Употребление разделительных ъ и ь. Урок «Употребление ъ (ер) и ь (ерь)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,

социально-экономических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного занятия

для преподавателя

Дисциплина: Русский язык

Раздел 2.

Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень обучения

Курс I

Разработчик: преподаватель русского языка Хританкова Н.Ю.

Мотивация изучения темы 4

Выписка из тематического плана дисциплины «Русский язык» 5

Примерная хронокарта занятия 6

Блок информации 7

План самостоятельной работы студентов 8

Приложение 1 9

Приложение 2 10

Приложение 3 11

Эталоны ответов 13

Список использованных источников 16

Методический лист

Вид занятия : комбинированный.

Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй(воспроизведение).

Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; формировать понятие пунктуационных норм современного литературного русского языка; учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности; формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Воспитательные цели : способствовать формированию умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать и развивать практическое творческое мышление, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Методы обучения – репродуктивный.

Время занятия : 90 минут.

Мотивация изучения темы

Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет, ошибается в расстановке знаков препинания. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. На данном занятии формируется и развивается способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 2.

Нормы современного русского литературного языка

84

Тема 2.9. Употребление Ъ и Ь. Ь после шипящих

2

Правописание гласных. Правописание согласных. Употребление букв Ъ и Ь. Соблюдение в практике письма орфографических норм русского литературного языка.

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, выполнение упражнений ;

Работа с конспектом лекции.

ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Наименование этапа

Время

Цель этапа

Деятельность

Оснащение

преподавателя

студентов

Организационный этап

Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов

Отмечает отсутствующих студентов в журнале

Староста называет отсутствующих студентов. Студенты приводят в соответствие внешний вид, готовят рабочие места.

Журнал, тетради

Мотивационный этап

Развитие интереса к новой теме

Объясняет студентам важность изучения данной темы

Слушают, задают вопросы

Цели занятия

Установка приоритетов при изучении темы

Озвучивает цели занятия

Слушают, записывают в тетрадь новую тему

Методическая разработка занятия

Контроль исходных знаний студентов

Выполняют задания, отвечают на вопросы преподавателя

Приложение 1.

Изложение исходной информации

Способствовать развитию формирования умения соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней

Излагает новый материал

Слушают, читают материал в учебнике, записывают

Методическая разработка занятия

Выполнение заданий для закрепления знаний

Закрепление знаний, формирование способности анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными

Инструктирует и контролирует выполнение заданий, обсуждает правильность ответов

Выполняют задания, проверяют, вносят коррективы

Приложение 2 (задание 1, 2)

Конечный контроль новых знаний

Оценка эффективности занятия и выявление недостатков в новых знаниях

Инструктирует и проводит контроль

Выполняют задания

Приложение 3

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Формирование и закрепление знаний

Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, инструктирует о правильности выполнения

Записывают задание

Работа с учебником, выполнение упражнений ;

Работа с конспектом лекции.

Подведение итогов

Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе

Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Журнал группы

Блок информации

Употребление ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:

1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): восемь, лить, конь;

2) в середине слова – после мягкого л, стоящего перед любым согласным (твердым или мягким): альбом, льстить, мальчик, однако между двумя л буква ь не пишется: иллюстрация, аллергия; после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (тесьма); после мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м, являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – серьга). В остальных случаях ь в середине слова для обозначения мягкости согласных не пишется (кустик).

Примечание: полезно запомнить, что буква ь не пишется в сочетаниях ч и щ с другими согласными: чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ (нянчить) (хотя нянька), хищник); буква ь сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола, перед окончанием -те в повелительном наклонении (встретить – встретиться.)

2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

1) в именах существительных ж. р. 3 склонения в форме ед. ч. (мелочь, но существительное м. р. богач без мягкого знака);

2) в следующих формах глаголов: в неопределенной форме (увлечь, увлечься); в повелительном наклонении (спрячь, спрячьте); во 2-ом лице ед. ч. настоящего (и будущего) времени (моешь, моешься). Кроме того, по традиции ь после шипящих пишется: в наречиях), кроме невтерпеж, уж, замуж (настежь, сплошь); в частицах (лишь, ишь).

3. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

Употребление ъ

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную (въезд, межъядерный);

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-), составная частица пан– (инъекция);

3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех– (двухъярусный).

Как показывает правило, буква ъ не пишется в указанных условиях перед гласными а, о, у, э (безоблачный, обузить).

Примечание: данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: иняз, детясли.

План самостоятельной работы студентов

Название этапа

Описание этапа

Выявление уровня подготовки

Контроль исходного уровня знаний

Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1

Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала данной темы по школьной программе

Выполнение заданий для закрепления текущих теоретических и практических знаний

1. Выполнение заданий с различными случаями написания ь и ъ. Приложение № 2

Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения правильно определять написание ь и ъ, а также использовать знания норм в своей письменной речи

Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения

Выработка умения аргументирование отстаивать свою точку зрения

Конечный контроль

Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 3

Выяснение степени достижения цели занятия


Приложение 1

Задание для контроля исходного уровня знаний студентов

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. А Шурка и плакать не мог. Он все см…трел на печь, на груду огненных ч…р…пков и почему-то думал о том, что все в ж…зни бьется к сч…стью,- так ск…зала тетя Настя, и ее сл…ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горш…к вдреб…зги. Где же сч…стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зв…нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лиц… рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ш…н…ленку на одно плеч…, как-то удало-приятно тряхнул русым ч…бом, негромко х…х…тнул и стал прежним трепач…м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девч…нки принялись тихонько отодвигаться, т…сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно с.лдату незаметно переброситься тайным словц…м с другим служ…вым о сух…рях, холщ…вых к…томках и дальней д…роге. (Смирн.) 5. Когда-то ч…рную, может быть, даже ч…рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюж…ло с…диной, а вот брови какими были в молодости см…листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный г…рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль ш…ссе. (Кож.) 7. Строитель насл…ждается видом р…стущих заводских корпусов, новых ж…лых зданий, в…кзалов, т…атров, воздвигаемых по его про…ктам. (Ов.) 8. А з…ря разгоралась, и вет…р со степи струился навстречу синей-синей р…кой. (Айтм.) 9. В ч…рных, плутоватых, как у ц…гана, глазах Швыдченки Петр ул…вил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, с…нд…леты, два ситц…вых платья, два с…р…фана и еще одно платье - ш…лковое, без рук…вов. (Сим.) 11. Вп…реди действительно пок…зались поля пл…вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую с…рдитую ма…ршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впеч…тление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силу…ты быков и невысокого человека, который су…тился возле них. (Тютюн.)

Приложение 2

Задания для закрепления знаний

Задание 1. Прослушать предложения, выбрать и записать только те слова, в которых необходимо написание Ъ или Ь.

1. Вз...яренный, на заседание врываюсь лавиной (М.). 2. П...ер помнил, что при княжне всегда были компан...онки (Л. Т.). 3. Мне страшна главным образом обыден...щина (Ч.). 4. Долины ноч... еще об...емлет (П.). 5. Он стоит у бюста, опершись на п...едестал (Гот.). 6. И в...явь я вижу пред собою дней прошлых гордые следы (П.). 7. Каштанка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды (Ч.). 8. Под...ем становился все круче и труднее (Закр.). 9. Жизнь устроена так д...явольски искус...но, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить (М. Г.). 10. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше руч...я, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов (Л. Т.). 11. С...емка прошла творчески малопродуктивно (Черк.). 12. И гул под...емлется кругом (Л.). 13. Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз об...ехать своих гусар (Л. Т.). 14. Николай не мог, как ему вязалось, перенести долее этого положения и пошел объясняться с матер…ю (Л. Т.). 15. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив пред...ыдущего (И. П.). 16. Был сен...тябрь, ветреный и мокрый, когда Артамонов под...езжал к Дремову (М. Г.). 17. Долговязый суб...ект вздохнул и пожал плечами.

