Краткая история христианской церкви. Как устроена христианская церковь


История

Раннехристианская архитектура , ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, так же являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры:

  • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином;
  • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.

Первый этап обусловлен нелегальным положением новой религии и характеризуется тем, что места собраний скрывались. В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих - в домах членов общин. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура-Европос , 231 г.) Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерей-некрополей) Рима , Эфеса , Александрии , Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы Св. Каллиста (нач. III в.). На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни.

Устройство христианской базилики

С развитием обрядовой стороны, происходит усложнение композиции храма, появляются:

  • атриум перед входом, имевший в центре фонтан для омовений или крещальную купель;
  • притвор;
  • трансепт (поперечный неф) для увеличения алтарной части.

В IV в. происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся как на западе разорительным набегам варварских племён. Для северной Сирии это - трёхнефная базилика с полукруглой апсидой, скрытой между двумя прямоугольными (базилика в Браде, 395-402 г.г.). Иногда возводились две башни у западного фасада, такой приём, являясь местной традицией, впоследствии стал характерным для этого типа храмов. В южной Сирии сооружались храмы однонефные с плоским перекрытием и с апсидами различных форм (церковь Юлиана, 344 г., "восточная церковь" в Умм идж Джимале) или трёхнефные церкви, где нефы были равны по высоте (церковь в Тафе). На западе империи, особенно в Италии, преобладала трёхнефная или пятинефная базилика. Древнейшая церковь Рима - Сан Джованни ин Латерано (319 г.).

На дальнейшее развитие храмовой архитектуры сильное влияние оказали сирийские церкви V-VI в.в., среди которых особенно примечательна церковь в Коджа-Калесси (V в.), центральная ячейка среднего нефа которой имеет купольное завершение. На Востоке также возникает новый тип христианского сооружения - монастырь (V в.). Важное место в становлении христианской архитектуры занимали центрические сооружения:

  • мавзолеи (в чьих формах нашла развитие поздняя античная традиция);
  • и крестовидные церкви (IV-V в.в.).

Символика и устройство

Интерьер Владимирского собора в Киеве

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест - символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) - символ вечности, квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной вифлеемской звезды. Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток . Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, Церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (д.Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённой на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями. Кровля храма увенчивается куполом с крестом . По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:

  • 1 купол - символизирует Господа Иисуса Христа;
  • 2 купола - два естества Христа (божественное и человеческое);
  • 3 купола - Святая Троица;
  • 5 куполов - Христос и четыре евангелиста ;
  • 7 куполов - семь Вселенских соборов, семь таинств христианских;
  • 9 куполов - девять чинов ангельских;
  • 13 куполов - Христос и 12 апостолов .
  • 24 купола - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете;
  • 25 куполов - 12 пророков в ветхом Завете и 12 апостолов в Новом Завете + Иисус Христос;
  • 33 купола - возраст Христа, в котором его распяли.

В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с "вытягиванием" формы купола возникло пространство между сводом и куполом. В православном храме выделяют три части: притвор, основной объём храма - кафоликон (средняя часть) и алтарь. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Основные части православного храма

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда - иконостас . На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):
местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) - эти два ряда могут меняться местами;
пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
праотеческий (иконы ветхозаветных святых).
Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм - изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
  • Слева от царских врат - икона Богородицы, справа - Христа.
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях - обычно архангелы или святые, связанный с силовыми структурами.
  • Над царскими вратами - "Тайная вечеря", выше (на той же вертикали) - "Спас в силах" или "Спас на престоле" деисусного чина, справа от Него - Иоанн Предтеча, слева - Богородица. Особенность икон из Деисуса - фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё). Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV-XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас - символ небесной Церкви, предстоящей с земною. Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой . Цвет катапетасмы бывает различным - тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения - золотой, голубой, алый. Пространство между катапетасмой и престолом не должен пересекать никто, кроме священнослужителей. Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение - солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней - 1, 3 или 5. Символическое значение солеи - приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико - в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь. Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса. У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место - у южной стены для правителя, у северной - для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) - область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм - символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) - символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым - символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы - сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Храм, церковь - самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличие от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня "вырастает" из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храм (темничка ). В более поздние времена, когда возводились тёплые церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания. Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.

