Самые знаменитые небоскребы Нью-Йорка: первые, старые высотные здания и новые небоскребы Нью-Йорка. Американские “братья” московских высоток


Мне много лет не давала покоя вот эта фотография, часто встречающаяся на постерах и обложках. И сегодня все прояснилось. Конкретно вопрос внутри меня был: как эти мужчины попали на балку.Я боюсь высоты. Не то чтобы до умопомрачения, но мои редкие сюрреалистические сны связаны с этим явлением страха. При просмотре фото и чтения текста у меня натурально потели ладони от страха
Основная часть материала принадлежит rudzin , владельцу интереснейшего дневника

"Lunchtime atop a Skyscraper" (Обед на вершине небоскреба) - фотография из серии "Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932" фотографа Charles C. Ebbets

Такое чудо как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета.

Вот поэтому клепальщики - cамая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день 15$, больше любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок, или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10сантиметровые в длину и 3 сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. "Повар" "варит" заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать; и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от "повара" метрах в 30ти (тридцати), иногда выше, иногда ниже на 2-3 этажа.

Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

"Повар" поворачивается к "вратарю" и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

"Вратарь" стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не может двинуться с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

"Стрелок" и "упор" ждут. "Вратарь", поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. "Упор" с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. "Стрелок" 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250ти.

На фотографиях - лучшая в 1930м бригада, слева направо: "повар", "вратарь", "упор", и стрелок".

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%%.

На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады.

Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски!!!Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.










Имена всех этих героев известны, благодаря родственникам, прочитать можно

Уже больше столетия называют городом небоскребов не просто так. Мы выбрали из множества десяток самых интересных.

Небоскреб Трамп-тауэр — Trump Tower. 725 Fifth Avenue at 56th Street

Настоящий символ 80-х годов прошлого века, темное зеркальное стекло и бетон, гламур и огни. 58-этажное здание высотой более 200 метров было построено в 1983 году по проекту архитектора Дера Ската рядом со знаменитым магазином Tiffany’s. Чтобы обойти существующие в Нью-Йорке ограничения на строительство, Дональду Трампу пришлось приобрести «права на воздух» над легендарным ювелирным и соединить свою башню аркадой с соседним зданием IBM, создав таким образом атриум, объявленный зоной общественного пользования. Атриум с его знаменитым подсвеченным водопадом и шестиэтажным торговым центром остается открытым для всех посетителей, а саму башню Трампа населяют богатые и знаменитые – сам миллиардер живет в пентхаузе.

Небоскреб American Radiator Building. 40 West 40th Street at Bryant Park

23-этажное черное с золотом здание Американской радиаторной компании (производившей, впрочем, не только батареи отопления, но и прочую сантехнику) никогда не держало переходящий вымпел «самого высокого», зато практически сразу было признано одним из самых красивых. Возведенный в 1924 году небоскреб в неоготическом стиле с элементами арт-деко интересен еще и тем, что проектировавший его архитектор Реймонд Худ начинал с разработки дизайна декоративных экранов для тех самых радиаторов. Впоследствии Худ создал еще немало знаменитых зданий (включая Рокфеллер-центр в Нью-Йорке) и послужил прототипом главного героя романа Айн Рэнд «Источник» архитектора Питера Китинга. Само же здание в начале 1990-х сменило профиль и превратилось в роскошный бутик-отель Bryant Park Hotel.

Небоскреб Крайслер-билдинг — Chrysler Building. 405 Lexington Av

Строительство штаб-квартиры автомобильной корпорации «Крайслер» в 1930 году было для ее основателя Уолтера Перси Крайслера делом статуса. Весь Нью-Йорк с замиранием следил за состязанием двух стройплощадок: Крайслер туманно обещал, что его здание будет самым высоким в городе, хотя при заявленной высоте 230 метров небоскреб явно уступал Бэнк оф Манхэттен, который должен был вытянуться на 282 метра. Однако архитектор Уильям ван Ален, как выяснилось, приберег туза – но не в рукаве, а внутри строившихся стен. Там в тайне ото всех был сооружен гигантский шпиль, выдержанный в стилистике тогдашних автомобильных радиаторов, позволивший достигнуть высоты 318 метров и стать, таким образом, самым высоким зданием не только в Америке, но и в мире (до того рекорд несколько десятилетий держала с ее тремя сотнями метров). Рекорд, впрочем, продержался всего год – уже в 1931 нью-йоркское небо пронзил Эмпайр-стейт-билдинг .