Задание 2 . Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами.

1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)


Приложение 3

Задания для конечного контроля

Задание 1 . Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…- в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышиш… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимос…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробнос…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию - опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час - даже в том случае, ес…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятнос…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительнос…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое - сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорос…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.)

II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восьм…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» - машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» - тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)

Эталоны ответов

Приложение 1

1. А Шурка и плакать не мог. Он все смо трел на печь, на груду огненных че ре пков и почему-то думал о том, что все в жи зни бьется к сча стью,- так ска зала тетя Настя, и ее сло ва однажды невозможно-чудесно исполнились: воскрес из мертвых отец. И бабушка требовала, чтобы наудачу разбили первый горшо к вдребе зги. Где же сча стье? (Смирн.) 2. «Да уж она, правда, какая ни есть!» - надтреснуто зве нел, прочистив кашлем горло, Митрий Сидоров. Он докрасна натер лицо рукавом рубахи, ловко повесил старенькую свою ши неленку на одно плечо как-то удало-приятно тряхнул русым чу бом, негромко хо хо тнул и стал прежним трепачо м-вралем. (Смирн.) 3. Жар прибывал, и ближние к доброму огню мальчишки и девчо нки принялись тихонько отодвигаться, те сниться прочь, не спуская с пламени восторженно расширенных, неподвижных глаз. (Смирн.) 4. Можно со лдату незаметно переброситься тайным словцо м с другим служи вым о суха рях, холщо вых ко томках и дальней до роге. (Смирн.) 5. Когда-то че рную, может быть, даже че рнее грачиного крыла, косу время слегка завьюжи ло се диной, а вот брови какими были в молодости смо листыми, такими и остались. (Бабаев.) 6. Обсыпанный го рящими обломками, танк бросился на самоходные орудия, которые отступали уже вдоль шо ссе. (Кож.) 7. Строитель насла ждается видом ра стущих заводских корпусов, новых жи лых зданий, во кзалов, те атров, воздвигаемых по его прое ктам. (Ов.) 8. А за ря разгоралась, и вете р со степи струился навстречу синей-синей ре кой. (Айтм.) 9. В че рных, плутоватых, как у цы гана, глазах Швыдченки Петр уло вил немой вопрос. (Верш.) 10. Остальное было все летнее: лодочки, са нда леты, два ситце вых платья, два са ра фана и еще одно платье - ше лковое, без рука вов. (Сим.) 11. Впе реди действительно пока зались поля пла вучих льдов, а среди них разводья. (Кап.) 12. На старую се рдитую майо ршу медицинской службы именно мои легкие произвели почему-то невыгодное впеча тление. (Кае.) 13. Тимко увидел темные силуэ ты быков и невысокого человека, который суе тился возле них. (Тютюн.)

Приложение 2

Задание 1.

Взъ яренный, Пь ер, компань онки, обыденщина, ночь объ емлет, пь едестал, въ явь, съ ела, опь янела, подъ ем, дь явольски, ручь я, съ емка, подъ емлется, объ ехать, матерь ю, предыдущего, сентябрь, подъ езжал, субъ ект.

Задание 2 .

Ь в конце слова для смягчения согласного звука: лагерь, брать, дань, яблонь, быть, расступилась, ходить, дышать, день.

Ь в середине слова: зорька, невольную, фельдфебелем, больному, шестьдесят.

Разделительный Ь: Васильевне, дочерью, людьми, деревьях, декабрьский.

Ь после шипящих: ложь, лишь.

Ь в глаголах: стучаться, поверьте, спускаться.

Ь в иноязычных словах: бульон.

Ъ перед е, ё, ю, я: въезжать, подъезд.

Приложение 3

Задание 1 .

