Свод мозга. Значение свод мозга в медицинских терминах


Устойчивость всего тела. Положение тела — нейромеханическая реакция, обеспечивающая поддержание равновесия. Система находится в механическом равновесии, если силы, действующие на систему, в сумме равны нулю (SF= 0). Эта система характеризуется устойчивостью, если после возмущения она возвращается в положение равновесия. Назначение постуральной активности заключается в поддержании устойчивости мышечно-скелетной системы.

Сюда относятся поддержание положения системы относительно ее опорного основания и обеспечение требующейся ориентации сегментов тела, не участвующих в движении. Способность поддерживать вертикальное положение тела зависит от положения линии действия вектора общего веса тела относительно опорного основания.

При вертикальном положении тела опорное основание определяется положением ног и включает участок под ногами и между ними. Чем шире раздвинуты ноги, тем больше опорное основание и больше устойчивость человека. Кроме того, устойчивость обратно пропорционально связана с высотой центра тяжести (Hayes, 1982).

Человек в вертикальном положении находится в равновесии до тех пор, пока линия действия вектора веса остается в пределах границ опорного основания, и это положение устойчиво до тех пор, пока мышечно-скелетная система может воспринимать возмущения и возвращаться в равновесие. Когда мы находимся в вертикальном положении, наше тело раскачивается назад и вперед.

Мышечная активность, предохраняющая нас от потери равновесия и падения, представляет нашу автоматическую активность в отношении управления положением тела. Когда человек раскачивается назад и вперед, зрительные, соматосенсорные и вестибулярные чувствительные нервные окончания генерируют эти колебания и вызывают компенсационные реакции соответствующих мышц (Dietz, 1992).

Заметим, что один из механизмов, обусловливающих увеличение количества случаев падения в преклонном возрасте, — снижение способности детектировать и контролировать раскачивание тела вперед-назад (Horak et al., 1989). Общий метод исследования этих реакций включает наблюдение субъектов или пациентов, стоящих на площадке, которая может внезапно перемещаться в нескольких различных направлениях (Nashner, 1971, 1972).

С помощью этой методики выявляют различные стратегии реагирования в зависимости от возмущения. Например, Keshner, Allum (1990) установили, что при повороте площадки передней частью вверх субъекты реагировали первоначальным поворотом вперед ног и туловища и поворотом назад головы с последующим небольшим поворотом туловища назад.

Эти сегментные смещения обусловливали увеличение жесткости тела с одновременным возмущением мышц на спинной поверхности при повороте носков вверх и на брюшной поверхности при повороте носков вниз. В противоположность этому при перемещении площадки назад субъекты реагировали большим поворотом ног назад и поворотом туловища вперед; т.е. два эти сегмента поворачивались в противоположных направлениях.

Это составило координированную много сегментную реакцию на возмущение, включающую восходящую последовательность возбуждения мышц (от дистальных до проксимальных) на брюшной поверхности тела при перемещении назад и нисходящую последовательность при перемещении вперед. Аналогично Cordo, Nashner (1982) установили, что на корректировку положения тела влияет часть тела, обеспечивающая контактирование с окружающей средой.

Когда субъект находился в вертикальном положении и только ноги контактировали с окружающей средой, реакция на возмущение инициировалась в мышцах ног. Тем не менее при использовании кистей рук для обеспечения поддержки реакция на возмущение инициировалась в мышцах рук. Возможно, сегментом, наиболее важным для устойчивости всего тела, является туловище.

Повторяющиеся эргономические задачи могут обусловливать чрезмерное напряжение мышечно-скелетных элементов туловища, в частности, позвоночного столба. Для изучения этой системы туловище можно моделировать в виде двух жестких тел — грудной реберной клетки сверху и таза снизу, связанных поясничными позвонками (Bergmark, 1989)

Устойчивость позвоночного столба контролируется общими мышцами, связывающими два этих жестких тела (грудную клетку и таз), и локальными мышцами и связками, прикрепленными к поясничным позвонкам. Однако общие мышцы (грудной клетки и таза) представляются наиболее важными в отношении распределения внешних нагрузок, воспринимаемых туловищем.

В дополнение к поддержанию устойчивого положения всего тела действие, обусловливаемое его положением, связано также с обеспечением ориентации сегментов тела как в пределах конечностей, так и между ними (Ноу, Zernicke, Smith, 1985). Рассмотрим, например движение. Субъекта просят быстро покачать предплечьем, выполняя движение вперед-назад и удерживая в то же время плечо в горизонтальном положении.

Это осуществляется в результате попеременного возбуждения флексорных и экстензорных мышц локтевого сустава. Задача требует также существенного возбуждения мышц, пересекающих плечевой сустав. Это необходимо для стабилизации плеча и минимизации инерционных эффектов движения предплечья относительно других сегментов тела.

Более того, должны возбуждаться мышцы, пересекающие запястье, для управления движением кисти руки, которое могло бы изменяться вследствие неконтролируемой патологической подвижности в виде медленного колебания, с целью исключения относительного движения между запястьем и предплечьем. Аналогично предположим, что человека, находящегося в вертикальном положении, просят возможно быстрее поднять руку в горизонтальное положение.

Передняя дельтовидная мышца является основным исполнителем этой задачи. Наиболее быстро мышца может быть возбуждена (минимальное время реакции) примерно через 120 мс после подачи сигнала. Однако примерно за 50 мс до действия передней дельтовидной мышцы возбуждаются сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку, на той же стороне тела (Belenkii, Gurfmkel, Paltsev, 1967).

Действие мышц ног служит, вероятно, по меньшей мере двум целям: оно обеспечивает предупредительную стабилизацию с учетом инерционных эффектов последующего движения руки и создает жесткую связь между движением конечности соответствующей реакцией земной поверхности, прилагаемой к стопам. В результате повышения жесткости сегментов тела, не участвующих в движении, предупредительное действие, обусловливаемое положением тела, очевидно, может способствовать последующему движению (Bouisset, Zattara, 1990) даже путем передачи энергии посредством межсегментной динамики.

Двигательная система человека. Положение тела.

Удержание вертикальной позы, прямостояние и биподальная локомоция - это венец эволюции человека в его приспособительной деятельности к существованию в гравитационном поле Земли. А с другой стороны, удержание вертикальной позы вбирает в себя особенности конституции человека, интегрирует его жизненный опыт и отчасти демонстрирует функциональные и патологические особенности конкретного индивида. Ортоградное положение тела характеризует такие двигательные действия человека, как стояние , ходьба , бег и прочие виды двигательной деятельности.

Ортоградная поза - наиболее изученное и изучаемое положение человека многими науками, такими как анатомия , биомеханика , физиология , медицина , постурология, физическая культура . Ортоградная поза связана с важным биомеханическим параметром человека, именуемым «Осанка ».

