Какой я есть на самом деле описание. Психологический тест "кто я"


Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер

Игры, придуманные нашими отцами и дедушками, возвращаются и увлекают за собой все больше школьников, студентов и даже тех, кто намного старше.

1. Угадай кто

Фрау Рифеншталь, немецкая шпионка, встречается с отрядом ублюдков в случайно забитой в этот вечер немцами таверне. Штурмбанфюрер СС после подозрений в странном для немца акценте Гауптштурмфюрера-ублюдка предлагает сыграть в игру: «Идея игры в том, что на карте пишется имя знаменитого персонажа, можно и вымышленного, не играет роли. Напишите Конфуций, например, или доктор Фу Манчи. Эрик, перья сюда! Но только знаменитость, а не тетушка Фрида. Напишите и кладите карту надписью вниз. Затем подвиньте к сидящему справа. Сидящий слева двигает карту к вам. Берете карту со стола, не глядя на нее, облизываете рубашку и прилепляете ко лбу. Пишите, пишите». В прошлом году эта сцена из Inglorious Bastards Тарантино спровоцировала всплеск интереса к игре по всему миру.

Правила

Кроме вышеперечисленных: когда стикеры уже находятся на лбах играющих, начинается следствие. Все по очереди задают вопросы другим игрокам о себе, на которые можно односложно отвечать - да или нет. Догадаться о том кто вы нужно за пятнадцать вопросов, или как договоритесь с командой.

2. Twister

В подвижную игру, в которой можно показать всем, как изменилось ваше тело за два года занятий йогой, не переставали играть никогда. Хит среди пикников, пьяных домашних вечеринок и милых семейных вечеров придумали в шестидесятых и тогда же начали обвинять в пропаганде секса, за ее явный эротизм. По-настоящему известной игра стала после показа ее в популярной вечерней передаче по американскому телевидению. С тех пор Твистер все ближе к официальному признанию его народным спортом.

Правила

Чтобы начать играть нужны минимальные затраты, при условии, что саму игру вы купили - расстелить поле для игры, можно несколько (если играющих много) и договориться кто будет крутить рулетку. Дальше все играющие по очереди ставят руку или ногу на один из кругов цветных кругов, в зависимости от того что выпадет в рулетке.

Скрэббл - это скорее интеллектуальная, чем развлекательная настольная игра. Как принято считать, мягко, в игровой форме, она пополняет словарный запас игроков. Это сочетание кроссворда и анаграмм в одной игре. Первую версию бестселлера придумал архитектор Альфред Баттс в 1931 году, и с тех пор у нее появилось больше десяти разных названий и модификаций, одно из которых - «Эрудит», советский аналог Scrabble. Привычное название игры появилось уже в 1948 году, когда Джеймс Брюнот купил права на нее у Баттса и немного видоизменил поле, упростив правила.

Правила

Есть игровое поле из 225 квадратов, на которые нужно выкладывать буквы, которых 104, составляя слова. Первым выкладывается слово посередине поля и уже от него слева направо или сверху вниз следующие. Буквы выдаются в случайном порядке. Составляя слова, можно использовать любые падежи, склонения и времена. При подсчете баллов используется система бонусов за «сложные» буквы и цвет квадратов.

В первый же год после выпуска Monopoly стала самой продаваемой игрой в Америке. Сегодня, когда «Монополии» уже перевалило за семьдесят, в ее классическую версию с разными тематиками поиграло полмиллиарда человек, не считая игр в монополию на турнирах, в клубах, компьютерную и телефонную версии игры. Игра подходит, и взрослым, и подросткам, и даже детям.


Правила

Поле для игры в монополию состоит из квадратов, соответствующих событиям и активам, которые можно купить. Вы кидаете кубик и продвигаетесь на то количество клеток, которое выпало. Попадая на свободную улицу, можно ее купить, а если она куплена, то придется платить. Еще вам придется участвовать в аукционах, платить налоги и, возможно, закладывать недвижимость, Монополия - экономическая стратегия. Выигрывает единственный монополист, обанкротивший всех остальных.

