Что значит невозвратный. Возвратный глагол


В глаголах русского языка присутствуют морфологические непостоянные и постоянные некоторые признаки. К одному из них относятся возвратные и невозвратные виды глаголов. Невозвратные глаголы, равно как и возвратные, несут в себе присутствие либо отсутствие специальных возвратных словообразовательных постфиксов — -сь и -ся. Попробуем разобраться, что это такое и как такие глаголы применяют.

Возвратность глаголов

Возвратность глаголов представляет собой грамматическую категорию, которая будет указывать на направленность либо ненаправленность определяемого этим глаголом определенного состояния, либо действия на какой-то субъект. Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке являются спрягаемыми формами, которые различаются наличием или отсутствием постфиксов -сь и -ся (возвратных).

Что представляет собой возвратность в глаголах, можно увидеть на следующих примерах: Мальчик умылся и собрался. Мужчина разговорился с приятелем (это примеры возвратных глаголов).

Щенок поиграл с мячиком и убежал на площадку. Вечером шел ливень (это невозвратный вид глагола). Вот так и надо их различать.

Пара полезных слов

Еще раз вкратце напомним, понять, как определить невозвратный глагол, не представляет особой сложности. Он бывает переходным и непереходным, может означать некое действие, которое направлено на субъект (собирать пазл, читать книгу), состояние, определенное положение в пространстве, действие разнонаправленное и тому подобное (мечтать, сидеть, размышлять). Невозвратные глаголы не включают в свой состав постфикс -сь и -ся.

Оттенки значения

Возвратные глаголы способны выразить действие, которое будет направлено на какой-то определенный субъект (на что-то делающего, на говорящего, на смотрящего и так далее).

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке представляется возможным обговаривать бесконечно. Приведем примеры возвратных глаголов с совершенно разными оттенками значения:

Радоваться, расстроиться, печалиться (обозначает психическое либо физическое состояние некоего субъекта);

Платье мнется, собака кусается, ветка крапивы жжется (показывает постоянное качество или свойство субъекта);

Одеваться, наедаться, обуваться, купаться (действие глаголов направлено исключительно на себя);

Хочется, желается, смеркается (здесь показано безличное действие);

Обниматься, ссориться, видеться (действие взаимно-возвратное, выполняемое несколькими людьми по их отношению друг к другу);

Прибраться, построиться, разжиться (действие косвенно-возвратного характера, которое совершается субъектом исключительно в своих интересах).

Незабываемые суффиксы у возвратных глаголов

Разберемся, что значит возвратный и невозвратный глагол.

Глаголы, находящиеся в возвратной форме, обладают суффиксами:

Ся - может быть, как после согласных букв (браться, окружаться и тому подобные), так и после окончаний (учить — учиться, сушит — сушится и тому подобные));

Сь будет стоять после гласных букв (опустилось, нарисовалось, развиднелось и так далее).

В процессе образования возвратных глаголов большое значение имеют не только суффиксы, но и приставки (читать — начитаться, пить — напиться). Кроме того, среди глаголов этого вида есть непроизводные. Именно они ни при каких обстоятельствах не употребляются без суффиксов -сь и -ся (смеяться, сражаться, нравиться).

Поскольку после возвратных глаголов местоимения в винительном падеже и имена существительные не употребляются никогда, то все они относятся к непереходным.

Отсутствие суффиксов

Невозвратные глаголы в русском языке не имеют суффиксов -сь и -ся. Они могут быть как непереходными (творить, дышать, играть), так и переходными (говорить, рисовать).

Важный момент: много возвратных глаголов способны образоваться от невозвратных, например, готовить — готовиться.

Исходя из вышесказанного, надо понимать, что для определения того, что значит возвратный и невозвратный глагол и к какому именно виду он относится, надо найти суффикс, который оказал помощь в образовании. Если суффиксы -сь (-ся) присутствуют в словах, то это возвратные глаголы. Если их нет, то невозвратные глаголы.

Ситуации, отмеченные в глаголах

Итак, мы уже знаем, что возвратные глаголы с суффиксами -сь и -ся. Они бывают как непроизводными (например, смеяться), так и образованными из переходных и непереходных глаголов (умывать — умываться).

