Почему у растений нет пищеварительной системы. Эволюция пищеварительной системы


Что делать, если организм не в состоянии получить всё полезные вещества, которые содержатся в пище? Можно педантично следовать диете и до грамма подсчитывать питательные макроэлементы, однако если нарушено пищеварение, всё напрасно! Это можно сравнить с банком, где вы храните деньги, заработанные тяжёлым трудом, а их съедают скрытые сборы и плата за услуги.

Сейчас всё больше атлетов жалуются на плохое пищеварение. Употребление по крайней мере двух-трёх основных продуктов питания вызывает вздутие, газообразование и другие неприятные симптомы, указывающие на проблемы с пищеварением.

Тем, кто заботится о своём здоровье, просто необходимо следить за пищеварением. Хорошее пищеварение поможет добиться наилучших результатов в телостроительстве. Плохое - наоборот, помешает прогрессу. В этой статье мы расскажем о простых способах, которые помогут улучшить пищеварение и, как следствие, сохранить здоровье, улучшить спортивные результаты.

Тест на время прохождения пищи

Предлагаем провести простой тест, с помощью которого можно узнать, насколько хорошо работает пищеварительная система.

1. Купите активированный уголь в таблетках.
2. Примите 5 г на пустой желудок. Запомните, в какое время вы его приняли.
3. Следите, когда у вас появится черный стул.
4. Когда появился черный стул, это и есть время прохождения пищи по кишечнику.

Если получилось меньше 12 часов, можно предположить, что не все питательные вещества успевают усвоиться.
Идеальное время 12-24 часа.
Если время составляет более 24 часов, пища застаивается в толстой кишке. Это может указывать на потенциальные проблемы, т.к. продукты распада, которые должны выводиться, могут поступать в кровь . Кроме того, увеличивается риск заболеваний толстой кишки.

Пищеварение

Далее поговорим о том, как устроена система пищеварения. Её можно сравнить с пожарным шлангом длиной от 7 м до 11 м , который начинается в ротовой полости и заканчивается анусом. Внутренний слой пищеварительной системы полностью заменяется каждые 3–5 дней (!)

Основная функция пищеварительной системы – расщеплять пищу на различные вещества, которые в дальнейшем могут использоваться клетками организма для пополнения энергии, «ремонта», роста и т.д. Проходя по пищеварительной системе, еда расщепляется на аминокислоты, глюкозу и глицерин, в зависимости от того, что вы едите: белки, углеводы или жиры.

Самое неприятное состоит в том, что, даже придерживаясь, казалось бы, самой правильной диеты, можно иметь проблемы. Не имеет значения, что ты ешь, если из-за нарушенного пищеварения пища плохо переваривается.

Это предостережение для тех, кто ежедневно старается запихнуть в себя как можно больше калорий: ваш организм может усвоить только определённое количество. Поэтому давайте более пристально взглянем на процесс пищеварения от самого его начала и до самого конца.

Пищеварение начинается в голове

Фактически пищеварение начинается в голове. Помните собаку Павлова, известный пример классической тренировки? Иван Павлов звонил в звонок, и у его собак начиналось слюноотделение, так как они знали, что сейчас принесут еду. Организм собаки начинал запуск процесса пищеварения уже при мысли о приближающемся кормлении. То же самое происходит и с организмом человека, хотя, конечно, и в более социально приемлемом виде.

Ротовая полость

Когда пища попадает в рот, фермент слюны – амилаза, запускает пищеварительный процесс и расщепляет какую-то часть углеводов, превращая их в мальтозу, солодовый сахар. Это происходит благодаря разрушению связей между молекулами углеводов и появлению дисахаридов и трисахаридов.

Пищевод

Из ротовой полости пища попадает в пищевод. Это та "труба", по которой пища транспортируется из ротовой полости в желудок. Обычно этот процесс занимает от 5 до 6 секунд. Если пища плохо разжёвана, на это может потребоваться до нескольких минут!

В нижней части пищевода находится маленький клапан, который называется сфинктер пищевода. В идеале, он должен большую часть времени находиться в закрытом положении и не позволять желудочному соку и пище попадать обратно в пищевод. Если это не так, у человека может наблюдаться рефлюкс – обратный ток, или даже грыжа пищеводного отверстия диафрагмы.

Желудок

В нём пища измельчается, увлажняется и превращается в вязкую жидкость, которая называется химус. Соляная кислота начинает разбивать белковые цепочки на мелкие фрагменты. Соляная кислота и химус очень кислые. При прямом контакте кислоты с кожей можно получить сильный ожог. Свойства соляной кислоты способствуют стерилизации пищи и уничтожению вредных микробов, которые в неё проникли.

К счастью, защитный слой слизи защищает стенки желудка от ожогов и повреждений. Хотя, возможно даже среди ваших знакомых найдутся люди с язвой желудка. Язва появляется в том случае, когда повреждается защитный слой, и соляная кислота буквально выжигает дырку в стенке желудка.

Желудок также производит другие вещества: пепсин и липазу . Пепсин помогает расщеплять белки, а липаза - жиры. Хотя большая часть питательных веществ, содержащихся в пище, будет усваиваться в дальнейших пунктах этого путешествия, вода, соль и этиловый спирт могут поступать в кровь уже непосредственно из желудка. Именно этим объясняется быстрота, с которой можно опьянеть, не закусывая или выпивая на голодный желудок.

Обычно пища находится в желудке от 2 до 4 часов, в зависимости от ее состава. Как вы знаете, жиры и клетчатка способны замедлить этот процесс.

Тонкий кишечник

Эта часть «шланга» имеет длину 4-6 м. Именно здесь усваивается большинство питательных веществ. Крошечные ворсинки всасывают всевозможные питательные вещества. Эти ворсинки и ещё более крохотные микроворсинки являются частью стенки кишечника и служат для выработки пищеварительных ферментов. Кроме того, они предотвращают всасывание потенциально вредных веществ.

Важно отметить, что существуют определённые виды пищи и лекарственных препаратов, под действием которых стенка кишечника теряет способность различать, что надо всасывать, а что блокировать. Такое состояние кишечника называется синдромом проницаемого кишечника . Эта болезнь может вызвать ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Первый отдел тонкого кишечника – это двенадцатиперстная кишка . Здесь происходит всасывание минеральных веществ, таких как кальций, медь, марганец и магний. Всасывание многих водо- и жирорастворимых витаминов тоже начинается здесь. Кроме того, здесь перевариваются жиры и такие виды углеводов, как фруктоза, глюкоза и галактоза. Если pH (кислотность) желудка недостаточная (обычно это выражается в недостаточном количестве соляной кислоты), эти вещества будут плохо всасываться.

