Народная мудрость как инструмент процесса воспитания. Притчи


Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Чему учит народная мудрость».

Цель: способствовать развитию познавательной активности учащихся, расширению кругозора, развитию мышления и речи.

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы

вневременного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает неповторимое своеобразие и выразительность.

У каждой пословицы есть своя задача.

Викторина

Викторина будет проходить в довольно быстром темпе.

Она чем-то напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри... Итак, мы начинаем!

1 . Конкурс « Продолжи пословицу»

Пословица - ритмизированное высказывание, несущее обобщённую мысль, поучительный вывод.

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

век учись.

Что посеешь,

пока горячо!

Век живи

год кормит.

Вешний день

то и пожнешь.

Для Родины своей

не воин.

Задание для 2 команды:

Задание для 3 команды:

При солнышке тепло,

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

слова не выкинешь.

Сам умирай,

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

а человек уменьем.

Из песни

а при матери добро.

Под лежачий камень

а товарища выручай

2.Конкурс (объясните пословицу)

Задание для 1 команды:

Краткость - сестра таланта. –

Лучше поздно, чем никогда. –

He откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. –

Задание для 2 команды:

В гостях хорошо, а дома лучше. –

Время творит чудеса. –

Честность - лучшая политика. –

Задание для 3 команды:

Здоровье дороже богатства.-

Утро вечера мудренее.-

Учиться никогда не поздно.-

3.Конкурс

Сказки

А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

Кто-то за кого-то ухватился цепко, Ох, никак не вытянуть, ох,

Засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный общий труд

Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.

(«Репка»)

Колотил да колотил По тарелке носом, Ничего не проглотил И остался с носом. («Лиса и журавль»)

А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведи»)

Ах ты, Петя, - простота, Оплошал немножко,

Не послушался кота Выглянул в окошко. («Петушок - золотой гребешок»)

Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться,

Очень вкусная вода В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

4.Конкурс

Загадки

Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? - Голубой платок, Алый клубок

По платку катается, Людям улыбается. (Солнце.)

- Двенадцать братьев Друг за другом ходят,

Друг друга не находят. (Месяцы.)

Пришёл волк - Весь народ умолк, Ясен сокол пришёл -

Весь народ пошёл. (Ночь и день.)

- Поднялись ворота - Всему миру красота. (Радуга.)

Старик у ворот Тепло уволок, Сам не бежит

И стоять не велит. (Мороз.)

Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает. Зимой согревает. (Лес.)

Стоит городок - Сколько стареньких домков,

Сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

- У матери двадцать деток,

Все детки - однолетки. (Наседка и цыплята.)

Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал -

Там и пропал. (Сахар.)

И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало.)

Утка ныряла - ныряла

И хвост потеряла. (Иголка и нитка.)

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки.)

Без крыльев, А летит.

Без языка,

А говорит. (Письмо.)

Под землёй Птица гнездо свила,

Яиц принесла. (Картофель.)

Белый тулупчик Сшит без рубчика. (Яйцо.)

- Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

Без ног, а хожу, Без рук, а указываю. (Часы.)

Легко, кругло,

А за хвост не поднять. (Клубок.)

А всё расскажет. (Книга.) Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

5. Конкурс

Особенности русского быта.

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, рубашка, кокошник, сапожки.)

8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10. Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)

11. Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)

12. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

13. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

14. Какой русский царь любил плотничать? (Пётр 1.)

6 . Конкурс

« Вставь слово»

Вставьте в названия сказок пропущенные слова.

  1. Поди туда – _______________, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец____________.
  3. Иван – ________________ и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.
  7. Никита __________.
  8. Летучий _____________.

7. Конкурс

«ВОПРОС–ОТВЕТ».

Командам задаются вопросы, каждый правильный ответ – плюс один балл команде.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец )
  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному. (Соловей – разбойник )
  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями. (Добрыня Никитич )
  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк». (Взять птицу и коня, а не трогать клетку и уздечку )
  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем? (Убили его, а всё добро забрали )
  6. Кто и в какой сказке говорил: «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушка в сказке «Сивка – бурка» )
  7. Какая сказка заканчивается словами: «Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле»? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка )
  8. Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо». (Илью Муромца )
  9. Кто из былинных персонажей жил у речки Смородины, на горе Сорочинской? (Соловей – разбойник, Змей – Горыныч )

III. Подведение итогов, награждение команд.


Все мы с детства знаем много пословиц. Некоторые из них часто удается вставить в речь, другие используются редко. Благодаря крылатым выражениям получается расширить свой словарный запас и придать речи интересную витиеватость. Чему учат пословицы и фразеологизмы? Давайте разберемся.