Этапы развития архитектурных форм

В связи с распространением православия по всему миру, возможным стало огромное разнообразие храмовой архитектуры. Связанная в основе с традициями Византийского зодчества, она представляет собой синтез древних строительных и декоративных приёмов и канонов со стилевыми особенностями, характерными для архитектуры конкретного региона. Таким образом, в рамках одной христианской конфессии нашли своё воплощение самобытные и уникальные храмовые сооружения, отражающие не только суть христианского учения, но и мироощущение отдельного народа.

Россия

Древнерусская храмовая архитектура до кон. XVII века развивалась в соответствии с религиозными канонами и местными традициями. С принятием христианства в качестве государственной религии в 988 г. на Руси стали появляться первые каменные храмы, возводимые под руководством приглашённых из Византии мастеров.
С началом правления Петра I и ориентированности на западное светское искусство внешний облик православных храмов стал также тесно связан с развитием художественных стилей (таких как барокко , классицизм , ампир , различные направления модерна).

Развитие архитектуры в XII-XIV в.в. имело схожие черты с архитектурными традициями Первого царства, однако из-за византийского владычества и феодальной раздробленности строительство культовых сооружений характеризуется меньшими размерами и разнообразием архитектурных форм.
Храмовая архитектура представлена четырёхстолпными, трёхконховыми купольными (однонефные постройки с полукруглыми апсидами на востоке, севере и юге) и бесстолпными купольными церквями. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

В древнерусском зодчестве на протяжении X -XIII вв. параллельно развивались две формы архитектуры: деревянная и каменная, с преобладанием деревянного зодчества. В первую очередь строились оборонительные сооружения: города, городцы, детинцы, кремли и остроги. В этот период основную защитную роль выполняли деревоземляные укрепления. Это были земляные валы со рвами перед ними и деревянными стенами сверху.

Первый христианский храм, деревянная церковь Ильи в Киеве, был построен в середине X в. В Ростове из дуба был построен собор. Летопись называет имена первых архитекторов: вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. При Владимире Крестителе начинается каменное монументальное строительство. Заимствовав зодчество из Византии, Русь унаследовала и символику храма - звездного неба. В основе был крест как символ христианства и спасения. Главу храма держит Христос Вседержитель (Пантократор), а шею (барабан) - апостолы. Именно их и изображали на фресках в главном куполе и на барабанах. Культовое здание строго ориентировалось по сторонам света. Алтарь всегда размещался в восточной центральной апсиде. Он являлся символом пещеры, где родился Иисус, но одновременно и Голгофы, где он был распят, а также небесного престола - рая, куда вознесся Иисус после. Алтарь отделялся от помещения для молящихся амвоном - возвышением, а впоследствии сплошной стеной иконостаса. Кубическая форма церковного здания сложилась в X-XII вв. и просуществовала до XVII в.

Ярослав Мудрый много занимался обустройством Киева. При нем не только были укреплены стены, но и воздвигнуто трое ворот из камня. Одни из них были названы Золотыми: их медные створки были покрыты золотом, а над ними возвышалась церковь. При Ярославе было построено три каменных храма: Георгиевский, Св. Ирины и Св. Софии, которую чтили греки под именем Афины, а византийцы поклонялись «мудрости» в образе Богоматери.

Киевский собор Св. Софии был заложен на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Ему было отведено самое высокое место в городе. И любому человеку в Киеве он в то время был прекрасно виден. Храм не был побелен. Кирпич чередовался с розовым скрепляющим раствором - цемянкой. Собор по размерам превосходил многие византийские храмы. У него, например, было не три нефа, а пять. Храм был увенчан тринадцатью куполами, символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа. Когда верующие входили в храм, они поражались тому, что их встречал не необыкновенный простор и высота, а теснота и темнота. Двенадцать мощных столбов расчленяли внутреннее пространство храма. Только в центре из купола проникал солнечный поток. (Именно под главным куполом и свершались все главные государственные церемонии.) Почти весь второй ярус храма был занят хорами - огромными полатями для князя и других высокопоставленных лиц, что делило по горизонтали внутренний объем.