Поза стоя

Синонимы:

  • положение стоя
  • вертикальная стойка
  • основная стойка (в спорте и в постурологии)

Поза стоя - основная характеристика таких важных двигательных актов человека, как стояние и ходьба .

Поза сидя

Поза для отдыха или для выполнения каких-либо действий с опорой на «пятую точку», на ягодицы или бёдра, при которой туловище сохраняет вертикальное положение (en:sitting).

Существует и более научное определение этой позы: «положение тела при котором вес тела переносится главным образом на седалищные бугры таза и подлежащие мягкие ткани» (Sitting is a body position in which the weight of the body is transferred to a supporting area mainly by the ischial tuberosities of the pelvis and their surrounding soft tissue) Cornell University Ergonomics Web - Sitting and Chair Design Существует множество типов сидения:

  • на стуле
  • на полу
    • поза портного
    • поза Лотоса (в Йоге)
    • «по-японски»(Сэйдза)
  • на «корточках»
Поза сидя на стуле

Поза, сидя на стуле, является удобной например, для офисной работы, но сама по себе является тяжелым испытанием для скелета и внутренних органов человека. Поза сидя характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется углом наклона туловища.

В зависимости от угла наклона туловища, различают:

  • нормальный угол наклона (при хорошей осанке).
  • угол сутулости.
  • угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»).

Cутулая поза сидя

Сутулая поза сидя характризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд.

Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последстий:

  1. Сглаженный поясничный лордоз и наклоненный грудной и соответственно шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного отделов позвоночника .
  2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастет многократно - до 18 кг.
  3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка возрастет со 150 % до 180 % веса тела.
  4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объем грудной полости, и мы наблюдаем сдавливание, как легких, так и органов брюшной полости. Сдавливаются гортань и сосуды шеи.
  5. Ухудшается кровоток в органах малого таза. Геморрой , простатит обычные спутники любителей такой позы.

Проблемы здоровья, связанные с сидячей позой

Кокцигодиния

Общий медицинский термин, обозначающий боль в кресце или в копчике. Кокцигодиния ограничивает комфортное сидение на стуле приводит к вынужденной позе с перенесением опоры на одну из ягодиц.

Горизонтальная поза

Поза лежа

Эта поза менее всего изучена по-причине низкого интереса исследователей к этой форме двигательной активности. Положение лежа - самое экономное в энергетическом отношении. Используется при исследовании основного обмена (количества энергии, необходимого для поддержания нормальных функций организма при минимальных процессах обмена веществ). Если человек лежит в полном покое спустя по меньшей мере 12 час после приема пищи, то используемая в каждый данный момент энергия расходуется на работу сердца, дыхательные движения и на поддержание температуры тела.

Различают следующие позы:

  • лёжа на спине
  • лёжа на животе
  • лёжа на боку
  • эмбриональная поза

а также спортивные стойки:

  • упор лежа
  • упор лежа прогнувшись
  • лёжа на боку
  • упор лёжа на лопатках

Эмбриональная поза (поза спящего) - голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Эта поза обусовлена преобладанием тонуса мышц-сгибателей. Суставы конечностей находятся в физиологическом положении, то есть в том положении, при котором обеспечивается максимальный покой и разгрузка суставных поверхностее. Такое положение, как правило, положение легкого сгибания суставов в англоязычной литературе называют положением отдыха (rest position).

Поза на четвереньках

Патологическая поза

Поза, обусловленная нарушением тонуса мышц, характерная для ДЦП

Патологическая поза - характерная поза в результате нарушения функции мышц и суставов в результате заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Например, поза при детском церебральном параличе (ДЦП), поза в результате контрактуры тазобедренного сустава при коксартрозе, сгибательная поза при анкилозирующем спондилите , поза при кривошеи . Некоторые патологические позы имеют образные названия: поза легавой собаки (менингитическая) - поза, характерная для острого периода менингита , при которой больной лежит на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами; поза лягушки - поза, характерная для спинальной наследственной амиотрофии, при которой руки согнуты в локтевых, а ноги в коленных суставах, плечи приведены к туловищу, бедра отведены.

Поза и психо-эмоциональное состояние человека

Известны позы радости, открытости, спокойствия, печали, смущения…, отражающие внутреннее состояние человека.

Пассивно-оборонительная поза

Например, в ответ на отрицательные эмоции или при усталости человек рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, принимает так называемую пассивно-оборонительную позу .

Пассивно-оборонительная поза характеризуется: приподнятыми и сведёнными вперёд плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закреплённой в двигательном стереотипе осанки . Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка , в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.

Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегето-сосудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении - ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную позу и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана методика Фредерика Александера и другие методы психосоматической коррекции, которые помогают эффективно расслабить мышцы, снять излишнее напряжение.

Рабочая поза

рабочее место для работы с компьютером

Рабочая поза - взаимное расположение частей тела при выполнении трудовой операции изучается наукой эргономикой (гигиеной труда).

Рабочие позы подразделяют на свободные, неудобные, вынужденные и фиксированные.

В настоящее время всё большее внимание уделяют эргономике поз офисного труда и школьного обучения.

Выполняя школьные задания, дети, как правило, вынуждены длительное время сохранять рабочие позы, которые часто не соответствуют нормальной физиологии. После начала занятий в школе для ребёнка количество времени, проводимого в сидячей позиции, значительно увеличивается, и школьная парта становится важным фактором окружения. Принято считать, что готовить уроки удобнее всего сидя за столом. Однако многолетний опыт работы школы-интерната № 76 г Москвы для детей с заболеванием позвоночника свидетельствует, что качество обучения нисколько не снижается при обучении в положении лежа на специальной наклонной доске-парте См. санаторная школа-интернат №76

Поза и положение тела в спорте

В каждом упражнении различают три фазы:

Исходное положение (ИП) - поза, наиболее удобная для выполнения физического упражнения или иного двигательного действия. Чаще всего в физической культуре ИП является основная стойка , но перед выполнением некоторых упражнений необходимо принять другие ИП: стоя на коленях, полуприсед, упор присев, упор лёжа, лёжа на животе, боку или спине, в висе и т. д.
Основная стойка - положение, при котором ноги выпрямлены в суставах, туловище выпрямлено, голова держится ровно, прямо, взгляд направлен вперёд, руки свободно свисают по сторонам. Обычное положение стоп - «пятки вместе, носки врозь». Например Д. Крадман (1928), так описывал основную стойку в шведской гимнастике: «4 точки в единой плоскости: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, кисти рук вытянуты, подбородок опущен, голова назад».

Спортивная гимнастика

Художественная гимнастика

Гимнастика ушу-таолу

Фигурное катание

Атлетика

Лёгкая атлетика

Силовые виды спорта. Позы для работы с весом

Фиксация подъёма штанги

Приседание со штангой на спине в паурлифтинге

Становая тяга

Поза в силовых видах спорта, к которым относится тяжёлая атлетика (штанга), бодибилдинг (силовая гимнастика), гиревой спорт , пауэрлифтинг , отражает их внутреннее содержание.

