Кикимора болотная и Кикимора домашняя — в чём разница? Кикимора в славянской мифологии - где она обитает и чего боится.


Существует ли Кикимора Болотная? Конечно, очень много вопросов крутится вокруг этой старушки. Раньше было мнение, что Кикимора появлялась там, где был убит или утонул ребенок, таким образом, погибшие дети становились Кикиморами. Или дети, которых прокляли свои родители. А в некоторых источниках, есть информация, что Кикимора Болотная была женой лешего и хозяйкой болот.

Также кикиморой становились девочки, рожденные от огненного змея. Он выбирал свою жертву, добирался по воздуху до её дома в виде огненного шара. Плод этой любви проклинали. И если верить славянским мифам, еще в чреве такого ребенка забирала нечистая сила и воспитывала у себя. Поэтому можно ли Кикимору называть старушкой?

Кикимора, Кукимора, а могли и Шишморой назвать. Само слово состоит из нескольких частей. Первое кик — означает горбатое, кривое. А вторая часть мора — происходит из славянского корня «смерть», от известной богини смерти Моры. И появлялась она там, где была гибель ребенка. Вот и получается, что возникала она только там, где нехорошее место.

Кикимора Болотная принимает образ горбатой, кривой несимпатичной уродливой женщины, с маленькими глазами, тоненькими губами и нос крючком. Ростом маленькая, тело не толще соломинки, голова с наперсток. На лице и по телу могут быть бородавки. А волосы длинные и запутанные, с тиной и болотными растениями. Когда попадает под лучи солнца, становиться зеленой. Быстро бегает как по небу, так и по земле, становится не видимой, но видит на очень дальние расстояния.

Где живет Кикимора Болотная?

Существует мнение, что днем она в лесу на болоте, а ночью приходит в дом.

В старые времена Кикимора в доме возилась с пряжей, подпискивала, подскакивала от удовольствия, тем самым пугала хозяев. После нее в доме все вещи были разбросаны, она путала пряжу, пачкала её, гремела и разбивала посуду. Следовательно, спокойно жить в таком доме люди не могли.

Ночью можно не только услышать подпискивания, но и крик ребенка. Или начинает делать маленькие пакости. Не дает спать по ночам, пугает, портит вещи, разбивает посуду. Мучает скотину, выдирает волосы с домашних животных или с жильцов дома. В доме ночью находиться, просто не возможно.

Но существует поверье, что злые люди могли специально подселить в дом Кикимору. И тогда, от такой соседки страдали все, в доме мерещатся животные, свит, шум и плач. Это могло привести к печально концу для хозяина дома.

А попытки переехать из дома, в котором жила Кикимора, становятся не удачными. Она со своим хозяином переедет и в другой дом. Если конечно не найдут, куклу или вещь похожую на человека. Только сжечь этот предмет поможет избавиться от нее.

Днем люди видят её редко, если конечно она не собирается запугать и заблудить в лесу человека. А если случилось так, что человек тонет, то она точно не даст ему возможности спастись.

Когда зима заканчивается и начинается весна отмечали день Маремьяны Праведной, день Мары-Морены (Мораны) это 16 февраля по старому стилю или 2 марта по новому. день весеннего равноденствия, а в народе именины у Кикиморы Болотной. Морена – богиня смерти, зимы и ночи.

Из рассказов древних легенд можно узнать, что Морана, за своими злодеями каждое утро пытается похитить солнце, чтобы весна не наступала. Но каждый раз не получается и они уходят от мощи и красоты солнца. И после ухода Кикиморы Болотной всегда наступает весна. Именно поэтому существует до сих пор весенний обряд по сжиганию чучела на масленицу, которое торопит зиму, чтобы быстрее пришла весна.

А старину в этот день задабривали кикимору, что бы она давала спокойно жить людям. Убирались в доме, намывали стены и пол, выкидывали старую одежду и разбитую посуду. Подметали все тропинки во дворе до ближайшей воды, это мог быть и колодец или водоем. После уборки все тряпки и веник выбрасывали или сжигали.

