Информационная структура управления.


Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое качество.

Структуры управления постоянно дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать для себя наиболее эффективную структуру или их совокупность.

Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними.

Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют собой варианты иерархических структур. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции. К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления.

Рассмотрим более подробно функциональные структуры.

Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.


В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Идея функциональных структур состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например, отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.д. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис. 1.1., вместо универсальных менеджеров (при линейной структуре управления), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Исполнители

Функциональная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Преимущества и недостатки функциональной структуры управления

В наиболее универсальной форме принцип функциональной специализации, не вступая в противоречие с принципом единоначалия, реализуется в линейно-функциональных структурах. Их наиболее существенная характеристика состоит в том, что общее распорядительство ресурсами и целеполагание входят в полномочия линейных руководителей, а управление процессами достижения поставленных целей в рамках выделенных ресурсов и некоторых других ограничений возлагается на руководителей функциональных служб и подразделений.

Функциональная структура управления строится на функциях управления деятельностью. В управлении государственными органами важнейшее место занимают функции управления, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Поэтому разработку организационных структур управления, применение методов и технических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функций управления. Функция управления – сложный вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект с целью достижения определенных результатов.

Признаки функций управления: объективность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторяемость, обособленность и самостоятельность, составная, специализированная часть управленческой деятельности, единство и однородность содержания.

Структура функций управления:

1.функция планирования деятельности

2.функция организации выполнения планов

3.функция регулирования реализуемых процессов.

Планирование деятельности объекта управления предполагает определение целевой функции управления, формулирование этапов работы и промежуточных результатов, приближающих объект управления к запланированной цели. В ходе процесса планирования руководство определяет цели и сообщает их членам организации.

Организация - совокупность действий по подготовке к реализации утвержденного плана.

Регулирование - набор действий руководителей по обеспечению запланированного порядка осуществления управляемого процесса, включающих: учет результатов деятельности; контроль количественных и качественных характеристик результатов труда; сравнение результатов с запланированными параметрами; выявление причин несоответствий; разработку и реализацию корректирующих действий; разработку и реализацию предупреждающих действий; применение мер поощрения персонала за качественные результаты работы.

управ -непрерыв,инф-й процесс взаимодействия на сотрудников там.орг.,обесп-ий их целенаправ-ое поведение при измен-ся внеш.,внутр.усл.,путем принятия и реализации управ-их реш. Об.-препемещ.тов. чз там.гр.гос-ва,коалиции гос-в,имеющих общую там.гран. Предмет -обще.отнош.,возник-е в св.с перемещ.тов.чз там.гран. Суб .: там.сист.гос-в или коалиции,им.общ.там.гр; ОГВ,гос-ва или коал.,взаимод.с выделенной там.сист; внутренние товаропроиз.;потребители;уч-ки ВЭД. =Суб.упр- все руковод.,имеющие полномоч.принимать управ.реш.,давать поруч.подчиненным сотрудникам и коллективам и треб.их выполнения,т.е. все эл-ты т подсист.там.поста,таможни,осущ-ие целенаправ-ое возд.Об.упр .-исполнители реш,приказов управдяющей подсистемы,специалисты там.дела,там.кол-вы,организац-ые структуры.,технолог-ие там.процедуры,все виды д-ти по осущ-ию ф-ий,возлож-х на там.орг.

70. Цель, сущность и содержание управления таможенной деятельностью.Управление таможенной деятельностью – деятельность, направленная на воздействие полномочным субъектом управления на порядок осуществления таможенного дела в РФ, а также его развитие и совершенствование. Цель : воздействовать на структурные подразделения (исполнители) таможенной сферы для получения наиболее эффективного результата, выраженного в: соблюдении порядка осуществления таможенного дела; соблюдении законодательства в данной сфере; совершенствовании порядка осуществления таможенного дела и т.д. Иные цели: защитная, экономическая, социальная. Содержание : выработка определенной политики, в соответствии с которой управление будет осуществляться теоретически, а также создание системы администрирующих органов, посредством которых эта деятельность будет реализовываться на практике. Система управления : 1. механизм управления; 2. структура управления; 3. процесс управления; 4. механизм совершенствования системы управления.