Небоскреб Флэтайрон-билдинг (Утюг) — Flatiron Building. 175 5th Av

Флэтайрон-билдинг (Утюг) Flatiron Building

Одно из самых знаменитых и растиражированных на миллионах открыток зданий Нью-Йорка никогда не держало ни рекорда высоты, ни какого-либо другого – за исключением, пожалуй, рекорда оригинальности. 93-метровый 21-этажный небоскреб, строившийся с 1901 по 1903 год по проекту архитектора из Чикаго Дэниела Бернхэма, отличает крайне необычная форма: он треугольный в плане, за что и получил прозвище «Утюг», приставшее за прошедший век и ко всему кварталу. Официально, впрочем, дом должен был именоваться Фуллер-билдинг – по имени заказавшей его под свою штаб-квартиру строительной компании. В конце концов даже представители «Фуллера» смирились, и небоскреб официально получил имя «Утюг». После постройки горожане довольно долгое время заключали пари: в какую сторону полетят обломки, когда сильные в этой части города ветры повалят «Утюг », но как-то обошлось. Любопытно, что у «Утюга» есть тезка в Москве, правда, всего пятиэтажный – здание бывшей «кулаковской» ночлежки в Певческом переулке, на печально знаменитой некогда Хитровке.

Небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг — Empire State Building. 350 5th Av

Открывшийся 1 мая 1931 года Эмпайр-стейт-билдинг был одним из последних небоскребов, возведенных в Нью-Йорке в период Великой депрессии. Видимо, благодаря ей (и последовавшей мировой войне и прочим неприятностям) этому 381-метровому гиганту, занимающему целый квартал, удалось сохранять титул самого высокого здания мира в течение сорока с лишним лет, до возведения в 1972 году знаменитых башен-близнецов Всемирного торгового центра. Строительство Эмпайр-стейт-билдинг шло, как сказали бы в Советском Союзе, ударными темпами – небоскреб был завершен всего за год и 45 дней. Впрочем, хозяевам страны Советов оставалось лишь кусать локти и мечтать о Дворце Советов со стометровой статуей Ильича на верхушке. Эмпайр-стейт-билдинг тоже увенчан архитектурным украшением – шпилем, но в отличие от сугубо декоративного вождя пролетариата «игла» имела функциональное назначение: по задумке архитектора Уильяма Ф. Лэнга к ней должны были швартоваться дирижабли. Дирижабли, правда, очень скоро сошли на нет, зато ни один Кинг-Конг еще не обделял шпиль своим вниманием…

Небоскреб Рокфеллеровский центр — Rockefeller Center. Midtown Manhattan, 48th to 51st Street

Строго говоря, знаменитый Рокфеллер-центр – не здание, как думают многие, а целый комплекс из 19 небоскребов, занимающих почти девять гектаров земли на Манхэттене . Строительство началось в разгар депрессии, в 1930 году, и продолжалось девять лет – считается, что это самый грандиозный архитектурный проект новейшего времени. В возведении комплекса принимали участие 40 тысяч рабочих, а смета составляла 250 миллионов долларов – ошеломительная сумма для 1930-х (более трех миллиардов в нынешних долларах с учетом инфляции). К возведенным первоначально 14 зданиям в стиле арт-деков 60-70-е добавилось еще пять, спроектированных в т. н. интернациональном стиле.