В некоторых непереходных и образованных от них возвратных глаголах речь идет об одной и той же ситуации, например: что-то чернеется вдали и что-то чернеет вдали. Правда, в подавляющем большинстве ситуаций понять, что значит невозвратный глагол и как он выглядит «в жизни», можно, обратив внимание на то, что глаголы возвратный и невозвратный обозначают совершенно разные моменты.

В виде неплохого примера можно назвать следующее: умывать — ситуация, в которой присутствуют два участника (мама умывает свою дочку) и умываться — ситуация, в которой только один участник (девочка умывается); Петя ударил Ваню. Петя и Ваня ударились о большой камень (в обоих случаях говорится о двух мальчиках, но ситуации, в которых они являются непосредственными участниками, совершенно разные).

Здесь можно сказать о том, что сами компоненты смысла, которые привносятся в слово постфиксами -сь и -ся, являются словообразующими.

Что можно найти в грамматиках?

А отмечается там следующая информация (речь идет о нескольких значениях):

Значение средне-возвратное — веселиться, сердиться, пугаться, радоваться;

Значение активно-безобъективное — кусаться, бодаться, ругаться (употреблять ;

Значение взаимно-возвратное — ссориться, мириться, встречаться, обниматься, целоваться;

Значение собственно-возвратное — одеваться, обуваться, встречаться, пудриться;

Значение пассивно-возвратное — припоминаться, вспоминаться;

Значение косвенно-возвратное — собираться, запасаться, укладываться, упаковываться;

Значение пассивно-качественное — представляться, вспоминаться.

Возвратный глагол можно образовать, взяв в помощь -ся, что будет сочетаться с иными морфемами (перемигиваться, набегаться).

Именно с залогом будет связана возвратность (то есть в случае, при котором залог определен на морфемном уровне, возвратные глаголы, образующиеся от глаголов переходных, будут объединены в залог, который называют возвратно-средним).

Знак непереходности — это аффикс. Немногочисленными и ненормативными будут сочетания типа боюсь папу, слушаюсь старшего брата, которые можно встретить в русском языке.

Без правил — никуда

Вернемся еще к тому, что же такое невозвратный глагол. Правило гласит, что не имеющий постфикс -ся. А вот в возвратных этот постфикс присутствует. Так сложилось уже давно, что появление возвратных глаголов связывалось с местоимением -ся. Правда, первоначально оно присоединялось исключительно к переходным глаголам (например, купать + ся (то есть, себя) = купаться).

Многообразие глаголов русского языка подразделяется на разные группы.

Невозвратные глаголы, от которых происходит образование возвратных — строить + ся; встречать + ся; писать — не пишется, спать — не спится.

Невозвратные глаголы — ужинать, отвечать.

Возвратные глаголы — смеяться, сражаться, артачиться.

Из предоставленной информации можно сделать вывод: постфикс -ся в русском языке может выполнять разные функции:

Подготавливать возвратные глаголы, которые отличаются от производящих невозвратных глаголов значением в лексическом плане (прощать — прощаться);

Образовывать возвратную форму глаголов (белеться).

Надо обратить внимание на то, что кое-какие глаголы на -ся обладают синонимическим возвратным сочетанием (покрыться — покрыть себя).

Разделение глаголов на возвратные и невозвратные сложилось в русском языке совершенно безотносительно к их разделению на переходные и непереходные, залоговые и незалоговые. Оно не совпадает ни с тем, ни с другим на сто процентов, но находится в определенной связи с категориями переходности и залога: -ся представляет собой непереходность глагола, а вот залоговую соотносительность может предоставить только возвратная форма.

И в заключение

Поговорим еще немного о глаголах и подведем итог продуктивной беседе.

Глаголами называют слова, в которых определено значение какого-то процесса, то есть, способные выразить обозначенные ими признаки как некое действие (сказать, читать, писать), состояние (сидеть, прыгать) или становление (стареть).

Кроме форм спряжения по синтаксису, глаголы обладают несинтаксическими формами возвратности и невозвратности и формой вида. По тому, как с их помощью выражаются несинтаксические формальные значения, глаголы можно подразделить на грамматические разряды, которые находятся в некоем соотношении друг к другу.