Основные функции :

Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

Обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

Борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;

Осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;

Ведение таможенной статистики внешней торговли;

Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся:

Кадровая деятельность;

Финансовая, бухгалтерская деятельность;

Психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Развитие таможенной инфраструктуры, капитальное строительство и др.

Цели таможенной службы Российской Федерации в 2014 году :

1) формирование поступления доходов в федеральный бюджет;

2) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику;

3) повышение эффективности межведомственного информационного взаимодействия;

4) сокращение сроков совершения таможенных операций, упрощение порядка их совершения;

5) оптимизация процедур декларирования и выпуска товаров с использованием информационных таможенных технологий;

6) обеспечение результативности и оперативности проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров на основе применения комплексной системы управления рисками, соответствующей требованиям Всемирной таможенной организации;

7) защита отечественных производителей, охрана объектов интеллектуальной собственности и законных интересов правообладателей;

8) совершенствование организационно-управленческой деятельности, позволяющей максимально реализовать технологический, инфраструктурный и кадровый потенциал таможенной службы в условиях торгово-экономической интеграции Российской Федерации.

Задачи таможенных органов Российской Федерации на 2014 год:

1) выполнение прогнозного задания по поступлению в федеральный бюджет таможенных платежей, администрируемых таможенными органами;

2) реализация Концепции централизации учета таможенных платежей и иных платежей и ведения единого лицевого счета участника внешнеэкономической деятельности, утвержденной приказом ФТС России от 30 июля 2013 г. № 1407;

3) развитие информационных технологий уплаты таможенных платежей;

4) координация работы таможенных органов по списанию задолженности по уплате таможенных и иных платежей, безнадежной к взысканию;

5) обеспечение реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1721-р);

Планирование деятельности ФТС России осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

1. Актуальные проблемы совершенствования управления таможенным делом.

2. Архитектура и функциональное значение Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.

3. Виды управленческой деятельности.

4. Диагностика эффективности деятельности таможенных администраций.

5. Законы управления.

6. Информационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

7. Информационно-техническая политика Федеральной таможенной службы России.

8. Информационные процессы и информационные потоки в системе таможенных органов.

9. Интеграция России в глобальные мировые экономические процессы. Формы интеграции в таможенной среде.

10. Классификация функций управления.

11. Коррупция как социальное явление. Особенности коррупционных проявлений в Российской Федерации. Нормативная правовая база о борьбе с коррупцией.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года о таможенной деятельности.

13. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности.

14. Методы и процесс принятия решений в управлении таможенной деятельностью.

15. Методы руководства социальной защитой должностных лиц и членов их семей.

16. Методы оценки риска и его пороговых значений. Меры риска при принятии управленческих решений.

17. Методы организации управления таможенной деятельностью.

18. Механизм управления системы управления таможенными органами.

19. Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура и основные требования.

20. Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов.

21. Нормативная база, регламентирующая таможенную деятельность.

22. Основные направления обеспечения качества таможенных услуг.

23. Организационная структура таможенных органов. Этапы развития таможенных органов.

24. Обеспечение экономической безопасности страны таможенными методами.

25. Основные задачи, организация, нормативная и правовая база документационного обеспечения.

26. Основные правила организации документооборота.

27. Организация документооборота и исполнения документов.

Руководство отделом документационного обеспечения (на примере РТУ).

28. Особенности коррупционных проявлений в институтах таможенного администрирования.

29. Основные принципы организации управления таможенной деятельностью.

30. Основные функции управления.

31. Организационное планирование в управлении таможенными органами.

32. Организация управления, структура, направления деятельности центрального аппарата ФТС России.

33. Организация и регулирование как функции управления в таможенных органах.

34. Организация управления, структура, направления деятельности таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.

35. Организация управления, структура, направления деятельности, задачи и функции регионального таможенного управления.

36. Организация управления, структура, направления деятельности, задачи и функции таможни, таможенного поста.

37. Основные направления Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

38. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления.

39. Организационная структура таможенных органов.

40. Особенности принятия решений в системе государственного управления.

41. Правовое и организационное обеспечение управления таможенной деятельностью.

42. Процесс принятия управленческого решения в условиях риска.