6. Мафия

По теории игр, Мафия - кооперативная игра, в которой коммуникация разрешена, но игроки преследуют личные цели. Кроме интеграции в мир математики, она занимает не малое место в психологии. Несмотря на аналог игры «Убийца», создателем «Мафии» считается студент факультета психологии МГУ Дмитрий Давыдов. Игра интересовала его всего лишь в качестве новой методологии практического исследования для курсовой работы. Но студентов, участвующих в исследовании и всех остальных, кому передалось знание о ней, нечто другое. Наблюдая за этой психологической игрой можно изучать и тренироваться в определении личностных качеств участников и приемов и методов невербального языка телодвижений. Сейчас в Мафию играют в специальных клубах, в том числе закрытых, в интернете, в телепередачах, на чемпионатах и по домам.

Правила

Сюжет игры прост, правила гораздо сложнее «Твистера». По легенде, жители города, уставшие от терроризирующей их мафии, решают всех ее членов отправить за решетку. В свою очередь мафия объявляет войну горожанам, до полного их уничтожения. За какую сторону вы будете играть, выясняется после раздачи карт или вытягивания скажем спичек, если карт нет. Так же определяется ведущий игры. Дальше предусмотрена смена условных дня и ночи, объявляемых ведущим. Ночью все закрывают глаза, и открывать их могут только мафиози. Получается что участники мафии знают друг друга, а мирные жители нет. Тот, кому попалась карта комиссара от горожан тоже не должен никому открывать своего статуса. Когда наступает день, все жители путем голосования выбирают отправляющегося в тюрьму или подлежащего убийству, как вам больше нравится. Мафия должна действовать сообща, запутывая мирных жителей и выдавая себя за простых горожан. Во вторую ночь мафия убивает первого горожанина, показывая на него пальцем ведущему, а комиссар проверяет любого из игроков на принадлежность к мафии. Простые жители при этом «спят». Днем объявляется убитый (он выходит из игры и раскрывает свой статус) и продолжается расследование. Дальше игра идет по такому же сценарию дня и ночи до полного уничтожения одной из каст. Это классическая «Мафия», есть и другие ее варианты, отличающиеся и названием, и правилами.

Кто-то играл в эту карточную игру в далеком детстве и успел забыть о ее существовании, кто-то в первый раз услышал о ней совсем недавно. На самом деле Uno уже сорок лет, и она очень похожа на другую карточную игру известную в России как «101». Сейчас права на «Уно» принадлежат копании Mattel, той самой, что популяризировала самый неестественный оттенок розового цвета в природе выпуском Barbie.

В колоде Uno сто восемь карт, красного, зеленого, желтого и синего цветов в равном количестве. На картах обозначены цифры от нуля до девяти и специальные действия: пропуск хода, взять несколько карт, изменения направления хода. Кто-то начинает выкладывая любую карту. Следующий игрок должен положить сверху нее карту того же цвета или значения или «черную» карту. Выигрывает тот, кто быстрее всего избавится от всех карт. Можно играть в несколько раундов, подсчитывая баллы. Есть усложненные варианты правил игры, которые имеют свои названия, например: Uno с накоплением, Uno «семь-ноль», Uno Silent Two’s, Uno «обмен карты».

Игра под названием Alias, придуманная в Финляндии, достаточно популярна. Но ее аналог, который проще всего назвать «Скажи иначе», популярнее в домашнем использовании в разы. Чтобы играть в классическую Alias нужно, во-первых, купить игру, во-вторых - иметь ее при себе, когда захотите поиграть. В состав игры входит доска, карточки и фигурки, так что большой изобретательности не понадобилось, чтобы придумать упрощенный вариант. Для домашней игры «Скажи иначе» нужны всего лишь ручки, стикеры и часы.

Правила

Участники игры пишут на стикерах по 7-10 слов (одно слово - один стикер). Вся компания делится на команды. Как и в Alias, имеющей несколько разновидностей по тематикам (для детей, для вечеринки и классическая), в «самодельной» игре можно договорится о тематике указываемых на стикерах слов. Это может быть кино, музыка, выдающиеся личности в истории или более узкая тематика. Дальше все «слова» помещаются в одно место (шапка, банка из под печенья). Игра движется по кругу. Игрок вытаскивает одно слово и объясняет его любому человеку из своей команды не называя само слово и однокоренные слова. Задача отгадать за двадцать секунд как можно больше слов. Дальше ход переходит к другой команде. Играют до последнего слова, выигрывает команда, отгадавшая больше.