I. 1. Савватей посоветовал попытать счасть я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору отъ евшиеся за осень птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полдень - в небе ни облачк а, над степь ю марево, в сапогах печет ноги, а скинешь сапоги, ступать боль но: так колетс я стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз въ езжать в улицы города, то знойно пыль ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осень ю, то гладко налощенные полозь ями саней зимой, для него было непередаваемой радость ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дарь ю, заставь ее мчать воды по пути, который сам ей укажешь, прикажи ей быть слугой советской земли, и ты еще раз услышишь братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. Отъ езд должен был удобно, просто и мужественно разрешить эту канитель, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требователь ност и, от необходимост и делать то, во что не веришь . (Гран.) 6. Деревь я под тяжесть ю мокрого снега гнулись ; маль чишки во всех дворах лепили снежные крепост и, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами паль то и еще в коридоре, прячась от всевидящих материнских глаз, начинали раздевать ся. (Проск.) 7. Михась, сидя сейчас в подполь е у стены, вспомнил в подробност ях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ночь , освеженную дождем, он вышел на новую операцию - опять же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очень взрослые, душевно силь ные, давно привыкшие с настойчивость ю и суровостью управлять собственной судь бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочетс я, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет с ними хотя бы через день или час - даже в том случае, если этот день или час будет грозить им серь езными неприятност ями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительность элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое - сделать боль шие по объ ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит, увеличить скорость движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетаетс я из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, поль зуясь теорией Снигирева, боль ше двух лет возились с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорить их движение. Резуль тат отличный, работа нужна производству, все доволь ны. (Дем.)

II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и сколь ко бы боев и нанесенных немцам потерь ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехать по этому забитому людь ми шоссе, никому не объ ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что объ яснять это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцать дней, он со своими вось мь юдесять ю танками пройдет через Красную площадь . Шесть десят «тридцать четверок» - машины, о которых может толь ко мечт ать любой танкист, и двадцать «КВ» - тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы иметь их в бригаде в первый же день войны! Восемьдесят танков … (К. Симонов)

Критерии оценки

Оценка «5 » ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4 » ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3 » ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2 » ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание . Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Список использованных источников

    Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
    классах [Текст]/ - М.: Просвещение, 2008. - 286с.

    Розенталь Д.Э. / Справочник [Электронный ресурс] / Режим доступа http://evartist.narod.ru/ .

    Диктанты / Сборник диктантов по орфографии и пунктуации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://dictations.ru/

П р а в и л а.

1. Разделительный 6 пишется перед буквами е, ё, ю, яв сле-

дующих случаях:

а) после приставки, оканчивающейся на согласную, напри-

мер: въезд, объем, предъюбилейный, объявление;

б) в иноязычных по происхождению словах после приставки

на согласную (об-, ад-, диз-, ин-, ттер-, кон-, контр-, об-, суб-,

транс-) или составной частицы пан-, например: адъютант, инъ-

екция, конъюнктура, объект, субъект, панъевропейский;

в) в сложных словах, первую часть которых составляют чис-

лительные двух-, трех-, четырех-, например: двухъярусный.

П р и м е ч а н и е. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: детясли.

2. Разделительный ь пишется в следующих случаях:

а) перед буквами е, ё, и, ю, я внутри слова не после при-

ставки, например: портьера, сырье, воробьиный, вьюга, кресть-

б) в некоторых иноязычных словах перед о, например: поч-

тальон, шампиньон.

§ 12. БУКВА Ь КАК ЗНАК МЯГКОСТИ

П р а в и л а. Для обозначения мягкости предшествующего

согласного ь пишется:

А) на конце слова: нить, пить, площадь, семь;

б) в середине слова для обозначения мягкости согласного,

стоящего перед твердым согласным: свадьба, молотьба, резьба,

просьба, тьма, меньше;

в) в середине слова между двумя мягкими согласными в том

случае, если при изменении слова или в родственных словах

второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою

мягкость: возьми (ср. возьму), просьбе (ср. просьба); но: бантик (ср.