Конечно, много вопросов существует ли она на самом деле. В лесу она издает крик ребенка, смех, плач человека, её не видно, на глаза она не появляется, но ощущение что за тобой следят, есть. В лесу звуки могут появиться, когда метан выходит из глубин почвы. Но человеческий плач трудно с чем- либо перепутать.

Как обычно бывает, человек слышит крик ребенка или плач, бежит его спасать. Попадает в зеленую ловушку, которая его тянет вниз, и чем сильнее он сопротивляется, тем быстрее уходит в глубину. Так развлекает себя Кикимора, и только перед самым концом из опушек мха появляется она. Описывают Кикимору Болотную как страшную, зеленую женщину с бородавками на лице, запутанными длинными волосами, со мхом на голове. Её зловещий смех и страшный вид пугает и лишает последних сил человека.

В лесу кикимора болотная может еще запутать и заблудить людей. Она образует святящиеся огоньки. Они напоминают свет из окон домой. Люди идут на свет огоньков, как на свет жилища, и сбиваются с пути, попадая в её ловушку. И больше уже никогда не найдут выход из леса.

Когда ходите по лесу — будьте осторожны, не попадитесь на хитрости Кикиморы Болотной. Она злой персонаж славянской мифологии, поэтому так стали называть в наше время вредных и скверных людей.

К ИКИМОРЫ - духи тревожных, беспокойных снов и ночных мечтаний и привидений. Живут в домах, будучи посланными туда на определенное время из преисподней. Являются послами и служителями .

Кто же такие кикиморы?

Существовало также поверье, что кикиморы - это умершие некрещеные или проклятые матерями дети, которых колдуньи сажают кому-нибудь в дом (здесь уже очевидно влияние христианства), или женщины, унесенные еще в младенчестве чертями , воспитанные нечистью и посылаемые на некоторый срок на житье к людям. Считалось, что посадить в дом кикимор могут и плотники, если им не заплатили за их работу.

Знают кикиморы все деревни, все поселочки, ведают про все грехи человеческие. Пробираются в избу незамеченные, поселяются за печкой неслышимо. Держат зло на уме на люд честной, замышляют выжить хозяев из дому. А к мужчинам настроены более враждебно, чем к женщинам. С теми и попрясть могут, только, правда, больше пряжи попутают.

По ночам кикиморы проказничают, беспокоят людей, шуршат в потемках, путают куделю и пряжу, гремят в печи вьюшками, воруют кур, выщипывают шерсть у овец - пакостят помалу. Вредят скоту и тем, что пересчитывают его, а считать-то умеют только до трех. Всегда недовольны тем, что есть. И печь-то не так сложена, и стол-то не там поставлен, и лавка не там сделана. Всегда готовы на все брюзжать и во всем людям мешать. Но все же кикиморы, по сравнению с домовыми, считались менее беспокойными. Днем они не только невидимы, но и неслышимы - тихо сидят за печкою.


Кикиморы - чертихи. Представлялись они в виде неопрятных, с растрепанными, торчащими волосами, маленьких, тощих, с неприятным лицом с длинным носом, с занудливым характером женщин. Голова у кикиморы с наперсточек, а тело сравнимо с соломиной. От связи кикиморы с домовыми духами мужского пола идет продолжение рода и тех, и других. В иных местах считалось, что есть и лесные кикиморы - лешихи, лисунки. Больше всего кикиморы любят поселяться в жилищах, построенных в болотистой местности.

Кикимора не является очень уж опасным духом. Она, несмотря на все свое злопыхательство, не может причинить человеку большого зла. Она беспокоит, тревожит человека, старается нагнать на него страх, но вызывает к себе преимущественно лишь неприязненное отношение и насмешку.

Обряд изгнания кикимор из домов проводился 4 марта (стиль старый). Считалось, что в этот день они становятся тихими, смирными и ручными и что только в этот день от них можно избавиться. При изгнании кикиморы обметали печь и все углы в избе, окуривали ее с приговором: «Выходи ты, кикимора-домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо».


Кикиморы — духи злобные или добрые?

