Часы нашей жизни. Какую мелодию исполняют часы - куранты на петропавловском соборе Что играли куранты петропавловского собора после революции


Санкт-Петербург как непревзойдённый город мира с интересной историей, обилием культурных ценностей и достопримечательностей, среди которых Петропавловский собор с его знаменитыми курантами.

Санкт-Петербург - один из красивейших городов мира. Тысячи туристов из разных стран спешат познакомиться с его историей, культурными ценностями, достопримечательностями, уникальными памятниками архитектуры. Изобилие театров, художественных выставок, галерей, музеев впечатляет до глубины души и восторгает.

Во время путешествия по Питеру туристы любуются Петропавловским собором - усыпальницей русских императоров. У знаменитого собора увлекательная история, не менее любопытна она у курантов, которые красуются на его башне.

* В 1704 году установленные на деревенной колокольне церкви Петра и Павла в Петропавловской крепости куранты работы Никифора Архипова стали первыми механическими часами в городе. Куранты сегодня

Первые куранты были созданы русским мастером Никифором Архиповым для временной колокольни, выполненной из дерева, установлены в 1704 году в верхней её части. До этой поры не было традиции оснащать часами башни. Пётр I вводит новшество, позаимствованное в Европе.

Когда на месте деревянной башенки в 1733 году возвели величавый каменный Петропавловский собор по проекту архитектора Д. Трезини, Петром I в Голландии за сумасшедшие деньги были приобретены уникальные куранты и установлены согласно его указу. В начале XVIII века самобытные часы считались настоящим чудом, были самыми большими в Санкт-Петербурге. Но они вскоре сгорели при пожаре. Новые часы, изготовленные в Голландии мастером Оортом Красе, поставлены на место прежних лишь через 13 лет, когда после пожара полностью восстановили башню в 1773 году. Часовой механизм курантов голландского мастера Оорта Краса (сами часы были куплены за 45000 рублей — просто огромную по тем временам сумму)

* фото: dedmaxopka.livejournal.com

Тех, кто путешествует по самому красивому российскому городу, рады разместить в своих уютных номерах многочисленные отели, среди них отель атриум санкт петербург считается городом с высокой культурой обслуживания, персонал гостиницы отличается профессионализмом, доброжелательностью. Оборудование отеля современное, выполненное по последнему слову индустрии гостеприимства, имеется всё необходимое для полноценного отдыха. Номера можно забронировать через интернет.

К услугам гостей разнообразие гостиниц в любом районе города, они предлагают элитные номера, эконом и средний класс. Туристы, предпочитающие мини отели санкт петербурга недорого платят за высокий уровень сервиса и комфортное размещение.

Знаменитые куранты были несколько раз модернизированы, они дополнялись минутными стрелками, маятниками, музыкальными устройствами. Во II половине XIX века куранты исполняли 3-й российский гимн, написанный Д. Бортнянским. До сих пор каждый час звучит эта бессмертная мелодия, раз в четверть часа бьют колокола, в полдень и в 18 часов раздаётся гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…»

Два раза за всю свою историю существования часы останавливались на длительное время. Это случилось в периоды революции 1917 года и Великой Отечественной войны.

Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.

Нет, я не буду рассказывать вам про Петропавловскую крепость или сам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Для этого надо глубоко разбираться в истории. У меня, как у обычного туриста, появилась удивительная возможность подняться на смотровую площадку Колокольни Петропавловского собора и я поднялся. В этой статье хотелось бы, если можно так выразиться, на время одолжить вам свои глаза. Просто посмотрите, полюбуйтесь на те удивительные виды, которые открываются с высоты. Возможно, когда вы сами окажетесь в Санкт-Петербурге, вы тоже захотите подняться на колокольню, ибо ни одна фотография не передает полноты атмосферы парения "над городом". А пока... вы готовы к подъему? Тогда - за мной!

Шпиль Петропавловского собора сложно не заметить. Его видно почти из любой точки исторической части города. Безусловно, сквозь стены домов он не просвечивает, но выйдете на берег Невы и - вот он! Высота - 122 метра!

Будучи в Санкт-Петербурге впервые после сорокалетней отлучки, не зная правил, я даже не предполагал, что в Петропавловскую крепость вообще можно войти, а не то что подняться на колокольню. Не удивительно, что я так подумал. Достаточно было наткнуться на две закрытые двери:

чтобы понять, что вход туда или совсем закрыт простым смертным, или это доступно только каким-то особым людям, или за большие деньги. Со временем стало понятно, что ворота в тот конкретный момент были закрыты лишь потому, что я примчался в Петропавловскую крепость в 6 часов утра.

