День белорусской науки. Научные открытия беларуси и россии


Беларусь по праву гордится как , так и учёными. расскажет, какие известные учёные, деятели науки и культуры, прославили нашу страну и не только.

Игнат Домейко (1802 — 1889)

Место рождения: город Новогрудок Гродненский области

Область исследований: геология, минералогия, , этнология

Белорус по происхождению, который стал национальным героем Чили. Человек с активной гражданской позицией и непревзойдённый учёный. Один из лучших выпускников Виленского университета. Член тайного общества филоматов ["любителей наук" - прим. ред.] . После участия в восстании 1830 — 1831-х годов был вынужден эмигрировать во Францию. Там окончил горную школу и получил диплом горного , после чего уехал работать по приглашению в Чили, где и раскрылся его потенциал учёного-исследователя.

Геология, минералогия, , этнология — по всем этим направлениям остались ценные работы. При жизни он снискал славу учёного с мировым именем, это подтверждено участием во многих научных обществах Европы. Долгие годы Игнат Домейко был ректором Чилийского университета. Организовал метеорологическую службу в Сантьяго-де-Чили.

В 2002-м исполнилось 200 лет со дня рождения нашего земляка, в память о его заслугах ЮНЕСКО назвала этот год именем выдающегося филомата

Иван Черский (1845 — 1892)

Место рождения: имение Сволна Витебской губернии

Область исследований: география, геология, геоморфология, палеонтология

Исследователь Сибири родом из Беларуси. Именем известного учёного назван ряд географических объектов. Составил карту озера Байкал, которая была представлена на Международном географическом конгрессе в Венеции и удостоена малой золотой медали. Получил блестящее надомное образование, его обучением занималась мама. На момент поступления в Виленскую гимназию знал французский, немецкий, английский и латынь, играл на фортепиано, рисовал. Когда Черскому исполнилось 15 лет, поступил в Правительственный институт Вильно.

Как он оказался в Сибири? За участие в восстании 1863 года под руководством Калиновского был пожизненно сослан в Сибирь, лишён дворянского титула, а его родовое имение конфисковали. Уже в ссылке познакомился с географами и геологами, которые привили интерес к природе и таким образом помогли молодому учёному раскрыть свой талант.


Геологическая карта Черского, на которой изображено озеро Байкал

Николай Судзиловский (Никола Руссель) (1850 — 1930)

Место рождения: город Могилёв

Область исследования: этнография, география, химия и биология

Уроженец Могилёвщины, который стал первым президентом сената Гавайских островов, а ещё и знаменитый учёный. Окончил юридический факультет Петербургского университета, но за участие в студенческих волнениях его отчислили. Затем поступил на медицинский факультет Киевского университета. Так было положено начало медицинскому будущему, которое в будущем принесло мировую славу нашему соотечественнику.

Врождённое чувство справедливости не позволяло ему оставаться в стороне от происходящих событий, где бы он ни был. Под псевдонимом Николай Руссель участвовал в восстании болгар против турок. Приехав на Гавайские острова, поддерживал демократические преобразования — на тот момент Гавайи были королевством. Успешно совмещал общественную и научную деятельность. Оставил после себя географические описания Гавайев и Филиппин. Известный учёный Беларуси стал членом Американского общества генетиков.


Николай Судзиловский разговаривал на восьми европейских языках

Александр Чижевский (1897 — 1964)

Место рождения: Гродненская губерния

Область исследования: биофизика, философия, поэзия

Знаменитый исследователь биологического воздействия Солнца и Вселенной на людей. Изучал совпадение периодов солнечной активности со вспышками войн в истории человечества. Александр Чижевский был разносторонне одарён: основатель космического естествознания и гелиобиологии, философ, поэт, художник, а также почётный профессор университетов Европы, Азии и Америки.


Истории жизни учёного был посвящён советский научно-документальный фильм «Солнечный пленник»

Софья Ковалевская (1850 — 1891)

Место рождения: имение Полибино Витебской губернии

Область исследования: математика, механика и астрономия

Первая в мире женщина-профессор математики. Интерес к царице наук ещё с малых лет перерос в дело всей жизни. Юная Софья хотела изучать любимую науку в университете, но правила того времени не позволяли женщине получать высшее образование. А чтобы поехать учиться в заграничный вуз, нужно было разрешение отца или мужа. Отец Софьи не дал своего согласия, тогда девушка в 18 лет вступила в фиктивный брак с молодым учёным Ковалевским. Авантюра окончилась хэппи эндом: со временем фиктивный брак перерос в настоящую семью, а госпожа Ковалевская стала всемирно известным математиком. Она посвятила много работ математическому анализу, механике, астрономии.