Следующий отдел – тощая кишка . Её длина составляет примерно 40% оставшейся длины кишечника. Тощая кишка имеет слой микроворсинок – щёточную кайму, которая вырабатывает ферменты, облегчающие всасывание других углеводов: мальтозы, сахарозы и лактозы. Здесь начинают всасываться водорастворимые витамины группы В, а также белки и аминокислоты. Именно здесь всасывается большинство питательных веществ важных для бодибилдеров.

Последней и самой большой частью тонкого кишечника является подвздошная кишка . В подвздошной кишке всасываются холестерин, витамин В12 и соли желчных кислот (необходимых для расщепления или эмульгации жиров).

Толстая кишка

Следующая остановка в нашем путешествии – толстая кишка. Она отвечает за всасывание в кровь воды и оставшихся в химусе питательных веществ. Это важнейшая ступень в снабжении организма водой .

С правой стороны у вас расположена поднимающаяся вверх часть толстой кишки. Здесь начинает формироваться стул и всасывается вода. Если химус проходит по кишечнику слишком быстро, и вода не успевает всасываться, начинается диарея или по простому - понос .

Поперечная часть толстой кишки пересекает живот и уходит под рёбра. И, наконец, самая последняя часть толстой кишки идёт вниз с левой стороны тела и соединяется с прямой кишкой, через которую стул покидает ваш организм.

Повышаем КПД пищеварения

Теперь поговорим о том, как превратить пищеварительную систему в эффективно работающий механизм. Самый важный этап – это удаление преграды на пути переваривания и всасывания, а именно профилактика синдрома проницаемого кишечника.

Синдром проницаемого кишечника – это состояние, при котором внутренняя оболочка кишечника повреждается, и его стенки становятся проницаемыми для веществ, которые не должны попадать в кровь и промежуточные ткани. Бактерии и посторонние включения проникают сквозь кишечную мембрану, а полезные вещества, которые должны всасываться - нет.

Синдром проницаемого кишечника обычно наблюдается при болезнях раздраженного кишечника, таких, как глютеновая энтеропатия, болезнь Крона, различные аллергии и многих других.

Итак, почему же кишечник становится слишком проницаемым? Врачи называют разные причины пищеварительных расстройств. Однако, большинство докторов согласны признать одним из факторов риска хронический стресс . Вы удивлены, не так ли?

Вообще, нервный стресс является причиной множества болезней. Во всех материалах о заболеваниях сердца в качестве причины указывается стресс, а не холестерин и не повышенное потребление жиров. То же самое относится и к пищеварительной системе!

Если вы постоянно подвергаетесь стрессу, процесс пищеварения в организме замедляется, снижается поступление крови к пищеварительным органам, и увеличивается производство токсичных продуктов метаболизма. Дело в том, что организм не видит разницы между: «О, господи! За мной гонится бешеная росомаха!» и «О, господи! Я опять опоздал на работу!» Организм теряет чувствительность и начинает одинаково реагировать на все источники стресса.

Неправильное питание

Некачественная ("химическая") пища повреждает слизистую оболочку кишечника. Сахар, искусственные жиры и подвергнутая обработке пища воспаляют желудочно-кишечный тракт. К тому же, если ваш рацион содержит слишком мало грубоволокнистой пищи, пища будет задерживаться в кишечнике (увеличится время прохождения пищи по кишечнику), при этом вредные продукты распада будут раздражать и воспалять кишечник.

Несомненно, вы слышали о необходимости поддерживать правильный кислотно-щелочной баланс кишечника? Так вот, некачественая пища (фаст фуд, полуфабрикаты) может нарушить этот баланс.

Лекарственные препараты

Возможно, среди ваших знакомых есть люди, состояние которых в процессе лечения ухудшалось. Это произошло потому, что антибиотики , которыми их лечили, наряду с вредными бактериями убили и полезную флору кишечника. Обычно в этом винят антибиотики широкого спектра действия.

Поклонники фитнеса и бодибилдинга должны знать, что противовоспалительные препараты (НВПВ) также могут принести вред. Возможно, для слизистой оболочки желудка эти препараты не так страшны, но внутренняя поверхность кишечника страдает очень сильно. Иногда прием таких препаратов вызывает даже физическую боль.

Очень часто, чтобы справиться с болью, человек увеличивает дозу лекарства. НПВП блокируют простагландины, которые вызывают боль и воспаление. Одновременно блокируются и простагландины, которые способствуют заживлению. Получается замкнутый круг!

Важно и то, что все эти препараты могут повредить щёточную кайму внутренней поверхности тонкого кишечника. Эти маленькие, похожие на щёточки выступы выполняют заключительную роль в переваривании углеводов.

Кроме того, нестероидные противовоспалительные препараты могут затормозить процесс обновления внутренней поверхности кишечника, который происходит каждые 3–5 дней. Это ослабляет кишечник и может привести к синдрому проницаемого кишечника и другим проблемам.

Дисбактериоз

Когда грибок Кандида внедряется в стенку кишечника и разрушает щёточную кайму, это приводит к дисбактериозу .

Дисбактериоз - это нарушение баланса кишечной флоры в кишечнике. Такое состояние бывает и в случаях, рассмотренных ранее, когда лекарственные препараты уничтожают полезную флору кишечника, способную противостоять грибку.

Тест на повышенную проницаемость кишечника

Как определить наличие синдрома проницаемого кишечника? Наблюдаются такие симптомы, как диарея, хроническая боль в суставах, лихорадка, газообразование, запоры, метеоризм, перепады настроения, нервозность, усталость, диспепсия.

Если есть подозрения, что у вас повышенная проницаемость кишечника, можно пройти тест у своего лечащего врача. Вам придётся выпить маннитол-лактулозовый раствор и собрать мочу в течение шести последующих часов. Ваш доктор отошлёт всё это в лабораторию, где на основании уровня маннитола и лактулозы в моче смогут определить, страдаете ли вы повышенной проницаемостью кишечника.