На самом деле вход на территорию совершенно свободный. Подробный обзор территории комплекса будет представлен в отдельной статье, а сейчас давайте перейдем к теме смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора.

Когда, бродя неподалеку от монетного двора я вдруг заметил наверху человека, у меня возникла мысль о том, что если он смог каким-то образом очутиться там, рядом с колоколами, то, может быть и мне это как-то удастся?

Вот здесь на площади перед колокольней я сделал данное неожиданное открытие. Кстати, обратите внимание на лавочки - это место, где можно послушать звучание совершенно особенного музыкального инструмента - карильона . Чуть позже мы увидим его и послушаем музыку, а пока, просто чтобы вы знали. Карильон - это музыкальный инструмент с клавиатурой, звучащими частями которого являются колокола.

И тут в окошке под часами я вдруг увидел человека. Да вон, смотрите, он и теперь там маячит!

Обуреваемый робкой надеждой на, казалось бы, недостижимое, я зашагал через площадь прямо ко входу в собор. Там сразу обрадовали: Да, подняться можно, но для этого надо сначала купить билет в сам собор (450 руб.), а потом, уже войдя внутрь, купить еще один билет на колокольню (150 руб.).

Напрасно я с пеной у рта увещевал тетеньку у турникета, что сам по себе собор меня не очень-то интересует, а мне надо "туда, наверх". Дежурная была неприступна как Трубецкой бастион и отправила меня за билетом.

Как ни жаль было расставаться с деньгами, которые были заготовлены на перекус в столовке, пришлось выбирать - или пища насущная, или пища духовная. Исходя из того, что вы читаете данный отчет, нетрудно догадаться, что именно перевесило в тот чудный осенний вечер.

Билеты продавали в отдельном строении, который называется странным именем "Ботный дом ".

Да-да. Вот это желтое строение с колоннами (вход с обратной стороны). Размышляя о происхождении столь странного названия, сначала я подумал, что там всех "ботают" или, по крайней мере, раньше "ботали". На практике оказалось, что внутри, как ни странно, находится самый настоящий кораблик, хоть и небольшой. Это ни что иное, как Ботик Петра I . После окончания Северной войны в 1721 году Петр I решил перевести свой ботик в Петербург. Сначала для него соорудили простой навес, а потом выстроили целое здание.

Причем, здание сначала построили, а потом стали соображать, "как же бы теперь эту лодку внутрь затащим?". Через двери и окна она, естественно, не проходила. Пришлось разбирать часть стены и сквозь образовавшийся проем затаскивать "дедушку русского флота" - так называли Ботик Петра I - внутрь помещения. Одним словом, все правильно сделали:). И до сих пор это обычное дело. Сначала делаем, потом думаем.

А вот и он - Ботик:

На самом деле у этого утлого суденышка очень интересная история. К сожалению, в рамках данной статьи нельзя осветить ее полностью. Поэтому, если будет интересно, осведомитесь у википедии. Там все написано коротко, но ясно.

Кроме самого бота в здании развернута обширная торговля сувенирами. И чего только тут нет:

Приятно то, что можно расплатиться картой. Неприятный момент - цены здесь просто неприличные. Тут же находится билетная касса. Вот цены, действительные до конца октября 2016 года:

Тут я сразу понял, как важно владеть информацией . Дело в том, что до этого момента я уже посетил Музей космонавтики и ракетной техники, заплатив за вход 150 рублей. Сейчас для посещения собора мне надо было заплатить еще 450 рулей. То есть вместе уже получается - 600.

За ту же стоимость можно было купить так называемый "комплексный билет" и посетить дополнительно еще несколько интересных экспозиций. Комплексный билет необязательно использовать в один день. Он действует два дня и позволяет посетить все указанные музеи по одному разу. Увы, я об этом не знал, поэтому сам того не зная, ограничил свои возможности. Причем и себе и вам, поскольку не смогу показать отчеты по остальным выставкам. В следующий раз буду умнее. И вы тоже имейте в виду.

То же самое касается и экскурсий по Санкт-Петербургу. Важно знать, где их покупать, чтобы не переплачивать посредникам.

