Катушечные магнитофоны ссср 70 80 90 х. Советские магнитофоны


В 1980-е магнитофон являлся главным атрибутом крутого парня, который мог без труда устроить вечеринку или взять аппаратуру с собой в турпоход. С “кассетником” можно было выйти во двор или прогуляться с друзьями по району.”Кассетник” был мечтой всех мальчишек тех лет…

Магнитофон являлся важнейшей частью негосударственной культуры и негосударственной экономики Советского Союза. Государственная культура доносилась через радиоточки, телевизоры «Рекорд» и электрофоны «Аврора».
Магнитофон же, благодаря возможности перезаписи, распространял то, что не выпускалось на пластинках и не звучало по телевизору - от Высоцкого с Галичем до Аркадия Северного и Пинк Флойд, покрывая весь спектр музыки, не охваченный фирмой «Мелодия».
Бытовая техника стоила недешево. Недешево – это еще мягко говоря. Среднестатистическая советская семья готовилась к покупке кассетного магнитофона с не меньшим трепетом, чем, допустим, к рождению первенца.


Деньги на затрапезный кассетник откладывали месяцами, в течение которых все без исключения члены семьи занимались томительно-мучительным процессом, который я в свое время обозначил странным словом «присматривание». Процесс этот сводился к регулярному посещению магазинов с радиотоварами.
Хотя, процесс – это немного не то слово, определяющее все то действо, которое разворачивалось в этих магазинах. Если вдуматься, покупателям тех лет сделать правильный выбор было куда как несложно – количество предлагаемых одновременно изделий никогда не дотягивало даже до дюжины.
Тем не менее в торговых залах магазинов всегда и в любое время можно было встретить толпу угрюмых мужчин, которые кучковались у прилавка, молча разглядывая угловатые радиоприемники, массивные проигрыватели грампластинок и кассетные деки.


Как правило, каждый из мужчин мысленно был нацелен на то или иное изделие, которое и приходил разглядывать изо дня в день. Весь процесс занимал минут 10-15, после чего один «как бы покупатель» сменялся другим. Люди приходили и уходили, но толпа любопытствующих не редела практически никогда.
Главенствовал же на этой выставке нереализованных желаний, конечно же, продавец. Продавцы в радиомагазинах тех лет являли собой довольно-таки интересный типаж: одетые по последней моде в сторублевые импортные джинсы, они излучали вокруг себя заряд величия, неповторимости и осознания собственного превосходства над простыми смертными.
Не обращая никакого внимания на «стояльцев», продавец величественно смотрел сквозь толпу, разглядывая едва видимые поверх людских голов фрагменты троллейбусов, хлебных фургонов и панелевозов, мерно пробирающихся по городским улицам


Конечно, так бывало не всегда. Изредка двери магазина распахивал вчерашний «стоялец», причем делал он это не осторожно-заискивающе, как обычно, а по-хозяйски, уверенно и гордо глядя на окружающих. И сразу все вокруг понимали, что человек этот сейчас непременно что-нибудь купит…


Портативный кассетный монофонический магнитофон третьего класса «Электроника-302»
Магнитофон ""Электроника-302"" выпускался до 1984 года. Основной завод который выпускал эту модель - Московский ""ТочМаш"", Магнитофон ""Электроника-302"" предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту шириной 3,81 мм помещенную в кассету МК-60.
Он разработан на базе унифицированной модели ""Электроника-301"" отличаясь от неё применением новой динамической головки 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов, они вскоре были заменены на обычные угловые.
Магнитофон за годы выпуска претерпел много изменений в электрической схеме, в выходном каскаде усилителя ставили транзисторы и микросхему, корректировалась вся схема.


Портативные кассетные магнитофоны «Электроника-321» и «Электроника-322.
Магнитофоны разработаны на базе лентопротяжного механизма аппарата ""Весна-305"". В новых магнитофонах модернизирован привод фрикциона приёмного узла, установлены направляющие стойки для малогабаритных кассет и фиксаторы блока магнитных головок в вертикальном направлении.
В магнитофоне серии ""321"" применён встроенный электронный микрофон, ручная и автоматическая регулировка уровня записи, тонкомпенсированная регулировка громкости, громкоговоритель типа 1ГД-40.


Кассетные магнитофоны „Электроника-323/1“ и „Электроника-324/1“.
Нововоронежский завод Алиот. Модели 1981 и 1987 г.
Бытовые носимые кассетные монофонические магнитофоны ""Электроника-323"" и "Электроника-324"" - предназначены для записи и воспроизведения звуковых фонограмм в любых условиях. Встроенный сетевой блок питания, автономное питание от батарей или аккумулятора автомобиля делает магнитофоны универсальными в применении. Из сервисных удобств в моделях имеется АРУЗ и выход сигнала.
По электрической схеме и общей конструкции аппараты совпадают, единственное отличие в отсутствии встроенного микрофона в магнитофоне ""Электроника-324"".


Портативный магнитофон „Электроника-211 стерео“.
Нововоронежский завод „Алиот“. Выпуск с 1983 года.
Переносный кассетный стереофонический магнитофон ""Электроника-211 стерео"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ с микрофона, приёмника, звукоснимателя, телевизора или другого магнитофона.
В нем предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, имеется автостоп, устройство шумопонижения, раздельные регуляторы тембра, счетчик расхода лен
ты, два встроенных микрофона.


Магнитофон „Электроника-311-С“
Нововоронежский завод „Алиот“ - Выпуск с 1977 года
Магнитофон »Электроника-311-С" обеспечивает регулировку тембров по высоким и низким частотам, автоматическое и ручное регулирование уровня записи всех входов, временную паузу движения ленты, стирание записи, возможность визуального и звукового контроля записываемого сигнала.
Для высококачественного прослушивания и расширения стереобазы аппарат комплектуется двумя выносными акустическими системами. Магнитофон выпускали в четырёх вариантах комплектации: 1. С блоком питания и с микрофоном. 2. Без БП и микрофона. 3. С микрофоном но без БП. 4. Без БП и микрофона. В комплектации №1 цена магнитофона ""Электроника-311С"" - 289 рублей.


Портативный кассетный магнитофон «Весна-202»
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Серийное производство модели начато в 1977 году.
Кассетный монофонический магнитофон второго класса ""Весна-202"" (УНМ-12) в отличие от выпускавшихся кассетных магнитофонов второго и третьего классов имеет повышенную выходную мощность усилителя низкой частоты, систему шумоподавления, ручную и автоматическую регулировку уровня записи звука.
Цена - 200 рублей.


Кассетный стереофонический магнитофон «Весна-201-стерео».
Запорожский ЭМЗ Искра. Выпуск модели с 1977 года.
Магнитофон «Весна-201-стерео» работает на собственный громкоговоритель как монофонический, а на выносные АС как стереофонический. Полоса воспроизводимых звуковых частот на выносных АС 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителей на собственную АС - 0,8 Вт, на выносные АС 2х3 Вт.
В преддверии олимпийских игр 1980 года, с начала 1978 года к наименованию магнитофона добавили атрибут ""олимпийский"". Соответственно увеличилась и стоимость магнитофона. До 1978 года пластмассовый футляр магнитофона по бокам и сзади наверх был оклеен декоративной плёнкой под дерево, а с 1978 года он стал выпускаться только лишь в пластмассе, с добавлением алюминиевого оформления.


