Подшивка лобовой доски софитами. Чем обшить карниз дома подешевле и красиво


Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?

Основные моменты данного процесса

Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.

Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.

Поэтапная схема работ

Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.

Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.

Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.

Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.

Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.

Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.

Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.

Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.

А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.

Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.

Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.

Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.

Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.

Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.

Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.

Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.

Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.

Обустройство крыши дома состоит из нескольких последовательных процессов. Начальные работы по созданию каркаса отличаются большим объемом, чем завершающие этапы оформления — установка водостоков, снегоочистителей, подшивки выступов. При этом именно эти кровельные элементы обеспечивают защиту фасада здания от разрушения.

Подшивка свесов кровли выполняется не только для создания защиты, но и с целью декоративного оформления здания.

Преимущества, которые дает этот способ оформления крыши:

  • завершенность внешнего вида конструкции
  • регулирование уровня теплоизоляции внутри помещения
  • препятствие постоянному воздействию атмосферных осадков на все внешние элементы конструкции здания
  • регулирование благоприятного микроклимата в помещении.

Важно! Рекомендуется подшивать все имеющиеся свесы кровли, независимо от типа конструкции крыши, угла наклона и размера выступов.

Как сделать подшивку выступов кровли самостоятельно?

Процесс непосредственной подшивки свеса является предельно простым и доступным к выполнению собственноручно. Но, для того чтобы создать действительно надлежащий уровень защиты потребуются подготовительные работы в процессе создания каркаса кровли. Поэтому, если вы решили выполнить подшивку свесов крыши своими руками, отнеситесь к выполнению всех необходимых работ ответственно.

Последовательность процессов

Все типы работ можно разделить на два этапа:


Виды подготовительных работ

Процесс предварительных работ достаточно продолжителен и включает несколько понятий различной направленности.

Выделим основные группы:

  1. Выбор материала.
  2. Выбор технологии подшивки.
  3. Выбор типа вентиляции.
  4. Подготовка стен.
  5. Подготовка стропил.
  6. Подготовка инструментов.

Как выбрать материал?

Зачастую основным критерием выбора становится материал, используемый для создания кровельного настила. Цена подшивки свесов крыши напрямую зависит от типа материала и размеров кровли. Кроме этого учитываются прочностные характеристики и длительность срока эксплуатации.

Вагонка

Подшивка свесов крыши вагонкой — наиболее популярный вариант оформления из пиломатериалов. Используется она и для обустройства выступов домов из дерева, и при использовании других материалов.

В процессе выбора вагонки обязательно обратите внимание на следующие детали:

  1. Качество древесины. Обязательно проверьте все доски на наличие дефектов в виде сучков, трещин — такой материал не подходит.

Важно! Лучше приобретать «Екстра-вагонку», она производится с тщательным процессом отбраковки непригодного материала и подвергается надлежащей просушке.

  1. Влажность. Стандартный показатель должен варьироваться в диапазоне 30-40%. Проверьте уровень специальным прибором — влагомером, который обычно присутствует у продавцов пиломатериалов.

Важно! Так как процесс эксплуатации будет происходить в условиях внешней среды, перед установкой выдержите не менее месяца на улице все бруски древесины. Это выровняет уровень влажности досок до наиболее оптимального и поможет предупредить их деформацию.

  1. Порода древесины. Остановите свой выбор на более прочных видах с высоким показателем устойчивости к гниению. Отличным вариантом станет лиственница, ель. Более экономичная, но с хорошими показателями — сосна.
  2. Размеры досок. Отдайте предпочтение пиломатериалам, толщина которых не менее 15 мм, длина регулируется длиной вылета свеса.

Важно! Учитывая необходимость планок, длина которых стандартно варьируется от 5 до 25 см, рассмотрите вариант покупки коротких планок соответствующих параметров. Такой подход зачастую позволяет сэкономить.

Профлист

Листовой профильный материал станет отличным вариантом при повышенных требованиях к прочности свесов. Чаще всего с этой целью используют гофрированные стальные листы, оцинкованные или обработанные полимерами.

При выборе этого материала обратите внимание на:


Важно! При выборе профнастила учтите, что нарезку материала придется произвести самостоятельно, что потребует дополнительных затрат времени и специального оборудования.

ОСП и фанера

Этот вид пиломатериалов является финансово очень доступным, а кроме того обладает высокими прочностными характеристиками. Такие достоинства делают его востребованным при выборе материала для оформления кровли.

Важно! Учтите, в процессе производства стружечных пиломатериалов для соединения слоев производители могут использовать формальдегидный клей, что приводит впоследствии к испарению вредных соединений.

На что обратить внимание?