Исконно русской особенностью храмовой архитектуры считается выделение мозаичным рисунком центрального купола и главной апсиды. В главном куполе храма было мозаичное изображение Вседержителя, а в своде центральной апсиды - гигантская фреска с фигурой Богоматери. На вогнутом своде она как бы обнимала руками молящихся людей. Мозаики Софии Киевской первоначально занимали площадь в 640 м2. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Фрески собора сохранились много хуже, чем мозаика.

Ярослав в благодарность новгородцам за то, что те способствовали его восхождению на киевский престол, направил к ним своего любимого сына Владимира. По повелению Владимира после победы над волжскими булгарами была возведена София Новгородская. Этот пятиглавый храм был построен под непосредственным влиянием аналогичного собора в Киеве. Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но он более массивен. По внешнему виду это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без уступов и оснований до кровли. Но в кладке собора (из огромных, неправильной формы камней) прослеживается влияние и романского стиля. Ведь Новгород тяготел к Северо-Западной Европе. София Новгородская довольно скоро перестала служить олицетворением княжеской власти и превратилась постепенно в символ Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в храме хранили казну, служили торжественные молебны во имя военных побед, возводили на высшие должности.

Собор не расписывали в течение почти 60 лет, но затем пригласили художников из Византии. В куполе традиционно было изображение Пантократора, которого, согласно легенде, написали с благословляющей рукой, но утром все увидели, что рука сжата в кулак. Трижды переписывали фреску, пока не раздался глас Божий, провозгласивший, что в сжатой руке у Пантократора Новгород, который и будет счастливо существовать, пока рука сжата. К сожалению, это изображение было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны.

В Суздальской земле на берегу реки Нерли всего лишь в 2 км от дворца Андрея Боголюбского стоит церковь Покрова Богородицы. Это достаточно сложное архитектурное сооружение. Церковь предполагалось воздвигнуть в месте, заливаемом паводком. Для этого на фундаменте возвели 4-метровый каменный цоколь и засыпали его землей. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом пьедестале и построили церковь. Ее строительство знаменовало собой победу над волжскими булгарами в 1164 г. Булгары в виде контрибуции даже доставляли для нее строительный камень. Увы, фрески ее утрачены. Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. К шедеврам зодчества может быть отнесен и построенный в XII в. во Владимире Дмитриевский собор, украшенный редкой по красоте каменной резьбой.

В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полстолетия. Возрождение приходится на начало XIV в., когда были возведены каменные стены псковского детинца. В Москве в XIV в. при князе Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. В XV в. строится Троицкий собор в основанном Сергием Радонежским (1314 - 1392) Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве - Спасский собор Андроникова монастыря.

Постепенно в Москве, ставшей центром объединения русских земель, каменное строительство, в том числе и гражданское, приобретает особый размах. Это приводит, в частности, к тому, что дорогостоящий строительный материал - тесаный камень стал все больше заменяться более дешевым кирпичом и терракотой. Применение кирпича отразилось на декоративном убранстве фасадов в виде узорной кирпичной кладки.

В конце XV в. Московский Кремль был возведен заново, для его строительства были приглашены итальянские мастера Пьетро Ан-тонио Солари, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый и Марко Фрязин. Повторяя в основном контуры укреплений предыдущего века, кирпичная стена, общей протяженностью более 2 км с восемнадцатью башнями, являлась не только оборонительным укреплением, но стала и архитектурным украшением столицы. Большинство новых храмов возводилось на местах старых, часто деревянных, тем самым подчеркивалась преемственность поколений.

Сегодняшние дети смотрят советские мультфильмы «Ну, погоди!» онлайн , на компьютере.

В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этом огромном пятиглавом храме, ставшем главным храмом страны, осуществлялись важнейшие государственные акты: венчания на царство и др. Архангельский собор (1505-1508), возведенный Алевизом Новым, становится со временем царской усыпальницей. Этот храм был декорирован в духе архитектуры Ренессанса. Русскими мастерами строятся Благовещенский собор (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 - 1486). Ансамбль завершался колокольней Иван Великий (1505 - 1508). Московский Кремль стал архитектурным образцом, которому старались подражать архитекторы Тулы, Коломны, Нижнего Новгорода и других городов. Московская архитектура XV-XVI вв. становится общерусским явлением.