Портативный кассетный магнитофон «Весна-202-1»
Запорожcкий электромашиностроительный завод Искра. Производство магнитофона начато в 1983 году.
Кассетный монофонический магнитофон ""Весна-202-1"" тип УНМ-12 имеет повышенную выходную мощность, систему шумоподавления, ручную и автоматическую регулировку уровня записи. Контроль уровня осуществляется стрелочным индикатором, а расход магнитной ленты трехдекадным механическим счётчиком.
Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона 63...12500 Гц. Питается магнитофон от 6 элементов 373.
Цена 195 рублей.


Портативный кассетный магнитофон 2-го класса «Весна-207-стерео»
Запорожский электромашиностроителный завод Искра. Вып. 1982 г.
В магнитофоне имеется отключаемая система шумопонижения, автоматический перевод лпм в режим стоп при выключении питания и при окончании ленты в кассете или из-за неисправности кассеты.
Предусмотрена автоматическая регулировка уровня при записи. Имеются индикаторы пиковых перегрузок, электретный микрофон, счетчик расхода магнитной ленты с устройством память, переключатель типа магнитной ленты.
Питается аппарат от 6 батарей 373, 7 - А-343 или от сети 220 в. через встроенный выпрямитель.


Кассетный стереофонический магнитофон второго класса «Весна-211-стерео». Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Выпуск с 1978 года.
Аналогичный по виду, конструкции и параметрам магнитофон под маркой ""Россия-211-стерео"" , производило с 1979 года Челябинскиое ПО - ""Полёт"".
Магнитофон разработан на основе модели ""Весна-201-стерео"" и отличается от неё внешним оформлением и наличием таких эксплуатационных удобств как; полный автостоп, а так же контроль уровня записи по пиковым индикаторам, на светодиодах. Имеется устройство шумопонижения и счетчик расхода ленты.
Магнитофон может работать на встроенный громкоговоритель ""2ГД-40"" или на выносные громкоговорители ""6АС-503"", в каждом из них установлены по 2 головки типа 4ГД-35. Питание от электросети или от восьми элементов 373.


Портативный кассетный магнитофон «Весна М-212 С-4»
Выпуск налажен с 1989 года Запорожские завод магнитофонов Весна и электромашиностроительный завод Искра.
Магнитофон ещё именовался как ""Весна-212-4С"" и ""Весна-212 С-4"" . Он позволяет записывать на магнитную ленту и воспроизводить через встроенную АС музыкальные и речевые программы от различных источников звуковых программ.
В нём имеется автостоп при окончании ленты в кассете или ее заедании, контроль уровня записи по стрелочным, а так же пиковым индикаторам, контроль напряжения питания по стрелочному индикатору, отключаемая система АРУЗ, имеется переключатель типа ленты, трёхдекадный счетчик расхода ленты в кассете, с устройством память, отключаемая система шумопонижения и устройство для расширения стереобазы, улучшающее качество звучания. Магнитофон питается от сети или 8 элементов 373.
Цена 365 руб.


Кассетный стереофонический магнитофон «ИЖ-303-стерео»
Ижевский мотозавод (АО «Аксион»). Выпуск с 1986 года.
В магнитофоне «ИЖ-303-стерео» предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете, имеются счетчик расхода ленты с устройством памяти, стрелочные индикаторы уровня записи, система шумопонижения.
К аппарату можно подключить внешние АС и головные телефоны ТДС-9, ТДС-6. Питание универсальное: от 6 элементов А343 Салют-1 или от электросети. Номинальная выходная мощность - 2х1 Вт. Рабочий диапазон звуковых частот - 63...10000 Гц.
Цена 285 р.


Портативный кассетный магнитофон на п/п «Элегия-301»
Воронежский завод Электроприбор. Выпуск с 1986 года.
В магнитофоне«Элегия-301» имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, отключаемая система шумопонижения, регуляторы тембра по низким и высоким частотам.
По одинаковой электрической схеме и конструкции, но с немного различным оформлением передней панели, разными заводами страны выпускались магнитофоны марок ""Агидель-301"" и ""Легенда-301"".
Цена модели ""Элегия-301"" - 184 рубля.


Портативный кассетный магнитофон «Томь-303»
Томский радиотехнический завод. Серийное производство с 1982 года.
В магнитофоне«Томь-303» предусмотрено отключаемое устройство шумопонижения, позволяющее понизить уровень шумов при воспроизведении.
Магнитофон ""Томь-303"" позволяет осуществить запись и воспроизведение во время движения при переносках и при перевозках. При этом обеспечивается сохранение основных электрических параметров и качества звучания.
Питание магнитофона осуществляется от электросети, через встроенный БП или от батарей. С 1985 г. завод выпускал магнитофон ""Томь М-303"" с другим оформлением передней панели и широкой цветовой гаммой футляра.


Кассетный магнитофон «Беларусь-301»
Магнитофон«Беларусь-301» позволяет производить запись фонограмм с микрофона, от приёмника, телевизора, трансляционной линии, звукоснимателя, электропроигрывателя или другого магнитофона. Уровень записи контролируется с помощью стрелочного индикатора.
К магнитофону можно подключить внешний усилитель с акустической системой или малогабаритную акустическую систему, сопротивлением около 4 ом.
Диапазон записываемых и воспроизводимых частот - 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность при работе на внешний громкоговоритель - 0,8 Вт. Продолжительность работы от комплекта элементов - 15 часов. Потребляемая от сети мощность 5 Вт.


Портативный кассетный магнитофон «Карпаты-202-1»
Прикарпатский радиозавод. ПО «Карпаты». Ивано-Франковск Производство магнитофона налажено с 1977 года
Кассетный монофонический магнитофон 2-го класса""Карпаты-202-1"" (УНМ-12) выпускался одновременно с моделью ""Весна-202-1"" и по своей электрической схеме и конструкции, ничем от
него не отличается.
В свою очередь оба магнитофона являются модернизацией магнитофонов ""Весна-202"" и ""Карпаты-202"" отличаясь от них другой только решёткой громкоговорителя и незначительными изменениями в электрической схеме. Диапазон звуковых частот магнитофона на линейном выходе от 63 до 10000 Гц, а воспроизводимых громкоговорителем 100...10000 Гц.
Питается магнитофон от шести элементов 373. Номинальная выходная мощность усилителя - 1 Вт, максимальная - 2 Вт.
Цена 200 рублей.


Портативный кассетный магнитофон «Карпаты-205-1»
Прикарпатский радиозавод. Производство с 1987 года.
Магнитофон выпускался на основе модели - ""Весна-205-1"" и за мелкими изменениями схемы ему полностью аналогичен.