Что означают результаты теста:
Высокий уровень маннитола и низкий уровень лактулозы свидетельствуют о том, что вы здоровы - у вас нет повышенной проницаемости кишечника (маннитол легко всасывается организмом, а лактулоза - нет).
Высокие уровни содержания в моче и маннитола и лактулозы говорят об определённой степени повышенной проницаемости кишечника. Степень определяется по конкретному содержанию препаратов.
Низкие уровни маннитола и лактулозы показывают, что у вас проблемы с всасыванием полезных веществ в желудочно-кишечном тракте.
Низкий уровень маннитола и высокий уровень лактулозы тоже свидетельствует о заболеваниях. Обычно такой результат бывает в том случае, когда имеется болезнь Крона или неспецифический язвенный колит.

Что делать?

Вот мы и добрались. Это и есть та самая информация, ради которой, возможно, вы и начали читать эту статью.

Читайте следующие 8 пунктов, которые вы должны выполнять, чтобы избавиться от проблем, которые у вас есть в той или иной степени.

1. Добавки с пробиотиками
Если у вас имеются проблемы, возможно, вам надо восстановить бактериальную флору. Вес бактерий, которые живут в нашем пищеварительном тракте, достигает почти 2 кг! Не все бактерии являются полезными (сальмонелла, например), но полезных много.

Покупая добавки с пробиотиками, выбирайте продукт с широким набором компонентов. Или просто проверьте, чтобы следующие два наименования составляли основу формулы:
Лактобактерии . Возможно, вы слышали о лактобактериях Acidophilus , или L.Acidophilus ? Они в основном располагаются в тонком кишечнике и помогают подавлять развитие вредных бактерий, таких, как кишечная палочка, кандида и сальмонелла. Кроме того, они участвуют в переваривании молочных продуктов, расщепляя казеин и клейковину, улучшают всасывание питательных веществ и ферментируют лактозу, закисляя кишечный тракт. Низкое значение pH создаёт неблагоприятные условия для патогенной флоры и дрожжей. Кишечная флора способствует выработке витаминов группы В и даже витамина К.

Бифидобактерии . Бифидобактерии в основном находятся в толстом кишечнике. Они предотвращают расселение вредных бактерий в толстой кишке. Бифидобактерии поселяются в слизистой оболочке кишечника и защищают её, вытесняя вредные бактерии и дрожжи.

Бифидобактерии вырабатывают кислоту, которая поддерживает кислотно-щелочной баланс в кишечнике, убивая микробы, которые могут вызвать заболевание. Это очень важная добавка для тех, кто принимает антибиотики или другие медикаменты, о которых мы говорили ранее. Эти бактерии уменьшают побочный эффект приёма лекарств, который выражается в уничтожении полезной флоры кишечника. Они также помогают регулировать перистальтику – процесс, посредством которого пища продвигается по желудочно-кишечному тракту. Это очень важно, так как если пища слишком долго задерживается в кишечном тракте, это может вызвать нарушения. Кроме того, эти полезные бактерии способны вырабатывать витамины группы В.

При использовании добавок, выбирайте лактобактерии Acidophilus и бифидобактерии Bifidum . Лучше использовать те, которые должны храниться в холодильнике. Будьте очень осторожны с теми добавками, которые продаются через интернет-магазины, и рекламируются как пробиотики, которые не нужно хранить в холодильнике. Конечно, такие виды существуют, но самые лучшие и сильные штаммы именно те, которые сохраняются при пониженной температуре.

2. Добавки с пребиотиками
Пребиотики являются топливом для полезных бактерий, тогда как пробиотики сами являются полезными бактериями.

Пребиотики – это неперевариваемые вещества, которые используются полезными бактериями в качестве источника энергии. Они стимулируют рост таких полезных бактерий, как бифидобактерии и лактобактерии, о которых мы говорили. Два самых распространенных типа – это инулин и FOS (фруктоолигосахариды). Как правило, пребиотики проходят пищеварительную систему в неизменном виде и начинают своё чудесное действие в толстой кишке.

Что касается выбора продуктов, используйте артишоки, бананы, натуральный мёд, чеснок, лук, лук-порей и цикорий. Обязательно включайте их в свой рацион.

3. Антиоксиданты и глутамин
Некоторые вещества могут уменьшить негативные воздействия на желудочно-кишечный тракт.

Глутамин восстанавливает непосредственно слизистую оболочку кишечника. Для клеток тонкого кишечника это самое лучшее питание. Это главное средство для восстановления и сохранения целостности слизистой оболочки кишечника. Принимайте по 5 г дважды в день.

N-ацетил-L-цистеин - мощный антиоксидант и восстановитель иммунитета. Вместе с глутамином и глицином он является предшественником глутатиона и важным антиоксидантом, который защищает клетки от оксидативного стресса. Он борется с уже имеющимися в кишечнике нарушениями и повышает иммунитет. Принимайте ежедневно по 2 г .

Альфа-липоевая кислота (ALA), ещё одна потрясающая добавка. Она уменьшает активность свободных радикалов, улучшает функцию печени, и даже участвует в расщеплении глюкозы и регулирует содержание сахара в крови. ALA восстанавливает антиоксиданты в организме, защищая таким образом организм от кишечных инфекций. Можно принимать её в качестве антиоксиданта три раза в день в перерывах между едой (половина этой дозы в форме R-альфа липоевой кислоты).

Если вы следите за научными исследованиями, то знаете, что бактерия геликобактер пилори (Helicobacter pylori ) является главной причиной возникновения гастритов , язвы и рака желудка. Антиоксиданты могут помочь нам защититься от этих болезней.

4. Пища, стимулирующая кишечную флору
В этой битве вашим главным оружием являются квашеные и кисломолочные продукты. Квашеные продукты имеют повышенное содержание пробиотиков. Они улучшают пищеварение и просто заряжены пищеварительными ферментами.

Перечислим три лучших продукта.

Кимчи – азиатский продукт типа квашеной капусты.

Кислая капуста . В Европе она используется для лечения язвы и нарушений пищеварения.

Молочные продукты, обогащенные культурами полезных бактерий: йогурт (натуральный), кефир, творог. Их благотворное влияние на пищеварительную систему хорошо известно даже из ТВ рекламы.

5. Клетчатка
Фрукты и овощи с высоким содержанием клетчатки защищают толстую кишку и снижают вероятность кишечных заболеваний, в том числе и рака толстой кишки. Помните, что употребление безопасных источников пищевых волокон может на первых порах вызывать газообразование. Это свидетельствует о регуляции кишечной флоры, что и является нашей целью.