Фиксируются следующие положения:

  • - неподвижное положение атлета со штангой над грудью на выпрямленных руках (в жиме штанги лёжа);
  • - со штангой на плечах, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу (в приседании со штангой);
  • - со штангой в опущенных вниз руках, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу, плечи опущены и отведены назад (в становой тяге).

Художником, впервые поднявшим образ человека на такую высоту, был Леонардо да Винчи В его творчестве удивительно сочетается пытливый аналитический дух раннего Возрождения с его всеобъемлющими интересами и мощное стремление к синтезу, упорядочению и норме свойственное ХVI столетию . Все привлекает внимание Леонардо, но главным объектом изучения и главной целью всех стараний живописца является человек. С величайшей тщательностью исследует он внутреннее строение человека, его пропорции и разнообразнейшие жизненные функции, стремясь на основе этого анализа установить некие объективные закономерности и дать общие правила для художников. Не довольствуясь отображением одного внешнего облика, Леонардо с живым интересом вглядывается в человеческие лица, стараясь найти связь между переживаниями человека и их внешними проявлениями, стремясь через богатство жестов и игру физиономии передать внутреннее духовное состояние.

Другой известный мастер той эпохи Микеланджело также создаёт образ совершеного человека. Его «Давид » полон внутренней динамики, экспрессии, энергии и реализма.

Естественная величавая красота ренессансных фигур, без излишней манерности жестов и поз, четкость пропорций и форм человеческого тела делает эти произведения искусств эталоном положения тела для физиологов и биомехаников. Так скульптура Микеланджело является обычной иллюстрацией естественной позы и осанки.

Контрапост - приём в изобразительном искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Контрапост позволяет передать движение или напряжение фигуры, не нарушая впечатления её равновесия, придаёт дополнительный объём изображению, динамизирует ритм фигуры.

Естественная поза противопоставляется анатомическому (антропометрическому) положению тела - стандартной позе, применяемой для исследования (ее также называют поза Форестье): в вертикальном положении вес тела равномерно распределен на правую и левую ногу. При правильной осанке мы видим симметричное расположение головы и туловища, ноги выпрямлены, плечи расслаблены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.

Франсуа Роден. Мыслитель, 1880-1882

Виктор Васнецов. Алёнушка, 1880-1881

В дальнейшем значение позы в изобразительном искусстве возросло. Поза передаёт уже не только гармонию человека, его телесную и духовную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления, мечты. Таков знаменитый «Мыслитель» Франсуа Родена , по замыслу художника изображающий Данте у врат Ада , сочиняющего свою «Божественную комедию» . Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, символом силы человеческого разума, выражение "поза мыслителя" стало нарицательным.

В том же, 1880 году , русский живописец Виктор Васнецов начал работу над картиной «Алёнушка» , названной впоследствии известным критиком И. Э. Грабарем одной из лучшей картин русской школы. В позе Алёнушки, в её согбенной фигурке, вызывающей безмерную жалость, в трогательной худобе и девической нескладности всего её облика Васнецов выразил то, о чём на протяжении веков слагались множество русских песен и сказок.


Положение тела стоя (стойки)

Это естественное положение человека, выработавшееся в процессе длительного эволюционного развития. Оно является исходным для рабочих движений, в том числе спортивных, выполняемых на месте, без перемещения тела в пространстве, для начала поступательных движений, для создания поз, обеспечивающих последующие движения. Оно является также положением, завершающим упражнения или движения.

При симметричном стоянии тело человека находится в вертикальном положении, голова держится прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги выпрямлены, пятки сомкнуты, носки разведены под углом 65-70°.

Из внешних сил наибольшее значение для анализа работы двигательного аппарата в этом положении имеет сила тяжести, действие которой увеличивается сверху вниз и направлено на сжатие (сдавливание) звеньев тела в их соединениях. Наибольшую нагрузку испытывают таз и нижние конечности, а из звеньев последних - стопы. Причем на задний отдел стопы приходится примерно 3 / 4 тяжести тела, а на передний - 1 / 4 часть.

Площадь опоры представлена площадью опорных поверхностей стоп и площадью пространства между ними и составляет примерно 250-350 см 2 . При этом наиболее "жесткими" местами опорной поверхности, способными выдерживать значительную нагрузку, являются пяточный бугор и головки плюсневых костей, преимущественно 2-й и 3-й. О.ц.т. тела соответственно индивидуальным особенностям человека расположен в области 1-5-го крестцовых позвонков, выше площади опоры.

Устойчивость тела в данном положении зависит, как и во всех положениях тела, от величины площади опоры, высоты расположения о.ц.т. тела и проекции вертикали, опущенной из о.ц.т. тела на площадь опоры. Устойчивость будет больше, если стопы расположены на ширине плеч, меньше - если они сомкнуты; больше при опоре на всю стону, меньше - при опоре на пальцы. У людей высокого роста устойчивость меньше, чем у людей низкого роста. Сохранение равновесия возможно лишь в том случае, если вертикаль о.ц.т. тела не выходит за пределы площади опоры. Однако равновесие может быть нарушено раньше, чем эта вертикаль выйдет за площадь опоры, так как мягкие ткани стопы и даже пальцы не выдерживают нагрузки вышележащих частей тела, причем без обуви нарушение равновесия наступает раньше, чем в обуви, особенно с жесткой подошвой.

Симметричное стояние относится к неустойчивому виду равновесия. Степень устойчивости при движениях тела вперед и назад больше, чем при движениях в стороны (величина переднего и заднего углов устойчивости около 10°, а правого и левого значительно меньше), в связи с чем возможность выполнения движения тела вперед и назад больше, чем в стороны.

В зависимости от положения отдельных звеньев тела (туловища, головы, конечностей), а следовательно, от того, как проходит вертикаль тяжести вышележащего звена по отношению к нижележащему, различают три вида положения стоя: антропометрическое, спокойное и напряженное (рис. 69). Работа двигательного аппарата в каждом виде положения тела стоя зависит от того, как проходит вертикаль о.ц.т. тела по отношению к осям вращения в отдельных суставах. Поскольку тяжесть тела при симметричном стоянии распределена равномерно на правую и левую половины тела и перемещение вертикали о.ц.т. тела происходит в основном в передне-заднем направлении, наибольшее участие в удержании тела в равновесии принимают мышцы, расположенные спереди и сзади поперечной оси суставов, т. е. сгибатели и разгибатели.

Антропометрическое положение является исходным при измерениях длины тела, длины его отдельных звеньев, при изучении строения тела (в анатомии).

