Шторы в стиле 70 х. Мебель в ссср


Артём Дежурко

Мы называем «советской мебелью» обстановку бабушкиных квартир: шкафы на ножках, кресла с деревянными подлокотниками, серванты, трельяжи, торшеры, трёхрожковые люстры. Название неточное: эта мебель по большей части не советская по происхождению. Её делали в странах Восточного блока: ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Румынии. Отечественной мебели в советских магазинах было мало.

Расставленные ножки шкафов, деревянные подлокотники, длинные тумбы, трёхногие журнальные столы - это стиль 60-х годов. В 70-е и 80-е делали другую мебель: громоздкую, безногую, непрочную, пахнущую гадостью. Советскую мебель 60-х стоит полюбить. Мебель 70-х и 80-х, на мой взгляд, любить не за что.

Стиль советских 60-х - это тот же стиль, который по-английски называется mid-century modern, модернизм середины века. Те же кресла, торшеры, тот же ореховый шпон можно видеть в первых сезонах сериала Mad Men, где с большой точностью воспроизведены американские интерьеры второй половины 50-х. На Западе расцвет этого стиля пришёлся на 50-е годы, а в СССР он распространился позже, во время хрущёвской оттепели.

Стиль 50-х был в большой моде последние несколько лет. Сейчас эта мода проходит, и я уже не могу сказать: «покупайте советскую мебель и будете в тренде». Не будете. Но есть и другие причины обратить на неё внимание.

Это не «Икея»

Российский рынок мебели так устроен, что у покупателя мало возможностей выбора. Если он богат, то покупает мебель премиальных итальянских марок. Если беден, покупает трэш в мебельном центре на окраине. Если он не богат и не беден, дорога одна - в «Икею». Злость берёт, когда вспоминаешь, сколько есть хорошей и недорогой мебели за границей. Её сюда не возят. Или возят, но продают по цене итальянских премиальных марок.


Вот и получается, что, в какую квартиру ни зайди, везде стоит «Икея». Хочется внести разнообразие в ландшафт. Бабушкин сервант - один из немногих доступных способов.

Она качественная

Как я уже говорил, «советская» мебель в основном происходит из Восточной Европы. Например, из ГДР - страны Баухауза, из Чехии - страны с богатыми и старыми традициями мебельного производства. Эта мебель продавалась и в Западной Европе, и сейчас на западных барахолках можно найти вещи тех же фабрик и моделей, что и в бабушкиной квартире. Она ничуть не хуже, чем западная массовая мебель середины века. Да и с чего бы ей быть хуже? В той же Европе делали.

Это хороший дизайн


В мире постмодернизма, где нам с вами не повезло жить, считается, что каждый предмет содержит в себе несколько смыслов: один сообщает прямо, на другой намекает, о третьем умалчивает. Вещи уже как бы не вещи, а сгустки противоречивой информации. Они как бы разговаривают с нами: «Купи меня, я престижная! Ты можешь себе меня позволить, а сосед нет!» или «Я дизайнерская! Меня сделал дизайнер-звезда! Лимитед эдишен!»

Старые вещи молчат. Дизайнеры проектировали их, заботясь только о том, чтобы они были крепкими, удобными, чтобы у них были хорошие пропорции. Они не тешат твоё самолюбие, не играют с твоими фобиями. Они просто существуют.

Она не загромождает
пространство


Мебель 60-х годов делалась для типовых квартир с двухметровыми потолками и узкими дверьми. Поэтому она компактная и низкая. Даже столы и сиденья стульев в то время стали делать на пару сантиметров ниже, чтобы оставалось больше свободного пространства над ними. По той же причине у стульев 60-х годов решётчатые спинки, а под подлокотником кресла можно просунуть руку. Мебель делалась так, чтобы создавать минимальные препятствия для взгляда: глядя поверх неё и сквозь неё, человек ясно видит границы комнаты. Этому помогают и высокие ножки, на которых стоят все предметы той эпохи: под ними виден пол.

Под ней можно
подметать


За цоколями шкафов и комодов, у которых нет ножек, десятилетиями не бывал пылесос, и там скрывается удивительный, но неприятный мир с богатой флорой и фауной. Пол под шкафами на ножках легко поддерживать в чистоте.

