Сруб пятистенок – характерные особенности, положительные стороны и недостатки. Планировка русской избы Пятистенок планировка


Сколько стен у русской избы? Четыре? Пять? Шесть? Восемь? Все ответы верные, потому что вопрос - с подвохом. Дело в том, что на Руси строили разные избы, отличавшиеся друг от друга назначением, зажиточностью хозяев, регионом и даже количеством стен! Так, например, избушка, которую каждый в детстве видел в иллюстрированных книжках с народными сказками (та самая, на курьих ножках) называется четырёхстенок. Куриных ножек у настоящего четырёхстенка, конечно, нет, но в остальном он выглядит именно так: срубленный дом о четырёх стенах с симпатичными окошками и большой крышей.

Но если с четырьмя стенами всё очевидно и понятно, как выглядит пятистенная изба? Где находится эта загадочная пятая стена? Удивительно, но, даже осмотрев знаменитый русский пятистенок со всех сторон и побывав внутри, правильно показать пятую стену в избе удаётся далеко не всем. Варианты называют самые разные. Иногда даже говорят, что пятая стена - это крыша. Но, оказывается, пятой стеной называют на Руси ту, которая расположена внутри избы и делит огромный дом на два жилых помещения. Та же стена, которая отделяет от жилого помещения нежилые сени, ни пятой, ни шестой стеной не считается. Законный вопрос: почему?

Как известно, избы строили по «венцам»: клали поочерёдно все брёвна одного горизонтального ряда, а значит, все стены в доме - четыре внешние и одна внутренняя - возводились одновременно. А вот сени уже достраивались отдельно. Внутреннее помещение избы делилось на две части: горницу и жилую комнату, в которой ставили печь и готовили еду. Горница специально не отапливалась, но считалась парадным помещением, в котором можно было принять гостей или собраться всей семьёй по случаю праздника.

Во многих регионах даже когда крестьянские дети вырастали и обзаводились своими семьями, они продолжали жить вместе с родителями, и тогда пятистенок становился домом на две семьи. В дом прорубался дополнительный вход, ставилась вторая печь, достраивались вторые сени. В пятистенке ЭТНОМИРа вы увидите особую, модифицированную русскую печь с двумя топками, которая обогревает оба помещения, и необычные двойные сени.

Пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.

Это может показаться невероятным, но историки и этнографы насчитывают более 2,5 тысяч кукол Руси: игровых, обрядовых, обереговых. В нашем пятистенке вы увидите свыше ста разных кукол, сделанных из лоскутков, лыка, соломы, золы и других подручных, повседневных материалов крестьянского быта. И у каждой куколки - своя история, свой интересный рассказ и своё предназначение. Какая из них тронет вашу душу? Девка-баба, жалейка, столбушка, скрутка, травница, утешница или, может, неразлучники? Закажите мастер-класс «Домашние и семейные куклы-обереги» ! Вы услышите истории некоторых кукол, удивитесь мудрости предков и их мастерству, сделаете свой памятный сувенир: лоскутного ангела на счастье, домашнюю масленицу, маленькую крупеничку - на достаток в доме - или ладушку для мира и лада в вашей семье. А хранительница культуры расскажет вам, почему многие куклы правильнее изготавливать без ножниц, отчего у них нет лица и как именно добрые мысли и вера, с которыми мастерили кукол наши праматери, помогали им в жизни.

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок – следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Сруб пятистенок – это загородный дом для постоянного проживания, также этот метод применяют для строительства бань. Определяем достоинства и отрицательные стороны этого метода строительства.Существует классический способ строительства деревянного сруба 6х9. Такой дом является четырехугольным строением, у которого посередине есть пятая стена.

Ручная рубка пятистенка – сруб 6х9 с пятой стеной посередине

Достоинства сруба пятистенка

Деревянное строение 6х9 предусматривает дополнительную перегородку, потому что стандартные размеры бревен равны 6 метрам, стена послужит соединением для таких брусков, это некий стандарт, который используют . Этот вид жилья из дерева один из древних, теперь он считается стандартом современных срубов, позволяя создавать разнообразную планировку домов. Строительство такого типа имеет некоторые положительные стороны, которые были оценены нашими предками:

2. Такие дома являются энергоэффективными, наличие пятой стены дает возможность удерживать большее количество тепла, такие свойства отлично подходят для бани из дерева. Этот положительный аспект служил нашим предкам долгое время, такой дом всегда был удобным и теплым.

