Составить словесный автопортрет самого себя. Пример описания по методу словесного портрета


1. Изготовить внешность любого из членов группы с использованием системы «Фоторобот» на ПК.

2. Сфотографировать данного человека по методу опознавательной съемки (3 фотоснимка: анфас, правый профиль, левый полупрофиль), снимки вклеить. Пользуясь схемой описания внешности человека, по методу словесного портрета опишите внешность сфотографированного человека в форме Розыскной ориентировки.

Фото 1. Фото 2. Фото 3.

Розыскная ориентировка

_______________________________

Схема последовательности описания внешнего облика человека

По методу словесного портрета

Собственные элементы и признаки Общефизические Пол
Возраст
Антропологический тип
Рост
Анатомические Телосложение
Голова в целом
Лицо в целом
Волосяной покров
Лоб
Брови
Глаза
Нос
Рот
Подбородок
Ушные раковины
Кожа
Волосы на лице
Шея
Плечи
Руки
Ноги
Функциональные Осанка
Походка
Жестикуляция
Мимика
Артикуляция
Речь
Привычки
Особые приметы Родимые пятна, следы операций, татуировки, особенности в движении и др.
Сопутствующие признаки Головной убор
Одежда
Обувь
Аксессуары
Запах


Пример описания по методу словесного портрета

Мужчина, около 30 лет, европейского типа, рост приблизительно 185 см. телосложение среднее.

Голова средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы темные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо узкое, овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорас-ставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средневыраженным нижним веком.

Нос средней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.



Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородок овального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковины средней величины, скошены назад, общей оттопыренности. прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покров на лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая, кадык средней выраженности. Особые приметы: шрам на правой стороне шеи, длиной 4 см. Одет в рубашку серого цвета, ворот расстегнут. При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

3. Составить постановление о назначении экспертизы. Вид
ее определить самостоятельно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(место составления)

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

УСТАНОВИЛ:

судебной экспертизы)

(какую именно)

наименование экспертного учреждения)

(какие именно)

(подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «___» _______ 20___ г.

Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт
Цели занятия:

- приобщение детей к мировой художественной культуре.

Задачи:

Познакомиться с портретом художника Левицкого;

Научиться составлять описательный рассказ о своём лице, развивать внимательность, наблюдательность;

Научиться понимать сочетание цветов, их подбор, соотношение цвета и тени на портрете;

Вызывать эмоциональный отклик, помочь почувствовать и понять красоту, изображённую на портрете.

Развивать внимание, речь, тонкую моторику пальцев рук.

  1. ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);
  2. ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Словарная работа: автопортрет, гамма.

Вспомогательный материал: диафильм «Творчество Левицкого» (фрагмент), репродукции картин известных художников- портретистов, листы бумаги, краски, зеркала.

Ход занятия

  1. Организационный момент,

Дыхательная гимнастика.

  1. Вступительное слово воспитателя.

Ребята, мы с вами пришли в мастерскую художника. Посмотрите, как здесь красиво. Вы тоже можете превратиться в художников. Но получится это только у того. Кто очень наблюдательный, внимательный и узнает друга по описанию.

  1. Игра «Узнай по описанию»

Задача: узнать друга по описанию.

Воспитатель, не называя имени ребёнка, описывает его внешность. Кто догадался, о ком идёт речь, становится художником и садится на его место.

  1. Работа с портретами.

Воспитатель читает стихотворение:

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном Или в робе верхолаз,

Лётчик пли балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется... (Портрет)

  • Сейчас я покажу вам портрет молодой девушки. Написал его известный художник Левицкий. Это портрет его дочери. (Воспитатель показывает фрагмент диафильма- лицо девушки, даёт описание портрета).
  • Я расскажу о лице этой девушки. У неё полное лицо овальной формы. В верхней части лица находятся глаза. Глаза большие, круглые, коричневого цвета. Над глазами в форме дуги широкие чёрные брови. Ниже глаз- нос. Нос прямой, немного крупноват. Губы тонкие, розового цвета. Лоб открыт, длинные чёрные волосы зачёсаны назад.
  • Ребята, давайте вместе вспомним описание девушки, составленное мной.

