Англо-Аргентинский конфликт (1982 год). Битва за острова: Фолклендская война


Как Великобритания и Аргентина Фолклендские острова не поделили.

«Латентный» конфликт

Небольшой архипелаг Фолклендских островов был открыт в Южной Атлантике в XVI веке. Ученые до сих пор гадают, кто же первым из мореплавателей добрался до них: испанец Эстебан Гомес в 1520 году или британец Джон Дейвич в 1592. Более двух столетий на Мальвинских островах (аргентинское название Фолклендов) находился испанский гарнизон и, следовательно, весь архипелаг входил в состав Испанской державы. Когда же в 1810 году Аргентина провозгласила свою независимость, испанские военные покинули острова. Сама Аргентина вспомнила про остров только через десять лет, там высадился аргентинский десант, во главе с капитаном Джюэтом, который провозгласил суверенитет Аргентинской республики над архипелагом. Триумф длился недолго. Через двенадцать лет архипелаг захватила английская морская экспедиция, установив его фактическое подчинение британской короне. Молодая республика оказалась не способна сопротивляться агрессивной политике Великобритании, но отказываться от своих юридических прав на владения Мальвинскими островами тоже не собиралась. Зародился так называемый «латентный конфликт», на какое-то время противоборствующие стороны затихли.

Нефть, криль и выборы в парламент

В 1960-е годы в период крушения колониальной системы Аргентина попробовала вернуть Фолклендские острова дипломатическим путем. Страна всячески укрепляла свое влияние на островах, построила там аэродром, установила телефонную связь. Ей удалось даже заручиться поддержкой большинства членов ООН , но Англия оставалась непреклонна. Правительство Альбиона отказалось предоставить аргентинцам острова равные права с гражданами Великобритании, у Лондона были свои интересы на пустынные острова. Особенно интересовали их крупные залежи нефти и газа, обнаруженные в прибрежных водах и береговом шельфе островов. Другим камнем преткновения стал рачок криль, монопольное право на ловлю которого фактически принадлежало одним британцам.

Некоторые исследователи видят в Фолклендской войне одну из интриг Маргарет Тэтчер , для которой она стала маленькой «победоносной войной». Накануне военных действий, и одновременно накануне новых выборов в парламент, дела у «железной леди» шли не лучшим образом. Экономическую политику Тэтчер поддерживали не все даже внутри ее партии: 9 из 22 министров ее кабинета против ее экономических начинаний. К декабрю 1980 года уровень политического доверия к Тэтчер упал до 23% (наименьший результат среди британских премьер-министров). Но сходить с намеченного курса экономических реформ она отказывалась. «Поворачивайте, если хотите. Леди не поворачивает!» - заявила она на партийной конференции в том же году. Для восстановления авторитета консервативной партии Великобритании, Тэтчер нуждалась в маленькой победоносной войне. К тому же, победа вполне соответствовало внешнеполитической доктрине Тэтчер, предусматривавшей возвращение Великобританией статуса великой державы.

Победоносная война Леопольдо

Не только Тэтчер нуждалась в победоносном конфликте. В 1881 году в результате военного переворота в Аргентине к власти пришел Леопольдо Галтьери. Чтобы добиться популярности среди аргентинского населения, ему была необходима маленькая, быстрая, победоносная война. Что может быть лучше, нежели вернуть назад власть над Фолклендскими островами? Изначально операция, получившая в память о корабле капитана Джюэта название «Росарио», планировалась на 25 мая 1982 года - день национального праздника Аргентины. Но английская разведка вскоре узнала о готовившемся вторжении и направила в Южную Атлантику свою подводную лодку «Спартан». Галтьери решил действовать быстро и уже 2 апреля 1982 года на островах высадился аргентинский десант, быстро вынудивший сдаться небольшой английский гарнизон. Для Англии эта была война не только за свои, как они считали, национальные интересы. Война служила очередной проверкой Западного блока в «холодной войне». Куба и многие другие латиноамериканские страны подержали действия Аргентины в её «справедливой» военной операции по возвращению некогда «оккупированных британским империализмом» территорий. Неоднозначную позицию заняло руководство Франции, поставлявшей незадолго до конфликта в Аргентину свои боевые самолеты Mirage и продававшего союзнику Аргентины Перу французские противокорабельные ракеты Exocet.

Защита британских граждан

«Если острова захватят, то я точно знала, что нужно делать - их нужно вернуть. Ведь там, на островах, наши люди. Их верность и преданность королеве и стране никогда не подвергались сомнению. И как часто бывает в политике, вопрос состоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать» - вспоминала позже Маргарет Тэтчер. Совет Безопасности ООН призывал враждующие стороны решить конфликт путем переговоров. Но ни одна из сторон отступать не собиралась. Правительство Великобритании объявило, что будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов (расстояние от островов до континентального побережья Аргентины составляет всего 287 миль). 5 апреля из американского Портсмута в сторону Фолклендских островов отправилась английская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл». Следом на аргентинском острове Южная Георгия (к югу от Фолклендов) высадился британский десант, быстро подчинивший его территорию. А уже в конце апреля британская авиация с авианосцев начала наносить удары по аргентинским позициям на островах.

«Мэгги придет»

В день когда президент Перу Фернандо Белаунде Терри получил со стороны Аргентины предварительное согласие на условия мирного соглашения с Великобританией, был нанесен первый мощный удар со стороны британского военно-морского флота. В тот же день английская атомная подводная лодка «Конкеррор» на расстоянии 236 миль (что противоречило раннее озвученным официальным предупреждением) атаковала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Почти 400 членов экипажа погибли в водах Южной Атлантики. Естественно, Аргентина отвергла всякую возможность мирного решения конфликта и началась открытая война. Тэтчер как настоящая «железная леди» была настойчива в своих политических решениях. По её приказу английские войска разбомбили взлетно-посадочные полосы на острове и захватили Фолклендские острова. «И когда, наконец, ночью 21 мая Королевские ВМС высадили войска десанта на берег в бухте Карлос, фермер-островитянин одной фразой выразил характерную особенность нашей нации. На вопрос офицера-парашютиста, удивлен ли он, увидев оперативное соединение на якорной стоянке в бухте, фермер ответил: „Совсем нет. Мы знали, что Мэгги придет“», - впоследствии гордо и патриотично вспоминала Маргарет Тэтчер. Ей было чем гордиться, консервативная партия вновь получила большинство в парламентских выборах 1983 года.

Позиции СССР и США По данным британской разведки, СССР «был готов предоставить Аргентине военные корабли, самолеты и ракеты (типа СС) в обмен на поставки зерна и говядины по льготным ценам». Но у СССР была своя нерешенная проблема - война в Афганистане. По этой причине все давление, которое оказывало советское руководство на англо-саксонские державы, происходило только в рамках заседаний ООН. Никаких активных действий по предотвращению военного конфликта или в рамках помощи Аргентине со стороны Советского Союза не было. Наоборот, СССР отрешился от какого-либо участия в англо-аргентинском конфликте, заявив вызванному 14 мая 1982 г. в советский МИД послу Великобритании в СССР Кертису Киблу, что «британская сторона, видимо, в плане дипломатического прикрытия своих военных акций в Южной Атлантике, несколько раз обращались к советской стороне с так называемыми „предупреждениями“, которые полностью неуместны и имеют целью создать вымысел о какой-то „причастности“ Советского Союза к англо-аргентинскому конфликту». Штаты в стороне не остались. Главным союзником Великобритании стал министр обороны США Каспар Уайнбергер, уговоривший Рейгана и Пентагон предоставить «большую поддержку самому верному союзнику Америки». Своим же подчиненным министр приказал «предоставить Британии всевозможную помощь в вопросах технического обеспечения и разведки». 30 апреля Рейган объявляет о поддержке Великобритании и о введении санкций против Аргентины. Администрация США использовала различные рычаги воздействия на Аргентину их латиноамериканских соседей. Они вынудили Аргентину сократить поставки говядины и зерна в СССР. Остальные южноамериканские страны объявили о своем нейтралитете. На попытку принятие Советом Безопасности ООН резолюции по фолкледскому вопросу США и Великобритания наложили вето. Против возможного включения в конфликт СССР был разработан специальный англо-американский план. Согласно ему США и Великобритания должны были оказывать давление на СССР сразу по нескольким направлениям. При поддержке США и Франции Израиль начал военную операцию на территории Ливана, поддерживаемого СССР. Провокационные действия начали проамериканские южные корейцы в отношении КНДР. США через Израиль стал оказывать материальную помощь Румынии, активно выступавшей против советской политики в Афганистане, расшатывая тем самым «изнутри» организацию стран Варшавского договора. Кроме этого, Великобритании и США удалось сорвать заключения в апреле-мае 1982 года ряда контрактов по проекту «Газ-трубы», планировавшему соединить Западную Европу и СССР обоюдовыгодными условиями газового сотрудничества. Под нажимом США 14 июня было достигнуто соглашения о прекращении боевых действий, а на следующий день аргентинский генерал Мендоса заявил о своей капитуляции.

60 миллиардов баррелей

Латентный конфликт продолжается и сегодня. Официального соглашения между Англией и Аргентиной до сих пор не заключено. Дипломатические отношения между государствами были восстановлены лишь в 1990 году. В последние годы спорные острова вновь оказались в фокусе мировой общественности. По оценкам британских экспертов, на шельфе островов находятся запасы нефти в 60 миллиардов баррелей. Если эти цифры соответствуют действительности, то они сравнимы с запасами наиболее богатых нефтью стран. Для сравнения, по оценкам на 2012 год доказанные запасы нефти в России составляют все те же 60 миллиардов баррелей. В марте 2013 года при полной поддержке со стороны британского правительства на островах прошел референдум. Местному населению предстояло решить: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства? ДА или НЕТ». Из 1517 голосовавших граждан 99,8% ответили утвердительно, выступив за сохранение нынешнего политического статуса города. Аргентина не признала итоги референдума, сохранив свои территориальные претензии на данный архипелаг. Проблема принадлежности Фолклендских островов остается до сих пор открытой. И вряд ли одна из противоборствующих сторон согласиться отпустить столь лакомый «нефтяной кусочек».

В апреле 1982 года между двумя независимыми государствами — членами ООН вспыхнул вооруженный конфликт, за которым напряженно наблюдал весь мир. «Горячей точкой» стала не Юго-Восточная Азия и Ближний Восток — в центре событий оказался небольшой архипелаг в юго-западной части Атлантики. Великобритания, именующая архипелаг Фолклендскими островами, вступила в сражение с Аргентиной, которая называет его Мальвинскими островами.

До континентального побережья Аргентины от Фолклендских островов всего 463 километра, а до Великобритании — 12 000 километров.

В истории Фолклендских островов достаточно много спорных моментов, начиная с их открытия. Великобритания придерживается версии, что архипелаг был открыт в 1592 году английским мореплавателем Джоном Дейвисом . Согласно альтернативному варианту, честь открытия принадлежала испанцам.

Первое поселение на Фолклендах было основано лишь в 1764 году французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем . Поселение на острове Восточный Фолкленд получило название Порт Сен-Луи — сегодня это столица архипелага и его самый крупный населённый пункт Порт-Стэнли.

Капитан Джон Байрон. Портрет художника Джошуа Рейнольдса Фото: Public Domain

В 1765 году английский капитан Джон Байрон , не потрудившись убедиться, живут ли на архипелаге люди, объявил его собственностью английской короны. Год спустя на острове Сондерс было создано первое английское поселение.

И французов, и англичан привлекло главное достоинство Фолклендских островов — они могут выступать в качестве отличного перевалочного пункта на пути из Атлантики и в Тихий океан, а также быть опорным пунктом для контроля над Южной Атлантикой.

Англия диктует свои правила

В 1766 году Франция уступила острова Испании. Испанцы, не желая терпеть присутствие англичан, попытались изгнать их силой, но в итоге была достигнута договорённость, по которой на архипелаге сохранялись и британские, и испанские поселения. При этом и Испания, и Великобритания не отказывались от притязаний на полный контроль за островами.

В последней четверти XVIII века британцы покинули острова, поскольку ресурсы империи были сосредоточены на ведении войны с североамериканскими колонистами. На островах британцы оставили только табличку, которая фиксировала права Великобритании на управление Фолклендами. Испанцы, в свою очередь тоже оставив табличку, покинули острова в 1811 году. С обретением независимости Аргентиной именно эта страна заявила свои права на архипелаг вместо испанцев.

В 1832 году Аргентина попыталась укрепить на островах собственную «вертикаль власти», назначив своего губернатора. Чиновник, однако, был убит в ходе мятежа местных жителей, быстро привыкших к практически независимому существованию. В 1834 году британцы, ещё раз оценившие стратегическое значение спорной территории, положили конец вольнице Фолклендских островов — 10 января 1834 года лейтенант флота Её Величества Генри Смит поднял над городом Порт-Луи флаг Великобритании.

Аргентинские претензии

Аргентинцы не имели возможности помешать англичанам, но от островов не отказались. В 1940-х годах, при подписании Устава ООН, представитель Великобритании с изумлением узнал от дипломата из Аргентины, что Фолклендские острова должны перейти под контроль Буэнос-Айреса.

Но за век английского господства немногочисленное население островов (менее 3000 человек), стало англоязычным, и присоединиться к Аргентине не стремилось. Местные жители занимались овцеводством, поставляя шерсть в Великобританию, и что-либо менять не хотели.

Вялотекущие переговоры между двумя странами продолжались почти 40 лет, но ни к чему не привели.

К началу 1980-х годов Аргентиной управляла военная хунта, и в 1981 году ее новым лидером стал генерал Леопольдо Галтиери . Диктатор получил поддержку США, но в самой стране власть военных теряла авторитет. И тогда генерал решил сыграть на патриотических чувствах, вернув Аргентине Мальвинские острова.

Операция «Росарио»

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Представители Великобритании сочли это покушением на свою территорию, и отправили небольшой отряд военных, чтобы выдворить рабочих. Генерал Галтиери в ответ отправил аргентинских военных для защиты рабочих.

Повод для вторжения был найден. 2 апреля 1982 года армия Аргентины провела операцию «Росарио» — десант спецназа и морской пехоты высадился на Фолклендах, и после непродолжительного боя захватил столицу островов Порт Стэнли. Аргентинцы потеряли одного человека убитым и трех ранеными. Среди англичан убитых не было, но 114 человек, включая 70 морских пехотинцев, были взяты в плен.

Аргентина объявила о возвращении Мальвинских островов. 3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР).

Аргентинский десант на островах. Фото: www.globallookpress.com

«Железная леди» идет на войну

В мире задавались вопросом — а в состоянии ли Великобритания ответить на силу силой? Скептики были даже на самом Туманном Альбионе. Однако премьер-министр Маргарет Тэтчер не колебалась, отдав приказ военным готовиться к операции по восстановлению контроля над островами.

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам.

Английские подводные лодки вышли на охоту за аргентинскими судами. Надводный британский флот отправился в поход к берегам Аргентины, везя с собой сухопутные силы.

25 апреля 1982 года британские солдаты высадились на острове Южная Георгия, с которого начинался конфликт. Аргентинцы, находившиеся на острове, сдались без боя.

Большие жертвы маленькой войны

2 мая 1982 года английская подводная лодка «Конкерор» торпедировала аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Санкцию на атаку командир подлодки получил лично от Маргарет Тэтчер. Вместе с крейсером погибли 323 аргентинских военных.

Этот удар заставил аргентинское командование отозвать свой флот. Было решено сосредоточиться на ударах авиации с баз на материке. Расчет был на то, что таким образом удастся нанести англичанам неприемлемый ущерб.

4 мая штурмовик «Супер Этандар» ВВС Аргентины противокорабельной ракетой «Экзосет» поразил новейшим британский эсминец «Шеффилд». На его борту возник пожар, погибли 20 моряков. Неделю спустя эсминец затонул.

Наступила пауза. Британцы готовились к высадке десанта и разминировали подходы к островам. Британские «коммандос» успешно осуществляли диверсии, а попытки ВВС Аргентины наносить удары с воздуха оборачивались потерями самолетов.

Переговоры о прекращении боевых действий при посредничестве ООН ничего не дали. Британцы были уверены в военном успехе, аргентинцы не теряли надежды отбиться.

Обломки самолета ВВС Аргентины. Фото: www.globallookpress.com

Триумф летчика Куриловича и позор подполковника Пьяджи

В ночь на 21 мая 1982 года 3-я бригада морской пехоты Великобритании начала высадку в бухте Сан-Карлос. Операция началась успешно, однако утром район был подвергнут ударам ВВС Аргентины. Британцы потеряли фрегат «Ардент», а ряд кораблей получили повреждения.

Однако летчики допусти ошибку — удары в основном пришлись по кораблям прикрытия, а не по десанту, что позволило англичанам развивать операцию на суше.

25 мая 1982 года аргентинцы добились одного из самых крупных успехов за время конфликта. Аргентинский лётчик Роберто Курилович поразил контейнеровоз «Атлантик Конвейер», который затонул с вертолетами и оборудованием для создания аэродрома на захваченном плацдарме.

Английская пехота лишилась главных средств передвижения на острове, где практически не было дорог. Наступать на Порт Стэнли пришлось пешком. Впрочем, кардинально изменить соотношение сил уничтожение контейнеровоза не могло.

28 мая британские части одержали победу в сухопутном сражении за поселок Гуз-Грин. Потеряв 47 человек убитыми и почти 150 ранеными, не получив подкреплений, аргентинский подполковник Итало Пьяджи отдал приказ своим подчиненным сложить оружие. За это решение по возвращении в Аргентину он был разжалован и с позором уволен из армии.

Обложка аргентинского журнала с изображением Маргарет Тетчер в образе пирата. Фото: www.globallookpress.com

Поражение Аргентины обернулось крахом военной хунты

8 июня аргентинские ВВС нанесли авиаудар по двум британским десантным кораблям, оставшимся без прикрытия. Погибли около 50 англичан, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений.

Тем не менее, спустя два дня английские подразделения блокировали аргентинцев в Порт Стэнли.

В течение 12-14 июня британцы штурмом заняли все господствующие высоты в районе главного города Фолклендских островов. Аргентинское командование на островах, оказавшись в безвыходном положении, капитулировало.

20 июня 1982 года британцы высадились на Южных Сандвичевых островах, окончательно завершив операцию.

В ходе конфликта Аргентина потеряла 649 человек убитыми и пропавшими без вести, 11 000 были зарегистрированы как военнопленные. Были потеряны около 100 самолетов и вертолетов, крейсер, подводная лодка, 4 транспортных судна.

Великобритания потеряла убитыми 258 человек. Потери флота составили 2 фрегата, 2 эсминца, 1 десантный корабль, 1 контейнеровоз, 24 вертолета и 10 самолетов.

В Великобритании победа стала причиной национального подъема — жители Туманного Альбиона вновь ощутили себя гражданами «владычицы морей».

В Аргентине поражение привело к падению режима генерала Галтиери, который был арестован и предан суду.

Британские солдаты на островах. Фото: www.globallookpress.com

Война закончилась, спор остался

Сразу после войны Великобритания занялась развитием инфраструктуры острова — строительством дорог и современного аэродрома. Делалось это прежде всего для обеспечения военных нужд, дабы новые попытки силового захвата архипелага были пресечены на корню.

В марте 2013 года Великобритания провела на Фолклендских островах референдум, но который был вынесен вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой политический статус в качестве заморской территории Соединённого Королевства?»

В волеизъявлении участвовало 1517 из 1672 островитян, имеющих право голоса. В пользу сохранения нынешнего положения , против — только три человека.

Однако Аргентина не отказалась от своих притязаний на Мальвинские острова. Официальный Буэнос-Айрес заявил, что референдум не поменял точку зрения Аргентины.

В 2012 году накануне летней Олимпиады в Лондоне аргентинские спортсмены полуподпольно сняли рекламный ролик в главном городе Фолклендских островов Порт Стэнли.

Такая наглядная агитация вызвала восторг в Аргентине и гнев в Великобритании.

История военного противостояния проявляется самым неожиданным образом. Так, на чемпионате мира по футболу 1986 года в матче Аргентина-Англия аргентинец Диего Марадона забил гол, сыграв рукой. Судья этого не заметил, Аргентина победила, и в ликующей страны многие расценивали победу как «месть за острова».

Марш аргентинских ветеранов войны 1982 года. Фото: www.globallookpress.com

В 2014 году аргентинские ветераны войны 1982 года едва не линчевали команду популярного британского шоу Top Gear. Ведущий Джереми Кларксон прикрепил на свою машину номерные знаки «H982 FKL», что аргентинцы восприняли как издевательский намек на войну за Фолкленды. И хотя англичане уверяли, что это чистое совпадение, им пришлось срочно покинуть страну.

С 2001 года в Аргентине ежегодно 2 апреля отмечается «День ветеранов и павших на Мальвинской войне». В этот день аргентинцы вспоминают погибших и отдают дань уважения живым участникам боев. Аргентина продолжает верить в то, что ее флаг будет поднят над Порт Стэнли.

Главный вектор силы в послевоенный период на геополитическом уровне сместился на океанские направления – и не только из-за развертывания там МСЯС. Однако при всем размахе и масштабности вооружений и уровня противостояния ни у одной из стран не было полноценного боевого опыта применения ВМС вплоть до фолклендского конфликта между Великобританией и Аргентиной в 1982 году, который несет в себе признаки настоящей морской войны.

Для специалистов Фолклендский кризис позволил с высокой степенью достоверности проверить правильность основных концепций и направлений в строительстве флотов, развитии морских вооружений, а также приемов и способов боевых действий (БД) на море.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОНФЛИКТА

Зарождение военных конфликтов всегда было делом запутанным и неоднозначным. Фолклендский не стал исключением. Фолклендские, или в аргентинской редакции – Мальвинские острова, формально лишенные полезных ископаемых и расположенные в местах с суровым климатом, удаленные от оживленных международных морских путей, едва прокармливали несколько тысяч овец и кучку фермеров-экстремалов.

Инфраструктура архипелага соответствует его заброшенности. На нем несколько взлетно-посадочных полос, не способных обслуживать современные реактивные самолеты, и слабо развитая система морского базирования.

Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО).

Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц . Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) – и с Японией.

В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее, в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

На этапе отмобилизования и развертывания формирование авангарда ОС началось из положения планового учения «Спрингтрейн» в Гибралтаре за счет кораблей-участников. Они оказались на 2000 миль ближе к очагу конфликта. Развертывание началось под флагом командующего 1-й флотилией надводных кораблей контр-адмирала Вудворда. Вскоре собрались и остальные силы ОС.

Первыми во всеобщей исключительной зоне, в пределах которой можно было вести боевые действия против Аргентины, оказались три атомные подводные лодки (ПЛА) королевского флота. Считалось, что этого более чем достаточно для материального закрепления объявленной блокады островов, которые Аргентина не уставала подпитывать все новыми контингентами сил.

Кроме группировки ПЛА в состав экспедиционных сил Великобритании вошли еще две: ударная группировка (УГ) с двумя легкими авианосцами в ядре и амфибийное соединение (АГ) . Впоследствии в районе БД выделится еще и группировка плавучего тыла.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000–8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования . Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования – остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт».

В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу.

Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20–21 мая. Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.

Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры».

Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон – с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника . Когда же, наконец, ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном.

В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды – неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его.

Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение – на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить – и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

РОЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО И УПРАВЛЕНИЕ В ОПЕРАЦИИ

Роль командующего в любой кампании или операции является определяющей или близкой к тому. В столь сложной и специфической операции, как эта, – особенно. При том, что просматривался конфликт переднего края океанского ТВД с Адмиралтейством.

Случай с адмиралом Вудвордом – особый, психологически усугубляемый тем обстоятельством, что он чуть ли не до конца операции находился в «подвешенном состоянии» – нечто вроде врио командующего. Хитроумные начальники держали его «на цыпочках», в любой момент готовые заменить более опытным и «достойным» «двухзвездным» адмиралом. Это не помешало, впрочем, Адмиралтейству «жать» из Вудворда «сок» по полной схеме.

Зато в случае успеха – как оно и случилось – у британского Адмиралтейства появился повод скромно потупившись заметить, что случай с Вудвордом только подтверждает, что каждый их даже самый молодой адмирал, внезапно «выдернутый» из любого места, готов возглавить экспедиционные силы и выиграть войну где угодно, даже на другом конце света.

К чести адмирала Вудворда, он достойно перенес и это непростое психологическое испытание, продемонстрировав черты и качества настоящего адмирала. Что такое груз ответственности командующего? Еще на этапе развертывания смывает штормом людей за борт, падают в воду вертолеты, едва не сбили рейсовый лайнер, приняв его за ежедневно досаждающий аргентинский разведывательный самолет. Об этом адмирал наверняка с содроганием вспоминает по сей день.

О Вудворде теперь принято говорить, что он провел первую в истории компьютерную войну на море. Это можно понимать по-разному. Автору этих строк, в то время «фланирующему» на своем атомоходе проекта 671РТМ между Персидским и Аденским заливами, Сейшелами и прилегающим морями, ближе и памятнее такая особенность компьютерного вооружения, как его надежность.

Неоправданно сложные и недостаточно еще надежные, эти системы вводили специалистов и командиров в ступор уже сами по себе. А тут еще постоянный дефицит охлаждения, сопутствующая ему 100-процентная влажность, морская соль, мгновенно выступающая на контактах и разъемах. Между тем залп главным оружием и залп на самооборону должны последовать вовремя и неотвратимо, а не тогда, когда специалисты будут готовы, дважды, четырежды перезапустив систему.

Поэтому никогда не забуду своих вычислителей и акустиков – специалистов от бога. За ними никогда не было задержки и даже заминки. У Фолклендов подобные проблемы стоили жизни кораблям и людям, достаточно вспомнить обстоятельства поражения эсминца «Ковентри».

Насколько мог воздействовать на эту проблему командующий? Во всяком случае, он не оставался безучастным, непрерывно совершенствуя элементы боевого порядка, приемы и способы решения задач ПВО и ПРО. Начать следует с принятия им решения на операцию – при абсолютном дефиците данных, что называется, «решение в седле». О качестве его решения, как и последовавшего планирования БД, говорит тот факт, что практически ни один его пункт не был оспорен в Адмиралтействе. Реализация этого плана, не допустившая отступления по срокам более чем на одни сутки, раскрывает другую черту характера командующего: твердость в реализации плана войны. За этой твердостью стоит скрупулезность в выполнении всего перечня мероприятий, позволяющих своевременно перейти к следующему этапу действий.

О многом в характере и стиле командования адмирала говорит его отношение к прямым или косвенным виновникам тяжелых потерь флота, таким как командир эсминца «Шеффилд» – пример откровенного заштатного головотяпства – и эсминца «Ковентри», своим несогласованным маневрированием в момент атаки аргентинцев заблокировавшим директрису стрельбы ЗРК «Си Вулф» с «Бриллианта», что привело к прорыву аргентинской авиации и нанесению «Ковентри» смертельного поражения.

Вудворд оставил за ними право на накопившуюся боевую усталость и ее последствия. К тому же действия «Ковентри», его командира и экипажа до этого были выше всяких похвал, безупречны и мужественны. Вудворда характеризует готовность воевать теми силами, которые у него есть, и решительностью отстаивать свое мнение «наверху».

Непреклонность и железная воля командующего в достижении цели особенно проявилась в проведении противоминной разведки проходов к пункту высадки боевыми кораблями. Он понимал, что главные события войны развернутся после высадки. Нельзя не отметить и выдержки британского командующего, когда он держал авианосцы за пределами выявленной досягаемости аргентинских «Этандеров», не поддаваясь азарту боя.

Военные потери составили:

Великобритания — 258 человек, 2 фрегата, 2 эсминца, 1 контейнеровоз, 1 десантный корабль, 1 десантный катер.

Аргентина — 649 человек, 1 крейсер, 1 подводная лодка, 1 сторожевой катер, 4 транспортных судна, 1 рыболовный траулер.

И в завершение этого анализа роли и места командующего остается еще раз напомнить историческую нагрузку его сложнейшей и ответственной миссии. Впервые за 37 мирных послевоенных лет именно адмиралу Вудворду пришлось отстаивать планку британского флота, британского моряка, британского адмирала. И еще один важный вывод. Система подготовки командиров кораблей, с их универсальным прохождением службы, полностью себя оправдала.

УРОКИ, ВЫВОДЫ И ОТКРОВЕНИЯ

Обилие фактического материала, предоставленного опытом этой войны для целей совершенствования программ строительства флота, его вооружений, приемов и способов применения сил флота, оказалось востребовано морскими державами совершенно по-разному. Как ни странно, в максимальной степени – ВМС США, в гораздо меньшей степени – нами и Великобританией.

Фолкленды подтвердили предположение, что конфликт высокой интенсивности, где хотя бы один из участников – ядерная держава, скорее всего, станет развиваться в безъядерном варианте . Встал вопрос о достаточности и уровне вооружения тактического плана.

Хитрость послевоенного кораблестроения, полагающего, что оно решило извечную весовую проблему за счет применения легких сплавов для надстроек и других конструкций, когда в ограниченном водоизмещении сделалось доступным разместить гораздо большие объемы вооружения, дорого стоила английским морякам. Во всех случаях боевого поражения кораблей возникали тяжелые пожары. Легкий металл надстроек горел и плавился, крайне затрудняя тушение пожаров. Не выдержали огня и полимерные отделочные материалы.

Удивительно бледно выглядели на фоне других сил атомные субмарины, особенно их поисковые и ударные возможности . Выводы были сделаны незамедлительно: теперь противокорабельные ракеты развернуты даже на дизельных и неатомных подводных лодках с применением из торпедных аппаратов.

Конфликт со всей очевидностью подтвердил, что самую большую опасность представляют собой средства воздушного нападения (СВН), способные действовать на малых и сверхмалых высотах . Целый арсенал корабельных ЗРК на английском флоте (не менее четырех типов) не обеспечил гарантированной защиты от низколетящих СВН. Без системы дальнего радиолокационного обнаружения флоту сегодня в море делать нечего.

Американцы сделали выводы и создали систему «Иджис», упорным совершенствованием превратившуюся в оружие ПРО. В основе самого понятия БД у них – постоянно висящие над сушей и морем «Аваксы» и «Хокаи».

Уроки кризиса весьма откровенно ставят вопрос об актуальности и превосходстве комплексов вооружения перед самыми совершенными унитарными образцами, как подхода к решению боевых задач . Аппаратура обеспечения ночных полетов, более совершенный радиолокатор и американские ракеты «Сайдвиндер» обеспечили «Си Харриеру» превосходство в воздухе перед самыми современными аргентинскими самолетами, незадолго до этого приобретенными во Франции, Швеции, Израиле. В США вскоре после конфликта повсеместно появились высокоэффективные разведывательно-ударные комплексы.

Наступление торпедного кризиса можно было различить уже тогда, в ходе БД на Фолклендах . Из-за неуверенности в надежности новых торпед «Тайгерфиш» атаковать единственную утопленную подводным оружием цель в войне пришлось оружием II мировой войны – торпедой МК-8. Да и аргентинскую подводную лодку, вооруженную американскими торпедами МК-37, преследовали неудачи.

Неожиданно невысокой оказалась противолодочная эффективность ОС. Аргентинская субмарина довольно долго «толкалась» среди английских кораблей и якобы даже пыталась атаковать их. Но ее никто не обнаружил!

Чем же интересен этот опыт именно нам – тогда и сейчас? Не следует забывать, что ВМФ с Королевским флотом объединяло то обстоятельство, что они сходным образом решали важнейшую проблему авианизации. Феномен боевого самолета с вертикальным и укороченным взлетом и посадкой был достигнут только Великобританией и СССР. Даже США, с их неограниченным авиакосмическим потенциалом, на этом поприще потерпели фиаско.

Это сулило небывалые девиденды в области морских вооружений. Отпадала необходимость ввязываться в изнурительную разорительную и, в общем-то, безнадежную гонку по строительству и вооружению гигантских авианосцев. Проблема обзаведения сбалансированным флотом на значительном отрезке времени получала шанс реализации чуть ли не в мобилизационном варианте.

Считавшийся до этого не вполне полноценным боевым самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой при работе в системе без труда достигал превосходства над «полноценными» современными боевыми машинами противника. Конечно, «Харриер» получился заметно лучше нашего Як-38, прежде всего благодаря мощному единому двигателю. Но на подходе у нас уже были не просто лучшие, а принципиально новые машины этого типа, в том числе – сверхзвуковые, сулившие огромные перспективы.

Чудовищная непоследовательность в строительстве флота, происходящая от извращенной структуры, так и не позволила ВМФ обрести палубную авиацию как род сил на постоянной основе и достичь, наконец, заветной сбалансированности . Жизнь показывает, что мир возвращается к этой идее.

Королевский флот сделается недосягаемым с вводом в строй нового авианосца «Куин Елизабет», эсминцев типа 45 («Дэринг») и новых многоцелевых ПЛА с объявленным на них новым вооружением. Ведь он еще вооружен и самым передовым военно-морским мышлением, что убедительно подтвердили итоги и результаты Фолклендского кризиса.

Юг Атлантического океана с начала XX века практически всегда был спокойным регионом. Его затронули лишь морские сражения обеих мировых войн, однако это длилось в сумме всего лишь около 9 лет. В остальное время здесь, как правило, царило спокойствие, которое было внезапно разрушено в 1982 году. Именно тогда здесь развернулись события, за которыми следил весь мир. Здесь столкнулись войска Великобритании и Аргентины.

Предпосылки Фолклендской войны

Фолклендские (или, как их называют в Аргентине, Мальвинские) острова, расположенные в южной части Атлантического океана, впервые были открыты британскими моряками, а затем французами, основавшими здесь первое поселение. Впоследствии здесь же было основано и английское поселение. В итоге острова на десятилетия делились между британцами и испанцами, выкупившими права на острова у французов. Однако вскоре история распорядилась так, что Фолклендские острова были англичанами.

В 1816 году независимость от Испании объявили Объединённые провинции Южной Америки, позже преобразовавшиеся в государство Аргентина. Государство с самого начала своего существования считало Фолкленды своей территорией. Однако дела аргентинцев на островах шли не самым лучшим образом, и в 1833 году Великобритания восстановила свою власть над Фолклендами. Таким образом, фактическое владычество Аргентины на Фолклендских островах продлилось лишь 17 лет. Тем не менее, с тех пор Аргентина считала и считает их частью своей территории.

На протяжении XIX – первой половины XX века ситуация вокруг Фолклендских островов практически не изменилась. Все изменилось в начале 1980-х…

60-80-е годы XX века в Аргентине никак нельзя назвать спокойными. Этот период отметился в истории страны как череда военных переворотов, в результате которых к власти приходили различные группировки военных. На деле же это вовсе не означало укрепления государственной власти; наоборот – данные перевороты лишь дезорганизовывали обстановку в стране, в то время как вышестоящие чины были заинтересованы лишь во власти, а не благоденствии народа.

В результате военного переворота, состоявшегося в декабре 1981 года, к власти в Аргентине пришёл генерал-лейтенант Леопольдо Галтьери. В это время кризис власти в стране достиг своего пика: популярность нового правительства и главы государства была весьма низкой. Именно эти обстоятельства и заставили новую верхушку Аргентины спланировать «маленькую победоносную войну», чтобы укрепить своё положение.

Наиболее «лёгкой» добычей генералам казались Фолклендские (Мальвинские) острова и остров Южная Георгия, которые принадлежали Великобритании. И если на Фолклендах британский гарнизон был весьма малочислен, так что разгромить его не могло составить особого труда, то на Южной Георгии, острове без постоянного населения, гарнизона как такового практически не было. Сыграло свою роль и отдалённое расположение британских баз, что в известной мере помешало снабжению британской армии при ведении операций в южноатлантическом регионе.

Расчёт аргентинского руководства делался на то, что Великобритания, испытывая трудности в Южной Атлантике, просто не станет ввязываться в бои за острова, и ситуация просто «уляжется» со временем. Однако не был учтён, и это было главной ошибкой Л. Галтьери, престиж Великобритании, который не позволил бы её руководству так просто отпустить ситуацию, особенно когда дело касалось оккупации её территорий.

Начало Фолклендской войны — Аргентина захватывает острова

19 марта 1982 года аргентинские суда внезапно появились у острова Южная Георгия, что находится примерно в 1400 километрах от Фолклендских островов. Сюда были доставлены аргентинские рабочие, которые фактически занялись захватом острова, водрузив над ним флаг Аргентины. Увидев установленный аргентинский флаг, британские солдаты решили вмешаться, но были разоружены аргентинскими войсками. Остров Южная Георгия был захвачен Аргентиной без кровопролития. После бескровного и успешного захвата Южной Георгии, аргентинское руководство уверовало в собственную безнаказанность и приступило к подготовке и осуществлению захвата непосредственно Мальвинских островов.

2 апреля 1982 года военные и десантные корабли Аргентины показались у Фолкленд. Высадка десанта прошла успешно, а немногочисленный британский гарнизон не смог оказать сколько-нибудь существенного противодействия аргентинским войскам. После короткого боя гарнизон капитулировал и был немедленно разоружён, а контроль над Фолклендскими островами перешёл к Аргентине.

Однако захват островов не стал для Аргентины таким же «незаметным» шагом, как и захват Южной Георгии. Практически сразу же в регион были направлены британские военные суда и части морской пехоты. Их целью было обозначить военное присутствие Британии в районе островов, осуществлять их блокаду и вступить при необходимости в контакт с противником. Потеря Фолклендских островов навсегда стала бы для Великобритании смертельным ударом по престижу и, по сути, лишением статуса великой державы.

На следующий день после захвата островов было созвано заседание Совета Безопасности ООН, на котором была принята резолюцию №501, осуждавшая аргентинское вторжение на Фолкленды. Аргентинская сторона никак не отреагировала на резолюцию.

Фолклендский конфликт разгорается — первые столкновения

7 апреля британский министр обороны объявил о блокаде Фолклендских островов на время операции по их освобождению. Условия блокады позволяли британскому флоту топить абсолютно любые суда Аргентины. Эта мера была принята для того, чтобы парализовать действия аргентинского флота в районе Фолкленд и препятствия снабжению аргентинских войск.

По-прежнему большие сложности представляло снабжение британских войск, так как все британские базы находились на большом удалении от района боевых действий. На помощь пришли США – американская военная база на острове Вознесения была предоставлена британцам. Теперь можно было начинать операцию по освобождению Фолклендских островов.

25 апреля британские войска осуществили высадку на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон практически не оказал какого-либо сопротивления и сложил оружие. Таким образом, контроль над островом вернулся к англичанам. Однако основные бои были только впереди.

К 1 мая 1982 года британский флот уже подошёл к Фолклендским островам. Утром этого дня авиация Великобритании подвергла бомбардировке столицу Фолклендских островов – Порт-Стэнли. Также в это же время началось столкновение двух флотов – британского и аргентинского. В результате морского боя 2 мая был потоплен аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Осознавая, что продолжение морского сражения может привести в полной гибели флота, аргентинское руководство приняло решение увести флот на базы.

Отвод аргентинского флота создал определённые трудности в снабжении гарнизона на островах. Теперь слово было предоставлено авиации. Аргентинская сторона сделала ставку на нанесение больших потерь британцам, как в живой силе, так и в кораблях. Однако боевые возможности аргентинской авиации не позволили нанести существенного урона британскому флоту. Причин этому было несколько, начиная с того, что большинство авиации Аргентины составляли штурмовики и истребители-бомбардировщики, не предназначенные для атак кораблей, заканчивая тем, что на вооружении Аргентины были обычные авиабомбы, не рассчитанные даже на метание с малых высот. Таким образом, в результате авиационных атак британский флот потерял лишь эсминец «Шеффилд»; также получил повреждения авианосец «Инвинсибл». Эти частные успехи Аргентины никак не могли повлиять на общий, весьма неблагоприятный для неё, ход действий.

Британский десант и возвращение контроля над островами

В начале мая, после массированных авиационных боёв, конфликт затих. Однако блокада Фолклендских островов британским флотом продолжалась. В это же время британская сторона активно готовила десант на островах с целью вернуть над ними контроль и принудить аргентинский гарнизон к капитуляции. Для этой цели были выделены 5-я пехотная и 3-я бригада морской пехоты, а также подразделение элитных воинов – гурков.

Десантная операция на Фолклендские острова началась 21 мая 1982 года. Местом для высадки был выбран населённый пункт Сан Карлос, расположенный на противоположной стороне острова от Порт-Стенли. В результате короткого боя населённый пункт был взят британцами. Несмотря на массированные авианалёты со стороны Аргентины, в последующие дни британским войскам удалось расширить и укрепить плацдарм, а также начать движение на Гуз Грин, а другой частью сил через весь остров на Порт-Стенли.

Уже 28 мая после тяжёлых боёв были заняты города Гуз Грин и Дарвин, что сделало положение аргентинского гарнизона практически безнадёжным. Почти все крупные населённые пункты острова, за исключением Порт-Стенли, были в руках британцев. Аргентинская авиация в результате упорных попыток сковать британские силы понесла огромные потери. В итоге уже к 4 июня аргентинские войска на Фолклендах были оттеснены к небольшому плацдарму на западе и практически лишены снабжения. Сюда подошли 3-я бригада морской пехоты и 5-я пехотная бригада Великобритании.

Решающее сражение началось ночью на 12 июня. В результате боёв 12-14 июня британцам удалось занять все господствующие над Порт-Стенли высоты и подвергнуть обстрелу аргентинские войска. Таким образом, сопротивление последних стало бессмысленным. Не имея снабжения, боеприпасов и оказавшись под деморализующим влиянием артиллерийского огня британских войск, аргентинский гарнизон капитулировал 14 июня.