В антропометрическом положении тело несколько отклонено назад и соприкасается с ростомером (отвесом или стеной) областью затылка, лопаток, ягодиц и пяток. Несомненно, это положение вынужденное, малоудобное и утомительное. Вертикаль о.ц.т. тела расположена в одной фронтальной плоскости с центрами тяжести отдельных звеньев тела и центрами суставов. На площади опоры она проходит ближе к ее заднему краю. Угол устойчивости сзади очень мал, поэтому устойчивость тела в направлении назад невелика и при небольшой силе, приложенной в этом направлении, тело падает. Вместе с тем впереди запас опорной поверхности, внутри которой можно изменять положение тела без нарушения равновесия, довольно большой.

Нагрузка на мышцы, расположенные спереди и сзади поперечных осей суставов, распределяется более или менее равномерно. Анализ работы двигательного аппарата удобнее производить сверху вниз, начиная с готовы.

Центр тяжести головы, находящийся в области турецкого седла, расположен несколько впереди точки опоры (центра затылочного сустава), что обусловливает наклон головы вперед. Для сохранения ее в определенном положении необходимо напряжение мышц, разгибающих голову в атланто-затылочном сочленении. Степень напряжения их невелика, так как плечо силы тяжести небольшое (0,7- 0,8 см), а плечо их тяги довольно велико.

В области туловища линия тяжести по отношению к различным отделам позвоночного столба проходит неодинаково. В шейном отделе она идет спереди центров тел позвонков, плечо ее небольшое и напряжение разгибателей этого отдела позвоночника также невелико.

В грудном отделе наличие кифоза увеличивает плечо силы тяжести, а следовательно, и ее момент вращения, поэтому нагрузка на мышцы, разгибающие позвоночный столб, возрастает.

В поясничном отделе линия силы тяжести проходит несколько сзади центров тел позвонков, ее момент вращения стремится разогнуть этот отдел. Сохранение равновесия обеспечивается напряжением мышц живота, которое не так значительно, поскольку их плечо во много раз больше, чем плечо силы тяжести.

В области нижних конечностей расположение линии тяжести совпадает с центрами поперечных осей тазобедренного, коленного и голено-стопного суставов. Поэтому нагрузка на мышцы-сгибатели и разгибатели распределяется более или менее равномерно. Но эти мышцы развиты неодинаково, менее сильные, например мышцы передней поверхности голени, быстро устают, в связи с чем антропометрическое положение довольно невыгодно.

Работа двигательного аппарата верхней конечности несколько иная. При этом положении она имеет верхнюю опору. Сила тяжести, направленная вниз, стремится отделить нижележащую часть от вышележащей, а всю конечность - от туловища. Поэтому мышцы работают при проксимальной опоре (в области нижней конечности они работали при дистальной опоре, фиксируя вышележащую часть к нижележащей). Пояс верхней конечности фиксируют мышцы, поднимающие его, и мышцы, приводящие лопатку к позвоночному столбу. В области плечевого, локтевого, луче-запястного суставов и суставов кисти напряжены все мышцы, окружающие их. Например, в плечевом суставе - большая грудная, дельтовидная, широчайшая мышца спины, надостная, подостная и др.

Спокойное положение иначе называется удобным и приближается к осанке, т. е. к привычному для каждого человека способу держать свое тело. Голова при спокойном положении несколько наклонена вперед, грудной кифоз увеличен, поясничный лордоз, наоборот, уменьшен, грудная клетка уплощена, ребра опущены и приближены к позвоночнику. Увеличенное плечо силы тяжести головы увеличивает напряжение мышц, разгибающих голову, но они несколько растянуты и напряжены не сильно.

Положение грудной клетки уменьшает плечо силы тяжести, действующей на позвоночный столб, отсюда нагрузка на мышцы-разгибатели позвоночного столба не столь существенна.

В области нижних конечностей линия тяжести тела проходит позади центра поперечной оси тазобедренного, впереди коленного и голено-стопного суставов. На площади опоры она находится приблизительно в середине, что создает одинаковую устойчивость как при движениях вперед, так и при движениях назад, т. е. площадь опоры используется наиболее выгодно. В тазобедренном суставе действие силы тяжести направлено назад; это уменьшает наклон таза, мышцы живота поэтому менее растянуты и напряжены. Горизонтальное положение таза увеличивает действие силы тяжести на мышцы тазового дна, растяжение которых может повести к опущению органов таза. В коленном и голено-стопном суставах плечо силы тяжести также невелико. Равновесие в первом из них обеспечивается в основном натяжением крестообразных связок, а во втором - спецификой строения костей, образующих сустав. Поскольку блок таранной кости спереди шире, чем сзади, наклон голени вперед под действием силы тяжести создает необходимую фиксацию ее по отношению к стоне.

Естественно, с помощью одного связочного аппарата сохранить расположение звеньев тела невозможно. Определенное участие в удержании их в необходимом положении принимают и мышцы, хотя нагрузка на них невелика.

Напряженное положение - стойка "смирно", - мобилизуя внимание человека, создает наиболее благоприятные условия для выполнения движений и перемещений тела. Голова в напряженном положение тела держится более прямо, так что лицо занимает почти вертикальное положение, позвоночный столб разогнут, шейный лордоз и грудной кифоз уменьшены, поясничный лордоз, увеличен, грудная клетка приподнята, туловище как бы вынесено вперед, пояс верхних конечностей отведен назад.

Вертикаль о.ц.т. тела проходит спереди поперечных осей суставов и находится ближе к переднему краю площади опоры, в области головок плюсневых костей. Устойчивость при движениях вперед очень мала, достаточно небольшого расслабления мышц, как равновесие нарушается, создаются удобные условия для перехода в ходьбу. Нагрузка на мышцы задней поверхности тела резко возрастает. Удерживающую работу выполняют мышцы-разгибатели головы и позвоночного столба. Напряжение мышц-разгибателей позвоночного столба увеличивает наклон таза, что создает более выгодные условия для опоры внутренних органов. Мышцы живота несколько растянуты и напряжены. В области тазобедренного сустава напряжены мышцы-разгибатели бедра, работающие при дистальной опоре, что препятствует наклону таза вперед. В коленном суставе момент силы тяжести действует на переразгибание, чему препятствуют боковые и крестообразные связки. Напряжение четырехглавой мышцы бедра удерживает разогнутое положение конечности. Наибольший момент силы тяжести оказывается в области голеностопного сустава и суставов стопы. Для противодействия ему сильно напряжены мышцы-сгибатели стопы - задней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы.

Данные электромиографии (Е. Г. Котельникова) подтверждают эти положения.