а) О чём я говорила вначале? (Ответы детей -о лице.)

б) Затем? (О глазах, бровях.)

в) И в конце? (О носе, о губах, о волосах.)

  • Художник Левицкий смотрел на свою дочь и рисовал её портрет. Я словами описала её лицо.
  • Посмотрите, что есть у меня. (Зеркало.)

Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милей,

Всех румяней и белей?

  • Кто так разговаривал со своим зеркальцем? (Царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».)
  • Я, глядя в зеркало, расскажу вам о своём лице. (Рассказ воспитателя.)
  • А теперь вы будете рассказывать о своём лице. А для этого вам понадобится зеркальце.

План рассказа

  1. Какое по форме лицо: круглое, овальное, треугольное, квадратное.
  2. Глаза: величина, форма, цвет.
  3. Нос: большой, маленький, длинный, прямой, курносый.
  4. Брови: прямые, дугой, густые, редкие, широкие, узкие.
  5. Губы: большие, маленькие, полные, тонкие.
  6. Какие особенности на лице: шрамы, родинки, веснушки?
  7. Где находятся уши? Какие они по величине?
  8. Волосы: чёрные, белые, рыжие, длинные, короткие, густые, редкие.
  1. Беседа с детьми.
  • Ребята, посмотрите на себя в зеркало.
  • Лена, какого цвета у тебя глаза?
  • А ты, Андрюша, видишь себя в зеркале? Какие у тебя волосы?

Воспитатель напоминает план рассказа.

  • Посмотрите на этот план, он поможет вам составить словесный портрет.
  • Кто хочет рассказать о своём лице? (Рассказы двух детей.)
  1. Анализ детских рассказов.
  • Ребята, вы внимательно рассматривали себя в зеркало, рассказывали о своём лице. Вы понравились себе?
  • Я предлагаю вам нарисовать свой автопортрет. (Воспитатель объясняет значение слова.)
  • Посмотрите, я тоже нарисовала свой портрет.

Дети рисуют свои автопортреты.1-ый уровень: рисовать без схемы (на чистых листах бумаги);

2-ой уровень: рисовать по схеме (на листах с готовыми овалами лица), передавать свой образ в рисунке.

Затем проводится выставка автопортретов в группе.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

Работы каких известных художников- портретистов вам запомнились?

Литература:

« Основы эстетического воспитания» под редакцией Н. А. Кушаева. Москва. « Просвещение» 1985г.

О. В. Даведенко « Эстетика» Москва « Аст- Пресс» 2001г.

В. Г. Порудоминский « Счастливые встречи» Москва « Просвещение» 1990г.

Текст самоописания прислан самой Мариной.
При подготовке психологического портрета также были использованы два ее письма в адрес нашего сайта. Специальных пожеланий Марина не сделала, ее интересуют общие рекомендации. Она дала свое согласие на публикацию результатов портретирования. О себе она сообщает, что ей 19 лет, учится на 4 курсе гуманитарного института, работает, живет с родителями, сестрой и собакой.

Мне довольно сложно писать о самой себе, т.к. я перегружена довольно противоречивой информацией о себе. Я любознательная, но не умею настаивать, вспыльчивая, но отходчивая, стараюсь придерживаться правил и норм, но если есть возможность их обойти - то пользуюсь. Тяжело реагирую на критику (меня с детства хвалили - вот и привыкла:-), зато не злопамятна и если вижу чей-то шаг к сближению, то пойду навстречу.

Веселая, но задумчивая. Вообще настроение у меня быстро меняется (в обе стороны). Знакомые считают меня человеком-энциклопедией, но это скорее из-за моей сообразительности, нежели из-за глубоких знаний - показать я себя умею.

Однако раскована я только среди знакомых или там, где никто не знаком друг с другом. В больших компаниях, на новом месте я ощущаю неловкость.

Очень не люблю: неловкие ситуации, подводить кого-нибудь, когда в моем присутствии (или в мое отсутствие) издеваются над другими, еще не люблю крайности.