Кассетный магнитофон «Парус-201-стерео»
Саратовский завод «Знамя Труда». Производство начато в 1983 году.
Магнитофон«Парус-201-стерео» имеет функции: запись и прослушивание стерео и моно программ через внешний усилитель в стерео и моно режимах, или через встроенный контрольный динамик в моно режиме; возможность подключения стереофонических телефонов и внешнего громкоговорителя или АС; встроенный шумоподавитель; автостоп всех режимов; трёхдекадный счётчик расхода ленты.
Магнитофон имеет универсальное питание: от сети 220 вольт через встроенный блок питания, от внешнего источника постоянного тока 12 вольт или от 8 элементов А-343. Частотный диапазон: 40...14000 Гц; Максимальная выходная мощность усилителя 2.5 Вт:


Кассетный стереофонический магнитофон - «Парус М-213С». Саратовский завод «Знамя Труда». Производство с 1991 года.
Магнитофон«Парус М-213С» может работать в автономном варианте как монофонический на воспроизведение фонограмм через собственную встроенную АС, или стационарном варианте как стереофонический с двумя АС. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на хромоксидной магнитной ленте не менее 63...14000 Гц.
Выходная номинальная мощность на собственную АС 1 Вт, на выносные АС 2х1 Вт максимальная выходная мощность 2х3 Вт.


Переносный кассетный магнитофон «Протон-401», «Протон-402» и «Протон-402МТ». Харьковский радиозавод «Протон» Производство с 1980 года.
В магнитофоне«Протон-401», «Протон-402» и «Протон-402МТ» предусмотрены АРУЗ, автостоп по окончании ленты в кассете, стрелочный индикатор уровня записи и встроенный микрофон. Питание от 6 элементов А-373 и сети, в этом случае выходная мощность возрастает вдвое.
Аппарат имеет автоматическую систему уровня записи, переключатель типа ленты, регулировку тембра по высоким частотам. Диапазон рабочих звуковых частот на линейном выходе - 40...12500 Гц, на громкоговорителе 200...7000 Гц. Номинальная выходная мощность - 1,2 Вт.
С начала 1985 года на базе этого магнитофона производили двухскоростной, четырёхдорожечный магнитофон типа ""Протон-402МТ"". Он предназначен для воспроизведения фонограм ""Говорящая книга"" людям с потерей зрения. Электрическая схема и конструкция модели, кроме переключателя дорожек и второй скорости - 2,38 см/сек - схожи.


Магнитофон «Протон М-412»
Харьковский радиозавод Протон. Выпуск МГ с 1988 года.
Портативный кассетный магнитофон 4 класса ""Протон М-412"" собран на транзисторах и микросхемах. Он предназначен для записи или воспроизведения фонограмм на магнитную ленту А-4207-3Б или аналогичную в стандартных кассетах МК-60. Количество дорожек записи - 2.
Диапазон эффективно записываемых и воспроизводимых через ЛВ звуковых частот 63-10000 Гц, диапазон частот воспроизводимых внутренним громкоговорителем 1ГДШ-3 - 150...7000 Гц. Питание универсальное, от сети 220 вольт или от 4 элементов А343. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт. Мощность потребляемая от сети 8 Вт.
Цена модели 125 рублей.

Портативный кассетный транзисторный магнитофон 4 класса - «Легенда-404» Арзамасский приборостроительный завод им. 50-летия СССР. Выпуск 1981 г.
""Легенда-404"" - портативный кассетный магнитофон IV класса с универсальным питанием. Магнитофон можно использовать как диктофон. Диапазон записываемых и воспроизводимых звуковых частот на большей скорости 63...10000 Гц, а на меньшей 80...3150 Гц. Напряжение питание 9 вольт от 6 батарей типа А-343 или от электросети через отдельный блок питания.
Номинальная выходная мощность усилителя - 0,5 Вт, максимальная 0,8 Вт. В магнитофоне имеется встроенный электретный микрофон, система АРУЗ, разъёмы для установки специальной радио-кассеты работающей в диапазоне только ДВ или только СВ и позволяющий превратить магнитофон в магнитолу.
Магнитофон с 1989 года выпускался под наименованием ""Легенда М-404"". Вообще модель была долгожительницей, выпуск магнитофона был закончен в марте 1994 года.
Цена магнитофона ""Легенда М-404"" - 139 рублей.




Портативные кассетные стереофонические магнитофоны «Весна М-310С»,«Русь М-310С»,«Русь М-310-1С»,«Весна М-310С1»
Запорожский завод Искра («Весна М-310С», «Весна М-310С-1»)
Рязанский приборный завод (Русь М-310С", «Русь М-310-1С»)
Выпуск моделей «М-310С» с 1987, «М-310С-1» с 1990 года.
Все магнитофоны имеют одинаковую конструкцию и построены на базе модели ""Весна-310-стерео"" . Отличие во внешнем оформлении и незначительными изменениями в электрической схеме.
В магнитофоне имеется возможность: автоматического останова работы магнитофона при окончании магнитной ленты в кассете или неисправности кассеты; автоматической регулировки уровня записи; контроля уровня записи по пиковым индикаторам на светодиодах; регулировки стерео-баланса; раздельной регулировки тембра по высшим и низшим частотам; использования магнитных лент двух типов; автоматического переключения типа ленты.
Система шумопонижения обеспечивает уменьшение уровня помех при воспроизведении. Питание; от 6 элементов 343 или от сети переменного тока через выносной БП. Корпус магнитофона изготовлен из ударопрочного полистирола В комплекте 2 кассеты типа ""МК-60"".


Портативный кассетный магнитофон «Русь-207-стерео»
Рязанский Государственный приборный завод. Серийное производство аппарата начато в 1985 году.
Кассетный магнитофон ""Русь-207-стерео"" , выпускался на основе модели ""Весна-207стерео"" 1982 года выпуска. Разными заводами СССР, по одинаковой конструкции и электрической схеме тогда
выпускались схожие кассетные магнитофоны с наименованиями:
""Тарнаир-207-стерео"" и ""Ритм-203-стерео"".
Воспроизведения в монофоническом режиме через встроенную АС, в стереофоническом - через внешнее УКУ и выносные АС Диапазон рабочих частот на линейном выходе - 40...14000 Гц, при использовании магнитной ленты - А-4312-3Б. Номинальная выходная мощность собственной ас 1 Вт, максимальная 2 Вт.
Розничная цена 265 рублей


Кассетный магнитофон «Соната-211»
Великолукское ПО Радиоприбор. Выпуск 1980 год.
Модель имеет АРУЗ и раздельные регуляторы тембра ВЧ и НЧ, счетчик расхода ленты, стрелочный индикатор уровня записи
и состояния питания, встроенный электретный микрофон, режим пауза. Впервые в отечественных магнитофонах этого класса был применён переключатель типа ленты, предусмотрена возможность записи на хромдиоксидную ленту. Магнитофон снабжён выдвижной ручкой переноски.
В АС модели установлен громкоговоритель 2ГД-40. К аппарату можно подключить внешнюю АС, сопротивлением 4 Ома. Питание осуществляется от сети, через встроенный стабилизированный БП или от батарей.
Номинальная выходная мощность - 0,7 Вт, при работе от сети или от авто-аккамулятора 1,5 Вт. Диапазон рабочих частот на линейном выходе 63..12500 Гц, при записи на хромдиоксидную ленту 63...14000 Гц. Диапазон частот воспроизводимых через громкоговоритель 100...10000 Гц. Мощность потребляемая от сети 10 Вт.
Цена 260 рублей.

