Рисунок на тему жостовский поднос. Жостовская роспись


Поражая разнообразием и разноцветьем, расплескиваясь на черной или цветной глади роспись образует яркие цветочные узоры, украшенные тончайшими деталями. Изысканные розы и алые маки, простые ромашки и трогательные васильки, помпезные пионы и лучистые астры сочетаются с неизвестными, но от этого не менее прекрасными цветами. Птицы и бабочки, различные ягоды и фрукты выглядят как живые на таких простых и обыденных предметах, как подносы. Сколько не ищи, не найдешь ни одного одинакового подноса - каждый из них уникален! Откуда к нам пришло подобное искусство, как делают такие прекрасные вещи, где можно взять уроки жостовской росписи? Об этом и об особенностях росписи по металлу, характерных для мастеров из подмосковного Жостова, расскажет эта статья.

История возникновения лаковой живописи

Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.

Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.

Как лаковая роспись попала в Россию?

Европейские купцы в XVI-XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.

Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.

Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше - табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

История развития промысла

Начиная с 30-х годов XIX века изготавливать и украшать лаком металлические подносы стали практически во всех окрестных деревнях. В это время жостовская роспись переживала пик своей популярности. В послереволюционные годы спрос на продукцию жостовских мастеров резко снизился, что привело к объединению разрозненных художников в небольшие профессиональные артели.

В 1928 году все небольшие артели из Троицкого, Новосильцева, Жостова и других окрестных селений объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с управляющим центром в Жостово.

Наиболее тяжелым временем для жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, стали 40-50-е годы прошлого века. Именно в это время значительно уменьшился выпуск подносов, но в несколько раз увеличилось производство несвойственных промыслу детских товаров. Жостовская роспись для детей - это маленькие деревянные и металлические подносики, ведерки и лопатки, украшенные отдельными элементами.

Современная история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь промысла. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи. Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса.

Особенности становления

Как уже говорилось, жостовская роспись развивалась под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Но жостовские мастера, первоначально обрабатывавшие и украшавшие различные предметы из папье-маше, сумели перенести все свои технологические находки на металлические подносы. Для их грунтовки они использовали собственные составы, а также особенные копаловые лаки.

Не меньшее влияние на развитие промысла оказал и расположенный неподалеку центр лукутинской лаковой миниатюры. На дальнейшее стилистическое становление жостовской росписи оказали влияние ростовская финифть и цветочные мотивы ивановских ситцев, а также росписи по фарфору, выполнявшиеся на подмосковных фабриках.

Из чего и как делают подносы?

Современные жостовские подносы производятся двумя способами: методом штамповки и ковки.

Из обычного листового железа на специальных механических прессах делают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электрическом прессе посредством специальных пресс-форм и комбинированного штампа проводят закатку краев - бортовку. А чтобы борта подноса стали жесткими, выполняется их вальцовка.

Художники жостовской росписи могут работать не только со стандартными формами подносов. На их выбор существует 26 типовых форм, из которых подбирается наиболее соответствующая замыслу. Затем, если она уникальна, за дело принимается коваль (кузнец), изготавливающий кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается скобка, которая в последующем, под воздействием молота, вытягивается и выбивается. При закатке в края подноса вкладывают специальную проволоку, которая обеспечивает его прочность, а затем сам край выравнивают молотом.

Как подносы готовят к росписи?

После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.

Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.

Как делают цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия, на которых имеются красные, синие, зеленые и голубые фоны. Для их создания на поверхность подноса наносят тонкий слой светлого лака. Пока он не просох, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком. После того как металлизированный фон просохнет, его окрашивают лессировочными красками нужного цвета, благодаря чему получается интенсивный и насыщенный, но и одновременно мерцающий, как бы просвечивающий, фон.

Роспись по цветному фону требует изменения как колористических особенностей, так и технических приемов. Так, блики лишь слегка обозначаются, а тени немного прорисовываются.

жостовских подносов

Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кисточками и масляными красками, разведенными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Для выведения орнамента используется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая порошком из алюминия, либо так называемое твореное золото - разведенный в скипидаре или прозрачном лаке золотой порошок.