бант), резня (ср. резать);

г) после мягкого л независимо от того, твердый или мягкий

согласный за ним следует альт, бальзам, вскользь, польза, сельдь;

д) в формах творительного падежа множественного числа:

детьми, людьми, лошадьми;

е) в числительных, оканчивающихся на -десят, -сот, в се-

редине: пятьдесят, пятьсот, восемьдесят, восемьсот; в числи-

тельных, оканчивающихся на -дцать, в конце слова: пятнад-

цать, девятнадцать, двадцать. (О правописании числительных

см. также § 27.)

П р и м е ч а н и е. В сочетанияхяи, чи, нч,рч, чк, щи, рщ, нщ

мягкий знак не пишется: ранний, ночной, венчик, порча, печник,

помощник, фонарщик, загонщик.

БУКВА Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

П р а в и л а. Как показатель грамматической формы ь пи-

а) в именительном и винительном падежах единственного

числа существительных женского рода: речь, мышь, дичь, моло-

дежь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы роди-

тельного падежа множественного числа);

б) в неопределенной форме глагола: учить - учиться,

спать - выспаться;

в) в форме повелительного наклонения: взвесь - взвесьте,

взвесьтесь; сыпь - сыпьтесь, сыпься;

г) в форме второго лица единственного числа: заглядываешь -

заглядываешься; строишь - строишься. (О правописании ь в гла-

гольных формах см. также § 31.)

Упражнение 42. Перепишите, вставляя, где нужно, пропу-

щенные буквы.

1.1. В эту минуту раздались п...яные крики гостей (П.).

2. Сам решился он [Чичиков] сочинить крепости, напи-

сать и переписать, чтоб не платить ничего под...ячим

(Г.). 3. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько

любимых его п...ее (Гот.). 4. Лакей обезьянничает их

манеры, замашки (Дост.). 5. Высокий зеленый бур...ян

рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 6. Обив-

ка на креслах первых радов и на барьерах лож давно

выцвела (М.-Сиб.). 7. Раз...яренная река пенилась и схле-

стывала волнами гранитные парапеты набережной

(Гори/.). 8. Порой выходила группа от..,экзаменовавших-

ся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или

озабоченно - о возможности провала (Кор.). 9. Повар

давал им {матросам] вываренное бул...онное мясо (М. Г.).

10. Среди большой чистой площадки на высоком п...е-

дестале высился слепок могучей фигуры Давида (Верес.).

11. Вот нам и еще один компан...он для пикника (Купр.).

12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ,..ятный

лазурный простор (Гладк.). 13. При малейшем из...яне в

костюме, при оторванных пуговицах этот костюм дол-

жен сдаваться на полку для починки, чистки и пр. (Ма-

кар.). 14. Мы уж с отцом от...ужинали (А. Н. Т.). 15. Мы

отходили на север, прикрываясь все время сильными

ар...ергардами (Вершиг.). 16. Письма Андрея стали не-

от...емлемой частью моей жизни (Кае.). 17. Аксинья с...у-

зила глаза, шевельнув черными бровями (Шоя.). 18. На-

стал день прем...еры, подготавливавшейся свыше

полугода (Н. Черкасов). 19. Мы пред...явили Фокину ряд

требований, и прежде всего о повышении заработной

Платы (Бахм.). 20. Бойцы стали сами шить в...кжи из бре-

зента (Закр.).

II. 1. В городке было сконцентрировано несколько

батал...онов пехоты. 2. Перед нами стоят широкие, все-

об...емлющие задачи построения бесклассового обще-

найти в магазинах Глав...ювелирторга. 4. Во время ре-

монта театра были заменены меж...ярусные перекрытия.

иностранной профсоюзной делегации. 6. Новые методы

работы позволили с...экономить много времени и средств.

7. Активная контр...атака противника поставила в зат-

руднительное положение молодого шахматиста. 8. Рабо-

ту переводчика облегчил недавно изданный трех...языч-

ный словарь. 9. В такую в...южную ночь нетрудно было

сбиться с пути в незнакомых местах. 10. По ночам не-

редки были заморозки, и листья на дерев...ях с...ёжи-

лись от холода. 11. Для пересылки срочных и важных доку-

ментов была использована фельд...егерская связь.