  1. Тип древесины. Выбирайте листы из хвойных пород, они обладают наибольшей устойчивостью к любым влияниям внешней среды. Главное их преимущество — влагостойкость.
  2. Качество плит. Обратите внимание на отсутствие дефектов материала в виде расслоений, сколов, других повреждений и деформации формы.
  3. Марка. При выборе фанеры используйте только марку ФСФ, именно она предназначена для эксплуатации на свежем воздухе.
  4. Толщина материала. Для выполнения работ по обустройству кровли чаще всего используют плиты, толщиной в 9-10 мм. Именно такие параметры обеспечивают надежность конструкции.

Важно! Как и при использовании профнастила, в случае выбора этого материала для оформления подшивки выступов, придется выполнить самостоятельную нарезку деталей нужных параметров, что, в принципе, легко выполнимо.

Софиты

Софиты выделим в отдельную группу. Это готовый комплект необходимых деталей для оформления выступов из разных материалов: металл, пластик, медь и даже древесина.

Такой материал очень удобен, так как подготовка и монтаж предельно простой.
Главные критерии выбора:


Выбор технологии подшивки

Различают два основных варианта технологии:


Главный критерий выбора — угол наклона крыши. Для пологой кровли применяют первый вариант, а для вальмовой или при наличии крутого ската — второй. Внимательно просмотрите схемы и фото подшивки свесов крыши, чтобы более ясно представить себе процесс оформления выступов.

Подготовка стропил

В зависимости от выбранного способа будущей конструкции выступа в процессе нарезки древесины и монтажа каркаса подготовьте стропила.

Для этого сделайте следующее:

  1. Длину стропил планируйте на 30-50 см больше.
  2. Сформируйте при монтаже выступ, соответствующий выбранному размеру в п.1.
  3. При нарезке материала обработайте концы стропил соответствующим образом:

  1. Выровняйте линию свеса.

Подготовка стен

Обязательное условие обустройства выступов кровли — наличие утепленных стен. Принципиальное отличие в предварительной отделке — отсутствие после подшивки зазоров, которые будут пропускать влагу и воздух. Если выполнить утепление стен после — независимо от типа материала, не удастся достичь желаемого результата за счет наличия свободного пространства.

Выбор типа вентиляции

Обязательное условие при оформлении выступов — создании вентилируемого пространства под обшивочным материалом. Это необходимо для того, чтобы предупредить скопление влаги и последующее гниение основных несущих элементов конструкции крыши. Выбор технологии во многом зависит от типа материала.

Различают два способа:


Важно! При выборе софитов этот вопрос решается намного быстрее и проще, так как существуют модели с уже готовой перфорацией, о чем было сказано выше.

Инструменты и материалы

Подготовьте все инструменты, сверив со следующим списком:


Технология подшивки выступов

Монтаж по стропилам

Последовательность действий:


Создание подшивочной коробки

Последовательность действий:

Важно! При монтаже длинных досок делайте не менее 3 креплений, чтобы предотвратить деформацию.

  1. Для оформления углов устанавливайте детали по обеим сторонам стропил или монтируйте плашмя.

Технология монтажа софитов

Процесс монтажа софитов очень простой, но, тем не менее, тщательно изучите предварительно инструкцию, чтобы обеспечить создание надежного покрытия.
Последовательность действий:

  1. Подготовьте материал, выполнив нарезку в соответствии с шириной свеса.

Важно! Если ширина выступа превышает 45 см — установите посередине горизонтально дополнительную планку.

  1. Сделайте разметку линии крепления на стене.
  2. Для того чтобы обеспечить ровность крепления и прочность конструкции — прикрепите доску по длине выступа на стене.
  3. К стропилам также прикрепите подстропильные бруски по горизонтальной линии, к которым будет осуществляться крепление панелей софитов.

Важно! Для монтажа софитов стропила в процессе подготовительных работ обрежьте по вертикали и горизонтали.


Важно! При наличии дополнительной планки посередине при большой ширине свеса, выполните дополнительное крепление, соединяя брус с софитами шурупами.

Видео

Просмотрите видео подшивки свесов крыши софитами, чтобы более ясно понять весь процесс.

Заключение

Независимо от выбранного материала и технологии, соблюдайте правила монтажа. Это обеспечит надлежащий уровень прочности конструкции и привлекательный вид не только кровли, но и всего здания в целом.

Часто мне приходится наблюдать – многие допускают ошибки при подшивке крыши своими руками: в результате подшивка коробится, провисает и дом имеет ужасный вид. Кроме того, каркас разрушается, и коррозия переходит с карниза на крышу.
При неправильном монтаже приходится ремонтировать не только подшивку карниза, но и крышу дома, в частности стропила, к которым они крепились, что весьма проблематично. Рассмотрим основные ошибки и пошаговую инструкцию правильной обшивки карниза своими руками.

