Лечебная физкультура понятие. Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)


СТАДИИ РАЗВИТИЯ АРТЕРИЙ - процесс развития артерий состоит из двух стадий: 1) этап формирования первичной капиллярной сети равномерно распределœенной по всœему телу зародыша. 2) стадия магистрализации и редукции. Этастадия начинается со стадии простого трубчатого сердца и активно протекает на стадии сигмовидного сердца.

ВЕНТРАЛЬНАЯ АОРТА – парный сосуд в области головного конца зародыша, образующийся в результате разделœения артериального ствола сердца. На уровне будущей глотки вентральные аорты разворачиваются каудально и получают название дорсальных аорт.

ДОРСАЛЬНАЯ АОРТА – продолжение вентральных аорт в каудальном направлении. На четвертой неделœе развития аорты сливаются образуя непарную дорсальную аорту.

АОРТАЛЬНАЯ ДУГА – шесть пар артериальных магистралей, проходящих через жаберные дуги и соединяющие вентральные и дорсальные аорты. Первая пара дуг представляет собой место перехода вентральных аорт в дорсальные. Аортальные дуги являются материалом для сосудов головы, шеи, плечевого пояса и верхней конечности.

ТраНсформация аортальных дуг - первая, вторая и пятая аортальные дуги практически полностью редуцируются; участки вентральных аорт выше третьих дуг на обеих сторонах магистрализуются в виде наружных сонных артерий; третьи аортальные дуги и дорзальные аорты краниальнее этого уровня магистрализуются во внутренние сонные артерии; участки вентральных аорт между третьими и четвертыми дугами становятся общими сонными атериями, а аналогичные участки дорзальных аорт редуцируются; четвертая правая аортальная дуга сохраняется в виде проксимальной части правой подключичной артерии. Эта же дуга слева становится дугой аорты. Участок правой вентральной аорты каудальнее четвертой дуги становится плечеголовным стволом, а аналогичный участок левой вентральной аорты становится восходящей аортой; левая дорзальная аорта ниже уровня четвертой дуги и вся непарная дорзальная аорта становится нисходящей аортой. Правая дорзальная аорта от четвертой дуги до непарной дорзальной аорты редуцируется. Шестая аортальная дуга изменяется последней в тот момент, когда артериальный ствол сигмовидного сердца делится на лёгочный ствол и аорту. При этом дуга сохраняет связь только с лёгочным стволом и соединяет его с дорзальными аортами. От середины каждой шестой дуги магистрализуются сосуды в закладку легких. Центральная половина правой шестой дуги и магистраль в закладку правого легкого становятся правой лёгочной артерией, а аналогичные участки слева превращаются в левую лёгочную артерию. Периферическая часть шестой аортальной дуги справа редуцируется, а слева сохраняется в виде Боталова протока.

СЕГМЕНТАРНЫЕ АРТЕРИИ – сегментарные сосуды, представленные дорсальными, латеральными и вентральными сегментарными артериями.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОРСАЛЬНЫХ СЕГМЕНТАРНЫХ АРТЕРИЙ - выделяют несколько групп дорсальных сосудов. Первая в количестве семи артерий отходит от парных дорзальных аорт с уровня 4-5 аортальной дуги и выше. Самые каудальные артерии магистрализуются, образуя слева подключичная артерия, справа - дистальную часть подключичной артерии. Латеральные концы этой группы дорзальных артерий образуют продольные анастомозы в виде позвоночных артерий. Вторая группа дорзальных сегментарных артерий отходит от непарой дорзальной аорты. Латеральные концы этих сосудов трансформируются в продольные анастомозы в виде внутренних грудных артерий, а сами дорзальные артерии сохраняются в виде задних и передних межреберных артерий. Ещё одна группа дорзальных сегментарных артерий становятся поясничными артериями, а их продольные анастомозы – нижними надчревными артериями.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ СЕГМЕНТАРНЫХ АРТЕРИЙ – эти артерии первоначально представляют собой сосуды мезонефроса и закладки гонад. Поскольку мезонефрос редуцируется к метанефросу сосуды идут заново, а сосуды гонад сохраняются и удлиняются по мере опускания органов.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЕНТРАЛЬНЫХ СЕГМЕНТАРНЫХ АРТЕРИЙ - первоначально эти сосуды связывают эмбрион с желточным мешком. По мере редукции желточного брыжеечного круга сосуды сближаются, утрачивают парность и образуют три магистрали к органам желудочно-кишечного тракта - чревный ствол, верхнюю и нижнюю брыжеечные артерии.