Увеличивайте потребление клетчатки постепенно. Не следует подвергать организм стрессу в результате быстрого изменения привычного рациона и резкого перехода на большое количество волокнистой пищи. Включайте в каждый приём пищи или фрукты или овощи. Не пренебрегайте овощами в пользу фруктов, так как чрезмерное потребление фруктов может вызывать гастриты .

Не задумывайтесь о выборе между растворимыми и нерастворимыми волокнами. Руководствуйтесь общим потреблением в граммах, так как в большинстве продуктов с высоким содержанием клетчатки, она уже содержатся в нужном соотношении. Старайтесь употреблять овощи и фрукты, характерные для данного сезона. Именно они имеют самый высокий уровень полезных веществ, в том числе и для пищеварения.

6. Отказ от вредной пищи
Как можно меньше употребляйте простых углеводов, транс-жиров и алкоголя. Помните, что сахар, искусственные жиры и подвергшиеся обработке продукты воспаляют желудочно-кишечный тракт!

Простой и ценный совет: не надо есть те продукты, которые долго не портятся. Натуральные, «живые» продукты, способствуют лучшему перевариванию пищи!

7. Употребляйте пищеварительные ферменты
Пищеварительные ферменты хороши тем, что способны работать и в желудке и в кишечнике. Старайтесь использовать следующие основные ингредиенты:
протеаза – помогает расщеплять протеин
липаза – помогает расщеплять жиры
амилаза – участвует в расщеплении углеводов

Бромелаин и папаин – ещё два прекрасных фермента для переваривания протеинов. Если вы предпочитаете получать их из продуктов, употребляйте свежие ананасы, содержащие бромелаин, и свежую папайю, как источник папаина. Эти ферменты активизируются во всех трёх отделах тонкого кишечника. Это отличает их от протеазы, которая может действовать только в его верхней части.

Бетаин гидрохлорид - это хороший источник соляной кислоты, химического соединения, которое является частью желудочного сока и участвует в переваривании пищи, расщепляя белки и жиры. Кислая среда уничтожает также попавшие в желудок болезнетворные бактерии и микроорганизмы.

8. Измените образ жизни
Очень важно научиться расслабляться, снимать стресс и радоваться жизни без всяких допингов и стимуляторов. Найдите то, что вам больше всего нравиться делать и делайте это как можно чаще! Кстати, тяжелые тренировки – отличный способ снять стресс от накопившихся за день забот, но вы наверняка об этом знаете. Покидая спортзал, можно чувствовать физическую усталость, но психическое напряжение на нуле, вы расслаблены и спокойны. Кстати, при выполнении упражнений происходит массаж кишечника, что помогает в борьбе с запорами.

Есть надо тогда, когда чувствуешь легкий голод. Питаться при отсутствии аппетита вредно, это нарушает пищеварение. Именно поэтому при переедании во время набора массы бодибилдеры получают проблемы с пищеварением.

Старайтесь медленно разжёвывать пищу и расслабляться во время еды. Не торопитесь, прочитайте краткую молитву, выразите благодарность или скажите что-то ещё, что вам хочется сказать в присутствии тех, кого вы любите.

Уравновешенная жизнь – это всегда хорошо. Цените своих близких и, сидя за семейным обедом, наслаждайтесь вместе вкусно приготовленной едой.

Примерный рацион с учётом вышесказанного

Ниже приводится примерная диета, которой могут воспользоваться те из вас, кто имеет нарушения пищеварения. Естественно, она не может идеально подходить всем, так как все болезни вызываются разными причинами. И все таки мы уверены, что диета поможет вам. Размеры порций, конечно, зависят от веса конкретного человека и его обмена веществ.

Завтрак : 1 чашка натурального жирного творога (молочнокислый продукт с живыми ферментами ), ¾ чашки варёной овсянки (3 г клетчатки ), 1 банан (3 г клетчатки + пребиотики ). Банан можно добавить в прямо овсянку.
Перекус : 1 яблоко с кожурой (4 г клетчатки )
Второй завтрак : 200 г куриного филе, ½ чашки свежей папайи (пищеварительный фермент папаин ), 8 молодых побегов спаржи (2 г клетчатки )
Обед : 200 г рыбы, 2 кусочка черного хлеба грубого помола, 1 груша (5 г клетчатки ), 2 столовые ложки мёда (пребиотик ).
Полдник : 50 г изолята, 1 чашка малины (8 г клетчатки ), 1 чашка кефира, 1 сладкий картофель среднего размера
Ужин : 200 г говядины, 1 чашка брокколи (5 г клетчатки ), ½ чашки свежего ананаса (содержит бромелаин ).
Ночной перекус : 1 чашка кимчи (живые ферменты и пробиотики )

Напоследок

Известное выражение бодибилдеров гласит: «Ты – это то, что ты ешь». Можно немного усовершенствовать: «Ты – это то, что ты ешь, перевариваешь и эффективно усваиваешь минус то, что ты выделяешь как отработанный продукт »

Вопрос 1.
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для растительных организмов служит солнечная энергия. Для животных, грибов и других организмов источником энергии являются готовые питательные вещества (углеводы, жиры и белки).

Вопрос 2.
Пищеварение - процесс механической и химической обработки пищи в пищеварительной системе. Химическое расщепление питательных веществ на составляющие их простые компоненты, которые могут пройти сквозь стенки пищеварительного канала, осуществляется под действием ферментов, входящих в состав соков пищеварительных желез.

Вопрос 3.
У растений, помимо фотосинтеза, существует корневое питание – почвенное питание. Растения с помощью корня способны поглощать минеральные вещества (воду и растворенные в ней минеральные соли). Корни растений покрыты, как пушком, корневыми волосками, которые поглощают почвенный раствор. благодаря им поверхность всасывания увеличивается в десятки и даже сотни раз.

Вопрос 4.
Поглощение питательных веществ из воздуха называется воздушным питанием. Листья - органы, обеспечивающие воздушное питание растения. При помощи листьев растения поглощают углекислый газ из воздуха, поступающего в лист через устьица и заполняющего пространства между клетками. Из межклеточников углекислый газ проникает в клетки, где в хлоропластах идет процесс фотосинтеза.
Фотосинтез - синтез органических соединений из неорганических, идущий за счет энергии света. Фотосинтез происходит на хлоропластах в присутствии углекислого газа, воды с использованием солнечного света.

Вопрос 5.
Фотосинтез идет только в зеленых клетках растения, а именно в хлоропластах, содержащих хлорофилл.

