Повышение качества услуг в сфере жкх. Качество жилищно-коммунальных услуг: как определить и улучшить


Предложения по решению данной задачи включают в себя два основных направления:

Регулирование деятельности естественных локальных монополистов;

Организация ресурсосбережения.

Регулирование деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на:

Регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов;

Внедрение альтернативных технологий.

Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд. В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда.

Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти города Читы, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции. Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.

Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов. К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа.

В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента:

Организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета;

Внедрение новейших ресурсосберегающих технологий.

Совершенствование системы управления ЖКХ

Предложения по решению этой задачи включают в себя два основных направления:

Формирование многообразия собственников жилищной сферы;

Демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.

Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население города Чита не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий. Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда. Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д. С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками.

Таким образом, муниципальные органы власти г.Читы должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку.

Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:

Упрощение процедуры регистрации;

Получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;

Передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;

Передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.

Действенную помощь в распространении товариществ собственников может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе. Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы.

Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо:

Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйства г.Читы.

Служба заказчика города Чита должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения.

Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда нашего города.

Практика регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов.

Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач. В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить.

С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, но и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.

Совершенствование механизма финансирования ЖКХ

Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:

Ежегодно в бюджете муниципального образования г.Чита предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ.

Проработать систему векселеоборота в жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов.

Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства.

Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью.

Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций.

Необходимо создавать и развивать предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций.

Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д.

Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности.

Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства города Читы.

Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению.

Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра, расположения его вдоль улицы или внутри квартала.

Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе.

Для сокращения затрат служба заказчика г.Читы может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставить калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.

Повышение тарифов и ставок оплаты стоимости услуг ЖКХ для населения предусмотрено реформой ЖКХ (имелась ввиду, прежде всего, доля оплаты населением экономически обоснованного тарифа: 40%, 60%, 80%,90%...). Но этот процесс ограничен многими условиями и должен реализовываться в комплексе с решением других задач, предусмотренных Концепцией реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента РФ № 425 от 28.04.07г., последующими решениями Правительства РФ и уполномоченного им органа в лице Госстроя РФ. Каковы цели и направления реализации реформы ЖКХ? Как они реализуются в г. Уфа.

Если кратко, жилищно-коммунальная реформа - это комплекс организационно-технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение баланса интересов производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Согласно Концепции реформы «основными целями реформирования жилищно - коммунального хозяйства являются:

Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования».

Основными способами достижения указанных целей являются:

«Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием, и выполняющих проектно-строительные работы.

Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.

Совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств».

Совершенствовании системы управления ЖКХ

Администрация практически никаких мер не приняла по рекомендациям Госстроя России. Предприятия ЖКХ являются одновременно заказчиками и подрядчиками на оказание жилищно-коммунальных услуг. Нормативно-методическими указаниями предписано заключение договоров предприятий ЖКХ со службой заказчика, которая должна играть решающую роль по регулированию тарифов и контролю в жилищной сфере, разрабатывать нормативную документацию, стандарты качества, отстаивать интересы потребителей. Главой города была создано МУ «Служба заказчика», которое финансируется из бюджета, причем по строке «Жилищное хозяйство», но в сфере ЖКХ заказчиком не является и к отрасли никакого отношения не имеет. Система управления в ЖКХ осталась фактически неизменной с советских времен, но в то время тарифы регулировало государство и они практически не повышались, а сейчас этот процесс пущен на самотек. Нет ни анализа, ни контроля, ни нормирования расходов. В городе отсутствует местная нормативная правовая база, устанавливающая порядок регулирования тарифов на ЖКУ и порядок назначения независимой экспертизы.

О переходе на договорные отношения и создании конкурентной среды.

В жилищно-коммунальной сфере, по сути, все осталось, как и 20 лет назад. Только цены отпущены и все издержки бесхозяйственности и некомпетентности чиновников ложатся на потребителей услуг монополистов. Сами потребители не только не могут влиять на объем и качество услуг ЖКХ, но не могут добиться даже внятных разъяснений по поводу роста квартплаты и ответов на поставленные вопросы. Муниципальные предприятия ЖКХ обязаны размещать заказы на производство работ на конкурсной основе, но они этого не делают.

Совершенствование оплаты жилья и коммунальных услуг.

Эти задачи также не были выполнены администрацией города. Принятая администрацией система расчетов тарифов для населения противоречит не только правительственной методике учета федеральных стандартов, но элементарным принципам целесообразности и справедливости. Принятая система оплаты не только не стимулирует снижение себестоимости услуг ЖКХ, но позволяет неограниченно повышать тарифы, что приводит к увеличению доли субсидий в полной себестоимости услуг коммунальных предприятий города и теоретически может довести ситуацию до абсурда, когда почти все население будет иметь право на получение субсидий. Только жилищно-коммунальные предприятия этих средств не получат, поскольку субсидии начисляются лишь на бумаге, но на счета предприятий ЖКХ не поступают.

Совершенствование системы социальной защиты населения.

От принятого в городе порядка начисления субсидий выиграли только малоимущие (теоретически) и богатые слои населения, имеющие излишки жилой площади, но не оплачивающие ее по полному (или повышенному) тарифу. Большинство граждан, получающих отнюдь невысокую зарплату 4-6 тыс. руб., проживая в небольших стандартных квартирах, «записаны» в разряд обеспеченных и не могут рассчитывать на субсидию. Именно на их плечи легла основная тяжесть реформы ЖКХ, именно за их счет фактически компенсируются субсидии и льготы, которые не перечисляются из бюджета предприятиям жилищно-коммунального комплекса. Выигрыш малоимущих граждан-потребителей ЖКУ тоже не очевиден, поскольку из-за не поступления льгот и субсидий на счета предприятий ЖКХ не выполняются порой даже аварийно-восстановительные работы. Жильцам многоквартирных домов, включая льготников, самим и за свой счет приходится ремонтировать подъезды и укреплять двери.