Она деревянная

Конечно, не вся. Искусственные материалы использовались и в 60-е годы, но гораздо реже, чем сейчас. К тому же говорят, из ДСП 50-летнего возраста почти все яды выветрились. А можно найти предметы, где ДСП вообще нет, целиком сделанные из фанеры и досок, с богатой фактурой орехового шпона, под хорошим старым лаком (лак красиво стареет, становится прозрачнее). Представляете, сколько стоит современный шкаф из массива дерева?

Она дешёвая

Большинство наших сограждан одержимо идеей новизны. Жить среди старых вещей для них - себя не уважать. Едва накопив на новый диван фабрики «8 Марта», они спешат избавиться от мебели своих предков, отдавая её за самовывоз или продавая за сумму, гораздо меньшую, чем стоимость перевозки. Бывает, что и на помойку выносят.


Правда, сейчас отношение к модернистской мебели меняется. Думаю, что лет через пять бабушкино кресло с деревянными подлокотниками в Москве можно будет найти только в специализированном магазине. Но сейчас, пока рынок винтажной мебели не сложился, мы всё ещё можем обставить квартиру хорошими образцами модернистского дизайна за 200–500 рублей, купленными по частным объявлениям.

фотографии: Алексей Народицкий, Артём Дежурко

Мебель в стиле ретро олицетворяет интерьерную моду 40-70-х годов XX века. Технологический прогресс в это время постоянно набирал обороты, в результате чего мебельная индустрия стремительно совершенствовалась и видоизменяла конфигурацию столярных изделий. Поэтому предметы интерьера, преображавшие облик домов в 40-х годах, существенно отличались от конструкций бюро, буфетов или шкафов, производившихся в 60-х и 70-х.

В послевоенное время столярные мануфактуры создавали мебель в стиле ретро: столы, стулья, диваны и другие предметы обстановки из дерева с хромированными металлическими деталями . Столярные изделия выпускались большими партиями. Поэтому мастера-краснодеревщики крайне редко декорировали фасады шкафов или тумбочек. В 60-ых годах произошел громогласный мебельный бум – свободомыслящие дизайнеры активно создавали кровати, кресла, трюмо и прочие столярные изделия из пластика с каркасами необычной формы, красочной обивкой и эффектной отделкой.

Мебель в стиле ретро: отличительные черты

Мебель в стиле ретро имеет разные конструктивные особенности, характеризующие определенную эпоху XX века. В 40-х годах столярные изделия имели прямолинейные очертания и простой дизайн . Нарочито грубую отделку фасадов и столешниц смягчали текстильные предметы декора – вязаные крючком салфетки и скатерти.

В 50-х годах послевоенный финансовый кризис существенно повлиял на мебельную мануфактуру: столяры вручную создавали конструкции из дешевых материалов – пластика, фанеры и простых древесных пород. Для обивки использовались однотонные ткани броских цветов : синие, красные, желтые, белые и черные текстильные покрытия.

В 60-х годах произошел расцвет столярного производства – автоматизированное оборудование облегчило и ускорило трудоемкий процесс создания мягкой ретро-мебели. Модернизированные материалы и способы декорирования позволили кардинально изменить представление о предметах интерьера. В это время в моду вошли деревянные кухни с глянцевыми фасадами , диваны и кресла со спинками обтекаемой формы. Абсолютно все предметы мебели имели прямые или слегка наклоненные тонкие ножки . Благодаря этой особенности детали обстановки выглядели изящно и не загромождали окружающее пространство.

В 70-х годах молодое поколение стремилось подчеркнуть индивидуальность и создавало эксклюзивные стильные образы. Дизайнеры учитывали пожелания прогрессивной молодежи, поэтому мебель в стиле ретро динамично выделялась на фоне картины интерьера. Яркими представителями столярных изделий этого времени являются диваны с полукруглыми спинками, обтянутыми броскими полосатыми и клетчатыми тканями , кожаные кресла сочных цветов и каплеобразные журнальные столики со стеклянными столешницами.

Оригинальные столярные изделия позволят создать в доме удивительный антураж и подчеркнуть куртуазные черты интерьера. О зрелищном образе красочно оформленной квартиры Ваши гости еще долго не забудут, ведь ее уютная обстановка не только будет располагать к приятному общению, но и позволит побывать в прошлом веке.

Мебельные знаменитости XX столетия

Мебель в стиле ретро предоставляла возможность декораторам прошлого столетия выразить личную точку зрения об эргономичных и стильных предметах интерьера . Дизайнеры разрабатывали макеты уникальных деталей обстановки без учета каких-либо правил и стереотипов. Благодаря этому в мире интерьерной моды появились многие легендарные столярные изделия, которые по сей день пользуются большой популярностью у почитателей мебели в стиле ретро.

