Игровая технология на уроках обучения грамоте. Уроки обучения грамоте


В современных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. Ряд проблем начального, общего и профессионального образования объединяются вокруг целостного процесса профессионального становления креативной личности. Это позволяет сформулировать главную концепцию и основные концептуальные положения современного креативного образования. Целью современного креативного образования является обеспечение становления, т. е. формирования и развития, креативной личности обучаемого.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов не столько на передачу знаний, сколько на умение использовать эти знания, то есть на формирование универсальных учебных действий. Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .

В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера в обучении учащихся начальной школы на этапе обучения грамоте.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Креативные уроки строятся на основе инновационной структуры, предложенной М. М. Зиновкиной :

1 блок - Мотивация (удивление).

3 блок - Психологическая разгрузка.

Физкультминутка.

4 блок - Интеллектуальная разминка.

5 блок - Перерыв.

6 блок - Интеллектуальная разминка.

8 блок - Компьютерная интеллектуальная поддержка.

9 блок - Резюме.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

Система работы в данном направлении позволяет развивать критическое мышление, творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; активизировать креативность, мотивацию и силу воли.

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие творческого мышления, которое позволит детям логически рассуждать и строить умозаключения, приводить доказательства и делать выводы, фантазировать, и, в конечном итоге, расти не просто носителем определённой суммы энциклопедических знаний, а настоящим решателем проблем в любой области человеческой деятельности.

Технологии системы НФТМ-ТРИЗ очень хорошо сочетаются с групповыми формами работы.

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Учащийся первого класса пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Цели организации совместной учебной работы:

1. Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
2. Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
3. Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе - это функция контроля и оценки, позже - целеполагания и планирования.
4. Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

А. Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе :

1. позитивная взаимозависимость, т. е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2. личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3. индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4. навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5. совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.

На уроке обучения грамоте приведенном в статье, первоклассники, работая в группе, через игру и фантазирование представляют изученные на уроках письма буквы разными необычными способами. После этого урока в классе стартует долгосрочный проект (ноябрь - март) «Весёлая азбука», цель которого создать и представить свою «необычную» букву.

Тема: Секреты письма букв О, А, У, Э, ы необычными способами.

Цель: познакомить обучающихся с разными способами написания букв А, О, У, Э, ы через развитие творческого воображения и фантазии.

Задачи:

Развитие любознательности;

Формирование системного мышления и развитие творческих способностей;

Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении написания букв А, О, У, Э, ы разными способами.

Оборудование: листы с буквами, написанными воском для 5 групп, на столах - акварельные краски, кисточки, баночки с водой, рисунки с буквами - изографы, листы для конструирования букв, пластилин, разные материалы - макаронные изделия, пуговицы, крупа гречневая, рис, бусинки, плакат «Правила работы в группе».
Срок проведения: начало ноября.

Таблица 1

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Детям предлагается прочитать изученные буквы с листа на доске. Письменные буквы а,о,у,ы,э написаны воском, их не видно на строке.
- Что здесь написано?
- Хотите узнать?
Учитель проводит красками по листу и буквы «оживают» на глазах у детей.
- А теперь можете прочитать?

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты.
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

А) Актуализация знаний и постановка учебной цели, правила работы в группе.

1. Беседа.
- Все ли секреты написания этих букв вы знаете?
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня?
На доске появляется запись: Секреты букв.
2. Работа в группах.
- Работать вы будете в группах. Выберите организатора группы.

Давайте вспомним правила работы в группе.На доске плакат «Правила работы в группе.
- У вас на столах тоже есть листы с буквами - это название вашей группы. С помощью красок и кисточки «оживите» ваши буквы.

Ребята отвечают.

Ребята совещаются и выбирают: организатора группы, который руководит деятельностью в группе.
Ребята называют.
Каждая группа красками «оживляет» буквы и называет «имя» своей группы: группы «А», «О». «У», «Э», «ы».

Познавательные УУД

2. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД
1. Прогнозировать предстоящую работу

Б) Пропедевтика ТРИЗ.

1-е задание группам
Каждой группе раздаются листы с изографами.
- Какие буквы спрятались в рисунках?

2-е задание группам.
- А теперь сами попробуйте спрятать изученные письменные буквы в рисунках.

