Самооценка пример написания. Самооценка - её уровни, формирование и способы корректировки


Понятие «самооценка » известно каждому, это слово у всех на слуху. А словосочетание «заниженная самооценка» мне часто приходится слышать от моих клиентов, девушек и молодых людей, которые обращаются ко мне за психологической помощью. Давайте же попробуем разобраться, что это за диагноз такой «заниженная самооценка», чем он опасен и можно ли как то скорректировать самооценку?

Что такое самооценка?

Самооценка — это представление человека о самом себе, о своих личностных качествах и особенностях, это то, как человек оценивает себя, свои возможности и способности . Анализировать себя, свои поступки, свои личностные особенности нормально для каждого человека. Более того, это просто необходимо для того, чтобы интегрироваться в общество, занять в нем определенное место, выстраивать отношения с людьми. Самооценивание является одним из необходимых условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности, прямо отражающееся на жизни человека. И от того, способен ли человек объективно оценить себя зависит то, как окружающие люди и общество в целом будет воспринимать его.

Как формируется самооценка?


Формирование самооценки начинается еще в детстве. В период дошкольного возраста на этот процесс в большей степени влияют родители. Заниженная самооценка может формироваться у ребенка, если его родители предъявляют к нему завышенные требования, постоянно выражают недовольство его поведением или поступками, часто критикуют его и практически не дают поддержки, не принимают его. Различные заболевания, и дефекты внешности также влияют на появление заниженной самооценки, так как ребенок сталкивается с постоянными издевками и насмешками со стороны детей, окружающих его.

Начиная со младшего школьного возраста для ребенка значимой становится также фигура учителя и то, как он оценивает его школьные успехи. Если учитель негативно отзывается о ребенке, ставит ему низкие оценки, часто ругает, стыдит или даже унижает при всем классе, то самооценка ребенка занижается.

В подростковом возрасте становление самооценки продолжается, и здесь уже определяющим для подростка является мнение сверстников о нем, и то, какое место он занимает в компании друзей или школьном коллективе в целом. Издевательства со стороны одноклассников, оскорбления и насмешки по поводу внешности или уровня умственных способностей, непринятию в референтную (значимую) группу сильно понижают самооценку подростка, лишают уверенности, формируют негативное представление о себе самом и своей внешности.

Таким образом, формирование самооценки – это длительный процесс, который изначально зависит от того, какую оценку человеку дает социум, а именно, значимые люди. Постоянное столкновение с неодобрением и унижением, непринятием окружающих способствует формированию у человека заниженной самооценки.

Психологические особенности человека, обладающего заниженной самооценкой


Так что же отличает человека, имеющего заниженную самооценку? С какими трудностями он сталкивается в жизни? Какими особенностями характеризуется его поведение и поступки?

Человек, обладающий заниженной самооценкой, отличается неуверенностью в себе, замкнутостью и нерешительностью. Он акцентирован на своих недостатках, хорошо осведомлен о своих негативных особенностях, при этом о своих положительных качествах и достоинствах практически ничего не знает. Он постоянно жалуется на жизнь, чувствует себя беспомощным. С одной стороны, он ощущает невозможность изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону, а с другой, жутко боится любых перемен. Человек с заниженной самооценкой неадекватно реагирует на любую критику, чувствует себя при этом униженным или застыженным.

От того, как сам человек относится к себе, как оценивает себя, во многом зависит то, как другие люди будут к нему относится. Человек ощущает, что недостаточно хорош, и тогда, попадая в отношения, он довольствуется малым, считает, что не заслуживает чего-то большего, чувствует сильную зависимость от партнера, не способен на построение равноправных гармоничных отношений с другими людьми. Он также склонен оправдывать других людей, прощать им ошибки, при этом критически относится к собственным неудачам, зациклен на своих недостатках. Человек, обладающий заниженной самооценкой, склонен к самообвинению. Он постоянно критикует себя, акцентируется на своих поражениях, винит себя за ошибки прошлого, не может простить себя (о чувстве вины я писала в статье « » ) .

Люди с заниженной самооценкой часто одиноки, чувствуют отчуждение от общества, неуверенность в себе мешает им строить межличностные отношения и заводить новые знакомства.