Аномалии РАЗВИТИЯ АРТЕРИЙ - отсутсвие или недоразвитие артерий (результат чрезмерной редукции); дополнительные артерии (неполная редукция); правосторонняя аорта; удвоение аорты; аномалии крупных сосудов сердца; аномалии положения и хода артерий.

КЛАССИФИКАЦИЯ АРТЕРИЙ

Развитие перикарда

В ранней стадии развития сердца имеются две перикардиальных полости, которые образуются еще до слияния двух сердечных зачатков в единую трубку. Эпикардиальная часть перикардиального мешка развивается из сомато-плевры, а париетальный листок - из сомато-плевры. Два листка соединяются дорсальным мезокардом, после всасывания которого два листка соединены между собой лишь там, где нижний и верхний концы первичной сердечной трубки как бы прободают их. В ходе поворота сердечной трубки два конца попадают один за другим. При перегибе слои перикарда налегают друг на друга, и они отделены друг от друга только поперечным синусом перикарда. Передняя часть перикарда обхватывает две крупных артерии, а задняя часть - место впадения больших вен в предсердие.

Развитие больших артерий

Краниальный конец первичной сердечной трубки продолжается в артериальный ствол. Этот ствол разделяется на две ветви, которые проходят на небольшом участке по двум сторонам тела вентрикулярно краниально и затем, перегибаясь, продолжаются в каудальном направлении. От вентрального отрезка аорты происходят жаберные дуговые артерии (первичные дуги аорты), которые сзади впадают в нисходящую аорту, возникающую из слияния двух дуг аорты. Доходящая до первичной жаберной дуги часть является первичной восходящей аортой, которая через первичную дугу аорты продолжается в первичную нисходящую аорту. Затем она проходит по двум сторонам chorda dorsalis в каудальном направлении и продолжается в пупочную артерию. Таким образом, пупочная артерия является концом аорты. Позже объединенные с общей брюшной аортой две дорсальные аорты продолжаются в каудальную аорту, и, таким образом, пупочная артерия, бывшая раньше концом аорты, становится побочной ветвью.

Артерии жаберных дуг появляются к концу второй недели, первые четыре непосредственно одна за другой, затем следует шестая и позже пятая. Часть из них быстро исчезает: первая - к концу третьей недели, вторая и пятая - к концу четвертой недели. В конечном итоге, таким образом, сохраняются только третья, четвертая и шестая артерии жаберных дуг. Из вентральной аорты на обеих сторонах развивается первичная наружная сонная артерия, а из дорсальной аорты - первичная внутренняя сонная артерия. Две пары сонных артерий соединены между собой артерией третьей реберной дуги. Часть внутренней сонной артерии, расположенная под артерией третьей жаберной дуги, исчезает, и общий ствол становится начальным отрезком наружной сонной артерии. Прямым продолжением этого ствола является наружная сонная артерия, в то время, как внутренняя сонная артерия ответвляется в сторону.

Четвертая первичная дуга аорты ведет себя на правой стороне иначе, чем на левой. Из левосторонней четвертой первичной дуги аорты, в качестве прямого продолжения левой вентральной аорты, развивается дуга аорты. Эта дуга продолжается затем назад в левую нисходящую аорту (позже в общую нисходящую аорту). На правой стороне вентральная аорта также продолжается в четвертую первичную дугу аорты, а дорсальная аорта закрывается перед тем, как достигнуть общего ствола. Из правой вентральной аорты возникает безымянная артерия, а из дорсальной аорты и из аорты четвертой жаберной дуги образуется начальный отрезок подключичной артерии.

Артериальный ствол разделяется перегородкой на расположенную спереди легочную артерию и на расположенную сзади аорту. Артерия шестой жаберной дуги присоединяется к легочной артерии и служит основой артерий легких (на обеих сторонах она направляется к зачаткам легких). На правой стороне ее дистальный конец исчезает, а из проксимальной части развивается правая ветвь легочной артерии. На левой стороне из начального отрезка образуется левая ветвь легочной артерии, а из дистальной части - Боталлов проток.

