Морфологические нормы русского языка презентация. Презентация на тему Морфологические нормы: образование форм слова


Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э. .

Великие о речи… Для интеллигентного Неправильное человека дурно употребление слов говорить должно бы ведет за собой ошибки считаться таким же в области мысли и неприличием, как не потом в практике уметь читать и жизни. писать. Д. И. Писарев А. П. Чехов

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Нормалитературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: Неправильно: их слезай красивее ихний слазь красивше или более красивее трое студенток три студентки

существительных опасность представляют вариантные формы. 6 В форме И. п. мн. ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола, кузова, купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы, диспетчеры, договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄, шоферы. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др. ;

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен. р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р. п. мн. ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср. р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных 9 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, якутов, хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген Акров, байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров, саперов, мичманов. слайд № 1 12. 02. 2018

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И. п. мн. ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Существительные среднего рода без ударения -ье Р. п. мн. ч. -ья 11 -ИЙ Р. п. мн. ч. Побережье - побережий, соленье - солений - ИЙ Оладья - оладий Плясунья- плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев Существительные среднего рода под ударением -ье Р. п. мн. ч. Ружье - ру΄жей -ья - ЕЙ Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий. слайд № 1 12. 02. 2018

Сущ. ср. р. в И. п. на –ЦЕ в Р. п. мн. ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце 12 полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р. п. мн. ч. у ряда сущ. ж. р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед -НЯ стоит гласная окончание мягкое: богинябогинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое: баснябасен слайд № 1 12. 02. 2018

Способы образования сравнительной степени прилагательных Простая форма Сложная (составная) форма Образуется путём - при помощи суффикса –ЕЕ (- прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. ЕЙ): красивее – красивей; - при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; - при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.

Превосходная степень Простая форма Сложная (составная) форма Образуется - при помощи суффиксов – - прибавлением к ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; - при помощи суффикса –Ш: высший, низший; - иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; - от других основ: хороший – лучший прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; - прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее

Обратите внимание! НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более умнее, наименее красивее. МОЖНО самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

Запомни! Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше.

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные Порядковые -обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; -различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р. п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т. п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И. , В. – полтора (м. , ср. р.), полторы (ж. р.) полтораста Р. , Д. , Т. , П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И. , В. – сорок, девяносто, сто Р. , Д. , Т. , П. – окончание –а.

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И. , В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем. . . 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

Следует запомнить обе оба обоих, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

Особенности употребления глаголов Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Инфинитив Ед. число Множ. число глядеть глядите ехать поезжайте лазать лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь лягте трогать трогайте класть кладите Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите

Особенности употребления местоимений Притяжательное местоимение их, её имеет только эту форму. НЕЛЬЗЯ: Ихний, ейный Запомнить: Скучать, грустить по вас, по нас после простых предлогов типа в, без, к, до и после наречных предлогов возле, мимо, после, около к личным местоимениям 3 лица прибавляется начальное Н: к нему, у неё, за ней, около них. После наречных предлогов вопреки, благодаря, согласно, наперекор, навстречу, которые употребляются только с Дат. падежом, начальное Н НЕ прибавляется: навстречу ему, вопреки ей.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) клади портфель 2) более семиста студентов 3) до две тысячи пятого года 4) её диплом Ответ: 2) более сем. Исот студентов 1) полутораста книгам 2) трое жеребят 3) ихний кабинет 4) наименее удобный. Ответ: 3) ИХ кабинет

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) с шестьюдесятью миллионами 2) более трехсот заданий 3) положи на полку 4) скучаю по вам Ответ: 4) скучаю по ВАС 1) обеим старушкам 2) семеро нас 3) свойственен им 4) более модный. Ответ: 3) свойств. ЕН им

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте на пол 2) более мудрый старец 1) о ста странах 3) до одна тысяча 2) три аспирантки девятьсот семнадцатого года 4) шире реки Ответ: 1) ля. Гте на пол 3) к семидесяти двум 4) прибавить к девяностам трем. Ответ: 4) прибавить к девяност. А трем

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) самый скучный день 2) едь быстрее 1) о полтора тоннах 3) клади на стол 2) обоих друзей 4) грущу по вас 3) мокла под дождем Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ быстрее 4) легче всего. Ответ: 1) о пол. Утора тоннах

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) обеими руками 2) четверо ножниц 1) о трех поросятах 3) не лазейте по 2) наиболее деревьям 4) к их мнению Ответ: 3) не лаз. Айте по деревьям. ответственный пост 3) положи ручку 4) чудю на уроке. Ответ: 4) нельзя образовать!