Подъем на смотровую площадку Петропавловского собора

Но вот, наконец, все формальности улажены, билет в Петропавловский собор - на руках. Пора в путь. К сожалению мое восхождение состоялось уже ближе к вечеру, поэтому картинки, которые вы увидите с высоты, будут скорее вечерними.

Здесь позвольте мне дать один важный совет. Если одной из целей вашего подъема на колокольню является фотосъемка, то вам лучше подниматься с утра и до обеда. В это время солнце освещает ту часть панорамы, которую вы сможете фотографировать. После обеда солнце будет светить вам в глаза и хороших фотографий может уже не получиться. Во всяком случае, освещение будет уже не так интересно.

Заходим! Все начинается с того, что вы проходите через турникет. Там Ваш билет будет погашен, а у вас самих будет два плана дальнейшего развития событий.

  1. Вы сразу идете прямо в Петропавловский собор
  2. Вы покупаете еще один билет на колокольню, сначала идете туда, а потом уже в собор.

Билет на колокольню покупается на месте и дополнительно стоит 150 рублей.

После покупки билета (внимание! карты здесь не принимают!) можно самостоятельно начинать подъем. Это удобно. Дело в том, что на смотровую площадку на колокольне можно еще подниматься в составе организованной экскурсии. Что такое толпа народу в замкнутом пространстве я уже ощутил на примере подъема на колокольню Никольского Морского собора . Поэтому перспектива самостоятельного восхождения меня более чем устроила.

Сначала подъем идет по тесному коридору:

Конечно, здесь проход пошире, чем, скажем, в в Переславле-Залесском. Там уж точно двум людям не разойтись! В Петропавловской колокольне чуть просторнее, но в любом случае группе людей придется продвигаться "гуськом".

Всего до смотровой площадки нам предстоит преодолеть около 270 ступенек. Точнее не скажу, пока считал, пару раз сбивался, но общее число примерно такое. Чтобы представить себе подобную лестницу, попробуйте пешком подняться на 13-й этаж высотного дома. Для некоторых людей это не простая задача. Хорошо, что можно подниматься в несколько приемов. Первое помещение, которое нам встретится на пути, это "чердак" колокольни. Здесь размещена экспозиция по истории Петропавловского собора.

Здесь, например, можно узнать, что изначально статуя ангела на шпиле колокольни задумывалась совсем другой, нежели та, что мы привыкли видеть. Можно увидеть каркас статуи в натуральную величину:

Как раз здесь, на чердаке, меня встретил молодой человек, который проверил и порвал мой билет. Далее он зачем-то следовал за мной вплоть до того момента, пока я не покинул башню. Наверное за нами, туристами, все же нужно присматривать. А то мы ведь такие! Вдруг, не дай Бог, колокол потрогаем, а этого делать никак нельзя. Соответствующие строгие объявления встречаются здесь на каждом шагу.

В принципе мне он не мешал, над ухом не сопел, просто стоял в стороне и "присутствовал". Однако, обозревать панораму города под надзором служителя, который только и ждет, "пока этот идиот насмотрится и нафотографирует" было как-то неуютно. Тем не менее, программу съемок я отработал полностью. Отснял все что собирался, всеми объективами, которые в данном случае были уместны. Скоро все сами увидите.

Обратите внимание на ступени лестницы. Каждая из них имеет накладку из натурального камня. С одной стороны это хорошо - они более долговечные. С другой - они отполированы подошвами не одного миллиона ног. Поэтому будьте внимательны и старайтесь держаться за поручни. При неблагоприятных условиях можно поскользнуться.

Во время подъема на этом этапе в середине помещения нас будет сопровождать массивный деревянный каркас. Он тянется в середине башни и уходит куда-то вверх:

Пройдя еще несколько пролетов мы можем рассмотреть музыкальную диковинку. Это Карильон. Музыкальный инструмент из колоколов, соединенных с клавишным механизмом. Кстати, как по вашему мнению называется музыкант, играющий на карильоне? На трубе играет трубач, на барабане - барабанщик. Еще мы знаем гитаристов, арфистов, скрипачей и т.д. А кто играет на карильоне? Даю вам несколько абзацев на размышление.

Вот как выглядит этот редчайший музыкальный инструмент (не смог удержаться, чтобы не сделать своеобразное селфи с карильоном:):

На массивном каркасе установлен 51 колокол общим весом 15 тонн. Впрочем, подробнее об этом инструменте можно прочитать на табличке:

От себя могу добавить следующую занятную информацию. Когда этот карильон установили в Петропавловский собор, внезапно выяснилось, что играть на нем особо некому. И даже отправить учиться некого. У Петропавловской крепости "нет штатной единицы карильонера". Кстати, вот и ответ: карильонер - это музыкант, играющий на карильоне.

Боюсь предположить худшее, но его нет и сейчас. Поэтому концерты карильонной музыки проходят в исполнении обычного "мальчика", который просто выбирает на смартфоне очередную мелодию. Так что, музыку, которую вы услышите в следующем видео, играет отнюдь не человек, а смартфон Samsung по заранее заданной программе. Я сам видел, как это происходит.

Видео. Концерт карильонной музыки (руки бы поотрывать)

Качество исполнения, конечно, не выдерживает никакой критики. Не берусь утверждать. Может быть так бывает не всегда. Может быть в сезон сюда действительно поднимается маэстро во фраке и пленяет собравшихся внизу зевак своим искусством. Увы, я увидел несколько другой подход к делу.

Чтобы посетители не попадали вниз и не убились о колокола карильона, помимо перил вдоль лестниц дополнительно натянута сетка. Все выше и выше мы поднимаемся внутри башни. Выглядывая в окна мы находимся в состоянии приятного волнения. Ведь очень скоро мы окажемся на смотровой площадке и увидим такое!!!

Вот и конечная цель нашего путешествия. Признаться сначала, увидев закрытую лестницу, я слегка растерялся:

Оказалось, нам на площадку, которая слева. Вот тут и началось самое интересное.

Первое, что меня очень сильно удивило, причем не сказать чтобы приятно, это сетка. Ей был затянут весь проем, через который можно было любоваться городом:

Понятно, что высота большая - 43 метра. Наверное теоретически можно упасть. Но... это было так неожиданно! Честно признаюсь, я не был готов к такому повороту событий. За свою историю путешествий я не раз поднимался на высокие колокольни (Преподобенская в Суздале, Богоявленская в Переславле-Залесском), там тоже существовала теоретическая возможность сверзиться вниз.

Но нигде не приходилось смотреть на пейзаж через сетку Рабица. Да что там смотреть. А как через нее прикажете фотографировать?

Вторая засада - из четырех "окон", обращенных в разные стороны горизонта, можно подойти только к одному. К остальным, к сожалению, проход закрыт.

Я-то думал, сейчас сниму полную 360-градусную панораму Петербурга, как однажды сделал в Суздале . А тут мало того, что доступно лишь одно окно, так еще и сетку натянули! Одним словом на смотровой площадке Петропавловского собора пришлось, уж простите за банальность, спуститься с небес на землю.

Потоптавшись в нерешительности, я решил хоть что-то, хоть как-то сфотографировать. Просто для того, чтобы обозначить, что я действительно был здесь. Сначала немного пощелкал внутренности колокольни:

От расстройства решил нарушить запрет и потрогал язык колокола. И вот как раз в этот момент я заметил, что в сетке есть разрыв, куда можно просунуть мой 77-миллиметровый объектив. Кстати, его - этот разрыв - немного видно на предыдущей фотографии. Видите, на фоне реки слева? Правда, дырка была сделана явно каким-то лилипутом. Она находилась на уровне моего пояса. Но... знаете, иногда чтобы сделать хорошие фото люди идут и на более серьезные лишения. Снимать пришлось изогнувшись буквой "Г".

Что и говорить: искусство требует жертв (и разрушений) . Я прицепил к фотоаппарату правильный объектив и работа закипела. Далее вы увидите некоторое количество фотографий, сделанных со смотровой площадки. На самом деле их гораздо больше. Просто отобраны самые удачные.

Это знаменитый Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. В правой части совсем чуть-чуть виден памятник Петру I на коне:

Это Биржевой мост, набережная Макарова, на переднем плане подковообразное здание - Здание архивов (на месте Секретного дома):

Это Стрелка Васильевского острова - место, где Нева разделяется на два больших рукава. Получается Нева (идет влево) и Малая Нева (вправо, откуда плывет Метеор):

Исаакиевский собор. Увы, верхушка находится на реставрации. На переднем плане - Адмиралтейство и Дворцовый мост:

Вот этот же вид, но уже снятый телеобъективом. Здесь можно увидеть лестницу, по которой экскурсанты поднимаются на смотровую площадку Исаакиевского собора. Увы, в этот раз я до нее не добрался (но обещаю исправиться):

Одна из знаменитых Ростральных колонн. Интересно, что на самом верху находятся газовые горелки, которые зажигают по праздникам. В одной из следующих статей я покажу вам горелку совсем близко, а пока посмотрите на Ростральную колонну издали:

По Неве то и дело проплывают корабли, внося разнообразие в пейзаж:

На этой фотографии виден стадион на Крестовском острове. Его никак не достроят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Справа - будущий небоскреб - Лахта-центр. Когда его выстроят до конца - получится самое высокое здание в Европе высотой около 460 метров:

Вот еще несколько фотографий вечернего Санкт-Петербурга:

А вот орудия, из которых производят знаменитый полуденный выстрел. Эта традиция очень старая. В 1865 году ровно в полдень 6 (18) февраля был произведен первый полуденный выстрел в Петербурге. Причем вначале сигнальная пушка была установлена во дворе адмиралтейства. В 1872 году ее перенесли в Петропавловскую крепость.

Вообще, самые первые полуденные выстрелы были произведены в Севастополе и Николаеве еще в 1819 году. Их целью было вовсе не расшугать ворон, как может показаться, а подать четкий сигнал, по которому сверялись часы на кораблях и в адмиралтействе.

Право произвести полуденный выстрел иногда предоставляется особо почетным гостям города. Поскольку мне до такого статуса еще очень далеко, приходится ограничиваться простым созерцанием двух пушек.

Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора

Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз - ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).

Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:

Стоит зазеваться и поскользнуться... в лучшем случае - пара сломаных рук. В худшем - волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота "затягивает". Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь:)

По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане - улица Куйбышева.

Увы, подойти вплотную к сетке не получилось - проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.

Затем - небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):

Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:

Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:

Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!

Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.

А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.

Вывод

Восхождение на смотровую площадку Петропавловского собора лично для меня стало самым ярким и интересным событием при посещении Петропавловской крепости. Безусловно, стоит отправляться наверх только в хорошую погоду. В сильный ветер и дождь, думаю, удовольствие будет несколько подмочено.

Если сами соберетесь туда, возьмите хороший фотоаппарат. Может быть, бинокль. Вид с высоты открывается превосходный.

Очень важно правильно выбрать время посещения. Бьющее прямо в глаза солнце во второй половине дня способно испортить впечатления от восхождения не хуже проливного дождя.

Если вы большой поклонник экскурсий, вам стоит купить билет и подняться с экскурсоводом. Подобные организованные восхождения происходят четырежды в день (увы, время не уточнил). Подъем с экскурсией имеет свои плюсы и минусы.

Плюс состоит в том, что вам необязательно платить за посещение Петропавловского собора 450 рублей. Экскурсия обойдется гораздо дешевле. Кроме того, вы послушаете речь экскурсовода, узнаете много нового и интересного.

Минус - вы будете толпиться, стоять в очереди к дырке в сетке, чтобы сделать удачные фотографии. Придется работать второпях, поэтому результат может быть далек от ожидаемого.

Если фотосъемка - главное, для чего вы поднимаетесь на смотровую площадку, то лучше идти самостоятельно. Получится немного дороже, зато можете находиться наверху сколько захотите и спокойно сделать все, что задумали.

Желаю вам удачных восхождений и приятных воспоминаний.

4 утра, белые ночи, мосты разведены, я сижу с друзьями на крыше, снимаем городские виды, а еще у нас собой бутылочка красного вина… На улице тихо, и вдруг я слышу красивую мелодию; колокольную и старинную. Минут пять соображал, что это и понял - до меня доносятся ноты мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе». Ага, вспомнилась фамилия композитора - Бортнянский, а значит, я слышу часы Петропавловского собора. Пожалуй, ради этого стоило лезть ночью на крышу – снимать красивые виды под мелодичный колокольный звон, неожиданно услышанный в ночи. В общем, дело оставалось за малым, - попасть на колокольню и посмотреть на часы, старинные колокола, башню и шпиль.

Сказано – сделано, и вот мы вместе с часовым мастером курантов Петропавловского собора, Андреем Александровичем Кудрявцевым, поднимаемся на колокольню. Там - 131 колокол, часть так называемого русского звона, часть – европейского. Русские колокола не настраиваются, ведь они изначально отливаются определенного звучания, а европейские после отливки растачиваются - настраиваются до нужного звука.

При помощи колоколов европейского звона можно набирать нотный ряд и исполнять мелодии по нотам. Поэтому на курантах Петропавловского собора – старинные европейские колокола, отлитые в Голландии и привезенные в 1760 году в Петербург. На современном корильоне тоже колокола, сделанные голландской фирмой, а вот колокола, звонящие во время церковных служб - отечественные. Звуки боя курантов доносятся с высоты 62 метров. Этой высоты как раз хватало, для того, чтобы в XVIII веке слышать бой часов в старых границах города. Да и шума в Петербурге того времени было явно меньше чем сейчас.

Часы звучат каждые 15 минут и каждый час. Два раза в день - в 12 и 18 часов исполняется гимн Российской империи – «Боже Царя храни». В 1937 году предпринималась попытка набрать на часах мелодию «Интернационала», но ничего не получилось, и только в 1952 году удалось набрать мелодию Гимна Советского Союза, которую часы играли до 1989 года.

Вообще мне было интересно не только посмотреть часы и башню, но и пообщаться с хранителем. Андрей Александрович отвечает за эти часы с 1998 года. Именно тогда, после трагической гибели предыдущего мастера, ему, как человеку лучше всех знакомому с устройством старинного механизма, предложили эту работу. С тех пор он в любое время готов преодолеть 280 ступеней лестницы в колокольне и оперативно устранить любую неисправность, если она возникнет в механическом сердце Петербурга. Спустя 16 лет работы мастер может определить отклонения в работе часов даже по слегка изменившемуся звуку звона курантов и сразу же прийти на помощь. Кроме ежедневных забот по чистке механизма, замене смазки, и прочих трудов по обслуживанию сложного «сердца», мастеру необходимо быть еще немного и музыкантом. Именно он в 2002 году набрал на специальном музыкальном барабане, при помощи колков, две мелодии – «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже Царя храни». Работа была непростая – на большом музыкальном барабане 120 рядов (120 нотных тактов) из 100 отверстий для колков, всего их - 12 000. Но, вооружившись старинными нотами 1858 года, до сих пор хранящимися в архиве, и применив знания, полученные еще в детстве в музыкальной школе, Андрей Александрович справился с этой задачей.

После осмотра часов мы поднялись выше - в звонницу, а после нее – еще выше – в шпиль! Построенный в 1858 году по проекту военного инженера Дмитрия Журавского, ажурный металлический шпиль покрыт позолоченными листами металла и прикреплен к каменному зданию колокольни 16 тяжами. В колокольне хранится весьма увесистый ключ для подкручивания огромных гаек этих тяжей - ведь в штормовой ветер амплитуда движения шпиля доходит до 160 сантиметров.

Но, по словам часового мастера, ключ этот еще ни разу не пригодился.

Внутри шпиля идет изящная металлическая лестница, заканчивающаяся площадкой и небольшим люком наружу. Именно через него во время Блокады на внешнюю лестницу шпиля выходили альпинисты, работавшие над маскировкой шпиля Петропавловки. Им, ослабевшим от голода, было очень непросто сделать это – например, залезть под отрицательным углом на «яблоко» и к фигуре ангела удалось только после 3 дней безуспешных попыток. Внутри фонарика под шпилем можно увидеть георгиевские ленточки - их повязал участник того восхождения на шпиль, знаменитый альпинист Михаил Михайлович Бобров.

Находясь в фонарике, я не расставался с ощущением полета. Высокие окна, кругом небо, солнце и облака, тонкие металлические стенки шпиля, винтовая лестница «как будто в небо» - просто не хотелось уходить оттуда, было желание просто отложить камеру в сторону и смотреть на город, на эти облака, плывущие над ним, меняющиеся состояния природы. Я почувствовал, что нахожусь в сердце города, в историческом месте, где он начинался, и там где его иррациональное начало, метафизика очень хорошо ощущается. Но надо было спускаться вниз – это был тот самый случай, когда спуск дается труднее, чем подъем. Но мне кажется, что я ещё вернусь туда. Обязательно.

Какую мелодию исполняют часы - куранты на Петропавловском соборе название и кто автор?

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов - «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Изготовил и привез в Петербург куранты и набор колоколов известный голландский часовой мастер Бернард Оорто Красс в 1761 году. Правда, увидеть свое творение в действии мастеру так и не пришлось. Строительство каменной колокольни Петропавловского собора, взамен сгоревшей деревянной, превратилось в долгострой. Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги и через несколько лет умер в нищете. Запустили куранты только в 1776 году.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, - механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й - гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки. Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели - отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.