Жостовская роспись выполняется в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки художник широкой кистью прорисовывает основной силуэт композиции на рабочей поверхности подноса. Для ее выполнения используются разбавленные (разбеленные) краски. Затем поднос с нанесенной замалевкой просушивается в течение 12 часов в

После этого мастер приступает к выправке и прорисовывает светлые места, накладывает цветные тени и прописывает блики, которые придают объем композиции. Тычинки цветков и прожилки листочков вырисовываются тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как большие цветы, связывают с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции. Самым последним наносят орнамент на борта.

Законченную работу трижды полируют бесцветным лаком и просушивают в печах, после чего вручную отполировывают поверхность до зеркального блеска.

Основные мотивы росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками. Кроме крупных садовых цветов, некоторые художники выводят на первый план композиции скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки.

Букеты как садовых, так и полевых цветов могут дополняться изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, таких как рябина.

Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись (картинки представлены в статье) - это действительно настоящее искусство.

Выразительные средства жостовского прикладного искусства

Первоначально композиции для подносов заимствовались из живописных полотен, но вот их интерпретация у каждого художника была своя. Сегодня мастера реализуют ставшие уже классическими композиции, но и стремятся найти новые.

Следует отметить, что в каждом произведении жостовской росписи композиции вписаны в плоскость и связаны с формой подноса, в них прекрасно переданы условные глубина и объемность нарисованных объектов. Важным выразительным средством жостовского искусства является ритмическое и цветовое равновесие рисунка.

Можно ли научиться?

Узнать что такое жостовская роспись, как рисовать в этой технике, можно в самом Жостово. На фабрике, изделия которой славятся по всему миру, проводятся экскурсии по музею подносов и мастер-классы по лаковому рисунку. Практически в каждом городе есть туристическое агентство, предлагающее экскурсии на фабрику, где можно увидеть, как делается жостовская роспись. Мастер-класс по ней также предусмотрен программой. Поездку на экскурсию в Жостово можно организовать и самостоятельно, предварительно связавшись с музеем и уточнив часы его работы.

Краткая справка

Искусство Жостово

Жостовская роспись - русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

Классический стиль жостово предполагает несколько цветочных композиций:

Букет в раскидку

Венок

Ветка с угла

Букет собранный

Мастера жостово используют маслянную краску. Техника жостово бывает двух видов: станковая и лессировочная.

Многие не знают что такое жостово. В наши дни это искусство осовременилось и обретает не стандартные подходы к росписи. Нанести роспись можно куда угодно. Например, я сделала роспись в стиле жостово .

Это будет стильно, ярко и неординарно. А можно сделать близким необычный подарок своими руками. Уверена, они будут в восторге и даже полюбопытствуют, что это такое.

_______

Техника жостовской росписи

Нам понадобиться:

1) Краски масляные

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: кисть синтетика круглая (№8, №10), колонок (№2)

6) Палитра (не бумажную)

Нет палитры? - воспользуйтесь блюдцем или керамической плиткой.

Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла, для достижения наилучшего эффекта !

Итак, как рисовать жостовский букет ?

Замалевок

Разбеленными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие - это очень важно не только в жостово .

Если сложно составить композицию самому, то можно взять за основу именно эту, представленную автором.

Тенёжка

На просохший замалевок лессировочными красками наношу тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.

Что такое лессировочными красками? - полупрозрачные краски.

Бликовка

На этом этапе делаю наложение бликов. Этим самым выявляю объем и свет, завершает лепку форм.

Чертежка

Этим приемом быстро и легко очерчиваю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник «думает кистью», причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия, то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи.

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

Яркие великолепные цветы: розы, пионы, ромашки, незабудки, хризантемы и ландыши (невозможно перечислить их все), искусно рассыпанные умелой рукой художника по темной глянцевой металлической поверхности, - это традиционная жостовская роспись на подносах. Уникальное не имеющее аналогов!

История старинного русского промысла насчитывает почти 2 столетия, и за это время изделия жостовских мастеров не только не утратили своей популярности и красоты, но, наоборот, приобрели еще большую известность во всем мире и обогатились новаторскими идеями нынешних молодых живописцев.

Зарождение жостовских промыслов

Сегодня любая современная хозяйка будет счастлива получить в подарок настоящий жостовский поднос, который можно использовать не только по прямому утилитарному назначению, но и в качестве оригинального украшения кухонного интерьера. Точно так же радовались женщины и в начале XIX в., когда им дарили такую красоту.