Портативный кассетный стереофонический магнитофон-приставка «Соната МП-213С». Великолукское ПО Радиоприбор. Выпуск магнитофона-приставки начат в 1989 году.
Стереофонический до линейного выхода магнитофон-приставка ""Соната МП-213С"" предназначен для записи и воспроизведения стерео и монофонических фонограм. В автономном режиме модель работает на встроенный громкоговоритель как монофонический, а с подключением стереотелефонов или стереоусилителя с АС как стереофонический.
Питание магнитофона осуществляется от шести элементов А-343, или от электросети, через встроенный блок питания. Первые выпуски магнитофонов именовались как - ""Соната-213-стерео""

Кассетный переносной монофонический магнитофон - «Романтик-306»
Горьковский завод имени Петровского. Производство модели с 1979 года.
Модель непродолжительное время выпускал и Петропавловский завод им. Кирова но без индекса ""М"". Ручка переноски была или жёсткой, сделанной из дюраля и пластмассы или по типу плечевого ремня.
Диапазон рабочих частот на линейном выходе 63...10000 Гц, громкоговорителе - 100...10000 Гц. Номинальная выходная мощность 0,5 Вт, максимальная, при работе от электросети 4 Вт.
В 1985 году завод Петровского начал выпуск модернизированной модели - ""Романтик М-306-2"

Нет, это рассказ не о нелепой советской эстраде. И не о том, как менты гонялись за хиппи, чтобы состричь с них ценные промысловые волосы. Здесь просто воспоминания о том, с какой допотопной аудиотехникой приходилось нам сосуществовать. Ну и о контрабанде музыки, конечно.

Олег «Апельсин» Бочаров

Краткая справка

Сперва немного систематизированной информации, чтобы ты мог легко ориентироваться, не используя мозг.

60-е годы в СССР: монозвук, черно-белое ТВ, ламповая аппаратура, проигрыватели винила, катушечные магнитофоны.

70-е годы: стереозвук, постепенный переход на цветное ТВ и транзисторные схемы, проигрыватели винила, катушечные и кассетные магнитофоны, допотопные бобинные видеомагнитофоны.

80-е годы: все то же, что в 70-е, плюс бытовое VHS-видео, а уже к концу десятилетия - компакт-диски и цифровая схемотехника.

Конец краткой справки

Начнем с того, что радиоаппаратура и электроника в СССР делилась согласно госстандартам на классы. Причем, чтобы понять к какому социальному классу принадлежит магнитофон или телевизор, вовсе не обязательно было искать описание в Интернете. Первая цифра в названии устройства обычно обозначала именно его уровень. Допустим «Вега 108» - явно проигрыватель первого класса. А «Легенда 404» - явно четвертого. Первый класс «Веги» - это как бы сейчас сказали премиум-сегмент, а четвертый класс «Легенды» - стартовый бюджетный. «Олимп-004», таким образом, даже не премиум, а лакшери, то есть высший класс.

Конечно, нам, потребителям-обывателям, хотелось иметь аппарат классом повыше, но в советской реальности всегда был элемент хаоса. Какие-то марки народ любил за неприхотливость и стабильность, а каких-то избегал что есть сил, даже если на них лепились этикетки первого-второго класса. Действительно, все эти обозначения классовой принадлежности базировались только на паспортных данных устройства, а вовсе не на его реальной надежности и пригодности.

Покупка непроверенного бренда, сделанная спонтанно, без консультаций с друзьями-специалистами, обычно кончалась тем, что ты потом всю оставшуюся жизнь носил этот несчастный магнитофон в ремонт. И что особенно печально, наблюдал бы, что мастерская завалена точно такими же сломанными аппаратами, как твой!

Почему все бывшие дети СССР до сих пор с теплотой вспоминают магнитофоны «Электроника-302» или «Маяк-205»? Вовсе не потому, что они были как-то особенно качественны, красивы или дешевы. На самом деле ни одного из этих трех качеств у них не имелось! Но зато они были неубиваемы, жрали любую пленку, включались в самой поганой электросети. И в качестве бонуса при этом еще и воспроизводили какую-то музыку.

Можно ли было на одну зарплату рабочего купить хороший стереомагнитофон? Теоретически да, были неплохие модели второго класса по 200-250 рублей, но надо учитывать, что в основном это были так называемые «деки», они же «приставки», то есть аппарат, который только кассеты/катушки крутил, а к нему надо было подрубать отдельный стереоусилитель и две колонки. В общем, уже надо было вести речь о трех зарплатах.

Мало кто знает, но львиная доля популярных советских проигрывателей, магнитофонов и даже колонок копировались с каких-то западных (в основном японских их немецких) хитовых моделей. Внешне, бывало, сходство удавалось. Про качество вежливо помолчим.

Катушечники (они же бобинники) еще были способны перезаписывать звук по-человечески. Но все равно вот через что тебе приходилось пройти, чтобы послушать одну запись.

1. Достать катушку из коробки и убедиться, что готова именно та сторона ленты, которую ты хочешь слушать. Если это не так, перемотать катушку целиком на пустую. 2-4 минуты.

2. Зарядить катушку, пропустив руками ленту между тучей валиков и намотав цветной кончик ленты (ракорд) на пустую принимающую катушку. 1 минута.

3. Включить магнитофон и усилитель. Пустить пленку. При каждом втором запуске оказывалось, что звук идет совершенно глухой. Надо было остановить воспроизведение, вытащить пленку, протереть головку ваткой со спиртом или водкой. Зарядить все обратно. 1-2 минуты.

4. У кассетных магнитофонов еще часто требовалось отверткой подстраивать головку для записей, сделанных на других магнитофонах. Это делали прямо на ходу, по ходу воспроизведения.

Наиболее частые опасности:

1. Зажевывание пленки в механизм. На катушечниках бывало редко, на кассетных магнитофонах настолько постоянно, что приравнивалось к норме жизни.

2. Обрыв пленки. Лечился утомительной процедурой с подрезкой и склеиванием скотчем. Если запись была сделана на малой скорости, то в музыке на месте склейки появлялся небольшой провал.

3. О постоянном загрязнении головки мы уже писали чуть выше. Виной тому, как правило, поганые советские магнитофонные ленты. Среди катушек марка завода «Свема» была особенно ужасна. «Тасма» - ни рыба ни мясо. «Славич» - уже неплохо. OrWo производства ГДР - очень хорошо. Ну а буржуазные так и вовсе отлично, но стоили космически.

4. Если магнитофонные бобины производства СССР еще как-то можно было использовать, то легендарные советские кассеты МК-60 были подлинным проклятием всей страны и повсеместно считались непригодными.

Со временем, и довольно быстро, у магнитофона изнашивались воспроизводящие головки (требовалась замена). Также растягивались резиновые пассики (звук начинал плавать).