Достижения реформы в нашем городе

Соответствуют ли условия проживания в наших домах стандартам качества? Населению об этом ничего неизвестно. Но мы и так видим обшарпанные и десятилетиями не ремонтируемые подъезды. Убогие и полуразрушенные фасады домов. Плохо работающие лифты. Протекающие крыши. Рвущиеся трубы и т.п. На все вопросы по неудовлетворительному состоянию жилищного фонда - мы слышим от руководителей коммунальных предприятий города один ответ: нет денег.

Однако какими-либо расчетами и экономическими обоснованиями своей позиции руководство жилищно-коммунального комплекса себя не утруждает. Понадобился целый месяц, чтобы администрация представила суду хотя бы какие-либо документы, на которых основано Постановление главы города о новых тарифах на 2009г. Анализ планов и фактически проведенных работ по капремонту жилищного фонда не дает оснований считать, что жилищно-эксплуатационные предприятия города расходуют средства по назначению и выполняют заложенные в тарифы объемы работ.

Задача снижения издержек перед жилищно-эксплуатационными предприятиями даже не ставится. Себестоимость их услуг согласно существенно превосходящими индекс роста потребительских цен и цен на энергоносители. Одним из эффективных средств снижения расходов является механизм конкурсного отбора подрядчиков, но он, как уже отмечалось, администрацией не используется. Программа энергосбережения, связанная с большими затратами заемных средств, растянулась на многие годы и не скоро даст свои плоды.

Статистика свидетельствуют о резком повышении квартплаты за последние три года, которое абсолютно не учитывает темпов роста зарплаты. В результате жизненный уровень большинства горожан существенно снизился, о чем свидетельствуют массовые протесты граждан, многочисленные обращения в прессу, резолюции профсоюзных организаций. Абсолютная величина, на которую была повышена квартплата постановлением главы города в 2009г. почти равна стоимости квартплаты в 2006г. Незаконным и необоснованным решением главы города нанесен существенный удар интересам населения, не получающим субсидии. А таких большинство и они отнюдь небогатые люди. В условиях, когда бюджетные обязательства перед предприятиями ЖКХ хронически не выполняются, накапливаются долги, о безубыточном функционировании системы ЖКХ не идет и речи. Игнорирование администрацией города федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, непродуманный механизм начисления субсидий не обеспечивают социальную защищенность граждан, усиливают социальную напряженность в обществе.

Новые подходы к управлению жилым фондом


Сфера ЖКХ, пожалуй, единственная отрасль экономики России, которая находится вне рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет на различных уровнях государственного управления говорили о реформе ЖКХ, однако практическое движение к рынку жилищно-коммунальной отрасли осуществлялось крайне низкими темпами. И только в последнее время наметились серьезные изменения в этой сфере, обусловленные принятием и реализацией 185-го Федерального закона. Согласно ему, как известно, создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, аккумулирующий средства, направляемые в регионы для капитального ремонта домов и расселения ветхого и аварийного жилья. Для того, чтобы получить эти средства регионы должны выполнить требование закона о том, чтобы не менее 50% домов управлялись частными управляющими компаниями, при этом доля муниципалитета в их акционерном капитале составляла бы не более 25%.
ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Фрунзенского района» стала первой в сфере ЖКХ Ярославля, ценные бумаги которой были выставлены на аукцион. Контрольный пакет акций бывшего ДЕЗа - 56,8% - приобрела компания «Новгородэнергосервис», имеющая солидный опыт работы в коммунальном бизнесе Великого Новгорода, Архангельска, Твери. После смены собственника начались изменения и в текущей работе Фрунзенского Управдома. Одним из основных направлений деятельности стало участие в работе по привлечению средств федерального Фонда и определению тех домов, которые остро нуждаются в капитальном ремонте. Нужно сказать, что работа, тем более в такие сжатые сроки, была не из легких – Управдом обслуживает 796 многоквартирных домов общей площадью 1 917 154,5 кв.м. Был проведен детальный анализ их технического состояния, составлены проектные сметы конкретных ремонтных работ. В результате уже в текущем году в 75 домах района будет произведен капитальный ремонт, средства на который придут из федерального Фонда.
Однако, руководство Управдома, решая тактические задачи, разрабатывает стратегию развития на несколько лет вперед, которая позволила бы не только эффективно управлять привлеченными средствами, каков бы ни был их источник, но и серьезно закрепиться на рынке, улучшая качество обслуживания, снижая издержки и работая по экономически обоснованным и прозрачным тарифам. Конечными целями Управдома, помимо получения прибыли, является расширение и диверсификация бизнеса, приобретение долгосрочных конкурентных преимуществ, увеличение объема жилищного фонда в управлении, удержание лидерства в отрасли. Этого можно достигнуть только за счет давно назревшей смены модели управления жилым фондом. Во главу угла нами ставится использование новых принципов в управлении жилыми домами. И здесь можно обозначить, как минимум, три таких принципа:

Клиентоориентированный подход.
Сфера ЖКХ должна повернуться, если можно так выразиться, лицом к жителям. Сервис, предлагаемый сегодня жилищно-коммунальными организациями города собственникам жилья, остается архаичным, крайне неразвитым. Здесь можно привести массу примеров: от грубого общения коммунальщиков с жильцами до абсолютной непрозрачности расценок на дополнительные, коммерческие услуги. Поэтому одним из многочисленных инструментов управления здесь может и должна служить четкая обратная связь с потребителями услуг, работа с их жалобами и обращениями. А конечным итогом качества проделанной нами работы должна стать оценка сами жильцами, нашими клиентами, качества этой работы. И как следствие хорошей оценки, - доверие, выражающееся в продлении договора на обслуживание дома.