3. Стоимость такого сооружения будет дороже, но внутренняя отделка позволит сэкономить стройматериал. Стену не требуется дополнительного вмешательства, кроме обработки защитными жидкостями. Рубленая стена выглядит привлекательно, давая возможность оборудовать непредсказуемый интерьер, он станет решением, как для бани, так и для жилого строения. Деревянный дом 6х9 с пятью стенами будет отличным вариантом для домов русского стиля или украинской хаты.

Но сруб дома пятистенок имеет и отрицательные стороны, их необходимо просчитать заранее. Дома из цельных древесных бревен иногда создают с перестенком в качестве декоративного элемента, а также для небольших домов с цельными брусками, считается, что в этих случаях пользы никакой. Такие дополнения вызывают образование ненужных щелей, требующих дополнительного ухода. Увеличивается количество межвенцового утеплителя для прокладывания во всех наружных замках.

Характерный недостаток сруба пятистенка – это ограничения в планировке. Больше такое планирование подходит для бани, заранее уже разделяются помещения, а вот для дополнительных помещений места нет. Отпадает возможность поместить бассейн или комнату отдыха. А в случае строительства бани в два этажа, трудно придумать место для лестницы.


Выйти из положения можно, сделав второй этаж мансардным, перестенок будет присутствовать только в нижней части дома, а мансарду можно распланировать на собственный вкус. Верхний ярус может быть просторной комнатой-спальней или гостевой. Отсюда вывод, пятистенок остается самым востребованным решением, хоть и наделен некоторыми отрицательными качествами, к тому же будет актуальным всегда в данной области строительства.

Как возводится сруб-пятистенок

Чтобы построить деревянное сооружение 6х9 берут круглые бревна или брус, окружность такого материала должна быть в пределах 22-26 см. Учитывая климат региона, выбирают толщину стройматериала. Это не сильно отразится на стоимости сруба, потому что толстые бревна нужны в малом количестве. Ручной вариант деревянного дома-пятистенка является сложным процессом, который следует поручить опытному плотнику, иногда лучше приобрести уже готовый сруб.

Предварительно ошкуренные бревна являются классическим вариантом для строительства. Мастера часто отказываются от оцилиндрованных бревен, снятый защитный слой снижает прочность дома. Хотя, обработанное таким образом дерево, делает его легким в укладке, что подходит для создания очень ровных поверхностей. Нумерация бревен для сруба осуществляется в процессе обработки, что позволяет собрать сруб согласно схеме.

Стена внутри сруба – это переруб, возводят ее параллельно с основными стенами с остатком, бревна немного должны выступать за пределы основных стен. Это позволит беречь тепло, деревянный дом надежно защищен от холода.

Верная последовательность возведения сруба:

Укладка гидроизоляции на заранее созданный и подготовленный фундамент, где размещают начальный венец. Тут пригодятся прочные и толстые бревна, низ которых стесан до ровного состояния.

Затем укладывают остальные пронумерованные части, соединение которых называется «в чашу» или «в охлоп». Первое название подразумевает строить сруб бани пятистенок с образованием полукруглой выемки в начальном брусе снизу, а потом сверху. Второй вариант более надежный, он предусматривает непопадание снега или дождевой воды внутри соединения.

Скреплять бревна необходимо только деревянными нагелями, их вставляют в необходимые отверстия. Каждый слой венца перекладывается утеплительными материалами. После того, как сруб полностью готов, он должен пройти процесс усадки, после чего можно возводить крышу и приступать к отделочным работам.

Такой сруб, как баня пятистенок 6х9 – это вариант возведения надежного строения, с теплыми и уютными помещениями. Такие деревянные дома позволят фантазировать с отделкой, хотя это вариант классического дома из дерева.

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались - верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета , на улице сугробы в человеческий рост - не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму.

В подклете - бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.


А в самой избе о морозе и вовсе не помнится - жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы - до XIII века - строили без фундамента , почти на треть зарывая в землю, - так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен . До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие – только бы протиснуться - прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений - сеней и жилой комнаты, или шестистенка , когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.

Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.

По сути, северная изба - это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени - от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов - всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Северная изба строилась в два яруса. Нижний - хозяйственный , там скотный двор и хранилище припасов - подклет с погребом. Верхний - жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут.
С крыльца дверь ведёт в сени - просторный тамбур, он же - переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же - дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь - неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него - со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен - венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку - прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба внутри, как океанское судно : за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.

В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых - новой семьи - ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно - горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки - напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой - закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» - в тесном углу или крохотной комнатушке.