Коррекция заниженной самооценки

Можно ли самостоятельно завысить свою самооценку, сделать ее отимальной? Да, я считаю, что можно. Главное, это осознать, как заниженная самооценка влияет на вашу жизнь, в чем ограничивает вас и мешает нормальной, здоровой жизнедеятельности. Осознание причин, которые повлияли на снижение вашей самооценки, также важно. Но еще важнее попытаться перестроить свой привычный образ жизни, сложившийся под влиянием негативного представления о себе. Ведь жизнь человека с адекватной самооценкой сильно отличается от имеющихся у вас паттернов (привычных способов) поведения.

6 основных этапов коррекции заниженной самооценки

Сравнение прочь

Постарайтесь сравнивать себя с другими людьми как можно реже, а лучше не сравнивайте вообще. Все люди разные, у каждого своя жизнь, свои цели и ценности. Невозможно быть первым во всем! Важно научиться ценить то, что у вас есть уже сегодня, не обесценивать свои достижения. Сравнивать себя только с собой вчерашним, отмечать свое развитие и изменения в жизни, замечать моменты, в которых вы «подросли». И, главное, научитесь присваивать себе свои достижения и победы, даже если они незначительны. Не забывайте поощрять себя, хвалите за малейшие успехи!

Избавьтесь от негативных мыслей

Старайтесь думать позитивно обо всем, размышляйте о положительном исходе событий, перестаньте ожидать постоянно провала. Для этого можно использовать формулы самовнушения – короткие фразы, которые помогут вам почувствовать себе увереннее (например, «У меня получится!», «Я справлюсь!» и т.д.)

Поймите, к чему вы стремитесь


Подумайте о том, каким человеком вы бы хотели быть, какими качествами обладать. Есть ли в вашем окружении люди, на которых вы хотели бы быть похожи? Чем именно они вам нравятся, в чем их особенность, сильные стороны? Подумайте о том, какие конкретно шаги вы можете предпринять, чтобы приблизиться к желаемой цели? Есть ли какие препятствия на вашем пути, как вы можете их преодолеть? Поговорите с человеком, на которого вы стремитесь быть похожим: спросите его о том, как ему удалось добиться того результата, который он имеет (или почитайте его интервью, если это какая-нибудь знаменитость, кинозвезда или популярный музыкант. Звезды охотно делятся с поклонниками рецептами своего успеха).

Сосредоточьтесь на своих достоинствах

Знать свои недостатки хорошо, но не менее важно понимать, принимать и показывать свои сильные стороны и положительные качества. Найдите их в себе самостоятельно или обратившись за помощью к друзьям, родителям или психологу. Взгляд со стороны поможет открыть в себе что-то новое и ценное. Не стесняйтесь спросить своих друзей о том, за что они вас ценят.

Полюбите себя

Ухаживайте за собой, не жалейте времени только на себя, позвольте себе тратить на себя деньги, покупайте новую одежду, следите за своей внешностью. Примите свое изображение в зеркале и полюбите его. Прислушайтесь к своим желаниям, поймите, чего вам хочется (об этом я писала в статье « » ) Найдите себе занятие по душе, которое будет вдохновлять вас и приносить удовольствие и положительные эмоции.

Обращайтесь за поддержкой

Делитесь своими переживаниями с родителями или друзьями, прислушивайтесь к их мнению, принимайте похвалу, не обесценивайте ее. Научитесь относиться к критике как к возможности что-то улучшить или изменить в себе, как к совету или рекомендации. Если в вашей жизни не человека, способного выслушать вас, или которому вы сами можете открыться, начните вести дневник. Записывайте в него события, происходящие в вашей жизни и связанные с ними чувства. Этот прием поможет вам снизить напряжение, осознать и вербализовать свои переживания, разобраться в ситуации и лучше узнать себя.

И помните, самооценка является переменной величиной. Это означает, что вы можете ее изменить. И только вам решать, в какую сторону.

/ / в / от Dusha64

«Всякая душа приходит в физический мир с намерением разрешить вопросы самооценки.» Пол Феррини
Где грань между адекватной и неадекватной самооценкой , между низкой и высокой, и кто определяет эти категории?

Если отталкиваться от определения самооценки как вектора (стержня, фундамента) личности, которая играет роль в выборе действий и принятии решений, в мышлении, то адекватность самооценки можно определить, насколько успешно человек самостоятельно справляется с жизнью и с участием в межличностных отношениях.

Принято считать, что низкая самооценка более вредит, нежели завышенная.
На первый взгляд кажется, что те, кто о себе большого мнения, кто мало считается с чувствами других, более успешно адаптировались к социуму: они могут идти «по головам», добиваться целей, не учитывая интересов других.