Заметь, мы даже не рассматриваем то, какого кошмарного качества были сами записи. Ведь и на самых первоклассных аппаратах потери звука при перезаписи были ощутимы. Самые дорогие трехголовочные магнитофоны давали возможность сравнивать оригинал и получившуюся запись прямо на ходу, система называлась «сквозным каналом».

«За что вы терпели такие мучения? - удивится молодежь. - Ну ладно у вас в СССР не было денег на фирменный iPod. Но ведь можно было винил крутить!»

С этим еще интереснее. Практически в каждом доме были пластинки Аллы Пугачевой, а также ансамбля Поля Мориа, «Бони Эм» и «АББА№. Это то немногое из популярной музыки, что фирма «Мелодия» честно и много выпускала. Правда, за «Бони Эм» бы пришлось постоять в очереди. А лицензионную пластинку ансамбля «Урия Хип» в магазине бесполезно было ждать - сразу требовалось идти к спекулянтам. Это, кстати, единственная капиталистическая хард-энд-хеви-группа, опубликованная в СССР до перестройки.

Качество советского винила пребывало где-то на среднемировом уровне. Оно было сквернее английских, японских или голландских пластинок, но все же сильно лучше, чем у болгар или поляков. Согласно легенде, самые качественные тиражи «Мелодии» обклеивались черным лейблом-яблоком в центре пластинки. Далее шли синий и потом красный (как на фото выше). Хуже всех - розовые и белые. Надо сказать, что черные и синие лейблы действительно смотрелись богаче.

Хуже всего работникам всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» удавались обложки: кошмарным было все, от изувеченных картинок до мутных красок и рыхлой тонкой бумаги.

Но даже такие пластинки требовалось искать долго и настойчиво. В постоянном ассортименте и без очередей был детский репертуар, эстрада и не самая востребованная классическая музыка. Больше всего имелось на полках дисков с речами генсеков, сборниками лучших партийных выступлений и аудиоисторий героического комсомола.

Стоил советский винил недорого, обычно от полутора до трех рублей. Что особо отрадно, в Советском Союзе почему-то умели делать хорошие виниловые вертушки, которые до сих пор являются предметом коллекционирования и пребывают в рабочем состоянии. Особенно все любят вспоминать «Корвет», правда, и стоил он несколько месячных зарплат.

Сейчас такой можно купить по объявлению на «Молотке» или «Авито», но, учитывая чисто механическую натуру прибора, за годы он износился и требует аккуратных доводок.

Тут самое время вспомнить о том, что вовсе не безгрешные лучезарные носители музыки, как о них сейчас сочиняют в аудиофильских форумах и околомузыкальных журналах. Перечислим все беды, связанные с прослушиванием винила в те времена, да и сейчас.

1. Порча пластинки от всего: ударов, царапин, жидкостей, солнца, неправильного хранения.

2. Изнашивание пластинки.

3. Изнашивание иглы проигрывателя (самые продвинутые дорогие алмазные иглы все равно требуют регулярной смены).

4. Изобилие пластинок с заводским браком: кривых, сбойных, песочных. Причем многие из этих дефектов не проверишь при покупке. А они ведь характерны не только для советской, но даже для буржуазной фирмовой пластмассы.

5. Характерное сильное падение качества звука на песнях, которые ближе к центру (так как скорость записи/считывания информации падает, а плотность информации растет).

6. Капризность техники. Если активно танцевать и топать ногами на вечеринке, то игла на пластинках будет скакать.

7. Вертаки с дешевыми или изношенными иглами портили пластмассу. Иногда достаточно одного прослушивания, чтобы наделать в пластинке невосполнимых бед.

8. Падение качества звука по мере увеличения тиража альбома (так как штамповочная матрица на заводе изнашивается).

На самом деле список виниловых бед далеко не полный, в приступе вдохновения опытный винилопользователь составит каталог претензий пунктов на пятьсот.

Заграничные пластинки проникали в страну контрабандой и стоили соответствующих контрабандных денег. В портовых городах вроде Мурманска цена поменьше, а в Москве, где спрос наибольший, соответственно и расценки были недетские. 70-80 рублей за импортную пластинку было обычной ценой, а это больше, чем стипендия студента. Актуальные и востребованные альбомы - по 100-150 рублей за штуку, это как зарплата научного работника или служащего. То есть числиться фанатом-меломаном и содержать семью было почти нереально. Хотя многие собиратели втягивались в этот бизнес и имели стабильный нелегальный доход.

Когда-то я вспоминал о видеомагнитофонах в СССР, а теперь вспомнилась казалось бы навсегда мной забытая протирка одеколоном головки звукоснимателя на простых магнитофонах.
Моим первым (вернее не моим, а магнитофоном отца) был катушечный стереофонический магнитофон «Маяк-203». Отец его купил в 1979 году перед Московской Олимпиадой, и на нем стояла олимпийская символика. Когда я подрос и сам стал интересоваться музыкой, то этим магнитофоном был очень недоволен. Во-первых он весил 12,5 кг. и таскать его к друзьям для перезаписи, было довольно неудобно.

А во-вторых он был горизонтальным, что не считалось круто в отличии от вертикальных «Юпитера», «Орбиты» или «Сатурна» (не говоря уже о полупрофессиональном «Олимпе»). И к ним в обязательном порядке (для придания большей крутизны) полагались колонки, усилитель и цветомузыка.


«Олимп», кстати, обеспечивал практически студийное качество записи и воспроизведения музыки и многие ныне известные исполнители и группы в начале 80-х записывали свою музыку и песни именно на «Олимпы». А мы потом эти записи слушали: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени» и т.п., и совсем не удивлялись плохонькому качеству звука, списывая это на двадцатую или тридцатую перезапись пленки.

Поэтому в 1984 году я таки выпросил у отца покупку себе в личное пользование настоящую японскую кассетную магнитолу «Sharp GF 9191». Этот кассетник был куплен бэушным у моряка-загранщика и был примерным ровесником «Маяка-203» (1980 года выпуска). 700 рублей, кажется за него отец отдал: да и хрен с ними - я потом и больше отдавал.
Владельцы хороших катушечных магнитофонов относились к кассетным магнитофонам с презрением (мол там качество звука совсем не то), но сравните Sharp GF 9191» с «Маяком-203», и согласитесь что это небо и земля. Тем более что и записывало, и воспроизводило музыку это чудо японской электроники, как для меня, так идеально.
И скажу без ложной скромности - с этим Шарпом я был крут, хотя у меня хватало ума не носить его с включенной музыкой на согнутой руке или на плече, пританцовывая. Кстати, тот Шарп проработал у меня до середины 90-х, и жив до сих пор (валяется где-то у родителей). Магнитофонные головки там, конечно, стерлись, но приемник вполне еще можно слушать.


В отличии от роковых музыкантов, которым была очень важна качественная запись музыки, отечественные барды: Галич, Высоцкий, Визбор и т.д., вполне себе записывали свои квартирники на кассетные магнитофоны. Импортные, конечно, потому что качественных кассетных магнитофонов отечественная промышленность так и не освоила, хотя удачные брэнды и были. Прежде всего, конечно, это серия различных моделей и модификаций переносных кассетных магнитофонов «Весна» и их клонов «Ритм» и «Соната».