Софья Ковалевская была наделена ещё и писательским даром: её перу принадлежат две повести — «Нигилистка » и «Воспоминания детства »

Павел Сухой (1895 — 1975)

Место рождения: город Глубокое Витебской области

Прославились витебчане не только полётом художественного слова, но и конструкторской мысли. Павел Сухой по праву считается звездой белорусской технической науки. Во время учёбы в Императорском училище занимался разработкой самолёта, встречался и общался с лётчиками, чьи рассказы о полёте безгранично воодушевляли молодого конструктора. В годы Великой Отечественной войны под его руководством был создан бронированный штурмовик Су-6. После известный учёный Беларуси занялся разработками в области реактивной авиации.


Павел Сухой — автор 50 оригинальных конструкций самолётов, более 30 из них были построены и испытаны

Михаил Высоцкий (1928 — 2013)

Место рождения: деревня Семежево Минской области

Область исследований: технические науки (реактивная и сверхзвуковая авиация)

Минщина подарила Беларуси талантливого машиностроителя — Михаила Высоцкого. Путь будущего учёного и конструктора начинался с работы слесаря-сборщика на Минском автомобильном заводе. Затем он окончил автомеханический техникум и уже заочно — машиностроительный институт в Москве. Руководил созданием лучших моделей автомобиля МАЗ, в течение десятилетий являлся генеральным конструктором по автомобильной технике Беларуси. На его счету 134 изобретения и 17 патентов. В 2006-м году удостоен звания Герой Беларуси.


Мемориальная доска в честь Михаила Высоцкого на здании «Объединённого института машиностроения НАН Беларуси»

Жорес Алфёров (1930)

Место рождения: город Витебск

Область исследований: физика

Есть среди известных учёных Беларуси и Нобелевский лауреат (звание присвоено в 2000 году). Пусть имя покажется незнакомым, но с его изобретениями все мы сталкиваемся ежедневно. Работа компакт-дисков и дисководов современных компьютеров была бы невозможна без «лазера Алфёрова».

Жорес Алфёров занимался исследованиями и разработками, возглавлял различные научные структуры и общества. В своё время был главным редактором журнала «Физика и техника полупроводников» и участвовал в выпуске другой периодики. Написал более 500 научных работ, три монографии и создал 50 изобретений.


Светофоры, мобильные телефоны, автомобильные фары, оборудование в супермаркетах — в них используются открытия белоруса

Борис Кит

Место рождения: Санкт-Петербург

Область исследований: астронавтика, математика, физика, химия

Хотя Борис Кит и родился в России, большую часть жизни провёл на родине отца — нынешнем городском посёлке Кореличи Гродненской области.

Долгое время преподавал в местных гимназиях, не прекращал работу даже во время немецкой оккупации, за что очутился между двух огней. С одной стороны, под угрозой ареста тайком от немцев пытался развивать программу торговой школы в Молодечно до уровня университетской. Со второй стороны, партизаны воспринимали его просветительскую деятельность не во благо белорусов, а как содействие врагу. Чтобы избежать карательных мероприятий, Борис Кит эмигрировал в Германию, затем — в США. Здесь учёный активно занимался разработками: использовал жидкий водород в ракетостроении, участвовал в разработке топлива для космического корабля «Аполлон», челночного космического корабля «Шаттл». В 1960 году выпустил первый в истории учебник по топливу для ракетных систем. Имя Бориса Кита заложено в «капсулу времени» лучших учёных мировой космонавтики, замурованную в стену американского Капитолия.