Зависимость подразделения глаголов на невозвратные и возвратные находится в том, насколько выражено или, наоборот, не выражено у них грамматически непереходное значение процесса.

Возвратные - глаголы, в которых присутствует грамматически выраженная непереходность. Другими словами, они отлично показывают, что процесс, выражаемый ими, может быть обращен на прямой объект, который представлен существительным в винительном падеже без предлога. Примером могут послужить слова — сердиться, встречаться, мыться, стучаться, одеваться.

Невозвратные глаголы обладают некоторым отличием: у них нет никакого указания на непереходность процесса. Вот почему они могут быть и переходными: одевать (дочку), сердить (родителей), встречать (гостей), и непереходными: колошматить, стучать.

Возвратные глаголы

Глаголы с постфиксом ся (-сь), которые выражают обратное действие, называются обратными: гордиться, влюбиться, встречаться.

Суффикс ся (-сь) может использоваться с большинством глаголов во всех формах, кроме причастий. Стоит он после инфинитивного суффикса - ти (ть) или окончания в личных формах глагола. Например: умывать - умываться, умываются, умываюсь.

Современный глагольный суффикс ся (-сь) - это древняя короткая форма обратной местоимения себя в винительном падеже единственного числа.

С помощью суффикса ся (-сь) образуются глаголы:

Внимание! Пишется -сь пишется ся

Купаемся в море - купаемся в озере; Брился вчера - бриться дважды.

Категория глагольного состояния

Категория состояния выражает отношение действия к субъекту и объекту. Субъектно-объектные отношения оказываются в предложении. Глагол является основным звеном в реализации грамматических отношений между субъектом и объектом действия. Так, в предложении Бригада выполняет план субъектом действия (или носителем динамической признаки) выступает слово бригада; действие, выполняемое субъектом как активным деятелем, направленная на объект (план), что в предложении выступает прямым дополнением.

Логические отношения субъекта и объекта в этом предложении совпадают с грамматическими; глагол выражает значение активного действия, направленной на самостоятельный объект.

Однако эти логические отношения можно передать в другом грамматическом оформлении, например План выполняется бригадой. В такой структуре предложения глагол выступает со значением пассивной действия. Глагол выполняется, образованное от переходного глагола выполнять с помощью постфикса -ся, потеряло значение переходности. Логический субъект при этом выражается зависимой форме существительного - творительным субъекта, логический объект выступает в форме именительного падежа.

Сравните еще: Все приветствуют друга и Друзья приветствуются. В первом случае глагол выражает активное действие, направленное на самостоятельный объект, во втором - действие распределяется между субъектами, является одновременно и объектами.

Значение глагольного состояния тесно связано с семантикой глагола и оказывается в синтаксических связях его с другими словами.

Категория состояния находит свое выражение в способах глагольного управления, тесно связываясь с категорией переходности / непереходности. Так, все переходные глаголы могут выражать значение активного действия, а непереходные не выражают ее никогда. Глаголы переходные и непереходные, образованные от переходных с помощью постфикса -ся, выражают двойные субъектно-объектные отношения, а непреходящие, не соотносятся с переходными глаголами (например, идти, расти, цвести), выражают односторонние, субъектные отношение. Сравните, например:

Субъектно-объектные отношения Субъектные отношение

Ученик выполняет задание. - Вокруг все спит.

Задание выполняется учеником. Василько идет в школу.

Аленка одевает сестру. - Лена смеется.

Лена одевается (Аленушка одевает себя).

Морфологически-словообразовательным средством выражения отдельных значений состояния выступает постфикс ся. С помощью этого словообразовательного аффикса выражаются значение обратной и пассивного действия.

Соотносятся глаголы переходные и непереходные с постфиксами ся различаются не только значением состояния, но и семантическими оттенками, сравните, например бороться ~ бороться, любить - любить, драть - карабкаться, нести-нестись. Только при создании глаголов со значением пассивного состояния семантические оттенки сопоставимых глаголов почти незаметны, например завод строит цеха, цеха строятся заводом; хор исполняет кантату, кантата выполняется хором.

В современном украинском литературном языке различают следующие состояния глаголов: активный (или действительный), пассивный и обратно средний.