Вовлечение жильцов в управление.
Без должного контроля за ходом и качеством оказываемых услуг обойтись невозможно. К тому же, по 185-му федеральному закону собственники жилья должны оплачивать 5% от стоимости работ по капитальному ремонту. Отсюда вполне логично, в том числе в развитие первого принципа, вовлечение наиболее активных граждан, старост домов, глав различных объединений местного самоуправления в процесс управления домами. Эта совместная работа с Управдомом выражается в определении перечня необходимых работ, составлении и обсуждении сметы, планировании, контроле и приеме сделанных работ.
В свою очередь, Управдом может добиться снижения издержек за счет проведения конкурсов среди подрядных организаций и четких договорных отношений с ними. Так, договор Управдома имеет жесткие экономические санкции на случай снижения качества обслуживания жилищного фонда. Договорные отношения могут быть прекращены управляющей компанией в одностороннем порядке в случае значительного снижения качества, ухудшения состояния жилищного фонда или возникновения аварийных ситуаций.

Управляющая компания - «хозяин» территории. Этот принцип связан с тем, что многие проблемы дома и придомовой территории могут и должны решаться в комплексе. Очень часто по-другому нельзя, да и люди просто не знают к кому обратиться за решением того или иного вопроса. Кроме того, управляющая компания, на наш взгляд, должна помогать жителям во всем, что связано с улучшением качества их проживания. Это подтверждается и изменением запросов со стороны жителей: от чисто технических требований к общественно значимым, социальным вопросам. Если в самом начале нашей деятельности в ходе опросов, население требовало привести в порядок подъезды, подвалы, сантехнику, то сейчас речь идет уже о более глобальных проблемах: озеленению территории, общественной безопасности в микрорайоне, обеспечении досуга молодежи и т.д.

Выше перечисленные принципы, без сомнения, должны быть подкреплены предельно ясными юридическими отношениями между управляющей компанией и жильцами, новыми стандартами. Причем здесь должны учитываться индивидуальные особенности каждого дома. Поэтому Управдомом разработан и предложен новый договор управления жилым домом, соответствующий действующему законодательству и защищающий, в первую очередь, интересы самих жильцов. В нем, в частности, оговариваются такие позиции, как:

  • формирование тарифа на содержание и обслуживание в соответствии с техническим состоянием дома и утверждение данной тарифной политики жильцами;
  • утверждение жильцами графика проводимых и текущих ремонтных работ;
  • утверждение жильцами графиков расходования собираемых по дому денежных средств;
  • ежемесячные отчеты управляющей компании о выполненных работах и израсходованных средств.

    Наша управляющая компания после смены собственника работает всего чуть более 3 месяцев. Однако за это время нами разработаны и уже начинают внедряться ряд специальных программ, направленных на повышение качества обслуживания и проживания. К ним относятся:

  • индивидуальные комплексные программы энергосбережения в зависимости от состояния дома (к примеру, теплосчетчики в домах, должны быть установлены только в том случае если нет потери ресурсов в домах – утечки воды, теплопотерь и т.д., ставятся после утепления дома);
  • организация единого сервисно-аварийного центра (оперативный выезд аварийной службы, оказание платных услуг в любое удобное для жильцов время и их оплата не напрямую работникам сервисной службы, а по ежемесячным квитанциям на оплату коммунальных услуг в строке «дополнительные платные услуги»);
  • отдельные программы по микрорайонам на основе обобщения жалоб населения (пример: ремонт козырьков подъездов, дератизация и т.д.)
  • социальные программы для социально незащищенных граждан (пример: установка дополнительных перил, съездов для инвалидных колясок).

    В заключение необходимо еще раз сказать о модели управления жилым фондом. Оплата труда коммунальных работников при существующей модели не зависит от объемов и качества выполняемых работ. Зарплата эффективного работника может быть равна заработной плате неэффективного работника. Коммунальщики получают зарплату и премию за регулярный выход на работу. Между тем уровень дохода большинства работников ЖКХ настолько низок, что квалифицированные кадры на работу в жилищно-коммунальные организации не идут. В среде коммунальщиков процветают поборы с жильцов, «левые» заработки в рабочее время, воровство материалов. По причине отсутствия заинтересованности в финансовых результатах предприятия, велика коррупция руководителей коммунальных предприятий при распределении сторонних подрядов и закупках материалов. Подряды получают не те фирмы, которые предлагают наилучшие условия, а те, которые более успешно лоббируют свои интересы.
    Деятельность всей вертикали управления жилищным фондом в частном бизнесе зависит от результатов труда. Поэтому управленческий персонал заинтересован в повышении доходов, то есть, управленческом вознаграждении. Управдомы заинтересованы в повышении качества содержания и ремонта жилищного фонда, энергосбережении, отсутствии жалоб и обращений населения, т.к. их доход непосредственным образом от этого зависит. А непосредственные исполнители работ мотивированы качеством и объемами выполняемых работ.
    Например, зарплата сантехника, находящегося в штате Управдома, может зависеть от количества квартир, которые он обслуживает, отсутствия жалоб и обращений жителей, а также от качества содержания подвалов. Ведь, если в подвале сухо и чисто, это непосредственным образом отражает удовлетворительную работу сантехнических систем.
    Поэтому конкурентные отношения выстраиваются таким образом, что, если одно из составных звеньев управления жилфондом не выдерживает конкуренции, его заменяет более конкурентоспособное. Плохая работа Управдома выльется в замену его другим Управдомом. Плохой слесарь будет заменен более эффективным работником.
    Стоит ли удивляться сегодня тому негативному отношению людей к системе ЖКХ, к жалобам на постоянный рост тарифов, не подкрепленный соответствующим увеличением качества услуг? Именно частные управляющие компании, обладающие и необходимыми опытом и ресурсами, на наш взгляд, готовы изменить тенденцию и вытянуть отрасль из глубокого кризиса.

    Министерство общего и профессионального образования

    Российской Федерации

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    имени С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

    ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Кафедра «Информационных систем»

    Контрольное задание

    на тему «Улучшение жилищно-коммунальных условий»

    Специальность «Бух. учет и аудит»

    Курс I

    Группа БУ и А4

    Студент Попова И.В.

    Студенческий билет № 0244

    «_____» _______________2002 г.

    Руководитель проекта____________

    Оценка работы_______________________________

    «____» _______________________________ 2002 г.

