Ребята, скажите пожалуйста, что это?

Дети: Дерево. Березка.

Воспитатель: Это дерево. Березка. Какая они красивая, высокая. Вот Это, ребята, ствол. Ствол толстый, а потоньше это- ветки. А что еще у дерева есть?

Дети: листочки.

Воспитатель: Правильно, какого цвета этот листочек? А этот листочек какого цвета?

Дети: Зеленые, желтые.

Воспитатель: Дерево хочет, чтобы вы показали где у него ствол, ветки и листья. Аня, покажи где ствол у дерева? Эвелина, покажи где у дерева ветки? Настя, ты покажи где листочки? Это что? Молодцы, ребята. Дерево говорит всем спасибо. Ребята, нам уже пора в детский сад.

Давайте попращаемся с медведем и скажем ему спасибо. Мы еще к тебе В гости придем. До свидания.

(Медведь прощается с детьми. Дарит детям разноцветные шарики.)

Едут, едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

Кристина Фигурова
Конспект НОД по рисованию «Кружит листья листопад»

Цель : Расширить представления детей о природном явлении листопаде . Формировать умение рисовать кистью , способом «примакивания» .

Задачи :

Расширять и активизировать словарный запас (листопад , листья кленовые , способ «примакивания» )

Закрепить названия цветов (желтый, красный, оранжевый)

Продолжать учить пользоваться кистью, рисовать способом «примакивания»

Воспитывать аккуратность в работе с красками;

Средства реализации : сухие осенние листья , иллюстрации осенних явлений

природы (листопад , альбомные листы с изображением ствола дерева, кисти, гуашь красного,

жёлтого цветов, салфетки, ёмкости с водой, шляпка с осенними листочками , диск с музыкой

Чайковского Времена года.

Способы реализации : персонаж - помощница осени, чтение стихотворений об осени и

листопаде , рассматривание иллюстраций на осеннюю тему, беседы на осенние темы,

наблюдение на прогулках осенних изменений в природе, наблюдение за листопадом , сбор

листьев .

Ход занятия:

Ребята готовятся к занятию, садятся на стульчики. Стук в дверь. Входит воспитатель в образе

помощницы осени.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, скажите, а какое у нас время года.

Дети : Осень.

Воспитатель : Правильно. А я помощница осени, и хочу сегодня поговорить с вами об одном

интересном осеннем явление. Попробуйте угадать, что это за явление осени.

Загадка про листопад .

Листья жёлтые кружатся ,

На землю ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот – каждый год.

Как он называется? (Листопад )

Дети : Листопад .

Воспитатель : Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда

наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях

«держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток , и плавно кружась ,

падают на землю.

А вы знаете стихи об этом красивом явлении природы?

Падают, падают листья ,

В нашем саду листопад .

Жёлтые, красные листья

В воздухе вьются, летят…

Матвей Ф.: Ходит осень по садам,

Ходит, улыбается,

Точно в сказке тут и там

Все цвета меняются.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Очень красивые стихи. А я вам предлагаю ещё одно

стихотворение о листопаде .

Листопад , листопад ,

Листья падают , летят.

Листья жёлтые кружатся ,

И на землю все ложатся (С. Белов) .

Воспитатель : Посмотрите, что у меня в руках?

Дети : Осенние листочки .

Воспитатель : Давайте поиграем с ними.

Дыхательная гимнастика «Листопад » .

Воспитатель : Молодцы, ребята! Какой у нас сильный ветерок получился. А теперь давайте

представим, что мы с вами осенние листики .

Физкультминутка «Листопад » .

Листопад , листопад

Листья жёлтые летят , (бегают, изображая осенние листочки )

Кружат по дорожке , (кружатся на месте )

Падают под ножки (медленно приседают) .

Воспитатель :

А сейчас, я вам покажу, как правильно нужно рисовать листопад , способом «примакивания»

кисти к бумаге. (Воспитатель показывает, какие цвета нужно смешивать, чтобы получился-

оранжевый цвет, как правильно держать кисть, наносить мазки).