Обшивка крыши своими руками

Подготовка работ

Нам понадобится следующий инструмент:

  1. Пила по металлу
  2. Листовые ножницы
  3. Уровень
  4. Молоток
  5. Пассатижи
  6. Маркер

Необходимый материал:

  • Обработанная и покрашенная рейка 25 х 50 мм.
  • Антикоррозийные гвозди 20 мм с диаметром шляпки не менее 8мм с ребристыми боками,
  • Быстрый монтаж,
  • Саморезы по дереву 30 мм,
  • Стартовый профиль j, специальный профиль для наружных работ – софит, перфорированные (вентиляционные) софиты.

Софит для кровли

Перед обшивкой следует тщательно осмотреть крышу дома, стропила, доски. Плохо закрепленные отстающие элементы следует укрепить, гнилые – заменить, вызывающие подозрения материал зачищается до чистой поверхности затем пропитывается антисептиком и краситься.
Некоторые мастера допускают ошибку, утепляя пространство перед подшивом. Это чревато гнилью крыши дома: стропил, балок и крыши, притом, что утепление в данном месте неуместно, лучше его разместить стандартно под крышей дома либо изнутри чердачного помещения.

Фиксация каркаса для подшивки

  1. Для начала отмеряем уровнем горизонталь на стене дома от нижней точки выступающих стропил, делаем метки маркером. Затем ниже меток по уровню крепим рейки, фиксируем «быстрым монтажом», по всему контуру стропил со всех сторон дома.
  2. После чего аналогично делаем на другой стороне – прикрепляем рейки к доскам между стропилами. К стропилам посередине прикрепляем вертикальные рейки так, чтобы конец был на одном уровне и ровно посередине между двумя уже имеющимися планками.

    При желании можно укрепить настенные направляющие для профиля вертикальными креплениями к стропилам сверху, но я на практике зачастую на этом экономлю время, средства и материал, так как нагрузки на нее при выборе данного материала незначительные.

Подшивка свесов

  • Прикрепляем третью направляющую для крепления профиля вдоль стен дома, к имеющимся вертикальным опорам сверху, после чего соединяем все три рейки между собой на концах поперечинами.
  • Подшивка свесов

    Многие также дополнительно усиливают конструкцию, делая множество поперечных креплений реек везде, где не лень, тратя много материала, средств и времени впустую, как показывает практика, это существенной роли не играет.

    Крепление пластиковой подшивки

    Виниловые панели являются самым популярным материалом для подшивки крыши дома своими руками. Они долговечны, не прихотливы, но могут сильно коробиться при перепадах температур из-за жесткой фиксации, в связи с этим часто делают ошибки, рассмотрим, как правильно нужно подшивать крышу нашего дома пластиком.

    Подшивка карниза софитами

    Закрепляем j-профиль на рейках снизу, центральная рейка нужна для крепления профиля. Часто возникают ошибки – прибивать j-профиль нужно через отверстия, ни в коем случае ни стартовый j-профиль, ни обшивочный нельзя прибивать прямо к обшивке мимо отверстий. Стартовый профиль прибивается гвоздями на расстоянии 40 см строго по центру отверстий.

    После чего подшивку важно размещать не вдоль стен дома, а перпендикулярно. Нарушение правила чревато провисанием и появлением щелей между элементами.

    Сайдинг нужно делать на 1 см короче максимального расстояния между j-профилями, и размещать его ровно, чтоб с каждой стороны был запас для расширения 5 мм!
    Если обшивка не попадает отверстием на рейку либо отверстие не по центру рейки, тогда следует проделать новое подручными средствами, подойдет тот же гвоздь, делаем серию отверстий вдоль нужной линии, затем увеличиваем отверстие по ширине, чтоб гвоздь свободно без зацепов мог перемещаться вдоль отверстия подшивки.

    Способы подшивки карниза

    Главное условие – чтобы гвоздь был по центру, и обшивка могла свободно перемещаться из стороны в сторону без особых усилий, прибивать гвозди нужно не до конца, оставляя зазор в 1 мм, несоблюдение правила может плохо отразится на внешнем виде дома, при необходимости пассатижами гвоздь немного вытягивается, до нужного уровня.
    Здесь также можно наблюдать такую оплошность, как чрезмерно короткая обшивка, где расстояние с обеих сторон намного больше, чем 5мм, сайдинг выходит из всех пазов при порывах ветра и болтается, чтоб этого не было следует строго соблюдать размеры.
    При фиксировании не следует натягивать панели, ни в коем случае не стоит забивать гвоздь в обшивку! Свободное, не жестко скрепленное положение обшивки, является гарантом того что многие годы она будет ровной и красивой.