Люблю: узнавать новое, природу, цветы, все, в чем вижу красоту. Меня очень интересуют люди, их судьбы, мотивы их поступков. Я знаю, что многого еще не знаю, и мне так хочется узнать. Но заниматься самообразованием не получается, не хватает силы воли и дисциплины.

В семье и в личной жизни все относительно хорошо, хотя мой парень считает, что я слишком много думаю и придумываю себе проблемы сама.

Тяжело мне дается проблема выбора - долго переживаю после. Также очень тяжело подойти к кому-нибудь с просьбой - у меня сердце начинает бешено колотиться. Мне очень трудно заставить себя что-то сделать (позвонить друзьям, сходить в кино, вступить в клуб, пойти на курсы) и не потому, что не хочется, а мне труден именно первый шаг.

Мне это в себе не нравится, и я очень хочу это поменять. Только вот не знаю как. Может поможете?

P.S. Я еще заметила, что мой почерк сильно зависит от того, что я пишу. Это нормально?

Результаты психологического анализа текста:

Ничего страшного и удивительного в том, что Ваш почерк меняется в зависимости от того, что Вы пишете, нет. Это говорит о Вашей эмоциональности, замечательном для женщины качестве, пока она естественна и не избыточна. К сожалению, у Вас такой избыток имеется, и Вам, наверное, не всегда удается с ним справиться, поскольку это не только врожденная избыточность, но и реакция на конфликтные для Вас ситуации, которые связаны с затруднениями в общении.

В Вашем почерке наблюдаются проявления двух противоречащих друг другу психологических тенденций. С одной стороны, это тенденция к открытости и искренности, которая проявляется, например, в рисунках букв а, б, е, я, строении строки:

так и высокий уровень эмоциональной напряженности Вашей речи (мне так хочется узнать, тяжело мне дается, мне очень трудно заставить себя). Открытость в сочетании с энергичностью, к сожалению, не всяким контрагентом понимается правильно, нередко такой стиль поведения считают навязчивым и утомительным. Защитная реакция - отказ от общения, причем нередко с вышучиванием открыто заявленных желаний, что можно расценивать как издевательство (очень не люблю… когда в моем присутствии… издеваются над другими). К тому же Вы, похоже, нетерпеливы - если сразу не получаете того, что хотели, обижаетесь и начинаете переживать вместо того, чтобы проявить терпение и настойчивость.

Во-вторых, у вас, по-видимому, пока недостаточно выработана привычка к самоконтролю и рефлексии, Вы слишком мало внимания обращаете на себя. Не в смысле переживаний, а в смысле внимания и интереса к себе. В отличие от большинства женщин Вашего возраста Вы ничего не написали о своей внешности, тогда как именно внешний вид является в молодости одним из самых значимых факторов общения. Надо полагать, что либо Вы по каким-то идейным соображениям не считаете свой внешний облик существенным, либо здесь у Вас есть какие-то проблемы, о которых Вам неприятно или даже больно говорить. Так или иначе, Вам стоит иметь в виду, что успешность общения не так уж сильно зависит от подаренных природой преимуществ или недостатков, обычно она прямо пропорциональна усилиям, затраченным на их улучшение и воспитание. Дело в том, что именно в процессе работы над собой, у женщин едва ли не в первую очередь - над собственным внешним обликом, возникает умение смотреть на себя со стороны. И, как правило, люди ценят в себе подобных не столько данное природой, сколько искусство - насколько человек сам себя сделал. Невнимание к себе - обычная проблема детей из благополучных семей, где ребенка любят уже потому что он свой, и любят всякого, даже неумытого.

Если имеющийся у Вас баланс открытости\скрытности будет развиваться в сторону скрытности, Вас ожидают, как минимум, четыре опасности. Параллельно с уменьшением количества благоприятных контактов с окружающими у Вас будет не только падать уровень самооценки, но начнется неадекватный рост субъективной ценности проявляемого к Вам внимания. Иными словами, за незначительные знаки внимания интересного Вам человека Вы будете готовы стать его рабой, поступиться собственным достоинством и интересами. Одновременно к Вам будут претензии за невнимание к другим, менее интересным для Вас людям.