Поскольку положение тела стоя выработалось в процессе длительного эволюционного развития человека, сформировались не только координационные механизмы в работе мышц, но и условия, обеспечивающие нормальное функционирование внутренних органов. Поэтому в положении стоя отклонений от нормального, присущего данному человеку, механизма дыхания нет, хотя при стойке "смирно" уменьшение грудного кифоза и выпрямление позвоночного столба создают условия, способствующие усилению вдоха и ограничению выдоха, а при спокойном стоянии - усилению выдоха. Изменение в положении верхних конечностей изменяет и механизм дыхания: если руки закрепить на поясе, то увеличивается экскурсия как верхнего, так и нижнего отдела грудной клетки, так как большая грудная, малая грудная, передняя зубчатая мышцы и широчайшая мышца спины, работая при дистальной опоре, способствуют движению ребер, т. е. являются вспомогательными мышцами вдоха; отведение рук в стороны до горизонтального уровня из-за участия грудных мышц в фиксации верхней конечности затрудняет верхнегрудное дыхание (для нижнегрудного дыхания затруднений нет, поскольку передняя зубчатая мышца и широчайшая мышца спины, находясь в несколько растянутом состоянии и фиксируясь на конечности, способствуют движению нижних ребер); аналогичное положение создается и при поднятых вверх руках.

Хотя положение тела стоя существенного влияния на развитие двигательного аппарата не оказывает, тем не менее напряженное положение - стойка "смирно" - создает определенные условия для формирования правильной осанки.

Осанкой называется привычный способ держать свое тело. Осанка имеет не только эстетическое значение, но и создает предпосылки для правильного функционирования внутренних органов. Осанку определяют строение скелета, развитие мышц, положение внутренних органов, состояние нервной системы и другие факторы. Если говорить о скелетных образованиях, то на осанку влияют состояние позвоночного столба, а именно выраженность его изгибов, положение пояса верхних конечностей, неодинаковая длина нижних конечностей и др.

Неравномерность в развитии мышц правой или левой половины тела может приводить к сколиозам, сопровождающимся не только искривлением позвоночника, но и неравномерным расположением костей пояса верхней конечности правой и левой сторон.

При более сильном развитии мышц передней поверхности груди (большой и малой грудных мышц) по сравнению с мышцами, супинирующими плечо (надостной, задней частью дельтовидной), а также мышц, фиксирующих лопатку к позвоночному столбу, возникает дефект осанки - так называемая сутуловатость, сопровождающаяся обычно и увеличением грудного кифоза.

Изменения в расположении внутренних органов брюшной полости также могут способствовать нарушению правильной осанки (например, опущение - птозы).

При нормальном состоянии нервной системы осанка хорошая, при подавленном, угнетенном состоянии она ухудшается.

Имеется несколько классификаций осанки.

В основе одной из классификаций лежит соотношение плоскостей грудной клетки и живота. По этой классификации различают четыре типа осанки: очень хорошую, хорошую, среднюю и плохую. При очень хорошей осанке передняя поверхность грудной клетки несколько выступает вперед по сравнению с передней поверхностью живота (он как бы втянут).

Хорошая осанка характеризуется тем, что передние поверхности груди и живота лежат в одной плоскости, голова немного наклонена вперед.

При средней осанке передняя поверхность живота несколько выступает вперед по сравнению с передней поверхностью груди, поясничный лордоз увеличен, продольные оси нижних конечностей наклонены вперед.

Плохая осанка характеризуется тем, что передняя поверхность живота сильно выдается вперед, грудная клетка уплощена, грудной кифоз и поясничный лордоз увеличены.

Наиболее объективной классификацией осанки является классификация, предложенная Л. П. Николаевым, в основу которой положена выраженность изгибов позвоночного столба. По этой классификации различают пять типов осанки: нормальную, выпрямленную, сутуловатую, лордотическую и кифотическую.

При нормальной осанке величина изгибов позвоночника находится в пределах средних значений. При выпрямленной осанке позвоночный столб прямой, изгибы плохо выражены. Сутуловатая осанка характеризуется увеличенным шейным лордозом, в связи с чем голова несколько выдвинута вперед, грудной кифоз увеличен. Лордотическая осанка отличается сильно выраженным поясничным лордозом. При кифотической осанке резко увеличен грудной кифоз.

О. Н. Аксенова кроме этих крайних типов выделяет еще промежуточные.

Наличие искривлений позвоночника (сколиоза) легко обнаружить визуально по линии остистых отростков. Сутуловатость определяют по так называемому плечевому показателю, который представляет собой отношение ширины плеч к плечевой дуге, измеренной сзади между акромиальными точками (во избежание дробных величин его умножают на 100). Он особенно удобен при динамических наблюдениях. Уменьшение величины показателя указывает на сутуловатость. Асимметричность в расположении пояса верхней конечности можно определить антропометром по расположению правой и левой акромиальных точек над спорной поверхностью.

Дефекты осанки довольно распространены, особенно среди детей школьного возраста. Так, А. Б. Гандельсман указывает, что 40,9% школьников имеют сколиозы, 17,8% - увеличенные кифозы и 23,4% -плоскую спину.

Большое значение в формировании осанки и в предупреждении возникновения ее дефектов имеют занятия физическими упражнениями. Однако и в процессе этих занятий необходим строгий контроль. Асимметричные движения в ряде видов спорта, усиленное развитие отдельных групп мышц без учета развития их антагонистов также могут привести к нарушению осанки. Задача тренера - не только исправлять имеющиеся дефекты осанки, но и предупреждать их.

Из мышц туловища большое значение для формирования хорошей осанки имеют мышцы задней поверхности туловища, особенно мышца, выпрямляющая туловище, а также мышцы живота.

Выполните задания. Современная наука. Основные причины смертности. Сокращение жизни. Нарушение экологического равновесия. Теория низких температур. Ответьте на вопросы. Историческая справка о продолжительности жизни. Спокойный вдох. Ознакомить обучающихся с причинами старения организма. Пути продления жизни. Теория энтеросорбции. Свободно – радикальная теория. Человек. Основные причины смерти. Современные теории продления жизни.

«Физика в организме человека» - Состав крови. Виды деформации в теле человека. Образование звука. Каков механизм процесса дыхания у человека? Задача №1 Cколько литров крови за 1 год прокачивает сердце человека? Выполняет в организме функцию переносчика кислорода от органов дыхания к тканям. Задача Сколько таких шариков содержится в 5 л крови? Эпиграф. Каков механизм процесса движения пищи по пищеводу? Строение органа зрения. Состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глоточной, ротовой и носовой полости.

«Изучение человека» - Лечебные факторы. Эмоции. Валеология. Нарушение согласованности течения обменных процессов. Человек. Обобщенная чувственная реакция. Стадии работоспособности. Ландшафтотерапия. Экология человека. Уровень жизни человека. Природа человека. 7 валеологических уровней. Мозг. Организм и его составные компоненты. Настроение. Целесообразная функция. Экология человека и медицина. Проблемы физического и психического здоровья.