В Беларуси учреждена Премия имени Бориса Кита, которая вручается писателям, учёным, журналистам и студентам, известным своей демократической деятельностью

Молодые учёные Беларуси и как попасть в их ряды

Белорусская наука не стоит на месте. При Академии наук Беларуси работает 15 советов молодых учёных, которые занимаются исследованиями в разных научных сферах. Чтобы попасть в ряды молодых учёных, нужно пройти несколько этапов. Сначала необходимо получить высшее образование, окончить магистратуру и аспирантуру любого . Во время учёбы желательно участвовать в научных конференциях и публиковаться. По окончанию аспирантуры необходимо написать и защитить диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук. Затем Высшая аттестационная комиссия РБ решает присвоить учёную степень или учёное звание. Это трудоёмкий путь, но по нему можно идти, если занимаешься любимым и полезным делом. Не ради собственного тщеславия, а во имя науки и прогресса.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях




Несомненным достижением Беларуси можно считать запуск белорусского спутника дистанционного зондирования Земли. Рабочая орбита космического аппарата составляет км. Космический аппарат следит за природными ресурсами, сельхозугодьями, находит лесные пожары. А первые космические снимки со спутника купили за рубежом уже через месяц после запуска.


В Институте физики Б.И.Степанова НАН Беларуси разработали прибор для бесконтактной экспрессной оптической диагностики раковых опухолей. Применение новинки в медицине поможет сократить не только время, но экономические затраты на проведение диагностики онкологических заболеваний. Инновацию можно будет использовать при мониторинге и локализации раковых опухолей непосредственно во время хирургических операций. Институт сотрудничает с научными центрами и компаниями Индии, Китая, Саудовской Аравии, ЮАР, Италии, Германии, Франции, Польши, России и других стран.




В России создана автономная цифровая панорамная камера 4K с уникальными характеристиками: устройство состоит из 12 камер, объединенных в единое целое. Каждая из этих камер включает в себя интегрированный оптический модуль с объективом, светочувствительный сенсор, блок управления экспозицией и диафрагмой, а также интерфейсы согласования управления.


Как говорят разработчики, их решение позволяет получать от 0,5 до 1 грамма золота из расчета на 1 тонну использованного топлива. Созданная установка основана на стократной системе очистки образуемого в результате сгорания каменного угля дыма. Все осевшие примеси позже смываются водой и проходят через фильтр. Там из них извлекается золотой концентрат, который впоследствии может быть использован для получения золота. Российские ученые получили золото из сжигаемого угля


Российский кварцевый мини-диск Ученые разработали новые защищенные носители информации – кварцевые мини-диски объемом 1 терабайт (Тбайт). Главным же преимуществом кварцевых мини-дисков является то, что они легко переносят внешнее воздействие и остаются невредимыми. Например, такой носитель информации легко выдерживает высокую температуру и сильное воздействие электромагнитного излучения.


В России создан подводный робот, работающий на энергии волн МариБОТ (MariBOT) – так называется разработка ученых лаборатории Самарского университета. Это автономно работающий на протяжении до 1 года роботизированный аппарат для исследования моря, состоящий из надводной и подводной части, соединенных между собой кабель-тросом. Уникальность конструкции робота заключается в отсутствии традиционного двигателя: аппарат преобразует энергию волны в энергию поступательного движения. Мари БОТу можно задать необходимые параметры, после чего он измерит гидрохимический состав воды, температуру, солёность, примеси и так далее. Причём он может снимать показатели по профилю, по глубине.

April 7th, 2015 , 03:55 pm

Штаб квартира компании находится в Минске. Главным разработчиком и автором идеи является белорус Виктор Кислый. Окончил БГУ (г Минск). Большая часть разработчиков игры являются гражданами Республики Беларусь

3. Лекарство от рака

в 2015 году, белорусскими учеными были успешно завершены испытания новой технологии лечения рака молочной железы. Испытания начались еще в 2004 году, и спустя 11 лет, данный метод наконец то прошел все необходимые испытания. Разработкой уже занитересовались ученые всего мира, включая США. Метод основан на лечении с подошью дендритных клеток. Автор и разработчик метода - Андрей Гончаров и Лев Титов. Оба являются гражданами Республики Беларусь.

Кстати, еше один интересный факт. Онкологам беларуси удалось добиться очень значительных успехов в области лечения многих форм рака. Так например, по итогам 2014 года, Беларусь заняла второе место по эффективности лечения рака головного мозга, уступив первенство только Швейцарии

Более подробно с технологией можно ознакомиться

4. БЕЛАЗ 57710


Самый большегрузный карьерный самосвал в мире выпускается в Беларуси на заводе БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ. Грузоподъемность монстра составляет 450 тонн. На данный момент это самый крупный самосвал в мире. По своим характеристикам он значительно опережает всех ближайших конкурентов, в том числе автомобили всемирно известной компании Caterpilar

Подробности читайте




Наука двигает прогресс

И у людей к ней интерес:

Исследовать и изучать,

И результаты получать.