С другой стороны Вам грозит замешенное на зависти ханжество. Уже сейчас, когда Вы пишете, что не любите крайности, Вы, скорее всего, слегка лукавите. С Вашей энергичностью, открытостью и быстрыми перепадами настроения (настроение у меня быстро меняется), Вы, наверняка, имеете потребность в крайних проявлениях эмоций и склонны их проявлять, но сдерживаете себя, опасаясь непонимания. Все это может довольно легко перейти в желание устанавливать для окружающих аналогичные ограничения и требовать от них соблюдения правил и норм, которые Вы сами не прочь нарушить (если есть возможность их обойти - то пользуюсь). Двигаясь по этой дорожке, Вы со временем сможете стать, например, заядлой феминисткой, борцом за права женщин.

С третьей стороны Вам угрожает возможность найти область самосовершенствования вне себя, например, понадеяться, что от стеснительности Вам поможет дальнейшее образование, какие-то научные знания, которые Вы сможете приобрести. Знания безусловно полезны, но в данном случае, они не смогут оправдать тех надежд, которые Вы на них возлагаете. К сожалению, Вы рассматриваете научные знание как нечто особенное, не связанное с Вашей личной жизнью и интересами. Говоря о знаниях Вы даже сразу переходите на другой, несвойственный Вам канцелярский язык (демографические данные: 19 лет, пол - женский, у психиаторов и психологов не наблюдалась, перегружена довольно противоречивой информацией о себе). Уже это говорит о том, что Вы надеетесь на них, как на чудодейственное лечебное средство и приписываете им несвойственные им функции. Впрочем, если Вы займетесь научной деятельностью, Вам, скорее всего, хватит энергии и целеустремленности, чтобы добиться научных успехов, но и только.

Четвертый путь - это мечтательность, то качество, которое Вы, по-видимому, и пестуете, лежа на диване и не решаясь пойти в кино. Это тоже не самый плохой путь. На этом пути Вы уже освоили Интернет, стали, наверное, завсегдатаем чатов и прочих форм опосредованного общения. Он может привести Вас и на поприще, где Вы сможете добиться реального успеха, например, обратившись к писательскому ремеслу, воспитать из себя такую же фантазерку, как Маша Арбатова. Будете сочинять про себя всякие страшные и романтические истории, писать дамские романы про скромных красавиц и просвещенных африканских принцев (вариант - просвещенных новых русских). Но от стеснительности на этом пути Вы не излечитесь.

Конечно, будет лучше, если Вы никуда не пойдете, останетесь на месте и немножко займетесь собой. Надо сказать, что Вы в хорошем смысле - идеальный клиент для психотерапевта, тот клиент, о котором он может только мечтать. У Вас нет серьезных причин отказываться от доброжелательного общения, напротив, Вы стремитесь к нему, а Ваша проблематика, пожалуй, одна из самых в психотерапии методически проработанных. Вам предложат несложные игровые упражнения, которые быстро дадут желаемый результат. У Вас появится возможность тратить свою энергию на общение. Не копить ее в себе, что чревато плохими последствиями для здоровья, причем не только душевного, а правильно и с удовольствием расходовать.

Вы можете попытаться решить свои проблемы самостоятельно, - у Вас есть такое желание и хороший настрой. Для этого придется уговорить себя потратить время и деньги на излюбленные женские занятия. Сходить к парикмахеру, в салон красоты, в фитнесс-клуб, в солярий, если нужно, даже к зубному врачу и логопеду. И везде говорить, что Вас интересует не здоровье, в Вашем возрасте об этом еще рано заботиться, не перемена имиджа, а красота. Важно пообщаться с максимальным количеством специалистов и получить подтверждение, что у Вас все в относительном порядке. Через месяц-два не только Вы себя не узнаете, но и окружающие, те, кто раньше не замечал, сами прибегут знакомиться. Как ни странно, из этих незамысловатых занятий Вы получите много пищи для ума и много про себя узнаете, хорошего и плохого. По крайней мере, почва для стесняющей Вас неловкости будет исчезать на глазах, а стеснительность незаметно уступит место скромности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» г.Сосногорска

Исследовательская работа

Медведовская Варвара, 6а класс,

Рябчикова Анастасия, 6а класс

Руководитель работы:

Малышева Татьяна Николаевна,

учитель математики и информатики,

классный руководитель 6а класса.