«Следы ног человека» - В зависимости от свойств поверхности. А - передний край; Б - внешний край; В - задний край; Г - внутренний край. Криминалистическое исследование следов ног человека. Статические следы ног (обуви). В дорожке следов измеряются: длина шага, ширина шага Угол разворота стопы. Поверхностные. Динамические следы ног (обуви). Следы босых ног. В зависимости от механизма следообразования. Обуви и ног. Одетых в носки, чулки.

«Физика человека» - Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений. Физика опорно-двигательного аппарата человека. Амплитуда периодических колебаний давления. Всем известно, что физика – это наука о природе. Физика слуха. Расчет массы крови. Определение механической работы и мощности. Физика человека. Физика сердца. Условные обозначения. Диаграмма. Определить мощность, развиваемую человеком. С возрастом частотный диапазон слуха человека сужается.

«Человек как биологический вид» - Современный человек. Генетические маркеры. Свобода воли. Историческое развитие. Возникновение линии эволюции. Возможность членораздельной речи. Набор структурных генов. Нарастание сознания. Человечество. Ложное дружелюбие. Человекообразные обезьяны. Эволюция. Создатель культурной среды. Человек разумный. Эффективность социальной составляющей. Сознание. Биосоциальное существо. Эволюционный принцип.



Владельцы патента RU 2291680:

Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека. Способ включает визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявление нарушения его мышечного каркаса. Проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом. Затем выполняет упражнения на ходьбу и выполняет движение с фиксированным положением таза. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Изобретение относится к области медицины, а именно, к способам восстановления биомеханического баланса опорно-двигательного аппарата человека путем восстановления вертикальной оси его тела.

Изобретение может быть использовано для профилактики плоскостопия; укрепления и реабилитации мышц тазового дна после родов, для профилактики мужской импотенции; для восстановления мышечного баланса ослабленных мышц; поддержания суставной подвижности за счет восстановления тонуса мышечно-связочного аппарата.

Изобретение может быть использовано также в спортивной медицине для восстановления опорно-двигательного аппарата в период реабилитации спортсменов. Кроме того, изобретение может найти применение в такой профессиональной области, как бальные танцы, балет, не только для реабилитации, но и совершенствования профессионального мастерства.

Известно, что центральная вертикальная линия, проходящая через центр тяжести тела, проходит через таранно-ладьевидный сустав стопы, голеностопный сустав, внутреннюю часть коленного сустава до тазобедренного сустава, затем через 3-й поясничный позвонок по вертикальной части грудного отдела позвоночника, далее проходит через 1-й грудной позвонок и затылочный надмыщелок. В итоге вес тела равномерно распределяется на тазобедренные суставы. При этом переднезаднее равновесие удерживает равномерное распределение веса по центральной линии. При таком перераспределении веса легко варьировать равновесие, так как весь позвоночник и суставы нижних конечностей в состоянии обеспечить оптимальную вертикальную осанку за счет синхронного напряжения мышц.

В повседневной жизни тело человека испытывает значительные сжатия. При этом усилия, приводящие к изменению оси тела и его частей, приводят к изменениям в тканях опорно-двигательного аппарата, различным травмам и устойчивому снижению тонуса мышц. Задача восстановления вертикальной оси тела человека является основной при коррекции опорно-двигательного аппарата, в том числе, восстановления его мышечного каркаса.

Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в проведении сначала расслабляющего массажа стоп, передней поверхности голени, периостального массажа в области гребня большеберцовой кости, затем расслабляющего массажа с растягиванием икроножной мышцы, после которого осуществляют мобилизацию в суставе Лисфаранка путем давления на подошвенную область ладьевидной кости, затем проводят тонизирующий массаж наружной подошвенной поверхности стопы и подошвенной поверхности, направленный на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, кроме того, при обнаружении признаков смещения основания крестца выполняют соответствующие упражнения, направленные на устранение выявленного смещения, при наличии компенсаторной боковой деформации поясничного отдела позвоночника проводят упражнения на увеличение силы пояснично-подвздошной мышцы, противоположной смещению крестца, на контралатеральной стороне проводят релаксацию с растяжением мышцы, при наличии начинающейся ротации позвонков деформированной части позвоночного отдела проводят упражнения на увеличение силы наружной косой мышцы живота на стороне вогнутой части дуги деформации и релаксацию с растяжением на контралатеральной стороне (см. RU 2222307 С2, 27.04.2004).

Однако в известном способе восстановление вертикальной оси проводится без включения в работу больших полушарий головного мозга человека. Отсутствует память навыка нового движения и закрепления его, что снижает эффективность самого способа.

Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека путем анализа топографии тела в целом с помощью проекционной стереофотометрии, выявления патологий костно-мышечной системы с последующей выдачей рекомендаций, направленных на восстановление вертикальной оси, в том числе, использование ортопедических стелек-супинаторов (см. [email protected]).

В известном способе восстановления вертикальной оси тела человека для формирования и закрепления в памяти нового навыка движения необходим достаточно длительный промежуток времени использования дополнительного средства - супинатора. Кроме того, известный способ осуществляет восстановление вертикальной оси без осознанного включения в работу больших полушарий головного мозга человека при формировании и закреплении памяти нового навыка движения, что снижает эффективность самого способа.

Задача, решаемая изобретением, заключается в создании способа восстановления вертикальной оси тела человека, в котором человек осознанно формирует новый навык движения, корректирующий вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти.

Техническим результатом является возможность восстановления вертикальной оси тела человека за счет осознанного формирования им самим нового навыка движения и закреплением его в памяти. Это достигается тем, что в способе восстановления вертикальной оси тела человека предварительно осуществляют визуальный осмотр человека, выявляют отклонения от оси, затем проверяют активность мышечного каркаса человека путем контроля за выполнением человеком упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при этом обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при выполнении этого упражнения при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягивание копчика внутрь, затем выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

В предлагаемом способе последовательность упражнений идет от стопы вверх до тазобедренного сустава.

Способ осуществляется следующим образом:

Сначала проводят визуальный осмотр положения тела человека в позе стоя, в ходе которого определяются его конкретные отклонения от классической вертикали. Особое внимание обращают на центры суставов и центр массы тела. Функциональный анализ положения человека в позе стоя осуществляют в соответствии с известной методикой (см. В.И.Дубровский и др., "Биомеханика", Учебник для сред. и высш. учеб. заведений, М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, стр.55-58).

Затем осуществляют проверку динамики выполнения упражнений, точность выполнения через слово и через показ, а также определяют влияние на человека внешнего фактора (привыкание к залу, наличие предметов, освещенность, звуковой фон) и определяют отношение человека к своим "неумелым" движениям. Для этого предлагают человеку ряд упражнений:

Удержание гимнастического кольца на пальцах обеих рук;

Вращение кольца вокруг ладони, по часовой и против часовой стрелки;

Вращение кольца вертикально по полу, успевая самому пройти круг.