43. Процессный подход к принятию решений в центральном аппарате ФТС России.

44. Роль и место Федеральной таможенной службы в системе органов государственной исполнительной власти.

45. Роль Федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности.

46. Роль таможенных органов в достижении социально-экономических целей государства.

47. Сущность функционального подхода к управлению деятельностью таможенных органов.

48. Совершенствование системы управления таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000.

49. Сущность и особенности управленческой деятельности в таможенном органе.

50. Система управления в таможенных органах и ее основные компоненты.

51. Система профессиональной подготовки кадров ФТС России на современном этапе. Роль и место РТА в вопросах подготовки кадров.

52. Сущность и технология контроля в таможенных органах.

53. Структура управленческой деятельности.

54. Стиль управленческой деятельности.

55. Сущность и основные положения концепции стратегического управления.

56. Современные тенденции территориальной организации таможенных органов в Российской Федерации.

57. Система стратегического управления в таможенных органах.

58. Теоретические положения процессного подхода.

59. Теоретические предпосылки управления таможенными органами с учетом рисков.

60. Управление тыловым обеспечением таможенных органов и учреждений ФТС России.

61. Управление направлениями таможенной деятельности.

62. Управление экономической и финансовой деятельностью.

63. Управление кадровым и социальным обеспечением.

64. Управление деятельностью таможенных органов с учетом рисков.

65. Управление развитием таможенной деятельности в Стратегии развития таможенной службы.

66. Управление развитием таможенной деятельности в дорожной карте.

67. Формы и методы взаимодействия таможенных органов с государственными органами.

68. Функциональная и информационная структура управленческой деятельности.

69. Цели, объекты и субъекты управления.

70. Цель, сущность и содержание управления таможенным делом.

Одним из аспектов разделения труда является разделение на руководителей и подчиненных. Долгое время в нашей литературе управление рассматривали лишь как разновидность общественно-политической и правовой деятельности. Сейчас деятельность руководителя рассматривают как профессиональную, а именно управленческую, которая имеет свои психологические, этические и педагогические особенности. Деятельность руководителя определяется как вид профессиональной исполнительно-распорядительной работы в сфере управленческих отношений.

Руководить - это значит уметь распоряжаться людьми, экономическими ресурсами и временем, которые есть в организации для выполнения своих определенных задач. Руководитель коллектива в нашем обществе - работник, имеющий четко определенные функции, права и обязанности, а также профессиональные принципы работы. Решение проблем оптимизации руководства как в теоретическом, так и в практическом аспектах начинается с изучения функций руководителя. Функция в данном случае - это совокупность однородных задач, которые повторяются и которые необходимо решать, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность определенной системы и ее перевод из одного состояния в другое, который больше соответствует предъявляемым требованиям Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, 2010. - С. 165. .

Есть несколько классификаций функций руководителя, где используют разные критерии. Многие исследователи говорят о функции, последовательно рассматривая стадии управленческого цикла. Такой подход начал основоположник научной организации труда на Западе А. Файоль, который выделял следующие элементы так называемых административных операций: предвидение, организация; распоряжение, согласование, контроль Ильин Е. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - С. 243. .

Исследователь Ю.С. Тихомиров к функциям руководителя относит: организацию управленческой системы, выбор целей; прогнозирование планирование; информацию, принятие решений; организационную и массовую деятельность; контроль; оценку эффективности управления Ильин Е. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - С. 245. .

В.С. Афанасьев называет следующие основные управленческие функции: выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование и корректировки, учет и контроль. В этот перечень автор добавляет еще одну функцию, которая пронизывает весь управленческий цикл в целом. Это функция сбора и обработки информации Омаров А.М. Руководитель; размышления о стиле управления. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат. 2010. - С. 168. .

В.С. Афанасьев и Ю.С. Тихомиров акцент на относительности решения вышеупомянутых функций на основании разделения по управленческими циклами, поскольку в реальной практике управления все эти функции неразрывно связаны между собой, или, иначе говоря, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Психологи и социологи (в отличие от специалистов по управлению), выделяя функции руководителя, берут за основу классификации не только управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. Руководителя рассматривают не только как исполнителя административной роли, а также принимают во внимание разнообразие социальных и воспитательных обязанностей, которые он выполняет.