Кроме того, выделяют группу непереходных глаголов, которые не выражают двойных, субъектно-объектных отношений, это глаголы нулевого по объекту состояния.

Внимание! В лингвистической науке еще со времен М. В. Ломоносова определялась традиционная система состояний глаголов. М. В. Ломоносов в "Российской грамматике" назвал шесть состояний: действительный (или переходный), обратный, взаимный, средний, пассивный (или страдальческое) и общий.

В работах А. А. Шахматова названы три состояния: действительный, пассивный и обратный, а в пределах обратного состояния рассмотрены различные значения его: собственно обратные, косвенно-возвратные, взаимно обратные и др.

В академической грамматике украинского языка рассматриваются только два состояния: активный и пассивный, подчеркивается, что категория состояния присуща только переходным глаголам; она основывается на двух взаимосвязанных коррелятивных грамматических значениях - активном и пассивном. Активное значение выражается морфологическими формами, пассивное - морфологическими и синтаксическими. В рассмотрении глагольного состояния наблюдается разный подход ученых к этой категории: одни принимают во внимание семантико-грамматические оттенки субъектно-объектных отношений, выражающихся в глаголах; другие отождествляют состояние с категорией переходности / непереходности; некоторые ученые опираются только на грамматически проявленную корреляцию субъектно-объектных отношений, оставляя без внимания субъектные отношения с нулевым объектом.

1. Активное состояние. Глаголы активного (или действительного) состояния выражают активное действие субъекта, направленную на самостоятельный объект. Это значение имеют только переходные глаголы, управляющие формой винительного падежа без предлога.

Например: Косарь на лугу косу звонко клепле (М. Рыльский) Девушки вглядилы на лугу куст калины (И. Нечуй-Левицкий).

Формальное выражение прямого объекта зависимым существительным (или местоимением или иным Субстантивированные словом) и является грамматическим показателем активного состояния глагола. В структуре предложения с глаголом активного состояния грамматические субьскт-но-объектные отношения соответствуют логическим субъектно-объектной отношением.

2. Пассивный состояние. Глагола пассивного состояния противопоставляются глаголам активного состояния по отношениями субъекта к объекту и по направлению действия. Логический субъект при глаголе пассивного состояния имеет форму творительного падежа без предлога и выступает в роли косвенного дополнения, выражая тем самым отношение пассивного субъекта и пассивного действия. Объект действия при глаголе пассивного состояния выражается формой именительного падежа (местоимения или субстантивированного слова), который выступает в роли подлежащего, например: Песня исполняется всеми участниками концерта.

Глагола пассивного состояния возникают от глаголов активного состояния с помощью постфикса -ся. Соотносительные по значению состояния глагола выступают соответственно в активных или пассивных оборотах речи, например: Певец исполняет арию. - Ария выполняется певцом.

Формы словоизменения глаголов пассивного состояния несколько ограничены употреблением: при творительном субъекта чаще ставится глагол в 3-м лице, реже в 1-й или 2-й лицу или в прошедшем времени. Значение пассивного состояния может также выражаться формой пассивного причастия, например: Ты думала - тобой весь зьидаюсь? - И, подавившись, падаешь в траву... Я утверждаюсь, я утверждаюсь, я живу (П. Тычина) Енесм брошенная я бедная (И. Котляревский).

Отсутствие творительного субъекта при глаголе нивелирует значение пассивности действия, и глагол приобретает значение возвратно-среднего состояния. Для сравнения: Фильм смотрится комиссией и Фильм смотрится во второй раз.

3. Обратно средний состояние. Глагола возвратно-среднего состояния выражают действие субъекта, не переходит в самостоятельный объект, а обратно направляется на самого деятеля или дополнительно характеризует его через неназванный объект, например: ребенок обувается (обувает себя) цеха соревнуются (соревнуются друг с одним) собака кусается (может укусить кого-то).