В первую очередь эти кассетники ценились за легкость и надежность - их можно было легко таскать с собой на пляж, на вечеринки, во двор или в стройотряд. А во вторых, через усилитель и акустику они воспроизводили совсем даже неплохое звучание. Но вот качество перезаписи на этих магнитофонах оставляла желать лучшего - почти все отечественные кассетники давали глуховатый звук при записи. И еще деталь - у «Весны» почему-то почти всегда довольно быстро отлетала крышка кассетоприемника.
Скоро эти магнитофоны станут таким же раритетом, как патефоны и радиолы, а ведь прошло не так много времени - во многих марках машин еще до 2003 года в обязательном порядке устанавливалась автомагнитола с кассетоприемником. Лет прошло немного, но уже кажется что эти магнитофоны были совсем в другой жизни...

Оригинал взят у dubikvit в По волнам нашей памяти! Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 2

Время неумолимо движется вперед, электроника прогрессирует. Но есть память о технике, на которой мы слушали Высоцкого и Битлов! Перезаписывали друг у друга редкие записи. Эта серия постов посвящена первым отечественным магнитофонам, тем, которые мы называли бобинники...
В первой части Катушечные магнитофоны или бобинники. Часть 1 охвачен период с 1947 по 1965 год. В этой части представлены магнитофоны, выпущенные в период с 1966 по 1970 годы.

Магнитофон - "Астра-4". Ленинградский завод "Техприбор". Производство магнитофона с 1966 по 1974 год включительно.


Магнитофон ""Астра-4"" с ноября 1966 года заменил предыдущую модель ""Астра-2"", выпуск которого закончился 31 декабря 1966 года. Новый магнитофон работает при скоростях протяжки магнитной ленты в 4,76 и 9,53 см/сек. Время записи или воспроизведения при ёмкости катушки с магнитной лентой 350 метров 4 и 2 часа, соответственно на меньшей и большей скоростях на двух дорожках. Номинальная выходная мощность усилителя - 2, максимальная 4 Вт.
Потребляемая мощность около 100 Вт. Габариты модели 420х320х190 мм. Вес 12 кг

Сетевой катушечный магнитофон "Днiпро-12Н". Изготовитель: Киевский завод "Маяк". Серийное производство с 1966 года


Магнитофон ""Днiпро-12Н"" (Н - настольный) предназначен для записи речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя и трансляционной линии. Лентопротяжный механизм магнитофона имеет две скорости движения ленты 9,53 и 4,76 см/сек. Система записи - двухдорожечная. Длительность непрерывной записи (воспроизведения) при применении катушек № 15 ёмкостью 150 метров магнитной ленты типа 2, на высшей скорости 2х45 минут, на низшей 2х90 минут. Время ускоренной перемотки в любую сторону, не более 2,5 минут.
Магнитофон питается от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением 220 или 127 В при отклонении от номинального ±10%. Потребляемая мощность в режиме записи или воспроизведения не более 110 Вт. Размеры аппарата 620х340х280 мм. Вес без комплектовки 22 кг.
С начала магнитофон именовался - ""Днiпро-12"", однако на его базе создавалась переносная модель - ""Днiпро-12П"", и во избежание путаницы в наименование добавили букву ""Н"

Сетевой катушечный ламповый магнитофон - "Соната". Великолукский радиозавод. Производство с 1966 года.


Двухдорожечный односкоростной магнитофон ""Соната"" выполнен на базе ЛПМ магнитофона ""Чайка-66"". Он предназначен для записи и воспроизведения звуковых программ. В нём предусмотрена раздельная регулировка уровня записи и воспроизведения, возможность прослушивать запись на собственные громкоговорители, временно останавливать ленту в режиме записи или воспроизведения, накладывать на старую запись новую, не стирая её.
Магнитофон питается от сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Размеры мг 158х315х376 мм. Вес 10 кг.

Ламповая катушечная магнитола первого класса "Миния-4". Изготовитель: Каунасский радиозавод. Выпуск с 1966 года


Сетевая ламповая катушечная магнитола первого класса ""Миния-4"" является дальнейшей модернизацией магнитол ""Миния"",""Миния-2"" и ""Миния-3"". Она состоит из восьмилампового радиоприёмника первого класса и двухскоростной магнитофонной панели "Вильняле"". Модель представляет собой настольную конструкцию, выполненную в футляре из дерева с отделкой под ценные породы. Часть из магнитол комплектовалась сьёмными ножками для установки на полу.


Лицевая часть акустической системы оформлялась с накладкой из пластмассы или из дерева. В пластмассовом варианте оформления сама магнитола и крышка магнитофонной панели выполнялась из оргстекла. Таких вариантов было выпущено намного меньше, чем вариантов из дерева. В пластмассовом варианте габариты магнитолы составляли - 826х380х390 мм.
Акустическая система состоит из двух фрональных громкоговорителей типа 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. В магнитоле применён блок тонрегистров на три положения; ""Оркестр"", ""Соло"" и ""Речь"" позволяющий подобрать тембр звучания лучше соответствующий принимаемой программе. Имеются плавные регуляторы тембра по низким и высшим звуковым частотам.
Магнитола ""Миния-4"" обоих вариантов выпускалась ещё и в 2 вариантах сопроводительных надписей на шкале и задней стенке модели, на русском и литовском языках.

Стационарная катушечная магнитофонная приставка "Нота". Новосибирский электромеханический завод. Выпуск 1966 год.


Магнитофонная приставка ""Нота"" предназначена для записи музыкальных программ и речи от микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Для прослушивания магнитофильмов приставку необходимо подключить к усилителю НЧ радиоприёмника или телевизора так как собственного усилителя мощности и громкоговорителей она не имеет. В приставке применяется 2х дорожечная система записи Скорость движения ленты 9,53 см/сек. Приставка комплектуется катушками №15, вмещающими 250 метров магнитной ленты. Длительность непрерывной записи 2х45 мин.
Питается приставка от сети переменного тока частотой 50 гц напряжением - 127...220 в, потребляемая мощность 50 вт. Габаритные размеры - 350х260х140 мм. Вес 7,5 кг. В сочетании с домашней бытовой звуковоспроизводящей аппаратурой магнитофонная приставка ""Нота"" превращается в полноценный магнитофон который за счёт высококачественных акустических параметров этой радиоаппаратуры и превышает параметры лучших отечественных серийных магнитофонов такого типа выпущенных в 1964 - 1965 годах.

Настольная магнитола 3 класса "Рекорд". Бердский радиозавод. Модель 1966 года.


Магнитола предназначается для приёма радиовещательных станций в диапазонах длинных, средних и ультракоротких волн, а также для записи или воспроизведения звука с помощью магнитофонной панели - ""Нота"" (МП-64). Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Скорость записи и воспроизведения 9,53 см/сек Время непрерывной записи или воспроизведения на каждой дорожке при ёмкости катушек 250 метров - 45 мин. Выходная мощность 0,5 Вт. Габариты магнитолы - 540х300х320 мм. Вес 20 кг. Габариты приставки 350х260х140 мм. Вес приставки 7,5 кг. Магнитола собрана в деревянном, декоративно оформленном футляре. Верхняя крышка открывающаяся. Под ней расположена магнитофонная панель ""Нота"".