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) около пятиста снимков 2) в течение тридцати семи минут 3) выложи на парту 4) самый яркий Ответ: 2) около пяти. СОТ снимков 1) семьюдесятью процентами 2) ехай вперёд 3) высох быстро 4) быстрейший спортсмен. Ответ: 2) ПОЕЗЖАЙ вперед

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) разрежь батон 2) попробуем 1) на обоих берегах 3) красивше всех 2) лягте на кушетку 4) более резкий крик 3) ответ медлен Ответ: 3) краси. ВЕЕ всех 4) более выше. Ответ: 4) ВЫШЕ, более ВЫСОКИЙ

Д. С. Лихачев Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо.

    Слайд 1

    Авторы-составители: Гаар Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6» г.Юрги Гафурова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 45» г.Прокопьевска Москвичева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 32» г.Прокопьевска Кемерово 2011 Подготовка к ЕГЭ Задание А 3

    Слайд 2

    Дорогие друзья! Вы хотите подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самым эффективным и быстрым способом? Вы хотите избежать на реальном ЕГЭ фатальных технических ошибок?Вы желаете узнать о сюрпризах и ловушках, которые вас ожидают?Вам интересно, что и как следует делать, чтобы получить на ЕГЭ по русскому языку максимум баллов?Вы хотите по результатам ЕГЭ поступить в вуз на бюджет?Вы хотите приобрести в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку практическую грамотность, которая будет способствовать всей вашей дальнейшей карьере?Если на большую часть вопросов вы ответили "ДА!", то это значит, что вы нашли именно то, что вам нужно в данный момент. Сделайте первый шаг к успеху!

    Слайд 3

    Морфологические нормы Морфологическая норма – правильное образование грамматической формы слова (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Соблюдение этих норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности, искажение норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам. .

    Слайд 4

    Задание А - 3 имя прилагательное, наречие имя существительное глагол местоимение имя числительное предлоги

    Слайд 5

    имя существительное Род несклоняемых имен существительных Правописание имен существительных род.п. множественного числа Варианты падежных окончаний имен существительных Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Склонение собственных имен существительных Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура) Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Названия обуви и парных предметов

    Слайд 6

    Правописание имен существительных род. п. множественного числа существительные, обозначающие название овощей и фруктов, имеют окончание -ов (томатов, апельсинов) НО: яблок, гранат, маслин существительные, обозначающие название парных предметов, имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) НО: носков, гольфов, клипсов существительные ж.р. на –няимеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен) существительные, обозначающие название национальностей, имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван) НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др. существительные ср.р. на -ьеимеют окончание –ий (селенье- селений, побережье - побережий, раздумье - раздумий) НО: платьев, устьев и некоторые другие

    Слайд 7

    Род несклоняемых имен существительных

    Слайд 8

    Варианты падежных окончаний имен существительных Окончания –ы, - и употребляются: У заимствованных существительных на –ер, -ёр. Например: шофёры У заимствованных одушевленных и неодушевленных существительных на –тор, -сор. Например: редукторы, конструкторы, инспекторы. НО: директора, профессора Окончания –у, -ю употребляются: У вещественных существительных при указании на количество. Например: стакан чаю. У отвлеченных и собирательных существительных в сочетании со словами много или мало. Например: много шуму, мало народу.

    Слайд 9

    Род несклоняемых имен существительных (аббревиатура)

    Слайд 10

    Род имен существительных, оканчивающихся на -ль Ко второму склонению и к мужскому роду относятся слова: аэрозоль, полироль, пасквиль, водевиль, квантиль, квартиль, эндшпиль, тюль, толь, бемоль К третьему склонению и женскому роду относятся: антресоль, мозоль, канифоль, вакуоль, триоль

    Слайд 11

    Склонение собственных имен существительных Собственные имена существительные склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: Иноязычные и русские фамилии на согласный. Например: к Олегу Финкелю и к Марии Финкель; от Ивана Волка и от Ирины Волк. Фамилии на –ч. Например: у Вулича Саши, от Марии Романович. Фамилии, совпадающие с именами нарицательными или географическими названиями типа Нос, Чуб, Ремень. Например: об Александре Рысе, роль Елены Соловей. Фамилии на -ок, -ек, -ец. Например: у Александра Починка, Юрия Коринца и Марии Коринец.