Чему учат детей

Пословицы играют важную роль в жизни любого человека. Благодаря им человек может быстро запомнить и понять житейские премудрости и простые истины. Чему учат пословицы детей? В первую очередь родители читают чадам пословицы и поговорки о дружбе и любви. Благодаря крылатым фразам малышам проще запоминать народную мудрость. Например, как быстро донести до юного создания, что врать плохо? Можно прочитать часовую лекцию, которая все равно не дойдет до сознания ребёнка.

А можно сказать: "Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят". Краткое изречение быстро помогает донести тот смысл, что если ребенок будет лгать, то ему не будут верить ни друзья, ни родители. А может случиться и такое, что близкие люди просто отвернутся.

Благодаря крылатым выражениям можно заложить в сознание ребенка и моральные нормы. Например, стоит объяснять детям, что, общаясь с людьми, нужно уметь подбирать слова. Нужно рассказать, что иногда можно сильно обидеть человека, сказав ему что-то не то. В этом случае отлично подходит пословица «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Такие краткие изречения дети запоминают лучше, чем длинные непонятные тирады. И даже если смысл высказывания до вашего чада не дойдет сразу, не переживайте, время сделает свое дело.

Как научить ребенка читать с помощью пословиц

Многие родители переживают, что их чадо не интересуется книгами. Но оказывается, есть быстрый способ научить ребенка читать. Если родители занимаются со своим чадом, то к 5 годам девочки и мальчики уже будут знать много пословиц. И как же эти знания применять на практике? Нужно найти детское произведение, в котором есть крылатое выражение. Не нужно заставлять ребенка читать всю страницу. Необходимо поставить цель найти нужную фразу. Такая задача для ребенка выглядит более привлекательной. Ведь ему предстоит поиск, а не скучное чтение. Но любой грамотный родитель понимает: чтобы найти кусок текста, придется потрудиться и прочитать как минимум полстраницы. Ребенок будет рад одержанной победе, а родители счастливы, что нашли нетривиальный способ заставить свое чадо грызть гранит науки.

Чему учат взрослых

Люди развивают свой интеллект всю жизнь. Нельзя сказать, что учеба заканчивается, когда человеку дают диплом о высшем образовании. А учиться на скучных курсах и лекциях неинтересно не только детям. Намного проще прививать любовь к чему угодно посредством поговорок. Чему учат пословицы людей? Любви к своей родине, помощи другим, уважению и смирению. Многие могут сказать, что это то же самое, чему обучают детей. Но ведь не каждый ребенок воспринимает все, что ему говорят взрослые. Иногда приходится уже в зрелом возрасте наверстывать упущенное. Разберем на примере.

Чему учат пословицы о родине? Любви к своей отчизне, своему дому и краю. Разве может ребенок осознать всю глубину пословицы «Родной край - сердцу рай»? Конечно, нет. Нужно пожить за границей или в другом городе, чтобы понять, что нет ничего лучше, чем отчий дом.

Пословицы в литературе

Русские классики любили придавать своим произведениям яркость за счет образности языка. И в этом им помогали пословицы. Чему учат эти короткие народные высказывания? Чести, долгу, морали, любви и верности. Доносить любую мораль лучше в форме сжатого выражения. С этой задачей поговорки справлялись превосходно. Например, посмотрим, как вставил в свою повесть «Капитанская дочка» А. Пушкин такое выражение: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь... и помни пословицу: "береги платье снову, а честь смолоду"».

Некоторые писатели пошли дальше и сами начали создавать фразы, которые впоследствии стали крылатыми. Так, А. Грибоедов на страницах «Горе от ума» изрек: «Счастливые часов не наблюдают». Сегодня эту фразу можно слышать повсеместно, так же как и цитату из «Онегина»: «Любви все возрасты покорны».

Зачем пользоваться пословицами

Поговорки помогают людям лучше понимать чувства друг друга. Иногда бывает сложно описать свое состояние, и фраза «У меня кошки на душе скребутся» может в полной мере выразить тревогу и страх человека. Также многие люди на пословицах учатся. Чему? Верности, преданности, любви к родине и ближним. Нет надобности говорить, что благодаря крылатым выражениям наш лексикон становится богаче. Ведь русский по праву считается самым литературным языком в мире.