Ученых мир весь поздравляет,

Престиж науки возрастает,

Открытий новых вам, друзья,

Ученых пусть растет семья!


ДЕНЬ БЕЛОРУССКОЙ НАУКИ

Жизнь ставит цели науке,

наука освещает путь жизни …


Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения.

Джон Дьюи

В конце 1993 года в Республике Беларусь был официально установлен праздник под названием «День белорусской науки». День науки в Беларуси ежегодно отмечается в последний воскресный день января.


Гениальные идеи приходят тем, кто заслужил их упорным трудом. В.И. Вернадский

Наука Беларуси имеет глубокие исторические истоки. Первые научные представления относятся к VII-VIII вв., когда у племен, населявших территорию нашей страны, началось выделение ремесел: литейного, кузнечного, гончарного, ткацкого.

Развитие этих ремесел было невозможно без определенных физических и физико-химических знаний.


Учёный – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Строс

Дальнейшему развитию науки, также письменности, литературы и культуры, способствовало распространение христианства (X-XII вв.). В монастырях и храмах создавались библиотеки, велись летописи, переписывались книги. Яркими представителями просвещения того времени являлись Е.Полоцкая и К.Туровский. Больше внимания уделялось природоведческим наукам.


Тот, кто знает науку, уступает тому, кто находит в ней удовольствие. Конфуций (Кун-Цзы)

В VIII-XIX вв. научные исследования особенно активными были в области астрономии, химии, географии, биологии, истории и этнографии, и связаны с именами известных белорусских ученых, среди которых:

Игнат Домейко

Мартин Почобут-Одляницкий

Иоахим Хрептович

Казимир Нарбут


Процесс научных открытий - это, в сущности,

непрерывное бегство от чудес.

Альберт Эйнштейн

В начале XIX века, с развитием машинного производства, появилась необходимость в решении сложных технических задач. Началось органичное соединение науки и техники. Активно работают белорусские ученые этого времени:



Науки и искусства - слава народа; они увеличивают его счастье.

Гельвеций

В 1929 г. на базе Института белорусской культуры была создана Белорусская академия наук. В довоенные годы белорусскими учеными проводились исследования в области геологии, географии, ботаники, зоологии, биохимии, медицины, физико-математических, философских, экономических и др. наук.

Начиная с 50-х годов быстро развивались физико-математические и технические науки, были созданы новые институты, организованы академические научные центры в областных городах.


Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина.

Уильям Грове

Среди тех, кто создавал отечественную

науку, благодаря научным достижениям которых в мировом научном сообществе появилось новое понятие «белорусская научная школа», – имена белорусских ученых:

Т.Н. Годнев

К.В. Горев

П.Ф. Рокицкий

А.С. Вечер

А.Р. Жебрак

Н.Д. Нестерович

А.Н. Севченко

В.Ф. Купревич

Ф.И Федоров

Б.И. Степанов


О

(приведем в пример лишь некоторые из них)

Из разработок, нашедших практическое применение, можно отметить создание в Институте физики им. Б.И. Степанова экспериментальных образцов лазеров, безопасных для глаз, которые не уступают лучшим мировым аналогам

Необычный драгоценный камень, называемый “красным изумрудом” впервые был выращен учеными из Научно-практического центра НАН Беларуси по материаловедению. В природе он встречается крайне редко. Искусственный же его аналог ничем не уступает по красоте, составу и качеству самородкам, но по цене стоит почти в 100 раз дешевле


О каких последних научных результатах сегодня может доложить белорусская наука?

В Центре светодиодных и оптоэлектронных технологий разработаны соответствующие мировому уровню светодиодные светильники для улицы и жилищно-коммунального хозяйства.

В Институте технологии металлов НАН разработаны составы чугунов, позволившие повысить стойкость деталей к износу на 30-40%.

Научно-производственное республиканское дочернее УП "Полимаг" представило технологию и оборудование для ультратонкой финишной обработки поверхностей в магнитном поле. Этот комплекс позволяет осуществлять управляемую коррекцию формы поверхности деталей оптики, лазерной техники и электроники.





Известные

сооружения


1.Где находится пирамида Хеопса?