Посмотрите, что получилось у первой группы. Какие буквы здесь спрятались?

Ребята обсуждают и называют найденные буквы.

Ребята обсуждают задание и на листах А3 каждая группа оформляет свои рисунки.

После выполнения рисунков ребята предлагают отгадать другим группам, какие буквы спрятались на их рисунках.
Аплодисментами ребята отмечают работу групп.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из рисунков.
2. Представлять информацию в виде рисунка.

4. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Умение работать в группе.
Личностные результаты


Регулятивные УУД

3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Блок 3. Психологическая разгрузка.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развития межполушарного взаимодействия)

Упражнение «Качание головой» (упражнение для стимуляции мыслительных процессов)
Упражнение «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

Ребята поочередно сначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью. Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.

Ребята медленно качают головой влево и вправо.
Ребята «рисуют» головой восьмерки.

Личностные УУД:
1.Формируем саморегуляцию.

Блок 4. Головоломки.

Танграм
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции.
Можно предложить ребятам сложить букву - имя своей группы из деталей танграма.

Ребята собирают в группе фигуры танграма по схеме.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Блок 5.
Интеллектуальная разминка: нахождение закономерностей, необычное использование объектов.

1-е задание. Найди «лишнюю» букву.
Группам выдаются карточки с буквами:
а, о, ы, Э , у
О, А, У, ы , Э
а, у, н , ы, э, о
Письменные буквы написаны по строчкам, выделений другим шрифтом букв нет.
- Найдите в каждой группе «лишнюю» букву.

2-е задание. Работа с цепочкой.
- Какие инструменты для письма вам известны?

А что еще вы могли бы использовать для написания букв?
- Интересно, а могут ли вам пригодиться цепочки, которые у вас на столах?

Попробуйте сконструировать изученные письменные буквы с помощью цепочки.

Ребята выполняют задания и проверяют, как их выполнили другие группы. Объясняют свой выбор, называют закономерности в каждой строке.

Ребята отвечают на вопросы.

Высказывают предположение о письме букв цепочкой.

Ребята конструируют буквы в группе.

Познавательные УУД


3. Развиваем в ребенке способность уходить от тривиальных ответов. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 6.
Содержательная часть

Задание «Необычные буквы»
- Создайте в группах буквы из разных материалов.

Ребята выполняют задание в группах:
1-я группа «пишет» макаронными изделиями,
2-я группа - пуговицами,
3-я группа - гречкой,
4-я группа - рисом,
5-я группа - бусинками.
Каждая группа «пишет» свою букву - имя своей группы.
Ребята представляют свои работы, создавая выставку на доске.

Познавательные УУД
1. Представлять информацию в виде рисунка необычными материалами.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы об их использовании.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.

Медиаресурс «Учимся вместе с гномом»
http://pedsovet.su/load/238-1-0-39450
Задания:
«Мозаика». Собери мозаику из мультфильма.
«Подбери слово». Чистоговорка. Слово «гном» и картинка появляются по щелчку, после того как чистоговорку составят дети.
«Найди гласные и согласные». Распределение букв на два столбика по щелчку.
«Найди букве картинку». После выполнения задания по щелчку каждая картинку перемещается к своей букве.

Ребята выполняют задания на iPad.

Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. Обобщать и классифицировать по признакам.
3. Развиваем в ребенке воображение
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Блок 8. Резюме

1. Итог урока
- Какие секреты письма букв вы узнали сегодня?2. Рефлексия работы групп
- Удалось ли вашей группе работать по правилам?
- Если «Да», поднимите карточку - «Молодцы», если что-то не получалось - карточку «Задумчивый человечек».
- Почему не получилось работать по правилам?
3. Рефлексия работы каждого на уроке.
- Закройте глаза. Поднимите руки те, кому урок понравился. Теперь поднимите руки те, кому урок не понравился.
Все это делается с закрытыми глазами.

Ребята отвечают на вопросы.

Ребята анализируют работу группы.

Ребята оценивают свое эмоциональное и качественное ощущения от урока.

Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Ссылки на источники
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
2. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. - 109 с. [Дата обращения 14.11.2016]
3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 14.11.2016].
4. А. Б. Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. - М., 2000.