Можно ли обходиться без пословиц и поговорок

Раньше люди жили и без языка и как-то справлялись. Существовать можно и без пословиц, поговорок и фразеологизмов. Но насколько скучна будет речь. Истории, которые рассказаны сухим языком, слушать неинтересно. Люди любят преувеличивать, преуменьшать и домысливать. Это все отражается в народной мудрости, которая одновременно и поучает, и смешит. Убрать из языка пословицы - это значит лишить страну ее культурного наследия. Люди веками вкладывали мудрость в книги и киноленты. И квинтэссенцией всех этих знаний по праву считаются именно пословицы и поговорки. Чему учат эти выражения? Ну конечно, жизни.

Как правильно учить пословицы

Лучший способ что-либо запомнить - это создавать привязки к контексту. Если вы думаете, какие пословицы учить с детьми, то просто мысленно представьте ситуацию, в которой это выражение может пригодиться. Лучший способ - это рассказывать умную мысль ребенку к месту.

Например, ваше чадо совершило досадный промах. Не нужно ругаться, можно просто сказать: «На ошибках учатся». Таким образом, ребенок не только сделает вывод из сложившейся ситуации, но и обогатит свой словарный запас полезной пословицей. Этот способ подходит и для взрослых. Правда, не всегда с вами будет рядом опытный наставник, который поможет подобрать уместную фразу. Но у каждого современного человека в кармане лежит смартфон с доступом в Интернет. И всегда можно попросить "Гугл" найти что-нибудь подходящее. Таким образом будет легче отпустить неприятную ситуацию и пополнить копилку своих знаний.

Моя бабуля молодость провела в своей деревеньке в Володской области. И там русские народные сказочки, пословицы и поговорочки были не то, что в ходу – ими буквально сопровождались все действия. И нас она мудростям всяким учила – часто приговаривала пословицы , когда мы ссорились с младшим братом. Только сейчас я понимаю, что многие их них писаны были не только про семейные отношения, но, скорее, про нерушимость российского народа.

Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского народа

Предки наши точно знали, что сила в единстве и дружном житие-бытие. Эту идею они тщательно передавали своим детям и внукам, а те – своим внукам и детям. Так народная мудрость дожила и до нашего века – нам с братом от бабули, кому-то от мамы с папой. Я и своим детям буду рассказывать те же пословицы, которые слышала в детстве:


Столько красивых фраз, а все об одном – если народ ругается из-за мелочей , если люди его ведут себя эгоистично – то наверняка проиграют даже самому слабому врагу. Мы с братишкой и сами убедились в этом на своем опыте. Вместе и крепость снежную строить быстрее, и на дерево забираться удобнее – сначала я брата подсаживаю, потом он меня под руки держит.


Что вообще такое – пословицы, и откуда они взялись

Вообще, пословицы – это просто сокровищница умных мыслей. Так называют короткие и емкие фразочки, часто с простенькой рифмой. Но рифма-то в них не главное, всего важнее – суть. На все случаи жизни нам «наследство» от прадедов досталось – и про семью фразы, и про урожаи, и про погоду..

Передавались они именно устно – кто бы их записать-то мог! Уже потом, когда народ стал пограмотнее, записали, а так все на словах и на словах.


Жаль, сейчас их постепенно забывают , ведь если их не передавать новым поколениям. Я сама их в быту использую, муж уже привык, к нему они тоже прилипают. Теперь сынишка подрастает – следующий на очереди. Думаю, бабушка бы мной гордилась.

С.8. Вспомним

1. С какими народами России мы познакомились на страницах учебников в 1-3 классах?

Ответ: В 1-3 классах мы узнали, что Россию населяет много разных народов: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, ненцы, чукчи, якуты, украинцы, белорусы и многие другие.

2. Представители каких народов России живут в вашем крае?

Ответ: В нашем крае проживают представители разных национальностей и народов: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, казахи, немцы.

3. Что способствует взаимопониманию разных народов России?

Ответ: Взаимопониманию разных народов России способствует то, что все эти народы живут в одной стране, а также Конституция Российской Федерации, законы, правительство.

Рассмотри картину художника и фотографии. Составь рассказ о том, как память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее помогают людям чувствовать свое единство.

