Заколдованное место национальные черты. "заколдованное место"


/ / / Чему учит повесть Гоголя «Заколдованное место»?

Повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место» – не просто «небылица» о нечисти, а поучительная история. В ней писатель реализует идею о том, что нажиться нечестным трудом не получается ни у кого. Раскрывается она постепенно в сюжете с реальными и фантастическими событиями.

Указанный поучительный вывод проявляется в конце повести, до этого же внимательный читатель может найти еще много мудрых житейских уроков. Наш народ издавна верил в нечистую силу. Действительно, с людьми случались разные, порой совсем неимоверные вещи, поэтому основания для осторожности были. Современный человек легкомысленно относится к черту, но иногда возникают мысли о том, что нужно быть поосторожнее.

Дьячок, внук главного героя произведения, убедился в том, что если дьявол захочет «обморочить» человека, сделает это без труда. И хорошо, если человек отделается только обманом, как дед Максим. Дьячок понимает, что все могло бы закончиться и хуже, поэтому остерегает своих слушателей связываться с чертом.

В передрягу с дьявольским местом главный герой попал из-за того, что любил похвастаться. Он начал танцевать, чтобы показать чумакам, что еще ловок. Несколько раз дед пытался вытанцевать на заколдованном месте, но ничего не получалось. Несколько раз он повторял свои попытки, пока не раздразнил дьявола. Этот случай заставляет хвастунов задуматься над своим поведением. Иногда разумнее вовремя остановиться, чтобы уберечь самого себя от неприятностей.

Н.В. Гоголь в «Заколдованном месте» еще раз показывает, на что способна смелость и упорство. Дед Максим не испугался ни сатану, ни проклятого места. Он смело вступил в сражение за клад. Храбрость помогла герою добраться домой, да еще и клад найти. Если бы старик испугался, он, скорее всего, заблудился бы, так как черт продолжал бы морочить ему голову.

За кладом герой отправился не для собственной выгоды. Он думал порадовать внуков сладостями и жупанами. Можно утверждать, что клад найти ему помогла любовь к близким. Таким образом, писатель еще раз доказывает, что светлое чувство способно творить чудеса.

Эпизод, в котором дед появляется с бочкой в руках, изображен в юмористическом тоне. Старик с восторгом рассказывает внукам о том, что принес для них богатство, а потом обнаруживает мусор. В этом эпизоде автор высмеивает жажду к легкой наживе, утверждает, что заработать деньги, которые пойдут в пользу, можно только честным трудом.

После этого случая дед Максим остерегает внуков иметь дело с нечистым. Это предостережение стоит воспринимать не только в прямом, но и в переносном значении. Не нужно вестись на легкий заработок, так как можно остаться ни с чем.

Христиане издавна почитают Бога, считая, что он может защитить от любой напасти. Так и в повести Н.В. Гоголя дед Максим после встречи с чертом обращается к Господу и других призывает делать то же самое. Эта деталь тоже своего рода поучение, особенно для христиан.

Повесть Н.В. Гоголя можно воспринимать по-разному: и как правду, и как выдумку для легковерных слушателей. Это личное дело каждого читателя. Но запомнить поданные писателем уроки стоит.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдован­ное место» - это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно на­чавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!»

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ - очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дья­чок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался най­ти клад, как мать вылила на него помои. Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга.

По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…»

Но лучше всего понять характер деда помогает опи­сание поиска клада. Его речь и мысли полны необыч­ных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлоп­цы, будет вам теперь на бублики!».

Гоголь не случайно дал повести такое название - «Заколдованное место». Ведь в произведении сочета­ются два мира: реальный и фантастический. Всё фан­тастическое связано с могилкой, кладом и дьяволь­ской силой.

Реальный мир - это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, напри­мер «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «при­крывает их лопухом», копает «новую грядку для позд­них тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ - подумал дед». Гоголь лю­буется картинами этой народной жизни, созидатель­ным трудом своих героев.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро мож­но нажить только своим трудом. Кроме того, на при­мере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»

Повесть «Заколдованное место» Н.В. Гоголя входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В начале всего цикла Н.В. Гоголь говорит, что эти рассказы он придумал не сам. Ему о них рассказал пасечник Панько. А истории эти пасечник слышал от разных людей. Получается, что истинным рассказчиком истории о заколдованном месте является пасечник. Но когда начинаешь читать повесть, то узнаешь, что это было рассказано пасечнику Панько одним дьячком. Сам же
дьяк тоже не был участником событий. Все, что происходит в повести, было рассказано ему его дедом. Ведь, когда все это происходило, дьяку было всего лет одиннадцать. В повести говорится о заколдованном месте. Однажды дед Максим танцевал и случайно попал на заколдованное место. Он сразу подумал, что там находится клад. Несколько раз он пытался его вырыть. Когда же ему удалось это сделать, дед Максим побежал домой. Он перелезал через плетень, и его окатили помоями. Но он все равно был доволен. Ведь он нашел клад. Но когда котел открыли, там была всякая чепуха. Дед Максим с тех пор завещал всем не играть с чертом. Я думаю, что если бы в этой повести не было героя-рассказчика- деда Максима, то выходило бы, что все события являются правдой. А так получается, что автор рассказывает о них как бы от третьего лица. Сначала дьяку рассказал дед Максим, затем дьяк — пасечнику Панько, а уже потом Гоголь написал об этом повесть. Мне кажется, что автор не верит в истинность этой истории. Но он показывает нам мысли героев повести, то, во что верят они. Потому он и придумал фигуру пасечника Панько. То, что рассказ «Заколдованное место» построен как «рассказ в рассказе», позволяет не только передать мысли и чувства героев, но и воссоздать ту атмосферу, в которой такие истории придумывались и рассказывались. Кажется, что как будто слышишь голос рассказчика и погружаешься в мир героев повести Н.В. Гоголя.

Черновики повести Гоголя “Заколдованное место” не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть “Заколдованное место” вошла во вторую книгу сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что “Вечера на хуторе близ Диканьки” издал некий пасечник Рудый Панько. Повести “Вечер накануне Ивана Купала”, “Пропавшая грамота” и “Заколдованное место” рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении “небылиц”, во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о “проклятых местах” и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: “чумаки”. “курень”. “баштан”. “хлопцы” . .. Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет “собачьими детьми”. но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает “плохое место” во время танца. Как только старик попадает на его границу “возле грядки с огурцами”. так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет “свой характер”. Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а “сор, дрязг и стыдно сказать что такое” .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли “Заколдованное место”. И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Когда рассказчик, старый Фома, был еще маленьким, с его дедом произошла необычная история. Он утверждает, что нечистая сила обморочит кого...
  2. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  3. Летом я отдыхаю у бабушки в деревне. Там очень красивые места, чудесная природа. Я люблю ходить в лес за грибами...
  4. В жизни у каждого человека есть любимые места, куда он периодически возвращается независимо от своей занятости и возможности. У меня...