В XVI в. складываются ансамбли Троице-Сергиева, Борисоглебского, Кирилло-Белозерского монастырей. В Москве примером многостолпной композиции стал собор Покрова на Рву, прозванный в народе храмом Василия Блаженного. Этот архитектурный монумент воздвигнут на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. Его строили мастера Барма и Постник. Но наружные многоцветные росписи были выполнены уже в XVII в.


В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри .

Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.

Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь» ). Здесь обычно располагается свечной ящик , где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.


Пройдя дальше, мы окажемся в с редней части храма , ее еще называют «корабль» . Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.

В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня , это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.


Между средней частью храма и его главной частью - алтарем - находится иконостас . Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон» . В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.

Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери , они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.

Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.

Третий ряд : (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.

Четвертый ряд : библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.

Пятый ряд : ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева , Ной, Авраам, Моисей и другие.

Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя .


Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее , центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон . Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие .


Теперь надо сказать о главной части храма - об алтаре . Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник» . Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).

В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.

Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе - северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.

В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма ), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.

За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол , происходит таинство Евхаристии .

Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник - небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.

За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.

Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов .


В завершении хочется сказать, что храм - это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.

Православные храмы. Маленькие и большие. Из камня и дерева. Каждый - со своей архитектурой и образом. А насколько храмы отличаются внутри? И что их объединяет? Рассказываем и показываем все самое главное: как устроен православный храм!

Что должно быть в храме

Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит - это .

Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме - это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.

Например, иконы в храме - это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.

То же самое - крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.

К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы - в Русской православной Церкви, - но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.

Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.

Алтарь в храме и Престол

Как мы уже сказали, престол - это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать - в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.

В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!

Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь - святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо - по благословению настоятеля.

Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru

Иконостас в храме

Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон - храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он - естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни - например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.

Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».

На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.

Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях - если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.

Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами - то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, Спаситель, Божия Матерь…

Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su

Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой - не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и - Общим действом для всей Общины.

В храме может быть несколько алтарей

Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади - 11 алтарей и Престолов).

Зачем нужно несколько алтарей?

Причин две. Одна - сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.

Крестильня, баптистерий

Где-то крестильня размещается отдельно от храма, но где-то является его частью - например, маленькой комнатой у задней стены. В крестильне, как можно понять, совершается таинство крещения и размещается большая купель.

В некоторых храмах в баптистерии во время богослужений сидят мамы с детьми - чтобы те своим плачем не мешали ходу богослужения. Это нормальная практика.

Клирос, что это?

Клирос в храме - это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части - возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах - у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).

Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан - чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.

Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru

Свечной ящик в храме, а это что такое?

Располагается или у входа, или в заднем углу. Там не только можно взять свечи или подать записочку, но и получить совет о работе храма, времени богослужений и т.д.

В некоторых храмах свечные ящики перестают работать в самые сокровенные моменты служб: например, во время шестопсалмия на вечернем богослужении, или на Литургии во время Евхаристического канона.

А вот, что еще можно увидеть в храме, или какие особенности могут иметь те или иные церкви:

  • В любом храме есть Поклонный крест - крупное изображение распятия.
  • Алтарь чаще всего находится на небольшом возвышении по отношению ко всему остальному храму.
  • Перед большинством икон стоят подсвечники. Можно поставить свечку и помолиться тому или иному святому. Это особенность русской православной традиции. Например, в храмах Болгарии подсвечники не «привязаны» к той или иной иконе, а просто стоят у стены.
  • Аналой. Высокий столик для ико н - например, для тех, что выносятся в центр храма по случаю того или иного праздника и памяти того или иного святого.
  • Исповедь тоже происходит за аналоем , но - за раскладным.
  • Большая люстра в храме называется паникадило.
  • Скамейки. Русская православная традиция относится к богослужениям со всей аскетической строгостью, поэтому предполагается, что скамеек в церкви должно быть мало - и только для самых немощных. В некоторых храмах мест для сидений вообще практически нет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного .

Храм - есть также образ Вселенской Церкви , ее основных принципов и устройства.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства , пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

  • для священнослужителей, совершавших богослужение,
  • для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
  • для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа .
"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол , жертвенник и горнее место .

Иконостас (, пунктиром) - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного , превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом .
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые - северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом . И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря .

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения . Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.

Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.