Ребята, давайте, и мы с вами возьмём краски и нарисуем листопад в подарок осени .

Пальчиковая гимнастика «Листопад » .

Листопад , листопад

Листья по ветру летят (плавно опускают руки сверху вниз, делая мягкие движения кистями) .

Вот летит листок осины –

А за ним листок рябины .

Ветер гонит лист кленовый ,

Поднимает лист дубовый ,

Лист берёзки кружится (загибают пальчики на руках, начиная с мизинца) .

Осторожно, лужица (грозят пальцем!

Покружился , покружился (поднимают руки, делают вращательные движения, опускают вниз)

Прямо в лужу опустился (руки на коленки) .

Воспитатель напоминает, как правильно держать кисть и смешивать краску, промывать кисть

и наносить мазки.

Дети рисуют под музыку Чайковского «Времена года»

Воспитатель : Какие красивые рисунки у вас получились. А давайте посмотрим друг у друга.

Воспитатель : - Какое явление осени рассматривали?

Что такое листопад ?

Что рисовали ?

Как рисовали листопад ?

Я попрошу вас дома нарисовать с мамой такой же листопад…

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы, ребята! О нашем занятии я расскажу осени, подарю ей ваши

рисунки, думаю, что она очень будет довольна вашими знаниями и рада вашим подаркам.

Спасибо за занятие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию на тему "Листопад листопад…" для детей младшей группы Цель: познакомить детей с техникой.

Тема: Осенний листопад (гуашь, рисование поролоном). Задачи: Продолжать формировать умение рисовать поролоновым тампоном, Развивать фантазию,.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья» Тема: ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ Цели: - закрепить знания о богатстве, разнообразии природного мира; - способствовать освоению и использованию разнообразных.

Конспект занятия с применением ИКТ «Листопад, листопад, листья жёлтые летят» СП «Детский сад «Аленький цветочек» ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье К О Н С П Е К Т Совместной деятельности воспитателя с детьми на.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Листопад, листопад, листья желтые летят» Цели: Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе; Учить выделять ствол, ветки и листья у деревьев; Учить.

Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.

Л.Луканова

Листопад

Желтый, красный листопад –
Листья по ветру летят.
Что случится с нашим садом,
Если листья облетят?

Ф.Грубин

Золотой дождь

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!

М.Лесовая

Осенний клад

Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

И.Пивоварова

Листопад

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: — Улетим! —
и ныряют в лужу.

Ю.Коринец

Листопад

Ветер, ветер, ветер,
Мокрый листопад.

Взрослые и дети
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
По небу летят.

В.Левин

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!

Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

А.Рябинка

Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».

О.Киселева

Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот - каждый год.
Как он называется?

В.Черняева

Осенние листья

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

И.Токмакова

Листья

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.

Н.Нищева

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

В.Орлов

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

Е.Благинина

Листопад

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.

В.Нирович

Листопад

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

Е.Груданов

Листоход

Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт…
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

В.Шульжик

Озорники

Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.

Л.Разводова

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
– Мы с кленов …
– Мы с яблонь …
– Мы с вишен …
– С осинки …
– С черемухи …
– С дуба …
– С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!

Ю.Капотов

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..

А.Плещеев

Над моею головою
Листопад шуршит листвою.
Ветер кружит вереницы
Листьев. Эти листья — птицы.
Листья-птицы медлят, зная,
Ждёт внизу их жизнь земная.
Листья-лисы, Листья-мыши
Заползают в норы, в ниши.
Мокнет голый клён вдали,
В лужах — листья-корабли.

С.Островский

Листья, словно одичали:
Им не нравится покой.
Ветви голые в печали
Лишь следят за суетой:
Разноцветная листва,
Непогоды не боится
В дивной пляске у ствола
Всё кружится и кружится.

С.Капитонова

***
Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!

Л.Алейникова

Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует – они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят –
Об осени скорой всем говорят

Д.Герасимова

А повсюду – листопад!
Листья под ноги летят
.
Кружит ветер озорной —
Красный листик, золотой…
Составляет хоровод,
листьями играя.
Это осень к нам идёт
— гостья дорогая!