«В горнице моей светло…» - поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб . Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям - как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV-XVI веках , да, и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы - Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами .

Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки , удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.

Печь — самое тёплое спальное место - лежанка , принадлежащая по традиции самым старшим и самым младшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка - полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Почему детей на Руси наказывая, ставили в угол?

Что сам по себе на Руси означал угол? Каждый дом в старину был маленькой церковью, в котором имелся свой Красный Угол (Передний Угол, Святой Угол, Божница), с иконами.
Именно в этот Красный Угол родители ставили своих детей чтобы они молились Богу за свои проступки и в надежде, что Господь сможет вразумить непослушного ребёнка.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица - действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила большая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи.

А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца - два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом, да, и еду надо готовить, семью кормить! Детишки, понятно, помогают чем могут, так исстари повелось.

У мужчин зимой забот меньше, чем весной, летом и осенью. Хозяин дома - кормилец - трудится без устали всё лето от зари до зари. Пашет, косит, жнёт, молотит на поле, рубит, пилит в лесу, строит дома, рыбу добывает и лесного зверя. Как хозяин дома наработает, так и будет жить его семья всю зиму до следующей теплой поры, потому зима для мужчин - время отдыха. Конечно, без мужских рук в сельском доме не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить хлев, сделать сани, и устроить выездку лошадям, семью свозить на ярмарку. Да, в деревенской избе много дел, требующих крепких мужских рук и смекалки, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени.

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев.

Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.
***
Клеть - прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером чаще всего 2×3 м.
Клеть с печкой - изба.
Подклет (подклеть, подызбица) - нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу , морские волны, изображали животных — коней, лебедей, уточек или причудливое переплетение растений и диковинных райских цветов. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался , но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева, украшающего дом. Причем, в различных областях существовали совершенно различные стили деревянной резьбы для оформления домов. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены прорезной резьбой, а также её разновидностью — резной декоративной деревянной накладной.

В старину, в различных районах России, и даже в разных деревнях резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. В одном селе традиционно использовали определенные элементы резьбы на всех домах, в другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, даёт этнографам много материала для изучения.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в соседних сёлах. Началось повсеместное смешение стилей деревянной резьбы. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Может быть это и не так уж плохо? Современные города и посёлки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Борис Руденко. Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

Тип избы зависел от способа отопления, от количества стен, расположения клетей между собой и их количества, от расположения двора.

По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".

Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных крестьян, были "черными" избами. Изба черная (курная, рудная - от «рудный»: замаранный, затемненный, дымник) - изба, топящаяся «по-черному», т.е. с печью каменной или глинобитной (а раньше с очагом) без дымохода. Дым при топке

проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или через дымницу (дымарь) в кровле, дымволок, дымник. Дымница или дымарь - это отверстие или деревянная труба, часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба; 3.(боров) лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба над

кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.

Изба белая или белокурная изба, топящаяся «по-белому», т.е. печью, имеющей свой дымоход с трубами. Согласно археологическим данным, дымоход появился в 12-м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16-м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы.

По количеству стен дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Четырехстенок

Четырехстенная изба. Простейшее четырехстенное жилище - временная постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни.

Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен,

предохраняя от атмосферных осадков.

Пятистенок

Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную стену, делящую все помещение на две неравные части: в большей - изба или горница, в меньшей - сени или жилая комната (если есть прирубленные сени).

Иногда здесь устраивалась кухня с печью, обогревающей оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.

Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.

Изба крестовая, крестовик или крестовый дом (в некоторых местах ее называли также шестистенком) - деревянная жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной, образуя (в плане) четыре самостоятельных помещения. На фасаде дома виден переруб (ударение на «у») - внутренняя поперечная бревенчатая стена, пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском концов. План дома часто имеет вид квадрата. Кровля четырехскатная. Входы и крыльца устраиваются в прирубах, иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.

Шестистенок

Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.

Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений.

Дома стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.

Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не прерываются только в трех-четырех нижних венцах. Правая и левая избы обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого дома с несколькими капитальными стенами.

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы-клетью, дома двухсрубные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные, избы со связью.

Изба-клетью означала деревянную постройку, со сторонами, соответствующими длине бревна 6 - 9 м. Она могла иметь подклет, сени и быть двухэтажной.

Дом двухсрубный - деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.

Изба в два жилья - крестьянское жилище из двух срубов: в одном с печью жили зимой, в другом - летом.

Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы - «переднюю» и «заднюю», соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома.