    Слайд 12

    Склонение собственных имен существительных Не склоняются: Русские фамилии на -ЫХ, -ИХ. Например: Алексею Седых от Нины Черных. Мужские и женские фамилии на -ово, -ако, -аго, -яго. Например: речь Плевако, Живаго, Дурново. Иностранные фамилии на гласный. Например: пьеса Бернарда Шоу. Фамилии на -иа и финские фамилии на –а. Например: Гулиа, Эриа. Фамилии на -ко, -о. Например: от Клары Лучко. Склоняются: Фамилии на –ия. Например: стихи Гарсии. Фамилии на –а, -я. Например: у Григория Сковороды. Запомни: у фамилий русского происхождения в тв.п. м.р. окончание –ым (сделано Ивановым), а у фамилий иностранного происхождения окончание –ом (сделано Дарвином)

    Слайд 13

    Склонение имен существительных, обозначающих географические названия Не склоняются: Названия княжеств, герцогств, штатов, провинций. Названия озёр, урочищ, островов, гор, пустынь, мысов. Например: в пустыне Сахара. Приложения и названия, выраженные словосочетаниями. Например: в городке Санта-Барбара. Наименования заключены в кавычки. Склоняются вместе с родовым наименованием: Географические названия, представляющие собой полные формы прилагательных. Например: на горе Железной. Географические названия на согласный. Например: из города Красноярска. Запомни: у имен собственных, обозначающих географические названия, оканчивающихся на –о, в творительном падеже окончание –ым (под Беловым)

    Слайд 14

    Названия обуви и парных предметов А также: гамаши - одна гамаша, гетры - одна гетра, бакенбарды - одна бакенбарда, краги - одна крага НО: гольфы - один гольф, рельсы - один рельс, коррективы - один корректив Следует запомнить:

    Слайд 15

    Образование форм степеней сравнения прилагательных, наречий Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший

    Слайд 16

    глагол Употребление форм возвратных глаголов Образование форм повелительного наклонения Особенности употребления в речи глагола класть

    Слайд 17

    Образование форм повелительного наклонения Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо запомнить!

    Слайд 18

    Употребление форм возвратных глаголов В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс - сь: Запомни! Существует только форма извините, извинитесь (в повелительном наклонении), употребление возвратного суффикса –СЬ- в изъявительном наклонении недопустимо (извиняюсь - ошибка)

    Слайд 19

    Особенности употребления в речи глагола класть Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой: положить, выложить, переложить и др.

    Слайд 20

    имя числительное Особенности склонения числительных 40, 90, 100 Склонение сложных количественных числительных Употребление собирательных числительных с существительными Склонение числительных по типу прилагательных Особенности склонения числительных полтора, полтораста Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 21

    Употребление собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей). Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг; с существительными дети, люди, а также обозначающими названия детёнышей животных: четверо детей, семеро козлят. Ни в коем случае их нельзя употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое волков; с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов: двое саней; числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода: оба брата, а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода: обе сестры.

    Слайд 22

    Особенности склонения числительных 40, 90, 100 У числительных 40, 90, 100 существует только две формы:

    Слайд 23

    Склонение сложных количественных числительных У сложных количественных числительных склоняются обе части:

    Слайд 24

    Склонение числительных по типу прилагательных Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных: :

    Слайд 25

    Склонение составных количественных и порядковых числительных

    Слайд 26

    Особенности склонения числительных полтора, полтораста У числительных полтора, полтораста существует только две формы:

    Слайд 27

    местоимение Притяжательные местоимения их, его, её имеют только эту форму. Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя, евошний, евонный, еёшняя)!