Возвратные глаголы могут иметь различные оттенки возвратно-среднего состояния, по-разному характеризовать отношение между субъектом и объектом действия

а) собственно возвратные глаголы выражают действие, субъектом и объектом которой выступает и то же лицо. Сюда относятся глаголы: умываться, одеваться, обуваться, разуваться, купаться, мыться, пудриться, бриться, наряжаться. Например: По матерной помощью мальчик не замедлил умыться, прибраться (Панас Мирный)

б) взаимно-возвратные глаголы выражают действие, выполняемое несколькими субъектами, каждый из которых выступает одновременно и объектом действия. Сюда относятся глаголы: встречаться, соревноваться, здороваться, обниматься, целоваться, переписываться, общаться, советоваться. Например: Это же тогда... в селе, вечером, когда с Гавриилом познакомились, тебя видел. А теперь видишь, где встретились, - вспомнил Жердяга (С. Скляренко)

в) косвенно-возвратные глаголы выражают действие, осуществляемую для самого субъекта. При глаголах со значением косвенно-обратной состояния может стоять косвенное дополнение или обстоятельство, например готовиться к экзаменам, собираться к поездке, собираться в дорогу. Эти глаголы отличаются от собственно обратных тем, что логический прямой объект при них не выражается. Для сравнения: Девушка умывается (девушка умывает себя) и девушка собирается в дорогу (девушка собирает вещи в дорогу) Отец взялся за фуражку: - Собирайся, сынок, пойдем (Панас Мирный) (означает "собирай вещи")

г) в-возвратные глаголы выражают действие, сосредоточивается в самой действующему лицу, или выражают внутреннее состояние субъекта. Сюда относятся глаголы со значением отношения исполнителя действия до объекта любоваться, беспокоиться, удивляться, злиться, сердиться, успокаиваться, сокрушаться, трястись, мучиться и под. Например: Там три ивы склонились, как сокрушаются они (Л. Глебов)

г) активно-безобъектные глагола выражают свойство субъекта вне связи его с объектом. Сюда относятся глаголы со значением динамической признаки существ: кусаться, драться, царапаться, хвицатися (собака кусается, корова бьется, кошка царапается, конь хвицаеться) или неодушевленных предметов: жалитися, колоться (крапива жалиться, чертополох колется) ",

д) пассивно-качественные глаголы выражают статическую признак предмета, подпадает влиятельные действия другого предмета. Сюда относятся глаголы типа рваться, гнуться, биться, ломаться, крошиться, колоться, г. смеяться, топиться (таять, переходить в состояние жидкости), плавиться и т. Д. Сравните в словосочетаниях: железо гнется, ситец мнется, воск тает, олово плавится, лед колется, хлеб крошится, стекло бьется ",

е) возвратно-пассивные глаголы выражают действие, приписываемое пассивном субъекту. Возвратно-пассивные глаголы управляют формой дательного падежа (дательный субъекта), который выступает косвенным приложением. Логический объект при глаголах возвратно-пассивного состояния выражается формой именительного падежа и выступает в предложении подлежащим. Например: И вспоминается Улянци деда сказка (А. Донченко).

Если прямой объект не выражается в форме именительного падежа, то глагол превращается в безличное с нулевым значением состояния по объекту, например есть не должно хлеб -мне есть не должно.

Глагола возвратно-пассивного состояния возникают от переходных глаголов с помощью постфикса -ся, в котором в определенной степени сохранилось значение обратной местоимения, особенно в группе собственно возвратных глаголов.

Нулевое состояние по выражению объекта имеют все непереходные глаголы без постфикса -ся (лететь, звенеть, плакаты, стать, бежать и под.), А также безличные глаголы с постфиксом ся (не спится, не сидится, а не лежится).

Непереходные глаголы без постфикса ся означают действие, замкнутую в самом субъекте, то есть ими выражается только субъектное отношение (отношение действия к субъекту), например: Лето прошло как день, и с невлежаного тумана вышел синеглазый, золоточубий сентября (М. Стельмах).

Безличные глаголы с постфиксом ся также выражают односторонние отношения действия до логического субъекта в форме дательного падежа (дательного субъекта). Действие, выраженное безличным глаголом с постфиксами ся, приписывается субъекту как независимый от него внутреннее состояние (мне не спалось; девушке не сидится в доме; ему не лежалось).

