Жанровые особенности (по каждому из пройденных произведений). Анализ «Свои люди – сочтемся» Островский Роль говорящих фамилий в свои люди сочтемся


В основе фамилии - диалектное подхалюза - ’ловкий пройдоха, скрытный и льстивый’ (В.И. Даль). Фамилия использована А.Н. Островским в пьесе ’Свои люди - сочтемся’: он дал ее приказчику, сумевшему втереться в доверие к купцу, которого потом обобрал до нитки. Фамилия Подхалюзин не выдумана драматургом, а взята из жизни, в Москве она существует и сегодня. (Н)

Версия 2. История происхождения фамилии Подхалюзин

В основе фамилии - диалектное подхалюза - «ловкий пройдоха, скрытный и льстивый» (В. И. Даль). Фамилия использована А. Н. Островским в пьесе «Свои люди - сочтемся»: он дал ее приказчику, сумевшему втереться в доверие к купцу, котрого потом обобрал до нитки. (Подробнее об этом см.:Никонов В. А. Имена персонажей // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.) Фамилия Подхалюзин не выдумана драматургом, а взята из жизни, в Москве она существует и сегодня.

Версия 3

В основе фамилии Подхалюзин лежит диалектное слово «подхалюза», которое имело значение «ловкий пройдоха, скрытный и льстивый». Эта фамилия, как известно, была использована А.Н. Островским в пьесе «Свои люди – сочтемся»: он дал ее приказчику, сумевшему втереться в доверие к купцу, которого потом обобрал до нитки. Поэтому фамилия Подхалюзин не была выдумана драматургом, а взята им из жизни. Подхалюза, со временем получил фамилию Подхалюзин.

Как пишется фамилия Подхалюзин на английском языке (латиницей)

Podkhaliuzin

Заполняя документ на английском, следует писать сначала имя, потом отчество латинскими буквами и уже потом фамилию. Написание фамилии Подхалюзин по-английски вам может понадобиться при заявление на загран паспорт, заказе зарубежного отеля, при оформление заказа в английском интернет-магазине и так далее

Меню статьи:

Комедия А. Островского «Свои люди – сочтемся» занимает достойное место в русской литературе и драматургии. Автор юмористически предоставляет людям описание взаимоотношений в купеческой среде, до сегодня обычному человеку малоизвестной. Островский наделяет героев яркими чертами характера, демонстрирующими среду «обитания» человека. Таким образом, список героев пьесы «Свои люди – сочтемся» и будет предметом этой статьи.

Основой для написания пьесы выступили реальные события. Островский знал о скандалах в купеческой среде, которые касались мошенничества и нечистоплотности в финансовом отношении. Герои произведения тотально вызывают отрицательное отношение. Пожалуй, в пьесе лишь один персонаж заставляет читателя (зрителя) ощущать симпатию. Это жена купца Аграфена. Изображая конфликт поколений – традиционную, классическую для литературы тему, Островский, безусловно, выступает скорее на стороне старшего поколения, чем молодежи, считая молодых людей безответственными и лишенными стойких нравственных принципов.

1. Факты о истории публикации произведения

Впервые пьесу опубликовали в 1849 году в журнале «Москвитянин». Пьесу тепло приняла аудитория, произведение принесло автору известность среди литераторов. Для театра длительное время пьеса была запрещена. Постановку спектакля осуществили уже после смерти русского царя Николая І.

В произведении изображена вечная проблема – конфликт поколений, события происходит среди купцов, где царят свои законы: «не обманешь – не продашь».

Уникальность произведения состоит в том, что в повествовании Островского напрочь отсутствует экспозиция. Сразу в завязке купец берет в долг внушительную сумму денег. Купеческая дочь Липочка пребывает в мечтаниях – поскорей да удачно выйти замуж за достойного жениха. Далее события развиваются динамично: обстоятельства складываются так, что купец вынужден объявить себя полным банкротом, а оставшееся состояние переписывает на Подхалюзина, который ради скрепления сделки играет свадьбу с Липочкой.

Однако Липочка не собирается выплачивать отцовские долги, пока родитель томится в долговой тюрьме. В результате выходит так, что оба обманщика наказаны.

Пьеса Островского написана в комедийном жанре и содержит явные поучительные, нравственные черты.