Но Искусство начало формироваться в России в конце XVIII в. Именно к тому времени относятся первые подносы, шкатулки, табакерки, портсигары, всевозможные коробочки и т. д., расписанные в технике лаковой миниатюры, которые изготавливались в селах Московского уезда: Осташково, Троицкое, Новосильцево, Сорокино и Жостово.

Постепенно производство подносов выделилось в отдельное русло, а лидирующую роль в их изготовлении прочно заняло село Жостово. Кстати, первые подносы делались исключительно из папье-маше. Сейчас нам уже трудно представить жостовский поднос, изготовленный из такого материала.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостове была открыта мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно от этого события ведется летоисчисление существования отдельных народных жестовских промыслов. Конечно, эта мастерская была не единственная. Постепенно организовывались и другие артели: Егора Вишнякова в соседнем селе Осташково, А. А. Зайцева в Троицком селе. Популярность их изделий была огромная! Прекрасно продавался жостовский поднос в Москве, Петербурге и других городах.

В 1830 году в Жостове и соседних деревнях открылось сразу несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Коломенской. Постепенно производство разрасталось, изделия под роспись стали изготавливаться уже не из папье-маше, а из более прочного и современного материала - железа.

Легендарные художники Жостова

Постепенно рождался новый, привычный нам всем жостовский поднос. История, сохраненная в краевых летописях, рассказывает, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекалось в работу художественных мастерских. Удивительно то, как много оказалось талантов среди обыкновенных, необразованных крепостных людей. Первым мастером, о котором упоминается в историческом документе 1839 года, был крепостной графа Шереметьева - Вешняков Филипп Никитин, он занимался росписью подносов вместе со своим сыном. Так рождались в Жостове художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О. Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, настолько это был виртуозный мастер), Н. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, П. С. Курзин, И. А. Савельев, М. Р. Митрофанов, А. П. Гогин, И. П. Плахов, Б. В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в искусстве Жостова, именно ими были созданы замечательные произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промыслов.

Жостовский поднос - технология изготовления

Оригинальная технология производства жостовских подносов шлифовалась на протяжении многих лет. У мастеров есть немало секретов ремесла, которыми они ни с кем не собираются делиться. Так что о технологии изготовлении изделий Жостова можно рассказать лишь в общих чертах.

Как уже было сказано выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, тут все зависит от первоначального замысла художника. Перед росписью поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем грунта, приготовленным на основе сажи и каолина. После чего заготовка снова шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Причем каждый слой должен быть хорошо просушен и так же идеально отшлифован.

Далее изготовление жостовских подносов переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и к дальнейшей работе над ним приступает мастер-художник. Роспись жостовских подносов традиционно производится масляными красками. После ее завершения изделие вновь в несколько слоев покрывается лаком с последующей просушкой и полировкой для придания готовому подносу практически зеркального блеска.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Жостовской росписи ведут свои истоки от традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно же, имеют свои особенности. Основой можно, пожалуй, назвать рисунок яркими красками по темному фону и оформление композиции золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно черный, он может быть какого угодно цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда даже встречаются композиции, выполненные на потали (имитация золота), перламутре или светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отступление от правил, продиктованное фантазией художника.

Жестовский поднос обычно бывает расписан таким образом, что в центре композиции (цветочного букета) находятся самые крупные и яркие цветы, на которые направлен основной акцент. Ближе к краям элементы букета становятся все мельче и темнее, они как бы сливаются с фоном. Тем самым достигается зрительная глубина и объемность живописи. Жостовские цветы пишутся не с натуры, чаще всего они условны, многое в их изображении зависит от творческого воображения мастера.

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской живописи конечно же являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская роспись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы могут собираться в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображаться в корзинах либо быть расположенными гирляндами по всему периметру подноса.

Иногда роспись может быть дополнена изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской живописи, похожие на старинные драгоценные Несмотря на то что рисунок растений достаточно условный, здесь имеются все признаки тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс росписи подноса можно условно разбить на 4 этапа. Сначала делается так называемая "замалевка": на изделии как бы набрасывается разбеленными красками обобщенный силуэт будущего рисунка, расположение основных пятен.

Следом идут "тенежка" и "прокладка": нанесение прозрачных теней и обозначение плотными красками самых светлых мест. После чего форма цветов и листьев становится более определенной.

Третий этап - бликовка: нанесение быстрых белильных мазков. При помощи их уточняются все объемы.

