Психологические тренинги с педагогами доу. Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов ДОУ


Как научиться использовать эмоции и чувства в своей работе

Цель встречи: избавиться от негативных эмоций на работе.
Психолог:
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
Приветствие «Улыбка».
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Один мудрый человек сказал: «Кто-то другой для нас не может быть ни другом, ни врагом, он может быть для нас только учителем».
Упражнение «Если бы не ты …»
Участники делятся на пары. Далее им предлагается по очереди рассказать про качества другого участника, начиная свой рассказ словами «Если бы не ты …»
Я хочу вам рассказать сказку, а вам, чтобы не было скучно, предлагаю «вжиться» в сюжет этой сказки, и желательно изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Далеко-далеко есть одна замечательная поляна, которая носит название детский сад «Дельфин». Поляна большая и круглая. Над этой поляной небо бывает разным, бывает ясным, но иногда тучи нависают над этой замечательной поляной, вот так. А солнце согревает своими теплыми лучами эту поляну, вот так. На этой замечательной поляне, в детском саде «Дельфин» жили волшебники, похожие на вас. И на Вас …, и на вас…Волшебники были очень дружные и добрые. Они трудились и многое умели, вот так (педагоги перечисляют, что они умеют делать). А если у них что-то не получалось, они знали, что у них обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники веселиться, общаться друг с другом, а делали они это вот так. То и дело слышался их звонкий, веселый смех. А смеялись они вот так.
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так. Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так. Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь превращался в кого-нибудь, то они удивлялись вот так.
И вот с вами произошло это чудо с превращением. Сейчас Вы все превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, вот так. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуйте ходить вот так.
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное, и он принялся помогать волшебникам, поднимать тяжелые камни, вот так Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал, вот так.
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал, вот так
Слон очень разозлился. Он стал размахивать хоботом, вот так.
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом, вот так.
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части, вот так.
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вот так.
Вскоре слон совсем успокоился, он огляделся вокруг, вот так.
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленная, в речке вода течет. И ему стало спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила, вот так.
Психолог:
Вот и закончилось наше «превращение». Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть слонами?
Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу?
Как он выражал свое чувство?
Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был очень зол, никого не обижал. Слон – миролюбивое животное. Если вдруг вас когда-нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
Гнев, злость – это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас. Иногда мы сердимся на самих себя. Иногда злость используется как маска, под которой прячется страх или обида. Гнев свойственен человеку, сердятся все без исключения. Гнев, злость съедает изнутри.
Обсуждение приемов освобождения от негативных эмоций.
Не позволяйте гневу заходить так далеко;
постарайтесь не распыляться и успокоиться, вдыхайте спокойствие и выдыхайте гнев;
важно понять, осознать причину гнева, задав себе вопрос: «Для чего мне гнев, злость? Какой будет исход, после того как я проявлю злость по отношению к кому-то или к себе?»;
можно письменно описать свое состояние, а затем ритуально выдохнуть, отрезать, порвать, выбросить;
можно высказать свой гнев своему обидчику, но только в том случае, если вы уверенны, что вас услышат и отнесутся к вас с пониманием и уважением.
Упражнение «Это состояние мне чуждо»
Психолог:
Предлагаю вам сейчас вспомнить последний случай, когда гнев и злость переполняли вас. Вы можете это описать на листе бумаги, можете сделать какие-то зарисовки.
А сейчас попрошу вас избавиться от этого состояния, используя обсуждаемые и предлагаемые ранее приемы.
Быть может, кто-то из вас хочет поделиться своим состоянием после «избавления от негатива»? (обсуждение проводится по желанию).
В такой деликатной сфере, как человеческие эмоции, только сам человек, в конечном счете, является для себя «настройщиком». Бывает и так, что раны слишком тяжелые. И разум, и советы, и время оказываются не в силах их вылечить. В таких случаях на вопрос, что делать, если не можешь никак о чем-то забыть, умные и много пережившие люди тоже имеют ответ: если не можешь забыть – помни.

Цель игры: психологическое единение коллектива, раскрытие некоторых секретов общения.