  • Шахматов А. Я. Синтаксис русского языка. - Л., 1041. - С. 476-481. Современный украинский литературный язык: Морфология / Под общ. ред. И. К. Биполида. - М., 1969.

Проект урока-исследования в 5 классе по теме «Возвратные и невозвратные глаголы». (Программа и УМК С.И. Львовой, В.В.Львова)

Цели урока: дать общее представление о понятии «Возвратные и невозвратные глаголы»; организовать исследовательскую деятельность школьников при освоении данной учебной темы.

Задачи урока:

Формировать умение находить и дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы в тексте;

Учить различать разнообразие оттенков лексического значения возвратных глаголов и правильно употреблять их в речи;

Развивать навыки исследовательской работы;

Работать над совершенствованием монологической речи;

Воспитывать любовь и интерес к слову.

Оборудование урока:

Портреты В. Даля, М. Пришвина;

Словарь В. Даля (т.4)

Карточки для индивидуальных заданий;

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в новую тему. (Учитель показывает портрет В. Даля и задаёт вопросы:

Знаете ли вы этого человека? Что вам о нём известно? Какую память о себе он оставил людям?).

После ответов детей учитель делает обобщение – переходит к изучению нового: В. Даль - писатель, учёный - лексикограф, посвятивший всю свою жизнь слову. Он собирал и исследовал слова родного языка, восхищаясь их красотой и мудростью. Мы тоже сегодня займёмся постижением загадок, скрытых в привычных словах. А тема урока будет проблемой нашего исследования.

3. Оформление записи в тетради.

4. Работа с ключевым словом урока исследовать: учащиеся должны определить часть речи, форму глагола и доказать правильность суждения; подобрать синонимы; найти и объяснить орфограммы.

Вывод-установка учителя: ваши ответы говорят о том, что вы готовы погрузиться в слово, то есть исследовать его свойства.

5. Составление плана исследования. Страница тетради разбивается на три колонки.

Знаю Хочу знать Узнал

В них ребята записывают соответствующую графе информацию.

В нашем случае в графе «Знаю» дети записали:

возвратность-невозвратность-постоянный признак глагола; у возвратных глаголов есть суффикс – ся; суффикс – ся – ещё называют постфиксом.

В графе «Хочу знать» :

Почему эти глаголы называются возвратными? Что они обозначают? Как различить возвратные и невозвратные глаголы?

Графа «Узнал» заполнялась по ходу урока.

6.Работа с учебником. Параграф № 70, стр. 139. Возвратные и невозвратные глаголы (теоретический материал):

Возвратными называются глаголы с возвратным суффиксом -ся (-сь) на конце: наслаждаться, запастись. Глаголы без -ся (-сь) всегда называются невозвратными.

Суффикс -ся (-сь) всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола:

стричься – стригусь – стрижёшься – стригутся – стриглись и т. д.

Задание учащимся : прочтите самостоятельно содержание параграфа и отметьте + вопросы, на которые получили ответ.

(После самостоятельного анализа темы учащиеся рассказывают, что они знают теперь о возвратных и невозвратных глаголах ).

7.Первичное закрепление: в тексте упражнения № 902 учащиеся должны найти и выписать по пять возвратных и невозвратных глаголов, а затем добавить по 3-5 своих примеров.

Работа выполняется по вариантам и с последующей проверкой.

Упражнение № 902, стр. 130:

1) А в окно с_ница ломи(тся, ться) хоч_т сала поклевать и мечта_т позн_коми(тся, ться), с кем ей нынче зимовать (В. Берестов). 2) Рожь, как волны, бьё(тся, ться), гнё(тся, ться) с поля прочь куда-то рвё(тся, ться). Лист оторванный кружи(тся, ться) и уноси(тся, ться) и мчи(тся, ться). (Н. Огарев). 3) И новые друз(?)я ну обнима(тся, ться, ну целова(тся, ться), (не) знают с рад_сти, к кому и приравня(тся, ться). (И. Крылов).

8.Коллективная работа по исследованию значения возвратных глаголов (упражнение № 924).

Задание к упражнению : на основе фотоколлажа составьте предложения с глаголами расчёсывать – расчёсываться, умывать – умываться, одевать – одеваться.