Человеку предлагают также соразмерить свое движение относительно вращения кольца:

На расстоянии не менее 6 метров накинуть обруч на спинку стула, при этом бросок выполняется двумя руками от груди;

Сидя на стуле, руки вверху, обруч горизонтально, бросок обруча вверх, руки прижать к себе. Обруч должен пройти вниз, не касаясь тела.

При контроле за выполняемыми упражнениями особое внимание обращают на постановку стоп (пронация/супинация), какая нога активнее, каков угол сгибания в коленях при основной стойке, на смещение таза относительно центра тела, проявленные асимметрии в теле. Это необходимо для проверки возможности управления движениями через мозг.

В предлагаемом способе исключен "жесткий тренинг" в виде команд и тело обучаемого плавно выводится на собственное, индивидуальное звучание.

После чего человека обучают новым навыкам ходьбы. Сначала предлагают обучаемому поставить стопы вместе и посмотреть в зеркало на свое лицо, затем развернуть носки на угол 45°. При каждом изменении положения своего тела обучаемому предлагают контролировать свои ощущения. Как показывают наблюдения за обучающимися, устойчивее стоять во второй позиции упражнения, а возникающие при этом ощущения это ощущения радости и желания общаться. При первой позиции упражнения - человек замкнут в себе.

Затем обучаемому предлагают пройти свои обычные шаги, проконтролировав угол сгибания в колене, подтягивание ноги, поскольку с детства в шаги человека закладывается звуковое сопровождение: "Поднимай ноги". Далее обучаемому предлагают выполнить новую систему движения перехода - мах ноги через вертикаль. Нога через вертикаль сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос. Это и есть обретение нового навыка движения.

При выполнении упражнений на нижние конечности ноги прямые, колени втянуты за счет напряжения надколенной мышцы, которая при выполнении шаговых движений не контролировалась сознанием человека. В обычной практике движения согнуть сустав легче, чем выпрямить. Таким образом, в соответствии с предлагаемым способом при выполнении ходьбы активизируются мышцы, ранее менее задействованные. Это позволяет разгрузить напряжение "усталых" мышц.

При обучении новым навыкам движения обучаемому предлагают выполнить ряд упражнений. Исходное положение:

ноги - правая на опоре большого пальца ноги, пятка повернута внутрь, влево, левая впереди под углом в 45°. Обучаемому предлагают провести правую ногу через соприкосновение пяток с выносом вперед, развернутую в стопе. Совершить несколько маховых движений ногой вперед-назад, удостоверившись, что нога проходит и не задевает пол. То же самое предлагают проделать с другой ноги. В случае недостаточной подвижности голеностопного сустава проводят дополнительные общеразвивающие упражнения. После чего обучаемый начинает выполнять движение вперед мелкими переступаниями, пятки вместе, руки внизу, голова прямо, ноги прямые.

Обращают внимание обучаемого на внутренний образовавшийся клин между стопами с углом разворота в 45°. При таком угле разворота стоп общий центр тяжести тела и поперечная ось тазобедренного сустава лежат в одной плоскости, обеспечивается наибольшая степень устойчивости тела при движении вперед или назад. При этом движении импульс начинается - пятка, свод, большой палец, внимание обучаемого обращают на свод стопы. При движении назад импульс начинается - мизинец, свод стопы, пятка.

Известно, что вертикальная ось стандартной нижней конечности проходит от подвздошной кости через середину коленной чашечки и второй палец стопы. В позе стоя тяжесть тела распределена равномерно на обе нижние конечности.

В предлагаемом способе меняется направление вертикальной оси от подвздошной кости, через коленный сустав и до ладьевой внутренней косточки, Таранная кость распределяет равномерно нагрузку массы тела через пяточную и плюсневые косточки. Работа происходит за счет внутренних мышц бедра, которые мало задействованы в повседневной практике движения.

Как показали проведенные испытания способа, индивидуальные характеристики ног, в том числе Х-образные и О-образные ноги, в результате освоения нового навыка ходьбы изменяют свою вертикальную ось. Общеизвестно, что последовательное вовлечение мышц в работу и точная координация их сокращений при ходьбе обеспечивается центральной нервной системой и, главным образом, корой больших полушарий головного мозга. Считается, что ходьба представляет собой автоматизированный, безусловный рефлекс, который приводит к созданию жестких, устойчивых стереотипов, приводящих к потере гибкости суставов, в конечном итоге, их мобильности.

При постановке стопы на горизонтальную поверхность по устоявшейся практике ходьбы человек выполняет шаг с пятки, получая удар в поясничную область. В прелагаемом способе стопа ставится в средину свода, которая образуется при пересечении двух диагональных линий от мизинца к пятке, от большого пальца к пятке. Две ладьевые косточки (внутренняя и внешняя) удерживают равновесие голеностопного сустава. Это позволяет обеспечить мягкую амортизацию свода стопы и активизацию поперечных осей стоп, которые отвечают за тазовый, коленный, голеностопный суставы.

При выполнении устоявшейся практики ходьбы идет расслабление голеностопных связок, приводящих к изменению постановки стопы. Чаще всего, именно стопа находится в положении гиперпронации.

Предлагаемый способ восстанавливает мышечный каркас нижних конечностей, что, в конечном итоге, позволяет восстановить вертикальную ось человека. Все нарушения стоп происходят оттого, что идет недостаточное перераспределение массы тела.

Первый контроль за своими движениями через центральную нервную систему происходит с участием больших полушарий мозга. Правое полушарие управляет логическим мышлением, а левое отвечает за восприятие художественных образов. Они связаны между собой нервными волокнами мозолистого тела. Кора головного мозга образует внешнюю часть полушарий центрального сознания, где осуществляются мыслительные процессы, осознаются сенсорные стимулы, реализуется произвольный контроль движений. У нормального человека работает весь мозг. У человека типа "зверь-человек" работает только мозжечок. У "человека" работает кора, подкорка, и начинают работать таламическая и гипоталамическая зона, т.е. работает средний мозг. Левое полушарие отвечает за воспроизведение, но, если восприятие будет неправильным, то человек, обладая большим объемом информации, не сможет правильно высказаться. Правое полушарие воспринимает мир. Единственная возможность равновеликого развития, когда оба полушария развиты одинаково.

При выполнении упражнений нервный импульс, поступающий из головного мозга, чаще всего ослабевает в области коленей и локтей.