Рассматривая общую структурную схему функций руководителя по организационных систем, выделяют общие и специальные функции. Общие руководящие функции:

1. Внедрение в жизнь решений государственных органов;

2. Определение цели и основных направлений деятельности, а также перспективы развития организации, коллектива и производства в целом;

3. Создание сплоченного, работоспособного коллектива;

4. Формирование рациональной организационной структуры;

5. Распределение функциональных обязанностей, имеющихся ресурсов и средств внутри коллектива;

6. Разработка и внедрение эффективной организации труда и управления Бороздина О.Ю. Разработка методического обеспечения оценки и рационального использования трудового потенциала фирмы: Автореф. дис…. канд. техн. Наук. - Кострома, 2010. - С. 11. .

Специальные функции - это планово-экономические, кадровые, технолого-управленческие.

Планово-экономическая функция связана с:

1. Определением потребности в человеческих и материальных ресурсах, контролем за их наличием и использованием;

2. Общей координацией деятельности подчиненных с целью обеспечения эффективного использования человеческих, материальных ресурсов, техники;

3. Прогнозированием возможных так называемых узких мест и планированием мероприятий для их устранения;

4. Самоконтролем своей работы;

5. Социальным планированием производства в целом Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов - М.: Академический проект, 2010. - С. 151. .

Кадровая функция связана с:

1. Комплектованием кадров и общим руководством кадрами по выполнению ими своих функциональных обязанностей;

2. Организацией работы с целью изучения кадров и определения перспектив их дальнейшего использования;

3. Обеспечением повышения квалификации кадров, оптимальных условий труда и техники безопасности;

4. Выработкой системы морального и материального стимулирования подчиненных;

5. Устранением производственных конфликтов;

6. Заботой о бытовом обслуживании проблем сотрудников Там же. - С. 152. .

Технолого-управленческая функция включает:

1. Определение задач и оценки производственной ситуации;

2. Определение способов и средств выполнения задач в соответствии с возможностями производственного коллектива (количества, квалификации, времени, материала, техники);

3. Принятие решений, определение задач подчиненным;

4. Осуществление координации в коллективе, в организации;

5. Контроль выполнения с определением задач;

6. Маневрирование имеющимися резервами;

7. Оценка, подведение итогов, решения поставленных задач Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: словарь / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов - М.: Академический проект, 2010. - С. 156. .

Как видим, предметом управленческой деятельности является прогнозирование, организация, администрирование, согласование и контроль. Особое значение в реализации этих функций предоставляется процессам принятия решения, координации и связи всех звеньев производства.

В целом деятельность руководителя определяется двумя компонентами: руководящим, связанным с общей организацией деятельности производственного коллектива, и организационным, связанным с выполнением производственных заданий, которые циклически повторяются Колесников Г. Стратегическое управление и организационная культура / / Персонал. - И.: 2010. - № 3. - С. 41. .

Итак, управленческая деятельность является многоуровневой и разнообразной, сводится к непрерывному решения некоторой совокупности задач.

Выделяют следующие общие психологические особенности управленческой деятельности:

1. Управленческая деятельность имеет социотехнических характер, связанный с управлением, руководством технико-технологическими системами и социально-производственными организациями.

2. Опосредованность и дистанционность управления реальными объектами и процессами.

3. Большой объем и разнообразие оперативных задач и действий.

4. Неалгоритмический характер многих операций, что связано с дефицитом информации и деятельностью в условиях, которые часто изменяются.

5. Жесткая детерминация частей операций временными параметрами организационной системы в целом.

6. Высокая психическая напряженность, связанная с большой ответственностью за принятие решений. Заметим, деятельность руководителя в наибольшей степени социально обусловлена. Она базируется на широком использовании социальной информации, а также социально-психологических знаний о коллективе, в котором осуществляется управление Иванова А. Напряженность трудового процесса (Экономика и организация труда) // Экономика и учёт труда. - 2010. - № 11. - С. 7. .