Е.Пименова

Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся

Е.Пименова

Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».

Жёлтых листьев всюду много.
Ищет мишенька берлогу.
Ёж забрался в норку спать –
Так и будет зимовать.

О.Кисилева

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

Е.Груданов

Осень

Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом.

М.Ивенсен

Листопад, листопад,
Дождик золотистый
.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные —
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» — вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!

Н.Капустюк

Листья падают, кружатся
И на землю, и на крыши.
С тихим шелестом ложатся.
Тишиной природа дышит.
Осень листья обрывает,
Прежде, пёстрым крася цветом.
А потом все вниз бросает.
Да вот, как зовём мы это?

А.Коломейцев

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Е.Трутнева

Листья падают

Падают, падают листья?
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом.

Осень – листо — листопад,
Листья — бабочки летят.

Желтые и красные
Все расцветкой разные.
До чего же ветер рад,
Что устроил листопад.
Прилетел и засвистел,
Парк листвою зашумел.
Тут и дождик кап да кап,
Намочить решил нас так.
Осень золотистая,
Ясная, лучистая,
Любим мы тебя любую:
Серо-буро-голубую.

Л.Каплун

Листья, словно одичали:
Им не нравится покой.
Ветви голые в печали
Лишь следят за суетой:
Разноцветная листва,
Непогоды не боится
В дивной пляске у ствола
Всё кружится и кружится.

С.Капитонова

Над моею головою
Листопад шуршит листвою.
Ветер кружит вереницы
Листьев. Эти листья — птицы.
Листья-птицы медлят, зная,
Ждёт внизу их жизнь земная.
Листья-лисы, Листья-мыши
Заползают в норы, в ниши.
Мокнет голый клён вдали,
В лужах — листья-корабли.

С.Островский

Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружили и опять
Опустились на земь спать.

А.Тесленко

Листопад

Листопад?
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!

Н.Егоров

Почему у дуба листья облетели

Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
“Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами”.
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.

В.Бояринов

Листопад

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
— Мы с кленов …
— Мы с яблонь …
— Мы с вишен …
— С осинки …
— С черемухи …
— С дуба …
— С березы…
Везде листопад:
На пороге морозы!

Ю.Капотов

Глянь на улицу: повсюду
Листья по ветру летят,
В дивном вальсе закружился
Разноцветный листопад!
Листья под ноги ложатся
Мягким красочным ковром,
И от дождика слезятся
Золотом и серебром.
Ну, а завтра, ранним утром,
Мы корзиночки возьмём
И по коврику лесному
За опятами пойдём.
После дождика грибного
Все грибочки — тут как тут!
Всем семейством у пенёчка
С песней хоровод ведут.

О.Бейгул

Листочки

Листочки, листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод.

То вправо, то влево листочки летят,
Прощается с нами веселый наш сад.
Листочки, качаясь, веут хоровод.
И ветер осенний им песню поет.

А.Машканцева

Говорит Листочку
Лист:
— Потанцуем, братец,
Твист.
Ветерка дождёмся только.
А Сестрица:
— Лучше польку!
— Танго!
— Вальс!
— Кадриль!
— Фокстрот! —
Шелестит Листва.
И вот:
— Ветер!
— Ветер!
— Ветер!
— Ве… —
Покатилось по Листве.
Ветер тоже встрече рад.

Ах, какой был листопад!

Г.Ильина

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, - беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать -
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

И.Бунин

Жили два приятеля,
Жили – не тужили,
Вот однажды погулять
Днём они решили.
Только вышли за порог-
Смотрят – листопад!
— Ну — ко, позовём скорей
Мы других ребят!
Листья кружат хоровод
Ярких красок осени,
Запестрел весь небосвод-
Только их подбросили!
И друзья под вечер,
Как домой пошли,
По букету осени
Мамам принесли.