Небоскреб Уолдорф-Астория — Waldorf Astoria. 301 Park Avenue

Знак равенства в названии одного из главных отелей Нью-Йорка не опечатка. До открытия в октябре 1931 года новой «Астории», самого большого на то время отеля в мире, существовала и «Астория» старая – на ее месте был воздвигнут Эмпайр-стейт-билдинг. Предыстория ее названия была такова: двоюродные братья-отелье Уильям Уолдорф Астор и Джон Джекоб Астор IV в начале 1890?х годов открыли по люксовому отелю на Пятой авеню. В 1897 году гостиницы были соединены коридором, и в названии объединенного отеля появился знак «=», сохранившийся и после переезда «Астории» в новое здание. «» и по сей день остается исключительно дорогим и престижным отелем. В свое время гостиница первой в мире предложила ряд инноваций, революционизировавших гостиничный бизнес: например, впервые было предложено обслуживание в номерах, отменен отдельный вход для дам, а желающие получили возможность проживать в отеле постоянно. Здесь несколько лет прожил знаменитый композитор Коул Портер, в номере 39с постоянно останавливался легендарный мафиози Лаки Лучиано, а председатель совета директоров «Кока-Кола» Джеймс Фарли поставил своеобразный рекорд, прожив в отеле почти сорок лет, с 1940 до своей смерти в 1976 году.

Небоскреб Вулворт-билдинг — Woolworth Building. 233 Broadway

Миллионер Фрэнк Уинфилд Вулворт, владелец одноименной сети универсальных магазинов, обожал готическую архитектуру Европы. Особенно нравилось ему здание британского парламента, поэтому когда он решил построить новую штаб-квартиру для своей фирмы, он поручил архитектору Кэссу Гилберту создать здание в неоготическом стиле с большим количеством окон. Открывшийся в 1913 году полностью соответствовал желаниям владельца: 241-метровый небоскреб (бывший самым высоким утилитарным зданием мира до 1930 года) изобилует архитектурными излишествами, от фигур саламандр (символа изменений) и сов (символа мудрости) над главным входом, напоминающим врата собора, до оформления интерьеров (например, личный кабинет Вулворта был скопирован с кабинета Наполеона в Компьенском дворце). В полном соответствии с канонами средневековой архитектуры в лобби здания установлены и статуи архитектора и владельца – впрочем, как дань ХХ столетию скульптурная группа выполнена в нарочито карикатурно-юмористическом ключе: Гилберт держит в руке модель небоскреба, а Вулворт платит ему за работу монетами.

Небоскреб Williamsburgh Savings Bank. 1 Hanson Place, at Flatbush Av

156-метровое здание, известное в обиходе как Вили, было самым высоким строением Бруклина на протяжении 80 лет – этот район вообще не столь богат небоскребами, как центровой Манхэттен. Шутники тогда говорили, что это «самое высокое здание между Манхэттеном и Парижем». Банковский зал на первом этаже считался одним из лучших по дизайну в Нью-Йорке – 19-метровые потолки и гигантские окна, позволявшие использовать естественное освещение. Небоскреб украшен огромными часами, до 1962 года бывшими самыми большими в мире. Кроме банка в здании находились и другие фирмы – в аренду сдавались 33 этажа из 34. В октябре 2005 года небоскреб был продан новым владельцам, переоборудовавшим его под люксовый жилой комплекс – к большому неудовольствию бруклинцев.

Небоскреб Парк-Роу-Билдинг — Park Row Building. 15 Park Row

Один из самых старых и самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка 119-метровый Парк-роу-билдинг открылся в 1899 году и был тогда самым высоким «обитаемым» зданием в мире. Под характерными медными сдвоенными куполами небоскреба некоторое время располагались астрономические обсерватории, а внутри размещалось 950 офисов, сдававшихся внаем. Здание служит как офисный комплекс и поныне. Отделка из известняка и кирпича являлась образцом для многих последовавших знаковых зданий Нью-Йорка начала ХХ века.

Похожие записи

July 24th, 2012

Какие мы уже известные небоскребы с вами вместе обошли вокруг да около? А вот они:

В общем то пока все, но не будем останавливаться на достигнутом. отправимся в Канаду.

Каждый год Совет по высотным зданиям и городской среде обитания — некоммерческая организация при Иллинойсском технологическом институте (США) — выбирает сооружения, в которых идеально сочетаются экологичность, изобретательность и красота. В этом году победителями стали строения родом из Австралии, Италии, Канады и Катара. Кроме того, башне из Абу-Даби впервые вручён отдельный приз за инновации. Награждение пройдёт в октябре в Чикаго.