Приветствие «Отношения»

Цель: развитие фантазии участников, расширение возможности телесного выражения, настрой на тему тренинга.

Ведущий : Начните ходить по комнате. Сейчас я буду предлагать вам по-разному поздороваться, а вы, переходя от одного участника тренинга к другому, должны будете это сделать.

Сначала приветствуйте коллег улыбкой или дружеским кивком.

Теперь вам необходимо остановиться, пожать другому человеку руку или положить свою на плечо.

А сейчас представьте себе, что все люди, которые здесь находятся, недавно вас сильно обидели. Проходя мимо них, выразите им все свои чувства.

Теперь представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это.

А сейчас представьте себе, что каждый участник ведет на веревке большую собаку.

И, наконец, приветствуя других, выразите свое реальное настроение.

Создание мандалы коллектива

Цель: создание чувства единства коллектива, раскрытие индивидуальной красоты каждого.

Ведущий . Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вы получите разные фигуры разных цветов. (По рядам пускаются четыре коробки). Выберите любую – ту, которая вам больше всего понравится. Теперь возьмите карандаш, фломастер или ручку любого цвета и нарисуйте на этой фигуре то, что вам по душе, то, что доставило бы вам удовольствие. Это может быть любой узор: может быть, какая-то геометрическая фигура или их сочетание, может быть уголок природы, деревья, птицы, рыбы, цветы, может быть, это будет небо или какой-нибудь водоем, или что-то еще близкое вам… (Рисование.)

Взгляните на свои рисунки. Вы согласны с тем, что в них отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно ответить: какая это часть души, что она выражает?..

А теперь предлагаю вам всем вместе выложить на листе ватмана композицию в виде цветка, звезды или круга, чередуя разные цвета и фигурки.

Ватман приклеивается на доску.

Посмотрите, как красиво у вас получилось! Давно, в глубокой древности, люди обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – отражает сам центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: на одежде, посуде, в витражах церквей, в архитектуре зданий. На Руси — в украшении прялок, изб, орнаменте вышивок.

Выводы : Мандала, которая получилась у нас сегодня – это выражение души нашего коллектива, в котором есть отражение души каждого из нас. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.

А теперь давайте обратим внимание на формы тех фигур, которые мы выбрали.

Дается описание всех фигур в соответствии с психогеометрическим тестом (С. Деллгшгер, 1989).

При желании, дается характеристика выбранных цветов (по тесту Люшера).

Упражнение «Восковая палочка»

Цель: развитие доверия и поддержки друг друга.

Все встают в круг плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди.

Затем проводится обсуждение:

  • Кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не боялся упасть; кто доверился участникам игры?

Предлагается оценить свое доверие по 5-бальной системе.

Делаются выводы о том, насколько члены коллектива готовы доверять друг другу и поддерживать друг друга.

Упражнение «Костюм из газеты»

Цель: кооперация участников.

Группа делится на команды по 3 человека. Каждая команда распределяет, кто будет «первым», кто «вторым», кто «третьим». Каждый игрок обладает специфическими ограничениями:

  • «Первый» видит, разговаривает, но не может ни к чему прикасаться.
  • «Второй» не видит, не разговаривает, не может ни к чему прикасаться.
  • «Третий» не видит, но говорит и может действовать руками.

Время выполнения — 15 минут. За это время для «второго» игрока нужно соорудить оригинальный костюм, достаточно надежный, чтобы продемонстрировать его на подиуме. По команде ведущего «второй» и «третий» игроки закрывают глаза (или надевают повязки), а «первый» убирает руки за спину. Через 15 минут каждая команда демонстрирует свой костюм.

После этого проводится обсуждение:

  1. Сложно или легко было выполнять задание?
  2. Добились ли желаемого результата? Если да, то что помогло в этом? Если нет, тогда что помешало?

Выводы : добиться желаемого результата в совместном деле можно, прислушиваясь к словам и действиям друг друга.

Цель – снятие агрессии, усталости, напряжения. Переход к теме взаимоотношений.

Группа делится на две команды. Тренер дает каждой группе по своему листочку и объясняет правила игры. Затем читает свой текст и команды начинают кричать.

