Титаник и его братья близнецы. Океанский лайнер «Британик» - последний из серии «Олимпик


После завоевавшего 11 «Оскаров» фильма Д. Кэмерона в мире началась «титаникомания». Но не многим известно, что у легендарного суперлайнера было два брата-близнеца — «Олимпик», спущенный на воду приблизительно за год до «Титаника», и «Британик», сошедший со стапелей уже после его трагической гибели, но не избежавший такой же страшной участи.

Вслед за «Титаником»

Сооружение «Британика» было уже начато, когда новость о гибели «Титаника» достигла Хартленда. Чтобы избежать подобной трагедии, создатели корабля внесли ряд изменений в его чертежи: высота водонепроницаемых переборок была увеличена, двойное днище корабля сделано толще, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено на отсеки. Кроме всего, были сооружены гигантские шлюпбалки — лебедки для спуска шлюпок, которых так не хватало на «Титанике».

Компания, которой принадлежал лайнер, объявила, что корабль начнет службу на маршруте Саутгемптон — Нью-Йорк, том же, что и «Титаник», в 1915 г. Но в связи с Первой мировой войной британские военно-морские силы реквизировали «Британик» и сделали его госпитальным кораблем.

«Госпитальное Судно Его Величества Британик» Фото: Commons.wikimedia.org

Уцелеть в трех катастрофах

Корабль-госпиталь пересекал Эгейское море, имея на борту 1 134 человека.

Сразу после окончания утренней мессы 21 ноября 1916 г. молодая ирландская горничная Вайолет Джессоп услышала глухой рев. Добавим, что к этому времени она уже пережила аварию на «Олимпике» в 1911 г. и чудом спаслась в 1912 г. при крушении «Титаника». Именно эта женщина стала прототипом Роуз, героини киноэпопеи Д. Кэмерона. «Как будто необъяснимый взрыв прокатился по судну, — вспоминает Джессоп, — он вызвал продолжительную вибрацию по всей длине корабля».

Тонущий Британик. Фото: Commons.wikimedia.org

Капитан, пытаясь вывести судно в более мелкие воды, приказал машинам работать на полную мощность и идти самым полным вперед. Он не знал, что вращающиеся с огромной скоростью винты корабля затягивали шлюпки в водоворот и перемалывали пассажиров.

Выжившие после крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / Royal Navy

Джессоп выпрыгнула из шлюпки, чтобы избежать смертоносных винтов. И уже через некоторое время наблюдала, как уходил под воду еще один великий корабль. «Белая гордость океанского медицинского мира сначала слегка опустил нос, а потом стал погружаться все глубже и глубже», — написала Джессоп в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году.

Загадки на дне

Вскоре после трагедии британское правительство выдвинуло две официальные гипотезы: судно было или торпедировано, или подорвалось на немецкой мине.

В 1976 г. Жак Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно (около 270 метров в длину и водоизмещением 48000 тонн) лежит на боку на глубине 119 метров практически целое. Хорошо виден разлом, вызванный ударом о дно.

Погружение Кусто к месту крушения Британика. Фото: Commons.wikimedia.org / U. S. Navy Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 г. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя , купившего обломки за 25 000 долл. в 1996 г. у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.

Нет непотопляемых кораблей

Но остаются другие вопросы: почему «Британик», безопасность которого была значительно усилена после трагедии «Титаника», затонул за 57 мин. — в три раза быстрее, чем «Титаник»?

Орган на борту Британика. Фото: Commons.wikimedia.org

Начальник одной из пяти экспедиций Ник Хоуп заверил, что он не нашел следов от взрывов немецких мин. Один из членов команды Хоупа проник в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открыт. «Еще по одной версии, — говорит Хоуп, — иллюминаторы около ватерлинии были открыты...»

Ник Хоуп заявил: «Мы провели около обломков 1600 мин. — рекордное время подводного наблюдения, включающего в себя фото и киносъемку». И это поможет, как надеется Саймон Миллз, найти ключ к тайне, равной загадке убийства Джона Ф. Кеннеди .

Роберт Баллард, морской исследователь , нашедший обломки «Титаника» в Северной Атлантике, также обследовал в 1995 г. место гибели «Британика». Им были обнаружены несколько отверстий в корпусе судна.

Баллард хотел бы превратить «Британик» в своего рода подводный музей с кинокамерами на борту, которые передавали бы изображение на берег. Сейчас к нему обращаются многие с предложением поднять «Британик». Но желание Балларда — оставить корабль там, где он есть, как еще одно окутанное тайной напоминание о том, что не бывает непотопляемых кораблей.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Public Domain

  • ©

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британик" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

На фото: "Олимпик" и "Титаник" (справа) в Белфасте. Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт. Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак. Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением. Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей. Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Максим Кондратьев

МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Лайнер "Олимпик", один из трех суперлайнеров компании "Уайт Стар Лайн", завершил свой последний рейс 75 лет назад, 27 марта 1935 года.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.