Только в прошлом году было завершено возведение 88 зданий высотой более 200 м, а жюри в это время рассмотрело 78 заявок. Вот результаты этой напряжённой работы.

В категории «Лучшее высотное здание Америки» победили Absolute Towers , расположенные в Миссиссауге — быстро растущем пригороде Торонто (Канада). Одна из этих башен, по понятным причинам, названа в честь Мэрилин Монро. Сдать их планируется в следующем месяце. Этой парочке сопутствуют три более традиционных небоскрёба. Общая стоимость проекта — $470 млн.


Не секрет, что асимметрия в архитектуре резко увеличивает цену вопроса (от основания до вершины «Мэрилин» извивается на 209˚), и эти жилые дома не исключение: более половины общего бюджета ушло на эту женственную парочку.

Каждый этаж (и каждая квартира) отличается от всех остальных, поэтому архитекторам и инженерам пришлось поломать голову над размерами опорных стен и колонн. Они даже разработали особый кран, чтобы завершить проект в разумные сроки!


Проблем подкинул и суровый климат. Поскольку каждый этаж имеет непрерывный балкон, инженерам пришлось придумать способ предотвратить разгерметизацию квартир. Получившиеся «термопрокладки» оказались настолько эффективными, что их, возможно, запатентуют. В общем, Absolute Towers — одно сплошное новаторство.



В 2006-м году архитектурное бюро Янсонга приняла участие в крупном международном конкурсе на создание проекта «Absolute World», включающий высотные здания на территории, которую со всех сторон обтекают дороги бывшего пригорода, а нынче - части мегаполиса Торонто - Миссисога (Mississauga). В этом комплексе будет расположено большое количество номеров «люкс», сауны, бассейны, спортивные комплексы, рестораны, бутики и многое другое. По словам бессменного мэра - Хазэль Макколион - этот громадный комплекс сделает, наконец, Миссисога, «полноценным городом».

К январю 2006 года из 90 конкурсантов, представлявших 60 стран, осталось только 6 претендентов, и среди них MAD . По словам Ма Янсонга, в этот момент у их группы появилась надежда на выигрыш. И в марте 2006 отборочная комиссия из девяти членов группы архитекторов городского планирования и экспертов городского дизайна, а также 6000 горожан, принявших участие в голосовании, предпочли именно их проект застройки комплекса Absolute World, а, в частности, Absolute World South Tower - Южной Башни, в дальнейшем названной Absolute Tower.

У этой башни - 56 этажей, высота 170 метров, площадь - 45 000 кв. метров. Это великолепное строение не обладает четко выраженными вертикальными линиями, обычно присущими высотным зданиям, напротив, в нем много горизонталей. Само сооружение имеет плавные изгибы, напоминающие женскую фигуру, и оно быстро приобрело еще одно имя, ставшее почти официальным: его называют «Мэрилин Монро» за его сексуальность (если этот термин применим по отношению к фундаментальному строению) и неотразимую притягательность. С самых нижних этажей здание будет вращаться, осуществляя разворот на 360 градусов. Отчасти это напоминает проект поворотной башни Turning Torso , разработанный Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava) в Мальмо (Malmo ), Швеция.

Строительством Absolute Towers занимается компания Fernbrook Homes и Cityzen Development Group. К разработке проекта MAD привлекли инженеров, электриков, дизайнеров. После того, как вокруг башни «Мэрилин Монро» начался ажиотаж, и поступило множество заявок от потенциальных покупателей, строители приняли решение провести 5-ю фазу строительства (Absolute Towers - четвертое строение Absolute World, предыдущие три представляют собой высотки более традиционного решения). Пятая, северная башня, будет иметь 50 этажей и 150 метров в высоту, ее площадь составит 40 000 кв. метров.

Благодаря успеху Абсолют Тауэр, как заявила компания Fernbrook Homes, здание будет выполнено в том же архитектурном решении, оно станет аналогом башни «Мэрилин», «таким же гибким и романтичным, но более износоустойчивым и, возможно, более прочным». Напротив башни-женщины расположится башня-мужчина. Эти строения, по мнению заказчика, будут дополнять друг друга, «говорить на одном архитектурном языке», обладая при этом собственной индивидуальностью.