Стационарный катушечный ламповый магнитофон третьего класса "Соната-1". Изготовитель: Великолукский радиозавод. Серийное производство с 1967 года.


Магнитофон стал модернизацией модели ""Соната"". Он предназначен для записи или воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 6. Запись производится с микрофона, приёмника, радиосети, звукоснимателя или с другого магнитофона. Имеется двусторонняя ускоренная перемотка магнитной ленты. Скорость записи и воспроизведения - 9,53 см/сек. Время звучания при применении катушек на 250 метров ленты 45 мин на каждой из дорожек. Номинальная выходная мощность 1 Вт.
Питание от сети напряжением 127 или 220 в. Потребляемая мощность 80 Вт. Габариты магнитофона - 367х307х164. Вес 10 кг.
Магнитофон переносный, выполнен в футляре из дерева.

Сетевой ламповый монофонический катушечный магнитофон - "Яуза-6". Московский электромеханический завод №1. Производство с 1967 года.


Магнитофон ""Яуза-6"" заменил собой предыдущий магнитофон ""Яуза-5"". ""Яуза-6"" Двухдорожечный, монофонический аппарат второго класса собранный на четырёх радиолампах. Он имеет две скорости движения ленты: 4,76 и 9,53 см/сек.
Питается магнитофон от электрической сети переменного тока 127 или 220 в. Потребляемая мощность в режиме воспроизведения на средней громкости не более 80 Вт. Габариты модели - 376х320х178 мм, масса - 11 кг. Магнитофон модернизировали несколько раз.
Массовый выпуск магнитофона ""Яуза-6"" начался с начала 1968 года

Сетевые ламповые катушечные магнитолы "Фиалка" и "Фиалка-2". Изготовитель: Бердский радиозавод. Выпуск с 1968 и 1969 года.


Магнитола ""Фиалка"" модернизация магнитолы ""Рекорд-64"", с использованием приёмника радиолы ""Рекорд-68"" и магнитофонной панели ""МП-64"". Она рассчитана на приём в диапазонах ДВ, СВ, УКВ, а так же на запись или воспроизведение звуковых программ.
Питание от сети 127/220 в. Потребляемая мощность при приёме 50 Вт при работе магнитофона 100 Вт. Размеры 540х380х295 мм, её масса 19 кг.
Магнитола ""Фиалка-2"" является модернизацией магнитолы ""Фиалка"". Основное отличие новой модели от предшественницы это введение в приёмнике диапазона
КВ. Размеры аппарата 580х290х285 мм, вес около 20 кг.

Портативный магнитофон "Мрiя". Киевский завод "Коммунист". Модель 1967 года. Выпускал эти магнитофоны и Запорожский завод передвижных электростанций.


Портативный катушечный магнитофон "Мрiя" в переводе с Украинского Мечта, на самом деле стал розовой мечтой молодёжи, конца шестидесятых годов 20 века. Это был насколько необычный по дизайну, габаритам, массе, экономичности, качеству звука и надёжности в работе магнитофон, настолько и самым популярным. Существует байка что магнитофон "Мрия" - копия японской модели, какой точно, неизвестно. Член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Ми
коян привез из Японии маленький, симпатичный, аккуратный магнитофончик и потребовал сделать такой же, только наш, советский. Поверить в байку можно легко, такой незатейливый коммерческий шпионаж процветал в СССР многие годы. Несмотря на достаточно высокую стоимость магнитофона (220 рублей) спрос на него, всегда превышал предложение. Магнитофон "Мрiя" стал легендарным для своего временини, оставив далеко позади практически все существующие отечественные переносные магнитофоны по большинству показателей. "Мрия" не стал единственным шедевром завода, второй "Мечтой" вскоре стали портативные кассетные магнитофоны "Весна-305/306" которые также стали легендарными для первой половины семидесятых, но это другая история...

Портативный катушечный магнитофон третьего класса - "Весна-3". Запорожский завод передвижных электростанций. Выпуск 1967 г


""Весна-3"" последний в серии портативных катушечных магнитофонов ""Весна"". Он рассчитан на запись и воспроизведение музыкальных и речевых программ от радиоприёмника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной радиосети. Питание от 8 элементов 373, или через приставку от сети. Потребляемая мощность 20 вт. Размеры мг - 358х234х121 мм, вес 5 кг.

Катушечный магнитофон "Дайна" (Эльфа-29) Вильнюсский электротехнический завод Эльфа Серийное производство с I кв 1969 года


Ламповый магнитофон третьего класса - ""Дайна"", по конструкции и внешнему виду, коренным образом отличается от моделей, ранее выпускавшихся заводом. Магнитофон обеспечивает запись и воспроизведение звуковых программ от любых источников НЧ сигнала. Магнитофон имеет две скорости движения магнитной ленты 9,53 и 2,38 см/сек. Первая скорость используется при записи музыки, а вторая была введена специально, по заказу ""ВОС"" (Всесоюзного Общества Слепых) для прослушивания фонограмм типа ""Говорящая книга"" и записи речи. Питается аппарат от сети напряжением 220 или 127 в, потребляемая мощность 70 вт. Размеры модели 370х240х155 мм. Вес - 10 кг.

Магнитофон "Днепр-14А". Киевский завод "Маяк". Модель 1969 года


Магнитофон рассчитан на 2х-дорожечную запись речевых или музыкальных программ с микрофона, звукоснимателя, приёмника, телевизора, другого магнитофона и трансляционной линии. Скорость движения магнитной ленты - 9,53 и 4,76 см/сек, при неравномерности 0,3 и 0,4%. В АС стоит два громкоговорителя 2- ГД-19 спереди и два 1ГД-19, расположенные по бокам

Магнитофонная приставка "Нота-М". Новосибирский электромеханический завод. Производство с 1969 года


Магнитофонная приставка ""Нота-М"" это последующая модернизация предыдущей модели ""Нота"". Она имеет более современный футляр из железа, обклеенный цветным пластиком и немного изменённую верхнюю панель, другую форму клавиш и ручки управления. Приставка является сравнительно недорогим дополнением к любому радиоприёмнику, телевизору или усилителю низкой частоты и в сочетании с ними превращается в высококачественный магнитофон, превосходящий по параметрам многие полные, серийные магнитофоны.