С.Белов

Урок листопада

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницею своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

В.Берестов

В воздухе кружатся,
Так причудливо порой,
Тихо под ноги ложатся
То – коврами, то – горой…
Вот кленовый лист кружится
И пикирует в газон…
Как же нам не удивиться —
Так чудесно падал он!
Словно золотом залиты
Парки, скверы и сады…
Всё вокруг листвой покрыто –
Это осени следы.
Мы с сестрёнкой очень рады
Видеть эту красоту,
Мы играем с листопадом,
Ловим листья на лету.
А потом мы собираем
Листья яркие в букет,
Мы его подарим маме,
Как от осени привет.

Т.Морозова

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

И.Бунин

Берёза

В лесу еловом всё неброско,
Приглушены его тона.
И вдруг белым-бела берёзка
В угрюмом ельнике одна.
Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Весёлый, дружный листопад.
А здесь она роняет листья
Вдали от близких и подруг.
Как от огня, в чащобе мглистой
Светло на сто шагов вокруг.
И непонятно тёмным елям,
Собравшимся ещё тесней:
Что с ней? Ведь вместе зеленели
Совсем недавно. Что же с ней?
И вот задумчивы, серьёзны,
Как бы потупив в землю взгляд,
Над угасающей берёзой
Они в молчании стоят.

В.Солоухин

Листопад

Осень, осень! Над Москвою
Журавли, туман и дым.
Златосумрачной листвою
Загораются сады.
И дощечки на бульварах
всем прохожим говорят,
одиночкам или парам:
«Осторожно, листопад!»
О, как сердцу одиноко
в переулочке чужом!
Вечер бродит мимо окон,
вздрагивая под дождём.
Для кого же здесь одна я,
кто мне дорог, кто мне рад?
Почему припоминаю:
«Осторожно, листопад» ?
Ничего не нужно было, —
значит, нечего терять:
даже близким, даже милым,
даже другом не назвать.
Почему же мне тоскливо,
что прощаемся навек,
Невесёлый, несчастливый,
одинокий человек?
Что усмешки, что небрежность?
Перетерпишь, переждёшь…
Нет — всего страшнее нежность
на прощание, как дождь.
Тёмный ливень, тёплый ливень
весь — сверкание и дрожь!
Будь весёлым, будь счастливым
на прощание, как дождь.
…Я одна пойду к вокзалу,
провожатым откажу.
Я не всё тебе сказала,
но теперь уж не скажу.
Переулок полон ночью,
а дощечки говорят
проходящим одиночкам:
«Осторожно, листопад»…

О.Берггольц

Листопад

Утро птицею в вышние
Перья радужные роняет.
Звезды, словно бы льдинки, тают
С легким звоном в голубизне

В Ботаническом лужи блестят
Озерками большими и мелкими.
А по веткам рыжими белками
Прыгает листопад.

Вон, смеясь и прильнув друг к дружке,
Под заливистый птичий звон
Две рябинки, как две подружки,
Переходят в обнимку газон.

Липы важно о чем-то шуршат,
И служитель метет через жердочку
То ль стекло, то ли синюю звездочку,
Что упала с рассветом в сад.

Листопад полыхает, вьюжит,
Только ворон на ветке клена
Словно сторожем важно служит,
Молчаливо и непреклонно.

Ворон старый и очень мудрый,
В этом парке ему почет.
И кто знает, не в это ль утро
Он справляет свой сотый год…

И ему объяснять не надо,
Отчего мне так нелегко.
Он ведь помнит, как с горьким взглядом
Этим, этим, вот самым садом
Ты ушла далеко-далеко…

Как легко мы порою рушим
В спорах-пламенях все подряд.
Ах, как просто обидеть душу
И как трудно вернуть назад!

Сыпал искры пожар осин,
Ну совсем такой, как и ныне.
И ведь не было злых причин,
Что там злых — никаких причин,
Кроме самой пустой гордыни!

В синеву, в тишину, в листву
Шла ты медленно по дорожке,
Как-то трепетно и сторожко —
Вдруг одумаюсь, позову…

Пестрый, вьюжистый листопад ,
Паутинки дрожат и тают,
Листья падают, шелестят
И следы твои покрывают.