Самооценка, пока она не станет стабильной, все время «плавает»: то я себя считаю королевой, а то — ничтожеством. Разница в том, что один в большей степени КОРОЛЬ, а другой — НИЧТОЖЕСТВО.

Суть же остается неизменной: такая самооценка мешает более- менее объективно оценивать себя, события, и вообще — жизнь.

На выбор партнера самооценка влияет также сильно, как и на другие выборы.
Как правило, пары возникают чаще просто по симпатии (хотя бы на первом этапе) и кажется, что взаимная симпатия и есть основа зарождения отношений.

Но если всмотреться глубже, то все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Бессознательно выбор делается не по симпатии, а по возможности взаимодополнения: любой организм или система стремятся к гомеостазу и такое взаимное дополнение помогает сохранять равновесие.

Отсюда можно сделать вывод, что сомневающийся в себе, боящийся действовать будет тянуться к человеку, у которого с этим нет проблем.

И наоборот, нежелающий ждать, наиболее активный находит себе в пару более пассивного и безынициативного.

Тогда получается, что пока у человека неадекватная самооценка (заниженная — завышенная), то проблемы, конфликты и неудовлетворенность собой и другими неизбежны?

По-моему, это так.

Рассмотрим примеры:

1. Застенчивая, неуверенная в себе девушка познакомилась с веселым и общительным молодым человеком. Они общаются, но инициатива исходит, конечно, от молодого человека, поскольку его энергии требуется выход. Она же занимает пассивную позицию и лишь молчаливо соглашается на все, что он ей предлагает.
Поскольку она не уверена в себе, она боится его потерять, боится высказывать несогласие, боится взять ответственность …

Будет ли такая пара удовлетворена отношениями? По крайней мере, она — скорее всего нет, поскольку все свои чувства она прячет, напряжение растет, а неуверенность только укрепляется, т.к. бездействие губительно для самооценки.

2. Инициативная и активная девушка чаще всего выбирает тихого и застенчивого парня. И здесь все наоборот: она принимает решения, она ведет, она выбирает, предлагает и т.д. Он же пассивно соглашается.

До поры, до времени они как-то находят общий язык, но в будущем (если образуют семью) чаще всего такая девушка превратится в жену-командира, а юноша превратится в депрессивного (часто — с различными зависимостями) мужа, которому ничто неинтересно и ничего не нужно.

Выходит так, что нужно начать с себя, с работы над самооценкой, чтобы изменилось и самоотношение, и отношение к другим, миру, изменилось мироощущение — тогда и партнера можно выбирать как равного, а не как компенсирующего изъяны.

Что дает работа над самооценкой?

  • 1. Появляется внутренняя стабильность (не бросает из крайности в крайность);
  • 2. Растет чувство собственного достоинства;
  • 3. Страх одиночества не берет верх над разумом;
  • 4. Появляется возможность выбирать общение по интересам, желанию;
  • 5. Исчезает страх говорить «Нет»;
  • 6. Исчезает страх отвержения (чувство, что никому не нужен);
  • 7. Появляется внутреннее равновесие;
  • 8. Ощущается уверенность в завтрашнем дне;
  • 9. Свобода выбора, поскольку человек решает сам;
  • 10. Чувство вины не имеет власти;
  • 11. Отсутствие манипуляций (манипулировать можно только неуверенными людьми);
  • 12. Повышается качество жизни;
  • 13. Открываются новые горизонты и возможности, поскольку человек начинает мыслить в другом ключе;
  • 14. Увеличивается жизненная энергия;
  • 15. Ощущение открытости миру и мира, доверие;
  • 16. Больше радости и счастья;
  • 17. Больше любви к себе и другим.

И еще можно найти много — много плюсов, если изменить отношение к самому себе.

Простые правила, помогающие повысить самооценку и укрепить свои позиции в офисе или на работе

От уровня самооценки зависят практически все сферы нашей жизни. Одно дело если мы тихо, скромно и незаметно ведем себя в личной жизни, и совсем другое – выбирать такую модель поведения в офисе. Нерешительному человеку довольно трудно не только добиться успехов и сделать карьеру, но и заслужить уважение не только коллег, но и начальства. Если вы робки и нерешительны, то не стоит думать, что хорошей карьеры вам не видать. Существуют множество способов, как поднять уровень самооценки и сделать так, чтобы она не отражалась на вашей карьере.