В пособии представлены примерные разработки уроков чтения, которые проводятся в период обучения грамоте. Оригинальная авторская методика работы со школьниками на уроках направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств (внимание, память, логическое мышление, устная речь и др.) с первых дней обучения в начальной школе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов; будет полезно студентам педвузов, родителям.

Слово
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
У. Послушайте мою речь и определите, что я скажу: Прозрачные росинки украшают осинку.
Д. Это предложение.
У. Назовите известные вам признаки предложения.
Д. Предложение выражает законченную мысль. Предложение имеет особую интонацию.
У. Скажите, из чего состоит предложение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Предложение состоит из слов. Значит, тема сегодняшнего урока - «Слово».
У. Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано печатным шрифтом: узнать, что... учить различать... и не... учиться... значение...
Д. Цель нашего урока - узнать, что такое слово; учиться различать слово и не слово; учиться определять значение слова.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Примерные разработки уроков чтения в период обучения грамоте
Урок 1. Речь
Урок 2. Слово
Урок 3. Слог
Урок 4. Гласные и согласные звуки
Урок 5. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Ударение. (Обобщение)
Урок 6. Звук [а] и буква А, а
Урок 7. Звук [о] и буква О, о
Урок 8. Звук [и] и буква И, и
Урок 9. Звук [ы] и буква ы
Урок 10. Звук [у] и буква У, у
Урок 11. Звуки [н], [н’] и буква Н,н
Урок 12. Звуки [с], [с’] и буква С. с
Урок 13. Звуки [к], [к’] и буква К, к
Урок 14. Звуки [т], [т’] и буква Т, m
Урок 15. Звуки [л], [л’] и буква Л, л
Урок 16. Звуки [р], [р’] и буква Р,р
Урок 17. Звуки [в], [в’] и буква В, в
Урок 18. Буква Е, е и звуки, которые она обозначает
Урок 19. Звуки [п], [п’] и буква П, п
Урок 20. Звуки [м], [м’] и буква М, м
Урок 21. Звуки [з], [з’] и буква 3, з
Урок 22. Звуки [б], [б’] и буква Б, б
Урок 23. Звуки [д], [д’] и буква Д, д
Урок 24. Буква Я, я и звуки, которые она обозначает
Урок 25. Обозначение буквой Я звука [а] после мягкой согласной
Урок 26. Звуки [г], [г’] и буква Г, г
Урок 27. Звук [ч] и буква Ч,ч
Урок 28. Буква ь как обозначение мягкости согласных
Урок 29. Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного (закрепление)
Урок 30. Звук [ш] и буква Ш,ш
Урок 31. Звук [ж] и буква Ж, ж
Урок 32. Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает
Урок 33. Звук [й] и буква Й,й
Урок 34. Звуки [х], [х’] и буква X, х
Урок 35. Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает
Урок 36. Звук [ц] и буква Ц, ц
Урок 37. Звук [э] и буква Э, э
Урок 38. Звук [щ] и буква Щ.щ
Урок 39. Звуки [ф], [ф’] и буква Ф, ф
Урок 40. Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак
Урок 41. Алфавит
Урок 42. «Первая охота»
Урок 43. «Угомон»
Урок 44. «Помощница»
Урок 45. Борис Владимирович Заходер. «Два и три»
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте, Бакулина Г.А., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

А. С. Макаренко.

Главная задача учителей, работающих с первоклашками,— помочь детям усвоить про-граммный материал и в то же время сохра-нить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, спо-собствуют формированию внимания, наблю-дательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидакти-ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, трени-руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учени-ков глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную актив-ность учащихся, вызывая у них положитель-ные эмоции в процессе учебной деятель-ности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую ра-боту», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Описание дидактических игр.


«Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем сто-ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Вы пришли в магазин. Ваши роди-тели заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Вы-бирайте, но будьте внимательны, не бе-рите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой на-чинается, допустим, на звук [м] (мат-решка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка).

«Животные заблудились».

Заблудились в лесу домашние жи-вотные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внима-тельно слушает и рисует на доске сло-говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе-рутся из леса.

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстра-цию). Он утверждает, что нарисо-вал эту картину к такому стихотво-рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было на-рисовать? Какие слова спутал худож-ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло-ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«От бочки до точки».

Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж-ные картинки со скрепками. Пойман-ную «рыбку» ребенок показывает дру-гим ученикам, которые хлопком отме-чают правильный выбор.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло-во. На доске или наборном полотне ве-дущий вывешивает картинки на каж-дую букву спрятанного слова по поряд-ку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры-вается.

Например: спрятанное слово - ме-сяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото-рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош-ка, щенок.

Предварительно все слова прогова-риваются.

«Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це-почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко-торого начинается с того звука, кото-рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

«Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле-пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная бук-ва. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с че-тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина-ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде-ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре-бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розо-вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел-тый, коричневый, фиолетовый, оран-жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас-ставляет цветы по вазам. Синий цве-ток должен остаться.

«Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображе-нием шести картинок (вместе со слова-ми под картинками). Ребенок опреде-ляет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер-вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по-дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

«Покажи букву».

Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме-ние составлять из букв слова.

«Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

«Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

«Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой (крыши).

Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «вынь-те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи-лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

До-бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются гри-бы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва-зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

«Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составь-те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).

ПЛАН

ГРАМОТЕ.

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель. Познакомить студентов с особенностями речевого развития первоклассников и с основными направлениями работы по развитию связной речи, усвоить приемы работы по развитию речи

1. Особенности развития речи и мышления первоклассников в период обучения грамоте.

2. Обогащение и уточнение словаря детей.

3. Словарно-лексические упражнения как средство развития речи и мышления школьников.

4. Работа над предложением.

5. Работа над связной речью в период обучения грамоте.

6. Логопедическая работа в первом классе.

Литература

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах; М.: "Просвещение", 1987.

2. Методика русского языка В.А. Кустарёва и др. - Москва: "Просвещение", 1982.

3. Львов М.Р. "Речь младших школьников и пути её развития, М.: Просвещение, 1975.

Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объём его словаря составляет от 3 до 7 тысячи слов, он использует в своей устной речевой


практике предложения - как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является её ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью.

Какие же изменения происходят в речевом развитии ребенка после его поступления в школу? Изменения очень существенны. Во-первых резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив - общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Удивительно ли, что дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы.

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т.д. Однако все эти средства лишь смягчают резкость перехода; в остальном же речь в учебном процессе неизбежно теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.



Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь. Конечно, первые письменные тексты, с которыми сталкивается ребенок, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи, какой он пользовался до школы. Как же происходит включение элементов письменно-книжной речи в обиход учащегося 1 класса?

Такие элементы содержит речь учителя - литературная речь, подчиненная норме и, безусловно, испытывающая на себе влияние письменно-книжных стилей; школьное требование отвечать на вопрос учителя полным ответом приводит к тому, что эллиптические конструкции (один из типичнейших элементов разговорно-бытовой ситуативной речи) исчезают, как бы объявляются «вне закона»; беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений: «Почему вы думаете, что это лиса?»- «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций. С первых дней обучения грамоте начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что нелюбое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других; приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. Современные первоклассники уже понимают, что в школе нельзя пользоваться теми детскими оборотами, которые они употребляют дома и с друзьями. Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не


развивался, либо не занимал господствующего положения. (Нельзя забывать в т о же время, что дети, воспитывавшиеся в детском саду, прошли определенную систему развития связной речи).

Монолог в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по памяти (что было), по воображению (главным образом по картинкам). Высказывания монологического типа имеют место и в процессе фонетической работы, например, школьник говорит: »В слове земляника четыре слога, ударный - ни, всего 9 звуков, сколько же букв: з-е м-л-я-н-и-к-а».

Наконец, четвертая особенность речевого развития первоклассника - это то, что в школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов: путем показа картинки или предмета, называния этого предмета; в словарных играх - с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок; в беседах, рассказах, в декламации стихотворений, скандировании слов и пр. Дети 6 лет не всегда могут сразу выговорить новое слово, следовательно, работать следует не только над значением, но и над звуковым составом слова, над ударением, орфоэпическим произношением, а также над буквенным составом слова и его написанием.

Ежедневно дети усваивают новые слова, уточняют, углубляют понимание значения тех слов, которые им встречались ранее, используют слова в своей речи (активизируют их).