    Москва 2002 г

    1.Одной из остро стоящих проблем для любого жителя Российской Федерации, является плохое состояние жилищно-коммунального хозяйства. Для одних это регулярное отключение воды и света, для других – постоянно сломанный лифт и кучи мусора, которые никто не увозит.

    1.1 Структура ЖКХ сегодня имеет определенные начала рыночной экономики и остатки административного управления.

    Общее управление жилищно-коммунальным хозяйством города осуществляет орган местного самоуправления - администрация г. Москвы.

    Для предприятий ЖКХ всегда был присущ диктат производителя, продавца. Это прослеживается и в настоящий момент. Внутри структура ЖКХ делилась еще на организации, которые диктовали свои условия - это в основном предприятия, так называемые локальные монополисты. Новое строительство осуществлялось без анализа затрат эксплуатации жилья. ЖКХ не участвовало в экспертизе нового строительства.

    На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и квартирах существуют проблемы архитектурно-строительного характера, связанные с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику города.

    1.2 При проведении опроса о уровне благоустройства подъезда и двора почти половина москвичей дали оценку "низкий", несколько меньше (45,2%) оценили как "средний". Таким образом, самые низкие оценки москвичи дали уровню благоустройства подъездов.

    Оценка москвичами состояния подъезда

    Почти половина москвичей оценивает состояние подъездов как удовлетворительное, баланс хороших и плохих оценок состояния подъезда складывается в пользу плохих. Последних, по рассматриваемым позициям, в среднем на 6% больше. Таким образом, низкая оценка, данная москвичами, по уровню благоустройства подъезда подтверждается низкими оценками уровня состояния отдельных элементов своего подъезда.

    Оценка населением деятельности по благоустройству органов власти и служб ЖКХ

    Оценка москвичами деятельности органов власти и служб ЖКХ по благоустройству дворов и подъездов имеет, в целом, негативную оценку - примерно каждый третий житель

    По оснащенности необходимыми удобствами жилой фонд близок к оптимальному уровню и имеет практически весь их перечень.

    Уровень оснащенности жилищного фонда в г. Москве удобствами на 01.04.99г.

    1.3 Состав жилищного фонда города крайне неоднороден. Наряду с благоустроенным кирпичным и панельным жильем, введенным в 80-90-х годах, продолжают эксплуатироваться деревянные дома, построенные еще в 20-30-х годах.

    Общая возрастная структура жилья представляет собой следующую картину:

    Более четверти благоустроенного жилья, возведенного 30 - 40 лет назад (кирпичные дома “сталинской” планировки с деревянными перекрытиями, панельные пятиэтажные “хрущевки”), фактически выработало свой нормативный срок эксплуатации и требует значительных затрат на содержание и, тем более, на реконструкцию.

    1.4 Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс России. Это означает, что противоречия и недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего кризисного состояния. Их высшим проявлением является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей. С 1990 года по 1996 год она выросла:

    · в жилищном хозяйстве с 4,8% до 9%;

    · в теплоснабжении с 6% до 13%;

    · в водоснабжении с 6% до 12%;

    · в электроснабжении с 7% до 11,5%.

    1.5 Причина заключается в непрерывном увеличении числа жилых зданий, находящихся в аварийном состоянии или требующих комплексного капитального ремонта. Этим же объясняется рост числа аварий в системах водо-, тепло-, электроснабжения и водоотведения. Износ основных фондов коммунальных предприятий за последние 10 лет возрос в 1,7 раза. Отдельно по жилищному хозяйству - 47%.

    Оплата населением за жилищно-коммунальные услуги составила:

    Причем населением оплачивалось 30% себестоимости ЖКУ.

    Фактические затраты на ЖКУ:

    2. Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе г. Москве сложилась под воздействием тех же негативных последствий экономической политики, которые характерны для народнохозяйственного комплекса всей страны. Проводимая экономическая реформа в России по целому ряду причин не привела к достижению тех целей, которые были определены как важнейшие в начале.

    2.1 Неблагополучные изменения, происходящие в производстве, снизили жизненный уровень населения, упали его доходы, а значит, произошло ограничение спроса потребителей в товарах и услугах. Все это сказалось и на поддержании и развитии жилищно-коммунального комплекса.

    2.2 Если политика, проводимая сегодня к ЖКХ, будет реализовываться дальше,. То результатом станет монополия на рынках обслуживания ЖКХ, высокие цены на квартплату и как правило низкое качество ЖКУ.

    2.3 Значительно упадет уровень жизни населения, ведь он включает такой показатель как условия проживания. Итогом также могут стать образование «чистых районов» (где преобладает элитное жилье, с частным наймом обслуживания ЖКХ) и «грязных районо» (где обслуживание ЖКХ осуществляется через ДЕЗы).

    2.4 Усугублением проблемы станут повсеместные аварии в ЖКХ (отключение света, прорыв в водопроводе, аварии в шахтах лифта, взрыв газа и т.д.), на ликвидацию которых будет потрачено гораздо больше, чем необходимо было на капитальный ремонт в свое время.

    2.5 Реформированием ЖКХ должно заниматься Правительство РФ и местная администрация.

    3.1 Для преодоления кризиса ЖКХ необходимо проведение ряда экономических реформ. В основу реформы ЖКХ должна быть положена логическая структура ее построения:

    · определение целевых приоритетов;

    · выработка основных направлений структурно-управленческих преобразований - стратегии развития системы ЖКХ на этапах реформирования;

    · определение приоритетных задач системы реформирования ЖКХ на каждом этапе ее реализации;

    · разработка системы механизмов реализации преобразований в сфере ЖКХ (методов руководства, управления и регулирования);

    · определение системы финансового обеспечения реформы ЖКХ;

    · формирование системы правового и информационного обеспечения проведения реформы ЖКХ;

    · разработка системы материально-энергетических, природных и трудовых балансов, а также нормативной базы деятельности при реформировании всего комплекса ЖКХ;

    · формирование политики социальной поддержки проведения реформ и разработка концепции социальной политики защиты населения;

    · проработка системы поддержания и развития жилого фонда (в области капремонта и строительства);

    · формирование системы обеспечения благоустройства и содержания придомовых территорий;

    · обоснование прогнозно-планируемых сценариев развития реформы ЖКХ;

    · проработка вопросов совершенствования системы управления всего комплекса ЖКХ.