2. Литературные особенности пьесы «Свои люди – сочтемся»

Известно, что пьеса «Свои люди – сочтемся» – одна из первых и наиболее удачных произведений Александра Островского. Автор добросовестно работал над совершенствованием произведения на протяжении двух лет. Название постоянно менялось, автор использовал наименования «Банкрот», «Должник», «Несостоявшейся должник». Однако со временем было закреплено название «Свои люди – сочтемся».

Появление пьесы вызвало дискуссию среди российских литераторов, поскольку автор ехидно, иронично описывает актуальные и злободневные проблемы общества. Из-за этого пьеса попала под цензуру, а сам Островский – под тщательный присмотр полицейских.

Только в 1859 году, уже после смерти русского императора Николая І, пьесу поставили на большой сцене, но лишь при условии, что вариант «смягчат». Оригинальная версия пьесы опубликована еще позже – в 1881 году.

3. Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда

Автор затрагивает в произведении актуальную тему всех времен и народов – конфликт поколений, противостояние отцов и детей. Тема наиболее часто использовалась в литературном творчестве в XIX веке. Островский выбрал такую прослойку общества как купечество. Благодаря взаимоотношениям героев, Островскому удалось точно раскрыть проблемы купеческого общества. Как оказывается, у богатых жизнь не радостная: среди купцов широко распространено невежество, тотальная пошлость, полная недальновидность. Все герои пьесы не вызывают у читателей ни сожаления, ни симпатии. Персонажи отталкивающие, жадные, обладают тяжелыми характерами, а дочь главного героя – Липочка – живет только будущим, обязательно удачным замужеством и модой, с целью увильнуть от давления самодура-отца.

Все герои живут по принципу «не обманешь – не продашь», видят жизнь исключительно в серых красках с целью заполучить наживу. Такая жизнь для них – норма, то есть для детей вполне нормально остаться ни с чем и оставить ни с чем родных. Большов тяжело переживает предательство любимой дочери, которая не соглашается выплачивать долги отца, и равнодушно оставляет родителя коротать жизнь за решеткой в долговой тюрьме.

4. Мораль пьесы «Свои люди – сочтемся» и специфика композиции

Главный посыл произведения Островского – «что посеешь, то и пожнешь». Нельзя требовать от своих потомков любви, чуткости, честности, благородства, если сам не имеешь таких моральных качеств.

5. Действия пьесы и характеры героев Островского

В завязке читателям (или зрителям) предстоит познакомиться с главным героем пьесы «Свои люди – сочтемся» – Большовым, человеком-самодуром, нечестным, не обаятельным. Главный герой берет взаймы крупную сумму денег, но отдавать средства вовсе не спешит, держит у себя. Единственная дочь героя – Липочка – согласна выйти поскорее замуж хоть за черта лысого, лишь бы покинуть дом жестокого отца, где и так тяжко живется.

Действия пьесы производят к тому, что Большову проще признать себя банкротом, нежели выплатить долг. Он решает не отдавать деньги и переоформляет все имущество на некоего Подхалюзина, обыкновенного приказчика. А чтоб сохранить капитал, отдает за него замуж Липочку.

С уверенностью и спокойствием Большов отправляется в долговую тюрьму, не сомневаясь в том, что Подхалюзин и Липочка обязательно погасят долги купца. Но не тут то было. Липочка, вполне удовлетворенная новой жизнью, отказывается выплачивать долги родителя.

6. Простая и сложная одновременно: нестандартная композиция произведения

Отличительная особенность произведения Островского состоит в том, что в пьесе сложная структура композиции. Описание трудного купеческого быта с самого начала напоминает очерк, где присутствует напряжение, некая сюжетная интрига. Создание необычной, замедленной композиции задумано с целью ознакомления аудитории с жесткими нравами купеческой жизни Большова. Также важное значение в пьесе приобретают нравоописательные эпизоды с изображением характеров главных героев. В тексте присутствуют частые конфликты Липочки с матерью, встречи Большова с поклонниками дочери и претендентами на ее руку. Такие моменты в пьесе малодейственные, но позволяют понять, чем живет семья Большовых на самом деле, проникнуть в купеческую семью, в замкнутое пространство, которое на самом деле является демонстрацией русского общества того времени.

7. Образы мошенников и людей, не чистых на рук

Автор создал пьесу, где мастерски описал распространенный способ мошенничества того времени в купеческой среде. Самсон Силыч занимает у коллег купцов кругленькую сумму денег. Но из-за жадности, возвращать чужое добро не хочет, решает нажиться.