Ведущий: У каждой из команд есть некий стишок. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе.

Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

  • Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?
  • Что вы услышали?
  • Почему было трудно слушать?

Выводы:

Как мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

Упражнение «Еж и слон»

Цель игры – опосредованно продемонстрировать участникам их привычный способ взаимодействия с другими людьми, вывести на обсуждение правил взаимодействия, его удержания, особенностей позиции при взаимодействии.

Группа делится пополам. Обе группы получают от тренера скрытые инструкции. Затем участники выбирают себе пару из противоположной группы, берут один на двоих лист бумаги и маркер и начинают выполнять задание.

Инструкции:

Для группы № 1: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Для группы № 2: «Ваша задача – молча, держа с партнером один маркер на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз – разговаривать нельзя!»

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Что вы чувствовали при работе в паре?
  2. Какой у вас результат? Устраивает ли он лично вас? Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?
  3. Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?
  4. Что вам помогало? Что мешало?
  5. Что в следующий раз бы делали по-другому?
  6. Как выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с общением с людьми?

Выводы:

Существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей), и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Наиболее продуктивно в общении обоим партнерам учитывать и свои, и чужие потребности и интересы, и уметь идти на компромисс.

Рефлексия

Используемая литература:

  1. К. Фопель «Энергия паузы», — М., Генезис, 2011
  2. Тренинг для педагогов «Психологический климат в коллективе», В.В. Паскал
  3. О. Вейс «Сборник игр», — Самара, 2004
  4. К. Кононович «Игры в тренинге для ума и тела», — СПб, Речь, 2010

Название: Методическая разработка для педагога-психолога. Коммуникативный тренинг «Погода в ДОУ».
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ/ Педагогу-психологу


Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ детский сад № 106
Месторасположение: г. Ижевск

Психологический тренинг для педагогов ДОУ

Педагог-психолог Пискарева Т.С.

ГБДОУ д/с № 93 Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • познакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности; с понятием и признаками «профессионального выгорания»;
  • проанализировать источники собственных негативных переживаний и выявить внутренние ресурсы;
  • развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Занятие 1.

Задачи:

  • познакомить педагогов с вербальными и невербальными средствами общения
  • отработать техники установления контакта

Ход тренинга:

  1. Тема и основные задачи нашего тренинга.
  2. Знакомство с правилами работы в группе (Приложение № 1).
  3. Упражнение «Мои ожидания».

Участники по очереди высказывают свои ожидания от тренинга. Ведущие обобщают сказанное.

  1. Игра – приветствие «Я сегодня вот такая» (показать свое настроение, состояние с помощью невербальных средств).
  2. Упражнение «Найди свою пару».

Участникам раздаются карточки с названиями животных (каждое название встречается на 2-х карточках). Необходимо прочитать то, что написано, и не говорить остальным. Задача каждого участника – найти свою пару. При этом нельзя говорить и издавать характерные звуки животного, можно пользоваться невербальными выразительными средствами. Молчание сохраняется до конца игры. Когда все пары образованы – проверяется, что получилось.

Вопросы для обсуждения (каждой паре):

- «Кто вы?»

- «Испытывали ли вы трудности в общении (невербальном)?»

6. Мини-лекция: вербальные и невербальные средства общения, установление контакта.

7. Упражнение «Невербальные средства общения» (карточка к упражнению в Приложении ).

Каждый участник получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, поза, мимика. Предлагается решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении с родителями, какие – препятствуют, а какие являются нейтральными. Затем в подгруппах по 4-5 человек участники обмениваются мнениями. Далее – групповая дискуссия.

8. Рефлексия (обратная связь).

Занятие 2.

Задачи:

  • развитие групповой сплоченности и эмпатии;
  • отработка навыка взаимодействия в группе;
  • создание доброжелательной атмосферы и сплочению в группе;
  • развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

Ход тренинга:

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Но, к сожалению, приметой нашего времени становится то, что многим нашим современникам виртуальная жизнь заменяет жизнь реальную, а компьютер становится лучшим другом и советчиком. Что в свою очередь мешает полноценному самовыражению человека, ограничивает его, создает барьеры в общении, искажает и обедняет жизнь.