Кикимора (шишимора, мара) - один из видов . Этот персонаж восточнославянской мифологии - проявление злого духа Мары - Кики-Мара.
Мара - это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда «кош-мар»). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье.
Кикимора - злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с наперсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живет в доме за печью и занимается прядением и тканьем, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвет пряжу).
Кикимора может вредить домашним животным, в частности, курам, бросает и бьет посуду, мешает спать, шумит по ночам.
Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от нее служил «куриный бог» - камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.
Считалось, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещенными.

Также крестьяне верили, что кикимору могли «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок куклу (фигурку «кикиморы») и закладывали ее под матицу или в переднем углу дома.



Также считалось, что кикимора - это жертва аборта женщины (нерожденный ребенок); сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она породила, в момент смерти женщины все ее кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь ее душу в адские миры.
Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

Кикимора болотная

Есть еще кикимора болотная (лесная), жена (лешачиха), которая живет в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» приводит также сведения о лешачихах: «Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать». А сидящий на спине бесенок, который сосет грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи. Эти женщины обросшие, косматые, имеют волосы спутанные.

КИКИМОРА – дух ночных кошмаров и домашней плесени, Восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Свое название получила от «шишимора», где «шиш» – нечистый дух, а «мора» – олицетворение сил Богини Морены.Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.

Часто бьет Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость - выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит - вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами.

Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время «ублажить»: перемыть все в избе настойкой горького корня папоротника, который Кикимора очень любит. Но лучше всего все же изгнать Кикимору из дома навсегда, позвав в нужный день для проведения обряда волхва.

Поселившись в доме, Кикимора нередко становиться супругой Домового и если тот работящий да весёлый, то и характер Кикиморы может перемениться в лучшую сторону. Ну а если же Домовой лентяй да проказник - тут Кикимора проявит всю свою "кикиморочью натуру", ибо Кикимора, в отличие от Домового - злой дух дома, тёмная его сторона.

Кикимора, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее - к большому несчастью, даже к смерти.

Именины Кикиморы отмечаются 16 февраля. Отчего в этот день "хмельными" ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным.

На "Грачевник" (17 марта) Кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день можно их извести.

Плохо, если Кикимора после изгнания уйдет жить из избы в курятник. Тогда всем курам перья повыщиплет. Но и тут можно огородится о нее, повесив в курятнике «курячьего бога» - камень с природной сквозной дырой.

Хорошим оберегом от Кикиморы считается горшок с выбитым дном, который вешается перед входом на террасе, над насестом или на балках в хлеву. Иногда к кувшину привязывается лоскут кумача. Сегодня для подобных обережных целей (на даче, в квартирных домах не поймут) вполне можно использовать и горлышко от бутылки.

В некоторых районах Руси для оберега от Кикимор под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток - клок медвежьей шерсти. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а, найдя - сжигали. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь

В арсенале знахарских методов были и специальные заговоры и ритуалы. Например, на «Грачевника», обметали все углы в избе, а печь окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду.

Почему же в доме может появиться Кикимора?

Это происходит в трёх случаях:

1. Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии.

2. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт.

3. Кикимора напускная. Если строители и печники поработали на славу, а хозяин нового дома не торопится с расплатой, мстительные работнички могут сыграть с ним злую шутку. Подложить под печь или в фундамент наговоренную куклу или просто щепку. Кикимора в здании обеспечена.

Особенно активной Кикимора становится на Колядочные Белые Святки и может бесчинствовать целую неделю. В эти дни Кикимора рожает кучу детей - шулыканов. Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем вылетают на улицу из печной трубы.

На Водокрещи (19 января) для них кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь. Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, непослушных детей до икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали.

До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы: «А нечего тут...» Шулыканы же не способны доставить человеку серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его злонамеренность.

Г. Дергачёв. Именины Кикиморы

Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Настоящая чертиха,
Бывшая дитя проклятья,
Тайной вестницей от Вия
Часто в доме обитает.
С Домовым в порочной связи,
Род обоих продолжает
И суёт свой нос повсюду
С недовольством и ворчаньем.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.