Выполняя свои функции в соответствии с различными интересами работников, каждый руководитель влияет на их поведение в соответствии с требованиями общества, вовлекает их в процесс общественного развития, в управление и формирует общественное сознание и обеспечивает высокую эффективность деятельности каждого работника.

Некоторые исследователи отмечают, что эффективность деятельности руководителя зависит от работоспособности и стабильности коллектива руководителей низового звена и качества взаимоотношений в коллективе Ильин Е. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - С. 164. .

Другие исследователи, например Л.П. Уманский, рассматривают организационную деятельность как конечный цепь в системе управления людьми. Он отмечает, что в первичном коллективе руководящая деятельность сочетается с организационной Там же. - С. 165. .

Первая функция организационной деятельности - интеграция индивидов путем ознакомления работников с общими задачами, целями, определение средств и условий их достижения, а также благодаря планированию, координации совместной работы, учету и контролю.

Вторая функция - коммуникации. Имеется в виду налаживание горизонтальных коммуникаций внутри первичного коллектива и внешних вертикальных коммуникаций с высшими звеньями управления.

Третья и четвертая функции организационной деятельности - обучение и воспитание (в широком смысле).

В каждой конкретной организационной деятельности все вышеупомянутые функции находятся в единстве и взаимообусловленности.

Е.Р. Кузьмин, И.К. Волков, Ю.О. Емельянов выделяют следующие функции:

1. Административную (распоряжения по работе, координация индивидуальных действий и контроль за исполнением);

2. Стратегическую (определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование);

3. Экспертно-консультативную;

4. Коммуникативно-регулирующую;

5. Репрезентаций группы во внешней среде;.

6. Дисциплинарную;

7. Воспитательную;

8. Психотерапевтическую Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, 2010. - С. 193. .

Анализируя структуру деятельности руководителя, необходимо также учитывать и субъективные элементы, то есть собственные потребности руководителя в такой деятельности, и формирование на их основе системы отношений к своему труду, к себе, подчиненным и руководителям высшего звена. Как показывают специальные исследования, показатель активности руководителей в общении и контактах с подчиненными, в информировании, принятии решений существенно зависит от содержания труда руководителя и опытности, степени самостоятельности в выполнении тех или иных функций. Следовательно, с повышением уровня руководства в структуре деятельности руководителя происходит перераспределение ее компонентов и функций к расширению самостоятельности в принятии решений Гибсон Л. Организации: поведение, структура, процессы / Гибсон Л., Иванцевич Д., Доннелли Д. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 105. .