Таким образом, в начале развития имеются две нисходящие артерии, но эти два сосуда уже очень рано, на третьей неделе, постепенно сливаются в общую нисходящую аорту. К концу четвертой недели имеется уже только одна нисходящая аорта, от которой отходят симметричные ветви. Из шестой ветви, непосредственно из аорты, развивается левая подключичная артерия, в то время, как на правой стороне, уже упомянутым образом, при помощи артерии четвертой жаберной дуги косвенным путем образуется правая подключичная артерия. При перемещении сердца в каудальном направлении восходящие аорты немного отстают в развитии - правая больше, чем левая - и, таким образом, левая подключичная артерия становится ближе к сонной артерии.

Пупочная артерия опускается все ниже таким образом, что в нее всегда врастает по одной каудальной артериальной ветви в то время, как первоначальная верхняя ветвь рассасывается. Таким образом, нисходящая аорта книзу становится все длиннее. Из пупочной артерии позже развивается бедренная артерия, в то время, как начальный отрезок пупочной артерии образует подвздошную артерию.

Развитие остальных сосудов мы затрагиваем лишь вкратце. Артерии черепа отходят от двух сонных артерий и связаны с позвоночной артерией, возникшей из продольных анастомозов шейных сегментов. Из нисходящей аорты вырастают вентральные ветви к кишечному тракту и к развивающимся из него органам. Парные дорсальные ветви направляются соответственно первоначальной сегментации тела к центральной нервной, костной и мышечной системам. Парные латеральные ветви превращаются в артерии, идущие к почкам, надпочечникам и к половым органам.

(ЛФК) - это неспецифический метод реабилитации и тренирующей терапии с помощью спорта и физической культуры. ЛФК имеет лечебно-профилактическую цель для ускорения процесса восстановления здоровья человека и является самостоятельной медицинской дисциплиной.

Лечение с помощью ЛФК

ЛФК - это обязательный элемент в лечении пациентов, которые имеют повреждения или заболевания так как без применения лечебной физкультуры нарушенная функция опоры и движения практически не восстанавливается.

Даная методика применяется не только для исключения заболевания или повреждения, но и для профилактики некоторых заболеваний, чтобы избежать осложнений и обострений, а также ЛФК является действующим средством восстановления трудоспособности.

3. В положение лежа. Нужно лечь на спину, руки при этом отвести за голову, потянуться. Данное движение стимулирует растяжение поясничного отдела позвоночника.

Упражнения лечебной физкультуры для шейного отдела

1. Для выполнения данного упражнения следует надавить на ладонь лбом, напрягая при этом шейные мышцы. Длится упражнение 5-7 секунд, повторяется 3 раза. После этого следует надавить на ладонь затылком, повторить 3 раза по 5-7 секунд.

2. Следует напрягать мышцы шеи, надавливая на левую ладонь левым виском, а также на виском. Выполнять упражнение следует по 5-7 секунд, повторить 3 раза.

3. Сначала нужно слегка запрокинуть голову назад, а затем медленно нагнуть вперед, прижимая к яремной ямке подбородок. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.

4. В исходном положении следует держать плечи и голову прямо. Затем повернуть голову вправо, насколько это будет возможно. Проделать движение более 5 раз. Повторить повороты в другую сторону.

5. В исходном положении следует прижать подбородок к шее. В таком положении повернуть голову сначала вправо более 5 раз, затем влево такое же количество раз.

6. Выполняя последнее движение, голову нужно запрокинуть назад. А затем постараться правым ухом коснуться правого плеча, а левым ухом - левого плеча. Проделать упражнения более 5 раз на каждую сторону.

Лечебная физическая культура для поясничного отдела

Обеспечить правильное лечение можно в случае, если с пациентом работает инструктор ЛФК. Но в случае профилактических действий заниматься лечебной физкультурой можно и самостоятельно.

1. Вис или полувис. Это упражнение выполняется на перекладине, либо касаясь ногами пола, либо нет. В любом случае эффект от упражнения будет положительным. Висеть, расслабив мышцы, следует несколько подходов по 1 минуте.