12. Проверив, прочно ли прикреплены п...ексы, лыж-

ники отправились в поход. 13. Берясь за какую-либо ра-

боту, нужно объективно оценивать свои возможности.

14. Денежные знаки старого образца были из...яты из

обращения. 15. На заре человеческой жизни почти лю-

бое явление природы казалось людям сверх...естествен-

ным и необъяснимым. 16. Химик производил опыты с

какими-то четырех...элементными соединениями. 17. В

основе таких теорий, как пантюркизм, пан...японизм,

лежат не столько религиозные, сколько политические

цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет со-

вершил транс...европейский перелет за несколько ча-

сов. 19. Крестьяне неоднократно восставали, стремясь

избавиться от тяжести под...яремной жизни в условиях

крепостничества. 20. Сначала производились натурные

с...емки, затем работа была перенесена в павил...оны

кинофабрики.

III. 1. Прос...ба моя состоит в следующем. 2. Дождик

сеялся все мел...че и мел...че. 3. На землю легла измо-

роз.... 4. Одеваеш...ся около открытого ил...юминатора,

в который тянет апрел...ской свежест...ю. 5. Ему не сиде-

лос.... 6. Он учит.-.ся катат...ся на кон...ках. 7. Короткий

зим...ний день начинал смеркат...ся. 8. С ним все нян...-

чилис.... 9. Помощ...ник был старательный и толковый.

л...дистым и в...южным. 11. Нян...ка любила возит, .ся с

дет...ми. 12. Л...няные головы белели во т...ме. 13. Я боюс...

сер...езно увлеч...ся. 14. И нечему дивит...ся: как дере-

ву с огнем ДРУЖИТ...СЯ? 15. Захочеш... - доб...еш...ся.

16. Ран...ним летним утром отправ...тесь в лес. 17. Поза-

бот...тес... о еде: воз...мите что-нибудь с собой. 18. Не

плач...те, угеш...тес.... 19. Заступитес... за слабого. 20. Брос...-

те ругат...ся.

IV. Изморос..., кол...цо, сел...д..., декабр..,ский,

мен...ше, Куз...ма -Куз...мич, Сил...ва, Ал...бина, Пал...-

мира, ал...ергия, БОЗ...НЯ, свар...щик, пес...ня, рож...,

дач..., доблест..., плеч..., весен...ний, проч...ный, ян-

вар... ский.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

ГЛАСНЫЕ ЫИ Я ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

П р а в и л а:

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо

и пишется ы в соответствии с произношением. Например: иг-

рать - разыграть; искать - подыскать.

П р и м е ч а н и е 1. Данное правило не распространяется на

сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь и т. п.

П р и м е ч а н и е 2. В слове взимать пишется и согласно

произношению.

2. После приставок меж- и сверх- сохраняется и, так как по

общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы:

межинститутский, сверхиндустриализация.

3. Сохраняется и также после иноязычных приставок и час-

тиц контр-, суб-, транс-, пан-: контригра, субинспектор, транс-

иорданский, панисламизм.

Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы.

Безыдейное произведение, без...менная речка, без-

Нвентарное хозяйство, безынициативный работник,

безыскусственный рассказ, без...сходная нужда, ме-

д...нститут, пред...дущее изложение, пред...стория че-

ловечества, сверх...зысканные манеры, под...нтеграль-

ное число, пред...юньские события, -транс...райская

магистраль, раз...грать дебют, контр...гра противника,

тические противоречия.

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е , передающими сочетания [ j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный .

Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий .

Буква ъ по традиции пишется также в слове изъян, хотя из - не является в нем приставкой.

б) в словах с приставками иноязычного происхождения : контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- , которые в языке?источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх- , например: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

После начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ по традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), например: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

В этом случае разделительный ъ возможен также и перед буквой и , например: Дзюнъитиро (японское имя).

Обратите внимание!

1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .

Например: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный.

2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!), например: платье, дьяк. Исключение фельдъегерь.

3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

Например: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

4 ) Буква ъ не пишется в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

5) В середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.