  • 2.2.Типология государств
  • 2.3. Общественные функции государства
  • 2.4. Государственная политика в гражданском обществе
  • 3. Объективные основы и субъективный фактор государственного управления
  • 3.1. Природа и структура объективных условий
  • 3.2. Объективная детерминация государственного управления
  • 3.3. Состав и развитость субъективного фактора
  • 3.4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
  • 4. Общественные процессы как объекты государственного управления
  • 4.1. Сущность управляемых объектов
  • 4.2. Свойства и структура управляемых объектов
  • 4.3. Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
  • 5. Системные характеристики государственного управления
  • 5.1. Система государственного управления
  • 5.2. Прямые и обратные связи в системе государственного управления
  • 5.3. Типичное и уникальное в государственном управлении
  • 5.4. Многообразие - условие устойчивости и динамизма системы государственного управления
  • Раздел II. Организация государственного управления
  • 6. "Древо" целей и функциональная структура государственного управления
  • 6.1. Формирование "древа" целей государственного управления
  • 6.2. Юридическое и иное ресурсное обеспечение целей государственного управления
  • 6.3. Понятие и виды функций государственного управления
  • 6.4. Функциональная структура государственного управления и ее юридическое оформление
  • 7. Организационная структура государственного управления
  • 7.1. Сущностные черты организационной структуры государственного управления
  • 7.2. Построение организационной структуры государственного управления
  • 7.3. Орган, звено, подсистема субъекта государственного управления
  • 7.4. Организация государственного органа
  • 8. Формы государственного устройства и государственное управление
  • 8.1. Особенности федеративного устройства государства
  • 8.2. Государственный суверенитет
  • 8.3. Национальный компонент в государственном строительстве и организации общества
  • 8.4. Гражданин государства
  • 9. Структура управленческой деятельности
  • 9.1. Общие черты управленческой деятельности
  • 9.2. Формы управленческой деятельности1
  • 9.3. Методы управленческой деятельности
  • 9.4. Стадии управленческой деятельности
  • 9.5. Понятие управленческой технологии
  • 10. Принципы государственного управления
  • 10.1. Понятие принципа государственного управления
  • 10.2. Основания систематизации принципов государственного управления
  • 10.3. Виды принципов государственного управления
  • 10.4. Применение принципов государственного управления
  • Раздел III.Обеспечение государственного управления
  • 11. Правовое регулирование государственного управления
  • 11.1. Сущность правового регулирования
  • 11.2. Предмет и метод правового регулирования государственного управления
  • 11.3. Формы правового регулирования государственного управления
  • 11.4. Структура правового регулирования государственного управления
  • 12. Законность в государственном управлении
  • 12.1. Смысл законности в государственном управлении
  • 1 Мамардашвили м. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 117 - 118.
  • 12.2. Обеспечение законности в государственном управлении
  • 12.3. Законность, рациональность и правопорядок в государственном управлении
  • 12.4. Дисциплина в государственном управлении
  • 13. Информационное обеспечение государственного управления
  • 13.1. Информация как основа государственного управления
  • 13.2. Информационные качества управленческих решений
  • 13.3. Организация информации в системе государственного управления
  • 13.4. Информационная система f государственного управления
  • 14. Человеческий потенциал государственного управления
  • 14.1. Персонал государственного управления: структура, содержание и уровни качеств
  • 14.2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы
  • 14.3. Управленческая культура граждан
  • 14.4. Педагогические аспекты государственного управления
  • 15. Демократия и бюрократия в государственном управлении
  • 15.1. Понятие политического режима. Власть и народ
  • 15.3. Бюрократизм: сущность и формы проявления
  • 15.4. Демократизация политического режима
  • Раздел IV. Рационализация государственного управления
  • 16. Свобода и ответственность в государственном управлении
  • 16.1. Особенности свободы в управлении
  • 16.2. Свобода, самостоятельность и законность
  • 16.3. Ответственность как общественное отношение
  • 16.4. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении
  • 17. Совершенствование стиля государственного управления
  • 17.1. Элементы и свойства стиля государственного управления
  • 17.2. Распределение и регламентация управленческой деятельности
  • 17.3. Усиление организованности управленческих процессов
  • 17.4. Резервы рационализации стиля государственного управления
  • 18. Объективация государственного управление
  • 18.1. Смысл объективации государственного управления
  • 18.2. Комплексный характер результатов государственного управления
  • 18.3. Виды эффектов управления
  • 18.4. Актуальные аспекты объективации государственного управления
  • 19. Измерение эффективности государственного управления
  • 19.1. Общая социальная эффективность государственного управления
  • 19.2. Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления
  • 19.3. Эффективность деятельности управленческих органов и должностных лиц
  • 20. Развитие и освоение возможностей государственного управления
  • 20.1. Государственное управление перед грядущим
  • 20.2. Новые знания, технологии и государственное управление
  • 20.3. Понятие "опережающее состояние" государственного управления
  • 20.4. Процесс совершенствования государственного управления
  • Послесловие
  • Список актуальных отечественных работ по теории государственного управления
  • Список основных публикаций зарубежных авторов по проблемам государственного управления, изданных на русском языке
  • Список некоторых публикаций автора по проблемам государственного управления
  • 6) Статьи в журналах, газетах, главы в книгах
  • Введение в теорию. 3
  • 9. Структура управленческой деятельности

    9.1. Общие черты управленческой деятельности. 9.2. Формы управленческой деятельности. 9.3. Методы управленческой деятельности. 9.4 Стадии управленческой деятельности. 9.5. Понятие управленческой технологии.

    9.1. Общие черты управленческой деятельности

    Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют цели и функции государственного управления посредством управленческой деятельности - специфического вида труда людей, требующего адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, фор-

    мах, методах и т.д. В государственном управлении управленческая деятельность несет на себе его свойства, в частности, связанность с государственной властью, системность, объектную универсальность и другие. Одновременно она тождественна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления. В отличие от формализованных целей, функций и структур управления, управленческая деятельность есть сама мысль, чувство и труд человека в управленческих процессах, главным образом со стороны управляющих компонентов. В данной теме поэтому раскрывается вообще структура управленческой деятельности, с поправкой, разумеется, на ее специфику в государственном управлении.