Яйцеобразное кресло Egg с яркой обивкой , украшенной выразительными геометрическими орнаментами, – главный символ ретро-дизайна . Первый экземпляр стильного предмета мебели был драпирован красным бархатом, а затем спинку и сиденье стали украшать различные виды ткани с цветными абстракциями. Сегодня этот стильный предмет обстановки дизайнеры активно применяют для оформления медиативных зон в комнатах, исполненных в разных стилях дизайна.

Диван в форме передней части автомобиля – визитная карточка этой стилистической концепции. Массивные полукруглые подлокотники с интегрированными фарами авто и кожаное двухместное сиденье с отдельными подголовниками, визуально напоминающее облик салона машины, – конфигурационные особенности оригинального мебельного изделия. Необычный диван отлично будет смотреться в тандеме с пуфиками, сделанными в форме автомобильных колес. Такая эффектная интерьерная композиция безупречно подойдет для оформления спальни мужчины или подростка.

Кресло Swan c полукруглой наклоненной спинкой и сиденьем , соединенным с подлокотниками, – икона ретро-стиля. Его спроектировал знаменитый датский дизайнер для обустройства отеля, представители которого пожелали оригинальным образом оформить фешенебельные номера гостиничного комплекса. В интерьере современной квартиры это элегантное мебельное изделие будет эффектно выглядеть, отражая ретроспективные черты обстановки.

Буфеты с антикварными чайными сервизами из фарфора на фоне стен, украшенных деревянными рамками с черно-белыми фотографиями, будут красноречиво свидетельствовать о господстве ретро-эстетики в кухне. Гарнитур необходимо выбрать без навесных шкафов, так как более полувека тому назад в столовых зонах царствовал простор.

Деревянные тумбочки со встроенными фаянсовыми раковинами, оснащенными металлизированными смесителями, могут выступить в качестве ретро-мебели для ванны. Фокусной точкой этой интерьерной композиции может стать чугунная или деревянная купель, оборудованная изящными ножками.

Если Вы хотите создать в доме комфортабельную обстановку, способствующую отдыху от окружающего гламурного пафоса, то для благоустройства жилья стоит купить мебель в стиле ретро. Самобытные мягкие предметы интерьера, драпированные однотонной экокожей или разноцветным бархатом, шениллом либо вельветом , позволят украсить разные комнаты спокойными или зрелищными колористическими схемами.

Ретро-мебель имеет множество вариаций дизайна, так как для ее производства столяры используют разные материалы: дерево, стекло, металл и полимеры . Поэтому Вы сможете подобрать для дома предметы интерьера, способные органично вписаться в окружающую обстановку. В шоппинг-клубе Вествинг Вы найдете красивую классическую мебель, характерную для оснащения квартир, исполненных в манере исторических стилей дизайна, и столярные изделия, отражающие черты современной интерьерной моды.

Дизайнеры часто новые идеи черпают в истории. В числе модных тенденций интерьера в нынешнем году оказался стиль 70-х годов ХХ столетия.

«Десятилетие дурного вкуса» — так называли это время, однако в последнее время стилем 70-х увлечены многие дизайнеры Европы и Америки.

Это было время многих изобретений в разных сферах жизни — Disco, брюк с огромным клешем, флоппи-дисков и первых email, многочисленных трагедий, стихийных бедствий и войн. Для 1970-х характерно начало многих новшеств, в том числе и в убранстве жилых помещений, где романтичный декор соседствовал с прагматичностью функций.

Отличается использованием оттенков богемной среды – многочисленный , разные виды , и тона, .
Апельсиновые цвета играют существенную роль в характере 70-х. В оттенки цитруса выкрашиваются стены, делается обивка мебели, шьются и .

Еще одной изюминкой стиля 70-х являются геометрические рисунки. Обивка мебели тканями с кругами и кружочками, широкими и узкими полосками, с таким же рисунком обои – характерный признак ретро стиля. Яркая и сочетание контрастных цветов создают веселый жизнерадостный дух прошлой эпохи.

Основой стиля помимо яркой цветовой палитры была стилизованная мебель. Мебельный комплект 70-х сохранился в квартирах наших бабушек до сих пор. Стенки, серванты, журнальные столики и кресла с широко расставленными ножками, которые немного сужаются к низу — все просто по форме и обязательно отполировано.

И торшер около дивана помогут выделить зону отдыха в гостиной, а причудливый буфет – на кухне.

В спальной же комнате обязательно наличие большой двуспальной кровати с высоким , или столиков с ночными светильниками, шифоньера, с выдвижными ящиками.

Передать настроение 70-х могут кованые элементы кровати, потертости на мебели из дерева.
Как правило, обивка кресел и диванов из плюша и искусственной кожи, разноцветные на полу и на стенах, хрустальная посуда и безделушки, тюлевые шторы на окнах.

Конечно же, важен не только , мебель и цветовая гамма, но и аксессуары. Небольшая люстра, лубочные гравюры, коробочки-баночки из жести для специй и приправ, тарелочки и чашки из фарфора на полочках сделают акцент на стилевом оформлении.


Наличие настольных в виде совы, мягкая игрушка или копилка станут главными аксессуарами в интерьере, а старинный проигрыватель или радио – акцентом выбранного стиля 70-х.

Однако злоупотреблять этими элементами не нужно. Несколько предметов позволят придать атмосфере помещения гармоничный вид, заряженный комфортом и положительными эмоциями.

Разновидностью стиля 70-х может стать хай-тек, который появился в Англии в ту эпоху и был основан на промышленном дизайне. Для него характерно использование высоких технологий и роботизация, с помощью чего создается функциональное и красивое помещение.

В для декорирования используется множество настенных и напольных, вмонтированных в предметы мебели, и точечные светильники. Мебельные конструкции легкие, с четкой геометрической формой. В качестве материалов используются популярный в 70-х кожзаменитель, пластиковые разновидности и полированный металл.

Сегодня, как и в 70-е, в моде предметы интерьера, . Создать уютный дом можно с помощью расшитых , вышитых панно, расписанных вручную столиков или самодельных . Это придает помещению изысканный шарм и эксклюзивность, главное, чтобы эти детали органично вписывались в общий интерьер.

История коммуналок началась в тот момент, когда советская власть придумала подселять в большие многокомнатные квартиры среднего класса дореволюционной России пролетариат. В первые годы своего существования советская власть, обещавшая дать рабочим фабрики, убедилась, что она не в состоянии предоставить им даже отдельное жилье. Особенно актуальной проблема стала в крупных городах, население которых росло ударными.

Большевики со свойственной им склонностью к простым решениям нашли выход - они стали поселять в одну квартиру по нескольку семей, выделяя каждой отдельную комнату при общей кухне и санузле. Так был запущен процесс создания коммуналок. В квартиру, состоящую из нескольких комнат, заселялись совершенно разные люди, часто целые семьи. Соответственно у них было по комнате и общая кухня и санузел.

Соседи по коммунальным квартирам - люди разного социального статуса, жизненных интересов и привычек - жили в одном месте, переплетались судьбами, ссорились и мирились. "Взаимоотношения между жильцами коммуналки, как правило, складывались напряженные: бытовые трудности озлобляли людей, - пишет в своих воспоминаниях об Одессе писатель Лев Штерн. - Если иногда подолгу приходилось ждать очереди в туалет или к крану, трудно ожидать теплых взаимоотношений между соседями".

Как правило, коммуналки организовывались в доходных домах - многоэтажных зданиях царской постройки, возведенных к началу ХХ века в крупных городах. Уплотнять население этих "буржуйских" гнезд коммунисты брались сразу же, как только устанавливали контроль над городами. "Нужно произвести уплотнение жилищ, причем в виду недостатка в жилищах мы прибегнем к выселению тех элементов, пребывание которых не вызывается надобностью", - писала газета Киевский коммунист 19 февраля 1919 года, через две недели после второй попытки большевиков закрепиться в Киеве. От лица новой власти газеты сообщили читателям, что "бездельники, спекулянты, преступники, белогвардейцы и т. п. элементы, конечно, должны быть лишены квартир". Кроме того, в советских квартирах, как оказалось, не должно быть гостиных, залов и столовых. Кабинеты же большевики обещали оставить лишь тем, кому они требуются для работы - докторам, профессорам и ответственным работникам. Как правило, под новое начальство освобождали один-два этажа. Прежних жильцов и владельцев размещали в тех же зданиях, предлагая освободить отведенные для нужд правительства квадратные метра в течение 24 часов. Забрать с собой разрешалось лишь кровать и вещи первой необходимости.