Играть в «Скажи иначе» веселее, чем, на пример, в Скрэббл. Когда есть лимит по времени, мозг активизируются и, порой, играющие выдают очень нетривиальные и парадоксальные объяснения загаданного слова.

9. Крокодил

Пантомима появилась как вид сценического искусства очень давно, позднее стала одной из дисциплин в театральном образовании. Суть ее заключается в создании образа с помощью тела, без использования слов.

Правила

Вариантов игры сейчас много. Можно изображать известных исторических или выдуманных героев, чтобы отгадывали все. Можно чтобы на одну тему пантомиму показывали сразу два человека, не видя друг друга. Здесь выигрывает тот, кто лучше справится с задачей. Еще один вариант, когда один человек загадывает слово другому, а показывающий изображает его. Затем изображающий загадывает слово тому, кто угадал его слово и так дальше. Счет здесь вести вообще не обязательно, игра просто очень смешная.

Есть ряд игр для вечеринок, играя в которые у людей дрожат колени и сбивается сердцебиение. Бутылочка, ассоциации, верю - не верю - они помогают людям узнать друг друга лучше, при этом не выдавая своей потаенной симпатии. Их правила известны всем с детства, а результаты непредсказуемы всегда.

Шкалы: самооценка; социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное Я

Назначение теста

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция к тесту

«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.

Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».

Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов - количественный:

«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:

. «+» - знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
. «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
. «±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
. «?» - знак «вопроса» - если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.

После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:

Сколько всего получилось ответов,
. сколько ответов каждого знака».

Тест

Обработка и интерпретация результатов теста

Как анализировать самооценку идентичности?

Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной .

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений.

Уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа испытуемым (клиентом) на этапе количественной обработки.

Самооценка считается адекватной , если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 65-80% на 35-20%.

Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.

Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.

Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного полоролевого поведения.

Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом.

Неадекватная самооценка свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих.

Самооценка считается неадекватно завышенной , если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 85-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.

Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств по отношению к положительно оцениваемым («-» к «+») составляет 50-100%, то есть человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.

При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности».

Самооценка является неустойчивой , если число положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 50-55%. Такое соотношение, как правило, не может длиться долго, является неустойчивым, дискомфортным.

Что стоит за применением человеком оценки «±» относительно своих характеристик?

Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, говорит о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции относительно эмоционально значимых явлений.

Можно условно выделить людей эмоционально-полярного , уравновешенного и сомневающегося типа .

К людям эмоционально-полярного типа относятся те, кто все свои идентификационные характеристики оценивают только как нравящиеся или не нравящиеся им, они совсем не используют при оценивании знак «плюс-минус».

Для таких людей характерен максимализм в оценках, перепады в эмоциональном состоянии, относительно них можно сказать «от любви до ненависти один шаг». Это, как правило, эмоционально-выразительные люди, у которых отношения с другими людьми сильно зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится.

Если количество знаков «±» достигает 10-20% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу . Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.

Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу . Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку тяжело принимать решения, он долго сомневается, рассматривая различные варианты).

Что стоит за применением человеком оценки «?» относительно своих характеристик?

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам.

Данный знак оценки используется людьми достаточно редко: один или два знака «?» ставят только 20% обследуемых.

Наличие трех и более знаков «?» при самооценивании предполагает у человека наличие кризисных переживаний.

В целом использование человеком при самооценивании знаков «±» и «?» является благоприятным признаком хорошей динамики консультативного процесса.

Применяющие данные знаки люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.

Как в методике «Кто Я?» проявляются особенности половой идентичности?

Половая (или гендерная) идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивидом своей принадлежности к социальной группе мужчин или женщин вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства.

Особенности половой идентичности проявляются:

Во-первых, в том, как человек обозначает свою половую идентичность;
. во-вторых, в том, на каком месте в списке идентификационных характеристик находится упоминание своей половой принадлежности.

Обозначение своего пола может быть сделано:

Напрямую,
. косвенно
. отсутствовать вовсе.