20 июня британские войска освободили Южные Сандвичевы острова, в том числе и Южную Георгию. Фолклендская война завершилась.

Потери сторон и итоги Фолклендской войны

Фолклендская война была завершена не подписанием какого-либо договора, а фактическим завершением боевых действий. В результате этого конфликта британская сторона понесла потери примерно в 260 человек убитыми, 7 судов различных размеров, 24 вертолёта и 10 самолётов. Потери Аргентины в Фолклендской войне были оценены в около 650 человек убитыми и примерно 11 тысяч пленными, 8 судов различных размеров и примерно 100 летательных аппаратов.

Англо-аргентинский конфликт стал серьёзным ударом по престижу Аргентины. В стране начались массовые беспорядки, в результате которых уже 17 июня, до фактического окончания войны, с поста главы государства ушёл Л. Галтьери. Тем не менее, Аргентина от своих претензий на Фолклендские (Мальвинские) острова не отказалась и в настоящее время также претендует на них.

Для Великобритании Фолклендская война стала новым подтверждением мощи страны, влияние которой после Второй мировой неуклонно падало. Королевский ВМФ доказал свою мощь и способность решать задачи даже вдалеке от баз, что также укрепило престиж государства.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фолклендские острова были открыты в конце 17-го века английскими, а затем французскими мореплавателями, но Аргентина всегда считала эти острова частью своей территории, пока в 1833 году Великобритания не завоевала их. С тех пор в умах аргентинцев Британское Королевство выглядит захватчиком по отношению к островам.

В начале 1982 г., президент Леопольдо Галтери, глава правящей в Аргентине военной хунты, санкционировал вторжение на Фолклендские острова. Операция была разработана чтобы отвлечь внимание населения от вопросов прав человека и экономических проблем страны, а так же для укрепления национальной гордости.

Начало войны

2 апреля 1982 года, аргентинские войска произвели высадку на Фолклендских островах, захватив их в течении двух дней, сломив сопротивление небольшого гарнизона Королевской морской пехоты и захватив Порт-Стенли. В ответ на эти действия, было организовано дипломатическое давление против Аргентины, премьер-министр, Маргарет Тэтчер поставила задачу военно-морским силам — вернуть острова. Группа войск под командованием адмирала Джона Филдхауса состояла из нескольких частей, крупнейшая из которых включала в себя авианосцы HMS «Hermes» и HMS «Invisible», под командованием контр-адмирала Вудворда. Эта группа должна была обеспечивать прикрытие с воздуха и моря. В середине апреля, для группировки войск было отправлено обеспечение в виде небольшого флота танкеров и грузовых судов.

25 апреля британские войска отбили остров Южная Джорджия и начали блокаду островов с помощью подводных лодок. Пять дней спустя, начались рейды бомбардировщиков RAF «Vulcan», которые получили временное базирование на американской авиабазе, расположенной на Острове Вознесения. В тот же день истребителями «Harriers» был проведен успешный рейд в ходе которого были сбиты три аргентинских самолета. Аргентинским ВВС приходилось производить взлет с материка, так как взлетно-посадочная полоса возле Порт-Стэнли была очень короткой для реактивных боевых самолетов, что, поставило их в невыгодное положение на протяжении всего конфликта.

1 мая, во время рейда, подводная лодка «Conqueror», выпустив несколько торпед, потопила легкий крейсер «General Bergrano». Несколько дней спустя противокорабельными ракетами выпущенными аргентинскими истребителями «Super Etendard», был серьезно поврежден британский эсминец «Sheffield», возникший на корабле пожар не удалось потушить и корабль был потоплен. Гибель «Belgrano» стоила Аргентине жизней 323 человек, в то время как в результате нападения на «Sheffield» погибло лишь 20 британских военнослужащих.

Активная фаза войны

В ночь на 23 мая, войска британской армии высадились возле города Сан-Карлос, на западном побережье. Общая численность группировки под командованием Джулиана Томпсона составляла 4000 человек. В ее состав вошли преимущественно части Королевской Морской Пехоты (Royal Marines ), Воздушно-десантные части (Parachute Regiment ) и спецназ SAS (Special Air Service).

Силами SAS была произведена атака на аэродром расположенный на острове Пеббл. Томпсон перебрасывал своих людей на юг, планируя обеспечить безопасность там, прежде чем перейти на восток, к Порт-Стенли. 28 мая, силами британских парашютистов был атакован и вскоре капитулировал аргентинский гарнизон, расположенный близ населенных пунктов Дарвин и Гуз-Грин. Спустя несколько дней британский спецназ уничтожил группу аргентинского коммандос на горе Кент.

В начале июня, контингенту Британской армии в Атлантике пришло подкрепление в виде 5000 человек, командование операцией перешло к генерал-майору Джереми Муру. 11 мая, после укрепления своих позиций, Мур начал штурм Порт-Стенли. Британские войска предприняли одновременное наступление с высот вокруг города. К 12 июня после ожесточенных боев все основные цели были захвачены. Спустя два дня, 14 июня 1982 г. командующий войсками Аргентины, генерал Марио Менендес, понял что его положение безнадежно и принял решение о капитуляции. Официальной датой окончания боевых действия принято считать 20 июня 1982 г.

Итоги Фолклендской войны

Во время конфликта со стороны Великобритании погибло 258 человек, 777 ранены, кроме того были потеряны: два эсминца, 2 фрегата и 2 вспомогательных судна. Для Аргентины Фолклендская война стоила жизни для 649 человек, 1068 были ранены и 11313 взяты в плен. Кроме того, аргентинский флот потерял подводную лодку, легкий крейсер и 75 самолетов.

Поражение в этом конфликте привело к падению аргентинской военной хунты. Для Британии, победа обеспечила необходимый импульс, поднявший национальное доверие. Страна утвердила свое международное положение. Однако, несмотря даже на этот факт в истории, Аргентина и сегодня по-прежнему претендует на Фолклендские острова.