Показательна картина К. С. Петрова-Водкина «Новоселье» (1918):

Здесь довольно подробно показано столкновение старого аристократического быта и переехавших в нетрадиционное для них жилище представителей трудящихся, новых хозяев жизни. Большая зала с паркетным полом, на котором новые жильцы расстелили деревенские дорожки, рядом с огромным зеркалом и развешанными на стенах масляными картинами в золоченых рамах, поставлены табуретки вперемешку с резными стульями. Предметы быта противоположных социальных слоев ведут свой немой диалог, вторящий реалиям социальной жизни.

Буквально через пару лет после того, как бывшие доходные дома получили новых жильцов - местечковых пролетариев, массово хлынувших после революции в крупные города, власти столкнулись с неожиданной проблемой: крепкое на вид жилье, возведенное из камня и кирпича, стало быстро приходить в негодность. Беднота, попавшая в "барские хоромы", не слишком ценила их, ведь многие новоиспеченные жильцы не просто получили жилье бесплатно, но и поначалу освобождались от внесения квартплаты. "Пролетариат" быстро прикончил канализацию, водопровод и печи. Во дворах стал скапливаться мусор, который никто не вывозил. И наступила разруха, совсем как по Булгакову.

То, что квартира коммунальная, было видно еще с порога - возле входной двери располагалось несколько кнопок звонков с фамилиями глав семей и указанием, сколько раз кому звонить. Во всех местах общего пользования - коридоре, кухне, ванной, туалете - также было несколько лампочек, по числу семей (никто не хотел платить за электроэнергию, использованную соседом). А в туалете у каждой было свое сиденье для унитаза, висевшее тут же на стене. Места общего пользования убирали по графику. Однако понятие чистоты было относительным, ведь у каждого из пользователей было о ней свое представление. Как следствие, неизменными спутниками коммуналок стал грибок и насекомые.

Это советское жилищное ноу-хау на долгие года определило не только быт граждан СССР, но и стало частью городской субкультуры. Жилье, задумывавшееся как временное, умудрилось пережить Союз.

Действие некоторых советских фильмов происходит именно в коммунальных квартирах. Из самых известных: «Девушка без адреса», «Покровские ворота», «Пять вечеров».

Сталинские квартиры 1930-1950-х

После прекращения 15-летних экспериментов по созданию новой эстетики и новых форм общежития в СССР с начала 1930-х на два с лишним десятилетия установилась атмосфера консервативного традиционализма. Сначала это был "сталинский классицизм", который после войны перерос в "сталинский ампир", с тяжелыми, монументальными формами, мотивы которых брались нередко даже из древнеримского зодчества.

Основным типом советского жилья была объявлена индивидуальная комфортабельная квартира. Каменные, эклектически декорированные дома с богатыми по советским меркам квартирами (часто с комнатами для домработниц) строились на главных улицах городов. Дома эти строились с применением высококачественных материалов. Толстые стены, хорошая звукоизоляция вместе с высокими потолками и полным набором коммуникаций - живи и радуйся!

Но для того чтобы получить такую квартиру в таком доме надо было быть в "обойме", или как это назовут позже входить в номенклатуру, быть видным представителем творческой или научной интеллигенции. Правда следует отметить что некоторое число простых граждан всё-таки получала квартиры в элитных домах.

Какими были квартиры 50-х многие хорошо представляют по фильмам тех лет или по собственным воспоминаниям (у бабушек и дедушек такие интерьеры нередко сохранялись до конца века).

Кадры из фильма "Москва слезам не верит" , фильм вышел на экраны в 1979 году, но в нём точно, до мельчайших деталей передана атмосфера тех лет. Прежде всего, это шикарная дубовая мебель, рассчитанная служить нескольким поколениям.

Те, кто был побогаче, заставляли коллекционным фарфором ленинградской фабрики. В главной комнате чаще весел абажур, роскошная люстра на снимке выдаёт довольно высокое социальное положение хозяев.

Интерьеры сталинских квартир можно также увидеть на полотнах художников тех лет, написанных с теплотой и любовью:

Настоящей роскошью для 50-х был собственный телефон в квартире. Его установка была важным событием в жизни советской семьи. На этом фото 1953 г. как раз запечатлён такой радостный момент в одной из московских квартир:

Сергей Михалков с сыном Никитой, 1952 г.

В середине 50-х в быт советской семьи постепенно стал входить телевизор, сразу заняввший почётное место в квартирах.