    Слайд 28

    предлоги Употребление предлога –по Употребление производных предлогов Употребление предлогов -под и -против

    Слайд 29

    Употребление производных предлогов Производные предлоги благодаря и вопреки употребляются в конструкциях с дательным падежом: благодаря усилиям, вопреки указаниям. Предлог благодаря связан лексически с глаголом благодарить, поэтому употребление этого предлога указывает на причину, которая влияет на положительный результат (нельзя говорить благодаря болезни я не смог всё выполнить - в данном случае уместно использование непроизводного предлога из-за). Предлог вопреки имеет значение «несмотря на что-нибудь или кого-нибудь»

    Слайд 30

    Употребление предлога –по Наиболее употребительным является предлог по. В современном языке часто встречается неуместное и тавтологическое его употребление, нарушающее нормы литературного языка: По завершению информационной программы состоится премьера телефильма (по вместо после)

    Слайд 31

    Употребление предлогов -под и -против В речи встречаются ошибки в употреблении предлогов под и против. В соответствии с морфологическими нормами нельзя употреблять предлог под в сочетании с существительными, имеющими абстрактное значение: выделить средства под проведение праздничных мероприятий надо: выделить средства для проведения праздничных мероприятий

    Слайд 32

    Инструкция по работе с учебным тренажёром Дорогой друг! Ты повторил теоретический материал к заданию А 3. Чтобы закрепить его, тебе необходимо пройти два уровня подготовки. Первый уровень – это тренажер, при помощи которого ты закрепишь свои знания на практике, второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Ты готов? Тогда действуй! И запомни: Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс» 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус» 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу

    Слайд 33

    много облаков поезжай хорошо проповедовает с двумястами бойцами - - + - 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 34

    двое подружек свыше четырех тысяч метров несколько яблок старые профессора - - + - 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 35

    к две тысячи пятому году жгёт костер пачка макарон фильм интереснее - - + - 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 36

    в течение тридцати пяти минут дамских туфель молодые бухгалтеры ихней работы - - + - 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 37

    поезжай домой менее значительный прочитая рассказ в две тысячи пятом году - - + - 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 38

    оденьтесь теплее с пятидесятью рублями высохла спелых абрикосов - - + - 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 39

    выдвинуть сто четыре кандидата в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году по семьдесят лет около четырех миллионов книг - - + - 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 40

    пара ботинок много баклажанов пара носок пара чулок - - + - 8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 41

    блюдцев яблонь свечей платьев - - + - 9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 42

    глубочайшее озеро положи на место трое суток повары вкусно готовили - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 43

    Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Слайд 50

    лежать на береге много цапель в обеих руках две пятых потребляемой энергии - - + - 10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    Слайд 55

    Подведём итоги Повторить тест Внимательно подсчитай количество правильных ответов 10 правильных ответов – «5» 8-9 правильных ответов – «4» 5-7 правильных ответов – «3» 1-4 правильных ответов – нужно вернуться назад Помни - лучше всего начать работу с повторения теоретического материала! Вернуться к теории

    Слайд 56

    Список литературы Академический Международный Институт [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ, 2010.- Режим доступа: Академический Международный Институт http://ami-map.ru/ Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы [Текст]: учеб, пособие/ В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004. – 295с. Баронова, М.М. Русский язык: полный справочник [Текст] /М.М. Баронова. 2010, c. – (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену). Пучкова, Л.И. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания [Текст] / Л.И. Пучкова. «Экзамен», 2011. – 158, c. (Серия «ЕГЭ 2011. Типовые задания») Рахимкулова Г.Ф.Репетитор по русскому языку: схемы, таблицы, тесты, ответы / Г.Ф. Рахимкулова, А.А.Чернавина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 Текучева, И.В. Русский язык: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / И.В.Текучева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. И.П. Цыбулько, Ю.Н. ГостеваОтличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий [Текст] / ФИПИ.2011 – 224 с. Методический кабинет (русский язык, литература, история, математика, начальная школа, дошкольное образование и воспитание) [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий, 2010.- Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html

Посмотреть все слайды

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки.

Род неизменяемых имен

1. Неодушевлённые

2. Одушевлённые

3. Обозначающие животных, птиц

4. Географические наименования, названия печатных изданий

5. Аббревиатуры

Средний род

Пальто, кашне,

Исключения:

такси, эскимо

1) мужской род: хинди, эсперанто,

сирокко, торнадо, сулугуни, евро.

2) женский род: кольраби, салями,

Род сущ., обозначающих леди, пани, мадам и

авеню и др.

лицо, соотносится с

др. - ж. р.;

жюри – среднего рода;

п о л о м данного лица

рефери, портье и др. протеже, замдекана, зампредседателя,

завполиклиникой, завотделом и т. п. –

Мужской род

пони, ш и м п а н з е,

мужского и женского рода.

Если подчёркивается, что речь идет об

фламинго;

особи женского пола, данные слова

исключения: иваси, употребляются как сущ. женского рода:

цеце и др. - ж. р.

Молодая ш и м п а н зе, очень заботилась

о своём детёныше.

Определяется по роду

Тбилиси (город) –

того нарицательного

м.р., Капри

сущ., с которым

(остров) – м.р.,

соотносится данное

Миссисипи (река)

название

– ж.р., «Таймс»

(газета) – ж.р.

Обычно определяется

Это правило не касается изменяемых

по роду опорного

(университет) –

аббревиатур, род которых

м.р. АТС

определяется не по опорному слову, а

(станция) – ж.р.

по характеру основы и окончанию

Им.п. ед.ч.: вуз (в вузе, вузом) – м.р.,

загс (у загса) – м.р.

Род сложных существительных,

пишущихся через дефис

Род сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

а) по первой части, если изменяются обе части:

автомобиль-цистерна - м. р., кресло-кровать - ср. р., школа -интернат -ж. р.,

б) по изменяемой части, если другая является неизменяемой: кафе-клуб (м. р.), альфа-излучение

(ср. р.), альфа-частица (ж. р.).

В роли неизменяемой части могут выступать и изменяемые имена существительные: плащ-

палатка, к плащпалатке, с плащ-палаткой; вакуум

охлаждение, при вакуум- охлаждении и т. д. Изменяемость-неизменяемость одной из частей подобных слов необходимо запоминать либо проверять по словарю.

1) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: в е чер - вечер а , п а спорт - паспорт а , голос - голос а ,

ве ксель – векселя .

2) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: апт е карь - аптекар и , библиот е карь -

библиотекари , компью тер - компьютеры , инжене р - инженеры . Исключения: рукав - рукава , ме сяц - месяцы.

3) Слова с элементами -ер/-ёр имеют окончание -ы/-и: актёр - актёр ы ,

шофёр - шофёры , режиссёр - режиссёры , дирижёр - дирижёры и др.

Это слова французского происхождения.

4) Слова латинского происхождения с элементом -тор - неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлектор ы , детектор ы ,

рефрижераторы , конденсаторы

5) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы : автор ы , лектор ы , ректор ы , конструктор ы и окончание -а: доктор а , директор а , профессор а . Почему же мы говорим лекторы , но профессора ? Выбор объясняется традицией.

Запомните, что просторечные формы бухгалтер а , инженер а ,

выбора , договора , приговора , должностя , шофера , почерка , крема , супа

и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.

множественного числа имен существительных

6) Различие в значение слов

В ряде случаев окончания –ы,и -а служат для различения смысла слова:

образы (художественные) - образа (иконы); проводы (при отъезде) - провода (электрические); цветы (растения) - цвета (окраска); пропуски (недосмотры) - пропуска (документы);

поясы (географические) - пояса (одежды) и др.

Подобных пар в русском языке достаточно: листы - листья, зубы - зубья и др.

7) Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными):

бункеры - бункера годы - года

инструкторы - инструктора клапаны - клапана (технический термин) кители - кителя прожекторы - прожектора

секторы – сектора, цехи - цеха

имен существительных

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание:

ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носков.

2. Названия национальностей подчиняются следующим

правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан,

армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов. Исключение:

турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют

следующих окончаний:

10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

5.Имена группы "овощи - фрукты" имеют окончания -ов:

Родительный падеж множественного числа

имен существительных

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей: свечей, граблей, простыней.

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей.

Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на –ии: побережий, захолустий, снадобий.

3 . Существуют также формы на -ев: устьев, болотцев, верховьев, низовьев.

Имя прилагательное

Недопустимо соединение в одной конструкции простой и

сложной форм сравнительной степени:

Мой брат более старше меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя

употреблять простые и сложные формы степеней сравнения:

Он более способный и умнее меня.

От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней - лучше, хуже: Он учится лучше меня.

Местоимение

Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка - неудачный выбор

б) дремет, сыпет, трепаешь,

2. Неправильное

образование форм

настоящего времени

разноспрягаемых глаголов

З. Неправильное

замерзнул

образование форм

охрипнули

прошедшего времени глаголов

с суффиксом -ну-

утихнула

4. Неправильное образование

лечь - ляжь

испечь - испечите

форм повелительного

наклонения глаголов

Правильный

Литературная норма:

а) колышет, машу, плещется, полощет; б) дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

Литературная норма:

Лечь - ляг испечь - испеките

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э..

