Русская изба (8 класс). Интерьер крестьянского дома Народное жилище «Изба» - презентация Печь с трубой и дымник


Рядная планировкаТип застройки деревень, при котором все дома
стоят в ряд, прямо или криволинейно, повторяя
очертания берега или дороги. Главные фасады
домов при таком типе застройки смотрят «на
солнце», «на лето» или «на воду».
Рядные застройки имели глубокое
рациональное зерно. Поворот окон на юг давал
возможность максимально использовать
естественное освещение и свести до минимума
освещение избы открытым огнём в летнее
время.

Рядная застройка

Клеть – простейшая деревянная
конструкция, представляющая собой
крытый прямоугольный в плане сруб.

Венец

Венец
Брёвна или брусья одного ряда деревянного
сруба. Связанные между собой, они
образовывали прямоугольники или
многоугольники. Связки между брёвнами
вырубались различными способами без
применения гвоздей.
Повторяющиеся по форме и размерам связки
брёвен («венцы») укладывались друг на друга,
формируя сруб. От количества венцов зависела
высота сруба.

Виды рубок стен:

А - «в охряпку»; б - «в крюк»; в - «в погон»; г - «в иглу»; д -«в реж»; е- «в
охлоп»; ж - «в обло»; з - «в обло с шипом»; и - «в косую лапу»; к - «в лапу с
присеком или шипом»; л - «в шип», «в полдерева»,
«в перевязку»; м - «в забир», «в столб», «в стойку»

Рубка «в обло» («в чашу»)

Рубка «в обло» («в чашу»)
Один из древних способов связки брёвен в углах
венцов. При этом в каждом бревне вырубалась
круглая чаша, в которую перпендикулярно
укладывалось следующее бревно. Каждая связка
имела равный по размерам выпуск брёвен. Выпуски
придавали устойчивость всей конструкции сруба,
предотвращали сруб от вымерзания.
Первоначально для соединения венцов вырубались
круглые чаши в верхней стороне каждого бревна, а
позднее в его нижней стороне. Это
способствовало лучшему сохранению сруба, так
как вода в меньшей степени затекала в чашу. ?

Рубка «в обло»

Рубка «в чашу» («в обло»)

Рубка "в лапу" - способ соединения углов
бревен без остатка. Обычно применялся
при строительстве культовых построек.

Сруб "в режь"

Сруб "в режь"
Тип сруба, в котором брёвна уложены не плотно, а на
некотором расстоянии друг от друга и связанные между
собой не по всей длине, а только в углах. Большой зазор
между брёвнами (брусьями) способствовал лучшей
проветриваемости сруба.

Устройство северной русской избы

Изба, отапливаемая по-чёрному. Печь в курной
избе не имела дымохода. Во время топки печи
дым заполнял всё пространство избы,
поднимался вверх и выходил через волоковые
окна и деревянный дымоход наружу.
Несмотря на минусы в процессе эксплуатации,
курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и
копоть оседали на стенах, защищая брёвна от
проникновения влаги. Печь долго хранила тепло,
требовала меньше дров. Сруб курной избы
служил дольше.

Курная («чёрная», «рудная») изба

Интерьер курной избы

Печь с трубой и дымник

Изба

ИЗБА
СЕНИ
ПОВЕТЬ

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных
районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров.
Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и
снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное
помещение имело хозяйственное назначение. Здесь
хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли
содержать птицу и скот.

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте)

Горница («горняя» - находящаяся на
«горнем», возвышенном месте)
Парадное помещение в крестьянском жилище.
Во второй половине XIX века обустраивалась без
печи и эксплуатировалась как жильё только в
тёплое время года. Летом в хорошо освещённой
горнице женщины занимались рукоделием. Здесь
же выделялось спальное место для молодожёнов.
На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне
обустраивают в горнице печи-голландки, что
значительно расширяет функции помещения.
Часто горница служила местом для приема и
размещения гостей.

Поветь («повить», в южных районах – «сарай»)
– верхний ярус крытого двора, служивший для
хранения сена (сеновал).
Помещение повети использовали и для хранения
земледельческого инвентаря. Здесь же в
непогоду проводили некоторые виды
сельскохозяйственных работ.

Взвоз – наклонный бревенчатый
помост (накат), ведущий с «улицы» на
поветь. По такому настилу лошадь
поднималась на поветь вместе с
телегой, гружённой сеном.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с
особой несущей конструкцией, обустраиваемой из
горизонтально уложенных брёвен («слег»).
Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада
сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша
строилась без единого гвоздя и имела очень прочную
конструкцию.

Система «по потокам и по курицам»

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши. Это еловые брусья – крюки, на
которых лежат потоки.
Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой)
крыши.
Тес, который укладывали на крышу, в
нижней части упирался в поточное
(предварительно выдолбленное для стока
воды) бревно.

Охлупень (шелом)

Выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию
безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились
верхние торцы кровельного тёса, наружная часть
охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец
охлупня оформлялся сакральным коником
(вырубаемое в виде коня или птицы украшение).
Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние
языческие верования славян о природе. Конь
символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме
того, коник являлся обережным символом. В народе
верили: «Конь на крыше – в избе тише».

Причелина

Доска, защищавшая торцы бревенчатых слег
от излишней влаги. В северных районах
причелины богато украшались резьбой.
Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты,
солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации
причелин, рассматривались крестьянами не только как
украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев
дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.

Полотенце

Полотенце

Короткая, украшенная сквозной резьбой доска,
закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца
украшалось солнечной розеткой, символизировавшей
движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде
дома располагались три полотенца, закрывавших
верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на
востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе,
олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.

Подзор – доска с резным нижним краем,
размещавшаяся под скатами домовой
кровли, на крыльцах, на лавках.
Функционально закрывала грубые стыки
конструкций и служила декоративным
элементом. Прототип позднейшего карниза.

Лемех

Притолока

Верхний и
иногда
боковой
брус в
дверном
проёме.

Косящатое окно

Окна с "затесами" - окна, где округлость бревна
вокруг оконного проема стесывалась, и иногда
на стесы наносили несложные резные узоры.

Глухая (плоская) резьба по дереву

Один из распространенных видов резьбы.
Применялась для украшения жилья: оконных
наличников, дверей, фасадов. Данный вид
резьбы характеризуется непрорезным (или
глухим) фоном, а также рисунком,
остающимся практически на одном уровне с
доской. Глухая резьба по дереву бывает
геометрической, состоящей из кружков,
треугольников, различных четырехугольников
и прочих фигур и элементов.

Дом-четырёхстенок

Классический вариант крестьянского
жилища. Состоит из утеплённого сруба
(собственно избы) и пристроенных к нему
сеней, защищающих вход от непогоды.
Данный тип построек рассматривается как
простейший вариант, от которого берёт
начало эволюция деревянного
домостроения. Как правило,
строительством четырёхстенного жилого
дома ограничивались беднейшие
крестьяне.

Дом-четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом)
В эволюции деревянного домостроения занимает
промежуточное место между домомчетырёхстенком и пятистенком. В момент
расширения жилой части к основному срубу
пристраивался «прируб». Расстояние между
срубами составляло 20-40см.
Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он
имел шесть стен, две из которых были параллельны,
а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название
дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой
части перестраивался хозяйственный двор. Затем
дом заново перекрывался крышей.

Дом-шестистенок

Дом-пятистенок

Тип дома, передняя изба которого имеет
капитальный бревенчатый переруб в срединной
части, образующий два помещения внутри
одного сруба. В плане жилая часть имела пять
стен, две из которых располагались параллельно
улице, а три – перпендикулярно. К избе попрежнему пристраивались сени и большой
хозяйственный двор.
Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во
второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия
такие дома встречались редко.

Дом-пятистенок

Четверик - в русской каменной и деревянной архитектуре
четырехугольное в плане сооружение или составная часть
композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в
сочетании с восьмигранной частью ("восьмерик на
четверике").
Восьмерик – восьмигранный в плане сруб, являвшийся
самостоятельным сооружением или его частью.
«Восьмерик на четверике» - популярный конструктивный
тип здания в русском церковном зодчестве. При этом
нижняя часть представляет собой кубический объём (в
деревянном зодчестве - сруб), а верхняя -
поставленный на него восьмигранник. Выше может быть
расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное
распространение такой тип получил в XVII и XVIII веках.

Особенности рубки «в обло»

Для рубки домов необходимо применять
высококачественную древесину, не зараженную
жуками-древоедами и грибком. Заготавливают
бревна нужной длины и диаметра и желательно
одинаковой толщины. Если это невозможно, то
подбирают деревья по верхнему отрубу диаметру с допустимой разницей между
диаметрами до 30 мм. Из таких бревен легче
рубить сруб. Комлевые стороны бревен
стесывают с внутренней стороны до толщины,
равной верхнему диаметру, придавая их концам
форму овала. Теску бревен выполняют от

1 слайд

2 слайд

Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. В Древней и Московской Руси избой называли присутственное место; первоначальное название в 16 веке (Поместная изба, Посольская изба).

3 слайд

Постройка избы Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков. При строительстве было важно место расположения дома. Люди считали, что если дом построить на «несчастном месте» (где проходила дорога, стояла баня, где прежде хоронили людей), то у жителей дома не будет благополучие, будут ссоры, недуги… Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.

4 слайд

Общий вид избы Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни.

5 слайд

Внутреннее пространство избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

6 слайд

Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

7 слайд

8 слайд

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие.

9 слайд

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. А внутреннее убранство дома – это внутренний мир человека. Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В презентации показаны основные типы крестьянских построек, плотницкие инструменты, конструкция избы, деревяное кружево украшений для фронтона и много красивых фотографий и зарисовок "золотой бревенчатой избы."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская изба Изба – в ней мудрость вековая… Полна загадок и проста! Она и до сих пор живая, Народа летопись святая, Вселенной нашей чистота! Сёмина Оксана Анатольевна МБОУ ДОД ДДТ№1 Никель, Мурманская обл., 2012

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В.Федотов

«Брус» - хозяйственная часть расположена за жилым помещением четырехстенок пятистенок шестистенок изба-двойня « Кошель» - хозяйственная расположена сбоку и сзади от жилого помещения Основные типы крестьянских построек

« глаголь » «кошель» «брус север» «брус-юг»

Плотницкие инструменты 1 - топор и его части; 2- а - рубанок, б - драч, в - тесло, г - ножовка, д - черта, е - скобель, ж - долото, з - бурав, и - двуручная пила, к - ерунок, л - ватерпас, м - весок (отвес), н - отволока, о - опалка, п - циркуль, р - метр; 3 - шило, черта, пила, стамеска и ножи.

Конструкция избы план

В охряпку в охлуп в режь в лапу рубка Способы соединения брёвен сруба

С. Есенин И теперь, когда вот новым светом, И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Сруб украшенный резьбой

Резные наличники.

Фронтон дома

Пропильная резьба балконов и карнизов

Деревенька моя…

Просто красиво…

д ом кузнеца К ириллова

Зарисовка дома

Зарисовка украшений крыши

Зарисовка конька крыши

Зарисовка резных наличников и окон

Хозяйственные постройки колодец банька мельница

Конструируем…

Спасибо за внимание Изба - святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем. Н. Клюев.



Цель урока: Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


















«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»


Создание избы. Создание избы. Строгое соблюдение традиций Строгое соблюдение традиций Место: сухое, высокое, светлое. Место: сухое, высокое, светлое. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня. «Счастливое» место – обжитое и благополучное; «несчастливое» - места захоронения, где была дорога или баня.


Создание избы Материал: сосна или лиственница. Материал: сосна или лиственница. Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные») Никогда не использовались старые или мертвые деревья, а также деревья, растущие на перекрестках дорог («буйные»)


Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Сруб делали поздней осенью (иногда даже прямо в лесу), где он простаивал до весны. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Только после усадки сруба его переносили на место постройки избы. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе. Часто для этого собиралась вся деревня и устраивался праздник за счет строителя, которому требовалась помощь в переносе.




Ориентация по частям света Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне. Изба была ориентирована по частям света: север – зима, зло, юг– лето, благо, восток – восход солнца, запад – закат. Дверь, по обычаю, располагалась на южной стороне.






Внутреннее устройство избы Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким. Двери имели небольшой размер – примерно 120 на 150 сантиметров. Входили в дом пригнувшись - порог делался также достаточно высоким.


«Красный» угол – специально отведенное место в избу для икон. Устраивался в дальнем углу избы Самая освещенная часть избы Иконы помещались в «красный» угол с расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом хозяину дома.


«Красный» угол Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте. Традиционно считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте.


Иконы Патрональные («именные») иконы членов семьи Патрональные («именные») иконы членов семьи Иконы Спасителя и Богородицы Иконы Спасителя и Богородицы Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель) Иконы наиболее почитаемых святых в этой семье (чаще: Николай Чудотворец, Пантелеймон Целитель)