Катушечный магнитофон "Комета МГ-209". Новосибирский завод ТочМаш. Выпуск МГ с 1969 года


Четырёхдорожечный, трёхскоростной транзисторный магнитофон 2 класса ""Комета МГ-209"" предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ на магнитную ленту СН, 2, 6. Он рассчитан на запись с микрофона, приёмника, телевизора, звукоснимателя, трансляционной радиосети или другого магнитофона и позволяет прослушивать записанные программы на собственные громкоговорители, или внешний усилитель с АС. Прослушивать запись можно и на головные телефоны, при отключенных громкоговорителях для чего в магнитофоне имеется гнездо. Для записи различных звуковых эффектов, аппарат снабжен кнопкой наложения которая позволяет на имевшуюся запись наложить новую. Имеется предохранительная кнопка, механически блокирующая кнопку запись. Магнитофон снабжен пультом проводного дистанционного управления. С его помощью производится остановка и пуск магнитофона в режиме записи и воспроизведения. Магнитофон может работать и как диктофон, для чего на передней панели имеется кнопка медленный возврат, во время нажатия которой, магнитная лента с малой скоростью перемещается назад. Есть и возможность производить синхронную запись звука совместно с кинокамерой, для чего предусмотрено гнездо синхронизация. Скорость движения магнитной ленты 19,05; 9,53; 4,76 см/сек. Потребляемая мощность 80 вт. Размеры МГ - 400х355х165, вес 12 кг. За время выпуска, магнитофон был несколько раз модернизирован и имел несколько вариантов оформления.

Транзисторные магнитолы "Нида", "Нида-2". Каунасский радиозавод. Опытные образцы 1969 года


Стационарная всеволновая катушечная транзисторная магнитола "Нида"" - создана конструкторами Каунасского радиозавода в начале 1969 года и должна была заменить магнитолу ""Миния-4"". Выпуск модели задерживался из-за предполагаемого перехода завода на выпуск телевизоров ""Шилялис"". Переход затягивался и концу 1969 года был разработан ещё один, более совершенный вариант магнитолы ""Нида-2"", но как и предыдущий он в серию он не пошёл

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-5". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1969 года


Как и модели ""Нида"", ""Нида-2"", ""Нида-3"" магнитола ""Миния-5"" была разработана на смену предыдущим ламповым моделям серии ""Миния"". В новые модели были заложены все достижения в области транзисторного радиоприёма и звукозаписи тех лет. Магнитофонную панель для всех моделей одну, только с разным оформлением - разработал и изготовил секретный завод измерительных приборов в Вильнюсе. В серийное производство новая магнитола также не пошла из-за предполагаемого и задерживающегося перехода завода на выпуск малогабаритных телевизоров марки - ""Шилялис"".

Портативные катушечные транзисторные магнитофоны - "Дельфин" и "Дельфин-2". Симферопольский завод Фиолент. Производство с 1969 и 1971 года соответственно


Магнитофон ""Дельфин"" - рассчитан на двухдорожечную запись звуковых программ с микрофона, звукоснимателя и радиотрансляционной линии. Габариты магнитофона - 365х310х107 мм. Масса МГ без батарей - 5,6 кг.

Магнитофоны - "Орбита-1,2". Ленинградский завод Пирометр. Выпуск с 1965 и 1969 года


Портативные катушечныу двухдорожечные транзисторные магнитофоны ""Орбита-1"" и ""Орбита-2"" представляют собой переносную конструкцию, с питанием от батарей. Они предназначены для 2-дорожечной записи фонограмм с любых источников звукового сигнала. Размеры магнитофона 310х210х105 мм, его вес 4,85 кг. Магнитофон - ""Орбита-2"" отличается малыми изменениями в электрической схеме и внешнем оформлении.

Портативный катушечный транзисторный магнитофон "Романтик-3". Завод имени Г. И. Петровского. Нижний-Новгород. Модель 1969 года


Магнитофон предназначен для записи речи и музыки от радиоприемника, звукоснимателя, микрофона и трансляционной сети. Он выполнен полностью транзисторным. Питается магнитофон от 10 элементов типа 373 и через БП от электросети. Потребляемая мощность МГ-12 вт. Габариты 330х272х140 мм, масса 5,5 кг.

Сетевая ламповая всеволновая магнитола III класса "Рекорд-301". Бердский радиозавод. Производство магнитолы с 1970 года


Сетевая ламповая магнитола III класса ""Рекорд-301"" предназначается для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних, коротких (КВ-1, КВ-2) и ультракоротких волн, а так же для записи и воспроизведения звука с помощью модернизированной магнитофонной панели ""Нота"". Магнитофонная приставка позволяет производить запись от микрофона, звукоснимателя, трансляционной линии, радиоприёмника. В ней предусмотрена ускоренная перемотка ленты в обе стороны. Габариты 675х322х252 мм. Вес 19 кг. Магнитола собрана в деревянном декоративно оформленном футляре. Спереди находится АС с 2 громкоговорителями 1ГД-28. Справа находится шкала, регуляторы громкости и тембра, ручка настройки, переключатель диапазонов и рода работ. Сзади расположены гнезда антенн, заземления и звукоснимателя.

Сетевой стереофонический катушечный 3-х скоростной магнитофон "Аврора-стерео", "Аврора-201-стерео" (МА-70). Ленинградское НПО "Аврора". Производство с 1970 года


Стереомагнитофон 2 класса - ""Аврора-стерео"" (разработка 1967-1969 годов) выпускали малой серией с 1970 года, затем аппарат был модернизирован и с 1971 года производился под наименованием «Аврора-201-стерео». Внешний вид остался прежним, только регулятор стереобаланса был выведен третьей ручкой посередине, а в электрической схеме были скорректированы некоторые номиналы радиоэлементов. Магнитофон предназначен для записи и воспроизведения речевых и музыкальных программ от микрофона, звукоснимателя, радиоприёмника, телевизора и радиотрансляционной линии. Магнитофон рассчитан на четырёхдорожечную запись в монофоническом и стереофоническом режиме. Размеры аппарата 336х378х130 мм, вес 10 кг. АС магнитофона состоит из двух малогабаритных колонок, в каждой из которых установлено по 2 громкоговорителя типа 2ГД-22. Размер колонки 325х378х100 мм, вес 6,5 кг.

Сетевая транзисторная магнитола "Миния-6". Разработчик: Каунасский радиозавод. Опытная модель 1970 года


Последняя из опытных прогрессивных магнитол. Первоначально модели было присвоено наименование ""Нида-3"", а затем ""Миния-6"". Из всех предыдущих, модель имела самые высокие акстические параметры, так как имела выносную 2 полосную акустическую систему состоящую из двух громкоговорителей. Номинальная выходная мощность усилителя НЧ - 6 Вт. Диапазон частот 63...12500 Гц.

Переносной катушечный магнитофон "Электроника-100-стерео". Учкекенский завод "Элия". Ограниченный выпуск мг с 1970 года


Переносной катушечный стереофонический магнитофон "Электроника-100-стерео" был выпущен небольшой серией к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Магнитофон предназначен для записи и последующего воспроизведения звуковых фонограмм. Питание от батарей типа А-373 или от выносного стабилизированного блока питания.

Продолжение следует...

На фото представлены магнитофоны из коллекций Антона Горского, Вадима Маркова, Виктора Данильченко, Виталия Колесника, Дмитрия Чернова, Николая Лысенко, Олега Семёнова, Илмара Уландса, Зенонаса Лангайтиса, Политехнического музея Москвы

При подготовке поста использовались материалы с сайта http://www.rw6ase.narod.ru/

Смотрите также другие посты из серии :