Изба двойная или двойня - избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела своего конька, дома называли еще «дом о два коня» («дом под два коня»), иногда такие дома называли еще «дом с оврагом». В местах примыкания срубов получаются две стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет, одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с крытым двором.

Стена

Изба тройная или тройнясостоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также «дома о три коня» (встречаются и дома «о пять коней»). На главный фасад выходят торцы построек.

Назначение клетей могло быть разным: все три клети могли быть жилыми, в середине мог быть крытый двор, расположенный между двумя жилыми клетями.

В ансамбле тройных домов обычно все три объема дома были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть - двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными - выше.

Такую высокую и тяжелую крышу было трудно строить и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат - живописная композиция - группа построек «под четыре коня». Из-под скатов крыш на большую длину, доходящую до двух метров, вперед дома выступают огромные желоба-водотечники на курицах. Силуэт дома получается необычайно выразительным.

По типу двора дома делятся на дома с открытыми закрытым двором. Открытый двор мог располагаться по любую сторону от дома или вокруг него. Такие дворы применялись в средней полосе России. Все приусадебные постройки (сараи, хлевы, конюшни и другие) стоят обычно поодаль от жилья, на открытом хозяйственном дворе. На севере жили большие патриархальные семьи, включающие несколько поколений (деды, сыновья, внуки). В северных районах и на Урале из-за холодного климата дома имели обычно крытые дворы, примыкающие к жилой избе с какой-нибудь одной стороны и позволявшие зимой и в плохую погоду попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор и выполнять все повседневные работы, не выходя на улицу. В ряде описанных выше домов - двойнях и тройнях двор был крытым, примыкающим к жилью.

По расположению крытого дворапо отношению к дому избы делятся на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жилище и крытый двор объединялись в единый комплекс.

Изба «брусом» (ударение на «у») - тип деревянного дома, где жилые и хозяйственные помещения расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник - «брус», покрытый двускатной кровлей, конек которой расположен по продольной оси. Это самый распространенный на севере тип крестьянского дома. Так как двускатные крыши всех частей комплекса - избы, сеней, двора, сарая - обычно образуют одно покрытие, такой дом называют «домом об один конь» или «домом под одним конем». Иногда коньковые бревна бывают расположены не на одном уровне, тогда конек идет с уступами по высоте. С уменьшением длины брусов, идущих от главной жилой избы, у которой самый высокий конек, соответственно, понижается уровень коньков их крыш. Создается впечатление не одного дома, а нескольких объемов, вытянутых один из другого. Дом брусом напоминает избу со связью, но вместо горницы сзади сеней расположены хозяйственные постройки.

Изба «кошелем» (ударение на «о») - наиболее древний тип жилой деревянной постройки с примыкающим крытым двором. Кошель означал большую корзину, телегу, лодку. Все помещения сгруппированы в квадратном (в плане) объеме. Хозяйственные помещения примыкают к боковой стене жилья. Все находится под общей двускатной кровлей. Т.к. изба по фасаду меньше двора, то кровля несимметрична. Конек кровли проходит над серединой жилой части, поэтому скат крыши над жилой частью короче и более крутой, чем над двором, где скат более длинный и пологий. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно устраивают еще один симметричный скат жилой части, выполняющий чисто декоративную роль (такие дома распространены в Карелии, 3аонежье и Архангельской области). На Урале, помимо домов с асимметричными крышами, часто встречаются и дома с симметричными крышами и с встроенными в общий симметричный объем двором. У таких домов широкий приземистый торцовый фасад с пологими скатами крыши. В доме под одним скатом крыши находится жилая часть, под другим скатом - двор. Смежная продольная рубленая стена расположена посередине объема под коньком крыши и служит конструктивным элементом для опоры пола, потолка и для связи длинных бревен поперечных стен.

Изба «гоголем» или «сапогом« - тип жилого деревянного дома, в котором жилые избы поставлены под углом друг к другу, а хозяйственный двор отчасти вмещается в образуемый ими угол, отчасти продолжается дальше по линии торцевых стен дома. Таким образом, план напоминает букву «г», которая раньше называлась «глаголь». Подклет и двор образуют хозяйственные помещения, жилые комнаты располагаются на втором этаже.

На Урале встречается и своеобразное расположение избы под высоким сараем - подсарайная изба. Изба устроена внизу у самой земли в высоком двухэтажном срубе, как бы в подклете, а над ней находится огромный сарай. В холодные зимы жилье было защищено сверху сараем с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно она входила в комплекс построек тройного двора или двора кошелем