Прямое обозначение пола - человек указывает свою половую принадлежность в конкретных словах, имеющих определенное эмоциональное наполнение. Отсюда можно выделить четыре формы прямого обозначения пола:

Нейтральное,
. отчужденное,
. эмоционально-положительное
. эмоционально-отрицательное.

Формы прямого обозначения пола

Формы обозначения Примеры Интерпретация
Нейтральное «Мужчина», «женщина» Рефлексивная позиция
Отчужденное (дистантное) «Человек мужского пола», «Особь женского пола» Ирония, признак критического отношения к своей половой идентичности
Эмоционально-положительное «Привлекательная девушка», «веселый парень», «роковая женщина» Признак принятия своей привлекательности
Эмоционально-отрицательное
«Обычный парень», «некрасивая девушка» Признак критического отношения к своей половой идентичности, внутреннее неблагополучие


Наличие прямого обозначения пола говорит о том, что сфера психосексуальности в целом и сравнение себя с представителями своего пола в частности являются важной и принимаемой внутренне темой самоосознания.

Косвенное обозначение пола - человек не указывает свою половую принадлежность прямо, но его половая принадлежность проявляется через социальные роли (мужские или женские), которые он считает своими, или по окончаниям слов. Косвенные способы обозначения пола также имеют определенное эмоциональное наполнение.

Косвенные способы обозначения пола

Способ обозначения Примеры обозначения идентичности

Наличие косвенного обозначения пола говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое может быть:

. широким (если включает в себя несколько половых ролей)
. узким (если включает в себя только одну-две роли).

Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Отсутствие обозначения пола в самоидентификационных характеристиках констатируется тогда, когда написание всего текста идет через фразу: «Я человек который…». Причины этого могут быть следующими:

1. отсутствие целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии, знаний);
2. избегание рассматривать свои полоролевые особенности в силу травматичности данной темы (например, вытеснения негативного результата сравнения себя с другими представителями своего пола);
3. несформированность половой идентичности, наличием кризиса идентичности в целом.

При анализе половой идентичности также важно учитывать, на каком месте текста ответов содержатся категории, связанные с полом:

В самом начале списка,
. в середине
. в конце.

Это говорит об актуальности и значимости категорий пола в самосознании человека (чем ближе к началу, тем больше значимость и степень осознанности категорий идентичности).

Как проявляется рефлексия при выполнении методики «Кто Я?»?

Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся его собственных индивидуальных особенностей.

Человек же, не часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после некоторого раздумья.

О низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут человек может дать только два-три ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).

О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос «Кто Я?».

Как анализировать временной аспект идентичности?

Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о временной интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящихся к различным сферам жизни.

Наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в (будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.
Преобладание в самоописании глагольных форм, описывающих действия или переживания в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое в силу его большей привлекательности или травматичности (когда психологическая травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.
Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно, как отражается в идентификационных характеристиках тема семьи и супружеских отношений, как представлены настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности к браку является отражение в самоописании будущих семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей семьи» и т. д.

Признаком же семейного и супружеского неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли и функции.

Что дает анализ соотношения социальных ролей и индивидуальных характеристик в идентичности?

Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» (или Я-концепцией). Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, то есть он описывает значимые для него социальные статусы и те черты, которые, по его мнению, связываются с ним.

Таким образом, соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько человек осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик (показателей рефлексивной, коммуникативной, физической, материальной, деятельной идентичностей) при указании множества социальных ролей («студент», «прохожий», «избиратель», «член семьи», «россиянин») может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.

Отсутствие же социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Также отсутствие социальных ролей в идентификационных характеристиках возможно при кризисе идентичности или инфантильности личности.

За соотношением социальных ролей и индивидуальных характеристик стоит вопрос о соотношении социальной и личностной идентичностей. При этом под личностной идентичностью понимают набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других, социальная идентичность же трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе людей.

Социальная идентичность преобладает в случае, когда у человека наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы - другие» и низкий уровень определенности схемы «я - мы». Личностная идентичность превалирует у людей с высоким уровнем определенности схемы «я - другие» и низким уровнем определенности схемы «мы - другие».

Успешное установление и поддержание партнерских взаимоотношений возможно человеком, имеющим четкое представление о своих социальных ролях и принимающим свои индивидуальные характеристики. Поэтому одной из задач супружеского консультирования является помощь клиенту в осознании и принятии особенностей своих социальной и личностной идентичностей.

Что дает анализ представленных в идентичности сфер жизни?

Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

1. семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);
2. работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);
3. учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);
4. досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);
5. сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);
6. отдых (ресурсы, здоровье).

Все идентификационные характеристики можно распределить по предложенным сферам. После этого соотнести предъявляемые клиентом жалобы, формулировку его запроса с распределением характеристик идентичности по сферам: сделать вывод относительно того, насколько представлена сфера, соответствующая жалобе в самоописании, как оценены данные характеристики.

Принято считать, что характеристики самого себя, которые человек записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.
Несоответствие темы жалобы и запроса той сфере, которая представлена более выпукло и проблемно в самоописании, говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что клиент не сразу решил рассказать о том, что его действительно волнует.

Что дает анализ физической идентичности?

Физическая идентичность включает в себя описание своих физических данных, в том числе описание внешности, болезненных проявлений, пристрастий в еде, вредных привычек.

Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией собственных эмоциональных переживаний и телесных ощущений.

Что дает анализ деятельной идентичности?

Деятельная идентичность также дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

Что дает анализ психолингвистического аспекта идентичности?

Анализ психолингвистического аспекта идентичности включает в себя определение того, какие части речи и какой содержательный аспект самоидентификации являются доминирующими в самоописании человека.

Существительные:

Преобладание в самоописаниях существительных говорит о потребности человека в определенности, постоянстве;
. Недостаток или отсутствие существительных - о недостаточной ответственности человека.

Прилагательные:

Преобладание в самоописаниях прилагательных говорит о демонстративности, эмоциональности человека;
. Недостаток или отсутствие прилагательных - о слабой дифференцированности идентичности человека.

Глаголы:

Преобладание в самоописаниях глаголов (особенно при описании сфер деятельности, интересов) говорит об активности, самостоятельности человека; недостаток или отсутствие в самоописании глаголов - о недостаточной уверенности в себе, недооценке своей эффективности.

Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные.

Гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.

Под валентностью идентичности понимается преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании человека (данная оценка осуществляется самим специалистом).

Разность общего знака эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик определяет различные виды валентности идентичности:

Негативная - преобладают в целом отрицательные категории при описании собственной идентичности, больше описываются недостатки, проблемы идентификации («некрасивый», «раздражительная», «не знаю, что сказать о себе»);
. нейтральная - наблюдается или равновесие между положительными и отрицательными самоидентификациями, или в самоописании человека ярко не проявляется никакой эмоциональный тон (например, идет формальное перечисление ролей: «сын», «студент», «спортсмен» и т. д.);
. позитивная - положительные идентификационные характеристики преобладают над отрицательными («веселая», «добрый», «умный»);
. завышенная - проявляется или в практическом отсутствии отрицательных самоидентификаций, или в ответах на вопрос «Кто Я?» преобладают характеристики, представленные в превосходной степени («я лучше всех», «я супер» и т. д.).

Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Остальные три вида валентности характеризуют неадаптивное состояние идентичности. Они связаны с импульсивностью, непостоянством, тревожностью, депрессивностью, ранимостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью, робостью.

Данные психолингвистического анализа, проведенного специалистом, сопоставляются с результатами самооценивания клиента.

Можно условно найти соответствие между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности, которое говорит о том, что выполняющий методику «Кто Я?» человек, использует типичные для других людей критерии эмоциональной оценки личностных характеристик (например, качество «добрый» оценивается как «+»). Это соответствие является хорошим прогностическим знаком способности человека к адекватному пониманию других людей.

Наличие расхождений между знаком эмоционально-оценочного тона идентификационных характеристик и видом самооценки идентичности (например, качество «добрый» оценивается человеком, как «-») может говорить о существовании у клиента особой системы эмоциональной оценки личностных характеристик, которая мешает установлению контакта и взаимопониманию с другими людьми.

Соответствие видов валентности и самооценки


Как оценить уровень дифференцированности идентичности?

В качестве количественной оценки уровня дифференцированности идентичности выступает число, отражающее общее количество показателей идентичности, которое использовал человек при самоидентификации.

Число используемых показателей колеблется у разных людей чаще всего в диапазоне от 1 до 14.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Низкий уровень дифференцированности (1-3 показателя) говорит о кризисе идентичности, связан с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.

Шкала анализа идентификационных характеристик

Включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

1. прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

Описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
. оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
. отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

Субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
. фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
. пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).

Два самостоятельных показателя:

1. проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Источники

Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.

Сегодня буду освещать еще одну занимательную игру для хорошей компании. Кстати, судя по запросам из поисковиков, многих интересует, как называется игра с бумажками на лбу из фильма Бесславные ублюдки. Фильм вышел в 2009г и после него игра пережила второе рождение и стала необычайно популярна. Так вот ее название - Кто я такой?! Или "Угадай, кто? " А суть игры вот в чем: каждому игроку на лоб клеят стикер с именем персонажа (а еще лучше, скажу я вам по опыту - обыкновенный листик приклеить скотчем, это дает гораздо большую гарантию, что он не отклеится) и человек должен догадаться кто же он.

Как играть:

Можно задавать любые вопросы присутствующим, но отвечать они должны только Да или Нет. Поэтому некоторые называют это развлечение разновидностью игры Данетки. Игрок, который первый догадался, кто он такой, становится победителем, но игра может продолжаться дальше и в итоге останется последний проигравший, которому никак не удается себя опознать.

Как организовать:

Садимся в кружок, например, за стол, чтобы хорошо видеть друг друга и не забыть, кто есть кто. Теперь два варианта - если есть ведущий, то именно он клеит всем на лоб листики с придуманными им персонажами. Если же никто не хочет быть в игре пассивным зрителем, и, соответственно, ведущего у вас нет, тогда каждый пишет персонажа для своего соседа справа и клеит ему на лоб. Естественно и в первом, и во втором случае человек не должен видеть, что у него на лбу написано. Внимание: избегайте комнат с зеркалами! В конце статьи обязательно познакомьтесь с упрощенным вариантом игры!

Какие могут быть персонажи:

Главное правило - это должны быть публичные люди или герои известных фильмов, сказок. Известные политики - Путин, Обама, Лукашенко, Жириновский, Тэтчер Спортсмены - Бьорндален, Овечкин, Шумахер Супермены - человек-паук, женщина-кошка, бэтмен Сказочные герои - карлсон, колобок, чебурашка, змей горыныч Мультипликационные герои - Валли-И, Миньон, Смешарик

Где можно купить готовую игру:

Видео как играть в игру "Угадай кто"

Если кто не смотрел фильм Бесславные ублюдки, то вот эпизод с этой игрой. Тем более, посмотрев этот ролик, описание игры можно вообще не читать - и так все станет понятно.

Упрощенный вариант

Не требуется бумага и ручка - эту игру мы назвали "Угадай персонаж " И чаще всего мы играем именно в эту лайт-версию. Здесь всё просто: один человек выходит, а остальные договариваются, какой персонаж загадать. Когда выходивший возвращается, он задает вопросы компании. Здесь начинается самое интересное, общий смех и веселье, поскольку оказывается, что загадав лемура, каждый представил его по-своему, в итоге на вопрос "У него есть шерсть?" Мнения компании сильно разделяются.

Заканчивается всё фразой "Давай погуглим" или "А что нам скажет Википедия", так что игра имеет побочный образовательный характер, вы начнете отличать земноводных от пресмыкающихся, поймете что животные - это обширное царство, а не только зайчики и белочки, разберетесь чем бактерии отличаются от микробов, узнаете, что робокоп - это не биоробот и не робот, а вообще киборг и с легкостью будете отвечать какие динозавры были хищниками, а какие травоядными. Очень рекомендую поиграть в эту упрощенную версию, подходит и для застольных игр и для посиделок во дворе на лавочке.

И кстати, по аналогии с этой игрой существует сайт

Акинатор, который вас просто поразит, порой кажется, что он читает ваши мысли. Он угадает любого персонажа и с каждый днем его алгоритмы становятся всё умнее, мне уже давно не удавалось найти кого-то, кого бы он не знал.

Загляните и удивитесь сами, какой джин-Акинатор умный:) Я просто в шоке, как здорово проработаны его алгоритмы!

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