Сам Ма Янсонг так сказал об этих двух башнях в одном из интервью: "Они говорят друг с другом и согласовываются друг с другом. Есть связь между ними, ореол, который превосходит каждые индивидуальные построения, чтобы создавать полностью уникальное и оригинальное городское пространство".

Строительство обеих башен началось в один период - в 2007 году, и ожидается одновременное завершение строительства в конце 2009-го. Внутренние проекты блоков, которые составляют здания, повторяют друг друга во многом. Общее для всех - это огромные балконы, огибающие весь блок, к ним будет доступ из всех главных комнат. Широта обзора с балконов - до 180 градусов. В большинстве случаев в центральных комнатах будет открытый план, который пропустит солнечный свет в комнаты. На самом верху башен расположится терраса. Верхние этажи займут клубы, состоящие из нескольких уровней.

Многие считают, что эти две башни Absolute World обязательно станут своего рода иконой стиля, который будет квинтэссенцией представлений о современном городе. «Я всегда старался разрабатывать что-то наиболее органичное, близкое к природе, но многоэтажные строения должны отражать достижения современных технологий и культуры. Высотные здания являются знаками культуры», - так объясняет Янсонг свою позицию как архитектора.

"MAD” - с английского можно перевести как «сумасшедший», «шальной». Это неординарное название носит пекинская архитектурная студия, создающая инновационные проекты. MADовцы ворвались в мир архитектуры, наполненные жаждой изменений городской структуры, приобщения ее к новой культуре - культуре высоких технологий, которой отличается наша эпоха от остальных. Эта группа по-особому относится к форме в контексте пространства, внедряя в нее и отражая в ней век электронной техники, большие скорости и фантастические идеи города будущего.

Город должен имеет знаковые строения, отражающие не только его прошлую историю, но и ту, что происходит сейчас, - так считают архитекторы, объединившиеся под этим странным, казалось бы, названием. MAD-дизайн символизирует приход новой эры. Своими проектами студия отражает трансформацию в архитектуру образа современной жизни в мультимедийном формате, который главенствует в сегодняшней жизни мегаполиса.

MADовцы стали первыми китайскими архитекторами, постоянно выигрывающими конкурсы за пределами Китая, и этот успех сделал их любимцами средств массовой информации. Группа MAD имеет офис в Америке, открыла офис в Токио и начала осуществления проектов в Южной Америке и Дании. Они за несколько лет достигли того, о чем молодые архитекторы могут только мечтать.

Созданные им структуры внедряются в жизнь сегодняшнего города, становятся компонентами современной жизни. Для решения этой задачи MAD партнерствует с инженерами, программистами, художниками, энергетиками из Китая, Германии, Италии, Японии и Соединенных Штатов.

Студия MAD стала лауреатом многочисленных наград, в том числе 2006 Архитектурной Лиги молодых архитекторов Нью-Йорка (2006 Architectural League of New York"s Young Architects Forum Award). Группа также выиграла многочисленные международные конкурсы проектов, в том числе: в 2005-м - «Solar Plaza Competition» в Гуанчжоу; в 2004- «Shanghai National Software Outsourcing Base» в Шанхае; проект «Absolute Tower» в Торонто, Канада, победил в международном конкурсе в 2006,

В стадии строительства находятся: «Absolute Tower» в Канаде, «Sinosteel International Plaza» - 358-метровая, самая высокая башня в Тяньцзине, Китай; «Mongolian Museum in Inner Mongolia» в Китае, частные виллы в Копенгагене, Дания и др. проекты.