Ответ: Память о прошлом это как фундамент для строительства достойного общества в будущем. Опыт прошлого помогает нам сделать выводы из тех ошибок, которые мы совершали в былые времена, помогает уже сегодня использовать весь тот опыт, который нам передали предшествующие поколения. Прошлое нас объединяет в единый российский народ, наши традиции, обычаи, заповеди, язык, все это передается из поколения в поколение. Благодаря труду сегодня каждый из нас кирпичик за кирпичиком выстраивает наше общее будущее. Труд всегда объединял людей, целые сообщества народов шли к единой цели – это сохранение культурного богатства России, ее единства и силы, а так же обеспечение ее достойного будущего.

Какие события прошлого являются общим достоянием народов вашего края? Что создается сейчас общим трудом на благо Отечества?

Ответ: В истории нашей страны происходило много важных событий. Важнейшие события – присоединение Сибири, свержение самодержавия, октябрьская революция, победа в Великой Отечественной войне, полет человека в космос. Сегодня общим трудом мы создаем будущее нашей страны. Строятся новые фабрики, заводы, дороги, города, улучшается жизнь и быт людей. Каждый человек своим трудом делает вклад в становление, процветание и развитие будущего России.

А для нас школьников общим является хорошая учеба и помощь родителям.

Подумаем!

1. В каких делах вы можете сейчас проявить любовь к Родине?

Ответ: Первое, это хорошо учиться. А также, следить за порядком во дворе своего дома, школы, не разбрасывать мусор. Помогать взрослым на субботниках. Не ломать то, что было кем-то создано. Своими руками создать что-то новое и необычное, тем самым стать примером для младших ребят.

2. Какие проекты мечтаете выполнить в будущем для процветания России?

Ответ: Для процветания России хотелось бы воплотить в жизнь следующие проекты: повысить уровень образования, так как дети – это будущее нашей страны, строить новые дома, больницы, детские сады, школы, спортивные площадки и стадионы, концертные залы. Возобновить производство на заводах, фабриках и других промышленных предприятиях, улучшить экологическую ситуацию в стране. Чтобы взрослые и дети вели здоровый образ жизни, были культурными. Чтобы была искоренена преступность. Возрождались природные территории и никогда больше не повторились бы ошибки прошлого.

Проверим себя

1. Для чего служит государственный язык в многонациональной стране?

Ответ: Государственный язык в многонациональной стране служит для объединения всех народов на территории государства, что и является признаком единого государства. Чаще всего государственным языком становится язык наиболее многочисленного народа. Основная задача государственного языка – служить средством общения во всех сферах жизни.

2. Что называется государственной символикой Российской Федерации?

Ответ: Государственная символика, это то, что отличает, определяет и подчеркивает особенность государства в мире, то есть его символы. В Российской Федерации свои – флаг, герб и гимн.

3. В каком знаменательном событии 1812 года участвовали многие народы России?

Ответ: Многие народы России принимали участие в Отечественной войне 1812 года.

4. Как народная мудрость учит сохранять нерушимость российского народа?

Ответ: Народная мудрость передается из поколения в поколения. В этих мыслях заключается оценка жизни, сохраняется мудрость и опыт народа. Множество сказаний, сказок, легенд, пословиц и поговорок определяют единство российского народа. Так народная мудрость учит сохранять самобытность, единство и нерушимость российского народа.

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Теорема+Пифагора - одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии.C устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

запишите цифры под которыми они указаны

1) Она сложна для самостоятельного изученья.

2) Её открытие произошло на основе наблюдений.

3) Она изложена специальным языком математики.

4) Для подтверждения её истиности предложено доказательство опирающееся на опытно установленные данные.

5) ДЛя ее описания использован метод теоретического объяснения

6) её истиность была усановлена обобщения народной мудрости

верны ли следущие суждения об отклоняющемся поведении?

а.отклоняющеечя поведение может иметь не только негативные последствия
б.одна из психологических причин отклоняющегося поведения подростка-нежелание отставать от других,стремление войти в привлекательную в его глазах группу.
1)верно только а
2)верно только б
3)оба суждения верны
4)оба суждения неверны

Родители учат сына:"всегда выполняй свои обещания".родители сообщают сыну:
1)народную мудрость
2)правовые нормы
3)нормы морали
4)правила этикета

Семья, в отличии от других малых груп характеризуется:
1)групповыми нормами
2)общими увлечениями
3)общностью быта
4)единством взглядов