Первые рейсы

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году.

"Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель "Титаника"

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

"Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков "Титаника". У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба "Британика"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британик". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британик" был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года "Британик" подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

"Олимпик" после войны

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни "Олимпика"

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

С тех пор как человечество построило свои первые лодки и стало покорять моря и океаны, прошло много веков. Все это время людей сопровождали кораблекрушения. Со временем размеры судов увеличивались, как и количество жертв в катастрофах.

Все рекорды по кораблекрушениям побил 20 век, когда, казалось бы, уже научились строить надежные и крепкие лайнеры, крейсеры и пароходы, а не только подвластные всем ветрам парусные деревянные суда. Лайнер «Британик» - одна из жертв кораблекрушения.

История трех кораблей-братьев

Ускорившийся темп жизни в начале 20 века требовал более быстрых перемещений в пространстве, чем это было ранее. Стремительно развивающаяся торговля между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света создала потребность в мощных и скоростных трансатлантических судах.

В 1902 году началось осуществление проекта «Лузитания», в рамках которого в Америке были созданы 2 небывалых по размеру и скорости корабля. Лайнеры-сестры «Лузитания» и «Мавритания» взяли на себя трансатлантические перевозки, что поставило процветание Британского торгового флота под угрозу.

В ответ на вызов США на верфях «Харланд энд Вольф» в Белфасте было решено построить 3 лайнера, превосходящие по своей мощности и надежности американские. Заказчиком стал один из директоров корабельной компании «Уайт Стар Лайн».

Так в 1907 году началось осуществление проекта Британского адмиралтейства, благодаря чему свет увидел появление трех кораблей-братьев - «Олимпика», «Титаника» и «Британика». Корабль пассажирский как категория судов, таким образом, преобразился, стал намного быстрее существующих на то время военных линкоров, благодаря оснащенности по последнему слову техники.

Характеристики «Британика»

Что любопытно в отношении трех однотипных лайнеров-близнецов британской компании, так это то, что каждый последующий корабль строился с учетом недостатков предыдущих, но лучшая судьба была все же у первого судна - «Олимпика». В отличие от своих «младших братьев», он более 500 раз пересекал Атлантику, тогда как у «Титаника» был всего 1 рейс, а у «Британика» - 5.

После гибели «Титаника» судостроители учли все недостатки, которые привели к крушению этого судна, при строительстве «Британика». Корабль был внешне очень похож на своих «братьев», но оказался значительно более мощным и совершенным. Он был лучше оснащен шлюпками, а перегородки между переборками должны были предотвратить затопление корабля в случае аварии. Эта деталь стала значительным преимуществом «Британика». Корабль имел 17 водонепроницаемых перегородок, что делало его непотопляемым при заполнении 6 открытых для воды отсеков.

Также были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, позволяла эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

  • длина корпуса - 269 м;
  • ширина - более 28 м;
  • высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;
  • для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);
  • общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;
  • скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года был спущен на воду «Британик». Корабль, фото которого было в газетах всех стран, поражал своим размером и величием.

Спуск на воду

День 26 февраля 1914 года стал знаменательным для строителей верфи «Харланд энд Вольф» (Белфаст). Спуск корабля проходил без обычного разбивания бутылки шампанского о борт, так как такой традиции на верфи не было.

Для того времени размер «Британика» и его оснащенность не знали себе равных - он вмещал 790 пассажиров 1 класса, второго - 835, третьего - 950. Членов экипажа было также много - 950 человек.

Все планы, связанные у владельцев транспортной компании с трансатлантическими рейсами судна, были нарушены в августе 1914 года. Начавшаяся Первая мировая война уготовила «Британику» судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых пациентов.

Перестройка «Британика» в госпиталь

Чтобы перевести пассажирский лайнер в категорию госпиталя, потребовалось несколько изменить внешний и внутренний вид «Британика». Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами - опознавательными знаками, указывающими, что это мирный госпиталь, а не военное судно.

Внутренние переделки были более значительными. Каюты были переоборудованы в операционные, палаты с тяжелоранеными и общежитие для персонала. На лайнере поместились 2034 простых и 1035 складных коек. Прогулочную палубу переоборудовали в отделение для солдат с легкими ранениями.

Командиром обновленного судна стал Чарльз А. Бартлетт.

Первое путешествие «Британика»

История «Британика» как военно-морского госпиталя началась 23.12.1915 года, когда он вышел из Ливерпуля, готовый вывезти раненых бойцов, и взял курс на Неаполь и греческий порт Мудрос на острове Лемнос.