    Некоторые мастера используют саморезы вместо гвоздей, для закрепления профилей, к тому же допуская серьезную ошибку – закручивая их до упора, я использую нержавеющие гвозди с насечками на ребрах, практика показывает, что это экономит средства и время, не ухудшая качество работ, а наоборот, только ускоряя.

    Панели соединяются между собой пазом, обязательно каждую третью панель устанавливать перфорированную, то есть вентиляционную, с отверстиями для проветривания стропил, досок и прочих элементов крыши, во избежания гнили и плесени.
    По окончании стены обшивку лучше подрезать ровно, не под 45 градусов с двух сторон, как некоторые делают, а ровно, подрезая лишь необходимую толщину, это экономит время, и упрощает монтаж конструкции.

    Виниловые панели являются самым популярным материалом для подшивки крыши дома

    Самый последний профиль обшивки нам не удастся зафиксировать гвоздями, поэтому к стартовому профилю сверху прибиваем небольшой брусок, чтобы снизу обшивка уперлась в стартовый профиль, а сверху – в брусок. Это также убережет от скрипов и выпадения обшивки с конструкции крыши во время сильных ветров.

    Подшивка свесов

    С лицевой стороны многие мастера используют такой же метод подшивки, при этом допуская грубую ошибку – на углу между профилями крепится простой ПВХ угол. Так делать нельзя, в угол скапливается вода с крыши. При уклоне в сторону дома вода стекает по обшивке, крепежу и просачиваться даже на внутренние стены помещения. Такую проблему можно частично решить своими руками, заделав щель монтажным силиконом.
    Я закрепляю фризовую полосу, она идет в комплекте для подшивки крыши, это ускоряет монтаж, устраняет протекание конструкции, и экономит наши средства.
    Следует иметь в виду, что фризовая полоса крепится вначале, она выполняет функцию и декоративной накладки и j-профиля, сверху швы фризовой полосы скрываются водостоком либо молдингом.

    Карнизная подшивка софитами

    Подшивка крыши вагонкой

    Является менее распространенным методом, но и более популярным, нежели подшивка крыши металлом и дорогими материалами. Рассмотрим важные моменты при закреплении данного материала своими руками.
    Каркас лучше укрепить, поскольку дерево более тяжелое при намокании, и материал склонен к деформации.
    В первую очередь вагонка должна быть высококачественной и хорошо просушенной, чтоб избежать деформации материала.

    Подшивка крыши вагонкой

    Для подшивки крыши вагонкой лучше использовать саморезы, если учитывать набухание материала при намокании, то гвозди – не самый лучший вариант для крепления.
    Здесь также допускается ошибка в отсутствии вентиляции крыши. Необходимо просверлить отверстия в вагонке, для закрепления пластиковых вентиляционных отверстий, с учетом, что каждая третья – вентиляционная.

    Варианты подшивки свесов крыши вагонкой

    Желательно тыльную сторону обработать антисептиком и «короедом», для дополнительной защиты, поскольку стандартная обработка вагонки слабая.
    Также важно не устанавливать уголки на стыках – часто мне приходится видеть эту дань моде на многих крышах. Вагонку лучше обшить фризовой полосой либо с лицевой стороны расположить ее параллельно дому, замком вверх, низ лучше оставить без молдинга и накладок, чтоб вода, стекая вниз, не затекала в элементы.

    Монтаж кровли не будет законченным, если не осуществлена подшивка крыши. Этот этап строительных работ формирует окончательный облик строения и обеспечивает защиту фасада и фундамента от влаги, поэтому должен проводиться с особой тщательностью.

    Любая кровля имеет определенные конструктивные особенности, например, свесы, которые нависают над стенами строения или над фронтоном. Соответственно, они называются карнизными (боковыми) или фронтальными (фронтонными).

    Свес, или как раньше говорили, стреха, выступает за стену дома и защищает ее и фундамент от излишков влаги (чтобы скатывающаяся по крыше дождевая или талая вода не попадала на стены и не подмывала фундамент) и притеняет фасад от ярких солнечных лучей. Как правило, ширина свесов колеблется в пределах от 40 до 100 см. Для деревянного дома свесы делают от 55 см шириной и до 120 см, для кирпичного – до 55 см.

    Подшивка пологой крыши позволяет делать свес меньшей ширины, чем у крутой, поскольку в первом случае траектория падения осадков с крыши будет выходить далеко за границы отмостки и, конечно же, стен.

    Технологии монтажа свесов (карнизов) могут отличаться в зависимости от конструкции кровли, длины скатов. Подшивку двухскатной крыши, например, делать проще, чем четырехскатной.

    Самый элементарный способ сделать свес крыши – это использование стропильных ног. Они должны выступать за периметр стен. Чем шире свес, тем длиннее должны быть стропильные ноги. Но в этой технологии есть один маленький, но весьма существенный нюанс – увеличивается вес стропильной системы и повышаются нагрузки на ограждающие конструкции и в конечном итоге – на фундамент.

    Вторая методика обеспечивает возможность создания легкой конструкции при минимальном расходе материалов. Поскольку на свесы нет никакой нагрузки, то можно нарастить стропильные ноги, используя «кобылки» — отрезки обрезной доски, которая, естественно, намного тоньше, чем стропила. Кобылки позволяют смонтировать карнизные свесы из более легких (что облегчает монтаж) и дешевых строительных материалов.

    Кобылки используют и тогда, когда длина ската кровли превышает максимальную стандартную длину пиломатериалов – 6 м.

    Преимущество использования кобылок еще и в том, что с их помощью можно создать новую линию ската кровли (изменив форму свеса крыши), ведь их крепят под нужным углом. Кроме того, если украсить выступающую часть кобылок резьбой, то строение в целом станет более изящным.

    Крепят кобылки к стропилам. Для более надежной фиксации применяют кровельные гвозди, которые забивают насквозь (через стропила и накладываемую доску) с противоположных сторон, делают это в шахматном порядке на расстоянии 15 см, а выступающие их части (на 30-40 мм) загибают. Кобылки крепятся минимум на четыре гвоздя, чтобы обеспечить надежность соединения.

    Не подшитый и подшитый

    Свес – продолжение кровли и неотъемлемая ее часть, поэтому требуется правильно подобрать тип свеса, учитывая состав кровельного пирога и климатические условия местности, где находится дом. Свесы крыши могут быть: не подшитые и подшитые.

    Иногда свесы не подшивают, чтобы видны были декоративные опоры (выступающие части стропил или кобылки), являющиеся элементом экстерьера. В этом случае все работы выполняются максимально аккуратно, чтобы не испортить их эстетическую привлекательность. Но надо учитывать, что не подшитые свесы увеличивают парусность, и сильный порыв ветра может сорвать кровельный материал, особенно это касается районов с высокими ветровыми нагрузками.

    Не подшитые свесы оставляют на двухскатных, односкатных или вальмовых (четырехскатных) крышах.

    В качестве подшивки для крыши используют самые разные материалы.

    Подшивать свесы рекомендуют на любых типах кровли вне зависимости от формы, угла наклона или ширины карниза. Ведь это позволяет не только улучшить декоративные качества строения, но и защитить его от агрессивного воздействия окружающей среды.

    Вентиляция – это важно!

    Подшивка свесов крыши не должна препятствовать прохождению воздуха и затруднять естественную вентиляцию пространства под кровлей. Это касается как холодных, так и утепленных крыш с жилыми мансардами.

    При подшивке карнизных свесов не разрешается использовать монтажную пену или какие-либо герметики, чтобы не образовывался конденсат и кровельный пирог не намокал.

    Установленные в подшивку для крыши вентиляционные решетки, зазоры между подшитым свесом и стеной обеспечат естественную вентиляцию и значительно продлят жизнь самой кровле. Но вентилироваться должны только боковые свесы, а фронтальные зашивают наглухо.

    Надо отметить, что подшивку карнизов делают не только в новых домах, но и в старых. Поэтому в таких строениях, прежде чем зашить свес, необходимо тщательно исследовать конструкцию кровли, а главное, все выступающие элементы. То, что плохо держится, надо закрепить, то, что подгнило, нужно удалить (стесать или отпилить, заменив хорошей древесиной) и только после устранения всех обнаруженных дефектов, нужно обработать поверхность антисептиком, а затем приступить к подшивке.

    По стропилам и по коробу

    Существуют две основных методики подшивки свесов крыши: по стропилам и по деревянному коробу. По стропилам обычно подшивают свесы крыш с небольшим уклоном. Этому углу наклона будет соответствовать и расположение смонтированной обшивки.

    Прежде чем начать обшивать свес, необходимо выровнять выступающие ноги стропил (кобылок) для чего натягивают шнур и отпиливают лишние части параллельно плоскости стены. А если какие-то стропила оказались чуть короче, то эти отклонения исправляют с помощью обрезков досок, которые прибивают к выбивающимся из общего ряда стропильным ногам. Только после того, как линия полностью выровнена, начинается работа, связанная с подшивкой свесов.

    Деревянный короб

    Сооружение короба – более хлопотный способ, влекущий за собой дополнительный расход материалов, но такая методика подшивки идеальна для крыш с большим углом наклона. Каркас короба изготавливают из двух обрезков толстой доски (40 мм) или бруска.

    Конструкция короба проста: один отрезок доски (или брусок) размещают впритык к стене, верхнюю его часть крепят к стропилам, а нижнюю – соединяют со второй доской, один конец которой зафиксирован на нижней части стропильной ноги. Получается треугольник, средней частью которого является стропильная нога (количество треугольников соответствует числу установленных стропил).

    Чтобы придать жесткость деревянному коробу, его дополнительно фиксируют металлическими уголками. После установки короба и устройства обрешетки приступают к подшивке свеса выбранным для этой цели материалом: обрезной доской, деревянной вагонкой, сайдингом, софитами, профлистом.

    Подшивка фронтальных свесов немного отличается от монтажа боковых. Для устройства фронтонного карниза коньковую доску делают чуть длиннее, чтобы она выходила за периметр фронтона на необходимое расстояние, на столько же должны выступать перекладины обрешетки к их торцам крепят карнизную доску, а потом подшивают нижнюю часть фронтонного свеса.

    Карнизы можно подшивать после установки стропильной системы или уже закончив монтаж кровельного материала – здесь нет принципиальной разницы в очередности проведения работ. Но, если планируется наружное утепление здания, то подшивка крыши осуществляется только после проведения работ по утеплению. И не важно будете вы обшивать свес перпендикулярно фасаду или вдоль него.

    Доска для обшивки

    Неплохой вариант для обшивки – доска, толщиной 15-20 мм. Ее ширину выбирают исходя из ширины карниза и желаемого декоративного эффекта – в пределах от 50 до 250 мм. Желательно, чтобы используемые материалы не имели существенных отклонений по размерам, ведь иначе ухудшится внешний вид создаваемой конструкции.

    Подшивка деревянного свеса не создает особых трудностей при монтаже. Доска позволяет обеспечить естественную вентиляцию кровли, ведь как бы вы ни старались, а щели между деревянными элементами все равно будут, кроме того, подшивая короб, обычно оставляют небольшие зазоры между досками (10-15 мм) и тогда не понадобится врезать вентиляционную решетку.

    Если длины досок не хватает, их стыкуют со смещением: таким образом, чтобы не образовывался сквозной шов, и крепят к каркасу в нескольких местах для предотвращения деформации.

    Подшивку на углах четырехскатных вальмовых крыш стыкуют под углом в 45 градусов.

    Дерево не очень устойчиво к воздействию агрессивной среды и вредителей, ведь никто не застрахован от появления в его деревянном доме жучков-древоточцев, плесени или даже грибка. Поэтому предварительно (перед применением) деревянные строительные материалы нужно обработать любым антисептиком или огнебиозащитным составом. Желательно это сделать дважды: перед монтажом и после него.

    Вагонка

    Подшивка свесов крыши вагонкой тоже применяется довольно часто. Главное выбрать качественный материал – ровный, без синюшных пятен, не слишком сырой и не пересушенный (естественная влажность – это то, что нужно), не имеющий большого количества сучков.

    Перед использованием вагонку нужно сложить на улице и оставить на несколько дней, чтобы она, так сказать, немного акклиматизировалась и после монтажа не покоробилась. Это, если она хранилась на складе или в сарае. В том случае, когда материал вам отгрузили прямо из штабеля на улице, он сразу готов к использованию.

    Вагонку укладывают плотно, не оставляя зазоров (как это делается при монтаже досок), но через определенные промежутки вырезают небольшие отверстия, которые закрывают вентиляционными решетками.

    Подшивка любого свеса осуществляется вагонкой, обработанной защитными составами.


    Сайдинг

    Сайдингом ПВХ подшивают карнизы чаще всего в том случае, когда этот материал использовался для обшивки фасада дома. Оставшиеся обрезки вполне подойдут для этого дела. Укладывают и фиксируют сайдинг перпендикулярно стенам, а монтаж вдоль стен длинными панелями не применяют, потому что они тонкие и будут провисать даже если их крепить в нескольких местах.

    В зависимости от ширины карниза отрезки сайдинга фиксируют, минимум, в двух местах, а для надежности лучше всего прикрепить их в четырех точках. Чтобы отделка выглядела аккуратно, используют уголки в местах соединений, планки в форме буквы «П» для оформления краев. В обязательном порядке монтируют вентиляционные решетки.

    При подшивке свесов крыши сайдингом нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить брак в работе.

    Кстати, свесы всегда подшивают по обрешетке независимо от используемого материала.


    Софиты

    Для подшивки свесов еще используют софиты – перфорированные панели, пропускающие воздух и тем самым защищающие кровлю от появления грибка. Панели скрепляются между собой соединениями замкового типа.

    Кстати, софиты бывают не только полностью перфорированные, но и с перфорацией по центру и даже сплошные – вообще без перфорации

    Выпускают пластиковые, стальные, алюминиевые и медные кровельные софиты. Пластиковые изделия по внешнему виду похожи на виниловый сайдинг, но они толще и шире. Эти софиты пользуются популярностью, поскольку они недорогие, прочные, устойчивые к УФ-излучению и внешне привлекательные. При монтаже образуют бесшовное полотно.

    Стальные софиты намного прочнее пластиковых, но и гораздо тяжелее, зато способны выдерживать даже высокие механические нагрузки. Часто они идут в комплекте с кровельным материалом.

    Подшивку свесов алюминиевыми софитами сейчас все чаще заказывают – это модно. Алюминий легкий, не подвергается коррозии и не расширяется под воздействием высоких температур. Вот только цветовая палитра софитов из этого материала не многообразна и состоит всего из двух цветов: белого и коричневого.

    Медные софиты самые дорогие, но и наиболее презентабельные, и долговечные. Они прослужат долгие годы без потери своих декоративных качеств.

    Так что, выбрав софиты из того или иного материала (в зависимости от ваших финансовых возможностей), вы можете подкорректировать облик своего дома и создать оригинальный архитектурный ансамбль с интересными контрастными элементами. И, конечно же, надежно защитить строение от дождя, солнца и ветра.

    Профнастил

    Подшивку для свесов следует выбирать такую, чтобы она не только справлялась со своим функциональным назначением, но и хорошо выглядела и была долговечной.

    Несмотря на то, что профнастил является, прежде всего, кровельным материалом, он обладает всеми этими качествами, а его широкая цветовая палитра позволяет выбрать цвет подшивки под цвет кровли, фасада или, наоборот, использовать контрастные оттенки. Здесь возможно использование даже полутонов – на тон темнее или светлее. Подшивка профнастилом свеса – это очень удобно.

    Профнастил подшивают по той же методике, как и все другие материалы. Он прочный, удобный в работе, легкий, декоративный, но не пропускает воздух, поэтому нужно на определенном расстоянии монтировать вентиляционные решетки или оставлять зазор вдоль стены строения шириной в одну волну.

    Лобовая доска

    После того, как подшивка новых свесов закончена, прибивают лобовую доску к торцам свесов стропил. Поскольку они спилены наискосок, то их срезы чуть больше, чем диаметр стропильных ног. Ширину лобовой доски выбирают с таким расчетом, чтобы торцы свесов были полностью перекрыты. Толщина доски может быть от 20 до 30 мм, ведь она не испытывает сильных ветровых нагрузок, поэтому более толстый материал – это лишь дополнительные финансовые затраты, для которых нет обоснования.

    Поверх лобовой доски монтируют тот материал, который использовался для подшивки свесов (вагонку, сайдинг, профнастил…). Внешний угол свеса закрывают идущим в комплекте с сайдингом уголком, металлическим или деревянным (что гораздо реже, ведь он менее устойчив к атмосферным осадкам).

    Вот и все – подшивка вашей крыши закончена!

    Для придания конструкции более привлекательного вида в месте соединения подшивки и стены дома тоже устанавливают уголок – он скрывает неровности и места крепления шурупами или гвоздями.

    Даем гарантию

    Специалисты компании ООО «Москомплект» работают в строительной сфере много лет, поэтому имеют богатый опыт решения любых поставленных перед ними задач. Подшивка любой крыши для нас не проблема! Если вам нужно выполнить какие-то работы, позвоните в офис, напишите письмо на электронную почту или оставьте сообщение на нашем сайте. Менеджеры оперативно свяжутся с вами, проконсультируют, подскажут, как заключить с нами договор. Мы работаем быстро, качественно и всегда даем гарантию. Обращайтесь, мы вам поможем.

    Прайс на услуги

    Цены указаны за 1 п/м

    Монтаж каркаса карнизных и фронтонных свесов – 220-320 руб.

    Подшивка софитами – 240-365 руб.

    Подшивка доской – 400-510 руб.

    Окраска деревянных элементов в 2 слоя – 45-85 руб.

    Подшивка свесов крыши является заключительным этапом кровельных работ, суть которого состоит не только в защите кровельного покрытия, но и в придании ему эстетичного и законченного внешнего вида. Одним из наиболее частых вариантов подшивки является использование специально предназначенных для этого панелей – софитов.

    Софитные изделия появились на строительном рынке относительно недавно, однако получили широкое распространение и популярность благодаря наличию большого числа преимуществ, таких как эстетичный внешний вид, доступная стоимость, длительный срок эксплуатации, а также простота в установке под кровельные свесы.

    Виды софитов

    Софитные панели могут изготавливаться из различных материалов, и в зависимости от этого подразделяются на металлические (оцинкованные, алюминиевые, медные) и пластиковые (виниловые). Каждая из разновидностей имеет свои особенности, преимущества и недостатки. В то же время процесс их установки во многом сходен и имеет не так много отличий друг от друга.

    Софиты под крышу имеют перфорированную структуру, что способствует свободной циркуляции воздуха и защищает материал от сырости, плесени и гнилостных процессов. Неперфорированные софиты не используются для кровли, но применяются с целью отделки закрытых помещений.


    Если же говорить о производителях, то в настоящее время немало фирм, выпускающих качественные софитные панели. Например, большой популярностью вследствие своего высокого качества пользуются софиты Деке для подшивки кровли, производимые компанией Деке Экстружн (Docke Extrusion). Их гарантийный срок составляет 50 лет, что безусловно является отличным показателем для таких изделий. Другие известные производители софитов – такие фирмы как Mitten, Grand Line, Holzplast и т. д.

    Инструменты и материалы для монтажа софитов своими руками

    Подшивка софитными панелями кровельных свесов – дело несложное, а потому обычно можно обойтись без помощи специалистов, произведя установку софитов своими руками. Конечно, небольшие навыки и старание для этого всё же потребуются.

    Прежде, чем браться за такую работу, следует ознакомиться с инструкцией по монтажу софитов для крыши и подготовить необходимое оборудование.


    Набор инструментов, необходимый для монтажа софитов своими руками, включает следующее:

    • рулетку;
    • уровень;
    • столярный молоток;
    • ножницы по металлу;
    • уголок;
    • ножовка с мелкими зубцами;
    • электродрель;
    • дисковая пила.

    Без последних двух инструментов можно обойтись, но они сильно облегчают работу и ускоряют процесс монтажа.


    Расчет необходимого количества материалов производится довольно просто: карнизные свесы условно разделяются на прямоугольные участки, и для вычисления площади каждого из них длина умножается на ширину. Далее, исходя из размера самих софитных изделий, вычисляется необходимое количество панелей для монтажа. Конечно, при покупке желательно взять немного больше материала, предусмотрев некоторый запас – на случай погрешностей в расчетах и ошибок в работе.

    Помимо самих софитных панелей, в процессе монтажа используются те или иные дополнительные элементы к ним: J-фаски, J-профили, H-профили, иногда внешние и внутренние уголки. К числу необходимых элементов относятся также деревянные бруски для сооружения каркаса подшивки (обычно сечением 5 на 5 сантиметров). Наконец, для установки требуются и крепежные детали: чаще всего при монтаже софитов используются дюбели и оцинкованные самонарезающие шурупы.

    Инструкция по установке софитных панелей

    Для установки софитных панелей под кровельные свесы необходимо вначале соорудить каркас или короб, к которому они будут крепиться. С этой целью один брусок сечением 5 на 5 сантиметров крепят к стене дома посредством дюбелей. Еще один брусок закрепляется с внутренней стороны карнизной доски, после чего набивают поперечные рейки, соединяющие эти два бруска. Фиксацию брусков к стропильным конструкциям можно сделать с помощью саморезов.


    Крепление софитов к тем или иным конструкциям осуществляется посредством дополнительных элементов. J-фаской подшиваются карнизные свесы кровли. Функция H-профилей состоит в креплении софитов в местах поворотов под прямым углом. Они могут использоваться также для непосредственного соединения самих панелей друг с другом. Посредством J-профилей осуществляются боковые примыкания софитов к карнизам и прочим конструкциям: софитные панели на боковых участках вставляются в J-профили и фиксируются в них.

    Помимо этого, между собой софиты крепятся также при помощи крючков и отверстий, расположенных по краям.


    В зависимости от разновидности панелей и конфигурации кровельных свесов, инструкция по монтажу софитов может иметь определенные отличия, однако, благодаря использованию замковых элементов и вспомогательных приспособлений, установка их в любом случае является делом несложным.

    Правила подшивки софитов

    При всей простоте процесса, имеются определенные правила и рекомендации, без соблюдения которых установка софитов не будет правильной и может повлечь неприятные последствия в процессе эксплуатации.

    Основные из таких нюансов, требующих соблюдения в процессе монтажа, заключаются в следующем:

    • Софиты, особенно пластиковые, следует крепить аккуратно, без изгибов и натяжений.
    • Крепление панелей не должно быть слишком плотным, с фиксацией до упора.
    • Детали стыкуются между собой до появления характерного «замкового» щелчка.
    • Для монтажа собственными руками непрофессионалам лучше всего выбирать софиты из пластика. Их установка значительно проще, нежели других разновидностей, поскольку пластик отличается малым весом, гибкостью и легко подвергается нарезке.
    • Теплоизоляция фасада и все отделочные работы при строительстве дома должны быть завершены до начала монтажа софитных панелей.