Их собственная совместная история началась в 2003 году. До этого все совладельцы MAD - Ма Янсонг (Ma Yansong), Йосуке Хайано (Yosuke Hayano) и Данг Цун (Dang Qun) работали в коллективах проектировщиков и дизайнеров. Основал студию Ма Янсонг. Ма Янсонг родился в Пекине, получил диплом магистра архитектуры в Йельском университете на факультете архитектуры в 2002 году. До основания MAD в 2003-м, Ма Ясонг участвовал в проектах Заха Хадид и других архитекторов в Лондоне и Нью-Йорке. Он также преподавал архитектуру в Центральной академии изящных искусств в Пекине. В 2001-м Янсонг получил стипендию от Американского Архитектурного Института на перспективные исследования в области архитектуры. В 2002-м был награжден памятной наградой за передовой опыт - «Samuel J. Fogelson Memorial Award of Design Excellence». Его работы «Всемирный торговый центр реконструкция - Плавающий Остров» (WTC Rebuilt - Floating Island) и «Плавный контур рыб» (Fish Tank) были выставлены в Пекине на Архитектурном бьеннале и в Национальном художественном музее Китая в 2004-м. Композиция «Чернильное мороженое» (Ink Ice) была показана во время проведения китайской художественной выставки каллиграфии в 2005-м. В 2006-м он получил награду от Лиги молодых архитекторов Нью-Йрка (Architecture League New York Young Architect Award). А недавно Янсонг стал лицом популярной китайской марки «Кitchenware».

Йосуке Хайано (Yosuke Hayano) родился в Японии, в Нагое. Он получил диплом бакалавра архитектуры в Университете Васеда в Токио в 2001 году, а вторую степень - магистра архитектурного дизайна - в научно-исследовательской лаборатории Архитектурной ассоциации в Лондоне в 2003-м. Его проект «SoHotel / Synapse» выставлялся в Архитектурном клубе (Archilab), на Международной архитектурной конференции в Орлеане, Франция, в 2002 году; "Скрытая утопия"(Latent Utopias) - в Граце (Graz), Австрия, в 2002 году. Он был награжден Лигой молодых архитекторов Нью-Йорка в 2006-м (2006 Architecture League of New York Young Architect Award), и его пригласила на преподавательскую работу Архитектурная Ассоциация (Architectural Association). До MAD Хайано работал проектировщиком в архитектурной мастерской Заха Хадид в Лондоне.


Данг Цун (Dang Qun) родом из Шанхая. Она получила образование в университете Хуанхэ, в Чжэнчжоу, Китай. В 2001 году - степень магистра по архитектуре в университете штата Йова. До MAD Данг работала в нескольких крупных архитектурных фирмах в Соединенных Штатах, в том числе у Истман Перкинс в проектах различного масштаба. Она также работала доцентом (ассистентом профессора) в Йовском университете, преподавала в институте Пратта, а также была доцентом Йовского университета в программе иностранных исследований в Риме, Италия. Ее проекты были опубликованы в ряде профессиональных журналов и выставлялись на национальных архитектурных выставках и конференциях. Данг Цун получила в 2000-м году сертификат "За заслуги» от Американского архитектурного института. Она также получила Премию Архитектуры и Культуры (Architecture & Culture Award), Дизайн Медия (Design Media Award) и отмечена высшей степенью передового научного опыта (Academic Excellence) в 2001-м.

В одном из интервью Ма Янсонга спросили, как именно все трое встретились, и почему придумали такое название своей студии: «Сумасшедший». Ма ответил, что он хотел заняться чем-то необычным, оригинальным, поэтому зарегистрировал свою компанию в Америке и назвал ее «MAD», но в то время даже не был уверен, что будет заниматься именно архитектурой. Это произошло еще до встречи с его будущими коллегами.

С Йосуке Хайано и Данг Цун Янсонг встретился во время работы в Лондоне. Молодые архитекторы создали несколько совместных проектов и выиграли конкурсы в Китае. Это дало возможность начать реальную самостоятельную практику. В 2003-м они вместе вернулись в Китай. В это время там, по словам Янсонга, был очень удобный момент для начала нового дела.

Для молодых архитекторов, как считает Ма, есть два пути, один из них - строительство частных домов, а второй - участие в конкурсах. В Китае частной собственности намного меньше, чем на Западе, поэтому группа выбрала соревнование. Проблема заключалась в том, что им заказывали дизайн, они участвовали в конкурсах и даже выигрывали их, но до строительства не доходило, а в Китае каждый архитектор стремится построить как можно больше квадратных метров площади. Так что группе пришлось потратить очень много времени впустую. Однако они упрямо разрабатывали собственные идеи.