Дорогие любители творчества Александра Островского. Предлагаем ознакомиться с в пьесе “Гроза”

Пьеса – словно поле боя, там разворачиваются литературные баталии, военные действия против всех. Однако, автор придерживается и современных тенденций тех времен, изображая конфликт детей и отцов. В центре внимания – пошлая, достойная острых насмешек купеческая семья, как элемент купеческой жизни тех времен. Липочка постоянно спорит с матерью о женихах, желая выбрать достойного и благородного. Отец желает руководить судьбой единственной дочери. Самодурство отца раскрывается во фразе: «За кого прикажу, за того Липочка и пойдет. Ведь это мое дитя, зря кормил столько времени?»

8. Купеческая прослойка общества

Но в пьесе старшее поколение купцов демонстрируется как не самое «гнилое», ягодки – купеческие отпрыски. Фамилия главного героя – Большов, то есть вожак, главный, глава семьи, успешный купец. Известно, что Самсон купец в первом поколении, до него никто купеческим делом не занимался. Большов, постигая мастерство купеческой жизни, усвоил главный коммерческий урок того времени, а именно: «не продашь, если не обманешь». Ради обеспечения Липочки и личного благосостояния, Большов решается на такую себе аферу, наивно веря, что Липочка – доченька верная. Ведь все же «свои люди», которые между собой «сочтутся». Однако жизнь подготовила купцу жестокий сюрприз и поучительный урок.

9. Разница поколений

Юное поколение – не столь наивно, а в некотором роде даже и беспощадно, это мастерски демонстрирует Островский. Липочка любит пообщаться со свахой об эмансипации и просвещении, но даже не подозревает, что на самом деле значат эти слова. Мечты девушки – равноправие и светлые стабильные, взаимные чувства, а желание – заполучить богатство, с целью жить так, как захочется. Образование для нее – хороший тон, а не жизненная необходимость, девушка презирает обычаи, и желает заполучить скорее благородного кавалера, нежели богатого, бородатого, но бестолкового жениха.

Автор в комедии специально «сталкивает лбами» два поколения: детей и родителей. Однако симпатию вызывают так называемые «старики-разбойники», обладая хоть какими-то, минимальными моральными ценностями. Большов верит, что родные люди – справедливы и честны по отношению к своим родственникам, то есть родня сочтется в трудный момент и не позволит пасть лицом в грязь друг другу. Но просветление ума главного героя происходит в конце, когда Большов понимает, что стал жертвой собственной сделки. Размышляя над случившимся, Большов оправдывает себя, ведь чужого обмануть можно, это не грех, ведь трудно прожить без обмана. Он даже «примеряет» свои рассуждения на себя. А ведь он и подумать не мог, что передав состояние и деньки зятю Подхалюзину, купец останется ни с чем, да еще и в тюрьме.

10. Образ родных людей

В Самсоне, глубоко в душе, еще живет вера в то, что родственники – это обязательно добрые люди, однако бывший приказчик ломает этот стереотип. Большов разрушает мысль о том, что в обществе человеческом семейные узы – важная составная часть рода. Это жесткий удар по моральности и нравственности купеческого общества. Автор демонстрирует алчность, желание наживы такого же проходимца, как и главный герой, только с более уродливыми моральными качествами. Приказчику долго приходилось поощрять, поддакивать, угождать господину. Но прошло время, и приказчик сам стал господином, жестким и наглым, самодуром и тираном. Ученик усвоил урок и превзошел педагога, подложил учителю-купцу «свинью».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию Александра Островского

Как результат – полное отсутствие ответственности у дочери и зятя, отсутствие чувства того, что отец и мать – свои люди. Родная дочь не слушает просьбы отца уплатить по долгам. Девушка упрекает родителя в том, что прожила девическую жизнь в родительском доме и высокого общества не увидела, терпела выходки отца. Она возмущается, что если долги заплатят, снова придется ходить в ситцевых платьях, а это недопустимо. Зять новоиспеченный занимает позицию супруги, ведь если долги отдать – придется остаться ни с чем, а они ж не мещане какие-то.