    Управленческая деятельность как объект исследования в последнее столетие привлекает самое пристальное внимание научной мысли. Основные суждения по управлению, высказанные в трудах Г.Форда, Ф.Тейлора, Г.Эмерсона, А.Файоля и всех их последователей вплоть до сегодняшнего дня, посвящены как раз управленческой деятельности - соединению в управлении научного знания, технических средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно здесь были открыты и введены в действие огромные резервы рационализации и повышения эффективности управления, а на его базе и с его помощью - всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую надо изучать каждому управленцу. Здесь предлагаются лишь некоторые выводы из нее.

    Управленческая деятельность - явление прикладного характера, ибо она не имеет самоценности, а призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений и действий. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

    Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять в искомом смысле состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она должна быть способной отражать социальную действительность и все происходящее в ней, вскрывать имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, находить оптимальные способы ее

    совершенствования и перевода на новый уровень. Главный ее смысл - получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. Но это часто не понимается, и в управленческой деятельности обнаруживается много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее весьма низки.

    По своему предмету, с которым она неразрывно связана, управленческая деятельность является информационной. Это получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для государственного управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективистском комментировании, вовсе не является информацией. На самом деле информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Иначе не выработать нужные управляющие воздействия. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, закреплению (фиксации) и введению в общественные процессы, в сознание, поведение и деятельность людей управленческой информации. Соответственно она приспособлена к этому и должна совершенствоваться с изменением объема, содержания и структуры информации, необходимой для качественного государственного управления.

    Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантойволи. Каждый человек, занятый ею, практически постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. и т.п. Это создает в коллективах органов государственной власти и местного самоуправления особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирующий определенный тип поведения и деятельности. Не случайно даже внешний вид "человека власти" весьма разнится от того, кто никогда ею не владел. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" исполнению государственной должности - вот естественные черты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном государственном органе. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом среди людей и в какой-то мере влиять на их сознание, поведение и деятельность.

    Следует отметить, что управленческая деятельность всегда выступает коллективистской, ибо она осуществляется в коллективе какого-либо государственного органа и одновременно предполагает взаимодействие с коллективами людей в других государственных органах по вертикали и по горизонтали, в ней имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, которая требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции государственного органа и в целом функций государственного управления. Формальное построение орган? по подразделениям и должностям создает лишь логическую схему для коллективной управленческой деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть претворена на практике. Однако порой момент коллективности недооценивается, руководители делают упор на самих себя или близкое им окружение. Управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижает эффективность управления. Особо актуален момент коллективности в крупных коллективах государственных органов, где имеются сотни, а то и тысячи государственных должностей.

    Управленческая деятельность многогранна по своим проявлениям. Это и люди, и знания, и информация, и технические средства, которые образуют сложное комплексное явление. Можно получать много информации, но не уметь из-за отсутствия знаний или технических средств ее обрабатывать. Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, но он по причине низкого профессионализма его состава не в состоянии обеспечивать реализацию компетенции государственного. органа. Только взвешенное, сбалансированное введение в действие всех элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность. Тем самым комплексность можно и нужно относить к важнейшей общей черте управленческой деятельности.

    Вместе с тем, несмотря на предопределенность управленческой деятельности свойствами и мотивами, профессиональной подготовкой и, жизненной активностью человеческой натуры, она в государственном управлении получает юридическую заданность, четкость и выразимость. Это - деятельность, которую соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны осуществлять, причем так и таким образом, как требуется для реализации компетенции каждого конкретного государственного органа, а в нем - каждой государственной должности. Поэтому многие элементы управленческой деятельности не только юридически описываются, но и "привязываются" к государственным органам, закрепляются в их правовом статусе в

    виде процессуальных норм. Отсюда и отождествление элементов управленческой деятельности с элементами управленческого процесса.