2. В исходном положении человек стоит, держа руки на бедрах. Следует выполнить по десять наклонов вперед и назад, влево и вправо.

3. Стоя и держа руки на бедрах, следует выполнить движения тазом влево и вправо, вперед и назад, в каждую сторону по 10 раз.

Упражнения на полу

1. Нужно встать на колени и упереться в пол руками, затем сложиться в виде и вернуться в исходное положение. Повторить данное движение следует 15-25 раз.

2. Упражнение лежа на животе. Следует согнутыми руками упереться в пол, затем выпрямить руки и, не отрывая ног от пола, отжаться. Упражнение следует повторить 10-20 раз.

3. Следует встать на колени, упираясь в пол прямыми руками. Затем нужно прогнуть спину вверх как можно больше и вернуться в исходное положение. Также повторить 10-20 раз.

4. Упражнение лежа на спине. Следует прижать колени согнутых ног к груди и вернуться в исходное положение. Так продолжать 10-20 раз.

Обычно инструктор ЛФК советует проделывать все движения мягко и не торопясь. Ждать, как позвоночник будет хрустеть, становясь на место, не нужно, так как данные движения годятся лишь для профилактического, домашнего использования.

ЛФК при переломах

Лечебная физкультура просто необходима при восстановлении организма после перелома. Для этого используют подобранный комплекс упражнений.

1. Чтобы вернуть поврежденному суставу подвижность, нужно выполнять вращение поврежденной рукой или ногой, повторяя движение около 10 раз. Следует учитывать тот факт, что нельзя применять данное движение в несколько первых дней после того, как сняли гипс.

2. Привести мышцы в тонус поможет такое упражнение. Пострадавшую ногу или руку необходимо поднять под углом приблизительно в 30 градусов по направлению вперед и задержать так несколько секунд. Несколько раз повторить движение.

3. Чтобы привести в тонус мышцы боковой и задней поверхности бедер, следует выполнить движения с использованием опоры. Нужно выполнить махи правой и левой ногами вперед и вбок по 10 раз, при этом следует держаться за опору.

4. Применяется это упражнение ЛФК после перелома ноги и создает неплохой эффект для укрепления икроножной мышцы. Также понадобится опора. Стоя лицом к опоре, нужно взяться за нее руками, а затем медленно приподняться на носочки и также медленно спуститься на стопу. При необходимости увеличения нагрузки можно выполнять движения на одной ноге.

Массаж

Массаж ЛФК способствует снятию боли и напряжения мышц. Исследователи подтвердили, что во время массажа, мышца растягивается и благодаря этому уменьшается воспалительная реакция клеток. Это доказывает, что массаж будет очень полезным для восстановления организма после травм.

С помощью вибрации, давления и трения можно оказывать воздействие на органы и ткани организма человека. Чтобы достигнуть лечебного эффекта, массаж следует делать специальными аппаратами, но в профилактических целях его можно сделать и руками.

Можно сделать вывод, что ЛФК - это очень удобная, в большинстве случаев безболезненная терапия, с помощью которой можно не только вылечить больного, но и предотвратить некоторые заболевания абсолютно здорового человека.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)

Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации состоит по сути в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения. Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды.

В лечебной физкультуре различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Специальная тренировка применяется для развития функций и восстановления органа, вовлеченного в патологический процесс. Здесь применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаᴦ.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. Необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента͵ его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Стоит сказать, что для наиболее эффективного применения физических упражнений крайне важно сознательное и активное участие самого больного.

3. Принцип постепенности. Необходимо постепенное увеличение физической нагрузки по всœем ее показателœем: объёму, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений и сложности как внутри одного занятия, так и от одной тренировки к другим.

4. Систематичность. В процессе оздоровительной тренировки крайне важно систематическое использование разнообразных средств ЛФК и реабилитации, оптимальное для каждого больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых между двумя упражнениями или между двумя занятиями). В случае если следующее занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются, и функциональные возможности повышаются.

6. Системность воздействия. Последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений (10–15% физических упражнений должны обновляться, а 85–90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения).