Простые правила, как повысить самооценку на работе

Правило первое: Забудьте о том, что у вас низкая самооценка

Не думайте, что вам жизненно необходимо работать над собой. Расслабьтесь, будьте собой, постарайтесь снять внутренние зажимы и спокойно работайте. Самое главное – это верить, что вы обязательно добьетесь своих целей.

Правило второе: Старайтесь не сравнивать себя с коллегами

Помните, что в любом коллективе есть люди, которые работают либо лучше, либо хуже вас. Если вы страдаете заниженной самооценкой, то вам постоянно будет казаться, что окружающее более профессиональны. Как правило, любое сравнение будет не в вашу пользу. Так зачем же расстраивать себя понапрасну? Если вам так хочется заняться анализом, то сравнивайте себя… с собой. Например, в этом месяце вам удалось заключить больше удачных сделок, чем в предыдущем, или сегодня вы гораздо лучше выступили на планерке, чем вчера.

Правило третье: Полюбите себя

Не ругайте и не критикуйте себя. Ошибки совершают абсолютно все, главное – уметь их анализировать, исправлять и стараться не допускать в будущем. Сколько бы «ляпов» вы не совершали, акцентируйте внимание именно на своих успехах и достижениях. Чтобы ваши успехи не забывались, заведите что-то вроде журнала, в котором будете отмечать свои большие и маленькие достижения. Самое главное, не забывайте поощрять себя даже за самую маленькую победу над собой. Например, удачно провели переговоры – купите себе коробку конфет, написали хорошую статью – побалуйте себя новой помадой, внесли новое предложение, которое улучшило доходы фирмы – купите себе что-то их одежды.

Правило четвертое: Прекратите постоянно оправдываться и извиняться

Чем больше вы оправдываетесь, тем хуже для вашей самооценки. Еще раз вспомните о том, что не бывает идеальных работников. Даже ваш начальник, иногда допускает ошибки в работе. Если произошло так, что вы сделали что-то неправильно, постарайтесь не паниковать. Прежде всего, трезво оцените ситуацию и подумайте, к каким последствиям может привести ваша ошибка, можно ли ее исправить. Если вас «поймали на горячем», то постарайтесь спокойно донести до начальства, почему вы так поступили и пообещайте все исправить.

Правило пятое: Не занижайте свои заслуги

Всегда помните о том, что вы, во-первых, получили хорошее образование, во-вторых, проштудировали много профессиональной литературы, в-третьих, посетили немало курсов по повышению квалификации. Если бы вы ничего собой не представляли, если бы не имели ценности для компании, то вас давным-давно уволили. Позвольте себе почувствовать себя профессионалом. Дайте понять и себе, и коллегам, что свою должность вы занимаете по праву.

Правило шестое: Занимайтесь самообразованием

Изучайте профессиональную литературу, интересуйтесь новинками и последними разработками, используйте передовые технологии. Чем больше вы будете знать о деле, которым занимаетесь, тем увереннее будете себя чувствовать среди коллег. Занимаясь самообразованием, вы не только будете способствовать повышению самооценки, но и выгодно отличитесь в глазах руководства. Возьмите себе за правило каждый день узнавать что-то новое или выполнять ту работу, которая для вас непривычна.

Правило седьмое: Не бойтесь просить коллег о помощи

Если вы чего-то не знаете, или у вас что-то не ладится, то лучше перебороть себя и обратиться к опытным коллегам. Никто не совершенен, поэтому ничего не произойдет, если вы покажете, что в чем-то не разбираетесь. Подсказки коллег помогут вам более качественно выполнить работу и не наделать ошибок. Лучше сейчас преодолеть стеснение, чем потом краснеть за свои промахи.

Правило восьмое: Учитесь преодолевать свои страхи

Перестаньте, наконец, всего боятся. Наши мысли материальны и своими страхами вы только будете притягивать к себе неудачи. Не зацикливайтесь на своих ошибках, помните, что их всегда можно исправить. Но если вы постоянно думаете, что начальник вами недоволен, что вам грозит увольнение, что вы допустите ошибку, то попробуйте представить, что ваши надуманные страхи стали реальными. Глубоко вдохните и подумайте, как вы будете действовать. Озвучьте вашу проблему вслух и составьте план, как вы будете ее решать. Такая продуманность позволит вам не растеряться перед лицом реальной «опасности» и даст вам возможность действовать спокойно и без паники.