Каждый, наверное, слышал слово «кикимора», видел Кикимору болотную на картинках, читал про нее сказки. Что рассказывают про Кикимору подлинные славянские поверья?

Кикимора домашняя - русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям.

Кикимора - дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям - при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка.

Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.

Отец мой дом строил, и плотников чем-то осердили. Они в последний ряд, под балку, куколку-кикиморку положили. Ночью как давай кричать: ребенок ревет, аж за душу тянет. Спать никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита.

На болоте, а иногда дома Кикимора могла заводиться сама по себе, например, на месте, где кто-то, особенно ребенок, трагически погиб, совершилось преступление, самоубийство. Часто встречаются Кикиморы в заброшенных домах.

Как выглядит Кикимора болотная?

Фото Кикиморы болотной ещё никто не сделал, но народных описаний ее много. Кикимора болотная на картинках да и в жизни, как говорили, напоминает маленькую сгорбленную старушонку, покрытую травой и мхом, одетую в грязные рваные тряпки. Хотя людям Кикимора болотная и домашняя показывается только в исключительных случаях, обычно предвещая несчастье, иногда можно её постараться увидеть:

Хозяин подстерег Кикимору рано утром и увидел: сидит на лошади небольшая бабенка в шамшуре и ездит вокруг яслей.

Впрочем, если верить сказкам про Кикимору, она способна принимать любой облик - знакомого человека, обычной женщины или мужчины, красивой девушки с распущенными волосами. Перевоплощался дух болота и дома в разных животных.

Хозяйка ушла за дровами, а в избе поросенок. Она пришла - он на лавку, на стол, везде. А потом в этом доме стала маячить собака.

Чем может угрожать встреча с К икиморой на болоте или дома?

Каковы способы защиты от Кикиморы? Дома Кикимора портит жизнь всем ее обитателям - прячет вещи так, что их никто не найдет, стучит и шумит дома, портит и путает пряжу. Говорили, это от того, что Кикимора домашняя тоже хочет хозяйничать, но толком не умеет.

Болотная Кикимора пугает путников страшными звуками. Охотников она заманивает в чащу, крякая по-утиному, например. От Кикиморы болотной защищались оберегом, равно как и от проказ Лешего. Не ходили в лес или около болота в неурочное время.

От домашней Кикиморы избавиться сложнее. Сказки и поверья про Кикимору говорят, что если дома «пугает»: раздаются странные звуки, портятся вещи, словом, случается все то, что мы называем «полтергейстом», нужно поискать незаметно подложенную недоброжелателями куколку или другую вещь, избавиться от нее особым ритуалом. Говорили, что Кикимору можно изловить, выстричь крестом на затылке волосы, и она превратится в человека, но в чем-то неполноценного.

Кикимора болотная боится оберегов - «куриных богов» (камней со сквозной дыркой), его носили при себе, вешали дома; можжевельника, папоротника.

16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.

Сказки про Кикимору болотную

Кикимора болотная - более популярный нынче персонаж. Про нее сказки рассказывают, картинки рисуют. Рассказывали в таких сказках, что Кикимора болотная похищает в деревнях детей, подменивая их на своих собственных или даже на полена.

В некоторых сказках Кикимора выступает в качестве добродушного персонажа, укачивающего детей, пытающегося помогать хозяйке дома, что роднит ее с домовым.

Кое-где считали, что Кикимора - это и есть жена домового, либо сближали ее образ с Домахой (домовым женского пола). Кикимору болотную, которую можно увидеть на современных картинках, часто сближают с русалкой. Она выступает настоящим духом-воплощением природы.

Кикимора домашняя и Кикимора болотная - два разных персонажа. Если Кикимора домашняя - персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная - больше героиня современных мультфильмов, рассказов.

Кикимора - известный персонаж славянской мифологии. Чтобы познать мир славянских поверий, мировоззрение наших предков, полезно изучать истории и мифы, сохранившиеся о духах природы, дома, всего сущего. К тому же, это занятие чрезвычайно увлекательно!

Подробнее о славянской мифологии.

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»