    Мэру Ю. М. Лужкову

    От студентки Поповой И.В.

    Проблемная записка.

    Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы “Жилище”. Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились за последние три года в два раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов назрела необходимость ускорения проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

    Единственным способом преодоления кризиса является изменение всего комплекса формирования и управления ЖКХ как через систему финансирования (перехода от бюджетного дотирования к иным формам финансирования в том числе и к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями), через систему экономического улучшения качества обслуживания, через систему конкурентоспособности ЖКХ, так и через систему обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

    Надеюсь, что вы рассмотрите данную проблему и примете меры по ее решению.

    Попова И. В.

    3.3 В канцелярии администрации г. Москвы проблемной записке Поповой И.В. присваивается номер 10123.


    4. Реализация реформы по улучшению обслуживания ЖКХ (своевременный ремонт труб, лифтов и т.д.) к концу 2002 года можно будет считать шагом к решению данной проблемы.

    4.1 Ведение 100 % оплаты за квартиру является необходимым, для семей которые не в состоянии оплачивать в полном размере ЖКУ необходимо предусмотреть субсидии.

    4.B.1 В результате негативных последствий проводимой экономической политики ряд отраслей и промышленно развитых территорий,. имеющих для России стратегическое значение, оказались в глубоком кризисе. Это положение абсолютно справедливо и для Удмуртии, г.Ижевска в том числе, экономика и жизненный уровень которых на протяжении последних десятилетий в значительной степени определялась в промышленном комплексе.

    Промышленный кризис в Удмуртии характеризуется катастрофическим спадом производства и негативными структурными изменениями, особенно в производственной и социальной инфраструктурах. Если глубина спада в целом по промышленности превысила 50% к уровню докризисного периода, то вложения в поддержание и развитие инфраструктуры сократились в 2,1 раза.

    Жилой фонд г.Ижевска в 1996 году составлял 11,1 млн.кв.м., в том числе 4,65 млн.кв.м. общей площади находилось в оперативном управлении ГЖУ. По сравнению с 1990 годом жилая площадь выросла на 700 тыс.кв.м. и достигла 2,6 млн.кв.м. Число работающих в ГЖУ в 1990 году составляло 2400 человек и увеличилось в два раза по сравнению с 1980 годом (с момента создания трестов). В настоящее время в подрядных организациях, занимающихся обслуживанием муниципального жилья работает 2100 человек. На 01.01.97 на балансе ГЖУ находится 4,89 млн.кв.м. жилья.

    На сегодняшний день в муниципальном жилищном фонде проживает 263,7 тысяч человек. Общая площадь муниципального жилья – 4889 тысяч кв.м.

    Состав жилищного фонда города крайне неоднороден. Общая возрастная структура жилья представляет собой следующую картину:

    Фонд жилья в городе исторически складывался так, что преобладал ведомственный фонд при незначительной доле муниципального и частного жилья. В последние годы произошли существенные изменения в связи с передачей жилого фонда в муниципальную собственность. В настоящее время более 40% жилого фонда города находится в оперативном управлении ГЖУ.

    Признаками кризисного состояния ЖКХ является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей. С 1990 года по 1996 год она выросла:

    · в жилищном хозяйстве с 4,3 % до 9,2%;

    · в теплоснабжении с 5,4 до 10%;

    · в водоснабжении с 8% до 14%;

    · в электроснабжении с 6% до 13,5%.

    Причина как и везде заключается в непрерывном увеличении числа жилых зданий, находящихся в аварийном состоянии или требующих комплексного капитального ремонта.

    В 1996 году 9,3% семей, проживающих в муниципальном жилом фонде, получили компенсацию на оплату ЖКУ в сумме 3,2 млрд.руб., что в среднем составляет 32000 руб. на семью. На 1.07.97г. 4,6% семей получили компенсацию на сумму 1,3 млрд.руб., что в среднем составляет 32000 руб. на семью.

    В то же время практически неизменная величина оплаты за жилье и коммунальные услуги и уменьшение количества семей, получающих компенсации в период с 3 кв.1996г. по 3 кв.1997г. показала, что население в настоящий момент практически может оплачивать ЖКУ. Таким образом, рост квартплаты должен быть мягким, обоснованным и привязанным к реальным доходам населения.

    В основу разработки концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства г. Ижевска положены следующие нормативные документы:
    2) Государственная программа РФ “Жилище”;

    5) Закон УР “О местном самоуправлении в Удмуртской Республике”;
    6) Устав города Ижевска;
    7) Постановление Правительства РФ “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг” от 18.06.96 г. № 707;
    8) Постановление Правительства УР от 13 марта 1997г. № 261 “О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ №707 от 18.06.96г.”
    9) Постановление Правительства УР от 25.08.97г. №789 “О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации”.

    Настоящая концепция, опираясь на приоритеты государственной политики, установленные вышеназванными документами, определяет общий замысел теоретического обоснования и практического осуществления реформ в сфере ЖКХ г. Ижевска.

    Концепция основывается на анализе состояния и основных тенденциях развития этой отрасли городского хозяйства, учете основных проблем и противоречий ее функционирования, требованиях обеспечения социальных гарантий и социальной защищенности граждан. Концепция обосновывает методы и инструментарий реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства и нацелена на построение эффективного хозяйственного механизма в ЖКХ г.Ижевска.

    Концепция предусматривает последующую разработку и выполнение большого количества отдельных программ и подпрограмм, в которых должны найти отражение конкретные проблемы, стратегии, задачи, механизмы реализации, сроки исполнения.

    Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Ижевске разработана Администрацией г. Ижевска на основе собственных разработок и изучения опыта проведения реформирования ЖКХ в других городах Российской Федерации при участии научно-исследовательского учреждения “Содружество” Института экономики Уральского Отделения Академии наук и школы бизнеса ИжГТУ.