  • Вавилон
  • Китай
  • Турция
  • Египет

2.Где расположена Эйфелева башня?

  • Канада
  • Австралия
  • Франция

3.В какой стране есть Великая стена?

  • Китай
  • Италия
  • Греция
  • Персия

4.Где расположен Александрийский столп?

  • Германия
  • Россия
  • Италия
  • Франция

5.В каком государстве расположен Биг-Бен?

  • Франция
  • Швеция
  • Германия
  • Англия

6.В какой стране построили Стоунхендж?

  • Бразилия
  • Мексика
  • Франция
  • Англия


1.В какой галактике находится наша планета Земля?

  • Млечный путь
  • Скопление Девы
  • Туманность Андромеды
  • Магеллановые Облака

2.У каких двух планет Солнечной системы нет спутников?

  • Венеры и Меркурия
  • Плутона и Юпитера
  • Урана и Марса
  • Сатурна и Земли

3.Кто первым полетел в космос?

  • Белка и Стрелка
  • Цыган и Дезик
  • Юрий Гагарин
  • Лайка

4.За сколько минут космический челнок совершает оборот вокруг Земли?

  • 90 мин
  • 5 мин
  • 60 мин
  • 24 часа

5.В каком году состоялся первый полет человека в космос?

6. Сколько раз человек высаживался на Марс?

  • ни разу


1.Приступ ЭТОГО продолжался у одного американца на протяжении 68 лет...

  • Икота
  • Зевота

2.В середине восьмидесятых ЭТО было сделано с силой 442 кг. А что?

  • Удар головой
  • Пинок
  • Пожатие руки

3.Средний вес ребенка при рождении - 3-4 килограмма. А сколько весил самый легкий в мире младенец?

  • 128 грамм
  • 950 грамм
  • 240 грамм
  • 1 кг 600 грамм

4.Именно ЭТИМ итальянский рекордсмен протащил велосипед с сидящими на нем 5 людьми на несколько метров.


5.Кто установил мировой рекорд, подтянувшись 844 раза?

  • Китаец
  • Немец
  • Американец
  • Россиянин

9.Сколько весил рекордсмен мира по тяжести тела?

  • 420 кг
  • 1020 кг
  • 370 кг
  • 560 кг


Работа в научном обществе:

Развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки; - формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; - даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; - воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; - способствует самоутверждению. Кроме того, вы получите дополнительную научную информацию, которая существенно поможет вам при освоении не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.







Этот этап в развитии географических исследований Беларуси можно определить как довольно сложный и противоречивый. С одной стороны, Беларусь стала самостоятельной республикой (в составе СССР), в которой активизировалось изучение природы и хозяйства. Появились национальные учебные и научные учреждения, были основаны Белорусский государственный университет и Академия наук Беларуси. Исследования начали проводиться планомерно и охватывать всю территорию республики. С другой стороны, почти половина территории республики находилась в составе Польши.

Именно на этот период пришелся пик сталинских репрессий.

Вклад в географические исследования Беларуси А.А. Смолича. Пожалуй, наибольший вклад в становление географической науки в Беларуси на данном этапе внес Аркадий Антонович Смолич - ученый-географ, общественный и политический деятель.

В чем же заслуга А.А. Смолича в изучении Беларуси? За сравнительно короткий период научной деятельности им было написано несколько фундаментальных географических работ. Среди них нужно выделить "Географию Беларуси" - первый учебник для белорусской школы, который открывался эпиграфом "Каб Беларусь пера стала быць краем невядомым для caмix беларусау". Учебник был напечатан в 1919 г. в Вильне, затем переиздавался с доработкой в 1923 и 1925 гг.

Кроме школьного учебника, А.А. Смолич издал в 1925 г. учебник "Kapoтки курс географii Беларусi" для высшей школы. В этом же году вместе с Н.В. Азбукиным он напечатал учебник по географии материков "Географiя пазаеурапейскiх Kpaiн".

Научная деятельность А.А. Смолича была разносторонней. Его статья "Типы географических ландшафтов Беларуси" стала первой ландшафтоведческой работой в Беларуси. За работы "Размещение населения БССР" (1929 г.) и "Сельскохозяйственные районы, предыдущая схема и методологические примечания" (1930 г.) он был награжден Малой золотой медалью Российского географического общества.