Работа ведётся в парах. Уточняя значение глаголов (расчёсываться-расчёсывать себя, умываться – умывать себя, наряжаться- наряжать себя), дети приходят к выводу, что возвратные глаголы благодаря суффиксу -ся (-сь) приобретают значение действий, обращённых на себя.

Затем ученик, получивший заранее задание, рассказывает о происхождении суффикса -ся (-сь) из краткой формы местоимения себя.(см. Потиха «Исторический комментарий к урокам русского языка»).

9. Продолжение исследования (в рамках домашних самостоятельных исследований): всегда ли наш вывод правомерен? Присмотримся к словам кусается, колется, улыбается, дерётся . На кого направлены эти действия? Понятно, что не на себя. Значит, возвратный суффикс имеет и другие значения.

Послушаем ребят, которые дома провели самостоятельные наблюдения по этой проблеме.

(Выступления учащихся с результатами своих исследований. Задания и результат их выполнения смотри в приложении к уроку).

После прослушивания выступлений одноклассников дети под руководством учителя делают вывод о многозначности возвратного суффикса.

9. Коллективный анализ миниатюры М. Пришвина « Слово-звезда».

Учитель объясняет «секрет» рождения сегодняшнего урока: его содержание подсказано материалом из словаря Даля (показывает т.4 и читает оттуда выдержку, записанную также на створке доски: «Живая подвижность русских глаголов не поддаётся … школьным путам.» ). Учитель акцентирует внимание на том, что труд Даля – путеводная звезда в познании тайны родного слова. У М. Пришвина есть миниатюра «Слово-звезда». Учитель предлагает обратить внимание на портрет писателя и вдуматься в смысл им написанного. (Сначала подготовленный ученик читает миниатюру наизусть, затем ребята сами вчитываются и вдумываются в её содержание и отвечают на вопрос к упражнению № 923).

Упражнение 923. (Это сочинение-миниатюра).

Слово-звезда

В каждой душе слово ж_вёт, горит, светится, как зв_зда на небе, и, как звезда, пог_сает, когда оно, закончив свой жизненный путь, сл_тит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей зв_зды, летит к человеку, на его путях в пр_странстве и времени. Бывает, погасшая зв_зда для людей на земле г_рит ещё тыс_чи лет. Человека того нет, а слово остаётся и л_тит из пок_ления в пок_ление, как свет угасшей звезды во Вс_ленной. (М. Пришвин).

10.Подведение итогов урока: узнали ли вы на уроке то, что хотели? Выполнили ли вы свой план исследования?

Выставление оценок за работу на уроке.

11.Домашнее задание на выбор:

Упражнение № 923 (1. Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Проводят морфологический разбор возвратных глаголов. 2). Письменно объясняют, как они понимают смысл названия этой миниатюры).

Упражнение № 925 – исследование по теме «Почему в одних словах пишется -ся, а в других - сь?».

Упражнение № 925. Образуйте словосочетания со значением «действие – предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж имён существительных, переходность/непереходность глаголов.

Обидеть (кого?), обидеться (на кого); признать (что?), признаться (в чём?); решить (что?), решиться (на что?); бросать (кого? что?), бросаться (на кого?).

Приложения к уроку.

Результаты исследований значений возвратного суффикса.

Работа Чистяковой Риты:

Я сравнила значение словосочетаний: ссыпаю крупу- крупа сыплется, лью воду- вода льётся, разбил чашку- чашка разбилась-и поняла, что глаголы в первом случае обозначают действия, которые кто-то совершает, а во втором случае эти действия происходят сами по себе. Новое значение появляется вместе с суффиксом -ся.

Работа Фуражниковой Кристины.

Я наблюдала за глаголами, входящими в словосочетания: железо куётся, хлеб молотится, одежда шьётся, суп варится, свитер вяжется – и увидела, что общее значение этих глаголов в том, что они обозначают действия, которые кто-то производит. Например, железо куётся кузнецом, одежда шьётся мамой, суп варится хозяйкой, свитер вяжется бабушкой. Это значение придаёт глаголам суффикс -ся.

Работа Константиновой Лены.