    4.2 Итак допустимый набор методов воздействия на проблемную ситуацию:

    · Мягкий, обоснованный рост квартплаты, привязанный к реальным доходам населения.

    · Создание жилищных объединений, выбор жильцами фирм обслуживающих их дома.

    4.3 Выбран совокупный метод решения данной проблемы:

    · Конкурсная основа выбора фирмы для обслуживания ЖКХ, и контроль за фирмой, обслуживающей ЖКХ.

    · Мягкий, обоснованный рост квартплаты, привязанный к реальным доходам населения (так как государство больше не может оплачивать 80 % ЖКУ).

    4.4 План решения проблемы

    А. Разработка реформирования ЖКХ, выделение дотаций на ее реализацию.

    Б. Использование жесткого конкурсного отбора фирмы для обслуживания ЖКХ.

    В. Контроль со стороны местной администрации.

    Г. Плавный рост квартплаты, выделение субсидий.

    Д. Первый метод разработан научно-исследовательским учреждением “Содружество” Института экономики Уральского Отделения Академии наук и школой бизнеса ИжГТУ:

    · Дотации из федерального бюджета.

    · Конкуренция в сфере обслуживания ЖКХ.

    · Анализ смет на предоставленные работы.

    · Предоставление гарантийных обязательств на оказанные работы.

    · Заключение договоров с предприятиями по предоставлению сырья (по льготной цене) для проведения ремонтных работ.

    Второй метод предоставлен НИКР Самарского Государственного Строительного Университета:

    · Дотации из местного бюджета.

    · Увеличение квартплаты до 100 %.

    · Заключение долгосрочных контрактов с предприятиями по обслуживанию ЖКХ

    · Увеличение зарплаты бюджетным работникам в сфере обслуживания ЖКХ (дворники, уборщицы и т.д.)

    · Проведение «субботников».


    4.5 Представление выбранного принципа решения проблемы изображен на рис. 1



    5. См рис. 1

    5.1.1 Рост величины оплаты за жилье и коммунальные услуги, и уменьшение количества семей, получающих компенсации показало, что часть население в настоящий момент практически не может оплачивать ЖКУ. Для этого необходима система субсидий и льгот, предоставляемых данной категории граждан. Необходимо облегчить путь получения субсидии. Так например, в Собесах, есть данные о инвалидах, неимущих и пенсионерах района можно автоматически преобразовать их в группу получающих льготы и рассчитать их, вместо того чтобы заново заставлять их собирать справки и ходить по инстанциям.

    5.1.4. Для ремонта ЖКХ нужны материалы. Дабы избежать перерасхода и ненужной переплаты, необходимо заключить договора с предприятиями производящими их. В стоимость не войдут услуги посредников, цены могут быть оптовыми.

    5.1.5. Одним их побочных положительных эффектов будет то, что предприятия получат заказы, следовательно это перейдет в сферу производства или экономики.

    5.1.6. Для начала реформы необходимо целевое государственное финансирование, на следующем этапе для реализации программы «на каждый день» это должны быть деньги населения (квартплата) плюс субсидии.

    5.2 Для реализации программы нужен пакет документов, который должен включить:

    1) Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики”;

    2) Программа

    3) Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”;

    4) Указы президента РФ от 28.04.1997г. № 425 “О реформе ЖКХ в РФ” и от 27.05.1997г. № 528 “О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ РФ”

    5) Постановление Правительства РФ “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг”

    6. Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы “Жилище”. В соответствии с принятым методом решения проблемы благоустройства города и домов Правительством Москвы приняты ряд программ, направленных на улучшение жилищно-коммунальных условий.

    В Москве, в целях повышения качества жизни москвичей и благоустройства жилой среды, Правительством Москвы разработана и реализуется программа "Мой двор - Мой подъезд". Данная Программа является неотъемлемой составной частью реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве. Реализация программы предусматривает мероприятия, направленные на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды, на улучшение состояния и благоустройства дворов, наведение порядка и улучшение состояния подъездов жилых домов, обеспечение сохранности жилого фонда, а также меры, направленные на обеспечение безопасности жильцов.

    6.1 По данным программам принят следующий пакет документов:

    6.2 Реализацией данной программы будет заниматься Комитет по ЖКР, сформированный из Городской думы. Целевое финансирование обеспечивает федеральный бюджет. Персональная Ответственность за результат возложена на Семина Б.Г.

    6.3 Утвержден пакет документов по проблеме по жилищно-коммунальной реформе(ЖКР):

    · Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики”;

    · Государственной целевой программы “Жилище”

    · Программа Правительства Москвы «Мой двор- Мой подъезд».

    · Постановление Правительства РФ “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг”

    · Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”;

    · Указы президента РФ от 28.04.1997г. № 425 “О реформе ЖКХ в РФ” и от 27.05.1997г. № 528 “О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ РФ”

    6.4 КПДП передан Комитету по ЖКР. Сформирован круг должностных лиц, имеющих право на корректировку КПДП: Иванов А.В., Пахно В.С., Смирнов К.С.

    6.5 Комитетом по жилищно-коммунальной реформе сформирован вторичный пакет документов:

    · Приказ «О составе Комиссии по жилищно-коммунальной реформе» В нее вошли Лорин Л.Д, Чернышова А.Н, Глушков Е.А., Кондатьев С.С., Комаха М.Г., Соболев В.Л..

    6.6 Итоговый КПДП:

    · Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики”;

    · Государственной целевой программы “Жилище”

    · Программа Правительства Москвы «Мой двор- Мой подъезд».

    · Постановление Правительства РФ “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг”

    · Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”;

    · Указы президента РФ от 28.04.1997г. № 425 “О реформе ЖКХ в РФ” и от 27.05.1997г. № 528 “О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ РФ”

    · Постановление Правительства «О формировании Комитета по жилищно-коммунальной реформе».

    · Приказ «О назначении должностных лиц (Иванова, Пахно и Смирнова) ответственными за корректировку КПДП по жилищно-коммунальной реформе».