Исследования природы. На втором этапе дальнейшее развитие получили геологические и геоморфологические исследования Беларуси. С 1919 по 1930 г. была проведена 10-верстная геологическая съемка территории республики. Ее результатом стало открытие многих полезных ископаемых. В географической науке окончательно утвердил ось представление о неоднократных оледенениях и их роли в формировании рельефа Беларуси. Академиком Н.Ф. Блиадухо была проведена классификация четвертичных отложений и установлена связь рельефа с геологическим строением. В ряде работ были заложены основы геоморфологического районирования и картографирования территории Беларуси. В 30-х гг. вышли в свет первые карты четвертичных отложений республики. Особенно большой вклад внесли работы М.М. Цапенко. Ее научные идеи получили дальнейшее развитие в работах многочисленных учеников. Значительных успехов в 1930-е ГГ. достигли гидрологические исследования. Почти до 170 возросло количество гидрологических постов на реках и озерах республики. На них проводились наблюдения за уровнем воды и гидрологическим режимом. На реке Ведрич в 1928 г. была основана первая гидрологическая станция. В 30-х ГГ. начала действовать служба гидрологических прогнозов. Был составлен первый водный кадастр, который включал количественные и качественные характеристики водных ресурсов 130 рек и 15 озер республики. Начались регулярные исследования подземных вод.

Были установлены возможности водообеспечения Минска, открыты источники минеральных вод около Минска и Бобруйска.

В 1919 - 1941 гг. шаг вперед был сделан и в исследованиях климата Беларуси. Значительно расширилась сеть метеостанций и постов. В 1930 г. была создана Минская гидрометеорологическая обсерватория. Начали составляться регулярные прогнозы погоды, без которых тяжело представить нашу современную жизнь. Наибольший вклад в климатические исследования внес А.И. Кайгородов, который заложил основы климатологии Беларуси, основал службу прогноза погоды. Под его управлением в 1927 г. был издан "Климатический атлас Беларуси", включающий 78 карт.

В связи с необходимостью обеспечения населения продуктами питания важное значение приобрели исследования почвенного покрова. В 20-30-х гг. были открыты кафедры почвоведения в БГУ, Гомельском лесотехническом институте, организован Институт агропочвоведения и удобрений АН БССР. На базе земледельческого института в Горках в 1925 г. была создана Белорусская сельскохозяйственная академия. Начались крупномасштабные исследования почв на опытных участках. Под руководством Я.Н. Афанасьева была создана первая сводная карта почв БССР Научные работы Я.Н. Афанасьева в области классификации почв, их районирования имели большое практическое значение. Большое внимание уделялось проблеме мелиорации земель. Было осушено почти 270 тыс. га болот. Для разработки приемов осушения болот в Минске был создан Всесоюзный НИИ болотного хозяйства.

В 1919-1941 ГГ. больше внимания стало уделяться изучению растительного и животного мира, вопросам охраны природы. Под руководством И.Д. Юркевича была разработана первая классификация типов лесов. Именно на этом этапе были созданы первые заповедники: Березинский (1925 г.), Беловежская пуща (1939 г.).

Изучение населения и хозяйства. На качественно новый уровень в 1919-1941 г поднялись исследования территориальной организации промышленности, сельского хозяйства, населения республики. Ведущими учреждениями экономико-географических исследований на протяжении 20-х ГГ. были Госплан БССР и организованный в 1925 г. Инбелкульт. В 30-х гг. был открыт Институт экономики АН БССР и 6 отраслевых научно-исследовательских учреждений в области промышленности.

Значительный вклад экономикогеографы внесли в разработку вопросов индустриализации республики, размещения производительных сил в связи с реализацией плана ГОЭЛРО. Появились научные работы с обоснованием схемы районирования, которое предусматривало создание в Беларуси административных областей.

В 1919-1941 гг. активизировалось и изучение экономико-географических вопросов развития сельского хозяйства, оптимизации его территориальной структуры. В 1936 г. под редакцией Я.Г. Ракова вышло в свет пособие "Экономическая география БССР". Эта коллективная работа сотрудников Института экономики АН БССР содержала наиболее полное описание отраслевой и территориальной структур хозяйства республики.

С 20-х гг. началась разработка вопросов размещения, динамики и национального состава населения республики. Исследовались проблемы классификации и развития городских поселений. В 30-х ГГ. изучение проблем народонаселения на территории Беларуси почти приостановилось в результате сталинских репрессий.