2 слайд

Описание слайда:

Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

3 слайд

Описание слайда:

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

4 слайд

Описание слайда:

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

6 слайд

Описание слайда:

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

7 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

8 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

9 слайд

Описание слайда:

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов.

10 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

11 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Существительные среднего родабез ударения -ье -ья Р.п. мн.ч.-ИЙ Р.п. мн.ч.- ИЙ Побережье - побережий, соленье - солений Оладья- оладий Плясунья-плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья-хлопьев Существительныесреднего рода под ударением -ье -ья Р.п. мн.ч. - ЕЙ Ружье -ру΄жей Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий.

12 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯ стоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое:басня-басен

13 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

14 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

15 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

16 слайд

Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

17 слайд

Описание слайда:

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

18 слайд

Описание слайда:

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

19 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

20 слайд

Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён числительных

21 слайд

Описание слайда:

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

22 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

23 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

24 слайд

Описание слайда:

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

25 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

26 слайд

Описание слайда:

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

27 слайд

Описание слайда:

оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам Следует запомнить

28 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

29 слайд

Описание слайда:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите

1 слайд

2 слайд

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:

3 слайд

Типология заданий Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол; 2) самый красивейший; 3) пара носков; 4) пятисот лет. Укажите номер предложения, в котором есть действительное причастие (деепричастие, подчинительный союз и т.п.). Укажите правильную морфологическую характеристику слова ясно из предложения: 1) краткое прилагательное; 2) глагол; 3) краткое причастие; 4) наречие.

4 слайд

Типология заданий Из предложения (предложений) выпишите краткое причастие (прилагательное в превосходной степени, все наречия, частицы, производные предлоги, притяжательные местоимения и т.п.). Из предложения (предложений) выпишите причастие, перешедшее в имя существительное. Укажите номер предложения, в котором местоимение употреблено в функции частицы.

5 слайд

Следует повторить следующие темы: I. Род имен существительных. II. Формообразование имен существительных и прилагательных. III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных. IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

6 слайд

самостоятельные служебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предлог Частица Союз Морфологические нормы. Части речи.

7 слайд

Особенности употребления имён существительных Употребление форм рода Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности.

8 слайд

Род несклоняемых существитель- ных иноязычного происхождения К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.): существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся: существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси.

9 слайд

Род имён существительных Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию: Тбилиси (город) – м.р., Миссисипи (река) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср.р. Род сложносокращённых слов определяется по роду ведущего слова: РОО – районный отдел образования (м.р.). Род имён существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии: менеджер Елисеев – менеджер Елисеева; певец-певица, студент-студентка; секретарь Иванова, инженер Родионова.

10 слайд

Употребление форм числа имён существительных Большинство существительных в русском языке способно иметь формы единственного и множественного числа: стол – столы. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, имеют окончания –И(-Ы): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных в именительном падеже множественного числа оканчивается на ударное –А (-Я): дома, вечера.

11 слайд

Запомните Окончание -Ы (-И) имеют слова: аптекари лекари ораторы сваты библиотекари инструкторы приговоры секторы бункеры кондукторы рапорты слесари бухгалтеры конструкторы ревизоры торты выборы консулы редакторы фронты договоры лекторы режиссёры шофёры инженеры офицеры ректоры штурманы

12 слайд

Запомните Окончание -А (-Я) имеют слова: адреса (но во веки веков) директора жемчуга бока векселя доктора жернова века мастера желоба сторожа катера номера паспорта тенора кителя округа повара фельдшера колокола ордера погреба хутора корма отпуска поезда шелка кузова паруса профессора закрома купола сорта штемпеля

13 слайд

Употребление падежных форм имён существительных Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Пара носков Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов. Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров. Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Жить среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, узбеков, якутов. Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Отряд гардемаринов, минёров, сапёров.

14 слайд

Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч) нет блюдец, полотенец, яблок нет коленей нет нападок, потёмок, будней, заморозков нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей

15 слайд

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

16 слайд

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

17 слайд

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

18 слайд

Следует помнить Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже. Исключением является несколько конструкций, закрепивших сочетание слова самый с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим (образом). Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.