Поворотным моментом Янсонг считает победу в международном конкурсе на строительство башни Абсолют Тауэрс (Absolute Towers) в Торонто в 2006-м. После Торонто разработчики начали понимать, что на таких необычных футуристических проектах можно делать деньги, и для группы многое изменилось. Их идеи начали реализовываться, изменилось отношение к молодым талантливым архитекторам, в них поверили.

Выигрыш в крупном международном проекте на другом континенте - первый случай в китайской практике. Их победа стала не только архитектурным событием, но и была широко освещена в национальных новостях.

Но не только за границей MAD занял лидирующие позиции в воплощении своей идеи создания особых высотных зданий, архитекторы группы первыми в Китае создали проект, позволяющий их глазами увидеть Китай будущего - «Пекин - 2050», до них подобных проектов никто не создавал.

«Китай очень интенсивно развивается, - считает Янсонг, - и имеет возможность сделать что-то абсолютно новое в будущем. Старшие поколения принимают китайскую традицию как нечто неизменное. Группа же старается изменить это представление».

В 1884 году в Чикаго было начато строительство первого небоскреба. В нем было аж целых 10 этажей! Однако уже в начале следующего века 10-этажным домом было никого не удивить, а главное строительство небоскребов в Америке переместилось в Нью-Йорк.

Многие видели фотографию сидящих на балке строителей где-то высоко в небе над городом, она часто встречается на постерах и обложках. И конечно, с замиранием сердца задавались вопросом: как? Как они туда попали и как они могут не дрожать от страха, а преспокойно есть свой ланч? Итак, этот пост о том, как строились небоскребы в Нью-Йорке.

Lunchtime atop a Skyscraper («Обед на вершине небоскреба») - фотография из серии Construction Workers Lunching on a Crossbeam - 1932 фотографа Charles C. Ebbets.

Такое чудо, как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса. Сборка стального каркаса здания - самая опасная и сложная часть строительства. Именно качество и скорость сборки каркаса определяет, будет ли проект реализован в срок и в рамках бюджета. Вот поэтому клепальщики - самая важная профессия при строительстве небоскреба.

Клепальщики - это каста со своими законами: зарплата клепальщика за рабочий день - 15 долларов, больше, чем у любого квалифицированного рабочего на стройке; они не выходят на работу в дождь, ветер или туман, они не числятся в штате подрядчика. Они не одиночки, они работают бригадами из четырех человек, и стоит одному из бригады не выйти на работу, не выходит никто. Почему же в разгар Великой депрессии на это смотрят сквозь пальцы все, от инвестора до прораба?

На помосте из досок или просто на стальных балках стоит угольная печь. В печи заклепки - 10-сантиметровые в длину и 3-сантиметровые в диаметре стальные цилиндры. «Повар» «варит» заклепки - небольшими мехами гонит в печь воздух, чтобы разогреть их до нужной температуры. Заклепка прогрелась (не слишком сильно - провернется в отверстии и придется ее высверливать - и не слишком слабо - не расклепается), теперь нужно передать заклепку туда, где она будет скреплять балки. Какая балка когда будет крепиться, известно лишь предварительно, да и передвигать горячую печь в течение рабочего дня нельзя. Поэтому часто место крепления находится от «повара» метрах в тридцати, иногда выше, иногда ниже на два-три этажа. Передать заклепку можно единственным способом - бросить.

«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что «вратарь» готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600-граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.

«Вратарь» стоит на узком помосте или просто на голой балке рядом с местом клепки. Его цель - поймать летящую железку обычной жестяной консервной банкой. Он не двигается с места, чтобы не упасть. Но поймать заклепку он обязан, иначе она маленькой бомбой рухнет на город.

«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.

Лучшая бригада проделывает это фокус свыше 500 раз за день, средняя - около 250.

Опасность этой работы можно проиллюстрировать следующим фактом: каменщики на стройке страхуются по ставке 6% от зарплаты, плотники - 4%. Ставка клепальщика - 25-30%.

На здании Крайслера погиб один человек. На Wall-Street-40 погибло четверо. На Empire State - пятеро.

Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде - никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле.

Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном-единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например на одном из последних построенных этажей, может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.

Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них - работа крановой бригады. Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту. Независимо от погоды, их необходимо разгрузить немедленно.

Деррик-кран - стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники - этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому, поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.

Единственный ориентир для управления - удар колокола, подаваемый подмастерьем по сигналу бригадира, находящегося вместе со всей бригадой десятками этажей выше. Удар - включает мотор лебедки, удар - выключает. Рядом работают несколько бригад клепальщиков со своими молотами (вы слышали когда-нибудь шум отбойного молотка?), другие крановщики поднимают по командам своих колоколов другие швеллеры. Ошибиться и не услышать удар нельзя - швеллер или протаранит стрелу крана, или сбросит с установленной вертикальной балки монтажников, готовящихся его закрепить.

Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.

В на 6-й авеню есть памятник этим ребятам, установлен в 2001 году. Моделью стала самая известная фотка, она здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так, как на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски! Я понимаю, если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001-м! Видимо, не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это десять вполне приличных ребят, сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.

Памятники отважным строителям

И собором Святого Петра , Париж с Эйфелевой башней и Версалем , Лондон с Биг-Беном и Колесом обозрения, то Нью-Йорк со Статуей Свободы и многочисленными небоскребами на Манхэттене. И хотя самый крупный мегаполис Америки и не был родиной высоток, а в мире есть здания намного выше и оригинальнее, но именно при слове «небоскреб» мы представляем себе манхэттенские высотки.

Первым небоскребом Большого Яблока считается Equitable Life Building, возведенный в 1873 году. Здание, высотой 43 метра, насчитывало только 8 этажей. Первым же строением, превысившим 100-метровую высоту, стал Нью-Йорк-уорлд-билдинг, построенный в 1980 году. К сожалению, это здание не сохранилось, оно было разрушено в 1955 году, чтобы освободить место под строительство нового въезда на Бруклинский мост. Эстафета первенства средь нью-йоркских небоскребов после New York World Building перешла к 119-метровому Park Row Building, возведенному в 1899 году.

New York World Building

Park Row Building

В 1902 году на месте соединения Бродвея, Пятой авеню и 23-й Восточной улицы появился неподражаемый с архитектурной точки зрения Flatiron Building, известный также как Дом-Утюг. 94-метровая высотка никогда не была самым высоким зданием Нью-Йорка, но до сих пор остается одним из самых оригинальных зданий Большого Яблока.

Flatiron Building или Дом-Утюг.

Новый этап в строительстве манхэттенских небоскребов начался с соревнования известных американских магнатов — Уолтер Крайслер и Джэкоб Рзскоб. Первым был воплощен в жизнь проект владельца «Chrysler Corporation», так в 1930 году появился первый небоскреб, превысивший отметку 300 метров — Крайслер-билдинг. Но пальма первенства среди высоток принадлежала 77-этажному зданию только один год — в 1931 появился Эмпайр-стейт-билдинг, проект основателя General Motors. 443- метровое здание удерживало лидерство четыре десятилетия. Чем-то похожие в архитектурном плане, небоскребы до сих пор считаются самыми яркими достопримечательностями Нью-Йорка. Крайслер-билдинг — один из самых оригинальных подсвечиваемых небоскребов города, а смотровую площадку Эмпайр-стейт-билдинг посетило уже более 75 миллионов человек.

Крайслер-билдинг

Подсветка делает небоскреб Крайслер-билдинг, самым оригинальным зданием ночного Нью-Йорка.

Эмпайр-стейт-билдинг

В 1973 году Манхэттен украсили , но после трагедии 11 сентября 2001 года лидерство опять вернулось к Эмпайр-стейт-билдинг.

Башни-близнецы Всемирного торгового центра

В мае 2013 был открыт новый Всемирный торговый центр или Башня Свободы, который и стал не только самым высоким зданием Нью-Йорка, но и всего Западного полушария. Примечательно, что его высота составляет 1776 футов (541 метр), а, как известно, в 1776 году была подписана Декларация независимости США.

Башня Свободы.

.