Правило девятое: Выбирайте правильный круг общения

Старайтесь общаться с позитивно настроенными коллегами, которые готовы вас поддержать и похвалить. Душевное равновесие – залог высокой самооценки и успешной карьеры, поэтому избегайте людей, которые постоянно подавляют вас и критикуют ваши методы работы. Ограничьте общение с теми, кто вам неприятен.

Правило десятое: Составьте список своих положительных качеств

Это могут быть как деловые, так и личностные качества, но их должно быть больше 20-ти. Читайте этот список перед началом рабочего дня, а еще лучше – повесьте его на самом видно месте, чтобы вы в течение дня могли напомнить себе, какая вы умница и супер профессионал.

Самое главное правило – не бойтесь действовать. Будьте решительны и уверенно идите к своей цели. Вера в себя – это первый шаг к успеху.

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.

Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

  1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
  2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
  3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
  4. Какие роли тебе дают ребята?
  5. Какую роль ты сам себе выбрал?
  6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
  7. Что такое, по-вашему, самооценка?

Самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

Методика "Лесенка"

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

Хороший
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый (способный)
Трудолюбивый
Честный

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Для учащихся 5-7 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Самооценка "Опросник"

Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе “нет”, даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Обработка результатов:

Подсчитайте количество “да” (+).

6-7 положительных ответов (+) - завышенная самооценка;

3-5 (+) - адекватная (правильная);

2-1 (+) - заниженная.

Изучение общей самооценки

Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном состоянии.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно также способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке

Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.

Самосознание (самооценка)

Самосознание - открытие своего “Я”, приводящее к формированию “Я-образа”, “Я-концепции”.

Самооценка - более или менее конкретное проявление самосознания, оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения и точки зрения других (со стороны).

Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная - завышенная или заниженная) влияет на поведение ребенка, успешность его деятельности и общения.

Шкала самооценки личности

Данная шкала, разработанная A.M. Пригожиным, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего введением дополнительного параметра уровня притязаний. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки. Методика нормирована на выборках учащихся VII-Х классов.

Описание задания. Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье,

2) умственные способности,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,

6) внешность,

7) уверенность в себе.

На каждой линии написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.

Итак: “-” - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.

“X” - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).

Например, на линии “здоровье” нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.

Порядок проведения

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом или группой учащихся, - так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа “глупая”, “я это не способен”, отказ выполнять задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение (с разницей не менее 5 мин.). Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов.

Обработка результатов:

Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала “здоровье” рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I этап

По каждой из шести шкал (“ум”, “способности”, “характер”, “авторитет у сверстников”, “умелые руки”, “внешность”, “уверенность в себе”) определяются:

а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (“О”) до знака “X”;

б) высота самооценки - от “О” до знака “-”;

в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака “X” до “-”; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.

Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II этап

Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки “X” (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значениями. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использовано вами лишь для ориентировки.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценкам или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п.

“Как у тебя с самооценкой?”

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

30 баллов - ты недооцениваешь себя.

10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка

10 и ниже - завышенная самооценка.

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2 кн., М: Просвещение, 1994.
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы, Ростов - на - Дону, 2003.
  3. Под ред. Чернышева А.С. Психологические основы педагогической практики студентов, М., 2000.
  4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.

Угадайте, кто самый безошибочный и трезвый оценщик собственному «я»? Это ребенок. . Он свободен от сомнений, страхов, неуверенности, оценки окружающих, не замечает косых взглядов. Он просто такой, какой он есть. Он считает, что это хорошо, и в качестве доказательства получает подтверждение безграничной любви от родителей и родных людей. Это как раз пример нормальной, адекватной самооценки. Низкая самооценка — когда мы начинаем критично воспринимать себя, перестаем себя любить. Может быть, это внушили нам родители, может быть, коллеги по работе, начальники, может быть, друзья и подруги, соседи. Но факт остается фактом — мы в это поверили. Поверили, что мы хуже, стали себя с кем-то сравнивать и, увы, не в свою пользу. Либо, наоборот, высокая самооценка, когда человеку постоянно твердят, что он самый-самый, что весь мир только для него, что все будет так, как он захочет.