    · Приказ «О назначении ответственного за выполнение жилищно-коммунальной реформы Семина Б.Г.»

    · Постановление «О формировании Комиссии по жилищно-коммунальной реформе».

    6.7 Ответственные должностные лица:

    Комитет состоит из 15 человек.

    Семин Б.Г. –председатель комитета, ответственный за реализацию жилищно-коммунальной реформы.

    Иванов, Пахно, Смирнов – ответственные за корректировку КПДП.

    Ливицкая О.Б. – ответственная за связи с общественностью.

    Денисов Р.Л.- ответственный за привлечение организаций обслуживающих ЖКХ.

    Состав Комиссии по жилищно-коммунальной реформе: Лорин Л.Д, Чернышова А.Н, Глушков Е.А., Кондатьев С.С., Комаха М.Г., Соболев В.Л.. В обязанности данной Комиссии входит проверка на местах работы организация по обслуживанию ЖКХ.

    6.8 Для отбора организаций по обслуживанию ЖКХ объявлен конкурс. З а организациями закрепляется определенный район (на 1 месяц), победители заключают долгосрочный контракт с местными властями по обслуживанию ЖКХ и получают льготы (бесплатный проезд в транспорте и т.д.). В случае, если организация не справляется с работой по контракту, по решению комиссии договор разрывается.

    7. Финансирование программ осуществляется из федерального бюджета и целевых взносов организаций.

    7.А.2 В ходе реализации данной реформы проведены следующие мероприятия:

    В Косино -Ухтомском районе Восточного округа г. Москвы

    · проведены капитальный ремонт лифтов в 150 домах, в 200 домах заменены лифты (эксплуатационный срок по которым истек);

    · построены 300 детских площадок во дворах;

    · отремонтировано 1400 подъездов;

    · установлено 5000 железных дверей;

    · оборудовано 154 площадок для мусора;

    · в 30 домах проведен капитальный ремонт, в т.ч. водопровода и перекрытий.

    7.А.3 Выполнены следующие промежуточные результаты:

    · в 52 домах осуществляется замена лифтов;

    · в 25 домах осуществляется ремонт перекрытий;

    · повышена квартплата до 80%.

    7. А.4. В начале марта будет осуществлена приемка 100 домов, в которых был проведен капитальный ремонт. Хотя отопительный сезон еще не закончился, но ужу можно сказать, в Москве отопление было во всех домах.

    7.Б Одним из существенных отклонений являются простои на работе организаций, осуществляющих ремонт, из-за задержки сырья. Принято решение взыскать неустойку с предприятия поставщика.

    Медленно осуществляется ремонт лифтов, находящихся на гарантийном обслуживании, в связи с этим вынесен выговор в адрес данной организации. В случае, повторения подобных рецидивов договор с ней на установку лифтов будет разорван.

    С одной из фирм был разорван договор из –за несоответствия качества работы.

    7.Б.1 Комиссией по жилищно-коммунальной реформе регулярно предоставляется отчеты о выполненных работах, о текущих работах и неустойках Комитету по жилищно-коммунальной реформе.

    Пример отчета за 05.12.01 г

    Отчет предоставлен архитектором Комахой М.Г .

    5 декабря 2001 года мною был принят после капитального ремонта в эксплуатацию объект по адресу: ул. Оренбургская 13-2. В здание проведена замена труб и лифта. Работы соответствуют качеству и претензий не вызывают, лифт взят на гарантийное обслуживание.

    Качество установки труб было проверено независимым экспертом (Юдин В.В.).

    05.12.01 Комаха

    05.12.02 Юдин

    7.Б.2. Предложения по коррекции программы не поступало.

    7.Б.4. Контроль исполнения работы, проверяется членами Комиссии и независимым экспертом.

    7.Б.5. Контроль за выполнением программы осуществляется председателем комитета Семиным Б.Г. Который отчитывается непосредственно перед Городской Думой.

    7.Б.6. Улучшение условий ЖКХ было достигнуто путем увеличения платы за жилье до 80 %, а в дальнейшем до 100% и частичной компенсации из федерального бюджета 20%.

    8. Так как проблема находиться в стадии решения, т.е. решается на данный момент, можно говорить только о промежуточных итогах.

    Программа полностью не реализована.

    8.1 Результатом выполнения данной программы, станет улучшение ЖКУ, чистые улицы и подъезды, хорошие детские площадки.

    8.2 Нарушение сроков поставки сырья приводит к неустойкам. Отсутствие наблюдателей, может привести к некачественным работам. Поэтому контроль со стороны властей необходим.

    8.3. Для избежания данных проблем в договор необходимо включать статью о материальной ответственности за некачественную работу и оплату неустоек.

    В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке Деловой дискуссионный Клуб-2020 СРО «Единой России» провёл обсуждение проблемных вопросов в сфере ЖКХ.

    Руководитель Государственной жилищной инспекции Сахалинской области Оксана Ковтунюк встретилась с участниками круглого стола – представителями общественных и иных организаций, предпринимательского сообщества, местными лидерами общественного мнения «Единой России», активными гражданами. Предстояло обсудить тему: «Что изменилось в работе управляющих компаний в сфере ЖКХ Сахалинской области после прошедшей аттестации и лицензирования». В работе круглого стола также приняли участие директор НП «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов и его коллеги – главы управляющих компаний, а также же представители органов государственной и муниципальной власти.

    Ведущий круглого стола, председатель Клуба-2020 Игорь Андреев отметил, что многочисленные опросы граждан как в стране, так и в нашем островном регионе в части оценки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг показывают, что большинство собственников многоквартирных домов по-прежнему не удовлетворены работой управляющих компаний (УК), ещё много претензий и к поставщикам коммунальных услуг. Между тем требования граждан к комфортным условиям жизнеобеспечения возрастают, а значит необходимы более эффективные меры и действия по отношению к организациям и предприятиям сферы ЖКХ. А также усиление общественного контроля за деятельностью УК и ресурсников.