Единственная дочь пожалела расплатиться с кредиторами, чтобы спасти отца из долговой тюрьмы. Липочка с чистой совестью и легкой душой позволяет кредиторам забрать родителя в места не столь отдаленные… Вот тогда и прозревает Большов, что жил не так, превращая комедийную пьесу в трагедию. Такое обращение собственного ребенка вызывает страдания у нечестного человека, который все-таки имеет отцовские чувства по отношению к нерадивой Липочке. Все актеры, сыгравшие роль Большова, создавали образ купца, которым пренебрегли дети, изгнали, обманули и лишили достатка. Кстати, можно провести параллели с другим, известным произведением английского поэта и писателя Уильяма Шекспира «Король Лир».

11. Пьеса как иллюстрация пороков современного Островскому общества

А. Островский в пьесе демонстрирует пороки общества того времени, описывает характеры, быт, чувства, желания, хитрости, бытующие в прослойке людей среднего достатка. Мир деградировавших личностей, бездушных людей, не имеющих положительных душевных качеств.

Родители живут по жестким законам торговли: «не обманешь, заработка не получишь». Кроме рынка, такие отношения плавно вливаются в повседневные отношения между людьми, где такую модель жизни отцов наследуют дети.

Они живут по тем же принципам, взрослея, осознавая, что деньги, ложь и презрение – основа для безбедной жизни, где каждый сам за себя. Такое отношение порождает равнодушие и презрение к тем, кто дал им жизнь, к родителям.

Немаловажно и то, что пьеса А. Островского «Свои люди – сочтемся» хоть и была под запретом на показ длительное время, с отменой цензуры весьма успешно реализовалась на сцене. Практически каждый театр охотно включал произведение в репертуар, а многие актеры сочли за честь попробовать себя в роли Большова. И хотя действия спектакля происходят в далеком прошлом, учитывая интенсивное развитие общества, проводить параллели можно и сегодня. Ведь переизбыток достатка в современном обществе, порождает холодность и равнодушие в людях, независимо от возраста и социального статуса.

12. Детальная характеристика главных героев пьесы «Свои люди – сочтемся»

Островский наградил своих персонажей «говорящими именами». Фамилия Большовых свидетельствует о значительности, которая отличает купеческую семью, о роли в обществе. Фамилия же Подхалюзина намекает на склонность героя подлизываться и льстит ради выгоды.

13. Список главные героев пьесы Свои люди – сочтемся

13.1 Образ Самсона Силыча Большова

Большов представлен на страницах пьесы состоятельным купцом, который владел тремя торговыми лавками. Происходил Большов из простолюдинов. Между тем, успехи героя на торговом поприще вызывали к Большому всеобщее уважение. Семьянин, главный герой пьесы Островского имел жену и дочь. Характер купца – скверный, отличающийся подлостью, нечестностью, хитростью. Дела купец вел, заботясь о собственной выгоде, а не о чистоте сделок. Поощряя мошенничество, Большов считал, что хитрость – залог богатства. Купец отрицает возможность чистого ведения дел, поэтому говорит, что ловкость и хитрость в торговле неизбежна. Но хитрить нужно тихо. Задумав некоторую аферу, Большов в итоге пострадал от собственного желания развлечься, а также от жадности. Однако методы ведения дел купца обернулись против Большова: мужчина попал в долговую тюрьму, остаток жизни проведя – как догадывается читатель – в Сибири.

13.2 Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина

Лазарь служил простым приказчиком, однако герой вовремя прознал, что может изменить свое положение. Возраст героя составляет около 35 или же 40-ка лет. Уже 20 лет прошло с того дня, как Подхалюзин начал работать у Большова, но жадный купец не спешил давать работнику повышение. Лазарь научился у хозяина подлости, хитрости и коварству. Но и природа не обделила Подхалюзина умом. Герой отличается сообразительностью, умением схватывать на лету. Опыт Подхалюзина – богат. По мнению персонажа, обман человека, который и сам обманывает, не представляет ничего плохого. Поэтому как только подвернулся выгодный момент, герой отплатил учителю – Большову – той же монетой. Женившись на Липочке – единственной дочке купца – Подхалюзин прекращает притворяться, что верен хозяину. Липочка с новым мужем оставляют Большова в долговой тюрьме.

Стоит отметить, что Липочка не желала выходить замуж за Подхалюзина. Девушка надеялась заполучить в мужья дворянина, жениха из благородных господ, чтобы и самой войти в круг аристократов. Подхалюзина Липочка критикует, ругает, обзывая неучем и дураком. Однако отец Олимпиады занял жесткую и неуступчивую позицию, повелев дочери выйти замуж за избранника.

После того как Подхалюзин прибрал к рукам богатства тестя, смекалистый герой открыл свою лавку, получив звание купца второй гильдии. Подхалюзин, в результате, вызвал недовольство как тестя, так и тещи, которая считает затя варварским человеком, разбойником. Научившись врать, выкручиваться и проворачивать дела с учетом лишь собственной выгоды, Подхалюзин умудрился обмануть всех, с кем сотрудничал. Устинья, например, получила от героя лишь 100 рублей вместо полторы тысячи.

13.3 Образ Олимпиады Большовой (Липочки)

Девушке исполнилось 18 лет, поэтому героиня спешит освободиться от опеки властного отца, выйдя замуж. Олимпиада не отличается умом и смекалкой. Героиня глупа и недалека, Липочке явно недостает образования. Между тем, девушка высокого мнения о себе и считает, что ее место – в высоких кругах, куда люди ее положения и статуса не вхожи. Девушка мечтает стать женой аристократа. Однако соглашается, отчаявшись, признать мужем простолюдина Подхалюзина, с которым с радостью избавляется от отца.

Липочка не отличается талантами. Французский язык, бальные танцы и игра на пианино даются девушке с трудом, родной язык – русский – Олимпиада тоже не доучила. Несмотря на неудачи в науках манерам, Липочка считает, что она девушка образованная и поэтому достойна кавалера исключительно высокородного. выбирая будущего супруга, Олимпиада спрашивает о внешности, цвете глаз и волос, о цене одежды. Уровень образования, эрудиции и воспитания не слишком заботит невесту. Подхалюзин, женившись на Липочке, получил множество личных выгод. Однако герой любил жену, не замечая очевидных недостатков девушки.

Липочка – девушка напыщенная, капризная и строптивая. В обращении с мамой, девушка выказывает грубость и неуважение. Липочку отличает бесстыдство, жадность, скупость и сварливость. Родители же дочку балуют, не скупясь на дорогие платья и украшения.

13.4 Образ Аграфены Кондратьевны Большовой

Аграфена приходилась купцу Большову супругой. Происхождение женщины также было крестьянским. В отличие от дочери, героиня обладала положительными качествами. Аграфена отличалась смекалкой, умом, мудростью, трудолюбием и старательностью. Аграфена умеет терпеть, женщине свойственна кротость. При этом дочь и муж относятся к героине подчеркнуто пренебрежительно. Но женщина не прекращает любить дочь, хоть та и груба в обращении с матерью. Липочка часто манипулирует матерью: споря с Аграфеной, Олимпиада прибегает к исконно женскому оружию – слезам. Тогда мать чувствует вину за слезы дочери.

Героиня не получила хорошего образования, но, между тем, скромна. Аграфена – рассудительная женщина, хотя и считает, что глупа. Героиня честно признает: ей сложно общаться с людьми высших сословий.

Аграфена ощущает психологическую зависимость от супруга. Когда купца ссылают в Сибирь, женщина чувствует одиночество, неприкаянность, будто сиротка. Ситуация ухудшается напряженными отношениями внутри семьи Большовых, ведь дочь и зять не жалуют Аграфену Кондратьевну и не прислушиваются к мнению старой женщины.

13.5 Образ Сысоя Псоича Рисположенского

Сысой служил чиновником (стряпчим), а также приходился Большову знакомым. Герой часто прикладывался к бутылке и прослыл пьяницей. Любовь к спиртному привела к тому, что Сысоя выгнали с места работы. После увольнения, герой занялся предоставлением частных услуг – на дому. Сысой помогал людям в оформлении документации и необходимых бумаг. Как и Большову, Рисположенскому свойственна подлость, нечестность, хитрость. Когда купец задумывает аферу, именно Сысой помог ему с бумагами. Однако справедливость торжествует и Рисположенский остается «с носом», так как Липочка и супруг девушки не выплачивают Сысою обещанный гонорар.