Вопрос 7.
В состав пищеварительной системы входят пищеварительный канал (длиной 8-10 м) и пищеварительные железы, связанные с ним протоками. Пищеварительный канал включает следующие отделы: ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку. Пищеварительные железы: слюнные железы, многочисленные железы желудка и кишечника, поджелудочная железа – смешанная железа, желчный пузырь.

Вопрос 8.
Симбиоз - форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекают пользу при совместном обитании. Организмы, которые вступают в симбиотические взаимоотношения, называются симбионтами. Например, клубеньковые бактерии обитают на корнях бобовых растений, бактерии используют растения в качестве места обитания и защиты.

Вопрос 10.
У планарии пищеварительная система имеет глотку и кишечники одно ротовое отверстие, поэтому, пока пищеварение не закончится, животное не может питаться, заглатывать новую жертву, т.е. планария имеет примитивную пищеварительную систему, чем у дождевого червя. Пищеварительная система дождевого червя имеет два отверстия, начинается она ротовым отверстием и заканчивается анальным, поэтому пища по ней проходит только в одном направлении – через глотку, пищевод, зоб, желудок и кишечник. Поэтому дождевой червь поглощает пище независимо от процесса переваривания.

Вопрос 11.
К хищным растениям относятся: растения, которые используют липкие листья для ловли насекомых (жирянка); растение, которое использует пузырьковые ловушки для ловли насекомых (пузырчатка); растения, которые используют движущие железистые щупальца (росянка); растения, которые имеют захлопывающуюся ловушку, внутри которой происходит переваривание жертвы (венерина мухоловка); растения, которые имеют ловчие листья в форме кувшина (саррацения).

Вопрос 12.
Всеядность означает способность животных употреблять в пишу растения, грибы, других животных. Всеядные животные: медведь, свинья, ёж, барсук, собака, белка, мышь, обе6зьяны, серая ворона, рыбы (пираньи), куры и множество других животных.

Одной из задач современной школы является развитие интеллектуальных способностей учащихся. Курсы природоведения и биологии позволяют научить выделять главное, определять понятия, сравнивать, обобщать, выявлять взаимосвязи и закономерности, выдвигать гипотезы, доказывать и опровергать.

Но в реальной жизни учителям довольно часто приходится сталкиваться с невысокой мыслительной активностью учащихся на уроках. Если звучит вопрос, требующий размышления, то, как правило, думают над ним лишь те ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью говорения учителя. Если даже ученик додумался до правильного ответа, то совсем не обязательно, что спросят именно его… И нет гарантии, что в следующий раз он будет вновь прилагать усилия. Много лет назад случайно было изобретено простенькое спасение от этих бед. Называется это спасение мыслительный лист.

Это обычный лист нелинованной бумаги не самого хорошего качества (парадоксально, но почему-то на белых тетрадных листах мысли рождаются гораздо хуже). На этих листах по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления. Ученик обязательно должен высказать любую версию (пусть даже неправильную и невероятную!). Все ответы обязательно проверяются и оцениваются следующим образом:

+ (плюс) – хорошая мысль;
| (пол плюса) – идея есть, но недостаточно чётко сформулирована, не совсем правильное пояснение;
+! означает «Блеск!» и приравнивается к полутора плюсам.
Неверный ответ оценивается не минусом, а точкой (.), которая как бы предполагает дальнейшее развитие мысли.

Все эти знаки выставляются на лист учёта знаний. Когда в сумме набирается пять плюсов, ученик получает заслуженную (и очень ценную!) мыслительную пятёрку. Кто-то заработает её достаточно быстро, кому-то потребуется значительно больше времени, но каждый (!) обязательно (!) рано или поздно эту отметку получит и начнёт «собирать плюсы» на следующую. Кажущаяся на первый взгляд сложной система учёта на самом деле проста, проверка ответов обычно много времени не занимает, а удовольствие от процесса мышления всего класса стоит этих весьма незначительных дополнительных усилий.

Количество заданий для работы на мыслительном листе может быть разным. Иногда это один-единственный вопрос: мыслительная разминка в начале урока или обобщающий вопрос в конце, иногда это довольно большой блок вопросов для осмысления изученного материала (и тогда учащиеся имеют возможность выбрать те вопросы, которые им «по зубам»). Иногда по ходу урока мы несколько раз обращаемся к мыслительному листу. Чаще всего учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы, хотя бывают и другие задания: угадать, что лежит в таинственной шкатулке; придумать вопрос (или угадать вопрос учителя); пояснить эпиграф; определить тему урока, исходя из интригующего вступления; закончить стихотворные строки и. т.п. Изредка следует предлагать вопросы и задания, которые по силам даже самым слабым ученикам.

Если урок начинается с «мыслительной разминки», то после того, как листы сданы, выслушиваются разные варианты ответов; автор правильного (или самого оригинального) ответа получает хрустальную сову – переходящий приз за красивую идею, оригинальное решение, точный ответ.

Иногда правильный ответ на мыслительный вопрос мы находим в учебнике или он может прозвучать по ходу урока, а иногда бывает целесообразно вернуться к мыслительному вопросу после изучения нового материала. Если работа на мыслительных листах завершает урок, обсуждение ответов и награждение лучшего мыслителя обычно переносятся на следующий урок.

Приведём примеры некоторых заданий для работы на мыслительном листе, которые можно предложить шестиклассникам, изучающим биологию по УМК Н. И. Сонина.

Тема «Строение клетки» .

  • Как вы понимаете слова Дж. Кендрью: «Клетка – это своего рода атом в биологии»?

Тема «Организм как единое целое».

  • Один – в земле копается, другой – в лучах купается. И хотя они друзья – поменяться им нельзя. Ответьте на вопросы: о чём идёт речь в этой загадке? Почему они названы друзьями? Чем и почему им нельзя поменяться?

Тема «Питание живых организмов».

    Почему у растений нет пищеварительной системы, а у животных есть?

    Может ли жить растение без света?

    Может ли жить растение без почвы?

    Может ли быть животное без пищеварительной системы?

    Почему растения в садах и огородах нуждаются в постоянной подкормке, а в лесах и на лугах прекрасно растут и без удобрений?

Тема «Скелет – опора организма».

    Демонстрируется скелет птицы и часть ствола дерева. Можно ли считать эти образования аналогами? Ответ необходимо пояснить.

    Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а у животных – различны?

Тема «Движение».