В этой новой квартире интерьеры ещё дохрущёвские, с высокими потолками и солидной мебелью. Обратите внимание на любовь к круглым (раздвижным) столам, которые потом почему-то станут у нас редкостью. Книжный шкаф на почётном месте - также очень типичная черта советского домашнего интерьера.

В конце 1950-х начнётся новая эра. Миллионы людей начнут переселятся в свои индивидуальные, пусть и совсем крохотные, квартиры-хрущёвки. Там будет уже совсем другая мебель.

Хрущёвка

1955-й был переломным годом, поскольку именно в этот год принято постановление об индустриальном домостроении, положившее начало эпохе хрущёвок. Но в 1955-м строили ещё "маленковки" с последними намёками на добротность и архитектурную эстетику "сталинок". Сталинок на всех хватить не могло, по определению...

Строительство домов — «хрущевок» было начато в 1959 году, а закончено в восьмидесятых. Обычно в квартирах таких домов находится от одной до четырех комнат, которым больше подошло бы название «клеток». Но хрущевка, как её не ругай, стала первым в послереволюционные годы жилищем для народа.

Новоселье

В новой квартире. Кадровый рабочий завода "Красный Октябрь" Шубин А.И. Москва, Тушино, 1956 год

Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но большинство из нас не помнят, как выглядел настоящий среднестатистический интерьер квартиры конца 60-х - начала 70-х годов, еще до периода импортных стенок и нашей корпусной мебели. А, тем не менее, посмотреть на интерьеры этих квартир очень интересно. Вернемся на 40 лет в прошлое и посмотрим на типичную квартиру советской эпохи семьи со средним достатком. Заглянем в гостиную 60-х - 70-х годов. Итак, начнем с серванта, вошедшего в моду в 60-е и вытеснившего буфет.

Дизайн сервантов был одинаковый, его поверхность была полированной, согласно моде того времени, стёкла были раздвижные. И все они отличались одной особенностью - открыть стекло серванта было очень затруднительно. Служило данное чудо для хранения посуды и сувениров.

Ещё вот такой милый набор, знаю что у многих он и сейчас хранится как семейная реликвия:

От серванта бросаем свой взгляд на кресла и журнальный столик. Кресла, ну что можно о них сказать. Только то, что они были удобные, с обивкой частенько довольно ядовитых цветов - и взгляд радовали и комфорт создавали.

Учитывая, что в наших квартирах, тех лет, гостиная чаще всего была совмещена со спальней родителей, то во многих из них стояли трюмо. Незаменимый предмет интерьера, о котором мечтала каждая советская женщина. И сегодня еще многие помнят старую советскую мебель и даже до сих пор пользуются сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. На фоне нынешнего изобилия эти полированные монстры кажутся еще уродливей и допотопней.

Такие ковры часто вешали на стены гостиных, спален:

А вот так примерно выглядела кухня и никакой тебе мебели:

Барак

А сейчас давайте посмотрим как и в каких условиях проживало 80% населения СССР до начала хрущевской индустриализации строительства. И не надейтесь, это были не пафосные сталинки разных периодов, и не дома - комунны, да и старого фонда на всех не хватало, даже при учете расселения в коммунальных квартирах. Основой жилого фонда того времени был торфозасыпной барак...

Каждый из заводских поселков представлял собой несколько каменных зданий капитальной постройки и множество деревянных бараков, в которых и проживала подавляющая часть его жителей. Их массовая постройка началась одновременно со строительством новых и реконструкцией старых заводов в годы первой пятилетки. Барак — это быстро возводимое и дешевое жилье, построенное с пренебрежением к сроку службы и к удобствам, в большинстве случаев с общим коридором и печным отоплением.

Комната в одном из бараков Магнигорска

Водопровод и канализация в бараках отсутствовали, все эти "удобства", как говорится, находились во дворе барака. Барачное строительство рассматривалось как временная мера — рабочих новых гигантов индустрии и расширяющих производство старых заводов необходимо было срочно обеспечить хоть каким-то жильем. Бараки, как и общежития, делились на мужские, женские и на бараки семейного типа.

Для современного избалованного комфортом горожанина это жилье покажется совершенно неудовлетворительным, особенно учитывая, что бараки были перенаселены уже в 1930-е годы, а в суровые военные 1940-е ситуация еще больше ухудшилась в связи с эвакуацией. Барак не предполагал возможности уединиться, спокойно посидеть за столом с семьей или с ближайшими друзьями. Физическое пространство барака формировало особое социальное пространство и особых людей, это пространство населявших. Но даже такое жильё люди стремились обустроить наилучшим образом, насколько это возможно, и создать хоть какое-то подобие уюта.

В Москве такие дома просуществовали до середины 70-х годов, а в более отдаленных городах в таких домах, основательно обветшавших, люди проживают до сих пор.

Новые квартиры 70-80-х

Дома - «брежневки» появились в Советском Союзе в семидесятых годах. Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома - «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры. Первоначальное название «брежневок» было «квартиры улучшенной планировки». Конечно, по сравнению с «хрущевками» такие квартиры на самом деле имели улучшенную планировку, но если сравнить их с со «сталинками», то было вернее назвать их «ухудшенным вариантом». Размер кухни в таких квартира от семи до девяти квадратных метров, потолки гораздо ниже «сталинских», количество комнат может быть от одной до пяти.

Итак, заходя в типовую квартиру 70-х годов мы могли видеть интерьер, состоящий из дивана и «стенки», стоящие напротив, двух кресел и журнального столика, полированного стола - причем все расставлено у всех одинаково, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Это означало Жизнь удалась...

Особенно ценились стенки импортные, из стран СЭВ разумеется. На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей. Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

Эти стенки порой занимали чуть ли не полкомнаты, но не иметь ее было нельзя, ибо она из разряда корпусной мебели как-то незаметно перешла в разряд объекта престижа. Она заменила собой несколько видов мебели и дала толчок к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Чем-то же надо было заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами!

Все уважающие себя хозяйки обзаводились хрустальной посудой. Ни один званый обед не обходился без блистающего на свету хрустального бокала, хрустальной вазы или чаши. Кроме того, хрусталь считался идеальным вариантом вложения материальных средств.

Еще один обязательный предмет в интерьере тех лет - раздвижной полированный стол.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры. Они составляли неразделимую пару с хрусталем. Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Он выполнял функцию звукоизоляции стен, а так же в некоторых случаях прикрывал дефекты стены.

Неизменный атрибут гостиной: трехъярусная люстра с пластмассовыми висюльками:

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.). Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Кадры из фильма "Москва слезам не верит". Такой интерьер в 80-е годы в СССР считался просто высшим пилотажем.

А такой интерьер как в квартире Самохвалова в фильме "Служебный роман" также являлся предметом зависти простых советских граждан.

Возможно через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Источник http://www.spletnik.ru/

Прежде чем говорить о собственно городском интерьере в СССР, давайте определим, кто были его пользователи. Сразу после революции (да и частью после войны), это были люди, у которых вкус к эстетике городского быта только формировался - ибо все они были выходцами из деревень. То есть из бедных семей, где вообще такого понятия, как интерьер не было.

Наследие дореволюционного вкуса сохранили тогда очень и очень немногие - в основном это были военная и революционная интеллигенция да немногочисленные дамочки «из бывших». И их вкус подсознательно воспринимался остальными, как эстетический образец - вплоть до послевоенного времени.

Для большинства послевоенный период это почти нищенское существование - тут было не до красивых интерьеров. Это не касалось привилегированного меньшинства (высших военных и партийных чинов): их дома украшала трофейная мебель, трофейные предметы искусства и аксессуары. У них-то была возможность пользоваться некогда экспроприированной дорогой и стильной дореволюционной мебелью, и они создавали достойные интерьерные композиции в меру своего природного вкуса.

А у «остальных» в интерьере дореволюционная мебель сочеталась с самыми простыми, подчас самодельными, предметами и приспособлениями (столы- табуретки-скамейки-этажерки). Трофейные предметы тоже попадались иногда - как «точечные» покупки при большой удаче.

Об эстетике на кухне или в санузлах речи не было. Здесь главным критерием была чистота. Именно наведение в интерьере чистоты и порядка было главным стилем тех времен.

Интерьер квартиры в одном из сталинских «высоток». Со вкусом? Да. Но таких - подавляющее меньшинство.

Большинство жили в коммунальных квартирах. Каждая комната: отдельный мир.


Ванная в коммунальной квартире.

Конец 50-х и начало 60-х. Оттепель. Влияние европейских и американских тенденций можно сравнить с цунами. Тогдашние «тренды» жадно впитывались советскими людьми: так «изголодались» они по западной культуре за четыре советских десятилетия.

Однако помещение - не платье, которое можно быстро сшить по картинке в иностранном журнале. Чтобы сделать интерьер по настоящему качественным и цельным, нужны материальные и физические возможности, которых в ту эпоху почти нет. Поэтому «европейский» интерьер у многих сводится к аксессуарно-декоративному ряду - вещи, которые реально можно привезти из-за границы. Кто, сколько мог позволить себе заграничного, тот это и выставлял.

Походить на Запад помогала и бытовая техника (телевизор-холодильник-радиоприемник- проигрыватель-телефон), которая начала распространяться в стране. Само наличие таких предметов уже делало интерьер «немножко европейским».

Тенденция 50-х: если в помещении есть телевизор или другая бытовая техника, то это - почти европейская квартира!


Советскую технику уже можно было купить, а на американскую - посмотреть на выставках.

В 60-х начали появляться минималистичные комнатные и кухонные гарнитуры, произведенные в Восточной Европе. Однако этот минимализм принципиально отличался от минимализма сегодняшнего. Тот минимализм - дитя функционализма, когда тебе не до красоты, а твоя красота - это чистота. Советскому человеку этот стиль пришелся впору! И в угоду этим гарнитурам выбрасываются на помойку еще вполне крепкие предметы старой мебели.

Производитель новых гарнитуров - хоть и Восточная, но все-таки Европа. Следовательно это «европейский вкус», и его уже не хочется портить абы чем. К нему начинают подбирать в ансамбль вещи подходящие, более или менее гармонирующие. Думают, в какой цвет покрасить стены на кухне. Уже хочется поразмышлять, в какой цвет заодно покрасить стены в санузле, раз вся квартира стала более или менее «современной».

Но в целом, обыкновенный советский человек живет бедно, «по потребностям». И потребности ему определены к обеспечению самые простые - если не сказать примитивные.

Конец 60-х. Один из типовых кухонных гарнитуров. Вполне себе хорош.


Музыкальная школа постепенно становится стандартом хорошего образования. Фортепиано - почти в каждом приличном доме. У всех обычные пианино, а музыкантов - необычные (на фото: Эмиль Гилельс) или, даже, концертные рояли.


Комната. Тут скорее тоска, чем ностальгия.

Тенденции 60-х продолжаются, но появляются свои черты. Развитие интерьера во многом зависит от возможностей его обновлять. И большинство советских людей могли не столько их обновлять, сколько корректировать - поменять обои, обивку мебели. Где-то могут появиться модные пледы, напольные ковры-«паласы», эстампы, заграничные безделушки.

Меняется на более современную бытовая техника - чрезвычайно важная и престижная составляющая интерьерного образа. Чем больше в интерьере пахнет Западом, тем он считается красивее. Главное направление - только на запад, только на запад, сколько позволяют твои возможности!

Местной традиции почти стесняются - ценят ее только профессионально образованные люди, либо люди с врожденным абсолютным вкусом. Коих единицы.


Кухня из фильма «Москва сезам не верит». Образец кухни. Люди стремились, чтобы их кухня была такой.


«С легким паром!». А это уже не образец ванной, а скорее, ее типичный вид. Белые кафельные плитки!

Такой интерьер можно встретить еще и сейчас. Трудно сказать, хорошо это или плохо...

Нужно отдельно отметить тенденцию «эпатажного» советского интерьера 70-х - начала 80-х годов. Это до нас дошла, наконец, волна хиппианского отношения к вещам. Только дошла очень по-своему и переварена была своеобразно.

То были люди возрастом «около 20-ти », которые хорошо помнили аскетизм своего детства. Для них уровень быта начала 70-х воспринимался, как прорыв в роскошь. И по молодости им казалось уместным демонстрировать бунт на этом корабле (тем более, что на Западе уже вовсю бунтовали против чего-то там).

Если человек или семья, приверженные таким настроениям, имели свою «площадку», они начинали демонстративно (демонстративность - вот главная и принципиальная черта!) нарушать и уничтожать все признаки аккуратности и уюта в интерьере. Снятые обои, голые стены; нагромождения, привнесение неинтерьерных уличных предметов.

В общем, некая антитеза Лофту - там нежилое обживают и живут, а здесь - жилое специально превращают в почти не жилое и преподносят, как некий месседж. Был еще «облегченный» вариант - просто интеллигентское пренебрежение к эстетическому аспекту жилища - куда поставил, там и стоит, куда положил, там и лежит.

***
В общем, советский период интерьера - это остров, который откололся от материка общечеловеческой культуры. Откололся; что смог - унес. А что-то волнами приносило обратно - когда больше, а когда меньше…