А вокруг и свежо, и пряно,
Все купается в бликах света,
Как «В Сокольниках» Левитана,
Только женской фигурки нету…

И сейчас тут, как в тот же день,
Все пылает и золотится.
Только горечь в душе, как тень,
Черной кошкою копошится.

Можно все погрузить во мрак,
Жить и слушать, как ливни плачут,
Можно радость спустить, как стяг…
Можно так. А можно не так,
А ведь можно же все иначе!

И чего бы душа ни изведала,
Как ни било б нас вкривь и вкось,
Если счастье оборвалось,
Разве значит, что счастья не было?!

И какая б ни жгла нас мука,
Но всему ль суждено сгореть?
Тяжелейшая вещь — разлука,
Но разлука еще не смерть!

Я найду тебя. Я разрушу
Льды молчания. Я спешу!
Я зажгу твои взгляд и душу,
Все, чем жили мы — воскрешу!

Пусть все ветры тревогу свищут.
Я уверен: любовь жива!
Тот, кто любит, — дорогу сыщет!
Тот, кто любит, — найдет слова!

Ты шагнешь ко мне, верю, знаю,
Слез прорвавшихся не тая,
И прощая, и понимая.
Моя светлая, дорогая,
Удивительная моя!

Э.Асадов

Стрельцова Галина
Конспект осенней прогулки «Листопад, листопад, листья желтые летят»

Конспект осенней прогулки в средней группе

«Листопад , листопад , листья по ветру летят… »

Цель : систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с явлением осени – листопадом ;

Знакомить с многообразием красок золотой осени ;

Расширять словарный запас («Золотая осень » , «Листопад » , «Золотая кисть природы» );

Развивать наблюдательность, речь ребенка, внимание, двигательные качества;

Развивать двигательную активность детей;

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать умение видеть красоту осенней природы ;

Воспитывать дружеские взаимоотношения;

Воспитывать интерес к подвижным играм и здоровому образу жизни.

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям отправиться на площадку детского сада. Во время движения предложить детям повторить выученный накануне стих про осенние листья .

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать .

Листья березы ,

Листья рябины ,

Листья тополя ,

Листья осины ,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем .

Н. Нищева

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какая красота в нашем детском саду, посмотрите какие нарядные деревья! Подойдите поближе и послушайте загадку :

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины

И люблю я шум дождя,

Назови - ка ты меня!

Дети : Осень !

Воспитатель : Правильно на нашем дворе – золотая осень ! С приходом осени и похолодания листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. Как грустный разноцветный дождь, осыпаются листья осенью . Такое явление в природе называется …«листопад » . Наблюдать листопад мы можем , когда становится холодно и дерево не может поглощать корнями много воды и питательных веществ, не может напоить все листочки , поэтому они постепенно отмирают, желтеют и опадают . Дерево как будто засыпает до весны, но оно живое и его нужно оберегать. Особенно сильно опадают листья после заморозка . Вы, наверное, обращали внимание по дороге в сад, что по утрам особенно много листвы под деревьями и зябкий ветерок разгоняет их по дорожкам и тропинкам.

Воспитатель : Дети давайте повторим, что такое листопад ?

Дети : Листопад это осыпание листьев с деревьев осенью .

Воспитатель : Посмотрите ребята, под нашими ножками много-много листвы , какая она по цвету?

Дети : Желтая , красная, коричневая.

Воспитатель : Вот как много у осени красок , каждый листик неповторим , много цветов и оттенков можно разглядеть на них, значит листья какие ?

Дети : Разноцветные.

Воспитатель : А теперь давайте поиграем в игру «Листопад » возьмите в каждую руку по листочку и становитесь в круг!

Мы - листочки , мы - листочки , Дети стоят кружком, держа в руках

листочек

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер - полетели. - Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали - Бегают, помахивая листочками .

Все листочки так устали .