13.6 Образ Устиньи Наумовны

Героиня изображена как сваха, помогающая в поиске жениха для дочери Большова. Устинья выступает носительницей тех же качеств, что и купец: хитрость, подлость, нечестивость. Героиня не чурается обмана, мошенничества, вымогания денег. Если надо, женщина льстит и подлизывается ради собственной выгоды. На самом деле, героиня нашла аристократа, согласного взять Липочку в жены, но Подхалюзин принес взятку для Устиньи. Взяв деньги, женщина отменила встречу Липочки и дворянина. Однако Наумовна тоже осталась обманутой, потому что Подхалюзин не принес женщину остаток суммы и обещанную в подарок шубу.

Среди второстепенных героев пьесы выделяются Фоминишна – женщина, служившая ключницей у купца, а также Тишка, который прислуживал Большовым.

14. Реакция на произведение Островского

Выход пьесы произвел фурор. Подобные произведения, которые находят читателя вовремя, публикуются в момент наибольшей социальной остроты, всегда вызывают бурную реакцию общества. Поэтому выход в свет нового текста Островского сопровождалось огромным, небывалым успехом. Главным конкурентом Островского называли только Гоголя, потому что лишь тексты этого писателя могли по уровню профессионализма и мастерства сравниться с произведениями Островского.

Пьеса российского писателя привлекает внимание своей злободневностью, приближенностью к реальной жизни. Произведение манит простотой, понятным построением, мастерски реализованной центральной идеей. Несмотря на то, что это комедия, многие эпизоды в пьесе представляют иллюстрацию важных изменений в купеческой среде, характерных черт жизни торгового класса России.

Жанры драматургии Островского

Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Волки и овцы
Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Лес. Снегурочка, Не так живи, как хочется – обязательно.

В самом кратком списке к экзамену за 2 курс значатся: Бедность не порок, Не так живи, как хочется, Свои люди сочтемся, Волки и овцы

Волки и овцы

http://www.briefly.ru/ostrovskij/volki_i_ovcy/

http://www.briefly.ru/ostrovskij/groza/

http://www.briefly.ru/ostrovskij/les/

Бедность не порок

http://www.briefly.ru/ostrovskij/bednost_ne_porok/

Свои люди – сочтемся

http://www.briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/

Из 47 своих оригинальных пьес он назвал

"комедиями" - 22,

"сценами","картинами", "этюдом" ("Неожиданный случай")- 17,

"драмами" – 4 (в их числе "Не так живи, как хочется. Народная драма в трех действиях" ),

"драматическими хрониками" – 3 ,

есть "весенняя сказка" ("Снегурочка").

*Две редакции пьесы "Воевода (Сон на Волге) " имеют разные подзаголовки: первая – "комедия в пяти действиях, в стихах", вторая – "картины из народной жизни XVII века, в пяти действиях, с прологом ".

Театр Островского - по преимуществу театр комедийный - не только потому что половину пьес он назвал комедиями. Комедийное начало выражено и в других произведениях драматурга, жанровое определение которых ставило его в тупик.

«Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать» (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди - сочтемся”).

Жанровые особенности (по каждому из пройденных произведений)

«Волки и овцы» - «печальная комедия».

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее "женского ума на пятерых мужчин хватит". Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается авантюристка смелая, напористая. Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона.


Комедия "Волки и овцы современна, как будто вчера написана. Островский открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и переломного времени. Настоящая жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом. И в жанровом отношении она своеобразна и неповторима. Островский уходит от бытового правдоподобия, смело использует яркие приемы сценической условности.

Суть

Конфликт, возникающий в пределах определенной среды, не служит средством развития характеров главных героев в столкновении со средой, но вскрывает отрицательные нравственные свойства изображаемой среды. Это - комедии в собственном смысле слова. В них неожиданные, «крутые», внешне благополучные развязки скрывают глубину противоречия реальной жизни, где сталкиваются люди хищнического склада и обездоленные ими жертвы. Отсюда и название пьесы.

«Гроза» - драма. Если обратиться к традиции истолкования этой пьесы, можно выделить две основные тенденции. Одна из них диктуется пониманием «Грозы» как социально-бытовой драмы. Для нее характерны особое внимание к быту, стремление передать его «плотность» и вместе с тем – своеобразие выравнивания характеров, внимание зрителей поровну распределяется между участниками действия.