Ну и наконец следует заключительный 4-й этап, на котором выполняется "чертежка" и "привязка". При помощи самой тонкой кисточки мастер упругими гибкими линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует мелкие веточки и детали, которые и называются привязкой.

Перспективы развития промыслов

В настоящее время художественные жостовские промыслы переживают не лучшие времена. До 90-х годов прошлого столетия мастерские находились под опекой и финансированием государства, после перестройки и развала Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Теперь во главу угла стала прибыль, но никак не сохранение традиций и творческий подход к ремеслу.

Количество художников на предприятии было значительно сокращено. Многие мастера стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, заточенных не только под жостовский поднос. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов: от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи - выпускников Федоскинского училища лаковой миниатюры в последнее время уменьшился. Но тем не менее, предприятие по-прежнему живет, работает с самоотверженностью и верой в будущее.

Как доехать до Жостово?

Для всех желающих ознакомиться поближе с историей и искусством Жостова на предприятии организуются интересные 5-часовые экскурсии с проведением мастер-классов. При фабрике постоянно работает магазин, где можно приобрести изделия промыслов, как говорится "с пылу, с жару".

Добраться от Москвы до Жостова не составляет никакого труда. Нужно преодолеть всего 50 км по Осташковскому шоссе в сторону Мытищинского района. Также можно с легкостью доехать туда на электричке или автобусе. Еще один вариант: от метро Медведково до Жостово постоянно курсирует автобус № 438.

«Роспись подноса жостовским узором» Мастер – класс с пошаговым фото.


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Предназначен для старших дошкольников, школьников, педагогов, родителей, воспитателей, для всех желающих, кому нравится заниматься народно – прикладным искусством.
Цель: Знакомство с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
- Освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой работы.
- Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.
- Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам.
- Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.

Немного истории.
История возникновения этой росписи начинается с села Жостово, которое находится недалеко от Москвы. Есть и другие сёла, но о Жостове знают все, наслышаны о нём и за рубежом. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были медовуха, сбитень, исконно русские напитки. Появился и ритуал – чаепитие. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Но технология не стоит на месте и подносы из металла стали изготавливать повсеместно, стали открываться целые подносные мастерские. Разнообразие форм и размеров поражало воображение – это и шести – восьмиугольные, прямоугольные, овальные и квадратные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столов.
Много времени прошло с тех пор, но этот промысел не забыт и процветает, живёт полноценной жизнью. Конечно, технология изготовления усовершенствовалась, наука не стоит на месте, но сохранилось ощущение праздника и радости от работы мастера. Букет состоит из простых, незатейливых цветов, но как же он радует глаз, когда смотришь на поднос.
Очень приятно получить в подарок поднос с замечательным жостовским букетом!

Материалы:
-Краски гуашь
- Кисти №1, №3
- Силуэт подноса, вырезанный из картона.
- Стакан для воды.

Ход работы.

Как дом строится из кирпичей,предложение из слов, слова из букв – точно так же букеты состоят из цветов, цветы из лепестков, а лепестки из кистевых мазков.
Для начала хорошо продумаем композицию будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью. Делаем замалёвок – наносим силуэты цветов и листьев. Чтобы цветок получался ровным и красивым, мысленно проведите линию равновесия и наносите лепестки в последовательности. Используем кисть №3, далее, на более мелких деталях, используем кисть №1. Крупные цветы размещаем в центре букета, их окружают цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.


Теперь делаем тенёжку – это наносим цветные тени с помощью которых обозначаем объём и теневые места нашего букета.





Затем уточняем и высветляем многие детали и получается более контрастный вид – этот этап называется прокладка.


А теперь займёмся бликами , этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.


Ну и закончим наше творение чертёжкой – наносим тонкой кистью небольшие, но весьма значительные штрихи. Рисуем прожилки и кружевные края на листиках, в центре цветов обозначаем «семенца».


С букетом работа окончена, но теперь мы применяем приём привязка – это когда наш букет как бы вживается в фон при помощи тонких травинок, стебельков и всё это как бы вместе связывается и перекликается. Расположение травинок и стеблей придаёт лёгкость и пышность узору. Только после такой привязки поднос становится не просто подносом, а жостовским.
Займёмся самим подносом – украсим борта. Этот приём называется уборка , узор может быть скромным, а может быть и роскошным.
Можно изготовить поднос из папье – маше, покрыть его несколькими слоями краски и заняться росписью.