Головной мозг действует, интегрируя поступающую информацию, выбирая нужный ответ, и дает инструкцию соответствующей части тела, органу, как поступить. Таким образом, нервная система обеспечивает коммуникацию и координацию взаимодействий между всеми органами, а также с внешним миром. Известно, что эта система взаимодействий имеет сложную структуру. Она состоит из тела, которое включает в себя все органеллы. Это ядро, митохондрии, рибосомы и эндоплазматический ретикулум. Нервная клетка имеет окончание - дендриты, коротенькие нервные окончания, которые собирают всю информацию из внешней и внутренней среды и направляют ее по своим клеточкам. Дендрит - переводится как "дендрос" - дерево. Как ветви дерева, собирают информацию и переносят в тело клетки. Оттуда эта нервная информация, пройдя через ядро, через тело клетки, проходит по аксону уже следующей клетки. Аксоном является самая длинная часть нервной клетки, передающая импульс. Ее длина больше метра. Аксон заканчивается синоптическим окончанием. В нем вырабатывается медиатор, который передает возбуждение с одной клетки на другую. Та, в свою очередь, принимает нервное возбуждение на дендриты, проводит через тело и потом через аксон, на следующую клетку. Так, соединяясь, нервные клетки могут передавать информацию, например, из головного мозга до самой нижней части тела.

Отсутствие информации о состоянии двигательного аппарата в каждый момент движения приводит к тому, что мозг теряет способность контролировать, оценивать характер движения и вносит поправки на всех этапах двигательного акта. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вызывают их сокращения, процесс этот не контролируется и не регулируется, так как отсутствует обратная связь, без которой невозможно управление двигательными актами и выполнение точных и плавных движений. Известно также, что потеря чувствительности приводит к ослаблению мышечного тонуса.

Обучение новому навыку ходьбы позволяет контролировать своим сознанием проход первого импульса от головного мозга до стопы, за счет чего обеспечивается обратная связь.

После освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом. Исходное положение прежнее.

Обучаемому предлагают выполнить шаг с прямой ноги, развернутой стопой. При этом отталкивание обучаемый выполняет с большого пальца и через соединение пятки с пяткой останавливается в статическое исходное положение. Шагательные движения характеризуются попеременной активностью ног с чередованием отталкивания и переноса каждой ноги. В теории, отталкивание, как основа шагательных движений, неразрывно связаны с подготовкой к нему, следовательно, в практике, обучаемый удерживает свое внимание на переходе ноги с большого пальца, на постановку слегка супинированной стопы. Обучаемый глазами фиксирует, насколько правая или левая стопа ушла от оси продольного шагательного движения, за инерционным моментом раскачивания тела вдоль и поперек оси, за направлением стопы от пятки через свод стопы до большого пальца. При выполнении упражнения отслеживается импульс, идущий по ноге от головки бедра, удерживая внимание на напряжении свода стопы. В опорный период шагательного движения осуществляется амортизация. Она начинается с постановки ноги на опору и заключается в торможении движения тела по направлению к опоре. Происходит уступающее движение, мышцы растягиваются и уменьшают скорость движения тела вниз. К концу амортизации вертикальная составляющая скорости общего центра масс (ОЦМ) тела падает до нуля, опускание вниз прекращается. Горизонтальная же составляющая скорости за это время уменьшается, тело не останавливается, а продолжает медленно двигаться вперед. Амортизация заканчивается в момент прекращения движения ОЦМ тела вниз. Для амортизации шага обучаемому предлагают постановку ноги производить в центр свода стопы. Этим достигается легкость и плавность всех элементов шага и ощущение невесомости тела. Стыковка стоп производится с правой и левой ноги при движении вперед и аналогично при движении спиной назад.

После освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад свободным шагом, при этом исходное положение остается неизменным. При каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела между стоп, сохраняя дольше двухопорное положение, иначе тело будет либо впереди, либо сзади. Поскольку при движении массы тела перемещается и общий центр тяжести, но для сохранения равновесия его проекция не должна выходить за пределы площади опоры.

Известно, что длина обычного шага составляет 76-79 см. У мужчин она больше, чем у женщин. Длина шага при выполнении всех упражнений предлагаемого способа будет зависеть от того, насколько обучаемый сможет удержать тело между стопами. Известно также, что двигательная система управляет всеми целенаправленными движениями тела во внешнем мире. Они всегда сопровождаются работой и реакциями механизмов позы, идет ли речь о подготовке к движению или о коррекции позы во время движения. Тесная взаимосвязь между функцией позы и направленными функциями - функциональное свойство двигательной системы. Без контроля позы со стороны двигательной системы человек беспомощно рухнет на землю. Поэтому удерживание обучаемым положения позы, при которой тело находится в состоянии равновесия, является важным фактом осознания им своей вертикальной оси. При выполнении этого этапа не следует торопиться, т.к. это первая "примерка" к своей вертикали.

В военной практике применяется строевой шаг, где вынос ноги происходит махом прямой ноги и жесткое опускание на поверхность с ударом стопы (печатают шаг). Гражданский шаг отличается переносом согнутой в колене ноги со свободным опусканием стопы на опору. В предлагаемом способе нога проходит прямой, но с контролируемой постановкой стопы на опору. Нога при прохождении положения вертикали сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос.

После освоения третьего упражнения обучаемый переходит к выполнению четвертого упражнения, при котором сначала осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягиванием копчика внутрь. Затем он выполняет движение вперед назад новым усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза.

Фиксация тазовой части осуществляется следующим образом. Левая рука лежит на животе, правая сзади на тазовой части. В таком положении можно варьировать положением таза - вперед, назад. Обучаемому предлагают найти копчик и мысленно провести его по направлению вперед вверх, до пупка. В этом случае напрягаются ягодичные мышцы и мышцы нижнего пресса, т.е. осуществляется "втягивание живота" без участия диафрагмы. При таком положении таза обеспечивается свободный вдох-выдох. Кроме того, идет иннервация половых органов, нет отведения таза вперед, назад, в сторону и, следовательно, тазовая часть находится в фиксированном положении, обретая вертикальную ось нижних конечностей.

При таком фиксированном положении таза обучаемый выполняет шагательные движения вперед и назад. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Как показали проведенные исследования, после освоения человеком комплекса упражнений в соответствии с предлагаемым способом восстанавливается тонус мышечного каркаса опорно-двигательного аппарата и вертикальная ось. Были проведены исследования с использованием известного прибора для экспресс диагностики опорно-двигательного аппарата "Плантоскопа", регистрационное удостоверение №ФС 02012004/0340-04, код ОКП 944280. Исследования проводились до и после освоения нового навыка ходьбы. У 70% обученных новому навыку ходьбы было зафиксировано изменение вертикальной оси тела человека в сторону ее восстановления. В эксперименте участвовали 100 человек.

Способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в том, что осуществляют визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявляют нарушения его мышечного каркаса, затем проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека навыкам ходьбы, корректирующим вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза напряжением ягодичных мышц и втягиванием копчика внутрь, напрягая при этом только мышцы живота нижнего пресса, и выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком каждый день не менее 30 мин до формирования устойчивого навыка ходьбы.

Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре, и может быть использовано для лечения и реабилитации, больных с рубцовыми стенозами гортани и трахеи различной этиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека