Свойства ощущений. Модальность — качественная характеристика ощущений


Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Данное понятие, как правило, относится как к ощущениям, так и к иным психическим процессам, описывающим качественные составляющие когнитивных образов любой сложности и уровня.

По существующим модальностям можно классифицировать как ощущения, так и представления, и восприятия.

Трактовка рассматриваемого термина

Модальность — это форма проявления раздражителя в существующей сенсорной системе человека (слуховой, зрительной, тактильной). В переводе с латыни данный термин означает «способ».

Ведущая модальность - это предпочтение индивидуума в отношении «сенсорной пищи», посредством которой человек лучше всего осознает происходящее.

В отличие от пространственных, интенсивностных и временных рассматриваемые характеристики отражают определенные свойства реальности посредством их специфически закодированной формы. Например, длина световой волны воспринимается как свет, а частота звуковых волн отражается как тон.

Модальность в психологии - это общее наименование и каналов первичного восприятия, и каналов внутренней обработки информационного материала.

Виды модальности

Известным фактом является то, что нервная система отдельно взятого человека индивидуальна и уникальна. Также обстоит дело и с так называемой информационной пищей для нее.

Выделяют следующие виды модальности:

  1. Визуальная - зрительная (картины, цвет, зрительные образы и свет).
  2. Аудиальная - слуховая (звуки, музыка, слуховые образы и интонации).
  3. Кинестетическая - тактильная (прикосновения, мышечное и кожное чувство, внутренние ощущения).
  4. Логическая - смысловая, абстрактная, дискретная (термины, рассуждения, обобщенные понятия).

Данный канал восприятия является дополнительным. Его особенность - использование информации, полученной не от первичных ощущений. Логический вид модальности выступает в роли вторичного сенсорного канала. Но и полученную посредством первичных каналов информацию человек может переработать так, что она теряет все связи с ними (семантический канал). Он отражает процесс осмысления информации с помощью абстрактных знаний.

По словам русского ученого И.П. Павлова, логическая модальность - это Данный канал чаще всего стремятся использовать ученые в качестве общения, его стараются активизировать у школьников.

Для общения наибольшее значение приобретают три первых вышеуказанных канала. Почти у каждого человека один канал восприятия существующей информации преобладает над другими.

В связи с этим возникает необходимость удовлетворения но не любой информацией, а исключительно такой, которая требуется ведущей модальности индивидуума.

Для большей ясности стоит привести наглядный пример: для решения поставленной задачи один человек будет разбирать возможные варианты ответов посредством зарисовки на бумаге, а другой - проговаривая их вслух, третий - подключит подручные предметы.

Кинестетический канал восприятия

Это модальность ощущений, то есть телесное восприятие, которое обозначается как «соматические ощущения». Они в свою очередь подразделяются на внутренние (боль, расслабление и напряжение, мышечное чувство, ощущение движения и позы, работа внутренних органов) и внешние (температура (холод и тепло), вибрация, давление).

Кинестетические каналы восприятия тесно переплетаются с эмоциями, которые отражают такие же внутренние ощущения, и вербально описываются так же, как и они. К примеру, «легко на сердце».

Существует также и осмическая модальность ощущений (обонятельная - вкус и запах). Чаще всего данный канал восприятия объединяется вместе с кинестетическим. Однако запах и вкус относятся к совсем разным системам восприятия, но все же человек анализирует их одновременно, и в связи с этим они группируются совместно. Примером могут выступать выражения: «тонкий вкус», «сладкий запах» и т. д.

Без запаха существенно теряется вся вкусовая палитра. На практике подтверждением этому может служить распространенное явление, когда человек с нарушенным обонянием (заложенность носа) принимает пищу, которая кажется ему безвкусной и пресной, хотя орган, отвечающий за вкус, функционирует нормально.

Модальность суждений

Это в определенной степени выраженная в соответствующем суждении дополнительная информация касаемо логического или фактического его статуса, а также оценочных, регулятивных, временных и др. характеристик.

Модальность суждений представлена такими важными и наиболее распространенными разновидностями, как:

  • алетическая;
  • эпистемическая;
  • деонтическая;
  • аксиологическая.

Сущность алетической модальности

Она представлена в суждении, которое выражается посредством таких контрастных терминов, как необходимость - случайность, возможность - невозможность его логической либо фактической детерминированности информации. Если быть точным, то модальными в данной ситуации в нашем языке считаются непосредственно слова «случайно» и «возможно», а также их синонимы.

Виды алетической модальности

Они представлены следующими сужениями:

  1. Проблематические (суждение касаемо возможности наступления события). Теперь вышерассмотренный пример принимает следующий вид: В России могут быть проведены реформы в отношении Вооруженных Сил. Ассерторические (суждения о реально существующем факте). К примеру: В России в настоящее время действительно проходит реформирование Вооруженных Сил. Как видно из примера, отсутствует выражение модальности, а констатируется лишь непосредственно факт происходящего.
  2. Аподиктические (суждения касательно необходимости свершения события). Пример: В России необходимо провести ряд реформ в отношении Вооруженных Сил.

Деонтический вид модальности

Она распространяется исключительно на человеческую деятельность, правовые и нравственные нормы их поведения в рамках общества.

Деонтическая модальность - это выраженная посредством суждения просьба, приказ, предписание или совет, побуждающий к определенным действиям. Данные предписания могут быть нормативными (включая нормы права). Выражение деонтической модальности восприятия осуществляется с помощью слов: «разрешается», «обязательно», «запрещается» и т.п.

Классификация деонтической модальности в зависимости от существующего характера норм

В этой связи суждения бывают:

  1. О наличии либо отсутствии права. Они выражаются посредством таких слов, как «вправе», «разрешено», «запрещено» и др.
  2. О наличии либо отсутствии обязанности. Словами, формирующими суждения, выступают: «должен», «обязан» и др.

Определение эпистемической модальности

Она характеризует степень правдивости знания. Эпистемическая модальность - это выраженная посредством суждения информация касаемо оснований его принятия и степени обоснованности. То есть в процессе обмена информацией в ходе общения людей предполагается отчетливое осознание оснований для принятия либо непринятия выраженных с помощью высказываний оценок, мнений, фактических данных и т. д.

На решение о принятии высказывания влияют многие объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, важнейшими среди которых признаны логические (основанием выступают мнения суждений, выражающие веру) и внелогические (суждения, которые логически обоснованы и выражают знание). Проявление данной модальности восприятия происходит посредством слов: «недоказуемо», «опровергнуто», «доказано» и т.п.

Разновидности эпистемической модальности

Они представлены двумя суждениями:

  1. Базой выступает вера. Пример: Я верю, что будет все хорошо.
  2. Основанием являются знания. Пример: Согласно показаниям свидетелей, Иванов не принимал участия в совершении данной кражи.

Аксиологическая модальность

Она представлена отношением человека к духовным и материальным ценностям и выражается посредством таких слов, как «плохо», «хорошо» и т. д. Примером данной модальности выступает суждение: Хорошо, что начался дождь.

Лингвистическая сфера применения данного понятия

Модальность в языке (английском) представляет собой определенную характеристику, которая обозначает вероятность, необходимость, возможность.

Выделяется пять основных четыре из которых имеют форму прошедшего времени (указано ниже через соответствующий знак «/»).

Итак, стоит перечислить их:

  • can /could;
  • may /might;
  • shall /should;
  • will /would;
  • must / отсутствует.

Однако данное понятие выражается не только посредством модальных глаголов, но и с помощью модальных наречий, таких как:

  • likely (скорее всего);
  • surely (наверное);
  • possibly (возможно) и т.д.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В природе нет таких явлений как свет или звук в той форме, в которой они представлены субъекту. Объективно – это электромагнитное излучение и колебания воздушной среды с различными длинами волн.

Ощущение возникает только в результате изменений в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Формирует психический образ анализатор, состоящий из афферентных и эфферентных нервных волокон, рецептора (специализированной нервной клетки) и соответствующего участка центральной нервной системы.

Физиологической основой формирования образа является рефлекторное кольцо.

Термин анализатор был введен И.П.Павловым для обозначенияцелостного нервного механизма для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

Модальность ощущений

Первым перечень ощущений привел Аристотель, выделив пять видов внешних чувств, то есть пять модальностей ощущений:

Обоняние

Осязание

См. Рисунок Анализаторы и их локализация в коре головного мозга

У слепых людей вырабатывается специфическое «шестое чувство» - чувство препятствия или чувство расстояния.

В дальнейшем было предложено разделить осязание на три компонента: чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство.

Выделяются также так называемые «общие ощущения» - более диффузные, «темные» переживания –

Чувство движения и положения собственного тела и его частей (кинестетические ощущения)

Болевые ощущения

Чувство равновесия

Ощущения внутренних органов.

Какие характеристики действительности отражаются в первичном психическом образе – ОЩУЩЕНИИ?

1.Пространство (зрительный образ светящейся точки в пространстве, слуховой образ источника звука)

2.Время (длительность звучания сигнала)

3.Движение (с энергией как основной характеристикой движения)

4.Информация

Иначе говоря, мы ощущаем:

    Сенсорное поле и локализацию объекта в нем, включая движение объекта

    Длительность и последовательность воздействий со стороны среды.

    Интенсивность воздействия

Понятия порогов чувствительности. Примеры порогов.

Чувствительность – способность рецептора давать ощущение вообще. Порог чувствительности – такое, выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ ЛИБО К ВОЗНИКНОВЕНИЮ, ЛИБО К ИСЧЕЗНОВЕНИЯ АДЕКВАТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Анализатор строит образ, параметры которого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анализатора.

Сенсорная адаптация – настройка органов чувств на максимально адекватноtотражение внешних воздействий в виде ощущений.

1.Повышение порогов ощущений при длительном воздействии, приводящее к исчезновению ощущений (тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы).

2.Притуплении ощущений, вызывающее привыкание: к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре.

3.Повышение чувствительности – обострение зрения после длительного пребывания в темноте, обострение слуха в тишине. Обострение чувствительности к запахам пищи при чувстве голода (интенсивность потребности).

4. Культура и боль. Фазическая (острая) и тоническая (тупая) боль. Индийские священники и ритуал благословения с крюками в спине. Раны быстро заживают, шрамы едва различимы.

Существуют нервные ворота закрывающие сигналы боли. (Расположены в сером веществе вокруг сильвиева водопровода – определенной зоне головного мозга). Исследования показали, что при введении в организм морфия нервная активность в этой зоне головного мозга возрастает.

Потирание больного участка ослабляет боль – это означает, что стимуляция давлением закрывает нервные ворота.

Связь ощущений с эмоциями – в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

19. Воприятие. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Роль активности субъекта в формировании восприятия. Восприятие глубины. Развитие восприятия. Кросс-культурные исследования оптических иллюзий и изображений на картинках.

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Форма, удаленность, скорость перемещения, расстояние между объектами, глубина пространства – это характеристики окружающих объектов, которые отражаются в образах восприятия.

Каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет определенную эмоциональную окраску.

Знание об объекте как отдельной вещи, определяющее качество его неизменности и отдельности от нас, независящее от наших перемещений и манипуляций, является продуктом нашего личного и общественного опыта взаимодействия с ним.

Основные характеристики восприятия

Константность – относительная независимость образа от условий восприятии. Не будь этого свойства, человек перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Есть возрастные различия в константности восприятия.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное во времени и пространстве отдельное физическое тело. Фигура – фон.

РУБИН обнаружил, что поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремится приобрести статус фигуры.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

Вертгеймер сформулировал правила группировки частей в целое. Например.

Правило общей судьбы : множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект. Стая.

Правило хорошей формы (части симметричные или обладающие периодичностью)

Правило близости : в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Правило сохранение известной структуры как цело го, при выпадении частей. Для целостного восприятия человеческого лица достаточно нескольких элементов его контура.

Обобщенность- отнесенность каждого объекта к некоторому классу объектов, имеющему название. (Человек читает текст, независимо от шрифта или почерка).

По мере расширения опыта восприятия, образ, сохранная свою индивидуальность, и отнесенность к конкретному предмету причисляется ко все большей совокупности предметов.

Активность восприятия и значение обратной связи .

Эксперимент с котятами Хелда и Хейна. Котят от рождения содержали в темноте. Выносили на свет только во время эксперимента. Помещали в корзины, в которых одному котенку предоставлялась некоторая свобода движений, а другому нет. Первый научился воспринимать (опознавать) форму, а второй – нет.

Закономерности в движении глаз при осмотре объекта.

Восприятие глубины.

Эксперимент TURNBULL

Полагают, что восприятие глубины обычно основано на признаках глубины. К монокулярным признакам относится:

    Относительная величина

    Перекрытие

    Относительная высота в поле зрения

    Линейная перспектива

    Параллакс движения (кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения)

К бинокулярным признакам относятся:

Параллакс

Диспарантность (всякий предмет создает слегка различающееся изображение на сетчатках правого и левого глаза)

Представление Гибсона о градиенте текстуры как прямой информации о глубине объекта.

Исследования развития восприятия

Острота зрения быстро возрастает в течение первых шести месяцев жизни, а затем растет медленнее.

Восприятие глубины начинает появляться в 3 месяца, но полностью формируется к 6 месяцам.

Константность восприятия начинает формироваться в 6 месяцев.

У животных, выращенных в темноте, происходят необратимые нарушения зрения, а у животных, выращенных с одним завязанным глазом этот глаз становится слепым. Взрослые животные не теряют зрения даже если их на долго лишают зрительных стимулов. Это означает, что существует в начале жизни критический период во время которого отсутствие нормальной стимуляции приводит к нарушению врожденных перцептивных способностей.

Перцептивно-моторной координации нужно учиться и людям и животным. Кросс-культурные исследования восприятия оптических иллюзий и изображений на картинках. Эксперименты Херсковыца, Хадсона, Дереговского.

Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно, на слух и в тактильных ощущениях. Остальные сенсорные каналы - обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально-тактильный анализатор (осязание, обоняние, вкус, восприятие движений собственного тела с подключением эмоций). Доминирующая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты типичных учеников.

Визуальный ученик смотрит вверх, когда говорит. Когда учитель читает, он всегда читает сам. Его тетрадь, как правило, аккуратная. Каждая часть материала пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. При устном предъявлении информации пропускает некоторую её часть. Визуал послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет её записанной именно на доске. Визуал чаще всего остаётся в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтёт выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиальный ученик проговаривает, шепчет, когда читает текст. Гораздо чаще отвлекается, чем визуальные ученики. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе за последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьёзная работа, так как он легко отвлекается даже на шёпот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он рассказывает лучше, чем пишет. Если аудиал захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Кинестетический ученик обычно активно реагирует на распоряжения, просьбы (например, вскакивает, чтобы раздать детям карточки, тетради или карандаши). Он редко поднимает руку, ждёт приближения учителя, старается прикоснуться к нему. Чтение сопровождает какими-либо действиями (например, водит пальцем по строчкам). Этот ученик хорошо запоминает информацию, только если организовать игру, изображающую связь между словами, понятиями, событиями. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой, прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то между ними возможны потасовки. Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Характеристика людей по типу модальности.

Советы педагогам.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником. Вне зависимости от ведущей модальности человек лучше всего запоминает тот материал, который задействует все анализаторные системы! Полисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.

Учителю необходимо помнить:

Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, диаграммы, наглядные пособия. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчётливо, ярко, туманно и т.д. Ученик-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание своё он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в учебном материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть чёткие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать её. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность.

Работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Ученик-аудиал помнит то, что обсуждалось в классе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Аудиалам нужна тишина, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Они - самые отвлекаемые дети на занятиях, так как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шёпотом.

Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики (используя обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие) обучаются в основном посредством мышечной памяти. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Чтобы запомнить новую информацию им надо её в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. С учеником-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияют на протекание у них познавательных процессов.

Работа учителя в трёх модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием. От визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу - покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику - положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу - сказать шёпотом «Ш-ш-ш».

Любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ученика. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учётом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребёнка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребёнка.

Психологическая семья

Универсальная психологическая семья содержит четыре модальности: внутреннюю , внешнюю, демонстративную и наблюдательную (см. книгу «Архетипы психики»).

Когда протагонист использует внутреннюю модальность, его внимание сосредоточено на внутреннем мире и отвлечено от внешних стимулов. Наоборот, в случае внешней модальности его внимание полностью сосредоточено на внешнем мире, и он не ориентируется на свой внутренний мир. Используя выразительную модальность, человек транслирует внутренние объекты и энергии во внешний мир, то есть, говоря на обычном языке, выражает себя. Наблюдательная модальность означает, что человек направляет свое внимание на внешний мир и собранную там информацию и энергию направляет во внутренний, с сознательной или подсознательной целью эту информацию (энергию) сохранить и переработать, адаптировав к внутренней реальности.

Строго говоря, психологические модальности относятся не к коммуникации, а к поведению человека и состоянию его сознания, но в процессе общения они весьма важны, так что автор рассматривает их, так сказать, в одном ряду с остальными модальностями, описанными в этой книге.

Для внутренней модальности (внут ) поведения человека характерно погружение в себя, при котором человек теряет существенные связи с окружающим миром: он фантазирует, грезит, вспоминает, предвидит и т. д. Во внутренней модальности часто идут такие процессы, как внутренняя обработка внешних впечатлений, их внутреннее проживание, воспоминания и их переживания, предвосхищение, планирование реального будущего, создание и переживание фантастических картин.

Для внутренней модальности типичны разговоры, которые человек ведет сам с собой или с образами других людей (реальными и фантастическими), имеющимися у него во внутреннем мире. При этом он может находиться в одиночестве, а может быть - объективно - в обществе, даже находиться в процессе общения с реальным партнером - но фактически он взаимодействует с образами и энергиями внутреннего мира.

Для внешней модальности (внеш ) характерна сильная вовлеченность человека во внешние процессы и события и отсутствие прямого воздействия внутреннего мира на его сознание и поведение. Находясь во внешней модальности, человек ведет себя (в частности, общается), повинуясь логике и энергиям внешнего мира (так, как он их понимает и воспринимает). Если он и проявляет инициативу, то она тоже бывает обусловлена внешней необходимостью и возникает спонтанно. Для внешней модальности характерно исполнение человеком роли, заданной извне, отсутствие прямого личного включения и отчетливой самоидентификации: здесь через человека скорее действуют внешние обстоятельства или внешняя же роль, нежели его внутренне осознанная личность.

Для демонстративной модальности (дем ) характерно выражение вовне внутреннего содержания, заранее подготовленного человеком в своем внутреннем мире. Нередко это содержание (мысли, образы, энергия) имеет отчетливую личностную окраску, но в принципе это необязательно - во внутреннем мире могут находиться объекты, не «авторизованные» человеком, и используемые им как фрагменты культуры его социального слоя - например, шаблонные фразы, расхожие цитаты и т. п.

Для наблюдательной модальности (наб ) характерно молчание в сочетании с вниманием человека, направленным на ту или иную область внешнего мира, которую человек стремится запечатлеть в своей памяти, с тем чтобы в дальнейшем интегрировать полученные впечатления в свой внутренний мир (возможно, после надлежащей переработки). В коммуникативных ситуациях наблюдательная модальность выражается паузой, во время которой человек ничего не говорит, но внимательно смотрит на партнера, или принюхивается к нему, или направляет на него свое ухо. Однако часто коммуникаторы обозначают словами модальность паузы, соответствующей наблюдательной модальности, например:

Я вас слушаю. (пауза) (наб)

- (вопросительно глядя на партнера) Да? (пауза) (наб)