8. Умеренность воздействия. Тренировочная нагрузка должна быть адекватна состоянию пациента.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)" 2017, 2018.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный и доступный метод восстановления и укрепления здоровья, неотъемлемый элемент реабилитационных мероприятий для людей, переживших травмы, и различные соматические и психические заболевания. Это раздел медицины, что изучает лечение и профилактику различных болезней с помощью методов физкультуры. Лечебная физкультура также раздел физической культуры, где физические упражнения выступают как метод восстановления здоровья и работоспособности человека.

Лечебная гимнастика – это комплекс упражнений для реабилитации после полученных травм, при разных болезнях и также метод профилактики этих болезней. ЛФК использует специально подобранные физические упражнения, а также приемы правильного дыхания Как говорят: «движение – это жизнь», и действительно много целителей, врачей, ученых древности и современности это подтверждали. Главным стимулятором роста, а также развития организма человека являются движения .

Основы и особенности детской лечебной физкультуры

Лечебная физкультура часто применяют в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, а также с лечебным массажем.

Для детей существует особенная детская гимнастика, которая позитивно воздействует на физическое развитие, стабилизирует психоэмоциональное состояние.

  • укрепляет равномерно разные группы мышц ребёнка;
  • совершенствует координацию движений;
  • повышает иммунитет;
  • повышает выработку суставной жидкости, что в свою очередь делает суставы более подвижными;
  • предотвращает развитие нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также способствует при лечении уже существующих болезней;
  • повышает настроение;
  • предотвращает ожирению;
  • повышает самооценку;
  • во время проведения групповых занятиях улучшает навыки коммуникации, способствует социализации малыша;
  • улучшает кровообращение и обмен веществ в организме;
  • стабилизирует баланс процессов возбуждения и торможения между нейронами;
  • способствует улучшению самочувствия.

Лечебную физкультуру применяют:

  • Для восстановления и повышения физической активности и работоспособности человека.

  • Для стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния человека.
  • Для улучшения и восстановления общего уровня обмена веществ.
  • Для укрепления мышц тела, и восстановления физической активности человека.
  • Для уменьшения частоты и интенсивности болевых приступов.
  • Для коррекции координации движений и ощущения равновесия.
  • Стимуляция кровообращения и лимфообращения в теле.
  • Разработка приспосабливающих механизмов для компенсации нарушенных физических функций.

В каких сферах медицины применяют лечебную физкультуру?

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

  • Как элемент в комплексной терапииотклонений развития и разных заболеваниях у детей (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и т.д.)
  • травматологии (при различных переломах, а также повреждениях мягких тканей)
  • ортопедии
  • неврологии
  • кардиология
  • пульмонологии
  • до и после операционном периоде
  • при лечении заболеваний органов брюшной полости
  • эндокринологии
  • гинекологии и акушерстве.

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

Особенности детской ЛФК

Для деток ЛФК применяют в наиболее приятной и доступной им форме – игры! Потребность в двигательной активности возникает у каждого ребёнка, а применение методов лечебной физкультуры могут служить реализацией этих потребностей, и одновременно являются профилактикой появления многих заболеваний таких как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, ожирение. Систематические занятия лечебной физкультурой способствуют коррекции диагностированных болезней, гармонизируют физическое и психическое развитие ребёнка, активизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируют хорошую осанку, и предотвращают появление паталогических состояний. Для деток разного возраста применяют разные методы и уровень нагрузки, широко используя при этом различные игрушки и спортивный инвентарь: гимнастические и обычные мячи, палки, обручи, скамейки, сенсорные дорожки и прочее. На занятиях применяют путешествия-сказки в стихотворной форме, тем самым развивая у детей не только физический компонент, но и речь, фантазию, способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают самооценку, настроение, понижают уровень тревожности.

  • При ослабленном иммунитете, когда ребёнок часто болеет ОРЗ
  • Гипперактивность у детей
  • Детский церебральный паралич и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • астеническое телосложение

Методики детской ЛФК

В детской ЛФК используют современные и эффективные методики работы:

  • Психогимнастика (игры и этюды для развития внимания, образного мышления, снятия эмоционального напряжения и коррекции поведения);
  • упражнения по развитию мелкой моторики;
  • дыхательные техники;
  • физическая терапия и другие.

На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для ЛФК - смотрите раздел "Физическое развитие " на Фактор розвитку. Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета ЛФК.