Если у вас низкая самооценка

Если вы часто сомневаетесь в себе, боитесь кого-то расстроить, думаете о других больше, чем о себе, стесняетесь, чувствуете себя не в своей тарелке, постоянно оглядываетесь на то, что о вас подумают, как это будет выглядеть со стороны, не умеете принимать подарки, комплименты, вам кажется, что вы не достойны, боитесь говорить о своих желаниях, экономите на себе, во многом себе отказываете, то это говорит о заниженной самооценке. Причин для низкой самооценки может быть великое множество: возраст, наличие/отсутствие мужа, детей, социальный статус, материальное положение, личные достижения, внешность, перечислять можно практически бесконечно.

Рассмотрим самые распространенные из них:

1. Желание понравиться и угодить окружающим.Женщина, которая страдает от дефицита любви к себе, стремится получить ее у окружающих. Она подстраивается, стремиться угодить, часто у нее немного заискивающий взгляд. Она тщательно выверяет слова, поступки, действия, именно с ощущением, а как ее воспримут, и не дай бог кто-то подумает о ней плохо. Часто она живет в ощущении, что ей важно понравиться всем без исключения, всем — и точка. Она очень зависима от мнения окружающих, во всем, не только в собственном поведении, но и в поведении ее детей, кошек, собак. Иногда ей проще приструнить ребенка, даже накричать на него, чем выглядеть плохо в глазах воспитателя, учителя и так далее. Ее поступками преимущественно руководит мысль «А что обо мне подумают окружающие?».

2. Страсть к диетам, зацикленность на внешности. Желание хорошо выглядеть — это естественное стремление большинства женщин, но у женщин с заниженной самооценкой это желание перерастает почти в фобию. Погоня за очередной диетой, истязание себя различными косметологическими процедурами для того, чтобы выглядеть «идеально». Самобичевание и критика своей внешности. Стремление к идеалу и жизнь и в ожидании того, что потеря лишних килограммов сделает ее счастливой. Весы стремятся к той самой цифре, а счастья почему-то не прибавляется, находятся новые причины быть недовольной собой.

3. Боязнь общения.Женщина, одержимая комплексами, никогда не отважится первой начать разговор. Она боится, что на нее не обратят внимания, ей откажут и не поддержат разговор. Такой человек ведет себя очень неестественно, зажато или, наоборот, слишком раскованно, вульгарно. Часто она боится смотреть в глаза собеседнику, смотрит как будто сквозь, поверх, вдруг она увидит в этих глазах неодобрение, осуждение или оценку, которой так боится. Именно из-за этого большинство женщин с низкой самооценкой боятся создавать глубокие, искренние отношения со своим партнером, так как боятся быть уязвимыми, боятся довериться, стать беззащитными, такими, какие они есть на самом деле, и надевают на себя маску «железных леди», но потом сами страдают.

Как вы видите, заниженная самооценка делает человека зажатым, оставляя его в стороне. Как результат — неудовлетворенность и ощущение безысходности.

Что делать с высокой самооценкой

Если вы всегда уверены в том, что делаете, считаете, что последнее слово должно оставаться за вами, обвиняете во всех своих бедах других людей и/или сложившиеся обстоятельства, если вы не умеете извиняться и просить прощения, если вам важно быть лучше всех и выглядеть идеально, но вы боитесь доверять и не любите показывать свою слабость и беззащитность, любите всех учить, то это верные признаки того, что ваша самооценка завышена.

Самые распространенные примеры завышенной самооценки:

1. Высокомерие.Такой человек ставит себя выше других. Он постоянно оценивает внешний вид и статус, зациклен на «своем круге» общения. Любит унижать и высмеивать других людей прилюдно. Не станет просить прощения, даже если понимает и принимает свою вину. Такие люди считают, что лучше разрушить отношения и остаться одному, чем признаться в своей неправоте.

2. Зацикленность на своем мнении. Есть даже такое известное выражение: «Ты хочешь быть правым или счастливым?». Если вы стремитесь везде и всюду быть правой, настаиваете на своем, не умеет признавать своих ошибок, то этот путь рано или поздно приведет к внутреннему саморазрушению.

3. Болезненная реакция на критику. Неадекватное восприятие критики, даже минимальное замечание воспринимается в штыки. Ведь критика дает понять, что люди несовершенны, у каждого есть свои недостатки, но признать все это для такого человека — неприемлемо. В итоге много сил уходит именно на поддержание незыблемого образа. У людей с завышенной самооценкой очень мало настоящих друзей, искренних, близких. Часто у них сложности в личной жизни, во взаимоотношениях с партнером либо просто их отсутствие. В любых отношениях с другими людьми возникает напряженность, конфликт, отчужденность, будь то домашние, родственники, коллеги по работе, партнеры.