Сосногорск 2012

Введение

Введение

Придя 1 сентября в 5 класс, мы заметили, что наши одноклассники изменились, повзрослели. Это показалось нам очень интересным. Мы увидели, что каждый из нас имеет свой характер, у кого-то постоянно меняется настроение, у нас разные увлечения. Поэтому нам стало интересно, и мы задумались, а почему мы такие разные. Посетив библиотеку и побеседовав с психологом, ведущим у нас в классе кружок «Давайте дружить», мы узнали много нового.

Мы решили понаблюдать за каждым из учеников нашего класса, провести анкетирование, и на наших наблюдениях, результатах анкет и опросов составить автопортрет класса. В пятом классе мы сделали презентацию о своих наблюдениях. Всем ребятам и нашим родителям было очень интересно. И мы решили, что в и в шестом классе понаблюдаем тоже.

Вместе с классным руководителем мы выделили несколько пунктов, на которые нам предстояло найти ответ:

1. Узнать, что такое темперамент? Составить на основе наблюдений «портрет» поведения класса.

2. Что такое автопортрет? Провести и проанализировать анкету «Какой я?».

3. Создать «Календарь дней рождения наших одноклассников».

5. Сделать вывод.

5. Сделать вывод.


Обзор литературы по теме исследования

    Википедия. Энциклопедия

    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского

языка

    Современный толковый словарь изд. «Большая Советская

Энциклопедия»

Что такое темперамент?

Наблюдая за одноклассниками, как они учатся, общаются, переживают радости и огорчения, мы обратили внимание на различия в их поведении. Есть среди нас быстрые и подвижные дети, а есть взрывные и агрессивные, и конечно медлительные и спокойные. Причина этому – темперамент человека, который принадлежит ему с рождения.

Психологи выделяют 4 группы темперамента:

    Это подвижные уравновешенные дети.

    Очень подвижные, неуравновешенные.

    Неподвижные, тихие дети.

    Медлительные, неуравновешенные.

Прочитав в on-line словарях о темпераментах, мы узнали следующее.

Темпера́мент ( temperamentum - надлежащее соотношение частей) - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития ; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент - человека. (Википедия. Энциклопедия).

ТЕМПЕРА́МЕНТ м. лат. природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический ( алокровный), холерический ( нервный), флегматический ( белокровный ) и меланхолический ( чернокровный). ( В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка ).

ТЕМПЕРА́МЕНТ, -а, м.

1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический ~ы.

2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъёму. Человек с ~ом.

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

Составление на основе наблюдений «портрета» поведения класса


Мы решили понаблюдать за поведением одноклассников в классе и узнать, какая группа темперамента преобладает. На основе полученных результатов у нас получился портрет «поведения».


12 человек

В нашем классе преобладают дети подвижные, уравновешенные и очень подвижные, неуравновешенные.

Таким образом, портрет нашего поведения мы назвали так: «Ни минуты покоя».


Сноски:

Подвижные уравновешенные дети.

Очень подвижные, неуравновешенные дети.

Неподвижные, тихие дети.

Медлительные, неуравновешенные дети.

Что такое автопортрет?

Тема нашего проекта «Автопортрет». Нам надо ответить на вопрос, а что это значит «Автопортрет»? Используя литературу, мы нашли понятие этому слову.

АВТОПОРТРЕ́Т, -а, м. Портрет, написанный с самого себя. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка).

(от авто … и портрет), портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов. (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»).

Автопортре́т - самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. (Википедия. Энциклопедия).

Автопортрет – это изображение самого себя.

Таким образом, мы должны изобразить портрет самих себя. Для этого мы провели анкету, «Какой я?», где каждому надо было обвести свою ладошку и написать 5 качеств, которые присуще только ему.