Перестал дуть ветерок - Подули на свои листочки в руках

Все уселись в кружок. - Садятся на корточки, листочки держат над головой .

Ветер снова вдруг подул - Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул . - Подули на листочки

Все листочки полетели - Подкидывают листья вверх .

И на землю тихо сели. - Садятся на корточки медленно.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель : Ребята, возьмите в руки по листку и расскажите каким они цветом?

Воспитатель : Ребята, какие Вы молодцы, какие красивые листики вы себе выбрали ! А теперь предлагаю сделать салют, подбросить листочки высоко в небо !

«Покружу, покружу, как листочек получу (на слово «полечу» воспитатель и дети подбрасывают свои листочки вверх ).

Воспитатель : А как падали наши листочки ?

Дети : Медленно, кружась.

Воспитатель : Как вы думаете, почему листочки падают медленно ?

Дети : Листочки падали медленно , так как они легкие.

Воспитатель : А теперь возьмите снова в руки по листику и потрогайте их , поводите пальчиками по жилкам листка , какие они на ощупь?

Дети : шершавые, холодные, сухие. А как шуршат листочки ? (Ш-ш-ш)

Экспериментальная деятельность : «Каким материалом можно прошуршать? (Ткань, бумага, полиэтиленовая пленка) .

Ребята, а какие приметы осени мы знаем ?- Поздний листопад - к суровой зиме ; лист хоть и пожелтел , но опадает слабо - морозы наступят не скоро.

Воспитатель : Ребята, а у меня какие листья ? Продемонстрировать разные листья детям . (предварительно подготовленный букет)

Дети : Разные!

Воспитатель : Давайте найдем и назовем деревья, которым принадлежит каждый лист . (Воспитатель поочередно демонстрирует детям листья клена , березы, дуба,ясеня, липы., вяза. Дети передвигаются по территории участка, ища деревья с похожими листьями , по нахождения нужного дерева проговаривается название дерева : Клен – кленовый, Береза – березовый и тому подобное)

Воспитатель : Молодцы ребята, назвали все деревья и все листочки ! А теперь давайте соберем яркий букет и подарим его младшему воспитателю (дети собирают букет, зафиксировать канцелярской резинкой, после прогулки он заносится в группу и вручается младшему воспитателю)

Воспитатель : Теперь давайте проверим, какие вы внимательные!

Дидактическая игра : «Назови ласково» (Ветер - ветерок, лист - ,облако, дождь, солнце., туча, кот.)

Подвижная игра «Кот на крыше» .

Воспитатель в завершении проводит краткую беседу : «С каким природным явлением мы сегодня познакомились? (листопад , «Каких цветов бывают осенние листья » , «Какие деревья мы сегодня с вами нашли?»

По окончанию беседы дети свободно играют под наблюдением воспитателя.

Индивидуальная работа по развитию движений

Индивидуальные игры «Прыжки через дорожку из листьев » , «Собери листочки определенного цвета или количества» .

Труд на участке : На территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Листья пожелтевшие по ветру летят…» «Листья пожелтевшие по ветру летят…» (ИЗО. Рисование ладошкой) Цель: развитие мелкой моторики по средствам нетрадиционной художественной.

Конспект НОД «Листья желтые летят» «Листья желтые летят» Цель: обучение умению рисовать листья примакивая кисточку к листу бумаги; умению правильно держать кисть, пользоваться.

Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции " Листопад" Задачи: Продолжать знакомство с осенью,как временем года. Заинтересовать.

Конспект прогулки «Листопад» (младшая группа) Цель: формировать у младших дошкольников представления о состоянии природы осенью, раскрыть новое понятие «листопад». Задачи Образовательные:.

Конспект развлечения «Листья желтые» Ведущий. Дети, хотите послушать сказку? А было это, когда лето отшумело, И отзвенело, и отзеленело, Когда промчались теплые деньки, И больше.

Конспект занятия по рисованию «Листопад» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: а) образовательные задачи: продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно держать кисть и аккуратно.

НОД: «Как прекрасен листопад!» Цель: обобщить знания детей