  1. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Ваши впечатления по проведенному упражнению?

  1. Игра «Пальмы, деревья, слоны».

Цель: Тренировка внимательности, умение работать в группе, сплочение участников.

Участники встают в круг. Ведущий объясняет участникам основные движения:

«пальмы» - руки вверх и скрестить,

«деревья» - просто руки вверх,

«слоны» - сделать из рук «хобот слона» (одной рукой взяться за нос, а другую продеть через образовавшееся кольцо и вытянуть вперёд).

Ведущий в быстром порядке говорит «пальмы», «деревья», «слоны», а участники выполняют. Но, когда ведущий при произнесении «слоны» указывает на конкретного участника, он должен сделать движение «слоны», а его соседи справа и слева должны показать уши – с помощью рук приставить их к участнику с одной и с другой стороны. Остальные участники делают движение «слоны». Ведущий одновременно может указать на несколько участников, произнеся «слоны».

  1. Упражнение "Узнать через прикосновение"

Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул.

Педагог-психолог: Один из вас сейчас войдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки и сказать кто это.

Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу.

  1. Игра «Однажды в автобусе»

Цель: Способствует повышению групповой динамики.

Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.

Внутренний круг – это «билетики», а наружный – «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре двух кругов стоит «заяц» - безбилетник.

По команде «поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится «зайцем».

  1. Упражнение "Дерево".

Цель: диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности.

Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.

Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое будет символизировать наш коллектив.

Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных.

Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.

Вопросы для обсуждения (в кругу):

Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?

Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?

Что необходимо было для сотрудничества?

Вы довольны общим результатом?

Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими коллегами и родителями воспитанников, чтобы было больше взаимопонимания".

  1. Рефлексия.

Занятие 3.

Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание»

Анализ собственных переживаний

Ход тренинга:

  1. Игра «Поменяйтесь местами»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий предлагает поменяться местами тем, кто обладает названным признаком, сам при этом стремится занять освободившееся место.

Меняются местами, например, те кто:

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет;

Мечтал быть педагогом с детства;

Кто пришёл в юбке и др.

  1. Мини-лекция «Эмоциональное выгорание»

По мнению психолога Д. Гринберга «профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др. Можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжены с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

1) К личностным факторам риска «выгорания» относятся: склонность к интроверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.

2) Статусно – ролевые факторы риска «выгорания» включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности.

3) К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска «выгорания» относятся: нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; негативные или «холодные» отношения с коллегами; конфликты, дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки и др.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать «выгорания». Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.

  1. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, и в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение.

Вопросы для обсуждения:

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

  1. Упражнение «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности

Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности. Записать их на доске.

Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе (посмотреть на них «со стороны»), а также для последующего выявления ресурсов проф. деятельности, предлагается выбрать один из записанных на доске «барьеров» (наиболее актуальный, либо другой, если его нет в общем списке) и изобразить в виде рисунка, схемы, символа.

  1. Рефлексия.

Занятие 4.

Цель: научиться находить внутренние ресурсы для противодействия «профессиональному выгоранию».

Ход тренинга.

  1. Приветствие «Здороваемся локтями».

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Ход игры: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники № 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; № 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; № 3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями.

  1. Мини-лекция: «Ресурсы противодействия профессиональному «выгоранию»

Можно выделить четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:

1) Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.

2) Психологический уровень. Эмоциональное противодействие (преодоление) – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний. Понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Активность и гибкость поведения, перестройка поведения.

3) Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4) Духовный уровень. К этому уровню относятся три психологических ресурса:

  • Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное

ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет.

  • Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных

возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.

  • Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам

подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» можно считать способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами преодоления профессионального выгорания.

Социальные: Это сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и «свободного времени».

Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде какого-либо увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа.

  1. Упражнение: «16 ассоциаций».

Горизонтальный лист формата А4 делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка.

Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.

  1. Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу – это «моечная машина». Первый человек становится предметом посуды (например, стакан), последние два человека – «сушилкой». «Стакан» проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «предмет посуды».

  1. Упражнение «Стратегии самопомощи»

Участникам предлагается подумать и записать ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»

Первый список может выглядеть так:

  • играю со своими детьми;
  • читаю, лежа на диване;
  • работаю в саду.

Второй список может выглядеть так:

  • играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость;
  • работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы;
  • встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения;
  • смотрю телевизор.
  1. Рефлексия «Я научился…».

Участникам предлагается завершить любое из следующих предложений:

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне нравится, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

  1. Притча «Все в твоих руках» (Приложение)

Приложение № 1

Общие правила работы в группе.

  • Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).
    Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
  • Общение по принципу “здесь и теперь”.
    Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Конфиденциальность всего происходящего.
    Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  • Персонификация высказываний.
    Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
  • Искренность в общении.
    Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  • Уважение к говорящему.
    Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

Приложение № 2

Карточка к упражнению «Невербальные средства общения»

Перед вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые педагоги используют в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста, внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте несколько своих примеров невербального общения.

Взгляд:

1. Постоянная легкая улыбка на улице.

2. Взгляд сверху вниз.

3. Взгляд «глаза в глаза».

4. Взгляд в сторону.

5. «Бегающий» взгляд.

6. Пристальный взгляд в лицо собеседника.

7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.

Поза, сидя за столом:

8. Одна рука лежит на столе, другая – «подпирает» щеку.

9. Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола.

10. Руки на столе, жест «пирамида».

11. Машинальное рисование.

Поза, сидя в кресле или на стуле:

12. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.

13. Поза «нога на ногу».

14. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.

15. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой.

Позы сидя или стоя:

16. Руки скрещены на груди.

17. Руки за спину.

18. Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.

19. Неоднократное использование жеста «указующий перст».

20. Педагог постоянно поглядывает на часы.

21. Постоянные вздохи.

22. Застывшая поза.

«+» - жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

«-» - жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

«Н» - нейтральные жесты, позы и мимика.

Приложение № 3

Метафорическая сказка «Камин».

Жил-был на свете Камин. Надежный, ладный, ответственный, а еще очень щедрый. Огромная потребность отдавать была у этого Камина. Про такого, как он, говорят: «Последнюю рубаху, не задумываясь, отдаст». Здорово, что потребность Камина совпадала с его предназначением отдавать свое тепло, согревать других. Люди в суровую морозную зиму или сырую, слякотную осень были очень рады погреться у Камина. Они были очень ему благодарны и на все лады расхваливали его.

Ах, какой хороший, какой замечательный наш Камин!

Какой он щедрый! Какой бескорыстный! Все отдает и никогда ничего не просит.

Что бы мы без него делали!

Очень такие речи Камину нравились, приятно было, когда хвалят, он даже глаза закрывал от удовольствия. И возомнил наш Камин о себе, что он такой важный, такой нужный, ну просто применимый. И решил он не ходить в этом году в отпуск, не отдыхать. Решил: буду топиться и день и ночь. Пусть меня еще больше хвалят. И вот пыхтит наш Камин круглосуточно, старается, себя не щадит, все греет и греет, даже не заметил, что на дворе уже лето. Жаркое лето, знойное, за окном больше тридцати градусов. А Камин все трудится, все греет. Люди взмолились:

Уймись, отдохни, - просили по-хорошему. Но Камин не унимался. И люди стали ругать его.

Ну что за глупый! Слов не понимает. Никого не слушает. У нас уже мозги от жары плавятся, а он все не уймется.

Обиделся Камин и в отпуск ушел.

Странные существа эти люди, то хвалят, души не чают, то ненавидят - и в сущности, за одно и то же дело, - думал он.

Ах, Камин, Камин... Как втолковать ему, что мало иметь желание кого-то одаривать, надо, чтобы этот кто-то имел ответное желание дары принимать.

Восточная притча «Всё в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.

Литература

Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. – СПб.: «Речь», 2002.

Коммуникативная компетентность педагога ДОУ. Семинары-практикумы, тренинги рекомендации. – Волгоград: «Учитель», 2012.

Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика. Тренинги, занятия. – М.: «Учитель», 2012.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2000.

Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб.: «Речь», 2005.

Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Авт.-сост. Шитова Е.В.- Волгоград: «Учитель», 2016.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: «Речь», 2002.

«Справочник педагога-психолога. Детский сад.» 2013-2015г.

Интернет-ресурсы: http://www..medical-group.ru; http://www.orlenok-kmv.ru/sensory.html; http://akvamarin.kz; http://festival.1september.ru.


Включает в себя разделы:

  • Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика, тренинги

Показаны публикации 1-10 из 639 .
Все разделы | Тренинги для педагогов и воспитателей

Конспект сценария тренингового занятия для педагогов «Общение в конфликтных ситуациях» Конспект сценария тренингого занятия Тема : «Общение в конфликтных ситуациях» Цель : представление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций. Длительность : 90 минут Характеристика группы : 16 человек (педагогический коллектив ) Место...

Тренинг педагога-психолога для начинающих воспитателей «Всё в твоих руках!» Цель тренинга : способствовать психологической адаптации начинающих педагогов к условиям работы детском саду. Задачи тренинга : - сформировать умение работать в команде; - сформировать положительную самооценку; - создать позитивный настрой на дальнейшее совершенствование пед....

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинг для педагогов «На встречу к себе»

Публикация «Тренинг для педагогов «На встречу к...» Тренинг «На встречу к се бе» Ц ель: снятие психологических блоков, обучение овладению приемам релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала педагогов. I Вводная часть 1. Упражнение «Пять добрых слов» Оборудование: листы бумаги, ручки. Форма работы: групповая,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тренинг «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе» «Что же такое стресс, как мы его переживаем, и как с ним бороться». Стресс – это защитная реакция организма, который должен помочь ему преодолеть сложные жизненные ситуации. Стресс можно ослабить или вообще устранить из нашей жизни посредством изменения своего отношения к...

Тренинг для педагогов «Караоке с шарами» Работа педагога ДОУ важная и нужная и напрямую связана не только с детьми, но и их родителями. Иногда из-за неумения правильно донести информацию до законных представителей, возникают конфликтные ситуации. Регулярное проведение профилактической работы с педагогическим составом...

Тренинг для педагогов. "Мандала из современных журналов." Цель:эмоциональная разгрузка и профилактика синдрома эмоционального (профессионального) выгорания. Оборудование:ватман, журналы, ножницы, клей, музыка для релаксации. 1.Сегодня на нашем тренинге, у нас есть возможность...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Коммуникативный тренинг для педагогов

Вступление УПРАЖНЕНИЯ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ» Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы...

Психологический тренинг «Эмоциональный ресурс личности педагога» Перед презентацией. Мы надеемся, что каждый участник почувствует, что пребывание в данном учреждении может быть для него наполнено особым смыслом, возможностью прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны. Цель тренинга – раскрытие внутренних...

В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действовать слаженно. Цена вопроса — адаптация детей к дошкольному учреждению.

Тренинг разработан Роговой Инной Юрьевной, педагогом-психологом МБДОУ «Детского сада № 7», г. Нефтеюганск, Тюменская область.

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1. Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «Сейчас я чувствую…».

— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

Этап 2. Информационный

АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?

— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

— Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

— Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?

Этап 3 Разминочный

МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

Можно также построиться в шеренгу по

  • цвету волос;
  • размеру ноги;
  • по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто - «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить - произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ

— Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?
  • Если не получилось, то почему? Что мешало?
  • Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ

Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

— Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… А сейчас поменяйтесь партнёрами…

Обсуждение:

  • С кем вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

— Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

  • Трудно ли было создавать картину вместе?
  • В чём именно заключалась трудность?
  • Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).

Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

БЕСЕДА В КРУГУ

— Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • семья;
  • увлечения;
  • политика;
  • любовь;
  • отпуск;
  • мечта;
  • майские праздники;
  • родительское собрание;
  • дети;
  • друзья.

ПРОНЕСИ КАРАНДАШ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

— Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

Этап 5. Заключительный

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!