Слова были указаны на доске:

злой

скромный

застенчивый


На основе этих ответов, мы увидели, что в классе больше всего детей умных, трудолюбивых, заботливых и скромных. Таким образом, наш автопортрет в 5 классе получился таким:


В 6 классе наш автопортрет стал таким:


За ребятами мы наблюдали в 5 классе и в 6 классе.






Создание «Календаря дней рождения наших одноклассников»

Каждый год мы в классе проводим День именинника - прошлом году и в этом году:

5 класс 6 класс

По дате рождения каждого ученика мы составили портрет «Календарь». Обозначили следующее: «снежинка» – это дети, родившиеся зимой, ученики «цветущая вишня» - это одноклассники, которые родились весной, «солнышко» – именинники лета, «осенние листья» – это ученики, чьи дни рождения осенью. Рассмотрев ответы на анкету «Мир мои увлечений», мы выделили 4 группы увлечений и интересов. По результатам этой анкеты можно сделать вывод, что мы любим двигаться, поэтому почти все дети посещают спортивные секции и кружки. А также наш класс любит рисовать, танцевать, участвовать в конкурсах и петь. А еще выяснилось, что нам нравится дежурить по школе, ходить на субботники по уборке школьной территории, делать уборки в кабинете, наводить порядок. Таким образом, мы сделали вывод, что наш класс « Творческий, спортивный и трудолюбивый».



Выводы

Все задачи, поставленные в исследовательской работе, выполнены.

Таким образом, у нас получился автопортрет нашего класса.

В результате этого исследования, мы увидели, что портрет нашего класса очень яркий. Главное, что мы, имея разные характеры, учимся понимать друг друга. В этом нам помогает дружба.


А что эта работа дала нам?

Все эти знания помогут нам лучше понимать другого человека. Мы приобрели умение проводить опрос, обрабатывать результаты анкеты, умение выслушивать ответы одноклассников. Еще мы приобрели навыки работы в текстовом редакторе, в графическом редакторе, навыки работы с фотографиями и текстом одновременно.

С этой работой мы выступали перед родителями в 5 классе на празднике «Окончание 5 класса», в этом году мы выступали на школьной научно-практической конференции.



Литература

1.«Википедия. Энциклопедия», версия on-line.

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», версия on-line .

3. В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка, версия on-line.

4. Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия», версия on-line.

6. Фотографии 5а и 6а классов. Архив Малышевой Т.Н.

15

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность (тип лица)

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV. Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

а) размер - малая, средняя, большая;

б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:

низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4. Затылок:

скошенный, выступающий, вертикальный.

5. Волосы:

а) по густоте - густые, средние, редкие;

б) по длине - короткие, средние, длинные;

в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;

г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;

д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;

е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;

ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

а) пропорции - узкое, среднее, широкое;

б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;

в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое;

г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное;

д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;

е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

7. Лоб:

а) размер по ширине - узкий, средний, широкий;

б) по высоте - низкий, средний, высокий;

в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;

б) по густоте - густые, редкие;

в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые;

г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

а) по размеру - малые, средние, большие;

б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;

в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;

г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косона-

д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые.

10. Нос.:

а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий;

б) степень выступания - малая, средняя, большая;

г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая;

д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;

е) ширина кончика - узкий, средний, широкий;

ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой;

з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

а) по размеру - малый, средний, большой;

б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломанная;

в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

а) по толщине - тонкие, средние, толстые;

б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость;

в) цвет (тон) - яркие, бледные.

13. Зубы:

а) по размеру - мелкие, средние, крупные;

б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами);

в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

а) по высоте - низкий, средний, высокий;

б) по ширине - узкий, средний, широкий;

в) по форме - прямоугольный, трехугольный, закругленный;

г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

а) по размеру - малое, среднее, большое;

б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;

в) по положению - вертикальное, скошенное;

г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;

д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;

е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый;

ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:

короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:

узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18. Спина:

узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:

узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:

короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21.Ноги:

а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные.

V. Функциональные признаки

1. Осанка т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.

2. Походка : быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).

3. Жестикуляция : движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.

4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица.

При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.

6. Речь : медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).

7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50...55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20...22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.