6) В слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

- ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие);

- ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о .

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

Не странно ли, что согласный звук, после которого написан мягкий знак, может быть твёрдым? Зачем же тогда нужен Ь? На уроке учащиеся узнают о правилах употребления Ь и Ъ, их функциях в слове.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Разделительные Ь и Ъ

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях: - после приставок на согласную

(подъезд, разъём, объяснить, предъюбилейный); - в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-

(двухъярусный, трехъязычный); - в ряде заимствованных слов

(адъютант, субъект, объект).

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: безаварийный, контратака, трансарктический, сэкономить, трехэтажный.

Разделительный Ь пишется в корне и суффиксе слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, пьём, платье, лисьи), а также в некоторых заимствованных словах перед буквой О (бульон, павильон, почтальон, медальон).

Исключение составляют сложносокращенные слова (детясли, иняз) и сложные слова, пишущиеся через дефис (пол-юрты). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

Рис. 1. Правила употребления разделительного Ь и Ъ ()

Домашнее задание.

Задание №1

Запишите слова в три столбика. В первый столбик - слова с Ъ, во второй - с Ь, в третий - слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.

В…юга, от…езд, дет…ясли, п…еса, с…узить, сер…ёзный, с…есть, бул…он, с…ёмка, с…обезьянничать, солов…иный, сверх…естественный, сверх…интересный, шампин…он, трех…ярусный, четырех…этажный.

Задание №2

Вставьте пропущенные Ь и Ъ

Все вокруг об…яты страхом: Раз…ярённый людоед Об…явил, что с…ест сегодня Замечательный обед. В сверх…естественной тревоге Всё звер…ё уносит ноги. Даже нес…едобный ёжик С…ёжился от страха тоже. Раз…ъярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет, Закусил печен…ем плотно. Он от…явленный злодей, Но совсем не ест животных И не трогает людей.

(С. Бондаренко)

Задание №3

Отгадайте кроссворд.

1) Снежная буря.

2) Домики для пчел.

3) Мама, папа, дети.

4) Веселое животное.

5) Ягоды, сваренные в сахаре.

1. Правила русской орфографии ()

2. Система проверки правописания ()

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Разделительный ъ пишется перед буквами е(ё), ю, я в следующих случаях:

1. После приставок, оканчивающихся на согласную, например: объехать, подъём, предъюбилейный, разъяриться.

Примечания.

1. Это правило распространяется и на иноязычные слова с приставками аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-; адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский и т. д.

2. Пишется ъ и в иноязычных словах с начальными пан-, фельд-; панъевропейский, фельдъегерь и др.

2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: двухъязычный, трехъярусный, четырехъярусный.

Примечание.

В сложносокращенных словах ъ не пишется: детясли, Госюриздат и т. п.

Не пишется ъ после приставок на согласную перед а, о, у, а: безалкогольный, надоконный, контрудар, сэкономить и т. д.

Разделительный ъ пишется перед буквами е(ё), ю, я, а также перед и внутри слов, не после приставок, например: барьер, курьез, вьюн, обезьяна, воробьиный.

Примечания.

1. Разделительный ь пишется и в нескольких иноязычных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, шиньон и др.

2. В притяжательных прилагательных на -ий разделительный ь пишется во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода: лисья, лисье, лисью, лисьи и т. д., но лисий.

Упражнение 92. Объясните употребление разделительных ъ и ь, указав случаи отсутствия разделительных знаков.

Адъютант, арьергард, барельеф, барьер, безъядерный, безоблачный, бурьян, волеизъявление, вьюшка, главюрист, дьявол, дьяк, изъян, изъясняться, медвежий, медвежьего, миньон, объедки, объем, панъяпонский, подьячий, подъемник, подъесаул, подоснова, премьера, пьедестал, пьяница, соловьи, субъективный, съестное, фельдъегерь, шьют.

Упражнение 93. Раскройте скобки, образовав слова с данными перед скобками элементами, объясните правописание образованных слов.