    Оксана Ковтунюк в своём выступлении и ответах на многочисленные вопросы участников круглого стола говорила о том, что в области более 250 управляющих компаний, 202 УК прошли аттестацию и получили лицензии, однако по факту действуют 138 компаний, и конечно, в основном в Южно-Сахалинске. В целом аттестация директоров и ведущих специалистов с комиссионным решением о выдаче УК лицензии положительно отразилась на последующей деятельности многих компаний. Так, если раньше от 50 до 60 процентов предписаний Госжилинспекции в адрес УК, как правило, не исполнялось, то ныне порядка от 15 до 20 процентов. Уменьшилось и количество обращений и жалоб собственников многоквартирных домов (МКД) в адрес своих УК.

    Вместе с тем, не сняты и претензии к жильцам МКД. Так, на сегодня в области просроченная дебиторская задолженность всех потребителей за жилищно-коммунальные услуги – более 1,6 млрд рублей. Основная доля, а именно 85,1 процента – это доля населения. В течение трёх лет в регионе размер платы за отопление остаётся неизменным, но при этом задолженность растёт, в частности, в Южно-Сахалинске, а также в Долинском, Поронайском, Корсаковском, Александровск-Сахалинским, Томаринском и Смирныховском городских округах. За десять месяцев текущего года заявления по взысканию задолженности поданы на 561 млн рублей, что менее половины нужной суммы. Поэтому рекомендовано создать на местах, в муниципальных образованиях рабочие группы, которые будут обходить должников и вести с ними разъяснительную работу.

    По мнению экспертов, лицензирование УК в целом всё же не привело к повышению качества предоставляемых ими услуг, снижению их себестоимости. Зато УК оказались в зоне непрерывной административной турбулентности. Так и остался до конца не урегулированным вопрос: кого же УК должны обслуживать? Ведь многоквартирный дом не обрёл юридического статуса. Правовые пробелы позволяют недобросовестным коммунальщикам «ловить рыбу в мутной воде». Вот задолженность и продолжает своё «победное шествие» как по региону, так и по стране. Как сообщали СМИ, подготовлен законопроект, который перекроет возможности УК бесконтрольно распоряжаться деньгами, заплаченными потребителями за коммунальные ресурсы. Возможно, что уже с 2018 года « начнём платить за коммунальные услуги не УК, а напрямую поставщикам ресурсов». Есть надежда, что документ может быть принят уже в весеннюю сессию Госдумы.

    Среди предложений – органам Госжилнадзора будет позволительно исключать из реестра лицензий сведения об одном доме или всех домах, где работает УК, если она препятствовала или уклонилась от проверок, назначенных по жалобам граждан. Но в том случае, когда за год эта УК трижды получала административное наказание по решению суда. При этом собственникам даётся право вето: если на общем собрании они примут решение в поддержку УК, она продолжит работать в их домах. Кстати согласно поправкам, решение общего собрания собственников не будет иметь законной силы, если принято по вопросу, не включённому в повестку или не относящемуся к компетенции собрания, а также если не было кворума.

    Говорилось и о предложениях ряда комитетов Госдумы в части счётчиков на газ, воду, свет, установку которых бесплатно должны взять на себя ресурсоснабжающие компании. Инициативу переложить установку счётчиков на поставщиков поддерживает и Минстрой РФ. Должны быть современные счётчики, оснащённые онлайн-передачей данных ресурсоснабжающим организациям. В этом случае сведения не нужно собирать с жильцов. Что касается оборудования, за которое отвечает УК, то оно перечислено в Жилищном кодексе. Есть и Правила содержания общедомового имущества в МКД, утверждённые правительством РФ в 2006 году. Записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А УК отвечают перед собственниками МКД за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.

    Были затронуты вопросы лучшей информированности собственников МКД о работе своих УК и поставщиков коммунальных услуг. Как сообщает «Российская газета», коммуналка уходит в «электронику» и уже можно требовать от своей УК создания «вашего личного кабинета в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)». Минкомсвязи РФ уточняет, что уже с 1 июля 2017 года практически по всей стране наступила обязанность коммунальных и ресурсоснабжающих организаций размещать информацию в ГИС ЖКХ. Но пока не вступила в силу статья закона об административной ответственности за её несвоевременное размещение. Она должна начать действовать с 1 января 2018 года и ожидаются большие перемены в лучшую сторону после начала её работы. По состоянию на 4 октября 2017 года в ГИС ЖКХ зарегистрировано более 83,5 тысячи организаций – это все УК страны, 93 процента ТСЖ и ЖСК, 97 процентов ресурсоснабжающих организаций. В ГИС ЖКХ видны все региональные и муниципальные организации в сфере ЖКХ.

    В открытой части ГИС ЖКХ, которая доступна в Интернете всем без какой-либо авторизации, также можно ознакомиться с новостями в сфере ЖКХ, проверить лицензию любой УК, пообщаться на форуме, найти на карте свой дом и информацию о нём и об обслуживающих его организациях, и много другой полезной информации. Там же любой человек может бесплатно в круглосуточном режиме пользоваться нормативно-правой базой не только по ЖКХ, но и по любым другим сферам законодательства. Цель ГИС ЖКХ – сделать единой общероссийский портал о всей информации в сфере ЖКХ в стране, что сделает данную сферу открытой и доступной для общественного контроля, органы власти смогут принимать взвешенные управленческие решения на основе информации, размещённой организациями сферы ЖКХ в режиме реального времени.

    Участники круглого стола в своих анкетах, поддержав деятельность Государственной жилищной инспекции Сахалинской области по контролю за ситуацией в сфере ЖКХ, отразили многочисленные предложения, в том числе по профессиональному кадровому обеспечению УК и поставщиков коммунальных услуг, лучшей разъяснительной работе сотрудников УК среди жильцов МКД, активности собственников жилья в части создания общественных советов МКД, а также ТСЖ и ЖСК, отработке тарифной системы в сфере ЖКХ, усилению внимания местных органов власти к сфере жизнеобеспечения. «Единой России» следует «поднять действенность и эффективность» реализуемых проектов «Управдом» и «Школы грамотного потребителя».