    Из слов «ползают, плавают, ходят, поворачиваются, бегают, прыгают, летают» выберите «лишнее» и поясните свой выбор.

    Почему животные более активны, чем растения?

    Почему у разных животных – разные способы передвижения?

Тема «Деление клетки» или «Половое размножение животных».

Начало жизни, дорогие детки,
Несут, конечно, половые клетки.
Давайте сформулируем вопрос
Про половые клетки и мейоз!

Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей.
Способствует этому и проведение особых уроков, на которых учащимся предлагается система упражнений, направленных на развитие мышления.
Это могут быть уроки решения проблемных или изобретательских задач, а также особые обобщающие уроки, который мы называем уроками развития мышления. Предлагаем познакомиться с методикой проведения подобных уроков на конкретном примере.

Урок развития мышления по теме «Клетка». 6 класс.

Цель: повторить основные понятия темы; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.

На доске записаны два эпиграфа:

На свете нет ничего дороже мысли.

С. Каронин , русский писатель 19 века.

Думать – самая трудная работа; вот, вероятно,
почему этим занимаются столь немногие.

Г. Форд , американский промышленник.

Ход урока:

Учитель : у нас сегодня не совсем обычный урок. На этом уроке мы не изучаем новое и не повторяем уже известное. Более того, наш урок пока не имеет названия, но зато имеет целых два эпиграфа. Прочитайте их внимательно и решите, чем мы с вами будем сегодня заниматься, что мы будем делать? (Думать!)

Каждый урок имеет цель. Цель сегодняшнего урока – стать умнее, поэтому в качестве девиза я хочу предложить вам слова древнеримского поэта Горация: «Решись быть мудрым!». (Учитель открывает часть доски, на которой записаны эти слова рядом с изображением совы.) Сегодня с нами наша любимая сова, которая обычно хорошо помогает нам думать. По ходу урока вы будете делать записи на рабочих листах; у каждого из вас есть возможность не только стать умнее, но и получить хорошую отметку.

Задание № 1. В центре нашего внимания на последних уроках была клетка. Поэтому сейчас я предлагаю вам подобрать к понятию клетка 3 самых главных прилагательных, 3 глагола, записать 1 очень важное предложение о клетке и закончить следующую фразу:

Мне кажется, что я похож на ……………………….. (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы) , потому что ……………………………..

Это задание способствует формированию умений выделять главное, обобщать и устанавливать аналогии.
Учащиеся в течение 3 минут делают записи на рабочих листах, затем желающие зачитывают свои варианты вслух. Конечно, наибольший интерес вызывает последняя часть задания: ребятам приходится не просто вспоминать строение и функции органоидов клетки, а соотносить их с особенностями своего характера.

Задание № 2. Найдите в каждой строке «лишнее» понятие, вычеркните его. Если это необходимо, вместо вычеркнутого добавьте нужное. Поясните свой выбор.

Азот – кислород – углевод – водород.
Белки – минеральные соли – углеводы – жиры.
Углеводы – крахмал – гликоген – клетчатка.
Рибосомы – митохондрии – лизосомы – хлоропласты.
Оболочка – ядро – цитоплазма – хромосома.
Хромосомы – ядро – ядрышко – хлоропласты.

Это задание направлено на формирование умений анализировать, классифицировать и обобщать. Кроме того, делается акцент на типичных ошибках (учащиеся иногда путают хлоропласты и хромосомы и похожие по звучанию слова углерод и углевод). Возможность классификации органоидов клетки разными способами способствует развитию дивергентного мышления.
Технология работы прежняя: самостоятельная работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение.

Задание № 3. В видеофрагменте, который вам предстоит посмотреть, представлены 5 аргументов, доказывающих определённый тезис. Ваша задача во время просмотра выделить эти аргументы и затем, обобщив их, сформулировать хорошо знакомый вам тезис.

Задание направлено на формирование умений анализировать, обобщать, доказывать; оно способствует конкретизации понятий «аргумент» и «тезис».
Для работы предлагается видеофрагмент «Жизнедеятельность растительной клетки», в котором показан рост клеток, их деление, поглощение и выделение веществ, движение цитоплазмы и раздражимость. Именно эти аргументы должны увидеть учащиеся, а затем сформулировать обобщающий вывод: клетки живые, так как они обладают признаками живого.
Краткие записи на рабочих листах учащиеся делают по ходу видеофрагмента; анализируют полученную информацию и обобщают её в виде тезиса в течение 2-3 минут после просмотра. Итоги индивидуальной работы озвучиваются.

Задание № 4. Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………все живые организмы состоят из одних и тех же веществ ……..
…………клетки всех живых организмов имеют сходство ………………..
…………в плазматической мембране имеются поры ……………………..
…………в клетках растений содержатся хлоропласты ……………………
…………для жизни клетки нужна энергия …………………………………
…………важнейшей частью клетки является ядро ………………………...
…………клетки делятся ……………………………………………………...

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.
Для самостоятельной работы учащимся предлагается 5-7 минут. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Задание № 6. Придумайте название нашему уроку и запишите его на первой странице рабочего листа.

После проверки учителем записей учащихся, лучшие работы могут быть оценены. Понятно, что за работу на этом уроке в журнал выставляются только отличные и хорошие отметки.

Возможны варианты…

В идеальном варианте каждый ученик по ходу урока делает записи на своём рабочем листе, где заранее напечатаны задания и оставлено место для их выполнения. При отсутствии технических возможностей для этого учащиеся работают на обычных тетрадных листах. В этом случае советуем тексты каждого задания предложить учащимся в печатном варианте или написать на доске.
В слабом классе можно разрешить во время выполнения заданий пользоваться учебниками и тетрадями.
Данный урок может быть проведён как урок-диагностика. При этом учащиеся самостоятельно выполняют задания, но по ходу урока они не обсуждаются и не комментируются. При проведении урока в этом варианте советуем разработать систему оценки каждого задания в зависимости от его сложности. В этом случае общий итог работы каждого ученика можно будет выразить в баллах или определить % выполнения работы (от максимально возможного количества баллов). Сравнительный анализ итогов выполнения учащимися разных заданий позволит оценить степень сформированности отдельных логических операций и поможет определить основные направления последующей коррекционной работы, как с целым классом, так и с отдельными учениками. После проведения урока-диагностики необходимо познакомить учащихся с вариантами правильных ответов.
На наш взгляд, диагностическая деятельность является одним из условий эффективности учебного процесса. Она не только позволяет учителю видеть результаты своей работы, но и помогает каждому ученику реально оценить себя, определить свои проблемы и затруднения.
Нами разработана система диагностических работ , позволяющих определять уровень сформированности ведущих учебных умений.
Принципы составления диагностических работ и приёмы работы с ними рассмотрим на конкретном примере.
При изучении небесных тел в курсе природоведения 5 класса проводится урок-диагностика , основная цель которого – выявление уровня сформированности следующих умений: давать определения понятий, сравнивать, обобщать, находить в тексте информацию для точного ответа на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.
Для работы учащимся предлагается текст, составленный по материалам учебника А. А. Плешакова и Н. И. Сонина:

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Солнце так же как другие звёзды, представляет собой раскалённый шар. Вокруг Солнца вращаются планеты. Это довольно крупные шарообразные тела, хотя по размерам все они значительно меньше Солнца. В отличие от звёзд, планеты не раскалены и поэтому не испускают собственный свет. Между орбитами Марса и Юпитера вокруг Солнца движется огромное количество небольших неправильной формы небесных тел, диаметром от одного до нескольких десятков километров. Это малые планеты – астероиды. Несмотря на своё название (астероид в переводе с греческого означает «звездоподобный»), они не испускают собственного света, хотя в телескоп действительно выглядят как звёзды. Иногда обломки астероидов попадают в атмосферу Земли, и, не успевая сгореть, падают на поверхность планеты. Обычно масса таких метеоритов колеблется от сотен граммов до нескольких килограммов. Если в атмосферу Земли попадают мелкие частички космической пыли, остатки разрушившихся комет, они вспыхивают, проносясь по чёрному небу яркой светящейся черточкой. Эти вспышки учёные называют метеорами, а обычные люди говорят о падающих звёздах и спешат загадать желание.

После того, как учащиеся внимательно прочитают этот текст, необходимо выяснить, есть ли в тексте слова, смысл которых учащимся не совсем понятен. Если такие слова будут обнаружены, следует пояснить их смысловое значение.

1. Озаглавьте текст.

2. Найдите в тексте не обходимую информацию и сформулируйте определения следующих понятий:

а) Солнечная система;
б) звезда;
в) планета;
г) метеорит;
д) метеор.

3. Сравните астероиды и планеты.

4. Ответьте на вопросы:

1) Почему планеты не испускают свет?
2) Почему в телескоп астероиды выглядят как светящиеся точки?
3) Почему астероиды назвали звездоподобными малыми планетами?
4) В чём заключается главное отличие метеоритов от метеоров?
5) Могут ли быть метеоры на Луне? Ответ поясните.

Первое задание позволяет выяснить, умеют ли учащиеся обобщать основное содержание текста. При проверке работ обращается внимание на точность обобщения (один из возможных вариантов заглавия – небесные тела Солнечной системы).

Второе задание позволяет проверить, как учащиеся умеют давать определения понятий. В диагностический текст заложена информация для проверки этого умения на разных уровнях. Определение понятия «Солнечная система» учащиеся находят в тексте в готовом виде. К определению понятия «звезда» учащимся необходимо самостоятельно подобрать родовое понятие (небесное тело) и найти в тексте существенные признаки (раскалённое, шарообразное). Существенные признаки понятия «планета» необходимо собрать вместе из трёх предложений, а определения понятий «метеоры» и «метеориты» учащимся приходится формулировать самостоятельно, опираясь на данные в тексте представления.

При проверке третьего задания выявляем наличие в сравнении признаков сходства и различия, учитываем последовательность и полноту сравнения, отмечаем, выделяют ли учащиеся критерии, по которым они сравнивают предложенные объекты, и обращаем внимание на оформление результатов сравнения.

Четвёртое задание позволяет проверить, как учащиеся умеют устанавливать причинно-следственные связи, отвечая на вопросы разного уровня сложности: ответ на первый вопрос содержится в тексте. Во втором вопросе учащиеся должны увидеть два направления рассуждения: почему светящиеся? почему точки? Отвечая на третий вопрос, необходимо объяснить, почему астероиды звездоподобные, почему – малые, и почему планеты. Четвёртый вопрос этого задания позволяет выявить, удалось ли учащимся найти самое существенное различие между метеорами и метеоритами, а пятый вопрос позволяет увидеть, умеют ли учащиеся обобщать полученную информацию, связывать её с уже известной и устанавливать закономерности.

Проверка работ осуществляется на специальных аналитических листах, где выделены отдельные элементы каждого задания. На этих листах отмечается наличие или отсутствие каждого элемента в работе каждого ученика. Затем подсчитывается сумма баллов по каждому умению (количество выделенных элементов при выполнении задания), определяется общая сумма баллов.
Дальнейшая работа с учащимися предполагает не только ознакомление с результатами диагностики, но и анализ основных ошибок в ходе последующей коррекционной деятельности. На следующем уроке целесообразно в ходе беседы с учащимися сформулировать наиболее полные и точные варианты ответов и сопоставить их с тем, что написали ребята в своих работах. Таким образом, каждому ученику становится понятно, что и почему у него пока не получилось и как избежать подобных ошибок в дальнейшем.
Анализ результатов диагностики позволяет чётко увидеть общие проблемы пятиклассников и наметить пути дальнейшей деятельности по формированию данных умений.
При изучении курса природоведения и биологии аналогичные работы проводятся неоднократно, что позволяет определить продвижение каждого ученика в овладении системой ведущих учебных умений.

Ответьте на вопросы. Чем процесс питания животных отличается от питания растений? Почему у растений нет пищеварительной системы? Есть ли сходство в питании растений и животных? Может ли быть питание без пищеварения? А пищеварение без питания? 20.

Слайд 20 из презентации «Питание животных» . Размер архива с презентацией 1265 КБ.

Биология 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Версии происхождения человека» - Промысел Божий. Частичка космоса. Колыбель человечества. Душа стремится ввысь. Совершенный биологический продукт. Эволюция. Происхождение человека. Череп первобытного человека. Версии происхождения человека. Обезьяны. Эволюционная теория Чарльза Дарвина.

«Рост и развитие животных» - Разгадайте кроссворд. Мышцы. Рост и развитие животных. Игра «Да или нет» (+, -). Составить предложения из слов в группе. Бластула. Цели и задачи. При двойном оплодотворении растений две мужские гаметы сливаются. Нервная система. Стадии развития лягушки и особенности ее строения. Выделение. Ребус. Гаструляция. Пищеварительная система. Найдите ошибки Незнайки. Разделите живых организмов по типам развития.

«Бабочки Костромской области» - Гипотеза «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды…». Винный бражник Отряд Чешуекрылые Семейство Бражниковые Статус III категория. Проект по биологии Красная книга Костромской области: оценка и прогноз. По итогом изучения раздела «Экология» в 6 классе. Быстрая голубянка Отряд Чешуекрылые Семейство Голубянковые Статус I категория. Охранять природу- значит охранять Родину! Гипотеза В Костромской области можно встретить бабочек из Красной книги.

«Первые цветы» - Рекомендации. Ветреница лесная. Первоцветы. Калужница болотная. Прострел поникший. Фиалка удивительная. Сохраним первоцветы. Мать-и-мачеха. Что я могу сделать для сохранения первоцветов. Васильево. Медуница лекарственная. Берегите же красоту наших лесов. Цветущие растения. Адонис весенний.

«Многообразие растений» - Съедобные растения. Разнообразие растений. Методы изучения древних растений. Ядовитые растения. Растения Тульского края. Листья. Многообразие растений и их происхождение. Проверь себя. Заполните предложенную схему. Основные этапы развития растений.

Эволюция пищеварительной системы.

Растительные организмы синтезируют сами все необходимые им органические вещества и поэтому не нуждаются в пищеварительной системе. Водоросли поглощают все питательные вещества из окружающей среды (воды) без помощи каких-либо специальных приспособлений. Наземные растения получают двуокись углерода из воздуха, главным образом с помощью листьев, а воду и минеральные вещества всасывают из почвы с помощью корней. Существует несколько видов насекомоядных растений. Они не имеют особой пищеварительной «системы», но выделяют ферменты, сходные с ферментами животных. Транспорт веществ по растению осуществляется по системам тканей (главным образом флоэме и ксилеме), вода и газы могут транспортироваться по межклетникам. Поступление веществ осуществляется путем простой диффузии, облегченной диффузии или путем активного переноса. Растворы, движущиеся по флоэме и ксилеме, представляют собой сложные смеси органических и неорганических веществ, состав которых различен у разных растений, а также в различных его органах и в разное время года. Сок растений содержит до 98% воды, а также соли, сахара, аминокислоты, ферменты и другие белки, органические кислоты (лимонную, яблочную и др.) и гормоны (например индолилуксусную кислоту). Растительный сок имеет несколько кислую реакцию (рН - 7-4,6). Синтезируемые питательные вещества растения могут запасать, поскольку производимое количество значительно превышает потребность самого растения в питательных веществах на текущие процессы жизнедеятельности (до 20 раз).

Пищеварение у простейших происходит в одной клетке (тело простейших состоит из одной клетки). Поступление веществ осуществляется также путем диффузии и активного переноса, но у них существует пиноцитоз (поступление жидких питательных веществ) и фагоцитоз (захват крупных органических веществ и бактерий с помощью ложноножек). Переваривание происходит в пищеварительных вакуолях: пищеварительные ферменты, образующиеся в цитоплазме, поступают внутрь вакуоли и переваривают пищу, затем расщепленные вещества через стенку вакуоли всасываются в цитоплазму, где ассимилируются или используются для получения энергии. У гидры еще нет пищеварительной системы, хотя она и многоклеточна; переваривают пищу только клетки энтодермы (внутреннего слоя клеток). Они выделяют пищеварительные ферменты в просвет полости, где пища размельчается (внеклеточное переваривание) и затем всасывается внутрь энтодермальных клеток, в которых происходит окончательное внутриклеточное переваривание. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через то же отверстие в полости, через которое пища поступает. У плоских червей (имеющих три зародышевых листка) уже имеется пищеварительная система, состоящая изо рта, глотки и желудка, но нет анального отверстия: поступление пищи внутрь и выход остатков наружу происходит одним и тем же путем. Желудок сильно разветвлен и его ветви заходят почти во все части тела, что облегчает распределение всосавшейся переваренной пищи. Планарии, при голодании могут частично переваривать свои собственные органы и таким образом долгое время обходиться без пищи.

Дождевые черви обладают полной пищеварительной системой: она состоит изо рта, мышечной глотки, пищевода, зоба с мягкими стенками, где пища сохраняется про запас, твердого мышечного желудка, в нем пища измельчается при помощи мелких камешков, поступивших вместе с пищей, прямой и длинной кишки (в которой осуществляется внеклеточное переваривание пищи) и анального отверстия, через которое удаляются непереваренные остатки пищи. У других беспозвоночных строение пищеварительной системы примерно такое же, но имеет свои особенности. У некоторых беспозвоночных - червей, головоногих моллюсков, ракообразных и морских ежей - имеются твердые зазубренные ротовые части, которыми животное может отрывать и измельчать пищу. У насекомых в связи с разнообразием используемой пищи формируется различный ротовой аппарат (сосущий, грызущий, лижущий, лакающий и т.д.), продукты переваривания всасываются путем простой диффузии или активного переноса.

На ранних этапах эволюции позвоночных животных их пищеварительная система постепенно усложнялась, в ней появлялись новые органы. У всех современных животных - от рыб до человека - эта система построена по единому плану: за желудком следует тонкая кишка, в которой переваривается большинство видов пищи, там же происходит и всасывание, за тонкой кишкой следует толстая кишка, где процессы переваривания и всасывания завершаются. У позвоночных - более совершенные пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа (пищеварительные железы есть у моллюсков, часто пищеварительная железа несет функции печени и поджелудочной железы одновременно). Пищеварительные железы являются выростами пищеварительного тракта, в процессе онтогенеза превращаются в самостоятельные органы. Связь с тонкой кишкой они сохраняют с помощью протоков, открывающихся в кишку. У позвоночных животных в связи с их приспособленностью к обитанию в различных экологических условиях и использованием разнообразной пищи выработались свои характерные особенности: усложняется строение зубов, появляется многокамерный желудок (например у жвачных), удлиняется кишечный тракт (у растительноядных) и др. Тем не менее, у всех животных, от самых низших до наиболее организованных, химия пищеварения и участвующих в нем ферментов очень сходны. Таким образом, в ходе эволюции пищеварительная система постепенно усложнялась, добавлялись новые органы и, наконец, выработался сложный механизм, который достиг наибольшей сложности у человека.