Без (аварийный, укоризненный, язычный), из (ездить, обильный), меж (атомный, областной, языковой), об (углить, единение, явление), пред (определение, явление), раз (уверить, ездить, есть), с (агитировать, ехидничать, уметь, ябедничать), транс (альпийский, океанский, европейский), трех (атомный, электродный, ярусный).

Упражнение 94. Измените слова таким образом, чтобы возникала необходимость в употреблении на письме разделительного ь.

Воробей, волчий, дерево, друг, залить, крыло, лист, муравей, разбить, ручей, слить, стул, улей, чей.

Упражнение 95. Перепишите, вставляя, где надо, буквы.

Аэрофотосъемка, без…ответственный, в…юга, в…юн, в…ючный, Дар…яльское ущел…е, двух…актный, двух…ярусный, звер…е, из…ян, интерв…ю, кар…ер, карман…ола, коп…е, медал…он, необъятный, от…экзаменовать, ощуп…ю, пол…ют, пред…уведомление, руж…ецо, р…яный, сем…я, сер…езный, скам…я, с…обезьянничать, суб…арендный, суб…инспектор, суб…ективность, с…узить, с…естное, трех…этажный, трех…язычный, шампин…он.

Упражнение 96. От заключенных в скобки существительных образуйте притяжательные прилагательные, согласовав их в роде, числе и падеже с определяемыми существительными.

(Белка) хвост, хвоста, уши; (ворона) карканье, крик, крику; (извозчик) повозка, фаэтон, фаэтоном; (овца) шерсть, копыта, копыт; (охотник) ружье, ружья; (рыба) кровь, глаз, глаза; (рыбак) лодка, баркас, в баркасе.

Упражнение 97. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

I. 1. В траве виднелись оранжевые шляпки под…осинников. (Верес.) 2. Проголодавшись, Вячеслав Анан…евич все-таки с удовольствием ел отливавший янтарем бул…он. (Полев.) 3. С кручи был виден кар…ер, откуда брали гравий. (Кетл.) 4. Одна-раз…единственная цель оставалась у него - дать всем покинуть машину. (Гран.) 5. Долбачи нам не доверяет, в…ючит сам, туго притягивая груз ремнями к натруженным спинам оленей. (Федос.) 6. Высокий и статный гвардейский драгун в ад…ютантском мундире вышел вперед. (Голуб.) 7. В зелени дерев…ев утопало трех…этажное здание школы-интерната. (Казан.) 8. Заметает чащи леса метел…ю, в…ются снежинки, падая на дорогу. (Казан.) 9. Командир батал…она награжден орденом. (Покр.) 10. В казарме ровными рядами стояли двух…ярусные кровати. (Покр.) 11. Фельд…егерь доставил важный документ. (Покр.)

II. 1. Думаю, что человеку, которому дорога честь батал…она, личные чувства не помешают быть объективным. (Каш.) 2. Начальник станции об…яснил пассажирам, что Министерство путей сообщения вводит в эксплуатацию новые паровозы, из…яв при этом старые. (В.) 3. Посреди первого квартала разбойнич…я вороб…иная банда дебоширила на едва начинающей зеленеть лужайке. (Андр.) 4. В восемнадцатом году отец, старший брат и он втроем пришли в ком…ячейку. (Горб.) 5. Наползали тени, ветер укрылся в дерев…ях, по-кошач…и перебирая мягкие лист…я. (Гран.) 6. Женя, облокотясь на бар…ер, что-то писала. (Гран.) 7. Ноч…ю пошел густой, липкий снег и сразу рассыпал по лесу звериные, птич…и и человеч…и следы. (Фиш.) 8. Человек стоял на камне, словно на п…едестале, и рука его была призывно поднята. (Корольк.) 9. В сумерках Дмитрий встретил приятелей, зашел с ними выпить по кружке пива в ближайший павил…он и засиделся. (Проск.) 10. Выполняя наш наказ, наши отцы, муж…я, брат…я и сынов…я проявляют на фронтах Отечественной войны чудеса храбрости. (Раш.)