Совместно с двумя другими переоборудованными лайнерами - «Аквитанией» и «Мавританией», он курсировал в

Капитаном «Британика» был введен строгий режим, которому подчинялись не только персонал, но и пациенты:

  • подъем в 6.00 + уборка койки;
  • завтрак в 7.30 с последующей уборкой столовой;
  • капитанский обход в 11.00;
  • ланч в 12.30 с уборкой столовой;
  • чай в 16.30;
  • ужин в 20.30;
  • обход капитана в 21.00.

Строгая дисциплина позволяла содержать госпиталь в порядке. Для дозаправки судна необходимо было зайти в Неаполь, что 28 декабря 1915 года и сделал «Британик». Корабль, фото которого в новом его облике стало узнаваемым на просторах Средиземноморья, добрал угля и воды и отправился в Мудрос, где его ожидали раненые.

Погрузка длилась 4 дня, а уже 09.01.1916 г. судно выгружало пациентов в Саутгемптоне. Сделав еще 2 «ходки» за ранеными бойцами, «Британик» вернулся в коммерческий флот из-за затишья на Средиземном море.

Возвращение «Британика» на войну

В сентябре 1916 года на Средиземном море вновь активизировались военные действия, которые потребовали присутствия большого лайнера для вывоза пострадавших на поле боя.

Немецкие подводные лодки, курсировавшие в тех водах, для уничтожения врага ставили ловушки из рядов плавучих мин в узкой части Средиземного моря. На подступах к военной базе на Лемносе корабли союзников часто попадали в эти ловушки.

21 ноября 1916 г. в проливе между островами Кея и Китнос произошло крушение «Британика», когда он напоролся на одну из подводных мин. Взрыв произошел в 8 часов 7 минут, утром, когда часть пациентов и персонал еще находились в столовой на завтраке.

Последние минуты «Британика»

Капитан, оценив ситуацию, решил, что ему удастся подвести судно к находящемуся неподалеку берегу и посадить на мель. Этот маневр только усилил затопление корабля, так как перегородки между отсеками оказались открытыми.

Свидетели кораблекрушения смогли описать, как тонул «Британик». Два взрыва - первый с правого борта и спустя несколько минут второй с левого, накренили судно. Вода стала быстро заполнять трюмы и каюты, в которых были открыты для проветривания помещений иллюминаторы.

Эвакуация в лодках проводилась в строгом порядке, так как все хорошо помнили, что сделала паника с пассажирами «Титаника». Первые 2 спасательных шлюпки, спущенные на воду до отдачи на это приказа помощника капитана, попали с находящимися там людьми под поднявшиеся из воды, но еще работающие винты «Британика».

Спустя 55 минут нос лайнера достиг дна, и от удара судно содрогнулось и опрокинулось. Благодаря дисциплине и четкому руководству капитана и его помощников, из присутствующих на борту 1066 пассажиров погибло 30 человек.

Экспедиция Кусто

Гибель «Британика» породила много слухов и обвинений. Одни говорили, что английское правительство само затопило судно, другие обвиняли в этом торпеды, выпущенные с немецкой подводной лодки по безоружному госпиталю.

Созданный как трансатлантический пассажирский лайнер, «Британик» не совершил ни одного перехода через Атлантику и не перевез ни одного пассажира. Он вошел в историю как самое крупное судно, принявшее участие в Первой мировой войне.

Чтобы разобраться с тем, что именно потопило этот лайнер, в 1975 году команда под руководством знаменитого Жака Ива Кусто вышла в Эгейское море на судне «Калипсо». Опираясь на данные, указанные в картах Британским адмиралтейством, команда не нашла судна и стала искать его с помощью радара. После трехдневных поисков экипаж «Калипсо» обнаружил место гибели лайнера совершенно под другими координатами.

Целью экспедиции Кусто было определение причин крушения и описание того, как утонул «Британик». На дне исследователи обнаружили почти целый корпус судна, у которого был четко виден только один разлом от удара носа о дно. Более серьезные исследования не велись из-за ограниченности оборудования того времени. Это был поверхностный осмотр, благодаря которому на первой полосе во всех газетах появился лежащий на правом боку «Британик». Фото на дне также породило множество слухов, учитывая, что корабль обнаружился почти на 7 дальше от того места, которое указывали карты.

Обнаружение правды

В 2003 году экспедиция дайверов решила проверить слова немецкого правительства о том, что «Британик» подорвался на мине. Ими было обнаружено и даже остатки снаряда, на котором подорвалось судно. Они так и остались на цепи, прикрепленной якорем ко дну.

Современное дайверское оборудование позволило проникнуть внутрь корабля и проверить, что действительно в момент взрыва все водонепроницаемые переборки были открыты, что указывает на чью-то халатность.

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.