Сама школьная жизнь, учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов, обозначающих название учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и в других пособиях. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказах учителя и т.п.

Новые слова включаются в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи, естественно, имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений, их оттенков.

С первых дней пребывания ребенка в школе его нужно приучать к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов. Эта задача доступна первоклассникам: дети обычно тонко чувствуют выразительность речи, они любят экспрессивную речь, сами охотно употребляют слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами.

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речи (речевого потока), чтение, это ответы на вопросы (и вопрос и ответ представляют собой предложения).

В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

а) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение
предложений в устной речи, составление их, чтение по букварю;

б) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым,
от неполных предложений - к полным, относительно большим предложениям,
имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

в) установление простейших связей между словами в предложении, в основном в предикативной группе, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но коль скоро они появляются в их речи, то задача школы не в том, чтобы искусственными мерами, запрещениями сдержать речевое развитие детей, а в том, чтобы поддержать это новое и обеспечить его правильность.

Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, речь учителя, а также вопросы.

В период обучения грамоте роль вопросов очень велика; вопрос дает основу для составления предложения. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?» Возможные ответы: «Дети заблудились в лесу»: «Дети пошли в лес за грибами и заблудились»; «Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Они заблудились - не знают дороги домой».

Так от предложения школьники переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказа - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, чтение скороговорок, рассказывание сказок и инсценирование их. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начинают развиваться и поэтому для детей существенные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке обучения грамоте как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в «Азбуке» помещены серии картинок к сказкам «Волк и Лиса» и «Курочка

Ряба». Составляя к каждой картинке предложение, дети получают последовательные рассказы.

В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реальности персонаж получает имя, определяется время года, может быть добавлено предложение о погоде и т.п. Рассказ


озаглавливается - так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем дети получают задания рассказать на тему, например: «Расскажите о белочке» (по непосредственному наблюдению). «Расскажите о том, как играли в...» (по воспоминанию) и т.п.

Обычной опорой детских рассказов в 1 классе служат вопросы учителя или вопросный план (собственного плана в 1 классе дети еще не составляют).

Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражая синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно


исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над предложением, вводятся детали, подробности, улучшается последовательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет занимательный элемент: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет решительных событий, развязки, восторженно передает героическое, а также меткое, остроумное слово. Поэтому в системе упражнений по развитию связной речи должны быть представлены и инсценирование сказки (исполнение ее в ролях и другие формы драматизации и импровизации, т.е. придумывание собственных сказок), и конкурсы на лучшего чтеца стихотворений, и соревнование в отгадывании загадок, в объяснении пословиц.

Например, в 1 классе инсценируют народную сказку «Репка». Сказка проста по сюжету, не требует сложных декораций - ее исполняют в классной комнате; но она лишена диалога, и слова персонажей с увлечением придумывают сами дети.

Первоклассники знают огромное количество загадок. Загадка всегда остроумна, поэтична, легко запоминается. Выше уже было сказано, что загадки используются для введения исходного слова, из которого выделяется новый звук, например: «Стоит дед во сто шуб одет; кто его раздевает - слезы проливает» (лук), для выделения звука [к]. Однако загадки полезны и сами по себе, как средство речевого развития детей. Работа над загадками всегда превращается в веселую, оживительную беседу, в ходе которой обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Нередко первоклассники и сами пытаются составлять загадки.


Нельзя забывать, что развитие речи учащихся - это в конечном счете главная, безусловно, важнейшая задача школы, ибо в жизни человеку необходим навык речи в первую очередь. Развитая речь служит также средством познания.

В период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе значительный материал по грамматике и орфографии. Но характер усвоения этого материала особый: детям не объясняется, как правило, тема, не сообщаются теоретические сведения. В практической устной или письменной речевой работе дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.

Так, в первые месяцы обучения дети сопоставляют слова простейшего типа: дома-дом, леса-лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях родственных слов.

Изменяя слова ёж-ежи, уж-ужи, ёрш-ерши, дети не только усваивают правописание жи, ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к усвоению орфографического действия -проверке согласных на конце слова, где в результате действия закона абсолютного конца слова происходит позиционное чередование согласных; в грамматическом же плане они готовятся к усвоению темы «Изменение имен существительных по числам».

Сопоставляя слова ехал, отъехал, дети практически подготавливаются к темам «Состав слова». Приставки», «Родственные слова».. Дети образуют слова осень - осенний (ветер) и тем самым подготавливаются к усвоению законов словообразования, к усвоению темы «Имя прилагательное» и, наконец, к темам «Родственные слова», «Состав слова».

На уроках в период обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, следовательно, изменяют и прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже; изменяют формы глагола и таким образом готовятся к усвоению материала по теме «Глагол».

Система пропедевтических упражнений находится в соответствии со ступенчатым построением современных программ по грамматике и правописанию: у детей постепенно, в результате практических работ, накапливается и определенный речевой опыт, и «чувство» языка, и наблюдения над явлениями языка 0- над словами, их составом и образованием, над их изменением и сочетанием с другими словами. Лишь на этой основе в дальнейшем школьник приступает к усвоению теоретических обобщений, на нее опирается в формировании грамматических понятий и орфографических действий.

Таким образом, период, обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в школе, хотя на этом отрезке решаются действительно очень своеобразные задачи. Надо помнить, что процесс обучения непрерывен, и в пропедевтических упражнениях по языку.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Составил: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №28»

Тимошенко О.Н.

Курск 2016

В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.

Введение ………………………………………………………….. 4

Игры со словами.

Слово – звук …………………………………………………………. 6

Слово – цвет …………………………………………………………. 9

Слово – образ …………………………………………………………. 12

Слово – ассоциация ……………………………………………………….. 13

Слово – понятие ……………………………………………………….. 17

Слово – действие ………………………………………………………… 20

Слово – творчество ……………………………………………………….. 21

Список литературы ………………………………………………………… 23

Введение.

Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

Дидактические игры разделены на четыре группы:

фонетические

графические

грамматические

игры, направленные на развитие связной речи.

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

Игра « Восстанови сказку»

Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование : текст сказки.

Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла… ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

Игра « Зашифрованные песни»

Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование : образцы текстов.

Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг,

Фёд гяг, фёд гяг,

Зэлемъгый гёсрыг.

Или:

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы ,

Вместо арбуза не просите брюквы ,

Цифру всегда отличите от буквы ,

И различите ли ясень и бук вы ?

Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог ?

Не ходи, как все разини ,

Без подарка ты к Розине ,

Но ей делая визиты ,

Каждый раз букет вези ты .

Такса

Сев в такси спросила такса

За проезд какая такса ?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем,

Вот так-с.

Игра « Разноцветные слова»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование : карточки с заданиями.

Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты золотой

стальной

серебрянный

молочный

кремовый

Минералы салатный

кофейный

изумрудный

Плоды рубиновый

бирюзовый

лимонный

абрикосовый

Металлы малиновый

Игра «На вкус и цвет…»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование : карточки с заданиями.

Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.


Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование : тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

Серая сказка.

Я – серый .

Я – серый , как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый , но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая . Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым ?

Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

Игра «Только весёлые слова»

Цель : Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель: Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

Игра «Если бы, да кабы»

Цель : Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование : карточки для игры.

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель : поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд пчела боль врач красный крест флаг страна Казахстан Астана и т.д.

Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование : карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель : Поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование : карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

    ветер

    радость

    туман

    любовь

    красота

    непогода

    цветение

ветер

шум

красота


С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки :

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Игра «Тайны двойного»

Цель : познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).

Игра «Слова-мячики»

Цель : расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование : мяч.

    Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

    с синонимами (весёлый – радостный);

    с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);

    с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);

    со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);

    с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

    Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать предмет (явление).

Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

Игра «Устный кроссворд»

Цель : обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

Это та, которая больно кусает?

Нет, это не змея.

Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

Нет, это не зубры.

Это то место, где живём все мы?

Да, это земля.

Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

Игра «Из плохого – в хорошее».

Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д. внимательный

заботливый

добрый

Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

Игра «Восстанови пословицу»

Цель : Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование : тексты пословиц.

На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»

Цель : Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

Литература:

Исаенко В.П «Игры наших детей»

М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И «Через игру к совершенству»

М.: «Лист» 1997