Я исследовала глаголы бороться, целоваться, обниматься, подружиться и узнала, что они особые. Один человек не может совершать эти действия, а несколько могут. Значит, эти глаголы обозначают такие действия, которые совершаются несколькими лицами. Я думаю, это значение в слово вносит

суффикс -ся.

Работа Гришиной Лены.

Мы все знаем, что -ся – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Но всегда ли это так? После своих наблюдений я убедилась, что не всегда.

Например, молит и молится, бранит и бранится. В этих словах суффикс не меняет значение слова.

А в других - меняет. Сравним: рву и рвется, пишу и пишется. С прибавлением возвратного суффикса появляется значение « действие происходит само по себе».

Иногда это значение может измениться полностью. Например, плакать - это лить слёзы, а плакаться-жаловаться. Или сбывать - это продавать товар, а сбываться могут мечты.

Дидактическое сопровождение урока

Прочитай и сравни словосочетания

ссыпаю крупу - крупа сыплется

лью воду - вода льётся

разбил чашку – чашка разбилась

Подумай и ответь на вопросы:

чем отличаются действия, обозначенные глаголами первого

столбика от действий, выраженных глаголами второго столбика?

благодаря какой морфеме появляется это значение?

Можно ли подобрать ещё подобные примеры?

Прочитай словосочетания, ответь на вопросы и сделай вывод.

Что общего в значениях глаголов, входящих в данные словосочетания?

Какая морфема вносит в слова это значение?

железо куются, хлеб молотится, одежда шьётся,суп варится, свитер вяжется

Прочитай глаголы определи, в чём особенность действий, которые они обозначают?

Какая морфема вносит в слова это значение? Докажи свою точку зрения.

бороться, целоваться, обниматься, подружиться

СЯ – это суффикс, значит, он должен вносить в слово новый оттенок значения. Всегда ли это так? Сравни пары глаголов и сделай вывод.

молит – молится, бранит – бранится

рву – рвётся, пишу – пишется

плакать – плакаться, сбывать – сбываться

Глагол – это слово, обозначающее действие и отвечающее на вопрос «Что делать?» Последнее уточнение очень важно, ведь слово «ходьба», например, тоже обозначает действие, тем не менее причислить его к глаголам нельзя.

Действие всегда направлено на какой-то предмет. Это может быть тот же самый предмет, который его совершает, или какой-то другой. В первом случае речь будет идти о возвратном глаголе, а во втором – о невозвратном.

Опознавательный признак возвратных глаголов

О том, что действие, совершаемое неким субъектом, направлено на него самого, может свидетельствовать возвратное местоимение. В русском языке существует только одно такое местоимение, которое даже не имеет именительного падежа – «себя».

Язык всегда стремится к краткости, поэтому возвратное местоимение в сочетании с глаголами сократилось до «ся», а затем превратилось в часть этих глаголов – постфикс, т.е. суффикс, который после окончания. Вот так и возникли возвратные глаголы, опознавательным признаком которых является постфикс «-ся»: «одеть себя» – « », «умыть себя» – «умыться». Глаголы, у которых такого постфикса нет, называются невозвратными.

Виды возвратных глаголов

Не всегда смысловое наполнение возвратного глагола бывает настолько простым. Действие, которое кто-то непосредственно совершает над самим собой, это лишь один возвратного глагола – собственно-возвратный.

Глагол такого рода может подразумевать и некое действие, которое предмет совершает не над самим собой, но в своих интересах. Например, если о людях говорят, что они «строятся», это может означать не только «построение самих себя в шеренгу» (собственно-возвратный глагол), но и «строительство дома для себя». В последнем случае глагол будет называться косвенно-возвратным.

Обозначаются возвратными глаголами и совместные действия нескольких предметов: «встретиться», «переговариваться» – это взаимно-возвратные глаголы.

Впрочем, не , имеющий постфикс «-ся», является возвратным. Нельзя причислить к таковым глаголы, имеющие страдательный залог, т.е. подразумевающие, что действие над предметом совершает кто-то другой: «дом строится», «микробы уничтожаются».

Глагол не может быть возвратным, если он является переходным, т.е. обозначает действие, направленное на другой предмет, хотя в безличной форме такие глаголы могут иметь постфикс «-ся»: «мне хочется купить машину».