Другая трактовка, и она представляется нам более глубокой, определяется пониманием «Грозы» как трагедии. Велика вероятность, что определение драматургом жанра как драмы было данью традиции. Не было образцов трагедии, где героями были бы частные лица, а не ист. деятели или легендарные личности. «Гроза» в этом смысле осталась уникальной и в творчестве Островского и для последующей русской лит-ры 19 столетия. В данном случае ключевое значение приобретает не «социальный статус героев (жители города Калинова,кстати, вымышленного), а именно характер конфликта. Если считать гибель Катерины результатом столкновения с самодуркой-свекровью Кабанихой, видеть в ней жертву семейного гнета, то масштаб героев действительно окажется мелковат для трагедии. Но если увидеть, что судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох (разрушение патриархальных порядков стаскивается с духом современности, не признающим прежнего уклада – в случае с Катериной речь идет о замкнутой жизни женщины, полной домашних забот и религиозных мечтаний), то «героическая» трактовка ее характера окажется вполне правомерной.

Таким образом, впервые через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в простонародном сознании. Патриархальные ценности устарели. На смену им пришло новое отношение к миру, основанное на индивидуальном волеизъявлении.

«Лес» - сатирическая комедия. Жанр пьесы А. Н. Островского "Лес" -сатирическая комедия, цель которой разоблачить порок. Драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт.
Своеобразие пьесы состоит в единстве реалистического и романтического плана. Реальная жизнь мелка, пошла, неестественна, ненатуральна. Мир искусства велик и прекрасен. Только в нем с точки зрения демократически настроенных героев Островского можно испытать радость принесения себя в жертву людям, ощутить необходимость и оправданность своей жизни, увидеть, как раскрываются и выпрямляются человеческие души. Искусство гуманно, оно олицетворение и воплощение человечности.

В пьесе преобладает такое явление как «театр в театре». Все главные персонажи пьесы вовлечены как бы в двойное внешнее действие: с одной стороны, автором, с другой - Гурмыжской. Гурмыжская играет роль доброй тетушки, принимающей участие в «ближних» , заботящейся о бедных и несчастных. Она признается себе в «актерстве». «Играешь-играешь роль, ну и заиграешься» . Аксюшу Гурмыжская заставляет играть роль невесты Буланова. «...Я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть комедию», - говорит она ей. Буланову последовательно приходится играть две роли: жениха Аксюши, а затем, по выражению Счастливцева, роль «первого любовника» Гурмыжской. В этой «комедии» принимает участие и Несчастливцев. Он берет на себя роль богатого барина, заехавшего проездом навестить свою тетушку, и заставляет актера Счастливцева играть роль своего слуги.

Здесь хорошо видно многообразие смеха Островского: саркастический, лукаво-добродушный, смешанный с состраданием. Важно отметить, что смешное и высокое в мире Островского не противопоставлены, одно не исключает другого.

«Свои люди – сочтемся». Самая ранняя комедия Островского.

Сама по себе интрига комедии, запрещённой к постановке на целых 11 лет, была весьма традиционна. Островский вообще не стремился к сюжетной новизне, он писал: "Драматург не изобретает сюжетов... Их даёт жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня... все сюжеты заимствованы".

В центре комедии «Свои люди - сочтёмся» - богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого - и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются - и наверху оказывается Подхалюзин...

Классицизм предписывал комедиографу жёсткие правила. В чем же новизна Островского? Новой была не интрига. Новым был не принцип подбора имён. Новым был подход автора к героям . Чтобы зритель сразу, не теряя времени, включился в ход событий, эмоционально отозвался на них, в героях должны узнаваться общие, типологические черты. Разумеется, в эти узнаваемые амплуа, как в своего рода колбочки, художник "вливает" новое содержание, наделяет героев индивидуальностью, характером. Но Островский с самого начала сосредоточился на другой задаче. Он недаром брал уроки у "натуральной школы".

Ранний Островский соотносил своих персонажей не с театральными типами , не с театральными масками (ловкой служанки, обманутого мужа, скупого барина, умной крестьянки), а с социальными типажами . В образе Большова зритель сразу узнавал черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. И лишь затем эти свежие наблюдения оттенялись легко узнаваемым литературным фоном. (В Подхалюзине узнаётся тип Молчалина; некоторые сцены со страдающим Большовым напоминают пародию на шекспировского короля Лира.)

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский , получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся» , под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль» , «Горе от ума» , «Ревизор» . На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами» .

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» , Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» - то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь» . Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся» . Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле» . Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя - справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь» .

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного