История монеты на Руси. Старинные царские монеты


Деньги из желтого драгоценного металла на Руси появились больше тысячи лет назад. Первые монеты «собственного производства», отчеканенные из золота, появились у нас в 10-11 веке, во время князя Владимира, известного нам, как «Красно Солнышко». На всех монетах этого периода заметно влияние византийского искусства. На лицевой стороне изображался обычно великий князь с трезубцем (таким был «коронный» символ киевских князей), на оборотной стороне красовалось изображение Христа Спасителя с Евангелием в руке.

Злотник князя Владимира.

В те времена был период расцвета Киевской Руси, и понятно, чтобы поднять престиж среди народа и сопредельных государств, чеканились золотые монеты. Но затем наступил тяжелый период - татарское нашествие, междоусобицы, смута. Все это закономерно привело к тому, что казна даже самых богатых князей опустела. Соответственно, до конца XV века золотая монета на Руси не чеканилась.

Изготовление собственной монеты путем перечеканки (преимущественно из венгерской) началось при московских великих князьях Михаиле Федоровиче, Иване III Васильевиче. Что интересно, чаще всего эти монеты были не в ходу, а выдавались как награда за воинские заслуги.

Михаил Федорович. Жалованный золотой в три четверти угорского .

Традиция чеканки золотых копеек и червонцев продолжилась при царях. На монетах Ивана IV Васильевича Грозного двуглавый орел помещался на обеих сторонах монеты. Сын Ивана IV, Федор Иванович, на одной стороне монет помещал надпись со своим титулом, на другой - двуглавого орла или всадника.

Федор Алексеевич (1676-1682 гг.). Наградной золотой в два угорских. Новодел.

Схожие типы монет чеканили Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович Романов. Алексей Михайлович чеканил двойной червонец со своим поясным изображением.

Дореформенные монеты Петра I, Ивана и Софьи были как с изображениями соправителей, так и просто с двуглавыми орлами на обеих сторонах.

Иван, Петр, Софья. Наградной золотой в один угорский за Крымский поход 1687 г.

При Петре I все изменилось. Золотые монеты вошли в обиход, так как начали чеканиться в промышленных масштабах. Так, чеканились они по строгому образцу, и номинал их при Петре I был непривычным. С 1701 года первый российский император повелел чеканить 1 дукат и 2 дуката.

Дело в том, что первоначально большое количество этих монет делали перечеканом из западных золотых дукатов. Вес 1 дуката колебался, но, как правило, составлял 6-7 граммов. Отличием их от современных денег было то, что на монете не был указан ее номинал. Но русские люди нашли более привычное наименование таким «дукатам» и стали называть один дукат червонцем, а два дуката – двойным червонцем.

Дукат Петра I.

С 1718 года Петр I выпускал 2 золотых рубля. Его жена Екатерина I во времена своего правления также выпускала только двухрублевик из золота. Кстати, тираж был ограничен и достигал около 9 тысяч экземпляров. Поэтому сегодня за двухрублевую монету Екатерины I Алексеевны можно выручить от 90 до 900 тысяч рублей.

Два рубля золотом. Екатерина Алексеевна.

Во время правления Петра II золотые монеты чеканились без номинала, но по привычке назывались червонцами. То же самое было при Анне Иоанновне. За денежку с портретом этой самодержицы сегодня можно выручить от 35 тысяч до 2 миллионов рублей (в зависимости от года и изображения на монете).

Червонец Анны Иоанновны. 1730 г.

В краткое царствование младенца Иоанна IV золотых монет не чеканили: просто, наверное, не успели за несколько месяцев.

Далее, когда ко власти пришла Елизавета Петровна, изготовление золотых денег наконец-то оживилось. Кроме стандартного червонца с портретом императрицы, выпускался двойной червонец. Также были полтина, 1 рубль, 2 рубля. Потом, в 1755 году, к этим монетам добавились империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). На новых монетах вместо двуглавого орла на реверсе находится крест из четырех узорных щитов, соединенных пятым. На первых четырех - гербы и символы городов Российской Империи, а в центральном щите - двуглавый орел со скипетром и державой. Империалы чаще всего использовали для внешнеторговых операций.

Империал Елизаветы Петровны. 1756 г.

Петр III среди этого изобилия оставил лишь привычные червонцы, а также империал и полуимпериал. После истории со свержением мужа Екатерина II повелела перечеканить все монеты с портретом Петра III в монеты того же номинала, но со своим именем и портретом. Поэтому монеты времен Петра III очень редки и весьма высоко ценятся. Есть данные, что на аукционах они уходят за суммы, начинающихся от нескольких десятков тысяч долларов.

Павел I, сын Екатерины II, положил начало новой традиции. Деньги теперь чеканились без портрета императора. Он оставил империал, полуимпериал и золотой червонец. Выглядели они непривычно.

Червонец Павла. 1797 г.

При Александре I традиция продолжилась. Среди «золотых» остались лишь империал (10 рублей) и полуимпериал (5 рублей). После победы над Наполеоном в 1813 году Польша вошла в состав России. В связи с этим с 1816 года Александр I начинает чеканку монет (для Польши) на Варшавском монетном дворе. Из золота были 50 и 25 злотых.

50 злотых с портретом Александра I. 1818 г.

Николай I оставил империалы, но прославился тем, что начал чеканить монеты... из платины! Это были первые в мире монеты из платины, выпущенные для повседневного обращения. Выпускались они номиналом 3, 6 и 12 рублей. Тогда, кстати, платина дорогой не считалась и стоила в 2,5 раза дешевле золота. Ее только-только открыли в 1819 году, добыча ее обходилась очень дешево. В связи с этим, правительство, опасаясь массовых подделок, платиновые монеты из обращения изъяло. И больше денег из платины в России никогда не чеканили. А весь лом монет - 32 тонны - продали в Англию. И эта страна долгое время была монополистом по данному металлу. Сегодня на аукционах платиновые монеты Николая I можно продать за 3-5 миллионов рублей.

Платиновые 6 рублей Николая I. 1831 г.

Вернемся к золоту. Преемник Николая I – Александр II, самый демократичный царь и освободитель крестьянства, чеканил только полуимпериала и еще ввел 3 рубля золотом. В стране были реформы, особенных денег на чеканку золотых не было предусмотрено. Видимо, поэтому номиналы снизились.

3 рубля золотом. Александр II. 1877 г.

Александр III оставил монеты того же номинала, но вернул империал - 10 рублей. И повелел чеканить на нем свой портрет. Так традиция портретных червонцев возобновилась. Меняются технические характеристики золотой монеты - она становятся толще, но меньшего диаметра. Монеты из золота Александра III продаются на аукционах за суммы 7-20 тысяч долларов.

Империал Александра III. 1894 г.

Далее у нас остаются лишь золотые времен печально известного последнего царя Николая II. Монеты по 5 и 10 рублей все еще несут скупщикам старины старушки, неведомо где их доселе сохранившие. А поисковики мечтают увидеть в только что выкопанной ямке золотой блеск именно этого царского профиля.

Золотой червонец Николая II.

Вес золотой монеты номиналом 10 рублей до Николая 2 составлял 12,9 грамма. После николаевской денежной реформы вес золотой монеты номиналом 10 рублей был уменьшен в полтора раза и составлял 8,6 грамма. Поэтому золотые монеты стали доступнее и тираж их увеличился.

В новом облегченном «николаевском» весе были отчеканены золотые 15 рублей и 7 рублей 50 копеек. При этом стоимость их невелика, как и стоимость «николаевских» червонцев - около 20 тысяч рублей. Зато встречаются они почаще, чем все остальные монеты, вместе взятые, и шанс отыскать их на копе тоже повыше.

Есть еще «подарочные» монеты времен Николая II. Эти монеты были отчеканены для личного подарочного фонда Николая 2. Даты их чеканок позволяют предположить, что 25 рублей 1896 года чеканили специально к коронации, а 25 рублей 1908 года - к 40-летнему юбилею Николая 2. Цена таких золотых монет достигает 120-150 тысяч долларов.

Вслед за донативными (подарочными) монетами можно выделить совсем необычную, не имеющую аналогов, золотую монету номиналом 37 рублей 50 копеек – 100 франков 1902 года. Согласно некоторым предположениям, таким образом, Николай 2 хотел ознаменовать франко-русский союз, однако другая часть нумизматов более склонна считать, что 37 рублей 50 копеек – 100 франков предназначались для использования в системе казино. По цене такой «золотой» сегодня на аукционах можно найти за 40-120 тысяч долларов.

История последнего золотого царского червонца заслуживает отдельного рассказа.

О нем вы узнаете в следующей статье.

Технология производства монет и медалей за время существования претерпела много изменений. Этот процесс был довольно долгий и прошел от ручного кропотливого труда до современного автоматизированного производства. Первые монеты появились примерно в 6 веке до н.э.

В те далекие времена люди занимались чеканкой монет в ручную на кусочках металла. Чут позже начали появляться разные приспособления, которые облегчали труд мастера, однако производство монет все равно оставалось тяжелым и ручным.

Первые серебряные и золотые монеты в том виде в котором их привыкли видеть («сребреники» и «златники») на Руси появились в 10 веке в период правления князя Владимира. Чеканка монет была так же ручной. Заготовку помещали под пресс, который и выдавливал изображения на обеих сторонах монеты.

Средний вес, например, серебряных монет тогда составлял приблизительно 2,9 гр. - 3,3 гр., а золотых - около 4-х гр. Именно от златника (весом 4,3 гр) произошла единица веса на Руси.

Во времена феодальной раздробленности чеканка монет производилась из серебряной проволоки. Все экземпляры имели разный вес и форму, при этом изображения как правило оказывалось не цельными. Проволока рубилась на равные части, а затем ее помещали под пресс — по сути это и называется чеканкой серебряных монет). В народе эти монеты получили название «чешуей».

Массовое же производство монет в Древней России началась в 14 в.

Победа Руси над Золотой Ордой (1380 г.), подтолкнула к закреплению успеха выпуском денежных знаков. Монеты Руси в те годы представляли собой пластинки из серебра неправильной формы весом примерно 1 гр. с различными изображениями на поле монеты. Это были всадники, птицы, воины, мифические животные и т. п. Первые Русские медные монеты (пулы) появились лишь в середине 17 в. Они чеканились из маленьких заготовок медной проволоки. Примерно тогда же появились и медные монеты копейки, которые ничем не отличались от серебряных копеек.

Однако медные монеты народу пришлись совсем не по душе, и в 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт», который очень напугал медные деньги были отметены.

Лишь полвека спустя при Петре 1 возобновилась чеканка монет из меди. При Петре 1 чеканка серебряной монеты (так же как и золотой монеты) осуществлялась уже различными приспособлениями и машинами, но все равно процесс еще не был автоматизирован. Чеканка носила циклический характер — металл направлялся казначеем минцмейстеру, он в свою очередь по окончании производства, передавал расходному казначею отчеканеные монеты. Оптимальной считалась партия серебра 120 пуд. (около 7 т.), — это соответствовала одной плавке.

Процесс производства выглядит следующим образом — изначально минцпробирер определял содержание лигатуры (медных примесей) например в серебре. Для этого в процессе плавления производились несколько технологических проб, в результате лигатура доводилась до нужной концентрации в соответствии с нормами. Затем расплавленный металл разливался в изложницы (специальные формы). Устройство этих приспособлений с годами часто менялось. Изначально это были горизонтальные противни, со временем они превратились в вертикальные разъемные конструкции. Так вот, полученные листы подвергались раскатке и вальцовке для достижения необходимой толщины. После раскатки листы шли на обрезные станы. Станы приводились в действие как правило лошадиной тягой иногда и силой воды. Тут из них вырубались монетные заготовки которые проходили весовой контроль, их отжигали и очищали поверхность от заусенец (галтовали в специальных барабанах), отбеливали, промывали и сушили. Легкие заготовки отправлялись на переплавку, а тяжелые доводились до нужного веса (в юстировку). Далее на гуртильном оборудовании наносили гурт и потом заготовки отправляли на тиснение и осуществлялась чеканка уже гурченой монеты).

Процесс тиснения осуществлялся винтовыми прессами, которые приводились в действие руками, с помощью специального коромысла, на концах которого были две гири. Таким методом чеканка монет производилось до 19 века, позже производство монет уже автоматизировалось. Монетные кружки делались ровными, монеты стали иметь одинаковый вес, а изготавливать монеты стало сложнее.

Монеты копии отчеканенные по старинным в

Современная чеканка монет выглядит как хорошо оснащенное технически и автоматизированное производство.

Основной объем изделий мон. дворов производится на чеканочных станках (прессах) при помощи метода холодной штамповки. Холодная штамповка (чеканка) позволяет получать монеты из металла сложных форм и очертаний давлением, в результате чего металл деформируется с помощью специальных инструментов. В сравнении с горячей штамповкой холодная штамповка имеет несколько преимуществ: нагревать металл нет необходимости, нет окисления и не образуется окалин, на выходе после того как была произведена чеканка этих монет — они имеют малую шероховатость, точность размеров. В сравнении с обработкой резанием процесс холодной штамповки гораздо удобнее и практичнее: поскольку нет стружки металла, значительно сокращается расход и уменьшаются трудозатраты производства, а соответственно, увеличивается производительность труда. Вместе с тем штамповка холодным методом упрочняет материал и это позволяет использовать гораздо меньший объем металла, делать монеты еще более легкими, износостойкими.

Современное компьютерные и другие технологии (патинирование или искусственное старение), серебрение, чернение, золочение, вакуумное напыление, расчистка, пескоструйная обработка, использование эмалей и другие методы позволяет получить монеты высочайшего качества и реализовать любые идеи художников. С доступностью технического оснащения, компьютерных технологий чеканка монет частными мастерскими так же стало значительным. Стали появляться копии монет просто потрясающего качества. Современные производства позволяют осуществлять позолоту и серебряное покрытие монет, чеканить изделия сочетая различные металлы и сплавы. На монетных дворах применяются и высокие технологии (скрытое изображение, который используется например на современных 10 рублях). Современные монетные дворы выпускают в том числе и монеты PROOF, а это монеты самого высокого качества с зеркальным полем и матовым изображением. Изделиям качества PROOF важно избежать повреждений поэтому все подобные монеты упаковываются в специальную капсулу. Так же существует качество АНТИ PROOF. Монеты этого качества имеют матовую поверхность, а выпуклый рельеф является глянцевым.

Теперь практически каждый человек увлеченный нумизматикой может без особых затрат собрать потрясающую коллекцию старинных монет в копиях и изучать прекрасные произведения старины на примере собственных монет.

Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Как и тысячи лет назад, прежде чем стать монетой, кусочек металла проходит очень сложный и длинный путь от шахты рудника до штемпеля мастера.
На страницах этой статьи мы попробуем проследить и наглядно проиллюстрировать эволюцию чеканки европейской монеты от шедевров эллинов через брактеаты до больших и
красивых тестонов и талеров.
Технология производства монет из века век всегда шла в ногу с уровнем научных и практических знаний человека. Изучая старинные монеты и технологию их производства, можно, как по срезу дерева, увидеть, на каком уровне в то или иное время находились знания людей в области металлургии. Как были развиты ремесла, понять, каковы были эстетические представления того или иного региона и времени, узнать какова была политическая и экономическая ситуация на тот исторический момент.
С помощью микроскопа и макрофото на поверхности монеты можно найти следы почти всех пошаговых процедур, которым подвергся кусочек металла, прежде чем стать монетой. Для каждого периода изготовления монет, мастера использовали ряд приемов, характерных только для этого отрезка времени или географического места чеканки. Знание технологических тонкостей операций, используемых при изготовлении старинных монет, поможет начинающему коллекционеру избежать досадных моментов, связанных с приобретением фальшивых экземпляров.


Археологи и нумизматы пришли к заключению, что монеты были изобретены в качестве платёжных средств в Средиземноморье между 700-600 годами до н.э. Через пару веков основным способом производства монет в Средиземноморье становится чеканка, а не литье, как это было на заре монетного производства. Чеканная монета имела целый ряд преимуществ перед отлитой в форме. Визуально выбитая монета отличалась четкостью передачи мельчайших деталей рисунка штемпеля, которые не возможно было передать при отливке. Сам же процесс производства чеканной монеты был настолько технологически сложен и многоступенчат, что изготовление монеты такого же качества в кустарных условиях становилось невозможным. Чеканка служила и дополнительной «степенью защиты» от фальшивомонетчиков того периода: поддельная литая монета определялась визуально по участкам, не залитым металлом, по кавернам, оставленными пузырьками воздуха, нечеткости рельефа изображения и отсутствием характерного для подлинной монеты штемпельного блеска.
Монеты 6-го века до н.э. представляли собой кусочки металла округлой формы с объемным изображением. Технология их производства состояла из подготовки единичной монетной заготовки определенного веса, путем литья в форме или остужения капли металла на плоской поверхности. После изготовления нужного количества заготовок, они поступали на чеканку. Штемпели изготавливались из бронзы, металла относительно мягкого, поэтому они очень быстро изнашивались и приходили в негодность. Именно этим объясняется огромное количество разновидностей штемпеля одного и того же типа монет. Чтобы штемпели служили дольше, ассистент мастера разогревал будущую монету в печи и щипцами подавал ее на нижний штемпель. Приставив верхний штемпель к раскаленному кружку серебра, мастер ударом молотка осуществлял чеканку монеты. Рабочая поверхность верхнего штемпеля (квадратного в сечении стержня) изначально не декорировалась, а представляла собой абстрактный высокорельефный геометрический узор, который, проникая в металл, способствовал лучшей прочеканке аверса.


Лидия, Крез (ок. 560-546 до н.э.) 1/2 статера.

Постепенно рисунок реверса усложнялся, квадраты и прямоугольники сменились сложными рисунками, появлялись буквы, пальметки и изображения растений. Следующим этапом в оформлении реверса стало помещение на нем негативного, вогнутого изображения аверса монеты. Этот тип монет характерен для греческих колоний Южной Италии.

Южная Италия, Метапонтиум в Лукании, номос (520-510 до н.э.)

С развитием техники чеканки и ростом мастерства художников и граверов, изображение на реверсе усложнялось и приобрело стилистическую и смысловую роль «второй скрипки», поддерживающей аверсную сторону монеты. Иерархия сторон учитывалась и при технологии изготовления монеты: верхний штемпель (реверс) изнашивался значительно быстрее, поэтому на нем размещали второстепенные по смыслу и значению изображения, а на нижнем штемпеле (аверс) чаще всего помещали изображение бога или правителя. Постепенно в процессе производства монеты и её дальнейшего обращения круглая форма монеты с двухсторонней чеканкой вытеснили прочие формы платёжного средства. И монета приобрела те основные черты и формы, которые практически не изменились и до наших дней.


Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Расцвет медальерного искусства античности пришелся на Классическую и Эллинистическую Грецию, подарившую нам высочайшие шедевры мелкой пластики. Монеты регулярного чекана древнегреческих полисов поражают высотой художественного и технического мастерства исполнения.

Декадрахма Сиракуз (400-395 гг. до н.э.)

Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся не только платежным средством, но и средством пропаганды, с поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием производства римских денариев стал способ изготовления монетных заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку, переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки, соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.

Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки

Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились, заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.

Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение аверса было более значимо и сложно в изготовлении.

Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.

Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы – scalptores monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы, волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и живого портрета императора, почти всегда обходился без использования резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.

Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты, имеющие строгое соотношение сторон.

Сопряженный штемпель монеты Константа I с буквами антиохийского монетного двора,
найденный во Франции, и бронзовый фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.

Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500 проба.

В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны, так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету. Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям, вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету. Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром. Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету – солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.

Владимир Хомутов